В сём заключается своеобразие французского Ренессанса? Французская живопись эпохи возрождения

Возрождение во Франции имело для своего развития в основном те же предпосылки, что и в Италии. Однако в общественно-политических условиях обеих стран были существенные различия. Во Франции господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

Из всего этого вытекает некоторая отсталость французской буржуазии и слабое ее участие в гуманистическом движении. Гуманистические идеи нашли значительную поддержку в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии.

Сильное влияние Италии является одной из важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования Франциска 1 (1515 – 1547). Итальянские походы очень расширили культурные сношения между двумя народами. Начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т.п.

Параллельно шло углубленное изучение древности. Франциск 1 велел издать переводы сочинений Фукидида, Ксенофонта и др. Он заказал перевод поэм Гомера и убедил Амио начать его знаменитый перевод «Жизнеописаний» Плутарха.

Франциск 1 хотел лично возглавить французское Возрождение, чтобы направлять его и держать под своим контролем. В 1530 г. возник Коллеж де Франс, который сразу же стал цитаделью свободного гуманистического знания.

Вторым важнейшим моментом, определившим судьбы французского Возрождения, являются особые взаимоотношения его с Реформацией, в начале созвучной гуманизму, но затем резко с ним разошедшейся.

В истории французского протестантизма надо различат два периода – до середины 1530-х гг. и после. Первыми протестантами Франции были разрозненные интеллигенты гуманистического образа мысли. Выдающийся математик и эллинист Лефевр д′Этапль (1455 – 1537) выдвинул два положения, ставшие затем основными для протестантизма всех толков: 1) оправдание верой, 2) «священное писание» как единственная база религиозного учения.

Несколько последователей Лефевра было казнено, и ему самому пришлось на время бежать за границу. Казни протестантов и свободомыслящих гуманистов стали обычными явлениями.


В это самое время французский протестантизм вступает во вторую свою фазу. Его главой становится Жак Кальвин (1509 – 1564).

Буржуазная сущность Реформации отчетливо выступает в учении Кальвина, который рекомендует бережливость и накопление богатств, оправдывает ростовщичество и допускает даже рабство. Основой доктрины Кальвина являются два положения – о «предопределении» и о невмешательстве бога в жизнь мира, подчиненную незыблемым законам. Согласно учению о «мирском призвании» последователей Кальвина каждый должен стремиться извлечь из своей профессии как можно больше прибыли и выгоды. В учении о «мирском аскетизме» предписываются бережливость и умеренность в удовлетворении своих потребностей ради приумножения своего имущества.

Гуманизм имел некоторые пункты соприкосновения с обеими партиями (католики, протестанты), но еще больше расхождений. Многих гуманистов привлекала к католической партии идея национального единства (Ронсар и участники «Плеяды»), но большинство из них не могло мириться с узостью мысли и суевериями католицизма. От кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность, фанатизм. Но все же рационалистическая закваска кальвинизма, его героический дух, высокая нравственная требовательность привлекали к нему многих гуманистов (Аггриппа д′ Обинье, Маро).

Для писателей французского Возрождения по сравнению с раннесредневековыми авторами характерно чрезвычайное расширение горизонта, большой охват умственных интересов. Величайшие из них приобретают черты типичного для Ренессанса «универсального человека». Самый яркий пример – творчество и деятельность Рабле.

Типические черты – стихийный материализм, восприимчивость ко всему вещественному и чувственному, культ прекрасного, забота об изяществе формы. Рождаются новые жанры и трансформируются старые. Появляется колоритная и реалистически разработанная новелла (Маргарита Наваррская, Деперье), своеобразная форма сатирического романа (Рабле), новая манера в лирике (Маро, Ронсар, «Плеяда»), зачатки светской ренессансной драмы (Жодель), анекдотически-нравоописательный тип мемуаров (Брантом), гражданская обличительная поэзия (д′ Обинье), философские «опыты» (Монтень).

Для прозы французского Возрождения характерен широкий, реалистический подход к действительности. Образы более конкретны и индивидуальны.

Во французском Возрождении следует различать несколько этапов. В первой половине века происходит расцвет гуманистических идей, преобладает оптимизм. Во второй половине века в обстановке религиозных войн наблюдаются первые признаки сомнения и разочарования. Начиная с 1560-х гг. кризис гуманизма достигает полной силы, и литература отражает боевые схватки и брожение умов, углубленные искания.

Франсуа Вильон (1431 – 1463), представитель парижской студенческой поэмы в 1456 г., собираясь бежать из Парижа после одной совершенной им кражи, написал свою шуточное «Малое завещание». За последовавшие 6 лет бродячей жизни Вильон испытал немало невзгод. С исключительной откровенностью поэт рассказывает в «Большом завещании» о своих увлечениях и беспутствах, страданиях и пороках. Вильон – враг мистики и метафизики. Через его поэзию проходит идея тленности, гибели всякой красоты («Баллада о дамах былых времен»). Наиболее жуткое впечатление производит его «Баллада повешенных», написанная в тюрьме, в ожидании казни. Поэзия Вильона соткана из противоречия: это закат средневековья и преддверие Возрождения.

Маргарита Наваррская (1492 – 1549). Ее двор стал одним из крупных гуманистических и литературных центров Франции в первой половине 16 в. При ее дворе находили приют гуманисты. Будучи женщиной весьма образованной, Маргарита была плодовитой писательницей. В своем творчестве она является выразителем гуманистических идей.

Маргарите принадлежит большое число стихотворений и поэм, в которых преобладает религиозно-моральная тематика. Чаще ее стихи посвящены неоплатоническим идеалам возвышенной любви и бесконечного нравственного самосовершенствования.

«Гептамерон». Сборник новелл, написанный в подражание Боккаччо. Состоит из 72 новелл. Отсюда и название «Семидневник». Маргарита рисует совсем нейтральную и обыденную ситуацию. 5 господ и 5 дам из хорошего общества, возвращаясь из Котре, где они лечились водами, были задержаны в пути ливнями, размывшими дорогу. Чтобы скоротать время, они решили рассказывать друг другу занимательные истории. Под условными именами путешественников выступает сама Маргарита, король Франциск, их мать и др. Новеллы передают действительные происшествия из придворной жизни. Видное место среди них занимают любовные похождения Франциска 1.

«Гептамерон» представляет собой документ для изучения нравов, чувств, идейных противоречий французского Возрождения. Новеллы отражают разнообразные идейные и моральные устремления эпохи. Однако кругозор Маргариты ограничен, ей недостает подлинной смелости мысли. Грубая откровенность языка чередуется здесь с изысканностью отдельных выражений.

Клеман Маро (1496 – 1544). Камер-юнкер при дворе Маргариты, затем перешел на службу к Франциску 1. Принадлежность к протестантизму и сделанный без контроля католической церковью перевод на французский язык псалмов навлекли на него преследования, вплоть до заключения его в тюрьму. Маро бежал во владения Маргариты, затем в Италию. Амнистированный, он вернулся в Париж, затем бежал в Женеву, откуда перебрался в Турин, где и умер.

Маро – придворный поэт, отражающий в стихах нравы и чувства передовых кругов дворянства. Кроме двух поэм – юношеского произведения «Храм Купидона» и сатирической поэмы «Ад», где Маро описывает свое пребывание в тюрьме, – ему принадлежит несколько сот эпиграмм, рондо, посланий, элегий и др. Это живые, непосредственные отклики на все то, что происходит в придворном кругу и в личной жизни поэта. Маро - эпикуреец, больше всего любящий досуг, удовольствия. Иногда у него примешивается мягкая меланхолия, поэта посещает мысль о смерти.

Изящный юмор Маро лучше всего выражается в его эпиграммах («Судья и Самблансе»). Другой жанр – стихотворные послания, принимающие характер задушевной беседы с адресатом. В них он проявляет большое разнообразие интонаций, бывает весел, нежен, печален, насмешлив.

Лирика Маро представляет в развитии французской поэзии значительный шаг вперед. Субъективизм и чувственно-материальное восприятие мира, намеченные у Вийона (1432 – 1463), находят в творчестве Маро свое законченное выражение. Новой является также его поэтическая техника – большая музыкальность стиха, ритмичность фразы, гибкость и непринужденность выражения.

Возрождение во Франции имело для своего развития в основном те же предпосылки, что и в Италии. Однако в общественнополитических условиях обеих стран были существенные различия. В отличие от Италии, где в северных областях уже в XIII в. происходит политический переворот и возникает ряд совершенно самостоятельных городских республик, во Франции, где буржуазное развитие было сравнительно замедленным, господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

В XV в. весьма расширился сформировавшийся еще в предыдущем столетии слой наследственной бюрократии из буржуазии в суде и в администрации. При этом часть буржуазии одворянилась, скупив земли разорившихся дворян. Однако французская буржуазия не пускалась в смелые предприятия и, не развивая, ввиду отсутствия удобных рынков, большой внешней торговли, предпочитала спокойный и верный доход: она занималась главным образом ростовщической деятельностью, реализуя государственные займы и вкладывая деньги в сельское хозяйство. Из этого вытекает некоторая отсталость французской буржуазии по сравнению с итальянской или даже английской и, в частности, слабое ее участие в гуманистическом движении.

Вообще сильное влияние Италии является одной их важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования Франциска I (1515 – 1547). Итальянские походы, начавшиеся при его предшественниках и продолженные им, очень расширили культурные сношения между двумя народами. Молодые французские дворяне, попав в Италию, были ослеплены богатством ее городов, пышностью одежд, красотой произведений искусства, изяществом манер. Сразу же начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Франциск I привлек к себе на службу лучших итальянских художников и скульпторов – Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Итальянские архитекторы строят ему замки в новом ренессансном стиле в Блуа, Шамборе, Фонтенебло. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т.п. Их итальянских гуманистов, переселившихся в эту пору во Францию, наиболее выдающимся был Юлий Цезарь Скалигер (умер в 1558 г.), врач, филолог и критик, автор знаменитой «Поэтики» на латинском языке, в которой им были изложены принципы ученой гуманистической драмы.

Параллельно шло углубленное изучение древности, доходившей отчасти также через итальянское посредство.

Франциск I лично хотел возглавить французское Возрождение, чтобы направлять его и держать под своим контролем, но на самом деле он только следовал за умственным движением эпохи. Их его советников, истинных руководителей движения, на первое место дожжен быть поставлен Гильом Бюде (1468 – 1540). Бюде принадлежит огромное число работ на латинском языке по филологии, истории, философии, математике и юридическим наукам. Основная мысль Бюде заключалась в том, что филология есть главная основа образования, так как изучение древних языков и литературы расширяет умственный кругозор человека и повышает его моральные качества. Многое во взглядах Бюде заключалось на религию, мораль, воспитание сближает его с Эразмом Роттердамским. Крупнейшим делом Бюде был план создания светского университета, осуществленный Франциском I. По замыслу Бюде, преподавание в нем должно быть основано на филологии. Так возник в 1530 г.

«Коллеж трех языков» (древнееврейского, древнегреческого и латинского), получивший позднее название «Коллеж де Франс», который сразу же стал цитаделью свободного гуманистического знания.

Вторым важнейшим моментом, определившим судьбу французского Возрождения, являются особые взаимоотношения его с Реформацией, вначале созвучной гуманизму, но затем резко с ним разошедшейся.

В истории французского протестантизма надо различать два периода – до середины 1530х гг. и после. Первыми протестантами Франции были разрозненные интеллигенты гуманистического образа мыслей, подходивших критически ко всем вопросам, включая и основы религии, но при этом мало склонные к проповедничеству и борьбе. Выдающийся математик и эллинист Лефевр д’Этапль (1455 – 1537), толкователь Аристотеля по новому способу, т.е. обращаясь исключительно к первоисточникам и старясь проникнуть в их подлинный смысл, не искаженный схоластическими комментариями. Вслед за тем у Лефевра появилась мысль применить тот же метод к книгам Священного Писания, – и здесь он обнаружил, что ни о постах, ни о безбрачии духовенства, ни о большинстве «таинств» в Евангелии не говорится. Отсюда возникла у него и его друзей мысль вернуться к первоначальной чистоте евангельского учения, создать «евангелическое» вероисповедание. Углубляясь далее в рассмотрение принципов христианства, Лефевр в 1512 г. выдвинул два положения, ставшими затем основными для протестантизма всех толков: 1). Оправдание верой, 2). Священное писание как единственная база религиозного учения. Для укреплений новой доктрины Лефевр опубликовал свой перевод Библии – первый на французский язык.



В это время французский протестантизм вступает в свою вторую фазу. Его главой становится Жан Кальвин (1509 – 1464). Кальвин окончательно формулирует свое учение в «Наставлении христианской вере», первоначально появившемся на латинском и переизданном пять лет спустя на французском языке. С этого момента созерцательный, утопический евангелизм сменяется суровым, воинствующим кальвинизмом.

Буржуазная сущность Реформации отчетливо выступает в учении Кальвина, который рекомендует бережливость и накопление богатств, оправдывает ростовщичество и допускает даже рабство. Основой доктрины Кальвина являются два положения – о «предопределении» и о невмешательстве Бога в жизнь мира, подчиненную незыблемым законам. Согласно первому их них каждый человек от рождения предназначен либо к вечному блаженству, либо к вечным мукам, независимо от того, как он будет вести себя в жизни. Он не знает, к чему предназначен, но должен думать, что его ждет спасение, и всей своей жизнью должен показывать это. Таким образом, эта доктрина «предопределения» ведет не к фатализму и пассивности, а, напротив, является побудителем к действию.

Таким образом, если во второй четверти XVI в. протестантизм распространился почти исключительно среди буржуазии, и притом более или менее равномерно по всей Франции, то, начиная с середины века, он усиленно распространяется среди южнофранцузского дворянства. Когда во второй половине XVI в. разгорелись религиозные войны, именно кальвинистыдворяне, боровшиеся против абсолютизма, выступили организаторами и руководителями восстания; причем при окончании войны многие их них примкнули к католицизму.

Во Франции, разделившейся на два лагеря – католиков и протестантов, вполне национальной партии не существовало, так как обе борющиеся стороны, в ущерб своей родине, нередко действовали в союзе с иноземными властителями. Гугеноты (так протестанты назывались во Франции), не имевшие опоры в народе, постоянно призывали на помощь своих единоверцев из Германии, Голландии, Англии. Что касается католиков, то в начале они представляли собой партию национального и религиозного единства, однако с течением времени, особенно после того как в 1576 г. создалась Католическая лига, главари партии стали искать поддержки у Испании и даже подумывали о передаче французской короны испанскому королю Филиппу II.

Гуманизм имел некоторые пункты соприкосновения с обеими партиями, но еще больше расхождений. Многих гуманистов привлекала к католической партии идея национального единства, но большинство из них не могло мириться с узостью и с суевериями католицизма. И от кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность, все усиливающий фанатизм. Но все реже рационалистическая закваска кальвинизма, его героический дух, высокая нравственная требовательность и мечта о некоем идейном устройстве человеческого общества привлекали к нему многих гуманистов. Однако наиболее глубокие гуманисты, такие величайшие писатели французского Возрождения, как Рабле, Деперье, Монтень, сторонились религиозной распри, одинаково чуждые фанатизма обоих вероисповеданий, и скорее всего склонялись к религиозному свободомыслию.

Литература. Типическими чертами, общими более или менее для всех писателей века, являются, с одной стороны, стихийный материализм, восприимчивость ко всему вещественному и чувственному, с другой стороны – культ прекрасного, забота об изяществе формы. В соответствии с этим рождаются новые жанры или радикально трансформируются старые. Появляются колоритно и реалистически разработанная новелла (Маргарита Наваррская, Деперье), своеобразная форма сатирического романа (Рабле), новая манера в лирике (Маро, затем особенно Ронсар и «Плеяда»), зачатки светской ренессансной драмы (Жодель), анекдотическинравоописательный тип мемуаров (Брантом), гражданская обличительная поэзия (д’Обинье), философские «опыты» (Монтень) и т.д.

Как для поэзии, так и для прозы характерен более широкий, более реалистический подход к действительности. Образы более конкретны и индивидуальны.

Абстрактность и наивная назидательность постепенно исчезают.

Во французском Возрождении следует различать несколько этапов:

1. Первая половина XVI в. Расцвет гуманистических идей, преобладает оптимизм, вера в возможность построить лучший, более совершенный уклад жизни.

2. Середина 1530х гг. Настроение омрачается надвигающейся реакцией, религиозный и политический раскол еще не успел в полной мере проявить свое разрушительное действие.

3. Вторая половина XVI в. В обстановке начинающихся или подготовляющихся религиозных войн, среди гуманистов наблюдаются первые признаки сомнения и разочарования.

4. Третья четверть XVI в. Делаются мощные усилия для создания новой, вполне национальной поэзии и богатого общенационального языка.

5. 1560е гг. Начиная с этого периода кризис гуманизма достигает полной силы, и литература отражает, с одной стороны, боевые схватки и брожение умов, вызванное гражданскими войнами, с другой стороны – углубленные искания, подготовляющие уже позднейшие формы общественного и художественного сознания.

Кружок Маргариты Наваррской Одним из крупных гуманистических и культурных центров Франции в первую половину XVI в. был двор Маргариты Наваррской (1492 – 1549). Маргарита сочувствовала протестантизму и, возможно, была сама тайной гугеноткой. При ее дворе находили приют гуманисты, подвергавшиеся преследованиям за вольномыслие; ее прямому вмешательству многие «еретики» были обязаны спасением от костра.

Будучи женщиной весьма образованной, Маргарита была плодовитой писательницей.

Она стремится к освобождению человеческой мысли и чувств от гнета средневекового аскетизма и схоластики, но вместе с тем не может отрешиться от религиозного мировоззрения и известного морализма. Маргарите принадлежит огромное число стихотворений и поэм, в которых преобладает религиозноморальная тематика. Чаще всего они посвящены неоплатоническим идеалам возвышенной любви и бесконечного нравственного самосовершенствования.

Наиболее значительное ее произведение – сборник новелл «Гептамерон», написанный ею в подражание Боккаччо. Подобно последнему, она намеревалась сочинить новелл, но успела всего лишь 72. Пять господ и пять дам из хорошего общества были задержаны в пути ливнями, размывшими дорогу. Чтобы скоротать время они решили рассказывать друг другу занимательные истории, подвергая их затем пространному обсуждению. Под условными именами путешественников в качестве рассказчиков выступает сама Маргарита, король Франциск, их мать и др.

В отличие от новелл Боккаччо, рассказы «Гептамерона» редко имеют своим источником готовый странствующий сюжет; обычно они передают действительные происшествия из придворной жизни, которые Маргарита наблюдала непосредственно или знала понаслышке. Видное место среди них занимают любовные похождения, героем которых иногда выступает, под какимнибудь предлогом, Франциск I, славившийся своим волокитством. Значительно реже попадаются новеллы из жизни средних или низших слоев общества. В некоторых их них разоблачается корыстолюбие и разврат монахов.

«Гептамерон» представляет собой ценный документ для изучения нравов, чувств, идейных противоречий французского Возрождения. Однако кругозор Маргариты ограничен, и ей недостает подлинной смелости мысли. Это особенно проявляется в длиннейших педантичных послесловиях к новеллам, сбивающихся на церковную проповедь и не имеющих ничего общего с веселыми и острыми замечаниями слушателей новелл в «Декамероне».

В первой половине 15 века, на предпоследнем этапе

Столетней войны, Франция пережила тяжелый кризис.

Затем народное выступление с Жанной д’Арк, освобож-

дение страны, быстрое вохрождение художественной

жизни, политического могущества и культуры. Победа

Людовика XI способствовала политическому объедине-

нию страны.

Возникновние социальной группы «Дворянство леан-

тии» роль которой будет в дальнейшем будет возрастать.

Зараждение нового отношения к реальному миру.

Архитектура, скульптура. Живопись.

Архитектура.

В 15 веке Готика вступает в последнюю фазу развития

- «Пламянная готика».

Строительство новых соборов прекращается, глав-

ное внимание украшению и расширению старых зданий

(пристройка колокольни, башни, пышных парталов,

папертей). Развивается гражданское зодчество (Ратуши).

Возникакет новый тип городского асабняка (отель) на

смену укрепленному жилищу феодала.

Дом богатого финансиста короля Карла VII

Жака Кёра в Бурже.

Отличается богатством убранства с типичными

формами готики (стрельчатые арки, пинакли, крабы) со-

читаются с характерными для французской

Скульптура.

Господствует консерватизм, готические традиции, лиш

медленно уступает место новому большое распростране-

ние получает повсеместно статуарная пластика (статуи

Мадонны и других святых) утратившее от ныне тесную

связь с архитектурой. Особенно характерно для этого пе-

риода группы «положение во гроб» , «Пьета (оплакивание

Христа), насыщенные потетикой и драмматизмом.

Живопись

Сильное длительное воздействие на французскую

живопись 15 века - Нидерланды. Хотя можно говорить о

сложившейся национальной школе живописи связанной

с вековой традиции готики и отличающийся строгостью

и стилем.

Школа Прованса

Принадлежало крупное значение в 15 веке.

«Благовещение» анонимного художника.

Изображение чисто французской архитектуры, но и

тесная связь фигур с монументальной архитектурой

«Сердце объятое любовью»

Книжная миниатюра рукописи алигорического ро-

мана. Миниатюры проникнуты поэтическим чувством,

передача освещения: восходы солнца и комнаты, озарен-

ной пламенем камина.

Авиньонская школа

«Оплакивание Христа»

Проникнута суровым драматизмом, на золотом фоне

выступают крупные силуэты фигур, располеженных

в одной плоскости, напоминая высокий рельеф. Вы-

разительность готического рисунка и строгая простота

композиции, сочетаются с резной моделировкой, при-

дающий формам какбы граненый характер.

Замковое зодчество эпохи возрождения.

Архитектура 16 в.

В развитии Архитектуры 16 века можно выделить 2-а

этапа. 1ый этап - период Раннего Возрождения нач 16

1540 годов 2ой этам - середина и вторая половина 16

Архитектура раннего Возрождения формировалась

под воздействием приёмов итальянской архитектуры и

даже при непосредственном частичном участии её масте-

-«корпус Франциска I» в замке Блуа

Показатели его известный дворцовый фасад с замеча-

тельной открытой винтовой каменной лестницей. Обилие

каменной резьбы.

-Замок Шамбор

Представляет собой новый тип загародного дворца,

предназначенного для временного пребывания во время

охоты и увесилений.

В шамборе применены еще многие характерные эле-

менты замка - крепости (внутренний замкнутый двор,

рвы с подъемными мостами, Богини.

Вместе с тем они сочетаются с новыми чертами - зда-

ние симетрично по общей композиции.

Очень живописен общий силуэт здания:

Высокие башни, кровли, трубы, чердачные окна в

несколько ярусов.

В отделке внутреннего и внешнего обликов здания

Элементы ордеров (воспринимаются как декор).

Королевский дворец Лувр в Париже

Построен на месте снесённого одноименного готиче-

ского замка - крепости.

Корпус (Леско - Гужон) вошел в существующее, расши-

ренеое в последствии многочисленными перестройками,

громадное здание Лувра.

Здание было задуманно с квадратным в плане вну-

тренним двором, вокруг которого располагались корпуса

с размещенными в них в один ряд помещениями.

3х этажное здание расчленено в первых этажах орде-

рами, верхних этажах трактован аттиковым. В отличии

от построек начала 16 века строгие класические, прори-

сованные ордера определяют в Лувре композиционную

структуру фасадов.

Для фасада характерно широкое применение декора-

тивной скульптуры с многочисленными аллегорическими

изображениями. Они выполнены с архитектурными чле-

нениями; фигуры даны в смелых перспективных ракур-

сах, наглдно сведетельствующих о превосходном знаии

пластики человеческой фигуры

(архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон).

Синтез архитектуры и скульптуры.

Дворец Анэ

Внешне он уже почти ни чем не напоминает замка-кре-

пости. Лишь окружавшие дворец рвы (связь с замком-

крепостью).

Большие сложные по формам ворота вели в парадный

дворец, с трех сторон ограниченый жилыми корпусами

Центральный портал был решён в 3-х ордерах, разме-

щенных в класическом соподчинении. Нижний - дориче-

ский, средний ионический, верхний - коринфский.

В капелле дворца Делорм применил особенную для

Франции того времени, систему метрического зала с

купольным перекрытием.

Другие скульптурные работы Ж. Гужона.

Надгробный памятник Луи де Брезе в Руан-

ском соборе

Это сложное двухярустное сооружение примыкающее

к стене. В верхней части его помещена на фоне арки кон-

ная статуя, которую фланкируют две кариатиды с каждой

стороны поддерживающие широкий антаблемент.

Кариатиды исполненные с большой свободой и

уверенным мастерством (знакомство с классическими

моделями)

5 рельефов для амвона ц. Сен-Жермен

4 фигуры Евангелистов и Оплакивание Христа

Большое влияние маньеризма, отдельные фигуры за-

имствованы у Пармиджано и Россо, выражение чувств

подчинено декоративному эффекту, но вместе с тем от-

личается мастерством в отделке драпировок, обрисовыва-

ющих формы тела.

Фонтан нимф

Скульптурные украшения фонтана состояли из 6-ти

узких вертикальных рельефов с нимфами в легких про-

зрачных одеждах, держащих в руках опрокинутые кувши-

ны, из которых льётся вода, 3 длинных горизонтальных

рельефов с изображением наяд и тритонов и 3-х рельефов

с амурами.

Несомненна связь со шк. Фонтенбло. Им свойственны

вытянутые пропорции фигур и изысканная элегантность

В творчестве Гужона французское искусство Возрож-

дения достигает полной зрелости. Оно обладает чисто-

той стиля, сдержанностью и тонким чувством ритма и

гармонии.

Жермен Пилон

Сосредоточил свое внимание не на рельефе, а на мону-

ментальной скульптуре.

первая гробница Генриха II

Представлена группой трех граций, на голове которых

покоится урна с сердцем короля. Группа выполнена по ри-

сункам Рафаэля, но классические пропорции фигур и их

строгие римские драппировки переработаны в соответ-

свии со стилистическими приемами школы Фонтенбло

вторая гробница Генриха II

Королевский мавзолей исполнен по рисунку Прима-

тиччо. Ее украшают четыре бронзовые статуи добродете-

лей (близки грациям, но отличаются большей свободой

движения)

Резкий контраст им состовляют фигуры коленопрекло-

ненных Генриха II и Екатерины Медичи, выполненные в

реалистичных традициях французской пластики. Сболь-

шой остротой переданы безжизненные тела с запрокину-

тыми головами, покоящиеся на саркофаге

гробница Валентины Бальбиане

Изхудалое лицо с провалившимися щеками, ис-

тощенное тело с проступающими сквозь кожу костяком

противопоставлен изображению молодой женщины в

расцвете сил, одетой в нарядное платье.

мраморная статуя Диана

Обнаженная богиня, обнимающая оленя, стилистиче-

ски близка к фигурам граций.

Лижье Ришье

Мастер работавший вне Парижа

надгробный памятник Рене де Шалону

Фантастика и повышенная эммоциональность от-

личает созданный им надгробный памятник, представ-

ляющий помещенный в нише, на фоне пышной мантии,

подбитой горностаем, скелет, лишь частично покрытый

истлевшими кусками мышц, сухожилий, кожи, держащий

в поднятой к небу руке сердце

Творчество Фуке,

Жан Фуке (около 1420-около 1490)

Глава Турской школы, крупнейший художник 15 в.

Интерес к конкретным явлениям действительности,

точность и объективность. Наблюдения - черты сближа-

ющие его с Нидерландцами, сочетаюся в его творчестве с

очень развитым чувством классической формы, стремле-

нием к ленности, размерености и упорядоченности. Его

портреты отличаются жизненостью и очень правдиво

передают характерные черты моделей. Он моделирует

лица с широкими планами, стремясь передать основное,

опуская детали. Одежда ложится широкими складка-

ми, жесты предельно скупы. Не преукрашивая модели

художник придает им значительность соответствующую

высокому положению.

Диптих «Этьен Шивалье и Святой Стефан»

(левая створка) Изображает крупного государствен-

ного деятеля и его патрона Святого Стефана, силуэты

которых четко выделяются на фоне строгой архитектуры

мраморного зала.

Мадонна с младенцем (правая створка)

Мадонне изящной и молодой красавице одетой в плот-

но облигающий голубой корсаж обнажающий плечи и

грудь, и в красный плащь, преданы черты лица любовни-

цы короля Агнесы Сюрель.

Чистые, светлыен,не прозрачные краски наложены

тонким и ровным слоем, напоминая расскраску полих-

ромной архитектуры.

К самому драгоценному наследию Фуке относятся

«Иудейские древности» (миниатюры к ряду рукописей

Иосифа Флавия). Батальные сцены полны эпического ве-

личия, с мастерством переданы большие людские массы

Сражающиеся армии, движущиеся колонны войск.

«Часослов Этьена Шевалье»

Библейские и Евангельские сюжеты, с изображением

речных долин, селений, городов и замков франции, про-

явление знаний природы и животных.

Скульптура 16 века.

Первое по своему (художественному) значению место

во французском искусстве Возрождения принадлежит

скульптуре.

Приматиччо (по рисункам которого выполнялись де-

коративные фигуры Фонтенбло, оказал заметное влияние

на крупнейших мастеров французской пластики.

Раздел «Искусство Франции». Всеобщая история искусств. Том III. Искусство эпохи Возрождения. Авторы: А.И. Венедиктов (архитектура), М.Т. Кузьмина (изобразительное искусство); под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1962)

Эпоха Возрождения - блестящий этап в развитии французской культуры и искусства. Он соответствует историческому периоду формирования буржуазных отношений, образования и укрепления абсолютистского государства во Франции. В это время над средневековой религиозной идеологией восторжествовало новое, гуманистическое мировоззрение, широко распространились светская культура и искусство, уходящее своими корнями в глубины народного творчества. Связь с наукой, обращение к античным образам, реализм и жизнеутверждающий пафос сближают его с искусством итальянского Возрождения. Вместе с тем искусство Ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Жизнеутверждающий гуманизм сочетается в нем с чертами трагичности, порожденными характерной для Франции противоречивой сложностью возникновения нового исторического этапа.

По сравнению с итальянским французское Возрождение опаздывает почти на полтора столетия (начало французского Возрождения падает на середину 15 в.). Еще более существенно то, что в Италии готика и ее традиции не играли сколько-нибудь определяющей роли в зарождении искусства Возрождения, напротив, раннее Возрождение во Франции в значительной мере складывалось в процессе переосмысления реалистических тенденций и решительного преодоления мистической основы готического искусства.

Вместе с тем наряду с переработкой и развитием реалистических элементов готического наследия применительно к новым общественным и эстетическим требованиям времени большую роль во Франции с конца 15 века играло и обращение к опыту уже достигшего высокой степени зрелости итальянского искусства.

Естественно, что существование художественно совершенного и обладающего необычайным престижем во всей Европе итальянского искусства предопределило на протяжении первой половины 16 в. широкое обращение культуры ренессансной Франции к его опыту и достижениям. Однако молодая, полная сил культура Франции переосмыслила достижения итальянской культуры в соответствии с теми национальными задачами, которые стояли перед культурой и искусством национальной французской монархии.

Внешним толчком к этому широкому обращению к итальянскому опыту, включавшему и приглашение во Францию ряда крупных мастеров Высокого и позднего Возрождения, послужили начавшиеся в 1494 г. военные походы в Италию. Подлинные же причины лежали значительно глубже. Походы в Италию французских королей Карла VIII, а позже Франциска I стали возможными благодаря росту экономического и политического могущества страны, успехам, достигнутым на путях создания централизованной монархии.

Переход от раннего к Высокому Возрождению, происходивший в течение первой трети 16 в., был связан с созданием культуры большой централизованной дворянской монархии, созданием единого национального государства.

Естественно, что в этих условиях искусство, тесно связанное с традициями отдельных областей страны, должно было уступить место искусству не только собственно светскому, но относительно свободному от влияния местных традиций. Такое искусство, в принципе своем имевшее общенациональный характер и вместе с тем несущее на себе отпечаток придворной культуры, и было создано в эти годы. Этот придворный оттенок был неизбежен в условиях, когда власть монарха имела тенденцию превратиться в символ национального единства страны.

Утверждение новой исторической ступени в развитии французского общества и его культуры протекало в напряженной и жестокой борьбе. Антифеодальные и антикатолические выступления народных масс, использованные, а затем подавленные королевской властью и стоявшим за ним дворянством, получили свое косвенное отражение в наиболее прогрессивных и демократических течениях французского гуманизма.

Мощное народное дыхание, неисчерпаемое галльское жизнелюбие, вера в человека и его возможности, беспощадная ненависть ко всем проявлениям средневековой схоластики пронизывают творчество одного из величайших мастеров реализма позднего Возрождения - Франсуа Рабле.

К середине 16 в. развертывается деятельность поэтов «Плеяды» во главе с Ронсаром, сыгравшая громадную роль в развитии национальной поэзии. Ярчайшим памятником передовой общественной мысли эпохи явились «Опыты» Монтеня, одного из основателей рационалистической и антиклерикальной традиции западноевропейской культуры.

В изобразительном искусстве и архитектуре прогрессивное содержание эпохи утверждалось преимущественно в рамках дворянской и дворянско-буржуазной культуры новой монархии. И все же историко-художественное значение таких достижений, как замковая архитектура Луары, деятельность замечательных живописцев Жана Фуке, семьи Клуэ, скульпторов Жана Гужона, Жермена Пилона, архитекторов и теоретиков архитектуры Пьера Леско и Филибера Делорма, значительно перерастает эти рамки, образуя основу дальнейшего развития прогрессивных тенденций французского искусства.

Возрождение во Франции имело для своего развития в основном те же предпосылки, что и в Италии. Однако в социально-культурных предпосылках литературного процесса обеих стран были существенные различия. В отличие от Италии, где в северных областях уже в XIII в. происходит политический переворот и возникает ряд совершенно самостоятельных городских республик, во Франции, где буржуазное развитие в это время было сравнительно с Италией замедленным, господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

Из всего этого вытекает некоторая отсталость французской буржуазии по сравнению с итальянской или даже английской и, в частности, слабое ее участие в гуманистическом движении. С другой стороны, гуманистические идеи нашли значительную поддержку в кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии.

Вообще сильное влияние Италии является одной из важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования Франциска I (1515- 1547). Итальянские походы, начавшиеся при его предшественниках и продолженные им, очень расширили культурные сношения между двумя народами. Молодые французские дворяне, попав в Италию, были ослеплены богатством ее городов, пышностью одежд, красотой произведений искусства, изяществом манер. Сразу же начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Франциск 1 привлек к себе на службу лучших итальянских художников и скульпторов - Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Итальянские архитекторы строят ему замки в новом ренессансном стиле в Блуа, Шамборе, Фонтенбло. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т.п. Из итальянских гуманистов, переселившихся в эту пору во Францию, наиболее выдающимся был Юлий Цезарь Скалигер (ум. в 1558 г.), врач, филолог и критик, автор знаменитой «Поэтики» на латинском языке, в которой им были изложены принципы ученой гуманистической драмы.

Рис. 29.1

Параллельно шло углубленное изучение древности, доходившей отчасти также через итальянское посредство. В первые годы своего царствования Франциск I велел издать «для поучения французского дворянства» переводы сочинений Фукидида, Ксенофонта и др. Он заказал перевод поэм Гомера и убедил Жака Амио (Amiot) (1513-1593), преподавателя греческого и латинского языков, переводчика, начать его знаменитый перевод «Жизнеописаний» Плутарха.

Франциск I хотел лично возглавить французское Возрождение, чтобы направлять его и держать иод своим контролем, но на самом деле он только следовал за умственным движением эпохи. Из его советников, истинных руководителей движения, на первое место должен быть поставлен Гийом Бюде (Guillaume Bude, 1468-1540), занимавший сначала должность секретаря Франциска I, затем его библиотекаря. Бюде принадлежит огромное число трудов на латинском языке по философии, истории, филологии, математике и юридическим наукам. Основная мысль Бюде заключалась в том, что филология есть главная основа образования, так как изучение древних языков и литературы расширяет умственный кругозор человека и повышает его моральные качества. Многое во взглядах Бюде на религию, мораль, воспитание сближает его с Эразмом Роттердамским. Крупнейшим делом Бюде был план создания светского университета, осуществленный Франциском I. По замыслу Бюде, преподавание в нем должно быть основано не на схоластике и богословии, как в Сорбонне, а на филологии. Так возник в 1530 г. Коллеж де Франс, который сразу же стал цитаделью свободного гуманистического знания.

Вторым важнейшим моментом, определившим судьбу французского Возрождения, являются особые взаимоотношения его с Реформацией, вначале созвучной гуманизму, но затем резко с ним разошедшейся.

В истории французского протестантизма надо различать два периода - до середины 1530-х годов и после. Первыми протестантами Франции были разрозненные интеллигенты гуманистического образа мыслей, подходившие критически ко всем вопросам, включая и основы религии, но при этом мало склонные к проповедничеству и борьбе. Выдающийся математик и эллинист Лефевр д’Этапль (1455-1537), побывавший в Италии и проникшийся там благодаря беседам с Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола идеями платонизма, начал, вернувшись во Францию, толковать Аристотеля по новому способу, т.е. обращаясь исключительно к первоисточникам и стараясь проникнуть в их подлинный смысл, не искаженный схоластическими комментариями. Вслед за тем у Лефевра появилась мысль применить тот же метод к книгам Священного Писания - и здесь он обнаружил, что ни о постах, ни о безбрачии духовенства, ни о большинстве «таинств» в Евангелии ничего не говорится. Отсюда возникла у него и его друзей мысль вернуться к первоначальной чистоте евангельского учения, создать «евангелическое» вероисповедание. Углубляясь далее в рассмотрение принципов христианства, Лефевр в 1512 г., т.е. за пять лет до выступления Лютера, выдвинул два положения, ставшие затем основными для протестантизма всех толков: 1) оправдание верой, 2) Священное Писание как единственная база религиозного учения. Для укрепления новой доктрины Лефевр опубликовал свой перевод Библии - первый на французском языке.

Сорбонна осудила этот перевод, как и вообще всю новую ересь. Несколько последователей Лефевра было казнено, и ему самому пришлось на время бежать за границу. Вскоре, однако, Франциск I реабилитировал его и даже назначил воспитателем своего сына. Вообще в этот период король благоволил к протестантам и даже подумывал о том, чтобы ввести протестантизм во Франции. Однако в середине 1530-х годов в его политике произошел резкий поворот, который был вызван общим наступлением в Европе реакции и связанной с нею контрреформации, - переворот, обусловленный страхом господствующих классов перед крестьянскими восстаниями и слишком смелыми устремлениями гуманистической мысли, грозившими опрокинуть «все устои». Терпимости Франциска ко всякого рода вольномыслию - религиозному или научно-философскому - пришел конец. Казни протестантов и свободомыслящих гуманистов стали обычными явлениями. Одним из случаев вопиющего произвола было сожжение на костре в 1546 г. выдающегося ученого и типографа Этьена Доле.

В это самое время французский протестантизм вступает во вторую свою фазу. Его главой становится Жак Кальвин (1509-1564), переселившийся в 1536 г. из Франции в Женеву, которая отныне становится главным центром кальвинизма, руководящим всем протестантским движением во Франции. В том же 1536 г. Кальвин окончательно формулирует свое учение в «Наставлении в христианской вере», первоначально появившемся на латинском и переизданном пять лет спустя на французском языке. С этого момента созерцательный, утопический евангелизм сменяется суровым, воинствующим кальвинизмом.

Буржуазная сущность Реформации отчетливо выступает в учении Кальвина, который рекомендует бережливость и накопление богатств, оправдывает ростовщичество и допускает даже рабство. Основой доктрины Кальвина являются два положения - о «предопределении» и о невмешательстве Бога в жизнь мира, подчиненную незыблемым законам. Согласно первому из них каждый человек от рождения предназначен либо к вечному блаженству, либо к вечным мукам, независимо от того как он будет вести себя в жизни. Он не знает, к чему предназначен, но должен думать, что его ждет спасение и всей своей жизнью должен показывать это. Таким образом, эта доктрина «предопределения» ведет не к фатализму и пассивности, а, напротив, является побудителем к действию.

Последователи Кальвина и его основных положений о предопределении и о невмешательстве Бога развивают учение о «мирском призвании», согласно которому каждый должен стремиться извлечь из своей профессии как можно больше прибыли и выгоды, и о «мирском аскетизме», предписывающем бережливость и умеренность в удовлетворении своих потребностей ради приумножения своего имущества. Отсюда - взгляд на работу как на «долг» и превращение жажды накопления в «добродетель накопления».

Несмотря на ясно выраженную буржуазную природу кальвинизма, он нашел многочисленных сторонников в тех слоях дворянства, которые не хотели примириться с абсолютизмом, главным образом на юге, присоединенном сравнительно поздно (в XIII в.), вследствие чего местное дворянство еще не успело забыть о своих вольностях и пыталось вести себя самостоятельно. Таким образом, если во второй четверти XVI в. протестантизм распространялся почти исключительно среди буржуазии, и притом более или менее равномерно но всей Франции, то начиная с середины века он усиленно распространяется среди южнофранцузского дворянства, оплота феодальной реакции. Когда во второй половине XVI в. разгорелись религиозные войны, именно кальвинисты-дворяне, боровшиеся против абсолютизма, выступили организаторами и руководителями восстания; причем по окончании войны многие из них охотно примкнули к католицизму.

Одновременно меняется характер протестантизма, отказывающегося от принципа свободы исследования и проникающегося духом нетерпимости и фанатизма. Ярким примером является сожжение Кальвином в 1553 г. Мигеля Сервета (1511 - 1553), испанского теолога, врача, естествоиспытателя, обвиненного им в принадлежности к революционной секте анабаптистов.

Рис. 29.2.

Во Франции, разделившейся на два лагеря - католиков и протестантов, вполне национальной партии не существовало, так как обе борющиеся стороны, в ущерб своей родине, нередко действовали в союзе с иноземными властителями. Гугеноты (так протестанты назывались во Франции), не имевшие опоры в народе, постоянно призывали на помощь своих единоверцев из Германии, Голландии и Англии. Что касается католиков, то вначале они представляли собой партию национального и религиозного единства, однако с течением времени, особенно после того как в 1576 г. создалась Католическая лига, главари партии стали искать поддержки у Испании и даже подумывали о передаче французской короны испанскому королю Филиппу II. Настоящий патриотизм можно было встретить в те времена только в народных массах: у крестьян или у городских плебейских масс, которые, вконец разоренные гражданскими войнами и доведенные до отчаяния, вдруг поднимались, как их прадеды в Столетнюю войну, чтобы бить одновременно и испанских солдат и немецких рейтаров, а главное - своих собственных дворян -помещиков любой политической группировки и любого вероисповедания. Но эти крестьянские восстания, из которых крупнейшие происходили около 1580 и около 1590 гг., не могли увенчаться успехом и безжалостно подавлялись, нередко с помощью предательства и измены.

Гуманизм имел некоторые пункты соприкосновения с обеими партиями, но еще больше расхождений. Многих гуманистов привлекала к католической партии идея национального единства (Ронсар и другие участники «Плеяды»), но большинство из них не могло мириться с узостью мысли и суевериями католицизма. И от кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность, все усиливающийся фанатизм. Но все же рационалистическая закваска кальвинизма, его героический дух, высокая нравственная требовательность и мечта о некоем идеальном устройстве человеческого общества привлекали к нему многих гуманистов (Агриппа д’Обинье, а из более раннего времени - Маро). Однако наиболее глубокие гуманисты, такие величайшие писатели французского Возрождения, как Рабле, Денерье, Монтень, сторонились религиозной распри, одинаково чуждые фанатизма обоих вероисповеданий, и скорее всего склонялись к религиозному свободомыслию.

Для писателей французского Возрождения по сравнению с раннесредневековыми авторами характерны чрезвычайное расширение горизонта, большой охват умственных интересов. Величайшие из них приобретают черты типичного для Ренессанса «универсального человека», ко всему восприимчивого и причастного. Самый яркий пример этого - творчество и деятельность Рабле, врача, натуралиста, археолога, юриста, поэта, филолога и гениального сатирического писателя. Большую разносторонность можно наблюдать также в творчестве Маро, Маргариты Наваррской, Рон- сара, д’Обинье и других.

Типическими чертами, общими более или менее для всех писателей века, являются, с одной стороны, стихийный материализм, восприимчивость ко всему вещественному и чувственному, с другой стороны - культ прекрасного, забота об изяществе формы. В соответствии с этим рождаются новые жанры или радикально трансформируются старые. Появляется колоритно и реалистически разработанная новелла (Маргарита Наваррская, Денерье), своеобразная форма сатирического романа (Рабле), новая манера в лирике (Маро, затем особенно Ронсар и «Плеяда»), зачатки светской ренессансной драмы (Жодель), анекдотически-нравоописательный тип мемуаров (Брантом), гражданская обличительная поэзия (д’Обинье), философские «опыты» (Монтень) и т.д.

Как для поэзии, гак и для прозы французского Возрождения характерен более широкий, более реалистический подход к действительности. Образы более конкретны и индивидуальны. Абстрактность и наивная назидательность постепенно исчезают. Художественная правдивость становится мерилом и средством выражения идейного содержания.

Во французском Возрождении следует различать несколько этапов. В первой половине века происходит расцвет гуманистических идей, преобладает оптимизм, вера в возможность построить лучший, более совершенный уклад жизни. Хотя с середины 1530-х годов это настроение омрачается надвигающейся реакцией, религиозный и политический раскол еще не успел в полной мере проявить свое разрушительное действие.

Во второй половине века, в обстановке начинающихся или подготовляющихся религиозных войн, среди гуманистов наблюдаются первые признаки сомнения и разочарования. Тем не менее в третьей четверти века делаются мощные усилия для создания новой, вполне национальной поэзии и богатого общенационального языка. Начиная с 1560-х годов кризис гуманизма достигает полной силы, и литература отражает, с одной стороны, боевые схватки и брожение умов, вызванное гражданскими войнами, с другой стороны - углубленные искания, подготовляющие уже позднейшие формы общественного и художественного сознания.

Вопросы и задания

  • 1. В какое время во Франции начинается эпоха Возрождения?
  • 2. В чем состоит специфика зарождения и развития Возрождения во Франции по сравнению с Италией?
  • 3. Какова роль Франциска I в развитии французского Возрождения?
  • 4. Пользуясь справочниками и энциклопедиями, составьте представление о том, что такое реформация и кальвинизм.
  • 5. Каковы характерные черты мировоззрения и творчества представителей фран- 11узс ко го Возрожде1 шя?
  • 6. Составьте таблицу этапов Возрождения во Франции, отразив в ней: 1) исторические события; 2) основные идеи; 3) краткую характеристику наиболее значимых авторов; 4) названия и даты основных произведений.

Темы рефератов и докладов

  • 1. Роль Италии в развитии французского Возрождения.
  • 2. Итальянские мастера во Франции: Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини.
  • 3. Реформация во Франции.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения