Где жил рерих. Он планировал поместить всю серию у себя в галереи на стенах. Древняя история возникала под кистью художника без излишней экзотики. Ее драматизм нашел отражение в таких работах, как "", изображающей языческое святилище. Философия в творчест

Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.

Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.

Воплощая эти идеи, Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н.К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.

Н.К. Рерих продолжает свою международную культурную деятельность. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.

В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

Картины Святослава Рериха можно увидеть в музеях Бельгии, Болгарии, США, Франции, Индии, России. Мастерство художника заслужило мировое признание. Сложность композиций, гармоничное звучание красок, выразительность линий - его творчество приравнивается к шедеврам искусства.

Великолепные картины, философские книги оставил после себя Рерих. Святослав Николаевич - педагог, организатор, общественный деятель - основную часть жизни провел в Индии. Почетные награды многих стран свидетельствуют о его великом вкладе в развитие культуры и дружбы народов.

Его многогранная деятельность охватывает архитектуру, театр, живопись, графику, книжную иллюстрацию, орнитологию, археологию. Известен факт, что эпидемию легочной чумы в Индии не смогла остановить официальная медицина. Святослав Николаевич самостоятельно составил рецепт вакцины. Прививки на ее основе спасли многие жизни.

Семья Рерихов

Еще при Петре I предок семьи Рерихов, швед по национальности, переселился в Россию. Его фамилия в переводе на русский язык означала «богатый славой». Эта семья славилась своими общественными деятелями, писателями, художниками, философами.

  • Николай Константинович (1874-1947) - академик Российской академии художеств. Благодаря ему появилось Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины в России. В США им созданы культурно-просветительские сообщества и объединения. Его путешествия по Гималаям, Тибету, Алтаю, Монголии, позднее - по Маньчжурии и Китаю нашли свое отражение в путевых записках и потрясающих полотнах. Окончил свой земной путь в Индии, оставив после себя более 7000 картин.
  • Елена Ивановна (1879-1955) - его супруга, в юности блистала музыкальными талантами. Выступала с сольными концертами в качестве пианистки. Участвовала в экспедициях супруга, была вдохновительницей и соратницей его творческих планов. Является автором книг «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя преподобного Сергия Радонежского».
  • Юрий Николаевич (1902-1960) - их старший сын, обладал удивительными лингвистическими способностями. Десятки языков знал в совершенстве. Являлся директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати», преподавал в Калимпонгском университете (Индия). В Москве возглавил сектор религии и философии Индии в Институте Востоковедения АН СССР.

Святослав Рерих.Краткаябиография

Святослав Николаевич (1904-1993) - младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны. Выросший среди талантливых людей, он и сам обладал многими способностями. С детства занимался живописью, изучением языков. Отец брал Святослава в археологические поездки, где тот изучал историю древнерусских городов.

После окончания (США) занимается иллюстрациями книг, графикой. С 1923 года возглавил Международный центр искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, основанный его отцом.

Позднее, переехав к родителям в Индию, полностью посвящает свое время художественному творчеству. Создает пейзажи, портреты, проводит персональные выставки. Постепенно приобщаясь к религии и философии Индии, возглавляет Школу искусств в Бангалоре. Его супругой стала Девика Рани, индийская киноактриса.

Рерих Святослав Николаевич был инициатором создания в 1989 году Советского фонда Рерихов, куда передал архивы родителей и брата. Содействовал укреплению дружеских связей между Россией и Индией.Награжден высшим орденом этой восточной страны - «Падша-Бхушан».

Девика Рани

Девика Рани с самого юного возраста воспитывалась в семье своего родственника, лауреата Нобелевской премии, писателя Рабиндраната Тагора. Высокая культура ее окружения, увлечение искусством - все это послужило толчком к развитию прекрасных актерских качеств. Девика Рани закончила Королевскую академию драматических искусств и Королевскую академию музыки в Англии.

Получила в области архитектуры. Снималась в фильмах, режиссером которых был ее первый муж. Не только в Индии, но и в Европе киноленты имели огромный успех. Впоследствии Девика Рани сама стала декоратором и режиссером (этому искусству она обучалась в Германии).

Индийская верность семье, европейское образование, многочисленные таланты и красота не оставили Рериха равнодушным. Они познакомились во время работы над ее новым фильмом. Поначалу Святослав Рерих отказался выполнять заказ кинопродюсера Рани. Ей понравились картины художника. Она планировала в таком же стиле создать декорации к своему фильму. Девика отправилась на личную встречу с Рерихом, не подозревая, что вскоре он станет ее спутником жизни.

Рерих, биографиякоторого плотно переплетается с жизнью Девики Рани Рерих, с первого взгляда полюбил свою будущую жену. Он пишет многочисленные портреты супруги. Его родители высоко ценили духовные качества невестки, ее высокую культуру, образованность.

Картины Святослава Рериха

Многочисленные путешествия с раннего возраста, увлечение разными культурами и языками наложили свой отпечаток на творчество Святослава Николаевича. Он создавал великолепные полотна на восточные темы. Участвовал вместе с отцом в создании декораций к операм «Садко», «Снегурочка», «Князь Игорь».

Многогранность и яркий индивидуализм его картин ценился при жизни художника. Персональные выставки проходили с большим успехом. На них были представлены портреты известных людей того времени, гималайские пейзажи, жанровые зарисовки из индийской жизни.

Большое внимание уделял изучению красок Рерих. Картиныиндийской живописи написаны не маслом. Метод рисования картин темперой (на воде) увлек Рериха. Местные художники тщательно хранили свои секреты. Их краски оставались яркими и живыми спустя столетия.

Большое влияние на творчество Святослава оказал отец-Рерих. Картины,созданные Николаем Константиновичем, глубоко символичны. При этом они точны и документальны (в частности горные массивы Гималаев). Пейзажи Святослава - нежнее, мягче. Его тона приглушеннее, детали слегка размыты и затуманены.

Все картины Рериха с названияминевозможно найти в музеях в репродукциях или в электронном виде. Им написано чуть более 4000 картин, многие из которых находятся в частных коллекциях разных стран.

Пейзажи

Описание картин Рериха невозможно передать однозначно. Полотна художника состоят из цветовых контрастов, смягченных атмосферным потоком. Они словно пронизаны светом индийского солнца или затуманены синеющими тенями сумрака. В картине «Большой дождь» сила стихии захватывает зрителя, увлекает своей мощью тропический ливень.

«И мы приближаемся» - течение реки и каменные глыбы умиротворяют величием. Белые вершины гор напоминают Гималаи. Рерих наполнил картину четким ритмом реки, пульсацией жизни на контрасте с вечностью снежных вершин.

«Гирнар» - монументальная гора, сглаженная мягкостью облаков и светом закатного солнца. «Весна в Кулу» пронизана розовым светом цветущих деревьев. «Канченджанга» - это почти мистическое сплетение облаков, гор, света и всевозможных оттенков. «Дамодар Кунд» являет нам, как прозрачность воды отражает зелень деревьев, высокое небо, это идиллия жизни.

Портреты

Творчество Рериханеразрывно связано с портретами известных людей, политических деятелей, родственников художника. Портреты отца, матери, жены написаны с любовью и безграничным уважением. «Пандит Джавахарлал Неру» создает образ мудрого, благородного человека.

«Портрет ламы», «Портрет старого тибетца» - индийские портреты простых людей (кузнеца, сестренок, махараджи, девочки), написаны они реалистично, ярко, пронзительно.

Художник Рерихв своих картинах подчеркивает общечеловеческие идеалы - мудрость, стойкость, мужество, уверенность, доброту, заботу. Его портреты изящны, лаконичны, невыразимо прекрасны.

Стремление Рериха к портретной живописи проявилось рано. Ему не было и 20 лет, когда талант проявился и требовал все новые образчики для творчества. Горцы, тибетские ламы, дети - во всем видна яркость образов, народная мудрость или беззаботное веселье.

Женские портреты проникнуты любовью, восхищением внешней красотой в сочетании с богатством и силой духа. На тщательный реализм письма накладывается субъективное восприятие художника.

Бытовые зарисовки

Часто в своих полотнах возвращается к труду простых людейРерих. Святослав Николаевич бесхитростной простотой, насыщенными оттенками наполняет картины, они оживают на глазах зрителей.

«Мои соседи» - деревенская сценка. Под палящим солнцем отдыхают две женщины, рядом лениво развалилась собака. Ритмична картина своим сочетанием полуденного отдыха и проходящей вдали фигуры женщины с корзиной на голове.

«Дом гончара» представляет хижину продавца глиняных изделий. Груда горшков, пальмовые листья дома и две фигуры - простота композиции завораживает.

Картина «Наперегонки» показывает, как юная девушка и маленькая свинка бегут, едва касаясь земли. Так и слышится заливистый смех индианки, легко подхватившей край своего одеяния.

«Дочери моря» - картина, посвященная рыбачкам. Они сами выходят в море, ловят и обрабатывают рыбу. Бронзовые тела, энергия этих женщин насыщены внутренней силой и цельностью.

Религиозные картины

Жизнь Рерихасвязана с Индией, ее эпосом. Легенды о Кришне часто использовал в своих картинах Святослав Николаевич. Его «Священная флейта» - это юный Кришна, играющий на своей флейте. Синева неба, темная фигура юноши, одинокое облако и золото листвы - нежный звук флейты разносится по пустынной местности.

Перед нами «Иаков и Ангел». Христианская тематика картины переплетена с мистическим оттенком неба и сверкающими крыльями ангела. «Христос с учениками» - традиционное, почти иконописное изображение людей и невероятное, красочное небо. «Когда собираются йоги», спокойные фигуры ничем не нарушают покой синих гор, общего умиротворения местности.

Вечные идеалы красоты, духовности нашли свое отражение в триптихе «Распятое человечество», картинах «Вечная жизнь», «Вечный зов», «Подвиг».

Общественная деятельность

Рерих Святослав Николаевичинтересовался поиском красоты, высшей духовности человека. Он считал, что правильное воспитание способствует развитию гармоничной личности. Большое участие принимал он в работе детской школы в Бангалоре. Она была создана на основе философии индийского мыслителя Гхоша.

Еще Николай Рерих выступил инициатором создания Пакта Рериха, договора о защите от разрушений памятников искусства и архитектуры. Много сил пришлось приложить и Святославу Николаевичу, чтоб индийское правительство подписало документ. Индия присоединилась к Пакту в августе 1948 года.

За вклад в дружбу между Россией и Индией, укрепление культурных связей Рерих С. Н.получил звание лауреата Международной премии имени Дж. Неру и орден «Падма-Бхушан», правительственные награды разных стран.

В 70-80-е годы XX века Святослав Николаевич Рерих, биография которого полна благочестивых поступков, представил русскому народу картины своего отца, опубликовал его книги. Устраиваются рериховские чтения. Позднее, после встречи с Горбачевым М. С., при поддержке Совета министров СССР, Святослав Николаевич стал инициатором создания Советского фонда Рерихов и музея имени Н. К. Рериха. После распада СССР фонд был переименован в Международный Центр Рерихов.

Художественно-культурное наследие семьи включает в себя картины, личную переписку, книги, очерки, семейную библиотеку, реликвии, личные вещи. Все содержимое (масса груза составила 4 тонны) должно было перейти в Центр-музей,один из залов которого носит имя Святослава Николаевича. В музее читаются лекции, проводятся выставки, тематические вечера.

Философия С. Н. Рериха

Все члены семьи Рерихов придерживались одной философской линии. Этикой Жизни называлась их система взглядов. Это учение о мироздании, его зарождении и эволюции. Философское учение Живой Этики (Агни Йога) - 14-томный труд Рерих. древней мудрости Учителей Востока.

Раскрыть гармонию, высшее звучание в человеке или в предмете стало основной идеей Святослава Николаевича. Напитать космическими вибрациями, заставить откликнуться душу - только так возможно приобщение к новым идеям, понятиям.

Духовное воспитание через видение красоты природы нашло отражение и в его творчестве. Искусство способно тронуть душу человека. Формирование собственного характера - длительный процесс, который проходит через всю жизнь. Посредством созвучия искусства, природы, души возможно приобщение к космическому сознанию. Что постепенно приведет к усовершенствованию самого человека.

Красота и гармония помогут устранить безобразные мысли, низменные поступки, будут способствовать эволюции души. Художник способен пробудить в людях эмоциональный отклик. Он поможет взглянуть на мир по-другому. Красота должна проникнуть во все сферы человеческой жизни. Она не абстрактна, а вполне реальна. Очиститься от обыденности, увидеть красоту в каждом миге жизни - вот основная концепция Рериха. Если почувствовать ее вибрацию, то изменение ежедневных мыслей и поступков будет способствовать изменению души.

Философия в творчестве

Описанные в Этике Жизни темы гуманизма, справедливости, равенства, братства всех народов проходят красной нитью через творчество Святослава Рериха. Он свободно пишет на любую тему - религиозную, бытовую. В его картинах нашли отражение восточные учения и христианские законы, мифология и торжество веры.

Художник синтезирует современность и прошлые эпохи, разные культуры и народности. Для него не существует стран и границ. Его искусство объединяет всех, от простого пастуха до высшего политического деятеля.

В его картинах борьба добра и зла четко прорисовывается светом и тьмой. Его портреты конкретны и способны донести внутреннее состояние человека. Реализм синтезирован с поистине космическим сочетанием цвета.

В искусстве художника четко прослеживается индивидуальность Рериха, его внутреннее богатство. Человек в его картинах - преданный сын природы, неутомимый труженик на ее полях. Он увековечил в своих полотнах стабильность гор и подвижность воздуха, красоту восходов и лунных ночей. Внешние формы подчинены внутреннему видению художника.

Заключение

Художник Рерихстремился не только ухватить основы индийского искусства. Он полностью проникся самой сутью жизненной философии индийцев. На протяжении тысячелетий создавались основы человеческого бытия этой страны. Художественный язык Рериха - сплав русской и индийской культуры.

Репродукции Рериха можно приобрести в интернет-магазинах. Они готовятся от 3 до 5 дней. Подлинники его картин находятся в мастерской в Кулу и Бангалоре, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в частных коллекциях и многочисленных музеях Индии.

Необычность его полотен приковывает взгляд. Нестандартный подход в сочетании цветов, композиционных решений имеет богатый диапазон. Прекрасные, светлые картины Рериха проникнуты добротой, верой в светлое будущее человечества. Некоторые же полотна звучат предостережением - возвышение сердца важнее тела и рассудка. Он указывает, что сострадание и милосердие - путь выживания человечества в век войн, экологических катастроф, эпидемий.

Рериха интересовала идея самовоспитания человека, поиск прекрасного в его душе и окружении. К совершенству, гармонии стремился он и в своем творчестве. Космическое звучание его полотен, насыщенность художественного языка, потрясающая энергетика свидетельствуют о несомненном таланте этого педагога, общественного деятеля, организатора, художника, писателя.

Николай Константинович Рерих (биография)

Цитировала недавно пост о Рерихе у Милой Странницы, полностью
согласна с ней, что написать об этом незаурядном человеке надо более
полно, потому что это был не просто великий человек, а столп общества,
про которого действительно можно сказать: НЁС ТЯГОТУ МИРА...Поэтому
я не пожалела времени, потратила неделю на составление его полной
биографии, т.к. хотя меня и нельзя назвать рериховцем и последователем
его идей в полном смысле (до этого я недотягиваю), но ведь Агни-Йогу,
которой я из всех учений отдаю предпочтение, писал он и его жена,
Е.И.Рерих. Хотелось бы, чтобы об этом незаурядном человеке и его яркой
и интересной жизни узнало как можно больше людей.

Творчество Николая Константиновича Рериха - явление
исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна
притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким
символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде.
Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Но дело
не в количестве мест, где он успел побывать, а в его неравнодушии, в том, сколько он
успел сделать для развития культуры и взаимопонимания людей, в том, какой яркий
след после себя оставил.

Он никогда никуда не спешил, и всё же его работоспособность была
изумительной. Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций,
рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные
собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов
Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в
Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее. В течение
жизни он создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях
мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических.
Помимо этого, он вёл огромную и неоценимую по своему духовному значению
международную общественно-политическую деятельность, в основном по развитию культуры
и сохранению культурных ценностей. Он является автором идеи и инициатором всем известного
Пакта Мира (Рериха), основателем международных культурных движений «Мир через
культуру» и «Знамя Мира». И это - лишь самое значительное из его трудов. Н. Рерих был
поразительно разносторонней личностью, и за что бы ни брался - всё делал хорошо. Он
был не только выдающимся общественным деятелем и художником, но и философом,
литератором, драматургом, сценографом, искусствоведом, археологом,
путешественником и мистиком-интуитивистом.

Николай Константинович Рерих (Рёрих)
(27 сентября 1874, Санкт-Петербург — рождение;
13 декабря 1947, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия — смерть).
В российский период жизни и творчества работал директором школы Императорского
общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства»,
успешно работал как сценограф («Русские сезоны»).
С 1917 года жил за границей. Организовал Центрально-Азиатскую и Маньчжурскую
экспедиции и участвовал в них. Вёл активную общественную деятельность, был завязан в
политические и экономические проекты, имел связи с большевиками и масонством. Состоял
членом многих организаций.
Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют музеи Рериха. Сообщество последователей
его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское
движение, существующее и в настоящие дни.
Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие
нью-эйджа (сознания новой волны) в России.

1.Детство и юность:
Родился Рерих в дворянской семье. Его отец - коренной
петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария
Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое
детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.
Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город
Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца
и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера - всё
удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.
Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров,
М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.
С детских лет Николай Рерих рос способным и дисциплинированным мальчиком, его
привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие Востока.
Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом,
но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893
году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее,
вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.

В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи
отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих
учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал
на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ
будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские
и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские
художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их
«сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени —
В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем,
С. П. Дягилевым.

С 1892 г. Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже
в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества.
Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской,
Ярославской, Смоленской губерниях, преподает в Петербургском археологическом институте
(с 1897 по 1903 г.). Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил
несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос).
С 1905 г. Рерих начинает собирать коллекцию древностей каменного века. Она была
представлена на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё (1905), где получила
высокую оценку. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России,
Германии, Италии, и Франции. Летом 1910 г. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провели
первые археологические раскопки в Новгороде.

2.Становление Рериха как творческой личности:
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное
тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно
самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих
чувствовал «прямую противоположность», противостояние природы и современного города:
«Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, теперь
властвует над человеком и уродует его», - писал он. Путь к духовному обновлению жизни
многие мыслители видели (и сейчас видят) в возвращении к природе. Идеи Руссо приобрели
в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма
Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках
«первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин,
идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных
дорог сообразовывались с окружающим пейзажем; американские кантианцы-трансценденталисты
(Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.

В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная
картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского
искусства П. М. Третьяковым. Стасов В. В., известный критик того времени, высоко оценил
эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий
писатель земли русской произведёт вас в художники». Встреча с Толстым для молодого
Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке
переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе
снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт.
Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»

Для Рериха эти слова стали напутствием на его жизненном пути. Также духовным напутствием
для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха:
«Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».
В 1899 году картина "Поход" обратила на себя внимание С.П.Дягилева, пригласившего
Рериха участвовать в выставке нового художественного объединения «Мир искусства».
Отношения с этим вновь возникшим обществом, возглавляемым С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа,
у Рериха складывались сложно и противоречиво, но, когда в 1910 году ранее распавшийся
«Мир искусства» вновь возродился, Рерих был избран его председателем.
Мастерскую Куинджи посещали в основном художники, уже прошедшие хорошую школу рисования.
Рерих же в детстве брал уроки у скульптора и рисовальщика М.О. Микешина и всё. Занятия
у Куинджи, развившие в нем оригинальную индивидуальность живописца-колориста, по части
рисования были недостаточны и в 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию
известного художника и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам
(в Париже он продолжает работу над Славянской серией), но, используя опыт новых
французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком.
Рерих стремился к новаторскому поиску в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается
своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий
и лаконизм, даже - стилизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения
и правдивость». Картины художника построены на глубоком знании исторического материала,
передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.

В свои 24 года Н. К. Рерих уже был помощником директора музея при Императорском
обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала
«Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность
секретаря Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь
преподавательской работой.
С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством
познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели
Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.

В 1899 году он знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой (1879-1955),
дочерью петербургского архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны,
урожденной Голенищевой-Кутузовой. Свадьба состоялась 28 октября 1901 года.
По воспоминаниям более позднего времени о Елене Ивановне, у нее были тонкие черты
лица с легким румянцем на слегка смугловатой коже щек, карие глаза и пышные каштановые
волосы. Ее облик сохранился на немногочисленных фотографиях, на рисунке 1910 года
художника В.А. Серова и на нескольких портретах, написанных сыном Николая
Константиновича и Елены Ивановны, художником Святославом Николаевичем Рерихом, из них
самый известный - 1932 года.

Елена Ивановна обладала многими талантами и главное - личным духовным опытом, на основе
которого сложилось мировоззрение, развивавшееся вне ортодоксальной религиозной традиции.
Ее детство и юность протекали в годы, когда философ Владимир Сергеевич Соловьев
переживал «лазурные» явления ему Вечной Женственности, Мировой Души; когда
нижегородский театральный критик Анна Николаевна Шмидт создавала мистический трактат
под названием Третий Завет, осознавая себя воплощенной Софией, Премудростью Божией, и
когда писательница Елена Петровна Блаватская под руководством Махатм Востока
осуществляла замысел по образованию Универсальной религии на основе теософии -
мистического учения, хранимого на протяжении тысячелетий Мастерами - Великими
Посвященными среди человечества. Е.И. Шапошникова явилась последовательницей Е.П.
Блаватской. Она ощущала себя в духовном контакте с Великими Мастерами как призванная
к предназначенной ей миссии. Мировоззрение, художественная интуиция и научные поиски
Н.К. Рериха явились благодатной почвой для восприятия мистического опыта Елены Ивановны
и постепенного их соединения в общее самосознание, впоследствии облеченное Рерихом в
формулу «практического идеализма».
Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою
жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году
у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий
художник и общественный деятель.

В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России,
посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой
«поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия
стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов).
Художник в них стремится прежде всего передать мощь древних каменных сооружений,
переживших многие века. Стены, башни, церкви прочно вросли в землю и слились воедино
с этой землей, деревьями и небом. Живая игра света и цвета на крепостных стенах - словно
отражение знаменитых колокольных звонов...

Помимо картин, Николай Константинович пишет и статьи,
в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности
древнерусской иконописи и архитектуры.

Как художник Рерих работал в это время в области
станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых
в Пархомовке под Киевом (арх. Покровский В. А.), а также эскизы мозаик для церкви во
имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (арх.
Покровский В. А.), для Троицкого собора Почаевской лавры (1910), 4 эскиза для росписи
часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц
в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция
«Царица Небесная» и др.). Некоторые мозаики, созданные по эскизам Рериха
мастерской В. А. Фролова, сохранились до наших дней.
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных
постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален»,
«Валькирия» и др. Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного
«Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального
явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих
в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как
искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже
в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина,
«Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку
Стравинского.

Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих,
была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности
художника. Плеяда выдающихся мыслителей: В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов,
П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. вносила в русскую культуру
глубинную философскую мысль, насыщала её напряжёнными исканиями смысла жизни и
нравственных идеалов. Особый интерес русская интеллигенция проявляла
к культуре Востока.
В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской
философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей
Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора. Знакомство
с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в
ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь,
красочные образы народного эпоса («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.),
то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии («Лакшми»,
& laquo;Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Древние культуры России
и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. В его
исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого,
настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовем изучать прошлое,
будем это делать лишь ради будущего». «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

По приглашению художественного общества «Манас» в Праге открывается первая заграничная
выставка работ Рериха (1905). С этого времени, постоянно дополняемая новыми картинами,
«вестниками», по словам мастера, перемещаясь по разным культурным центрам
Европы, она надолго остается за границей.

С 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется
его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники,
из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. В его
искусстве сочетаются реализм и символизм.
В этот период усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла
и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует
метод накладывания одного красочного тона на другой.
Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
В России и Европе за период с 1907 по 1918 год было издано девять монографий и несколько
десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Леонид Андреев образно
назвал творимый художником мир — «Державой Рериха» а так же «Державой Света».

В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом
Реймской Академии во Франции.
С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами
которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев,
А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др. «Величайший интуитивист века», по определению
А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой
войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление»,
«Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через всё
творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир.
Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи,
посвящённые охране мира и культуры.
В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю
Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной
охране культурных сокровищ. Незадолго до начала Первой мировой войны в творчестве Рериха
появляются новые символические сюжеты ("Крик змия", "Зарево", "Короны", "Дела
человеческие", "Вестник", "Град обреченный" и другие).
Выраженные в них чувства тревоги были восприняты как пророческие. Горький назвал
Рериха «великим интуитивистом». В эти годы Рерих все более погружается в свои самые
сокровенные мечты, с юности волновавшие его воображение. Еще студентом он познакомился
с В.В. Стасовым. Это знакомство определило многие будущие устремления и поиски художника.
В труде Происхождение русских былин (1868) и последующих статьях и книгах критик развивал
идею о «преемственности русской культуры и вообще европейской от азиатской». В беседах
со Стасовым определялась для Рериха его научная задача - духовные связи России с Востоком,
которую он надеялся когда-нибудь разрешить на нехоженых тропах Монголии и Тибета.
Не меньшее влияние на художника оказали широко распространенные среди народов Востока
и Запада легенды и сказания о таинственной стране, расположенной где-то в неприступных
горах то ли Индии, то ли Тибета. Средневековые рыцари верили, что там находится чаша Грааля,
высший символ рыцарского посвящения и служения. В Древней Руси с XII века путешествовали
на Восток в поисках «земного рая». Даже находились свидетели, видевшие страну
ослепительного света, спорившего с солнечным, о чём говорится в Послании новгородского
епископа Василия тверскому епископу Федору. В XIV веке было распространено Сказание
Зосимы о хождении к Брахманам, в котором рассказывается о том, как Зосима нашел на
Востоке землю, где живут «в человецех тех старцы, подобии Сыну Божию». Позднее,
в XVII веке, старообрядцы-раскольники назовут эту землю «Беловодьем» и не раз
будут отправляться на ее поиск. Индийцы считали священную гору Меру центром мира и
источником счастья, тибетцы и монголы страну бессмертия и высшей справедливости называли
Шамбала. Рерих был поражен сходством народных преданий с предположениями Стасова.
Художник начинает строить планы путешествия на Восток. Все более заманчивым становится
«великий индийский путь», но события, связанные с Первой мировой войной,
и состояние здоровья не дают осуществиться его мечтам.
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй
переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду
позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.
Рерих всегда любил суровый Север за его нетронутую красоту, за его удалённость от
промышленных городов. «Причудливы леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко
сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые,
каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты.
Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, синие, черные с желтым...» Особенно
сильна была его тяга горам, скалам, неприступному каменному царству. В горах он видел
символ неразрывной связи земли с небом, Прошлого с Настоящим. Эту связь художник
зачарованно усматривал в неизменно волновавшем его суровом каменном мире. «Странно
подумать, - писал он еще в 1908 году, - что, быть может, именно заветы каменного царства
стоят ближе всего к исканиям нашего времени».
Тогда же художником и поэтом Максимилианом Александровичем Волошиным прозорливо замечено,
что «...дух Рериха... исключительно близок царству камня...». На протяжении всей
жизни Н.К. Рерих хранил в себе священный культ Камня, возникший в нём при первых
археологических раскопках на Севере России, где им были найдены предметы каменного
века. В картинах Рериха каменные знаки древности обретали актуальную значимость
эсхатологических символов.

3.Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке:
4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал
у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших
были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На
совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького,
помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами
по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией,
и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.
До 1914 года почти каждое лето Рерих посещал Европу: 1908 - Париж; 1909 - Лондон,
Голландию, Рейнские города Германии; 1911 - опять Голландия и путешествие по Рейну;
1912 - вновь Париж. Что искал художник в этих путешествиях? Еще Гоголь заметил, что
и сама по себе «хороша далекая дорога!». Но Рерих, словно предчувствуя угрозу
уничтожения творений человеческого духа, накопленных в веках, стремится как можно глубже
постичь и выразить в своих картинах характерные особенности русской и западной культур.
В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам
Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Вместе с женой
вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению
С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств
организовать большое выставочное турне по 30 городам США.

В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны, в особенности
среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства (см. раздел о Луисе Хорше).
За счёт предоставленных средств Рерих среди прочего основывает корпорацию «Белуха»,
которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях
горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации.

В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной
целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Определяя задачи
Института, Рерих писал: "Искусство объединит человечество. Искусство едино и
нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует
истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства
озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но
после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное
и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу."

4.Спиритические сеансы. «Автоматическое письмо»:
В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом, и уже с 1900 года
Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов
проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные
сановники. Осваивался метод «автоматического письма». Непосредственные записи
методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, а отчасти
и его сын Юрий.
Рерих сделал в трансе серию карандашных портретов, на которых изображены восточные
Учителя — Будда, Лао-цзы, Сестра Ориола, Учитель Рерихов Аллал-Минг и другие.
По утверждению Е. И. Рерих, статья мужа «О свободе передвижения предметов искусства»
(1924) «дана» автоматическим письмом.
Во время спиритических сеансов, в 1920 году в Лондоне состоялась встреча Николая
Константиновича и Елены Ивановны с их духовным Учителем, Мастером Мориа. Один из заветов,
данный в Лондоне, звучал: «Оставьте все предрассудки - мыслите свободно». Эта встреча
явилась началом ожидаемой миссии Елены Ивановны, выразившейся прежде всего в написании
ею в контакте с Мастером на протяжении ряда лет цикла книг, издаваемых без указания
имени автора, получивших название Агни Йога, или Учение Живой Этики.
Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы.
По мнению некоторых советских исследователей, у Рериха после посещения спиритических
сеансов выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, и мировоззрение Рериха
не имеет корней в оккультно-спиритических «откровениях». Сам Рерих себя мистиком
не считал (так же как и некоторые его сотрудники), полагая, что стремление к «познаванию
тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины, и если вначале
спиритицизм и помогает, то всё же углубляться в него и ставить самоцелью нельзя.
В Живой Этике говорится, что подход к тонким энергиям и мыслительной деятельности
чека должен быть научным, без налёта таинственности, предубеждений и мистицизма.

5.Слияние буддизма с коммунизмом. «Махатма Ленин»:
После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников Рериха. Осенью 1924-го года он отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и затем — с его помощником Г. А. Астаховым. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано). Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г.) — без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском музее изобразительных искусств. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина». Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими, и они долгое время висели на даче у А. М. Горького.

Николай Константинович Рерих (1874 - 1947) - русский художник, писатель, путешественник, археолог.

Биография Николая Рериха

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

С детства будущий художник увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, пытливый интерес к древней Руси. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.

В 1900–1910 гг. Николай Рерих – один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.

В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.

В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.

Творчество Рериха

Николай Рерих создал более 7000 художественных произведений. Он работал в области монументального и прикладного искусства, известен как автор сценографии, оставил серии эскизов для костюмов, мебели, вышивки и др. Все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.

Николай Рерих сформировался как художник и общественный деятель культуры в конце XIX — начале XX века.

Знание истории, многочисленные археологические раскопки, «хождения по русской старине» помогли Рериху по-новому отобразить в своем творчестве образ родной природы и ступени развития тысячелетней истории русского народа.

Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там где культура, там и мир… Пока культура лишь роскошь,… она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца».

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Тзонг-Ка-Па Настасья Микулична Ростов Великий

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.

Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений.

Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием.

Мировое признание художника

Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.

Награды:

  • Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира;
  • Кавалер югославского ордена Святого Саввы;
  • Кавалер ордена Почетного Легиона Франции;
  • Кавалер Королевского Шведского ордена Полярной Звезды.

Список организаций, членом которых состоял Н.К. Рерих:

  • Действительный член Российской академии художеств.
  • Основатель Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке (CША).
  • Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).
  • Почетный директор Музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.
  • Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).
  • Действительный член Португальской академии (Коимбра).
  • Действительный член Реймской академии (Франция).
  • Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).
  • Почетный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).
  • Вице-президент Общества Марка Твена (США).
  • Вице-президент Американского института археологии (США).
  • Почетный член Просветительского общества Бенареса (Индия).
  • Почетный член Общества Мора (Франция).
  • Член Красного Креста (Франция).
  • Член Общества по изучению древностей (Франция).
  • Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
  • Член Осеннего салона (Париж).
  • Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
  • Почетный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
  • Почетный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
  • Почетный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
  • Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
  • Почетный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
  • Почетный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
  • Почетный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).
  • Почетный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
  • Почетный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
  • Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
  • Почетный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
  • Член Института Джагадиcа Боше (Индия).
  • Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
  • Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
  • Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
  • Почетный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) [Международный буддийский институт (США)].
  • Почетный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
  • Почетный член Общества Люзас (Париж).
  • Почетный член Лиги в защиту искусства (Париж).
  • Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
  • Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
  • Почетный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
  • Почетный член Общества Браурведа (Ява).
  • Почетный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).
  • Почетный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
  • Президент Лиги культуры (США).
  • Почетный президент Американо-Русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).
  • Вице-президент Американского института археологии (США) и многих других организаций и обществ.

Николай Рерих - художник, ученый, путешественник и исследователь. Еще он писатель и активный общественный деятель. Статья даст краткое представление о том, каким человеком был Николай Рерих. Картины художника и его творчество в целом тоже будут кратко представлены.

Рерих родился 27.09.1874 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был достаточно успешным нотариусом. Уже в раннем возрасте будущий живописец начинает проявлять интерес к родной культуре, однако больше всего он интересуется искусством и традициями Востока.

Молодые годы

В 1893 г. юный Рерих блестяще оканчивает гимназию имени Карла Мая. Затем будущий художник поступает сразу в 2 высших учебных заведения: Императорскую академию художеств и в университет Санкт-Петербурга на юридический факультет.

С 1895 г. начинающий художник становится учеником уже тогда знаменитого живописца Архипа Куинджи. Тут же он знакомится и с другими молодыми талантами: И. Репиным, Римским-Корсаковым и др.

Творческий путь

Лишь по окончании академии ему удается больше времени посвящать творчеству, которому очень важную роль в своей жизни отводил Николай Рерих. Картины художника начали высоко оценивать уже его современники, а его первое живописное полотно "Гонец" сразу было куплено известным меценатом Третьяковым.

Примерно тогда же молодой Рерих получает должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работает в журнальном издательстве "Мир искусства".

В 1900 г. Н. Рерих едет во Францию с целью продолжить обучение живописному искусству. Спустя год он вернулся в Российскую Империю, где получил место в секретариате "Общества поощрения художеств". В 1906 году он стал его директором.

В 1909 г. он становится членом Российской Академии художеств.

Николай Рерих был очень разносторонне развитым человеком, который интересовался не только живописью, но и археологией, и историей, а также философией. Он написал ряд исследовательских работ по культуре Древней Руси. Художник много путешествовал, изъездил всю Россию, а также побывал во многих странах, в том числе во Франции, Шведском королевстве, Финляндии и на территории Индии, где в 1947 г. в городе Химачал-Прадеш и завершил свой жизненный путь.

Его годы были наполнены творчеством, путешествиями и наукой. Интересно и насыщенно прожил Николай Рерих. Картины художника исчисляются почти семью тысячами живописных полотен. Это впечатляет!

Рерих Николай Константинович. Картины. Гималаи

В 1923 г. художник отправляется в Трансгималайскую экспедицию. Вдохновленный путешествием по самому высокому горному хребту мира Рерих пишет книги "Алтай-Гималаи", "Сердце Азии" и "Шамбала". Но более известны его живописные полотна, созданные под впечатлением от великих гор.

Он создает целый цикл картин под названием "Майтрейя". К картинам, написанным под эмоциональным впечатлением от Гималаев, относятся, к примеру, такие: "Майтрейя-победитель" (1925), "Меч Гесэра" (1932), "Сантана" (1944) и многие другие. Общее же их число просто колоссальное, поражающее воображение. Ни у одного другого русского живописца нет столько картин, посвященных высокогорным пейзажам.

О своей любви к горам неоднократно заявлял сам Николай Рерих. Картины художника лишь подтверждают этот факт.

Заключение

Николай Константинович Рерих - это не просто художник и исследователь, это настоящий гений своего времени. Его творчество и научные труды имеют огромное значение для культуры и истории не только России, но и всего мира в целом. Такой плодотворности в живописи, науке, писательской деятельности можно только позавидовать, а за его интереснейшей и насыщенной событиями жизнью очень увлекательно следить и сегодня.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения