Реализм в литературе 19. Критический реализм - живопись и известные картины. «Похороны в Орнане»

В начале урока преподаватель поясняет учащимся суть понятия реализма, рассказывает о концепции «натуральная школа». Далее приводятся постулаты натурализма французского писателя Эмиля Золя, раскрывается понятие социал-дарвинизма. Приводится подробный рассказ об особенностях русского реализма конца XIX - начала XX вв., рассматриваются наиболее значимые произведения русских писателей, чем они формируют литературу того периода.

Рис. 1. Портрет В. Белинского ()

Ключевым событием для русского реализма середины XIX века стал выход в 40-х годах двух литературных сборников - это сборник «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Оба они вышли с предисловием Белинского (рис. 1), где он пишет о том, что Россия разобщена, в ней много сословий, которые живут своей собственной жизнью, друг о друге ничего не знают. Люди разных сословий по-разному говорят и одеваются, верят в бога и зарабатывают себе на жизнь. Задача литературы, по мнению Белинского, - познакомить Россию с Россией, сломать территориальные перегородки.

Концепции реализма Белинского предстояло пережить много тяжелых испытаний. С 1848 по 1856 год было даже запрещено упоминать его имя в печати. В библиотеках изымались номера «Отечественных записок» и «Современника» с его статьями. Начались глубокие изменения в самом лагере прогрессивных писателей. «Натуральная школа» 40-х годов, включавшая в себя разнообразных писателей - Некрасова и А. Майкова, Достоевского и Дружинина, Герцена и В. Даля - была возможна на основе единого антикрепостнического фронта. Но уже к концу 40-х годов в нем усилились демократические и либеральные тенденции.

Авторы выступали против «тенденциозного» искусства, за «чистую художественность», за «вечное» искусство. На почве «чистого искусства» объединились в своеобразный «триумвират» Боткин, Дружинин и Анненков. Они третировали истинных учеников Белинского, таких как Чернышевский, и в этом получали поддержку со стороны Тургенева, Григоровича, Гончарова.

Эти лица не просто выступали за бесцельность и аполитичность искусства. Они оспаривали ту заостренную тенденциозность, которую хотели придать искусству демократы. Их устраивал устаревший уровень тенденциозности, хотя они и с ним едва примирялись при жизни Белинского. Их позиция была типично либеральной, и они позднее были совершенно довольны той куцей «гласностью», которая установилась в результате царской реформы. Горький указывал на объективно реакционный смысл либерализма в условиях подготовки демократической революции в России: «Либералы 1860-х годов и Чернышевский, - писал он в 1911 году, - суть представители двух исторических тенденций, двух исторических сил, которые с тех пор и вплоть до нашего времени определяют исход борьбы за новую Россию».

Литература середины XIX века развивалась под влиянием концепции В. Белинского и получила название «натуральная школа».

Эмиль Золя (рис. 2) в своей работе «Экспериментальный роман» объяснил, что задача литературы - это исследование определенного периода жизни своих героев.

Рис. 2. Эмиль Золя ()

В своих представлениях о человеке Э. Золя опирался на исследование знаменитого французского физиолога К. Бернара (рис. 3), который рассматривал человека как биологическое существо. Эмиль Золя считал, что в основе всех поступков человека лежат кровь и нервы, то есть биологические мотивы поведения определяют жизнь человека.

Рис. 3. Портрет Клода Бернара ()

Последователей Э. Золя называли социал-дарвинистами. Для них важна концепция Дарвина: любая особь биологическая формируется, приспособляясь к среде и борясь за выживание. Воля к жизни, борьба за выживание и среда - все эти принципы будут встречаться в литературе рубежа веков.

В русской литературе появились подражатели Золя. Для русского реализма-натурализма главным было фотографически отражать действительность.

Для писателей-натуралистов конца XIX века было свойственно: новый взгляд на сословия со стороны, реалистическая подача в духе психологического романа.

Одним из самых ярких манифестов литературы этого времени стала статья критика А. Суворина (рис. 4) «Наша поэзия и беллетристика», которая отвечала на вопросы «Есть ли у нас литература?», « Как писать?» и « Что нужно автору?». Он жалуется на то, что новые люди из произведений этого времени - представители разных сословий - занимаются старыми, привычными для литературных героев занятиями (влюбляются, женятся, разводятся), а писатели почему-то не рассказывают о профессиональной деятельности героев. Писателям о занятиях новых героев не известно. Самая главная проблема, с которой сталкиваются писатели, - незнание материала, о котором они пишут.

Рис. 4. Портрет Суворина ()

«Беллетрист должен знать больше или должен избрать себе какой-нибудь один угол как специалист и стараться сделаться если не мастером, то хорошим работником», - писал Суворин.

В конце 80-х годов появляется новая волна в литературе - это М. Горький, марксисты, новое представление о том, что такое социальность.

Рис. 5. Сборник товарищества « Знание» ()

«Знание» (рис. 5), книгоиздательское товарищество в Петербурге, в 1898-1913 организованное деятелями Комитета грамотности (К. П. Пятницкий и др.) с культурно-просветительскими целями. Первоначально издательство выпускало преимущественно научно-популярные книги по естествознанию, истории, народному образованию, искусству. В 1900 в «Знание» вошёл М. Горький; в конце 1902 он возглавил издательство после его реорганизации. Горький объединил вокруг «Знания» писателей-реалистов, отражавших в своих произведениях оппозиционные настроения русского общества. Выпустив за короткое время собрания сочинений М. Горького (9 тт.), А. Серафимовича, А.И. Куприна, В.В. Вересаева, Скитальца (С. Г. Петрова), Н.Д. Телешова, С.А. Найденова и др., «Знание» приобрело известность как издательство, ориентирующееся на широкие демократические круги читателей. В 1904 издательство приступило к выпуску «Сборников товарищества «Знание» (до 1913 вышло 40 книг). Они включали произведения М. Горького, А.П. Чехова, А.И. Куприна, А. Серафимовича, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, В.В. Вересаева и др. Печатались также переводы.

На фоне критического реализма большинства «знаньевцев» выделялись, с одной стороны, Горький и Серафимович, представители социалистического реализма, с другой - Андреев и некоторые др., подверженные влияниям декаданса. После революции 1905-07 гг. это размежевание усилилось. С 1911 основное редактирование сборников «Знания» перешло к В.С. Миролюбову.

Наряду с выпуском собраний сочинений молодых литераторов и сборников товариществом «Знание» издавалась т. н. «Дешёвая библиотека», в которой печатались небольшие произведения писателей-«знаньевцев». Кроме того, по заданию большевиков, Горький осуществлял издание серии социально-политических брошюр, в том числе произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, П. Лафарга, А. Бебеля и др. Всего в «Дешёвой библиотеке» вышло более 300 названий (общий тираж - около 4 млн экз.).

В годы реакции, наступившей после революции 1905-07 гг., многие участники товарищества «Знание» покинули книгоиздательство. Горький, вынужденный в эти годы жить за границей, в 1912 порвал с издательством. В письмах М. Горького все больше говорится о своевременности литературы и ее полезности, то есть необходимости развивать читателя и прививать ему правильное мировоззрение.

В это время характерно деление на своих и чужих не только писателей, но и читателей. Главный читатель для Горького и знаньевцев - это новый читатель (рабочий человек, пролетариат, который не привык еще читать книжки), и поэтому писателю нужно писать просто и ясно. Писатель должен быть учителем и вождем для читателя.

Знаньевская концепция в литературе ляжет в основу концепции литературы советской.

Так как изложенное в художественном произведении должно быть ясно и понятно, главным тропом для знаньевской литературы становится аллегори я (иносказание, отвлеченное понятие иллюстрируется конкретным предметом или образом).

Для каждого понятия: «доблесть», «вера», «милосердие» - существовали устойчивые образы, которые понимались читателями. В данный период литературы востребованы такие понятия, как «застой» и «революция», мир «старый» и «новый». В каждой из повестей товарищества размещен ключевой образ-аллегория.

Еще одна важная черта реализма конца XIX века - это появление писателей из провинции: Мамин-Сибиряк, Шишков, Пришвин, Бунин, Шмелев, Куприн и многие другие. Русская провинция предстает неведомым, непонятным, нуждающимся в изучении. Российское захолустье этого времени предстает в двух ипостасях:

1. нечто неподвижное, чуждающееся всякого движения (консервативное);

2. нечто такое, что хранит традиции, важные жизненные ценности.

Повесть «Деревня» Бунина, « Уездное» Замятина, роман « Мелкий бес» Ф. Сологуба, рассказы Зайцева и Шмелева и другие произведения, которые рассказывают о провинциальной жизни того времени.

  1. Натурализм ().
  2. «Натуральная школа» ().
  3. Эмиль Золя ().
  4. Клод Бернар ().
  5. Социальный дарвинизм ().
  6. Арцыбашев М.П. ().
  7. Суворин А.С. ().

Издательство товарищества «Знание»

Реализм как литературное направление

Литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Определение 1

Литературное направление - совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Определение 2

Реализм - литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Реализм в русской литературе XIX века

Реализм сменил ранее господствовавший в литературе романтизм. В России реализм зародился в 1830-ые годы, достигнув расцвета к середине века. Писатели-реалисты осознанно отказывались от использования в своих произведениях любых изощрённых приёмов, мистических идей или попыток идеализировать персонажа. Реалисты используют обычные, порой даже обыденные образы, перенося на страницы своих книг реальной такой, какая она есть.

Как правило, произведения, написанные в духе реализма, отличаются жизнеутверждающим началом. В отличие от романтических произведений, в которых острый конфликт между героем и обществом редко заканчивался чем-то хорошим.

Замечание 1

Реализм стремился найти правду и справедливость, изменить мир в лучшую сторону.

Отдельно стоит выделить критический реализм, направление, активно развивавшееся в середине XIX века и вскоре ставшее ведущим в литературе.

Развитие русского реализма связывают в первую очередь с именами А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Они были одними из первых русских писателей, которые перешли от романтизма к реализму, к достоверному, а не идеализированному изображению действительности. В их произведениях жизнь героев впервые начала сопровождаться подробным и соответствующим действительности социальным фоном.

Замечание 2

А.С. Пушкин считается основоположником русского реализма.

Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были - яркими и, главное, противоречивыми. Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся всё более живыми и близкими к реальным людям.

Русскому реализму XIX было свойственно повышенное внимание к общественно-политической жизни России. В те времена страна переживала большие перемены, стояла на пороге отмены крепостного права. Судьба простого народа, взаимоотношения человека и власти, будущее России - все эти темы встречаются в произведениях писателей-реалистов.

Появление критического реализма, целью которого было затронуть самые животрепещущие проблемы, напрямую связано с ситуацией в России.

Некоторые произведения русских писателей-реалистов XIX века:

  1. А.С. Пушкин - «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»;
  2. М.Ю. Лермонтов - «Герой нашего времени» (с чертами романтизма);
  3. Н.В. Гоголь - «Мёртвые души», «Ревизор»;
  4. И.А. Гончаров - «Обломов», «Обыкновенная история»;
  5. И.С. Тургенев - «Отцы и дети», «Рудин»;
  6. Ф.М. Достоевский - «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот»;
  7. Л.Н. Толстой - «Анна Каренина», «Воскресенье»;
  8. А.П. Чехов - «Вишнёвый сад», «Человек в футляре»;
  9. А.И. Куприн - «Олеся», «Гранатовый браслет», «Яма».

Реализм в русской литературе XX века

Рубеж XIX и XX веков был временем кризиса для реализма. В литературе этого времени появилось новое направление - символизм.

Определение 3

Символизм - направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Адаптируясь под меняющиеся жизненные обстоятельства, реализм сменил свою направленность. Реализм XX века обратил внимание на сложность формирования личности человека, на факторы, оказывающие воздействие на этот процесс, и, главное, на воздействие истории на главного героя.

Реализм XX века подразделялся на несколько течений:

  • Критический реализм. Приверженцы этого течения придерживались традиций классического реализма, заложенных ещё в XIX веке, и в своих произведениях акцент делали на влияние общества на реалии жизни. К этому направлению относятся произведения А.П. Чехов и Л.Н. Толстого;
  • Социалистический реализм. Появился в эпоху революции и был характерен для большинства произведений советских авторов;
  • Мифологический реализм. Это направление переосмысляло исторические события через призму легенд и мифов;
  • Натурализм. Писатели-натуралисты в своих произведениях изображали реальность максимально правдиво и подробно, а оттого часто неприглядно. Натуралистскими являются «Яма» А.И. Куприна и «Записки врача» В.В. Вересаева.

Герой в литературе реализма

Главные герои реалистических произведений, как правило, много рассуждают, анализируя мир вокруг и мир внутри себя. После долгих раздумий и умозаключений они совершают открытия, которые помогают им понять эти миры.

Реалистическим произведениям свойственен психологизм.

Определение 4

Психологизм - изображение к произведении богатого внутреннего мира героя, его мыслей, чувств и переживаний.

Психическая и идеологическая жизнь человека становятся объектами пристального внимания писателей.

Важно отметить, что герой реалистического произведения - это не человек, каким он является в реальной жизни. Это во многом типический образ, который часто бывает богаче личности реального человека, который изображает не столько отдельную личность, сколько общие закономерности жизни определённой исторической эпохи.

Но, безусловно, герои литературы реализма больше прочих похожи на реальных людей. Похожи настолько, что часто «оживают» под пером писателя и сами начинают творить свою судьбу, оставляя своего создателя сторонним наблюдателем.

Ермак Тимофеевич (около 1540—1584 или 1585) — казачий атаман, по преданию, родом с одной из донских станиц. Предводитель похода в Сибирь, положившего начало ее присоединению к России. В 1582 году разбил на берегу Иртыша главные силы сибирского хана Кучума. Шестого августа 1585 года (по другим данным — 1584) был ранен в сражении и утонул, пытаясь в тяжелой кольчуге переплыть приток Иртыша реку Вагай. О Ермаке в народе было сложено много песен, его образ лег в основу литературных произведений. Иконография Ермака апокрифична и восходит к одному типу. Он нашел отражение в живописных и гравюрных изображениях, весьма распространенных, по-видимому, уже с XVII века. Очевидно, Карамзин руководствовался одним из таких портретов, приводя описание внешности Ермака: „Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, волосы темные, кудрявые, глаза светлые".

Неизвестный художник 18 века


Портрет царицы Марфы Матвеевны

Марфа Матвеевна родилась в Москве в 1664 году, была дочерью

астраханского воеводы боярина Матвея Васильевича Апраксина от брака с Домной Богдановной Ловчиковой. В 1682 году на ней женился смертельно больной царь Федор Алексеевич, первая жена которого незадолго до этого умерла от родов. Через два месяца Марфа Матвеевна овдовела, но сохранила титул царицы и место в царской семье. Она была уважаема своим деверем Петром I, которому служили три ее брата, они носили звания комнатных стольников, участвовали во всех затеях юного царя. Умерла 31 декабря в Петербурге, похоронена в Петропавловском соборе. Марфа Матвеевна изображена в парчовом наряде русской царицы XVII века, на голове — кокошник, шитый жемчуге ценными камнями.

Неизвестный художник конца XVII — начала XVIII века (?)

Портрет князя Ивана Борисовича Репнина

Князь И. Б. Репнин (161.—1697) — стольник, потом ближний боярин и дворецкий царя Алексея Михайловича. Был воеводой в Могилеве, Полоцке, Новгороде, Смоленске и Тобольске. Занимал высокие государственные должности: был судьей (начальником) в нескольких приказах, центральных органах управления Московского государства — Владимирском, Ямском и Поместном, а также Сибирском и приказе Казанского дворца. Отец генерал-фельдмаршала Никиты Ивановича Репнина, одного из сподвижников Петра I. Подобный тип портретов, обычно называемый парсунами положил начало русской портретной живописи.

Неизвестный художник второй половины 17 века (?)

Портрет митрополита Димитрия Ростовского

Митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий (1651—1709) — выходец с Украины, один из образованнейших людей своего времени. Он владел многими языками, собрал богатейшую библиотеку, был автором богословских сочинений, стихов и пьес

..Сей муж был острого разума, великого просвещения... великую имел склонность к наукам...

В 1757 году канонизирован. Портрет Димитрия Ростовского — один из многочисленных примеров посмертного портрета-иконы. Портрет характерен сочетанием элементов натурности — он восходит к прижизненному изображению Димитрия — с традициями парсуны и древнерусской иконы (застылость позы, фронтальность разворота фигуры, усиленная украшенность).

Портрет часто повторялся и копировался, несколько его вариантов дошло до нашего времени.

Неизвестный художник второй половины 18 века

Портрет Андрея Бесящего — Андрея Матвеевича Апраксина. 1690-е годы

A.M. Апраксин (1663—1731) — брат царицы Марфы Матвеевны, стольник царя Иоанна Алексеевича. Обер-шенк Петра I, с 1724 года — граф. Был участником „Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы". Это шутовское сообщество было создано Петром I из людей, принадлежащих к его ближайшему окружению. Участники собора фигурировали во всех придворных увеселениях и празднествах. К делам государственного управления большинство из них касательства не имели.

Портрет принадлежит к так называемой Преображенской серии (по наименованию дворца, расположенного в Подмосковье где первоначально хранились эти портреты). Его можно датировать 1690-ми годами, так как персонаж изображен еще с бородкой ношение которой позднее было строжайше запрещено Петром.

Портрет Якова Федоровича Тургенева

Не позднее 1695

Я.Ф. Тургенев (i6..—1695) также входил в число лиц, составля-вшнх..Всепьянейший сумасброднейший собор всешутейшего князь-папы". В своем кругу он носил звание „старого воина и киевского полковника". Во время маневров 1694 года близ Ко-жухова под Москвой он командовал ротой. Вскоре за этим была сыграна шутовская свадьба Тургенева, которая стоила ему жизни.

Исполнение портрета следует отнести к последним голам жизни Тургенева. Плоскостность изображения, локальность цвета, резкие контуры говорят о традициях, связывающих его с приемами древнерусской живописи. Однако в основе художественного видения мастера уже преобладают натурные наблюдения. Они сказываются в искусной передаче материала и деталей одежды, но более всего — в экспрессии лица и позы портретируемого.

Неизвестный художник конца 17 века

Портрет Петра Первого

Петр 1 — император всероссийский, сын царя Алексея Михайловича. В 1697 году в составе Великого посольства совершил поездку в Западную Европу инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Из латинской надписи на обороте холста можно предположить, что портрет относится ко времени пребывания Петра I в Кенигсберге в мае 1697 года.

Неизвестный художник конца 17 века (?)

Портрет Анастасии Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной

АЛ. Нарышкина, урожденная княжна Мышицкая, —жена Ки-рила Алексеевича Нарышкина, последнего кравчего, обер-коменданта Дерпта и первого коменданта Петербурга, а с 1719 года — московского губернатора. Ее дочь Александра, вероятно, умерла в детстве, так как не упоминается в опубликованных родословиях Нарышкиных. Другая дочь, Татьяна впоследствии стала женой генерал-адмирала князя Михаила Михайловича Голицына.

Изображены в пышных робах и головных уборах европейского типа, вошедших в моду в дворянской среде в начале XVIII века.

Неизвестный художник начала 18 века (?)

Портрет Василия Ивановича Майкова

В.И. Майков (1728—1778) — яркая фигура XVIII века. Богатый

дворянин, служивший в молодости в гвардии, причастный к философски нравственным исканиям масонов, он был даровитым поэтом. Майков входил в литературный кружок М.М. Хераскова, сотрудничал в журналах Н.И. Новикова. Наибольшей известностью пользовались сатирические „ироикомические" поэмы Майкова „Игрок ломбера" (1763) и „Елисей, или Раздраженный Вакх" (I771)- В последней с грубоватым юмором описывались похождения удалого ямщика Елисея. Сам Майков был известен как человек веселый, добродушный, общительный и любезный.

Портрет может быть датирован 1750-ми, так как Майков изображен на нем в мундире лейб Семеновского полка. Известно, что его военная служба началась в 1747 году, а 25 декабря 1761 года он был уж отставку гвардии капитаном.

Неизвестный художник середины 18 века

Портрет атамана Федора Ивановича Краснощекова. 1761

Ф.И. Краснощеков (?—1764) — походный атаман казачьих полков, сын знаменитого донского героя, устрашавшего врагов своей отвагой, „диким видом" и лицом, сплошь покрытым шрамами. Ф.И. Краснощеков и сам прославился смелостью. Он был участником Семилетней войны (1756—l763) Во время которой..рыская со своими казаками", должен был всячески неприятеля обеспокоивать ". В боях Краснощеков проявил храбрость, отвагу и неустрашимость, получил чин бригадира, потом генерал-майора. Был отмечен установленной для казаков наградой— золотой, „обложенной алмазами" медалью для ношения на шее. Хитрый и неглупый, он среди казаков слыл за колдуна. В народе о Краснощекове слагали песни, называя его „лихим наездником" и „славным богатырем".

Изображен в красочном одеянии казацкого атамана, на груди — наградная медаль; по словам Я. Штелина, Антропов написал этот портрет для „гетмана" Разумовского.

Портрет графини Анны Карловны Воронцовой. 1763

Графиня А.К. Воронцова (1722—1775) урожденная Скавронская,

занимала высокое положение при дворе. Она была родственницей и любимицей императрицы Елизаветы Петровны, обер-гофмейстериной и кавалерственнои дамой ордена св. Екатерины. При этом она имела привилегию, надевая орденскую ленту и звезду, не носить знака статс-дамы — портрета императрицы. Жена государственного канцлера Михаила Илларионовича Воронцова, она постоянно водила знакомство с чужестранными посланниками и знала многие дипломатические секреты. По свидетельству одного из современников, графининя была прелестная женщина, но любила выпить. Большая мотовка, модница и щеголиха, она представлена в пышном орденском платье и согласно моде того времени с напудренных и сильно нарумяненным лицом.

Алексей Петрович Антропов. 1716—1795

Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина. 1763

А.П. Антропов — сын солдата, занимавшегося слесарным ремеслом. Учился живописи у Л. Каравакка и А. Матвеева. В 1739 готу был определен в штат „живописной команды" при Канцелярии от строений. Участвовал в декоративных росписях Зимнего Петергофского и Царскосельского дворцов, в 1750~ых годах работал в Киеве над иконостасом Андреевского собора, позднее занимал должность живописца при Синоде. В 1750—1760-е годы Антропов выдвинулся как портретист, в творчестве которого черты барочного стиля сочетались с традициями народного искусства, сказавшимися более всего в яркости и силе цветового звучания.

Д.И. Бутурлин (1703—179°) — коллежский асессор, московский дворянин, владел многими деревнями и селами, в том числе знаменитым селом Палехом, старинным центром иконописания.

Алексей Петрович Антропов. 1716—1795

Портрет неизвестной в русском головном уборе. 1769

надписью в картуше — «писал1769 Maia» . Возможно, портрет является одним из первых образцов так называемого женского „купеческого" портрета, впоследствии достаточно широко распространенного. Несомненные натурные черты, индивидуальный и очень русский облик модели говорят о стремлении художника добросовестно фиксировать сходство. Он не прибегал к часто принятому в то время безликому приукрашиванию персонажа и не следовал правилу о том, что в портретах женщин «все недостатки должны быть поправляемы»

Неизвестный художник второй половины XVIII века

Портрет Саввы Яковлевича Яковлева. 1767

С.Я. Яковлев (Собакин. 1713-I784 — крупный промышленник и откупщик. Простой осташковский мещанин, он пришел в столицу „с полтиною в кармане" и быстро нажил миллионное состояние.

Владел железоделательными заводами на Урале и полотняными фабриками в Ярославской губернии, имел также винные откупа. В 1761 году Яковлев получил чин коллежского асессора, что давало ему права потомственного дворянства. Был известен своей жестокостью и самодурством: неугодных ему „маленьких людей" избивал или держал на цепи . Предание гласит, что пожертвованный им в петербургскую церковь Спаса на Сенной 500-пудовый колокол с языком, запертым на замок, мог звонить только с разрешения жертвователя.

Неизвестный художник второй половины 18 века. (Возможно - Мина Лукич Колокольников. Около 1714 — 1792)

Портрет Петра Дмитриевича Еропкина

П.Д. Еропкин (1724—1805) начал службу в 1736 году, участвовал в Семилетней войне, за что был произведен в генерал-поручики, но вскоре „по слабости здоровья" уволен и назначен сенатором. Во время эпидемии чумы в 1771 году ему было поручено..охранять" Москву „от чумной заразы". После двенадцати лет отставки, в 1786 году, вновь назначен московским главнокомандующим, но вскоре „болезнями истощенные силы" заставили его покинуть этот пост. Еропкин был гостеприимен и хлебосолен по-старинному, его внешность и манеры отличались старомодной сановитостью; он ездил с трубачом, который трубил когда Еропкин останавливал экипаж. Умер скоропостижно за партией в рокамболь.

П.Д. Еропкин изображен с орденами Андрея Первозванного, Владимира I степени, Александра Невского и Анны 1 степени

Неизвестный художник второй половины 18 века

Портрет Дмитрия Мартыновича Мартынова

Д.М. Мартынов — наказной атаман Войска Донского. В 1772 году за участие в первой Турецкой войне, будучи полковником, награжден именной золотой медалью в 30 червонцев „для ношена на шее". В 1796 году — кавалер ордена Анны и генерал-лейтенант. На портрете Мартынов представлен в казачьей одежде, с „украшенной алмазами" золотой медалью с профилем Екатерины II и с орденами Анны I степени и Владимира 2 степени, при этом ордена приписаны позднее. Обыкновение добавлять на исполненных ранее портретах вновь полученные ордена было очень распространено в 18 веке.

Неизвестный художник конца 18 века

Портрет графини Елизаветы Петровны Коновницыной в детстве. 1800-ыe

Графиня Е.П. Коновницына (1801 или 1804—1867) — дочь героя

Отечественной войны 1812 года П.П. Коновницына. Год ее рождения обычно указывается как 1801, однако в надписи на обороте портрета, сделанной ее дедом с материнской стороны, упомянуто, что его „внука" родилась в 1804. Декабрист А.Е. Розен писал о ее приезде в Читу в 1827 году: „От роду было ей 23 года; единственная дочь героя- отца и примерной матери, урожденной Корсаковой, она в родном доме значила все, и все исполняли ее желания и прихоти. Коновницына хорошо пела музицировала и рисовала. В 1823 году она вышла замуж за декабриста, члена Северного общества Михаила Михайловича Нарышкина. В 1827 последовала за мужем в Сибирь, жила в Чите, с 1830 в Петровском заводе. С 1833 — после и выхода его на поселение — жила в Кургане, много помогала местным жителям деньгами и лекарствами

Умерла в Москве, где провела последние годы жизни.

Неизвестный художник начала 19 века

Портрет пожилой купчихи

Изображенная одета в национальный праздничный наряд, который, следуя давней традиции, носили в конце XVIII — первой половине XIX века женщины из купеческого сословия. Живописец с виртуозным блеском передал орнаментальную изощренность головного убора, образованного кружевным переплетением жемчужных нитей, многоярусность серег, характерно „развернутых" на зрителя, сказочную пестроту тканого узора вдоль широкого края шали. Суровое, умное и властное лицо купчихи, ее выразительные руки с тонкими длин пальцами нисколько не теряют своей образной силы в окружении всего „доличного". Вся фигура в целом эффектно выступает на ровном однотонном фоне.

Неизвестный художник первой половины 19 века

Портрет Матвея Ивановича Платова на коне

М.И. Платов (I751—I8I8) — генерал от кавалерии, атаман донских казаков. Воевал в войсках Суворова, участвовал в штурме Очакова и Измаила, где проявил исключительную отвагу. Во время Отечественной войны 1812 года командовал отрядом казаков в двадцать тысяч сабель, прославился в сражениях, был награжден многочисленными орденами и графским титулом. Платов сопровождал Александра 1 при поездке в Англию, где был удостоен исключительных почестей. Лондон преподнес ему драгоценную саблю. Оксфордский университет — почетный диплом доктора наук. В его честь называли новорожденных, дамы выпрашивали у Платова прядки волос, чтобы носить их в медальонах «на счастье».

Портрет офицера ополчения 1812 года

Портрету молодого офицера была посвящена статья В.М. Глинки. где он писал: „Перед нами подросток, одетый в черную форму казачьего покроя с обер-офицерскими золотыми эполетами. Он в полной боевой готовности — с лядункой через плечо, снабженной шомполом и двумя шпильками—„протравниками" на цепочках (служившими для прочистки пистолетного механизма), левая рука опирается на саблю с офицерским темляком... Его форма наиболее близка к обмундированию конного полкаТульского ополчения, сформированного в 1812 году ". В кругу музейных работников портрет много лет носил условное обозначение „портрета Пети Ростова", героя романа Л.Н. Толстого „Война и мир", погибшего в бою пятнадцатилетним мальчиком. Возраст младших офицеров во время наполеоновских войн 1805—1814 годов часто был очень юным. А.Н. Раевский и Н.Н. Раевский, П.Я. Чаадаев, А.С. Грибоедов, многие из будущих декабристов начинали военную службу в возрасте 15—16 лет.

Неизвестный художник первой четверти 19 века

Портрет семьи Бенуа

Около 1816

В центре сидит глава семейства Леонтий (Луи Жюль) Бенуа —

повар-кондитер герцога Монморанси, переселившийся в Россию и ставший придворным метрдотелем. Рядом — его жена Екатерина Андреевна. Их дети (по старшинству) — Жаннет, Михаил (в кадетской форме), Леонтий, Александрина, Елизавета, Елена, Николай и Франсуа. А.Н. Бенуа вспоминал: „Вся семья дедушки изображена целиком на картине, писанной каким-то „другом дома" по фамилии, если я не ошибаюсь, Оливье. Это совершенно любительское произведение, над которым в былое время принято было у нас потешаться... досталось по мне. Но как раз любительский характер этой картины в последующие годы (когда начался культ всякого примитивизма в искусстве, а строгие академические заветы стали постепенно забываться) — возбуждал восторги моих гостей. Иные из них ничего другого на стенах не удостаивали внимания, кроме этого портрета..."

Оливье (?) Художник первой половины 19 века

Зимний пейзаж

(Русская зима). 1827

Родился Н.С. Крылов в бедной семье. Юношей с артелью иконописцев расписывал деревенские церкви. Там его увидел А.Г. Венецианов и взял к себе в ученики. В 1825 Крылов переехал в Петербург, жил и учился у Венецианова, одновременно посещая классы в Академии художеств. Умер молодым. Известна история создания картины. В 1827 году у молодого художника возникло намерение написать с натуры зимний вид. По выборе Крыловым места на берегу реки Тосны, близ Петербурга, один из богатых купцов-меценатов построил ему там теплую мастерскую и дал стол и содержание на все время работы. Картина была закончена в течение месяца. Она появилась на выставке в Академии художеств, и современники отмечали „обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи ".

Никифор Степанович Крылов. 1802—1831

Портрет Екатерины Ивановны Новосильцевой с детьми. 1830 (?)

Е.И. Новосильцева (?—1864) — рожденная графиня Апраксина,

жена Николая Петровича Новосильцева. Род ее мужа не был древним, его основоположник, Петр Новосильцев, из орловских мещан, начал службу канцеляристом, дослужился до должности петербургского вице-губернатора и получил потомственное дворянство. Сошлемся еще раз на Вигеля: „Нельзя было не полюбить г. Новосильцева за его редкий ум и необыкновенные дарования: они кривому подьячему открыли путь до степени государственного человека и дали его семейству притя же некоторое право на знатность ". Его сын, Николай стал сенатором и товарищем министра внутренних дел и смог жениться на графине Апраксиной. У них были дети: Ардалион, впоследствии полковник (?—1878), Василий, Петр (?); Иван (?), Мария, фрейлина (?—1865) и Екатерина, с 1838 года ставшая женой гофмаршала Эммануила Дмитриевича Нарышкина.

Неизвестный художник первой трети 19 века

Охота на уток

Пейзажи с охотниками были распространены в живописи 1830—1850-х годов, давая возможность сочетать пейзажный и жанровый мотивы. Некоторые детали сближают картину с пейзажами И.С. Щедровского, однако автор ее, не будучи профессионалом, вполне самобытен в своем подходе к натуре. С подкупающей наивностью дважды повторены одинаковые силуэты стрелков, написаны летающие над озером утки и устремляющиеся к ним собаки, с особенной тщательностью показаны лежащие на земле около каждого охотника трофеи.

Неизвестный художник второй четверти 19 века

Останкино. Общий вид усадьбы

Останкино — знаменитая подмосковная усадьба Шереметевых. Дворец изображен со стороны пруда, слева от него — церковь Троицы конца XVII века, построенная зодчим П. Потехиным. Дворец был возведен в 1790-х годах из дерева в формах русской каменной классической архитектуры. Его строителями были крепостные архитекторы П. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев и многочисленные крепостные мастера, украсившие интерьеры дворца. Главной достопримечательностью усадьбы был ее театр. Часть дома занимал зрительный зал который мог превратиться в бальный, многие помещения дворца использовались как фойе и даже ложи. Останкинская труппа состояла из крепостных певцов, музыкантов и танцовщиков. Сказочная роскошь, с которой ставились спектакли поражала зрителей. Особенно прославилась постановка оперы «Самнитские браки", в которой участвовали более трехсот человек

Николай Иванович Подключников 1813—1877

Натюрморт

Картина имеет подпись «Волков», однако неясно, кому из многочисленных художников, носивших в XIX веке эту фамилию, должен быть приписан натюрморт. По форме стакана с «арочной» гранью он может быть датирован не ранее середины XIX века, скорее же всего картина написана несколько позднее.

Волков. Художник середины — второй половины 19 века

Портрет Лидии Николаевны Милюковой. Вторая половина 1840-х

Л.Н. Милюкова (1832—?), старшая дочь помещика Н.П. Милюкова, жила и воспитывалась в Островках — усадьбе, где на правах крепостного жил и работал Григорий Сорока. Художник А.Г. Венецианов, сосед и приятель Милюкова, часто упоминает в своих письмах о ней и ее младшей сестре, посылая приветы и выражая желание полюбоваться,на кудри Елизаветы Николаевны и на косы Лидии". В 1853 году Лидия Милюкова вышла замуж за поручика СВ. Сафонова. Во втором браке была за Н.Г. Левенталем, имела дочь Наталью, в замужестве Красенскую, к которой перешли Островки. На портрете работы Сороки она позирует, простодушно глядя на зрителя.

Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864

Кабинет в Островках, имении Н.П. Милюкова

Изображен кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Кабинет обставлен в соответствии со вкусом своего владельца — достаточно образованного и любящего комфорт человека. Длинные, обитые штофом диваны — работа крепостных мастеров — создают атмосферу уюта. Интерьер украшен предметами, модными в годы позднего романтизма, — католическим распятием, статуэткой Наполеона, человеческим черепом и «готическим» чернильным прибором. На конторских счетах отложено число —1844 — год исполнения картины. Сидящий на диване, погруженный в чтение мальчик, — девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году. На стене кабинета висит картина Сороки «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее.

Григорий Сорока. 1823—1864

Автопортрет

1840-е — начало 1850-х

Г.В. Сорока — выдающийся художник, человек трагической судьбы. Был крепостным помещика Н.П. Милюкова, исполнял обязанности живописца и садовника в его усадьбе Островки. В начале 1840-х годов стал учеником А.Г. Венецианова, которого связывали с Милюковым дружеские отношения. Однако все попытки Венецианова добиться освобождения Сороки были безуспешными. Художник остался безвестным деревенским живописцем. В начале 1860-x годов за участие в крестьянских волнениях он был приговорен к телесному наказанию и покончил с собой накануне исполнения приговора.

В русском искусстве, Автопортрет" Сороки — один из наиболее искренних, вероятно, художник написал его „для себя". Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею.

Платон Семенович Тюрин. I8I6—1882

Семейная картина (На балконе)

Ф.М. Славянский — крепостной крестьянин помещика А.А. Семенского в деревне Вышково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Около 1838 года стал учеником А.Г. Венецианова, организовавшего в своем имении Сафонкове художественную школу для юношей из неимущих классов. Стараниями Венецианова был выкуплен из крепостной зависимости. Посещал классы Академии художеств, в 1845 получил звание художника, в 1851 — „назначенного", в 1852 — академика портретной живописи. Был учителем рисования в Лесном и Межевом институтах и в женских гимназиях Петербурга. Изображены автор картины, его жена Александра Богдановна, мать жены и дети Кронид, Евгений и Лидия. За эту картину и за два портрета в 1851 году Славянский получил звание „назначенного".

Федор Михайлович Славянский. 1819 или 1817—1876

За чайным столом

Картина написана в усадьбе Г.С. Тарновского Качановка Черниговской губернии. Усадьба знаменита тем, что в 1838 году в ней гостил композитор М.И. Глинка, писавший тогда оперу „Руслан и Людмила". Волосков изобразил комнату, носившую название..Фонарик", с модными для того времени готическими мотивами в отделке.

Среди сидящих за столом лиц слева — хозяин поместья Григорий Степанович Тарновский — меценат, владелец большого картинного собрания; облокотясь на спинку его кресла, стоит Василий Васильевич Тарновский — видный общественный деятель по крестьянскому вопросу, за столом — его жена Людмила Владимировна. Девушка в белом платье — Юлия Васильевна Тарнов-ская, предмет горестного увлечения художника П. А. Федотова в последние годы его жизни.

Алексей Яковлевич Волосков. 1822—1882

Троицын день в Красном селе близ Москвы

Изображено народное гулянье в Красном селе, еще в XVIII веке вошедшем в состав Москвы. В XVII—XVIII веках там был царский Красносельский дворец. К юго-западу от села находился Красный, или Великий, пруд, один из древнейших в Москве. Сохранилась церковь Покрова, построенная в XVIII веке. Картина заполнена бытовыми фигурами и сценами: здесь и веселая пляска в кругу зрителей, и мальчонка, залезающий в телегу, и подвыпившие мужики, и крестьянка, ведущая под уздцы выпряженную лошадь.

Портрет молодой женщины в белом платье с розовыми лентами

Д.П. Маляренко — крепостной помещицы Мусиной-Пушкиной, получивший отпускную в 1848 году. Вольноприходящий ученик Академии художеств. В 1850 году получил звание неклассного художника портретной и исторической живописи, в 1855 — признан „назначенным" за портрет с натуры „негоцианта Симонсона", в 1857 — получил звание академика за портрет товарища министра внутренних дел Левшина. Портрет считался работой неизвестного художника, подпись Маляренко обнаружена при реставрации картины в Русском музее в 1969 году.


Дмитрий Петрович Маляренко (Моляренко). 1824—1860

Кабинет в доме князя Долгорукова в Москве

Своеобразно убранство кабинета с драпировками и кинжалами на стенах и письменным столом, покрытым ковром. Вероятно, в подобном декоре нашли выражение романтические вкусы хозяина кабинета. Картина передает впечатление уюта и непринужденности: этому способствуют и небольшие размеры кабинета, домашний халат хозяина и фигуры детей, расположившихся здесь же. На стене висит портрет предка хозяина — сенатора князя Якова Долгорукова (овал), знаменитого своим гражданским мужеством и неподкупностью: в присутствии Петра 1 он публично разорвал указ императора, казавшийся ему несправедливым.

Неизвестный художник середины XIX века

Кабинет в усадьбе графа Д.А. Толстого Знаменская Воронежской губернии

1870—188o-e

Граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823—1889) — сенатор, министр народного просвещения, министр внутренних дел.

Картина известна под названием „Кабинет графа Д. А. Толстого". Между тем этот интерьер скорее напоминает дамскую гостиную, чем кабинет министра. Небольшой письменный стол, стоящий сбоку, теряется на фоне вычурных диванов, кресел с пестрой обивкой, фортепиано, обилия цветов и безделушек.

Неизвестный художник середины XIX века

Стиль реалистической живописи 19 века распространился почти на все жанры: портреты, пейзажи, натюрморты. Любимые тематики художников-реалистов: картины с жанровыми сценами сельской и городской жизни рабочего класса, крестьян, сцены уличной жизни, кафе и ночных клубов. Реалисты стремились передать мгновение жизни в динамике, максимально правдоподобно подчеркивая особенности внешности действующих лиц, их переживания и чувства.

Картины, изображающие человеческое тело, выделяются чувственностью, эмоциональностью, натуралистичность. Реализм отражает прогрессивное значение и функции искусства. Основоположник стиля, по мнению исследователей – Густав Кюрбе.

Стиль развился в множество подвидов – социалистический, социальный, магический, веризм и другие.

Особенности стиля

Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века.

Французские особенности: доминирующим был пейзажный жанр. Художники стремились передать настоящий мир, природу провинции. По мнению живописцев, именно сельские пейзажи демонстрируют «настоящую» Францию.

Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.

Временем развития был 19 век, а наиболее видные представители: Жан-Франсуа Милле, Гюстав Курбе, Оноре Домье. Интересным примером реализма в России считаются работы русского художника Ильи Репина. Выделяются картины: тяготение к натурализму и импрессионизму позволило создать узнаваемые, уникальные работы.

Реалистическое направление стало результатом развития импрессионизма, натурализма, романтизма. Сильное влияние импрессионизма наблюдается во Франции.

Основные школы стиля в течение 19 века представлены:

  • Английской Фигуративной школой;
  • Французской школой Курбе;
  • Школой Репина в России;
  • Немецкой во главе с Адольфом фон Менцелем;
  • Американская школа Томаса Икинса.

Многочисленные художники создавали картины в комбинированных стилях. Например, Дега и Жерико соединяли особенности реализма и романтизма в создании пейзажей.

Основные направления реализма

Период конца 19 века – начало 20 столетия заставил живописцев пересмотреть взгляды на суть и глубинный смысл изобразительного искусства. Политические события в мире, мировые войны дали новые тематики для работы и толчок для формирования новых школ живописи:

Веризм

В конце 19 века – вначале 20-го в Италии зародился веризм. Картины достоверно передавали явления и объекты окружающей действительности буквально, без необходимости интерпретации.

Прецизионизм

Развился в США в 20-е годы 20 века. Американские живописцы изображали городские и промышленные ландшафты, используя элементы футуризма и кубизма. Стиль был также известен как «острый фокус-реализм». Наиболее известными представителями направления были Чарльз Шиллер, Чарльз Демут и Джорджия О’Киф.

Социальный

Возник в 1920 е – 1930-е годы 20 века – американское направление времен Великой депрессии. Это натуралистический вид, который сосредотачивается исключительно на социальных вопросах и повседневных трудностях. Наиболее известными представителями были Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.

Социалистический

Возник во времена эпохи строительства государства СССР, развивался в России в 1925 – 1935 годах. Это форма общественной пропаганды искусства, учрежденная Иосифом Сталиным в период форсированной индустриализации. Монументально-героический стиль искусства в России прославляет советский способ развития общества, человека и труженика в огромных плакатах. Направление развивалось также во Франции и Испании.

Школа Юстон-роуд

Сформировалась в 1938 году, это современная реалистическая группа художников, преподававших или закончивших Школу живописи и рисования в Юстон-роуд (Лондон). Настроены против авангардного искусства, они провозгласили главной задачей изображение традиционных предметов в реалистической манере, делая искусство более социально значимым. Представители: Грэхем Белл, Уильям Колдстрим, Лоуренс Говинг, Родриго Мойнихан, Клод Роджерс.

Beaux Arts Quartet (1952 – 1955 годы)

Был важным местом для развития современной реалистической живописи. Картины были представлены на персональных выставках четырех молодых художников-реалистов Джона Братби, Деррика Гривза, Эдварда Миддледча, Джека Смита.

Американский современный

Возник в 1960 — начало 1970 - сравнительно простой реалистичный подход искусству, распространенный в среде художников периода пост-абстрактной эры. Представители стиля предпочитают творить в более традиционной манере. Среди известных живописцев Уильям Бейли, Нил Уэлливер и Филипп Перлстайн. Современное направление отличается от фотореализма в силу склонности к преувеличению последнего.

Передвижничество 19 века

Реализм России, представители: Васнецов, Мясоедов, Серов, Репин и другие.

Фотореализм

Возник в 1960-е – 1970-е годы – направление реализма, характеризующееся особой техникой творчества. Цель – максимально правдоподобная передача реальности, копирование фотоснимков.

Гиперреализм

Общий термин, описывающий крайнюю форму реалистической живописи и скульптуры, которая возникла в начале 1970-х годов. Принципиально отличается от фотореализма: последний – точное копирование фото, первый – стремится создать новую действительность такой, чтобы зрители поверили, что картина написана с натуры.

Магический реализм

Имеет черты сюрреализма и реализма в классическом понимании. Картины отображают действительность с фантазийными деталями.

Сюрреализм

Стиль, основанный на теории психоанализа З.Фрейда и интересе к подсознанию, оккультизму. Художники стремились отойти от догматов живописи и представить что-то новое.

Китайский

Реализм в китайской живописи 1990-х годов отличается остросоциальной направленностью с нотками иронии, сатиры.

В коротком видео можно увидеть работы иранских художников реалистов: Мортеза Кэтузиэн, Иман Малеки и Касра Киаи:

Значение

Одно из наиболее известных направлений в развитии живописи 19 века, ставшее основой для развития новых стилей в 20 столетии. Развитие реализма практически во всех частях света стало целой эпохой в искусстве. Реализм не имеет четких истоков живописи или философии – каждая разновидность имеет свой смысл и особенности.

Региональные особенности стиля объясняются специфическими чертами политического и экономического развития, уровнем культуры, идеологии. Картины отличаются точностью и природностью передачи формы и цвета. Реализм стал одним из основных направлений живописи в России, США, стран Западной Европы.

Каждое литературное направление характеризуется своими особенностями, благодаря которым его запоминают и выделяют в отдельный вид. Так случилось и в девятнадцатом веке, когда в писательском мире произошли некоторые изменения. Люди начали по-новому осмысливать действительность, смотреть на нее абсолютно, с другой стороны. Особенности литературы 19 века заключаются, в первую очередь, в том, что теперь писатели начали выдвигать идеи, которые и легли в основу направления реализм.

Что представляет собой реализм

Реализм появился в русской литературе в начале девятнадцатого века, когда в этом мире произошел коренной переворот. Писатели поняли, что прежние направления, тот же романтизм, не удовлетворил ожиданий населения, поскольку в его суждениях отсутствовал здравый смысл. Теперь они старались изобразить на страницах своих романов и лирических произведений ту действительность, которая царила вокруг, без каких бы то ни было преувеличений. Их идеи носили теперь самый что ни на есть реалистический характер, который просуществовал не только в литературе России, но и зарубежной в течение не одного десятилетия.

Основные черты реализма

Реализм характеризовался такими особенностями:

  • изображение мира как он есть, правдиво и естественно;
  • в центре романов - типичный представитель общества, с типичными для него проблемами и интересами;
  • появление нового способа познания окружающей действительности - посредством реалистических персонажей и ситуаций.

Русская литература 19 века представляла очень большой интерес для ученых, поскольку с помощью анализа произведений им удалось познать сам процесс в литературе, который существовал в те времена, а также дать ему научное обоснование.

Появление эпохи Реализма

Реализм сперва был создан как особая форма для выражения процессов действительности. Это произошло еще в те времена, когда и в литературе, и в живописи царило такое направление, как Возрождение. Во время Просвещения оно было значительным образом осмыслено, и полностью сформировалось в самом начале девятнадцатого века. Ученые-литературоведы называют двух российских писателей, которые давно уже признаны родоначальниками реализма. Это Пушкин и Гоголь. Благодаря им, данное направление было осмыслено, получило теоретическое обоснование и значительное распространение в стране. С их помощью, литература России 19 века получила большое развитие.

В литературе теперь не было возвышенных чувств, которыми обладало направление романтизма. Теперь же людей волновали бытовые проблемы, их способы разрешения, а также чувства главных героев, которые обуревали ими в той или иной ситуации. Особенности литературы 19 века - это заинтересованность всех представителей направления реализма индивидуальными чертами характера каждой отдельно взятой личности для рассмотрения в той или иной жизненной ситуации. Как правило, это выражается в столкновении человека с обществом, когда личность не может принять и не принимает правил и устоев, по которым живут остальные люди. Иногда в центре произведения стоит человек с каким-либо внутренним конфликтом, с которым он пытается справиться сам. Такие конфликты носят название конфликта личности, когда человек понимает, что отныне он не может жить, как жил раньше, что ему нужно что-то делать, чтобы получить радость и счастье.

Среди самых главных представителей направления реализма в российской литературе стоит отметить Пушкина, Гоголя, Достоевского. Мировая классика подарила нам таких писателей-реалистов, как Флобер, Диккенс и даже Бальзак.





» » Реализм и особенности литературы 19 века

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения