Специальность "Телевидение" (бакалавриат). Журналистские профессии на телевидении Дисциплины, входящие в курс обучения

Выбирая профессию, связанную с телевидением, вы выбираете надежную и стабильную специальность, ведь для каждого понятно, что телевидение и общество - понятия неразделимые. Телевидение для огромного количества населения продолжает оставаться единственным и основным информационным источником, люди привыкли получать всю необходимую и жизненно-важную информацию из телевизионных источников, доверять этой информации и руководствоваться ею.

Желая получить профессию телевизионщика и осваивая курс «Телевидение и общество», вы готовите себя к профессии, которая будут всегда и везде востребована, ведь телевидение не сможет заменить ни интернет, ни другие коммуникационные способы связи еще долгие годы.

Телевидение и общество - понятия неразделимые, так как телевизионный эфир уже давно и прочно незаменимо вошел в повседневную жизнь каждого человека. Благодаря телевидению, людям доступна информация, которая делает жизнь насыщеннее, информационно-грамотнее и познавательнее. Осваивая профессию, связанную с понятием «Телевидение и общество», вы должны быть готовы к тому, что вы сможете доносить до огромного количества заинтересованных людей, находящихся в разных регионах страны, информацию, которая будет создавать их мировоззрение и менять мировосприятие. Каждому, кто планирует связать свою жизнь и будущую профессию и карьеру с телевидением, стоит понимать, что телевидение - это источник информации массового распространения, на котором строится восприятие окружающей действительности огромного количества населения.

Слушатель, познающий курс обучения по специальности «Телевидение и общество», будет познавать следующие дисциплины и предметы:

1. Основные понятия сферы телевизионной деятельности.

Слушатель ознакомится с этапами основания и развития телевидения, осознает важность присутствия телевидения в жизни людей на протяжении разных эпох. Будет рассмотрена хронология развития телевизионного бизнеса, основные этапы и элементы прогрессирования данной сферы деятельности.

2. Разработка идеи передачи изображения на расстоянии.

Здесь каждый обучающийся сможет ознакомиться с историей развития телевидения в самом начале 20 века и в последующие годы. Особое внимание будет уделено прогрессирующему развитию телевидения в период от 60-х годов до 90-х. Поэтапно будут рассмотрены все этапы развития телевидения параллельно с развитием современных технологий, сопутствующих этой сфере деятельности. После освещения данного этапа, будет дано подробное освещение темы развития спутникового и кабельного телевидения, которое продолжает быть актуальным и в наши годы.

3. Воздействие телевидения на общество.

В рамках этой программы вы сможете изучить специфику воздействия информации, передаваемой с помощью телевизионных эфиров пользователям, а также воздействие телевидения на сознание общества. В рамках курса вы изучите основные этапы воздействия телевидения на мировоззрение общественности и силу его воздействия на мировоззрения человека. Телевидение является основной составляющей в процессе формирования общественного мнения огромного количества населения - именно об этом будут осведомлены слушатели дисциплины.

4. Жанры телевизионной деятельности.

В разрезе этой тематики слушатели будут ознакомлены с разновидностями профессии и её специфическими аспектами. Основы литературоведения и искусствоведения необходимы каждому будущему телевизионщику, осведомленность в разнообразии жанров - необходимая составляющая в знаниях успешного телевизионщика. Все эти познания слушатель сможет получить в рамках обучающего курса. Любая информация, преподносимая из телевизионных источников, как правило, относится к определенному жанру - все жанровые спецификации будут рассмотрены. Слушатели ознакомятся с жанром информационного сообщения, выступления или отчета, репортажа или обозрения. В рамках курса также будут освещены методики ведения телевизионной беседы, дискуссии, ток-шоу, пресс-конференции и прямой передачи информации в рамках прямого эфира.

Квалифицированный телевизионщик также должен познать основы телеочерка, телевизионной зарисовки, азы телевизионного эссе и работы в сатирическом жанре. В области телевизионной документалистики вы также получите необходимые познания, которые будут востребованы в повседневной работе каждому, чья профессия связана с телевидением.

5. Познания в области телевизионного рейтинга.

Эти знания также необходимы каждому слушателю, который планирует связать свою профессиональную деятельность с телевидением. В рамках этой дисциплины вы сможете узнать, от чего зависят рейтинги телевизионных программ, эфиров, каким образом можно оказывать влияние на эти показатели и добиваться их повышения. Способы определения телевизионного рейтинга, его важность, разновидности рейтингов, способы измерения - имея познания в этих областях, вы сможете отлично регулировать свою будущую деятельность в телевизионной сфере.

Преподаватель(и) предмета:

Два высших образования. В Телевидении с 2002 года. Начинал как специалист по компоузингу и промоушену телевизионных каналов: ТВ 6 и ТВС - режиссер промоушен-отдела, занимался разработкой и созданием промо-роликов и межпрограммным обеспечением эфира. Канал ТВ-Центр - режиссер оформления эфира, участвовал в ребрендинге канала, занимался...

Изучается на следующих программах обучения:

Доступно онлайн обучение


Срок обучения

Одной из самых востребованных профессий в области телевизионной деятельности по праву считается профессия звукорежиссера. Звукорежиссер - это важнейший человек в телевизионном мире, так как только профессиональный и опытный звукорежиссер сможет донести до зрителя весь спектр разнообразия звукового сопровождения той или иной новости,...

Доступно онлайн обучение


Срок обучения

Специальность «Продюсер телевидения» во все времена была одной из самых уважаемых и востребованных в своей сфере деятельности. Наиболее яркими представителями такой профессии считаются исполнительный и линейный продюсер. Говоря об области, где используются навыки специалиста, прежде всего, необходимо отметить, без работы продюсера...

В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.

1. Телерепортер (корреспондент).

2. Комментатор.

3. Обозреватель.

4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).

5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).

6. Ведущий ток-шоу.

7. Ведущий информационной программы (в США бытует термин «анкормэн», что означает «человек-якорь», или словосочетание «ньюз презентер» – «представляющий новости»; иногда используют образное выражение «человек, делающий погоду», но всегда решительно отделяют данного специалиста от комментатора, репортера и т.п.).

Практика отечественного телеэкрана не всегда дает возможность увидеть какое-либо из перечисленных «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «переключения» на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы в каждый из моментов передачи выдерживались законы жанра, например интервьюирование не смешивалось бы с комментированием (а такой недостаток присущ в том же московском канале нескольким ведущим на протяжении многих лет. Да и в других программах случается, что интервьюер говорит значительно больше, чем его собеседник, считает себя обязанным высказаться по каждому поводу, заявить о себе и своих мыслях).

Обзор журналистских экранных профессий мы начинаем с профессии репортера, как самой массовой, самой многогранной, наиболее органичной для раскрытия способностей молодого журналиста. Профессия репортера (корреспондента) имеет множество разновидностей: репортер может специализироваться как «по горизонтали» – в определенной сфере человеческой деятельности (новости науки или медицины, уголовная хроника, политика, экология и пр.), так и «по вертикали» (все новости одного региона). Есть репортеры-универсалы, чья работа соответствует престижной газетной должности «специальный корреспондент» (в США таких называют «генералист»). Некоторые небогатые телекомпании предпочитают их узким специалистам. Такой репортер должен уметь применять наиболее общие принципы беспристрастного исследования к любому предмету



Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу «говорящих голов» в студии. Репортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам: 1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда

происходит нечто общеинтересное, общезначимое; 2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем, и, наконец, 3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.

Выполнение первой части задачи зависит и от самого репортера, и от сложившейся в данной телеорганизации системы работы. Система основана, как правило, на тщательном планировании событий, о которых что-либо можно узнать заранее (тогда репортерская группа прибывает на место заблаговременно), и оперативном реагировании на внезапно возникающие обстоятельства.

Оперативность репортера зависит и от его находчивости, и от имеющейся в его распоряжении техники, и от слаженности работы группы

Помимо общередакционного планирования новостей каждый репортер имеет свои источники «опережающей» информации: о готовящихся событиях, о том, что интересного происходит в различных сферах жизни. Просмотр больших и малых газет, прослушивание радио также позволяют журналисту постоянно быть в курсе происходящего и в случае необходимости быстро оказаться на месте события.

Выезжая на съемку, репортер в мыслях уже видит в общих чертах будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Закономерности связаны с ограничениями по времени: если планируется 20-секундный сюжет, то придется ограничиться самым общим представлением о событии; в наиболее распространенном, 60–75-секундном, уже надо заботиться о композиции и элементах драматургии.



Обвинения в предвзятости и подтасовке ответов нередко звучат после уличных опросов населения по какому-либо политическому поводу. Конечно, репортерский опрос далек от научно обоснованного, социологического. Говорить о репрезентативности не приходится. Порой редактор, давая задание, говорит: «Привезешь три положительных ответа и один отрицательный». Однако честный репортаж может нарушить такие замыслы. Так, 19 августа 1991 г. на фоне «всенародного одобрения» чрезвычайного положения потрясшим страну сообщением о сопротивлении стал репортаж С. Медведева; всем запомнились железные прутья в танковых гусеницах и живое кольцо москвичей у Белого дома.

Но все же основные вопросы репортера: где? кто? каким образом? когда? И лишь в случае необходимости уточняющее: почему? – и по возможности реже: что вы думаете по этому поводу?

КОММЕНТАТОР И ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Итак, комментатор появляется в новостной программе (или после нее), когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст.

Не все телевизионные организации могут позволить себе дорогое удовольствие содержать собственных комментаторов. Многие телестанции предпочитают приглашать для комментирования событий видных публицистов, политологов или иных специалистов, не работающих непосредственно на телевидении. По тому же пути шла и отечественная информационно-аналитическая телепрограмма «Итоги» (1992–1993).

Задача комментатора облегчается, если он имеет возможность пользоваться телесуфлером, т. е. читать свой текст в непринужденной манере, глядя словно бы в глаза зрителю и не скользя взглядом по пробегающим буквам.

Обозреватель – это специалист в какой-либо области, который ведет персональную телепередачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, это человек с богатым жизненным опытом: путешественник, объехавший весь земной шар, или космонавт, заслуженный врач или выдающаяся балерина. Разумеется, они должны прекрасно говорить о деле своей жизни, это непременный признак интеллигентного человека. Нужно еще «чувство камеры» – умение общаться с невидимой аудиторией, «талант популяризатора» – способность просто рассказать о сложном. По традиции журналист выполняет функции обозревателя чаще всего в тех случаях, когда речь идет о событиях в политической жизни страны и мира. Телевидение нередко приглашает на эту роль кого-либо из видных газетных публицистов, таких, как Генрих Боровик, Александр Бовин, Станислав Кондрашов.

ИНТЕРВЬЮЕР, ШОУМЕН, МОДЕРАТОР

Это три разные специализации телевизионного журналиста. Вдумчивый и пытливый интервьюер, динамичный и остроумный шоумен, спокойный до кажущегося равнодушия модератор. Выбор одного из трех амплуа может быть продиктован природным темпераментом журналиста, особенностями его характера. Но в основе всех трех разновидностей экранной работы лежит общение с людьми. Есть еще одна принципиально важная общая черта. Интервьюер, шоумен и модератор воздерживаются от высказывания собственных суждений. В этом противоположность их роли описанным выше комментатору и обозревателю. Если обозреватель, принимая гостя в студии, может пуститься в пространные рассуждения (особенно это было свойственно ведущим «Кинопанорамы» – от А. Каплера до Э. Рязанова), то интервьюер и шоумен проявляют свою индивидуальность лишь в продуманной постановке вопроса – такого, до которого не додумался бы обыкновенный телезритель, но направленного на получение интересной для всех информации. А модератор может многого добиться лишь настойчивостью и последовательностью, если кто-то из собеседников пытается увернуться от невыгодной для него темы.

Но начнем по порядку. Интервьюер – самостоятельная журналистская специализация, хотя нет журналиста, который не занимался бы интервьюированием.

Интервьюер должен быть настолько «в теме», чтобы позволить своему собеседнику любые отклонения, но в конце концов мягко и неотвратимо подчинить его своему стратегическому плану, использовать как материал для создания волнующего зрелища. Тон и атмосфера интервью не менее важны, чем содержание: ваш собеседник должен ощущать постоянный контакт с вашими глазами, а не с

телевизионной камерой. Опытные интервьюеры говорят о «флюидах», которые исходят из глаз, об интуиции и необъяснимой связи людей в настоящем диалоге

Позиция интервьюера высшего класса по отношению к собеседнику может быть разной – от глубокого сочувствия до шутливого. «пикирования», но в любом случае с первых фраз должна устанавливаться некая база для общения: если не киплинговское «мы одной крови – ты и я» (наилучший вариант для психологического портретирования), то российское «я тебя уважаю.

Не менее редкий талант – шоумен, ведущий «ток-шоу», или, по нашей старой терминологии, «массовой передачи». Слово «шоу» напоминает о том, что из словесной ткани искусно плетется нечто цельное, разговор становится зрелищем. В «ток-шоу» может быть превращено обсуждение подготовки крупного города к зиме или конкурс архитектурных проектов. Терпели неудачу в жанре ток-шоу и некоторые российские журналисты, привыкшие вести интервью с одним-двумя собеседниками и почувствовавшие неуверенность, оказавшись перед двумя сотнями незнакомых людей. «Держать» такую большую группу, формируя из людских характеров, темпераментов, пристрастий единое зрелище, – особая профессия. Это, так сказать, «массовик-затейник» высшего класса. Возможно, эта работа требует больше актерских, нежели журналистских, навыков: ведущая знаменитых когда-то передач «От всей души» народная артистка СССР Валентина Леонтьева прекрасно работала с аудиторией на документальном материале, подготовленном группой журналистов-исследователей.

Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны); после этих памятных передач 1986 г., ставших прорывом к правде и искренности, к взаимопониманию рядовых граждан Америки и России, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей, профессий и возраста. Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей. Эти передачи не сводятся к звучащей в них вербальной (словесной) информации, здесь все важно: выражения лиц, сомнения, паузы – и скрепляющая все печально-оптимистическая улыбка ведущего. Надо было иметь немалую смелость, чтобы в разгар межнациональных конфликтов, осенью 1992 г., собрать в студии подростков из всех «горячих точек» бывшего СССР. В результате разговоров с ведущим школьники пришли к великой и простой истине: выше всех национальностей то, что все мы люди; надо видеть в другом прежде всего человека. Можно только догадываться, сколь тщательно готовился журналист к этой передаче, как просчитывал возможные варианты ответов на свои вопросы и линию своего поведения в спонтанно возникающих противоречивых диалогах.

ВЕДУЩИЙ НОВОСТЕЙ

Телевизионный журналист, начинавший репортером в и.нформационной программе, может со временем занять высшую в иерархии престижности должность ведущего такой программы. Престиж обеспечивается ежедневным появлением на экране с самыми важными новостями дня

Ведущий новостей заменил в этой роли диктора вовсе не для того, чтобы изрекать собственное мнение и поучать зрителей. По сути, журналист делает то же, что и диктор: читает строчки, бегущие по телесуфлеру. Но зрителю передается чувство, что этот человек понимает то, что читает. В пору демократической эйфории 1992–1993 гг. некоторые ведущие новостей с помощью коллег из прессы пытались отстаивать свое право на

импровизацию. Но ничем, кроме конфуза, такая импровизация не кончалась. Например, вместо «использование военного самолета для служебных командировок» было сказано «пользование военным самолетом в личных целях» – и, поскольку речь шла о спикере парламента, для ведущей последовали неприятности.

Корреспондент

Самый простой вариант, чтобы начать карьеру в телерадиокомпании. Эта вакансия всегда открыта для стажеров, и жесткость требований, предъявляемых к образованию и опыту работы, зависят только от статуса СМИ. Большая часть корреспондентов работает на редакцию новостей, меньше – на авторские программы. На телевидении корреспондентов больше, чем на радио – нередко радионовости используют звуковую дорожку телевыпуска.

Карьерная лестница несложная: начинают с «мальчиков и девочек на побегушках», которых посылают на простые и неинтересные задания (выехать в район, осветить посевную), затем доверяют более серьезные темы, потом появляется возможность самостоятельно провести выпуск новостей или получить полноценную рубрику в авторской программе.

Корреспонденты наиболее мобильны в области смены места работы – легко переходят из одной компании в другую (особенно, если они еще не стали «лицом» или «голосом» канала).

Зарплата начинается от 10 000 в провинциальных СМИ и доходит до 60 000 в столичных.

До ведущих «дорастают» наиболее профессиональные корреспонденты. В небольших телерадиокомпаниях они совмещают оба вида деятельности.

Раньше это была престижная вакансия , теперь она постепенно исчезает, а с ней исчезают и повышенные требования. Сейчас ведущий может картавить или пришепетывать: большее значение имеют профессионализм и имя. В зависимости от типа программы гибкими оказываются и требования к внешнему виду: новостник элегантен, но неярок, а ведущий авторской может носить дреды, бриться наголо и даже быть пенсионером – все зависит от тематики и аудитории.

Карьерная лестница строится по такой вертикали: корреспондент-ведущий-начальник службы радиовещания или телевидения-директор. Реже руководителями становятся режиссеры и никогда – техники.

Если ведущий совмещает работу корреспондента, то он получает либо двойную зарплату, либо надбавку «за выпуск». Отдельной штатной единице платят около 15 000 рублей в провинции и от 40 000 в столице.

Редактор и шеф-редактор

Люди, которые формируют то, что мы в итоге слушаем или смотрим. Шеф-редактор новостей определяет, какие сюжеты пойдут в выпуск и как они будут скомпонованы. Редактор авторской программы одобряет тему и сценарий, вносит свои коррективы и исправления.

Работа ответственная и подчас нудная, но достойно оплачиваемая – около 25 000 в провинциальных СМИ и 60 000 в столичных.

Режиссер

Должность на авторских программах. Режиссеры старой закалки мало чем отличаются от кинематографических коллег: могут внести исправления в сценарий, дать советы по подбору героев программы и указать ведущим на ошибки. От молодых же режиссеров требуется только руководство процессом съемки – и то, если операторы не вникли в задание.

Зарплата зависит от востребованности услуг режиссера в конкретной ТРК: от 20 000 в небольших компаниях и 70 000 рублей в крупных.

Оператор

В обиходе просто «монтажер». Раньше этой профессии обучались годами: нелинейный монтаж происходил на нескольких пленочных аппаратах, практически на ощупь, но теперь компьютерные программы подвластны даже подростку. Любой, освоивший технику монтажа и работу с Sony Vegas, Adobe Audition или Adobe Premiere, может попытать счастья и подать резюме. Но так как подобных умельцев теперь в изобилии, то смотреть в первую очередь будут на скорость работы и знание основ режиссуры.

В небольших СМИ зарплата у монтажера 15 000 рублей, в статусных столичных телерадиокомпаниях – от 50 000 и выше.

Без гримеров не обходится ни одна программа. накладывает макияж, исходя из специфики съемок: света, тепла софитов, чувствительности камеры. Опытные ведущие могут самостоятельно нанести только основные черты, но корректировать и доводить до ума будет всё равно гример. В его умелые руки попадают и гости программ: припудрить носик, убрать жирный блеск, затушевать косметический дефект.

Зарплаты здесь невысоки – от 10 000 рублей, зато есть возможность подработать, да и портфолио создается само собой, без отрыва от производства.

Продюсер

Чаще всего встречаются на телевидении, чем на радио. Бывают нескольких видов: генеральный, исполнительный, креативный и линейный. Генеральный продюсер контактирует со спонсорами, ведет переговоры об эфирах и занимается подбором штата. На плечах креативного продюсера лежит ответственность за тематику и содержание программ, за появление новых идей и сценариев. Исполнительный продюсер следит за процессом и контролирует сотрудников, а линейный занимается организацией отдельных съемок, координацией съемочных бригад и водителей, получениями аккредитаций и тому подобными вещами.

В небольших компаниях под понимают только линейного, а обязанности остальных разбирают редакторы, режиссеры и авторы-ведущие программ. Кое-где и линейных не бывает - всё делают своими силами. Итог обычно печален.

Генеральный продюсер может получать от 70 000 рублей, исполнительный и креативный – от 60 000, линейный – от 30 000.

Однако этими профессиями штат телерадиокомпании не исчерпывается. Если вы хотите связать свою жизнь с таким СМИ, но не обладаете талантом журналиста, ничего не понимаете в монтаже или у вас на ушах потоптался медведь – шанс всё равно есть. В телерадиокомпаниях есть секретари, юристы, бухгалтеры, менеджеры по рекламе, дизайнеры, системные администраторы, завхозы, охранники… Специфика их работы не очень отличается от работы в других организациях, но зато можно с гордостью сказать: «Я работаю на телевидении/радио!»

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза

Появления телевидения в 19 веке привело к возникновению целой индустрии. Если изначально изобретение в виде движущейся на экране картинки выглядело просто фантастикой, сегодня ему находят весьма широкое применение, что сложно даже представить жизнь без такого достижения техники.

Специальность 42.03.04 «Телевидение» - это всеохватывающее направление, которое предполагает широкие возможности для самореализации . Здесь можно найти себе место при творческих амбициях и желании работать на экране перед глазами миллионов. Но еще это сфера, в которой трудятся тысячи ценных кадров. Профессия предполагает умение оперировать новыми достижениями человечества в техническом смысле наравне с созданием публицистических, информационных, аналитических материалов.

Условия поступления

Обучение на этом курсе предполагает развитие личности всесторонне, с вовлечением творческих порывов, использованием технических и гуманитарных знаний. Какие предметы сдают традиционно при поступлении на бакалавриат:

  • литература (профильный экзамен);
  • русский язык.

Дополнительно абитуриентам ставят творческие задачи. Их может быть две или три, включая письменную работу в виде рецензии на телепродукт, собеседование и собственную экранизацию.

Будущая профессия

Выпускник курса сможет решать разнообразнейшие задачи, работая на разных должностных позициях. Он сумеет создавать реальные телевизионные продукты, принимая участие в командной работе практически на любой стадии. Также это профессионал, способный влиться в коллектив в роли монтажера, оператора, редактора. Как вариант, можно выбирать направление продюсирования. Специалист с дипломом бакалавра имеет возможность работать и на преподавательской ниве.

Куда поступать

Популярную профессию можно освоить, поступив в вузы Москвы либо России:

  • Московский госуниверситет дизайна и технологии;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Московский госуниверситет имени Ломоносова;
  • Саратовский государственный технический университет имени Гагарина;
  • Владимирский госуниверситет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых.

Срок обучения

Студенты осваивают программу бакалавриата на очном отделении за четыре года. Заочное/вечернее обучение, как и смешанная форма, предполагают изучение предметов в течение 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Будущему телевизионщику во время учебы предстоит познакомиться с такими предметами:

  • телевизионная журналистика: теория и право;
  • основы сценарного дела;
  • основы телевизионной режиссуры;
  • фотодело;
  • техника аудиовизуальных СМИ;
  • режиссура монтажа;
  • мастерство телеведущего;
  • операторское дело;
  • продюсирование;
  • компьютерная графика.

Приобретаемые навыки

Бакалавр после освоения программы становится компетентным в решении таких задач:

  • создание телепродуктов: передач, фильмов;
  • обработка/доработка готового телевизионного продукта;
  • создание материалов информационного, публицистического толка;
  • вывод информации в эфир;
  • режиссура и операторская деятельность;
  • монтаж разной степени сложности;
  • продюсирование;
  • эффективное применение цифровых технологий, программ компьютерного дизайна;
  • преподавательская деятельность.

Перспективы трудоустройства по профессии

Это направление все время нуждается в квалифицированных кадрах . Ни один телеканал местного уровня, не говоря уже о всероссийском масштабе, не обойдется без целого коллектива, в котором есть специалисты разного профиля. Можно работать также на радиовещании, в продюсерском центре, информационном агентстве, любых СМИ. Возможно развитие и в сферах, которые соприкасаются с профильным направлением: это пиар, реклама, издательства.

Кем можно работать после получения диплома:

  • ведущий на телевидении/радио;
  • оператор;
  • монтажер;
  • продюсер;
  • редактор;
  • режиссер;
  • сценарист;
  • телекритик;
  • фотожурналист;
  • литературный редактор;
  • диктор;
  • менеджер;
  • специалист по рекламе и пиару.

Что касается доходов, то уровень зарплаты предопределяется талантом и профессионализмом. На начальной стадии можно рассчитывать на минимум в пределах 25-50 тысяч. Но впоследствии прибыль значительно возрастает, если правильно выбрать вектор для развития.

Преимущества обучения в магистратуре

Многие выпускники бакалавриата не останавливаются на достигнутом и осваивают магистерскую программу. И это верное решение: продолжая обучение, специалист углубляет собственные знания. Не менее ценно, что он принимает активное участие в работе конкретных телестудий, продюсерских центров, радиокомпаний.

Наработка опыта плюс изучение профильных дисциплин - это важные составляющие в дальнейшем строительстве карьеры. Можно выбирать не только деятельность непосредственно связанную с телевидением, но и работу с новыми поколениями телевизионщиков - в качестве преподавателя.

Репортёр -- наиболее универсальная специализация, требующая от журналиста способности к оперативному сбору инф-ции, умения произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью. Репортёр - точный посредник между аудиторией и реальностью. Функции репортёра: сбор информации, организация съемки, руководство оператором, подготовка текста, подготовка видеоряда к монтажу, начитка. Репортаж -- не только оперативная работа журналиста внутри события, но ещё и своеобразный автопортрет самого репортёра, а главное -- умение мыслить публично. Репортёр тесно сотрудничает с редактором, который утверждает тему репортажа, и с оператором, фиксирующим событие на плёнку.

В отличие от репортёра интервьюер воздерживается от высказывания оценок и мнений. Интервьюер -- самостоятельная журн. специализация, хотя нет журналиста, который не занимался интервьюированием. В информационном интервью репортёр и собеседник выступают как сотрудники, которым надо проинформировать аудиторию о каком-то факте. Интервьюер должен чётко знать тему, мягко подчинять собеседника своему статегическому плану беседы.

Редактор . Литературное редактирование как таковое - малая часть функций редактора. В радиожурналистике, в его ведении слово и звук, в тележурналистике к слову и звуку (на радио) еще и изображение. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели. Вместе с журналистом разрабатывает темы, выстраивает последовательность ключевых вопросов, обозначает гоаницы затрагиваемых проблем.Редактор как организатор творческого процесса заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов – исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики.



Модератор -- журналист, ведущий "круглые столы", за которыми собираются сторонники противоположных мнений. Модератор должен следить за справедливым распределением времени высказываний, не давать участникам уходить от предмета дискуссии, не допускать общения за рамками приличия (при этом сохраняя эмоциональность спора), не становиться на сторону кого-то из участников (что не исключает права модератора выражать свою позицию).

Шоумен - ведущий эфира, ток-шоу, массовой передачи, в которой разговор по ходу действия становится зрелищем. В организационном плане сложнее интервью и беседы, т.к. в студии присутствуют зрители, гости; ведущих может быть двое.От шоумена требуются эрудиция, раскованность, доброжелательность, быстрая реакция на происходящее. Важным качеством является артистичность, т.к. ведущую роль здесь играет не столько вербальная инф-ция, сколько визуальный ряд (мимика, жестикуляция, расстановка пауз). Все эти качества востребованы в игровых передачах (викторинах, конкурсах, играх), а также среди ведущих эфира (ви-джей на ТВ и ди-джей на радио).

Комментатор и обозреватель представляют моножанровые авторские программы. Комментатор появляется в новостной прогамме (или после неё), когда нужно разъяснить какую-то проблему, проанализировать сообщённый в новостях факт. Для отстаивания своей позиции комментатор может предъявлять аудитории новые факты. Он отличается прогностичностью мышлений, критичностью, аналитическим умом.

Обозреватель - специалист в какой-то области, который ведёт персональную передачу, высказывая личные размышления и объясняя смысл видеоряда. Обозреватель, как правило, перерабатывает готовый материал, систематизируя его, давая свою оценку. От комментатора обозреватель отличается умением создавать сценарии передачи журнального типа. В отличие от комментатора он скорее энциклопедист, а не пропагандист или агитатор; его личная позиция носит нейтральный характер.

Диктор , – это человек, который доносит и освещает до своей аудитории такие актуальные вопросы, как новости, события в сфере политики, культуры, спорта. Это человек, который читает чужой текст, т.е. сам он не журналист, а только озвучивает. Его задача быть максимально беспристрастным, не показывать личное отношение, иронию и т.д. Но при этом дикторы профессионально работают над речью, если журналисту простят зажевывание слов от эмоциональности, то диктор должен говорить идеально. Дикторы были распространены на ТВ и радио в СССР, вспомните такие размеренные голоса с идеальными интонациями из советских фильмов, потом в 90-е наступила новая тенденция - когда ведущими становились простые журналисты, сейчас снова кое-где возвращаются к дикторам. На ТВ отличное произношение, правильная дикция, спокойная уверенность в себе, ухоженный внешний вид - это внешняя сторона профессии. Профессия диктор получила толчок к развитию в первой половине 20-го века в качестве радиодиктора. В те, не избалованные техническими устройствами годы, радио для людей заменяло окно в мир. Неудивительна поэтому любовь, которую слушатели испытывали к ведущим радионовостей. Например, известный диктор СССР Левитан, пользовался всенародным обожанием, и был завален благодарственными письмами.

Ну а на радио дикторы распространены больше, т.к. для радиоведущего голос - главное рабочее оружие))) Но с начала 90-х они тоже вытесняются ди-джеями и т.д., потому что сейчас общая тенденция для ТВ и радио - быть ближе к народу, проще и эмоциональнее, беспристрастность была нужна в СССР, когда нужно было какие-то партийные идиотские новости доносить совершенно беспристрастно. Ныне дикторы уходят на «задний план рекламы, трейлеров, промо и.т.п.

Обязательные профессиональные свойства – хорошая память, находчивость, сообразительность.

Ведущий новостей зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст. Имеет право импровизировать. ведущему требуются актерские навыки перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Ведущий не может претендовать на роль автора программы.

Специфика электронной журналистики такова, что основной объем работы делается вне эфира, с помощью большого количества творческих и технических сотрудников", - замечают авторы книги. Это связано со сложностью технологического и технического процесса. Редакторы, режиссеры, операторы, монтажеры, осветители, администраторы, звукорежиссеры, осветители, администраторы активно трудятся для того, чтобы журналист мог выйти в эфир. Любой выпуск программы - это плод коллективного труда.

По презентациям Бережной

Журналист работающий в эфире

Корреспондент (репортер)

Комментатор

Обозреватель

Интервьюер

Ведущий информационной программы

Ведущий дискуссии (модератор)

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения