Биография николая рериха кратко. Мировое признание художника. Рерих Николай Константинович. Картины. Гималаи

Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.

Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.

Воплощая эти идеи, Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н.К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.

Н.К. Рерих продолжает свою международную культурную деятельность. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.

В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

В двух словах определить его заслуги перед русской и мировой культурами не представляется возможным. Николай Константинович Рерих был больше, чем просто художником, но еще и тонким мыслителем, путешественником, этнографом, историком. Его по-прежнему помнят и чтят. Пожалуй, именно этот человек связал Восток и Запад, Россию и Индию тонкими, но прочными узами.

Биография Николая Рериха

Николай Когстантинович родился 27.09.(9.10.).1874г. Отец будущего художника был нотариусом, и в его жилах текла кровь древних викингов. К истории, литературе и музыке мальчик пристрастился еще дома, а также во время учебы в частной гимназии. Довелось ему принимать участие и в археологических раскопках, где он прикоснулся к древности воочию. Рерих собрал великолепную коллекцию старинных раритетов, включавшую более 30000 экспонатов. Параллельно он учился на юриста в Петербургском университете и в .

В формировании его личности значительную роль сыграли художники А.И.Куинджи и , а также критик и историк искусства В.В.Стасов. Первая серия картин Рериха была посвящена славянской Руси. Это и «Заморские гости», и «Город строят», и «Славяне на Днепре». Одно из полотен приобрел известный меценат . Рерих продолжил обучение в Париже.

В начале ХХ века Рерих с супругой Еленой Ивановной предпринял большое путешествие по старинным российским городам, в результате которого создал множество живописных этюдов. На 1906 год приходится изменение художественной манеры Рериха - он принимает решение отказаться от масляной живописи в пользу темперы. Под кистью Рериха оживают герои мифов, преданий и легенд - вещий Боян из «Слова о полку Игореве», Микула Селянинович и др.

Рериху доводилось работать и на росписях иконостасов и целых церквей. Наиболее известна его Богородица, написанная для церкви в селе Талашкино. Рерих сочетал занятия живописью с преподаванием и руководящими должностями. Так, с 1910 года он возглавлял знаменитое объединение «Мир искусства». С 1918 года художник оказывается вне России, в Финляндии.

Об эмиграции он не думал, и эмигрантом себя не считал. Тем не менее, художник не опустил руки и продолжал интенсивно работать. В течение трех лет он выставляет свои работы в США. Там же в 1923-м году открывается музей его имени и несколько культурных центров. Во второй половине 20-х гг. Рериху удается реализовать давнюю детскую мечту - побывать в Гималаях и Тибете, посетить Китай и Индию. Здесь художник ощутил новый прилив сил, прикоснулся к тайнам бытия и космическим тайнам человеческой жизни.


Уже после первой экспедиции Рерихи поселились в индийской долине Кулу. Она станет их пристанищем почти на два десятилетия, вплоть до кончины Николая Константиновича. Рерих всегда был рыцарем Красоты и много делал для ее сохранения и приумножения. Его Пакт о необходимости охраны культурного наследия был подписан несколькими десятками стран мира. Специально для этого документа Рерихом была разработана особая символика - Знамя Мира. Это окружность, в которую вписаны три красных круга меньшего диаметра. Они могут быть истолкованы в различных аспектах.

Философия Рериха нашла выражение в учении Живой Этики. Соавтором многих книг Рериха выступала супруга. Разумеется, Рерих непредставим без пейзажей, на которых изображены горы. Он рисовал их без устали, в разное время суток, и очень разными. Тема России продолжает звучать в творчестве художника и в 30-е гг. В годы войны Рерихи были полностью на стороне СССР.

Николай Рерих ушел из жизни в 1947 году, ожидая положительного решения о возможности возвращения на Родину, но так и не дождавшись его. Сыновья художника - Святослав и Юрий - достойно продолжили дело отца.

  • Сохранилась уникальная запись голоса Николая Рериха, где он по-английски размышляет о Шамбале и возможности ее существования.

Биография

Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель. Николай Константинович Рерих - отец востоковеда Ю.Н. Рериха (1902-1960) и художника С.Н. Рериха (1904-1991). В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Согласно семейному преданию ее возникновение относится ко временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров, среди предков Н.К. Рериха были политики и военачальники.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября (по старому стилю - 27 сентября) 1874 в Петербурге, в семье нотариуса Окружного суда Санкт-Петербурга (с 1873). Отец Николая, Константин Федорович Рерих, в 1860 женился на Марии Васильевне Калашниковой и поселился с ней в Санкт-Петербурге - в особняке на Николаевской набережной (ныне Университетская), в котором открыл собственную юридическую контору. Кроме Николая, в семье было еще трое детей: младшие братья Борис и Владимир и старшая сестра Лидия. Вместе с семьей жил и дедушка по линии отца, Федор Иванович (умер в возрасте 105 лет), обладавший коллекцией масонских символов. Летние и зимние каникулы семья Рерихов проводила в загородном поместье Извара, приобретенном Константином Рерихом в 1872 у графа Семена Воронцова (название "Извара" было дано поместью Воронцовым после возвращения из путешествия по Индии; в переводе с санскрита означает "Бог" или "Божественный Дух"). В 1883 Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой легкостью, что фон Май воскликнул: "Будет профессором!". Большинство предметов преподавалось на немецком языке. Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота. Первым учителем рисования был друг отца Николая - художник Михаил Микешин.

В 1893 Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А.И. Куинджи (окончил в 1897). Одновременно, по условию, высказанному отцом, желавшим сыну более практичного образования, Николай поступил на юридический факультет в Государственный Университет (окончил в 1898); прослушал курс историко-филологического факультета. Одновременно с обучением в Университете Николай Рерих начинает зарабатывать иллюстрированием в журналах "Звезда" и "Всемирная иллюстрация" и иконописью, получив заказы от нескольких церквей. В 1897 Н.К. Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян ("Начало Руси. Славяне"). Древние летописи и книги более основательно стал изучать с 1895, когда познакомился с В.В. Стасовым, заведовавшим художественным отделом в Публичной библиотеке. Еще в годы учебы в университете Рерих вступил в члены Русского Археологического Общества.

По окончании учебы в Академии и в Университете стал помощником главного редактора собственного журнала Стасова "Искусство и художественная промышленность", статьи, печатавшиеся в журнале, подписывал псевдонимом Р. Изгой. При поддержке Стасова стал помощником директора музея Общества поощрения художников. Первая поездка Николая Рериха была совершена на пароходе летом 1899 из Санкт-Петербурга в Новгород по великому водному пути, по которому более тысячи лет назад в ладьях викингов плавали варяги. В 1900 умер Константин Рерих, Мария Рерих продала Извару, и на полученные деньги Николай смог осуществить долгожданную мечту - в сентябре он отправился учиться в Париж, по пути заехав в Берлин, Дрезден и Мюнхен. В мастерской исторического живописца Фернана Кормона Николай Рерих учился до середины 1901, вернувшись летом в Россию. 28 октября 1901 в церкви Императорской Академии Художеств, в б часов после полудни, Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Шапошникова, познакомившиеся летом 1899, стали мужем и женой. Елена Ивановна, племянница княгини Путятиной, была на пять лет младше Николая Рериха. На всю оставшуюся жизнь она станет его "другиней и вдохновительницей", и он назовет ее "Ладой", старинным русским именем, в котором для него звучала "гармония, вдохновение и сила". Чтобы обеспечить семью, в том же 1901 Рерих предложил свою кандидатуру на должность секретаря Общества Поощрения художников и был принят на должность, несмотря на наличие других, более старших и опытных, претендентов. Летом 1903 Рерих с женой путешествовал по России, посетив двадцать семь городов. Целью путешествия было изучение древней архитектуры. Результаты поездки были представлены на Выставке архитектурных этюдов Рериха, открывшейся в Обществе Поощрения художников в январе 1904. Николай II, посетивший выставку, пожелал, чтобы всю серию приобрел музей Александра III (в настоящее время Русский музей), но в день его посещения Россия объявила войну Японии, и дело осталось незавершенным. В том же году семьдесят этюдов и несколько других картин Николая Рериха было отправлено в Америку как часть русской экспозиции на выставку-продажу в город Сант-Луис (в Россию картины вернулись лишь через семьдесят лет).

С 1906 - директор Рисовальной школы при этом обществе (до 1918). С 1909 - действительный член Петербургской академии художеств. В 1910-1919 - председатель объединения "Мир искусства". К революции 1917 Н.К. Рерих отнесся сочувственно; входил в состав Комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 под председательством А.М. Горького. В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, Николай Рерих вынужден был уехать на Карельский перешеек.

С весны 1918 жил за рубежом: в начале 20-х годов в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии. В 1918 году Н.К. Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. В 20-х и 30-х годах совершил две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии (в 1924-1928 совместно с женой Е.И. Рерих и сыном Ю.Н. Рерихом и в 1934-1935). В 1926 посетил Москву, был на Алтае. В 1929, совместно с сыном, основал институт гималайских исследований ("Урусвати") в Нагаре. С 20-х годов Николай Константинович Рерих вел просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). В 1942-1944 являлся почетным президентом Американо-русской культурной ассоциации. Умер Н.К Рерих 13 декабря 1947 в местечке Нагар (долина Кулу, штат Пенджаб, Индия). В 1991 в Москве был создан Международный центр Рерихов (преобразован из Советского фонда Рерихов).

Среди литературных работ Николая Константиновича Рериха - стихи, проза, публицистика: "Правовое положение художников в Древней Руси" (1898; дипломная работа на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета), "Цветы Мории" (1921; сборник стихов), "Пути Благословения" (1924), "Сердце Азии" (1929), "Твердыня Пламенная" (1932), "Нерушимое" (1936), "Врата в будущее" (1936), "Алтай - Гималаи", "Художественная техника в применении к археологии" (курс лекций в Петербургском Археологическом институте), статьи по вопросам искусства и охраны памятников старины

Николай Константинович Рерих - автор более 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. Среди живописных работ Рериха - монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции, серия из девяноста полотен (памятники древнерусской архитектуры): "Гонец. "Восстал род на род" (из цикла "Славяне. Начало Руси"; картина была представлена Рерихом в качестве дипломной работы по окончанию Академии художеств; 1897; Третьяковская галерея), "Поход" (1899), "Заморские гости" (подзаголовок - "Народная живопись"; 1901; Третьяковская галерея; на выставке в Академии Художеств в 1902 картину приобрел царь Николай II предназначая ее для царскосельского дворца), "Город строят" (1902; Третьяковская галерея), "Небесный бой", "Каменный век" (1910, местонахождение неизвестно), "Человечьи праотцы" (1911, местонахождение неизвестно), "Крик змея" (1913, Псковский музей), "Град обреченный" (1914, местонахождение неизвестно), "Знамение" (1915; Одесский художественный музей), "Гуга Чохан" (1931; Третьяковская галерея), "Знаки Гэсера" (1940; Русский музей), "Гималаи. Нанда-Деви" (1941; Русский музей), "Тибет. Монастырь" (1942; Русский музей), "Помни" (1945; Русский музей). Среди работ в области театрально-декорационной живописи - декорации к опере "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова (1909), драме "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912), балету "Весна священная" И.Ф. Стравинского (1913), пьесе М. Метерлинка "Сестра Беатриса" (1914), опере "Князь Игорь" А.П. Бородина (1914; Русские сезоны С.П. Дягилева). Среди работ в области монументального искусства - эскизы для церковных росписей и мозаик: церковь святого Духа в Талашкине (1914), майоликовые фризы и живописные панно в частных особняках.С 1906 Н.К. Рерих писал темперой, с 20-х годов - преимущественно синтетическими красками. Через 10 лет после смерти Н.К. Рериха, более 400 произведений, созданных им в Индии, по завещанию Н.К. Рериха было передано в музеи СССР.

Источники информации:

  • Проект Mystic-world - mystic-world.net
  • Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Всемирная энциклопедия классического искусства "Великие мастера", Иллюстрированный энциклопедический словарь)
  • Проект "Россия поздравляет!"

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Централь-ной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объ-единенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский ин-ститут научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защи-те культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника име-ются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибир-ске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Бу-энос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принад-лежащих перу Рериха.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, кото-рый получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увле-кался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.

Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.

В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.

Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоя-тельно работать над историческими композициями.

Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.

К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих по-ступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компо-нентов содержания его произведений и основным источником настрое-ния.

Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эс-киза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского госу-дарства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напря-женной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обду-мывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные компози-ции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.»

В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исто-рической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник осо-бенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.

И в то же самое время в картине нет рабского следования археоло-гическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведе-ниям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощу-тил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. Он пришел к твердому убеждению, что ху-дожнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вы-мыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целост-ное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третья-ковым.

После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славя-не». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изу-ченный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «За-морские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования. В свое время эти картины получили высокую оценку современников.

Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательни-ца», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творче-ским планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года ху-дожник покидает Францию.

По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изуче-ние русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завер-шения старого, поисков новых тем и художественных решений.

Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зло-вещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и на-стороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Го-род строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много спо-ров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По дос-тоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Се-ров, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Дне-пре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путеше-ствие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Яро-славль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Вели-кий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, вырази-тельно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной осно-вы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяно-ста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росски-ми Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художни-ка. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьде-сят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель мно-гих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.

Столь многообразны были устремления Рериха в ранний период творчества. Чрезвычайный интерес к родной истории, ко всему народно-му, национальному неустанно вел его к расширению знания, к поискам новых, неизвестных еще материалов.

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.

Герои его искусства - народ: мудрейшие старцы племени и рода, труженики, воины. Их жизнь полна кипучей энергии. Они сами решает свою судьбу: совещаются, отважно прокладывают водные пути, дружно строят города, мужественно обороняются. Горячей любовью к трудолю-бивым отважным зачинателям Руси, гордостью за наше прошлое прони-заны эти глубоко национальные произведения. Каждое из них создавалось художником на основе большого знания русской истории, памятников старины, развития лучших традиций русской культуры.

Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано вырос в интересного, самобытного художника. Рано определились и его общественные идеалы, его взгляды на высокое назначение искусства.

В 1900-х годах, особенно после революции 1905 - 1907 годов, Рерих всю страсть своей души, все помыслы направляет к будущему, призывает творить для народа, создавать искусство, насыщенное большими идеала-ми гуманизма.

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, по-исками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славян-ской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду - эпохе каменного века. Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит ар-хеологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизучен-ного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патрио-тических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой». Оно воспринимается как живописная поэма о бесстрашных викингах. Холод-ное северное море. В тяжелый ожесточенный бой вступили большие се-рые ладьи с красными парусами. И кажется, что сражаются не только от-важные воины, но и эти огромные чудовищные ладьи. Как бы вторя яро-стной битве, в смятение пришли силы природы. Вздымаются, пенятся волны. Зловеще пылает небо. Клубятся тяжелые багрово-синие тучи...

«Бой», пожалуй, было последнее произведение, исполненное мас-лянистыми красками. По технике письма и по содержанию оно как бы за-вершает собой первый период творчества Рериха.

Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период твор-чества исследует историю и искусство не только России, но и других стран. Суровая Скандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты «Викинг», в которую также входил знаменитый «Бой».

С 1910 года он вместе с композитором И. Ставринским он начал работать над новым балетом «Весна священная», и таким образом посте-пенно начинает приобщаться к театру. В 1914 году осуществилась завет-ная мечта Рериха о полной постановке оперы «Князь Игорь».

В 1923 году осуществилась его многолетняя мечта - путешествие в Индию и Центральную Азию. В Индии Рерих изучал первоисточники классической восточной философии, его также увлекали и современные философские течения. Особенно он ценил Тагора и Ганди, о которых пи-сал: «Тагор и Ганди являются редчайшим выражением современной Ин-дии».

Широко известна его картина «Тень Учителя», написанная Рерихом в 1932 году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказа-ния Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она мо-жет появиться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге.

В уединенных горах Рериха не покидало чувство ответственности за то, что происходило в мире. Даже голый утес, по которому, возможно, когда-то скользнула тень Учителя, должен напомнить путнику о его долге перед человечеством, нести весть о любви, благословлять на добрые дея-ния. Эта философская мысль художника и определила идейное содержа-ние и построение картины «Тень Учителя».

В искусстве Рериха большое место занимают образы русских под-вижников. В 20-е годы одна за другой появляются картины: «И мы откры-ваем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «Св. Сергий-строитель». В этих произведениях на фоне поэтически написанных русских пейзажей изображены подвижники, которые прово-дят свои дни в неустанных заботах: они трудятся, призывают к добру, подвигу.

В 20 - 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные в истории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Так появляется триптих «Жанна д’Арк» и полотно «Настасья Ми-кулична».

Кисти Рериха принадлежат и символические произведения, в кото-рых он в понятия Женщина, Мать стремился вложить священный для всех народов смысл и возвеличить женщину как воительницу за прекрасное будущее человечества. Нередко при этом он использовал уже веками су-ществующий образ богоматери и интерпретировал его по-своему.

В 1932 году была исполнена композиция «Oriflamma» («Пламенная мадонна»). В ней рисуется спокойный величественный образ мадонны. На руках у нее - полотнище с символом Знамени мира. В свое время это про-изведение было широко известно мировой общественности. Оно находи-лось в одном из помещений Международного Союза Пакта Рериха в Брюгге.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пей-зажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь за-нимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но осо-бенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений. Среди них и такое значительное и известное полотно, как «Помни!» (1945).

В некоторые пейзажи были введены жанровые и культовые сцены. Часто среди гор, у водных источников художник изображал отшельников.

Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии зака-тов и в ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реаль-ном естественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за какой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерст-вом. Многие из его картин стали для зрителей художественным открыти-ем...

Николай Константинович Рерих умер13 декабря 1947 года. Но он навсегда сохранился в сердцах народа. Он всегда думал о родине. И через все жизненные бури и невзгоды он пронес свое светлое, искреннее чувст-во любви к России, преданности ей.

Список литературы

1. В. В. Шолохаев «История России», Москва, 1996.

2. В. П. Князева «Н. Рерих», Москва, 1968.


Рерих.Ру - сайт о художнике Николае Рерихе. Картины, книги, статьи, биография.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н.К. РЕРИХА
Петебургский период

«Нелегко описать жизнь, в ней было столько разнообразия. Некоторые называли даже это разнообразие противоречиями… Назовем эти особенности жизни именно трудом», - так начинает Николай Константинович Рерих свои автобиографические записки, которые открывают нам мир художника и ученого, публициста и общественного деятеля, гражданина, горячо любившего свою родину. Его путь действительно состоял из творческого, кропотливого, радостного, увлеченного труда, давшего зерна на всех нивах, где только может приложить свои силы человек.

Жизнь этого человека проходила в сложную историческую эпоху войн, революций, привела на восток, не позволив вернуться на родину, но служит она примером удивительной целостности, словно каждое событие наполнено единым смыслом, объединяющим имена, даты, страны и культуры.

Детство Николая Константиновича Рериха, студенческие годы, и почти 18 лет неустанного труда прошли в Санкт-Петербурге, многое связано у него с этим городом.

Здесь 9 октября 1874 года он родился. В доме на набережной Невы у Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта) прошло детство маленького Николая. Под одной крышей с жилой квартирой находилась контора отца, известного петербургского нотариуса Константина Федоровича Рериха. Среди его клиентов были известные ученые, писатели, общественные деятели, люди искусства среди которых Д.И.Менделеев, Крамской, Ярошенко, Мясоедов, А.И.Куинджи и др. Мать Николая Константиновича, Мария Васильевна Рерих, урожденная Калашникова, происходила из купеческой семьи. Древний скандинавский род Рерихов обосновался в России еще при Петре I и дал немало государственных и военных деятелей.

В 1882 году, в восьмилетнем возрасте Николай Рерих поступает учиться в частную гимназию К.И.Мая. «Будет профессором» - при первом знакомстве скажет Карл Иванович Май, директор гимназии. С первых лет гимназического обучения у Николая формируются интересы, определившие направление всей его творчески многогранной жизни - это живопись, театр, история, археология и путешествия.

Ежегодно летом вся семья Рерихов выезжала в загородное имение Извара, располагавшееся в сорока верстах от Гатчины. Здесь сплелись воедино два любимых увлечения: история Древней Руси и искусство.

Пытливость юного гимназиста сблизила с известным археологом и ученым Л.К.Ивановским, приехавшим летом 1883 года производить раскопки древних курганов вокруг имения. «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка», - так будет вспоминать впоследствии Н.К.Рерих. Свои первые находки и отчеты о раскопках он передает в гимназию.

Здесь же, в Изваре незаметно вошла и третья любовь - любовь к Индии. По преданию название имения происходит от санскритского слова «ишвара», что значит «милость богов». «Еще во времена Екатерины II неподалеку жил какой-то индийский раджа», - пишет Рерих в своих дневниках. В одной из комнат на стене висела картина пятиглавой заснеженной вершины Канченджанги, которую впоследствии Николай Константинович увидит воочию в Гималаях.

Близкое соприкосновение с миром древних, с их культурой обострит желание стать художником и определит первые мотивы творчества. Чтобы не идти наперекор воли отца в 1893 году по окончании гимназии Карла Ивановича Мая, Николай Константинович поступает на юридическое отделение Санкт-Петербургского Университета, но при этом не оставляет свою мечту и держит экзамен в Императорскую Академию Художеств. Параллельно с этим ему удается посещать лекции на историческом факультете университета. С 1895 года Рерих переходит в мастерскую к знаменитому художнику Архипу Ивановичу Куинджи, который станет «учителем не только живописи, но и всей жизни». Его система преподавания была построена особым образом. Архип Иванович развивал в учениках чувство декоративности цвета, настаивал, чтобы картины писались «по памяти», чтобы художники вынашивали в себе композицию и цвет. Так творили византийские и древнерусские мастера, так писали старые итальянские и голландские художники, так работали и буддийские мастера на востоке, и именно так будет создавать Николай Константинович свои картины, называя их «сочинениями». Куинджи любил говорить: «объяснить-то все можно, а ты вот пойди и победи».

Много побед одержал Рерих. В 1897 году за картину «Гонец» он удостаивается звания художника, сам Третьяков приобретает ее для своей знаменитой галереи. Еще студентом Николай Константинович сближается с выдающимся деятелями искусства того времени В.В.Стасовым, который познакомит его с Л.Н.Толстым. «Пусть ваш Гонец выше руль держит», - дает Рериху напутствие великий писатель.

В 1898 году Рериху приходят предложения занять место помощника директора музея Общества поощрения художеств и место помощника редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». Через год Николай Константинович становится секретарем Императорского Общества поощрения художеств. В это же время Рерих начинает сотрудничество с художественным объединением «Мир искусства». Не оставлены и занятия археологией.

Летом 1899 года Русское археологическое общество командирует Рериха в Псковскую, Новгородскую и Тверскую губернии для исследования вопроса сохранения памятников старины. Николай Константинович заезжает по пути в имение князя П.А.Путятина в Бологом Тверской губернии, где знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, происходившей из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. Спустя два года, в 1901 году, Елена Ивановна становится женой художника, рука об руку пройдут они все трудности жизненного пути. Через много лет Рерих запишет: «Сорок лет - немалый срок. В таком далеком плавании могут быть встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны, и препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги жене моей, Елене, другине, спутнице, вдохновительнице. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. Творили вместе. Недаром сказано, что произведения мои должны носить два имени: мужское и женское…»

Николай Константинович и Елена Ивановна много внимания и времени уделяли воспитанию сыновей. Старший из них - Юрий родился в 1902 году в Окуловке Новгородской губернии, а младший - Святослав - в 1904 году в Петербурге. В дальнейшем Юрий Николаевич станет выдающимся востоковедом, а Святослав Николаевич - знаменитым художником.

В 1903 и 1904 годах Рерихи отправляются в большое путешествие по городам Руси. Более сорока городов посещают они, и всюду Николай Константинович пытается проникнуть в самую глубину, в культуру, в традиции, в истоки. Рождается всемирно известный цикл «Начало Руси. Славяне», где художник выступает как свидетель событий давно ушедших дней. Он пытается представить все многообразие культурных связей Древней Руси, отыскать общность истоков древних культур. Рерих проникает в святая святых и ему открывается значение византийского наследия на Руси, он пытается осмыслить значение мистических обрядов наших языческих предков. И все поиски найдут отражение в его работах: в либретто и декорациях балета «Весна священная» (лето 1911 года), в росписях храмов (в Талашкино, под Смоленском, в 1914 году художник завершает свою работу по росписи церкви Святого Духа), в декорациях к операм «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. Список работ художника в области театрально-декорационной живописи на этом не исчерпывается: он работает над произведениями М.Метерлинка, Р.Вагнера, Г.Ибсена.

Весной 1906 года Николая Константиновича Рериха утверждают директором школы Общества поощрения художеств. Преобразования, последовавшие в течение нескольких лет, Александр Бенуа назовет чудом: «Это чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника - Рериха, заслуживающего все большего и большего уважения за ту последовательность, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины». Николай Константинович возглавлял школу Общества поощрения художеств до 1917 года, и за этот период времени она стала одним из самых крупных и демократических учебных заведений России. Восемьдесят преподавателей обучали две с половиной тысячи учащихся. Школе принадлежали два дома - на Морской и в Демидовом переулке, четыре загородных отделения, превосходный музей, собранный Д.В. Григоровичем. Постоянные выставки и экспозиции художников и учеников старших классов. Наряду с руководством школой Рерих преподает класс композиции, работает над декорациями для театров, пишет картины и участвует в зарубежных выставках русского искусства.

В 1909 году Николай Константинович удостаивается звания академика Российской академии художеств и становится членом Реймской академии во Франции. К этому времени он неоднократно приглашается на международные выставки в крупнейшие города Европы, его картины приобретает Лувр и Национальный музей в Риме, работы художника - в центре внимания знаменитых «Русских Сезонов». Идет плодотворная работа по всем направлениям, но в картинах уже появляются нотки тревоги.

В предчувствии войны 1914 года, хорошо зная о плачевном состоянии памятников культуры по всей России, Рерих выступает с идеей Пакта об охране памятников культуры. Он мыслит этот документ как международный и в начале Первой мировой войны обращается к правительствам России, Франции, США с предложением его подписания, но встречает полное равнодушие. Это обстоятельство не останавливает Николая Константиновича, и дело защиты культурных ценностей занимает важное место в его жизни.

В декабре 1916 года Николай Константинович вместе с Еленой Ивановной и двумя детьми Юрием и Светиком переезжает на постоянное жительство в город Сердоболь, Финляндия (сейчас г. Сортавала в Карелии). По состоянию здоровья Рериху противопоказано жить в большом городе. Близость к Петербургу дает возможность выезжать и продолжать руководство школой Общества поощрения художеств.

Февральскую революцию 1917 года Рерих встречает в Сердоболе. В августе того же года Николай Константинович отказывается от руководства школой в связи с невозможностью ежедневного ведения дел, но остается членом комитета и попечителем, принимая активное участие в делах жизни школы в новых условиях. Наряду с этим является членом комитета Комиссии «по вопросам, связанным с развитием искусства в свободной России», собранной М.Горьким.

В январе 1918 года Финляндия отделяется от Советской России, а в мае того же года граница между странами становится закрытой. Николай Константинович с семьей, находясь на территории Финляндии, оказывается по другую сторону границы, и приезд в Россию становится невозможным.

В этот период в дневниках и литературных произведениях Рерих все чаще упоминает Восток, Индию. Его мечта - прибыть «в загадочную колыбель человечества» - становится более осуществимой.

После выздоровления в 1918 году Николай Константинович получает приглашение в Стокгольм для организации своей выставки. Открытие состоялось 8 ноября 1918 года, выставка имела большой успех. В Стокгольме С.Дягилев предлагает Рериху принять участие в постановке оперы «Князь Игорь» в Лондоне. В марте 1919 года Николай Константинович Рерих вместе с семьей покидает Финляндию, уезжая в Англию.

Так заканчивается «Петербургский» период жизни Николая Константиновича Рериха. Все отразилось в нем: стремление и мечты о далекой Индии, и любовь к своему народу, к его прошлому во всем многообразии его древних культурных связей, и стремительный порыв уберечь, охранить, защитить культурное наследие России и всего человечества. Этот период явился важной вехой в жизни Рериха и благодаря талантам, чаяниям, воле и, конечно же, труду кропотливому, радостному, увлеченному, открыл путь к великим достижениям и прекрасным завоеваниям, так необходимым нам сегодня.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения