Пословицы и поговорки и их смысл. Русские пословицы и поговорки. Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше

Знаете ли вы истинные значения пословиц и поговорок, которые мы частенько используем в повседневной жизни? Например, «Делу - время, а потехе - час»? Мы пообщались с преподавателем русского языка и культуры речи Евгенией Борисовной Ялымовой и выяснили, какой смысл на самом деле вкладывали в современные крылатые выражения наши предки.

«Первый блин комом»​

«Первый блин комом» - говорим мы, когда что-то не получается с первого раза. Оказывается, такой смысл пословица получила только с течением времени: изначально фраза звучала совсем по-другому: «Первый блин - комам, блин второй - знакомым, третий блин - дальней родне, а четвертый - мне». «Ком» у древних славян - это медведь, и именно ему, по обычаю, должны были отдать первый блин, рассказывает Евгения Борисовна.

Есть пословицы, которые теперь употребляются не полностью: мы используем только их часть, соответственно, сужая смысл. «Первый блин комом» - хороший пример сужения смысла за счет сокращения фразы. Изначально в пословице говорилось о том, как человек должен себя вести по отношению к гостям, к близким, к обществу. Сейчас же мы говорим не о традициях поведения, а о неудаче, которая может постичь человека, когда он начинает какое-то дело

Евгения Борисовна Ялымова

«Кто старое помянет - тому глаз вон»

Еще одна пословица, которая в сокращенном виде обрела новый смысл. Нынешнее значение изречения заключается в том, что не надо напоминать другим об их промахах. Однако вот какой пословица была изначально: «Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба».

«Изначально смысл пословицы был в том, что не надо человека упрекать за прежние проступки, но не надо и предавать прошлое забвению», - комментирует Евгения Борисовна.

«В здоровом теле - здоровый дух»

Все любители здорового образа жизни хорошо знают это крылатое выражение. «В здоровом теле - здоровый дух», - произносим мы, подразумевая, что, сохраняя тело в отличной форме, человек бережет и душевное здоровье. Предки были более скептически настроены: говорили, что «хорошо бы, чтобы в здоровом теле и дух был здоровый». Другими словами, второе вовсе не следует из первого, но, если бы в человеке все было прекрасно, было бы куда лучше.

Мы перевернули значение крылатого выражения, придав ему прямо противоположное. На самом деле автор изречения имел в виду вот что: в римском обществе (а изречение пришло к нам из той эпохи) придавалось большое значение физической культуре, и увлечение ею было столь велико, что, по мнению автора, человек мало внимания обращал на развитие души. То есть ценилась только красота тела. Но автор выражения считал необходимым гармонию и тела, и души

Евгения Борисовна Ялымова

преподаватель русского языка и культуры речи

«На злобу дня»​

Выражение, которое мы произносим, когда что-то сказано или сделано в нужный момент, позаимствовано из Библии. Изначально слово «злоба» обозначало «забота». «В Библии говорится, что «каждому дню довлеет его злоба», то есть каждому дню достаточно его забот», - говорит Евгения Борисовна.

Некоторые крылатые выражения, пословицы и поговорки, пришедшие к нам из Библии или из латыни, меняют смысл из-за того, что с развитием языка меняется значение того или иного слова

Евгения Борисовна Ялымова

преподаватель русского языка и культуры речи
  1. Бить баклуши: В старину отколотые от полена чурки - заготовки для деревянной посуды - называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.
  2. Не мытьём, так катаньем: В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».
  3. Дело в шляпе: В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».
  4. Вернёмся к нашим баранам: В средневековой французской комедии богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, стянувшего у него овец. Во время заседания суконщик забывает о пастухе и осыпает упрёками его адвоката, который не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья прерывает речь словами: «Вернёмся к нашим баранам», ставшими крылатыми.
  5. Внести свою лепту: В Древней Греции существовала мелкая монета лепта. В евангельской притче бедная вдова жертвует на строительство храма две последние лепты. Из притчи произошло выражение «внести свою лепту».
  6. Верста коломенская: В 17 веке по распоряжению царя Алексея Михайловича, между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены очень высокие верстовые столбы. С тех пор высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».
  7. Гнаться за длинным рублём: В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок - «гнаться за длинным рублём».
  8. Газетная утка: «Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой и так далее, пока осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». Эту заметку опубликовал в газете бельгийский юморист Корнелиссен, чтобы поиздеваться над легковерием публики. С тех пор, по одной из версий, лживые новости называют «газетными утками».
  9. Всыпать по первое число: В старые времена учеников школы часто пороли, иногда просто так, для профилактики. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок, вплоть до первого числа следующего месяца.
  10. Игра не стоит свеч: Во времена, когда еще не было электричества, картежники часто собирались для игры вечером при свечах. Часто ставки и, соответственно, выигрыш победителя были настолько малы, что не окупали даже свечи. Отсюда родилось выражение “игра не стоит свеч”.
  11. Козёл отпущения: По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Отсюда пошло выражение «козёл отпущения».
  12. Дойти до ручки: На Руси калачи пекли с ручкой, за которую их носили. Потом ручку отламывали и, из соображений гигиены, выбрасывали. Эти ручки подбирали и ели собаки и нищие. Так появилось выражение “дойти до ручки” – обнищать, опуститься.
  13. Голубая кровь: Испанская королевская семья и дворянство гордились тем, что, в отличии от простого народа, они ведут свою родословную от вест-готов и никогда не смешивались с маврами, проникшими в Испанию из Африки. В отличие от смуглокожих простолюдинов, на их бледной коже выделялись синие вены, и поэтому они гордо называли себя «голубая кровь». Отсюда это выражение для обозначения аристократии проникло во многие европейские языки, в том числе и в русский.
  14. Подонки: Подонками называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово подонки перешло на них.
  15. Авгиевы конюшни: По легенде, царь Авгий был заядлым коневодом: в его конюшнях стояли 3000 коней. Однако, по какой-то причине, в течение 30 лет конюшни никто не чистил. А когда Геракл пытался сделать себе имя в сфере подвигов, ему и было поручено их почистить. Геракл отвёл в конюшни русло реки Алфеи и потоком воды вымыл весь навоз. С тех пор, выражение “авгиевы конюшни” применяется ко всему запущенному или загрязненному до последнего предела.
  16. Пошлость: слово исконно русское, коренящееся в глаголе “пошли”. До XVII века оно употреблялось в благопристойном значении, и означало все привычное, традиционное, совершаемое по обычаю – то, что ПОШЛО исстари. Однако с Петровскими реформами, прорубкой окна в Европу и нововведениями, слово “пошлый” потеряло уважение и стало означать “отсталый, некультурный, простоватый”.
  17. Играть на нервах: После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом - nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «играть на нервах».
  18. Дышит на ладан: По христианскому обычаю, человека, которому оставалось недолго жить, священник исповедовал, причащал и кадил ладаном. В результате для обозначения болезненного человека или еле работающего устройства закрепилось выражение «дышит на ладан».
  19. Перемывать косточки: По представлениям некоторых народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет проклятие, после смерти выходит из могилы в виде упыря или вампира и губит людей. Чтобы снять заклятье, нужно выкопать останки покойника и промыть его кости чистой водой. Сегодня выражение «перемывать косточки» обозначает разбор характера человека.
  20. Деньги не пахнут: Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные туалеты, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Сын дал отрицательный ответ. Отсюда произошло выражение «деньги не пахнут».
  21. Закадычный друг: Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.
  22. Делу время, а потехе час: Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629 – 1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.
  23. Двум смертям не бывать, а одной не миновать: Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.
  24. Первый блин комом: Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.
  25. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь: Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.
  26. Бабушка надвое сказала: Надвое (прост.) – неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.
  27. За одного битого двух небитых дают. За одного ученого двух неученых дают: Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.
  28. Старый друг лучше новых двух: Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
  29. Ум хорошо, а два лучше: Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе.
  30. Заблудиться в трех соснах: Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.
  31. От горшка три вершка: Очень низкий, низкого роста, маленький.
  32. С три короба: Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).
  33. Обещанного три года ждут: Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.
  34. Плакать в три ручья: То есть очень горько плакать.
  35. Пятое колесо в телеге: Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.
  36. Семеро одного не ждут: Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.
  37. Семь бед – один ответ: Рискнем еще раз, и если придется отвечать – так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.
  38. Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь: Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.
  39. У семи нянек дитя без глазу: Без глазу (устар.) – без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.
  40. Все трын-трава: Таинственная “трын-трава” - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась “тын-трава”, а тын - это забор. Получалась “трава подзаборная”, то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
  41. Всыпать по первое число: Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если “наставник” переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
  42. Гол как сокол: Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле “сокол” - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая (“голая”) чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!
  43. Сирота казанская: Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно “казанская”? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.
  44. Шиворот-навыворот: Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
  45. Водить за нос: Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
  46. Козел отпущения: Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.
  47. Точить лясы: Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала “точить балясы” означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
  48. Тертый калач: В старину действительно был такой сорт хлеба - “тертый калач”. Тесто для него очень долго мяли, месили, “терли”, отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - “не терт, не мят, не будет калач”. То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
  49. Зарубить на носу: Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово “нос” не имеет ничего общего с органом обоняния. “Носом” называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
  50. После дождичка в четверг: Русичи - древнейшие предки русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели - четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну - Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в “свой день” - четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка “После дождичка в четверг” стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
  51. Ни пуха, ни пера: Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, “перевод” которого выглядит примерно так: “Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!” На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: “К черту!”. И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
  52. Бить баклуши: Что такое “баклуши”, кто и когда их “бьет”? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось “баклуши бить”. Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - “баклушечниками”, и пошла наша поговорка.
  53. Втирать очки: Как очки можно “втирать”? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина. А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не об очках, которые служат для исправления зрения. Есть и другое значение слова “очки”: красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так и называемая - “очко”. С тех пор, как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно “втирать очки” - превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая “очко” или замазывая его особым белым порошком. И выражение “втирать очки” стало означать “обжуливать”, отсюда родились и другие слова: “очковтирательство”, “очковтиратель” - ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.
  54. На обиженных(сердитых) воду возят: Эту поговорку можно сказать человеку, который гневится и сердится понапрасну. Корни поговорки идут из старинной разговорной речи. Тогда слово «сердитый» означало усердный, ретивый, старательный. Именно таких усердных и старательных лошадей выбирали для тяжелой работы - они возили воду в бочках из реки. Таким образом самым «сердитым» (то есть старательным) доставалась самая неблагодарная тяжелая работа.
  55. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь: Пословица учит - прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать. Ведь сказать слово легко, но как бы не пришлось потом сожалеть о сказанном…
  56. У страха глаза велики…: Человек, охваченный страхом и напуганный, очень часто преувеличивает опасность и видит ее там, где ее на самом деле нет.
  57. Гора родила мышь: Первоисточником этой пословицы считается древнегреческая легенда о беременной горе Олимп. Бог Зевс, испугавшись что роды этой горы вызовут крупные потрясения в стане богов, сделал так, что гора… родила мышь. Пословица «Гора родила мышь» применяется в ситуации, когда значительные и гигантские усилия в итоге приносят ничтожный результат.
  58. БЕРЕГИ ЧЕСТЬ С МОЛОДУ: Смолоду, нареч. – с молодых лет, с молодого возраста. Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем (так же, как и одежду сберечь снову, т.е.пока она новая). Говорится в качестве напутствия молодому человеку в начиле его жизненного пути.
  59. БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ (не вытащишь) РЫБКУ ИЗ ПРУДА: Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.
  60. ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ: По осени (прост.) - осенью. Не все цыплята, появившиеся на свет летом, доживают в крестьянских хозяйствах до осени. Кого-то унесут хищные птицы, слабые просто не выживут, поэтому и говорят, что считать цыплят нужно осенью, когда ясно, сколько их сохранилось, выжило. Судить о чём-либо надо по конечным результатам. Говорится, когда кто-то преждевременно выражает радость от возможного успеха, хотя до окончательных результатов ещё далеко и многое может измениться.
  61. МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ: Золотник – старая русская мера веса, равная 4,26 грамма. Вышла из употребления после 1917 года, когда в стране была введена метрическая система мер, в основу которой положены метр (мера длины) и килограмм (мера веса). До этого основными мерами веса были пуд (16 кг) и фунт (400 г), в котором было 96 золотников. Золотник был самой малой мерой веса и употреблялся, главным образом, при взвешивании золота и серебра. Да, противит. союз - а, но, однако. Дорог -- кр. форма м. р. от дорогой. Небольшой по величине, но ценный но своим качествам. Говорится о том, кто мал ростом, но имеет много достоинств, положительных качеств, а также о чём-либо небольшом по размеру, но очень важном по существу.
  62. ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ: Поговорка отражает один из эпизодов истории русского народа, связанный с закрепощением крестьян. Возникновение крепостного права, т. е. юридически закреплённого права землевладельца (феодала) на личность, принудительный труд и имущество крестьянина, относится ко времени Киевской Руси (IX-XII века). Крестьяне, хотя и считались свободными (вольными), не имели права в течение года переходить от одного владельца к другому: обычай требовал, чтоб они уходили только после окончания всех полевых работ, в начале зимы, когда хлеб был уже весь убран. В середине XV века крестьянам было разрешено переходить от одно¬го хозяина к другому один раз в году - за неделю до Юрьева дня и неделю после него (Юрьев день, т. е. день святого Георгия, по-русски Юрия, покровителя земледельцев, отмечался 26 ноября по старому стилю, летосчислению). В конце XVI века был запрещён переход крестьян и в Юрьев день. Таким образом, крестьяне были прикреплены к земле и должны были оставаться пожизненно у своего помещика. У крестьян, ожидавших Юрьева дня как единственную возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь, была отнята последняя надежда на изменение своего положения. Так возникла поговорка, выражающая сожаление о несбывшихся надеждах.
    Говорят, когда хотят выразить крайнее удивление или огорчение от неожиданно случившегося, о чём только что узнали и что отняло надежду, обмануло ожидания.
  63. ГДЕ НАШЕ НЕ ПРОПАДАЛО или ГДЕ НАША НЕ ПРОПАДАЛА: Рискнём, попробуем сделать. Говорится в отчаянной решимости сделать что-либо, идя на риск.
  64. ГЛАЗА СТРАШАТСЯ (боятся), А РУКИ ДЕЛАЮТ: Начиная большую работу, боишься, что не справишься, а приступив к ней, успокаиваешься, понимаешь, что способен преодолеть все трудности.
    Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незна¬комой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.
  65. ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЁТСЯ: Неприятность, беда случается обычно там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно. Говорят, когда случается беда, неприятность, хотя и до этого было уже плохо.
  66. ГОЛОД НЕ ТЕТКА: Первоначально: голод не тётка, пирожка не подсунет. Говорится, когда чувство голода заставляет есть даже то, что не любишь, или поступать так, как не поступил бы при других обстоятельствах.
  67. ГОРБАТОГО МОГИЛА ИСПРАВИТ: Укоренившиеся недостатки или странности человека исправить невозможно. Говорится, когда есть убеждение, что человек не изменится.
  68. ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА: Голь, голи, ж., собир. (устар.) – нищие, беднота. Хитра - кр. форма ж. р. от хитрый, здесь (устар.): изобретательный, искусный в чём-либо. Недостаток, отсутствие чего-либо заставляет быть изобретательным, использовать то, что имеется, что есть под рукой. Говорится с одобрением или удовлетворением, когда из-за недостатка в чём-либо необходимом придумывают нечто оригинальное и, как правило, дешёвое.
  69. ГРЕЧНЕВАЯ КАША САМА СЕБЯ ХВАЛИТ: Гречневый - приготовленный из зерен гречихи. Гречиха - травянистое растение, из семян которого изготовляют крупу и муку. Гречневая каша - одно из любимых кушаний русских. Гречневая каша так хороша, так вкусна, её достоинства для всех так очевидны, что она не нуждается в похвалах. Говорится с насмешливым осуждением о нескромном человеке, когда он хвалит сам себя, говорит о своих достоинствах.
  70. ГОТОВЬ САНИ ЛЁТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ: Сани, саней, только мн.- зимняя повозка на двух полозьях для езды по снегу. Телега - летняя повозка на четырех колёсах для перевозки грузов. В сани и телегу запрягают лошадь. Готовься ко всему заранее. Говорится как совет готовить заранее всё то, что будет необходимо в будущем.
  71. ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ, МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ: Грянуть (1 и 2 л. не употр.), сов.- внезапно загрохотать, загреметь. Мужик (устар.) - крестьянин.
    Перекреститься, -крещусь, -крестишься, сов.- сделать рукой знак креста на себе: приложить сложенные вместе три пальца (большой, указательный и средний) правой руки последовательно ко лбу, к груди, к одному и другому плечу. Люди, которые верили в бога, исповедовали христианскую религию, крестились во многих случаях повседневной жизни. Это был обязательный ритуал во время молитвы (дома и в церкви), перед принятием пищи, при входе в избу (крестились, глядя на иконы в углу) и т. п. Крестили рот во время зевоты, крестили близких, которые уходили или уезжали далеко и надолго, крестились от страха при звуках грома и т. д. В старину верующие люди боялись грозы как необъяснимого явления природы. Когда гремел гром, считалось, что гром (а не молния) может принести несчастье (убить, вызвать пожар). Поэтому, чтобы отвести беду, избежать несчастья от грозы, люди крестились именно во время грома, гром как бы предупреждал о возможном несчастье.
    Пока не случилась беда, неприятность, беспечный человек не вспо¬минает о них и не принимает мер к их предотвращению. Говорится, когда делают в последний момент то, что надо было сделать заранее.
  72. ДАВШИ СЛОВО, ДЕРЖИСЬ: Или будь верным своему слову, или не обещай. Говорится как напоминание о высказанном обещании или как упрёк в невыполненном обещании, а также как предупреждение, совет воздержаться от обещаний, если нет уверенности в том, что сможешь их выполнить.
  73. ДАРЁНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ: Дарёный (разг.) - подаренный, полученный в качестве подарка. Зубы лошади осматривают, когда хотят определить её возраст. У старой лошади зубы стёрты, поэтому, когда покупают лошадь, обязательно смотрят её зубы, чтобы не купить старую. Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят. Говорят, когда получают в подарок какую-нибудь вещь, которая не нравится и которую сами не выбрали бы.
  74. ДЕЛА ИДУТ, КОНТОРА ПИШЕТ: Говорится шутливо о чьей-либо активной деятельности, на которую не влияют никакие внешние обстоятельства.
  75. ДЕЛА КАК САЖА БЕЛА: Сажа – чёрные частицы от неполного сгорания топлива, оседающие на внутренних поверхностях печей и дымоходов. Сажа является символом самого чёрного цвета, белой сажи не бывает, и шутливое сравнение «белый, как сажа» по сути характеризует чёрный предмет. Слово «чёрный» в переносном смысле означает «мрачный, тяжёлый». Бела - кр. форма ж. р. от белый. Обычно говорится в ответ на вопрос «Как дела?», когда дела идут плохо или когда не хотят отвечать конкретно и ограничиваются этим неопределённым ответом (ответ подразумевает неудовлетво-рительное положение дел).
  76. ДИТЯ НЕ ПЛАЧЕТ, МАТЬ НЕ РАЗУМЕЕТ: Разуметь, несов. {устар.) – понимать что-либо, догадываться о чём-либо. Если сам не скажешь о том, что тебе нужно, никто не догадается об этом и поэтому не сможет помочь. Говорится, когда отсутствие помощи кому-либо объясняемся незнанием его нужд.
  77. ДОМА СТЕНЫ ПОМОГАЮТ: Дома или в привычной, знакомой обстановке человек чувствует себя увереннее и спокойнее. Говорится с уверенностью или с надеждой, что в знакомой обстановке легче удастся справиться с любым делом.
  78. ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ: Дорога - кр. форма ж. р. от дорогой; здесь: ‘важный, ценный для кого-либо, такой, которым дорожат’. Дорого, ценно то, что появляется в нужный момент. Говорится, когда что-то сделано или получено вовремя, именно в тот момент, когда в этом особенно заинтересованы или нуждаются, или говорится в упрёк тому, кто не сделал необходимого вовремя.
  79. ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ (узнаются) В БЕДЕ: Только в трудную минуту узнаешь, кто тебе настоящий друг. Говорится по отношению к тому, кто оказался очень внимательным и помог кому-либо в трудной ситуации или, наоборот, проявил чёрствость к попавшему в беду.
  80. ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИВЁТ: Скоро пройдёт, скоро заживёт.Говорится шутливо в утешение пострадавшему.
  81. ДЛЯ МИЛОГО ДРУЖКА И СЕРЁЖКА (серёжку) ИЗ УШКА: Ушко - уменьш.-ласк. к ухо. Для любимого, дорогого человека ничего не жаль, отдашь самое лучшее. Говорится, когда из чувства симпатии человек щедр по отношению к другому, готов всё для него сделать.
  82. ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН: Платёж, платежа, м.- внесение денег в счёт чего-либо; плата. Красен - кр. форма м.р. от красный, здесь: (народно-поэт.) “красивый; радостный, приятный’. Как отнесёшься к кому-либо, так отнесутся и к тебе. Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение поступают так же.
  83. Где зимуют раки: Поговорка «Я тебе покажу, где раки зимуют» сложилась еще во времена крепостного права. Провинившегося человека среди зимы барин посылал доставать раков к столу. А зимой раков найти очень трудно, к тому же можно замерзнуть и простудиться. С тех пор эта поговорка означает угрозу, предупреждение о наказании.
  84. Открыть Америку: Америка была открыта мореплавателем Колумбом более пятисот лет тому назад. Поэтому, когда кто-то объявляет о том, что всем давно известно, ему в шутку говорят: «Ну, ты открыл Америку!»
  85. Через пень-колоду: Колода – это бревно. Двигаться по лесу, когда под ногами то пень, то колода приходится медленно. Выражение «через пень-колоду» означает делать что-либо кое-как, без разбора.
  86. Изобрести велосипед: Все мы знаем, что такое велосипед и как он устроен. «Не изобретайте велосипеда», чтобы не тратить время на выдумывание того, что уже давно существует.
  87. Дело мастера боится: Любое дело осуществимо, если за нею возьмётся мастер, т. е. умелый, знающий человек. Говорится с восхищением и похвалой, когда человек проявляет умение, мастерство в своём деле.
  88. Не по Сеньке шапка: В старину шапка была символом богатства и знатности. По ее размеру судили о том, какое место занимает человек в обществе. «Не по Сеньке шапка» – так говорят о человеке, который не способен выполнить ту или иную работу или занять определенную должность.
  89. ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ: Ищи - повелит, накл. от гл. искать (ищу, ищешь), несов. Всё равно не найдёшь, незачем и искать. Говорится о том, кто исчез и кого невозможно найти (как бесполезно искать ветер в поле), или о том, что безвозвратно утрачено.
  90. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ: Что было, то было, придётся рассказать всё. Говорят, как бы извиняясь за то, что приходится рассказывать всё, не пропуская никаких (обычно неприятных) подробностей (так же, как нельзя выбросить из песни ни одного слова, чтоб не испортить всю песню).
  91. ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ: Да, противит. союз - а, но, однако. Полымя (устар. и обл.) - пламя, огонь. В народной речи-пламя, т. е. огонь, который поднимается над горящим предметом, связывается с большей бедой, пламя – более сильный огонь. Из одной беды в другую, большую, из тяжёлого положения в худшее.
    Говорится, когда человек, находясь в трудной ситуации, попадает в ещё более тяжёлое положение.
  92. И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И В ДУДУ (на дуде) ИГРЕЦ: Швец (устар. и прост.) - тот, кто шьёт одежду, портной. Жнец - тот, кто жнёт (срезает при уборке урожая) поспевшие колосья серпом. В дуду (на дуде) игрец (устар.) - тот, кто играет на дудке, музыкант. О том, кто всё умеет делать или кто одновременно выполняет раз-нообразные обязанности.
  93. И ХОЧЕТСЯ И КОЛЕТСЯ: Колется - безл., 3 л. ед. ч. от гл. колоться, несов. ‘касаться чем-либо острым, причиняя боль’. Говорится, когда хочется что-то сделать, но страшно, потому что это связано с какой-то опасностью, с риском.
  94. И СМЕХ И ГРЕХ: Говорится, когда что-то одновременно и смешно, и печально.
  95. И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА: Проруха (прост.) - ошибка, оплошность, неудача. И опытный человек может ошибиться, совершить оплошность, промах. Говорится в оправдание ошибки, оплошности, совершённой человеком, от которого нельзя было этого ожидать.
  96. И ВОЛКИ сыты, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ: Говорится, когда удаётся удобно и для одних, и для других разре¬шить трудную ситуацию или когда принимается такое решение вопроса, которое удовлетворяет всех.
  97. ЗНАЕТ (чует) КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА: Чует - 3 л. ед. ч. от гл. чуять (чую, чуешь), несов. (прост.) чувствовать. Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдаёт это.
  98. ЗАСТАВЬ ДУРАКА БОГУ МОЛИТЬСЯ, ОН И ЛОБ РАЗОБЬЁТ (расшибёт): По православному обычаю верующие во время молитвы становятся на колени и низко кланяются (делают поклоны), почти касаясь лбом пола. Говорится с осуждением о человеке, который повредил делу чрезмерным усердием и старанием.
  99. ЗА ЧТО КУПИЛ, ЗА ТО И ПРОДАЮ: То, что слышал, то и повторяю. Говорят в свое оправдание, когда пересказывают слухи и поэтому не ручаются за достоверность сказанного.
  100. ДУРНЫЕ ПРИМЕРЫ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫ или ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН: Дурной - плохой. Заразителен - кр. форма м. р. от заразительный, здесь: ‘такой, который вызывает подражание себе, легко передаётся другим. Говорится тогда, когда кто-нибудь подражает плохому поведению или поступкам другого человека.
  101. ДУРАКАМ (дураку) ЗАКОН НЕ ПИСАН: Законы написаны для разумных людей; дураки законов не знают и не подчиняются им. Говорится о человеке, когда он поступает, с точки зрения говорящего, странно или неразумно, вопреки здравому смыслу и общепринятым нормам поведения.
  102. ДРУЖБА ДРУЖБОЙ А СЛУЖБА СЛУЖБОЙ: Дружеские отношения не должны влиять на служебные. Говорится, когда человек, несмотря на дружеские отношения с кем-либо, занимающим иное (как правило, более высокое) служебное положение, не отступает от выполнения официальных требований, обязанностей.
  103. ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА -ПОЛУШКА, ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ: Телушка (разг.) - молодая корова, у которой ещё не было телят. Полушка - самая мелкая монета в дореволюционной России, равная одной четвёртой части копейки (в одном рубле сто копеек). Да, противит. союз - а, но, однако. Перевоз - здесь: плата за перевозимый товар. Даже дешёвая вещь станет дорогой, если приходится дорого платить за её перевозку. Говорится, когда невыгодно везти издалека дешёвый товар.
  104. ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ - НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ: Жизнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий, о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.
  105. ДЫМА БЕЗ ОГНЯ НЕ БЫВАЕТ или НЕТ ДЬІМУ БЕЗ ОГНЯ: Без причины ничего не бывает. Говорится обычно тогда, когда верят, что в распространившихся слухах есть доля правды.

Содержание:

Русские пословицы и поговорки - меткие выражения, так называемые «крылатые фразы», придуманные и используемые русским . А также это заимствованные фразы из письменных источников и литературных произведений, кратко и емко выражающие мудрые и глубокие мысли. Большинство русских пословиц и поговорок состоят из двух и более рифмующихся и соразмерных частей. Пословицы почти всегда имеют прямой и переносный . Часто существует несколько вариантов пословиц со схожей моралью. Это называется моральная инварианта:

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

В чем их отличия?

Поговорка – это образное и меткое выражение, которое отображает какое-либо жизненное явление. Как правило, в них нет смысла, и ограничиваются они различными иносказательными выражениями. В этом и есть их главное отличие поговорок от пословиц.

Докажи, что ты не верблюд.

Не держи фигу в кармане.

Ветер в голове.

Держи нос по ветру.

Пословицы отличаются от поговорок более содержательным смыслом. Дошедшие до наших дней древние пословицы, датируются XII веком.

Пословица – жанр фольклора, который представляет интерес для людей, является самым загадочным, а также и самым непонятным. В них ясно выражен накопленный годами опыт и ум целого народа. По пословицам можно судить о ценностях народа, в них отражаются самые разные стороны жизни людей.

Пословицы возникли при первобытнообщинном строе, они передавались из уст в уста. Их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой . Пословицы обычно состоят из двух частей. В первой – есть описание предмета, а во второй – идет выразительная оценка устного предмета или явления.

Таким образом, пословицы являются не только самым древним жанром устного народного творчества, но и современным, представляющим интерес ученым и народу.

Слева поговорка, справа — пословица

Работа над ними

На звуки А-Я, И-Ы, Е

Два жды жена мила быва ет: как в избу введу т да как вон понесу т.

Вся кому мила своя сторона .

Это на шего поля я года.

Кома р па рню но гу отдави л.

Кому всё не годи тся, тот и сам не годи тся.

Без ума голова - нога м па губа.

Ба ба пьяна - вся чужа .

Два бра та с Арба та, о ба горба ты.

Апте ка не приба вит ве ка.

Ба ба на база р три го да серча ла, а база р того и не примеча л: собира лся да собира лся.

Щи да каша - пища наша.

Бедность не порок, а несчастье.

Овсяная каша сама себя хва лит, а гре чневую люди хва лят.

Добро пожаловать, а сам за шапку.

Не замахивайся палкой, и собака не залает.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Ошибайся, да сознавайся.

Рыбак рыбака видит издалека .

И тихая вода берега подмывает.

Тяп да ляп – не выйдет корабль.

Пословицы на звуки И-Ы

А где щи, там и ищи .

С ним води ться, что в крапиву сади ться.

Где лжи во – там гни ло.

Паши не лениво, поживешь счастливо.

Лихо не лежит тихо.

Антипа не ли па, и, содрав луб, не покрыться.

Было бы жела ние, остальное прило жится.

Не сметя си лы, не поднима й ви лы.

С сильным не дерись, с богатым не судись.

Не гордись званием, а гордись знанием.

Грози т мышь кошке, да из норы.

Ки нулся, да и перекинулся.

Хвалился, хвалился, да под гору свалился.

Был бы хлеб, а зубы сы щутся.

Каков Мартын, таков у него и алтын.

Кому чин, кому блин, а кому и клин.

Погляди шь - картина, а разгляди шь - скотина.

Пришли не званы, уйдем не драны.

С волка ми жить - по-волчьи выть.

Сва тались, сва тались, да все и попря тались.

Мели , Емеля, твоя неделя.

Делу – время, потехе — час.

За право дело стать смело.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не испо ртив дела, ма стером не будешь.

Молодое сердце ре звости полно .

Умей работать, умей и веселиться.

Сперва проверь, а потом верь.

Худая честь, когда нечего есть.

Ешь пока хлеб свеж.

Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Мо лодо – зе лено, погулять ве лено.

Первый в совете, первый в ответе.

Потерял - не сказывай, нашёл - не показывай.

Честь честью, да дело делом.

Не надейся дед на чужой обед.

Пошел прове дать да остался обедать.

Уменье всегда найдет примене нье.

Терпенье дает уменье.

Человека узна ешь, когда из семи печек с ним щей похлеба ешь.

Пословицы на звуки О-Ё, З-С, У-Ю, П-Б

Много по ту, да мало про ку.

Лежебоке и солнце не в по ру всходит.

При солнышке тепло, при матери – добро.

Видит кот молоко, да ры ло ко ротко.

Живое слово дороже мёртвой буквы.

Живёт — не жнёт, а хлеб жуёт.

Кто днём до по ту рабо тает, тот бессонницы в ночи не знает.

Работай до по ту, так и поешь в охоту.

Сильный, сколько сможет, столько и сгло жет.

Каково дерево, таков и плод.

Красно поле пшеном, а речь умом.

Сово к, да не ло вок.

Кто хочет, тот может.

Как живёшь, так и прослывёшь.

Твой намёк мне невдомёк.

Говорит бело , а делает черно .

Без правды не житьё, а вытьё.

Что с возу упа ло, то пропа ло.

Плохо о вцам, где волк воевода.

Это ёж, его руками не возьмёшь.

Сверху ясно, снизу грязно.

Не всё то золото, что блестит.

Лесть без зубов, а с костьми съест.

Когда хозяин вблизи, и кошка справится с собакой.

В ли хости да за висти ни про ку нет, ни ра дости.

Сверху ясно, снизу грязно.

Овсяная каша хвали лась, будто с коровьим маслом роди лась.

Скажешь с ногото к, а перескажут с локото к.

За твоим языком не поспеешь и босиком.

Зна ла бы соседка, узнает и насе дка.

Сам не дерусь, а семерых не боюсь.

Сказа л — что узло м завяза л.

Сам поёт, сам слушает, сам и хвалит.

Колотись, бейся, а всё надейся.

Не в свои сани не садись.

Солнце сия ет, а месяц только све тит.

У вся кого своя сноро вка.

Сила по силе — оси лишь, а силу не под силу — ося дешь.

Добру-то всё жить да расти , а зло, чтоб с пути смести.

Молодость — не грех, а старость — не смех.

На звуки У-Ю

Чужим умом умён не будешь.

Тру тням праздник и по бу дням.

Наука – не мука.

И в ус не дует, и ухом не ведёт.

Для друга – все не ту го.

Друг до поры – тот же не друг.

Глупый осу дит, а умный рассу дит.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Белые ручки чужие труды любят.

Спать не сплю, дремать не дремлю , а всё ду маю думу .

Сам себя гу бит, кто людей не любит.

Чует сердце и друга и не друга.

Был бы друг, будет и досу г.

Дружба от недружбы близко живут.

Старый друг лучше новых двух.

Люди думают, до чего-нибудь додумываются, а мы думаем, из раздумья не выходим.

С умом жить — те шиться, без ума жить — мучиться.

Один горюет, а арте ль воюет.

Назвался гру здем – полезай в кузов.

У плохого друга услуга упруга.

Белоручка – не работник.

Побалу ешься – избалу ешься.

Беда придёт – с ног собьет.

Был бы бык, а мясо будет.

Берегись бед, пока их нет.

Беда не беде, бедой погоняет.

Бездеятельность – сестра болезни.

По платью встречают, по уму провожают.

Сробел – пропал.

Бестолков, да па мятлив.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Жизнь прожи ть – не поле перейти.

У людей шило бреет, а у нас и бритва не берёт.

Если бы не бы, выросли бы грибы, да все белые бы.

Доброму – добрая память.

Глубже вспашешь – больше хлеба возьмёшь.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле глуп.

Пан или пропал.

Если бы не плешь, то бы не было и головы.

Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.

На Т-Д, В-Ф, К-Г

Не учи безделью, учи рукоделью.

Без дела жить – только небо коптить.

Не изведан — друг, а изведан – два.

Арте лью города берут.

Грамота – второй язык.

Федот, да не тот.

Кто веселит, про того и народ говорит.

Дурак дурака хва лит.

В тихом омуте черти водятся.

Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

Где два дурака дерутся, там третий смотрит.

У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.

Ты за дело, а дело за тебя.

Дело мастера боится.

От хорошего дерева – хороший плод.

И на дереве лист на лист не приходится.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

От добра добра не ищут.

За доброе дело жди похвалы смело.

Береги платье сно ву, а честь смолоду.

Пошло дело на лад – сам тому и рад.

Не по сути дела, а по делу суть.

О людях судят не по слова м, а по их дела м.

Звуки В-Ф

Век живи, век учись.

Как не верти, а дело верши.

Всякому овощу свое время.

С больной головы на здоровую.

Один за всех, все за одного.

Коль всем народом вздохнуть – ветер будет.

Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят.

Кудри завивай, да про дело не забывай.

Всему своё время.

Время не ждёт.

Не в том дело, что овца во лка съела, а в том дело, как она е ла.

Высоко взлетел, а сел в курятник.

Время красит, безвре менье ста рит.

Вре мени не поворо тишь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

На войне рать крепка воеводой.

Вчерашней славой на войне не живут.

Весной ведро воды – ложка грязи. Осень ложка воды – ведро грязи.

Видно, Арсенья ждать до воскресенья.

Кто кого лю бит, тот того и голу бит.

Толку век, а толку нет.

Любит кошка молоко, да рыльце коротко .

Кошка привыкает к дому, а собака к человеку.

Красна река берегами.

С горки камушки катились, об колоду колотились.

Не вся кое лы ко в строку .

Кошке игрушки, а мышке слёзки.

Куда иголка, туда и нитка.

Всякая козявка лезет в букашки.

Когда в печи жарко, тогда и варко.

У кого какой вкус: кто любит дыню, кто арбуз.

Дело не сапог – с ноги не скинешь.

Горька работа, да сладок хлеб.

Какова работа, такова и плата.

Ко лос от ко лоса не слыха ть и го лоса.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Худо языку кричать, когда руки молчат.

Догулялись кулики : нет ни хлеба, ни муки.

Без грамоты как в потёмках.

Звуки Р-Рь, Л-Ль, М, Н

Правда – свет разума.

У хорошей пряхи тканые рубахи.

Тётка Арина сладко говорила.

Нравом хорош, да но ровом не гож.

Трудолюбию учатся три года, лени – три дня.

Ремесло не коромы сло – плеч не оттянет.

Резвого жеребёнка и волк не берёт.

Речами тих, да сердцем лих.

Радость прями т, кручи на крю чит.

Не годы ста рят, а горе.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Обрадовался крохам, да коври гу потерял.

Старый конь борозды не испортит.

Семеро ворот, да все в огород.

Рука руку моет, а плут плута кроет.

Старого воробья на мяки не не проведёшь.

Старый ворон не каркнет даром.

Руки работают, а голова кормит.

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.

Руби дерево по себе.

Лёвке всё ловко.

Лисье племя только льстит да манит.

Моль одежду ест, а печаль человека.

Ласковое слово и ласковый вид и свирепого к рукам прима нит.

Не нужна соловью золотая клетка, лучше зелёная ветка.

Легко хвалиться, легко и свалиться.

Молодость плечами крепче, старость — головой.

Доплясались, что без хлеба остались.

Солнышко на ели, а мы ещё не ели.

Велик телом, да мал делом.

Раз солгал – навек лгуном стал.

Пошла по масло, а в печи погасло.

В глаза ласкает, а загла зью лает.

Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше.

У Фили был, у Фили пил, да Филю же и побил.

Ловит волк, да ловят и во лка.

Слово не стрела , а к сердцу льнёт.

Ел не ел, а за столом просидел.

Мал золотник, да дорог.

Хвастливое слово гни ло.

Дерево смотри в плода х, человека в делах.

Пословицы на звук М

Мал мала меньше.

Много хороших, да милого нет.

Много хочется – мало сможется.

Звону много, да толку мало.

Мутит, как водяной под мельницей.

Не верь ма лому, да лука вому.

Сто малодушных не заменят одного мужественного.

Не боится мельник шуму, им ко рмится.

Мыло серо , да моет бело .

Льнёт, как муха к мёду.

Променял шило на мыло.

В милом нет посты лого, а в посты лом нет милого.

Умей сказать, умей и смолчать.

Много дыму, да мало пылу.

Молод годами, да стар делами.

Отдохнем да поглядим, хорошо ли мы сидим.

Мимо гороху да мимо девки так не пройдёшь.

Многая лета, а многих уж и нету.

Много помнится, да не воротится.

Мой дом - моя крепость.

Как не кинь – всё клин.

Снега нет и следа нет.

Не всё коту масленица.

Семь пятниц на неделе.

Сначала густо, а под конец пусто.

Ужин не нужен, был бы обед.

Нашего непоседы ни дома, ни у соседа.

Свинье век на небо не глядеть.

Где хвост – начало, там голова – мочало.

Не гоняется слон за мышью.

Сонный да ленивый – два родные братца.

Не всё ненастье, проглянет и солнышко.

Посади свинью на стол, она и ноги положит на стол.

Раньше начнёшь – раньше окончишь.

Спросонья и пень за волка примешь.

Не свиным рылом лимоны нюхать.

Не силою дерутся, уменьем.

Не радуйся, нашедши, не плачь, потеряв.

Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

Не по старцу милостыня.

Поговорки на Ц, Ж-Ш, Ч-Щ

Поклониться – вперед пригодится.

Заботится, как волк об овцах.

Криком изба не рубиться, а шумом дело не спорится..

Не уносится, как курица с яйцом.

Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.

Скажешь курице, а она всей улице.

За матерью и отцом и свинка идёт молодцом.

Всяк молодец на свой образец.

Дай спра вится, и нам будут кла няться.

Нога спотыкнётся, а голове достанется.

Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.

Кто гордится, тот никуда не годится.

Не всё творится, что говорится.

Как аукнется, так и откликнется.

День кольцом, ночь молодцом.

Молодец против овец, а против молодца сам овца.

Льстец – что змея под цветами.

Кланяется, кланяется, придёт домой растянется.

Спотыкается и конь, да поправляется.

Заботится, как волк об о вцах.

Звуки Ж-Ш

Спеши, да людей не смеши.

Шила в мешке не утаишь.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Дружба – дружбой, а служба службой.

Как постелешь, так и поспишь.

Кто дрожит, тот и бежит.

За чем пойдёшь, то и найдёшь.

Раньше начнёшь, раньше поспеешь.

Чьё ку шано, того и слу шано.

Изжи л ну жду, забыл и дру жбу.

Скупому душа дешевле гроша.

Хорошая слава под лавкой лежит, а плохая далеко бежит.

Хороша ка шка, да мала ча шка.

Поспешишь – людей насмешишь.

У страха глаза – что плошки, а не видят ни крошки.

И поедим, и спляшем, только пашню вспашем.

Чужим умом жить – добра не нажить.

Не пригоже есть лёжа.

Жалеть мешка – не видать дружка.

Что пожнешь – то и смолотишь.

Пословицы на Ч-Щ

Плачу, плачу, а горе прячу.

Который час ударит, тот и сосчитаем.

Ждать с ча са на час.

Счастье на коне, бессчастье – под конём.

Щи – хоть голову полощи.

Ры ба ры бой сы та.

Честь честью, а дело делом.

Учёный без дела, как туча без дождя.

Чист, как трубочист.

От чистого сердца чисто зрят очи.

Хоть шуба овечья, да душа человечья.

Где хорошие щи, там другой пищи не ищи.

Из блохи голенище, из спички топорище.

Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.

Хоть на час, а вскачь.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Не смотри на кличку, смотри на птичку.

Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.

На скорую ручку – комком да в кучку.

Под лежащий камень вода не течёт.

Чудо чудное, диво дивное: от чёрной коровки да белое молочко.

Пословицы - это великое наследие наших предков, которое уже не одно поколение передается из уст в уста. В этих небольших высказываниях сокрыта глубокая мудрость, способная раскрыть сущность многих вещей. И все же, невзирая на то, что пословицы и поговорки используются в разговоре регулярно, многие и поныне не могут осознать, насколько они полезны.

Существует огромное количество этих коротких высказываний. Одни предназначены для взрослых, иные более подходят детям. Также они отличаются и по стилю изложения, и по тематике... Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Пословицы - это...

Начать следует с того, что многие не знакомы с определением данного понятия. Возможно, это покажется невеликим упущением, но возникает вопрос: «А как тогда понять, что данное выражение является именно пословицей?» Дабы в будущем не возникало подобных ситуаций, приведем наиболее распространенное толкование.

Итак, пословицы - это короткие высказывания, в которых явно просматривается нравоучительный контекст. Чаще всего формулировки эти ограничиваются одним предложением, реже двумя, но короткими. Еще одним указателем является отсутствие автора, так как все они были созданы народом.

Также в пословицах можно проследить рифму, благодаря которой такое выражение читается или говорится на одном дыхании. Для достижения такого эффекта тщательно подбирается порядок слов, а несозвучные части заменяют синонимами или метафорами.

Кто придумал пословицы?

Как говорилось ранее, пословицы - это малая форма Но это не всегда означает, что образные изречения придумывались "всем миром". Нет, в реальности чаще бывает так, что кто-то случайно употребил в своем разговоре интересное выражение, оно понравилось второму, затем третьему и так далее, пока вся округа не начинает использовать его. С годами память о настоящем авторе стирается, и пословица становится народной.

Но бывает и так, что пословицы и поговорки создавались не одним человеком, а целой социальной группой. Это нужно было для того, чтобы приобретенный опыт и знания не затерялись с годами. В таких случаях автором пословиц и правда является народ.

Зачем нужны пословицы?

Значение пословиц в жизни людей трудно переоценить, ведь они, как невидимые учителя, несут в себе истину. Одни изречения рассказывают о том, как правильно вести себя, вторые напоминают о важности здоровья, третьи высмеивают пороки.

Например, пословица «Глаз - бирюза, да сердце - сажа» напоминает о том, что внешняя и душевная красота - это не всегда одно и то же. Второй пример: «В умной беседе разума набраться, в глупой - собственный растерять». Или же «С кем поведешься, от того и наберешься». Как видите, пословицы отображают существующие реалии жизни в простой и доступной форме. Это помогает не только уловить их суть, но и улучшает восприятие.

Применять их можно в повседневной жизни, например, для того чтобы скрасить разговор. Еще более разумно использовать пословицы как примеры, способные подсказать путь к решению важных вопросов.

Как уберечь пословицы от забвения

С годами многие пословицы уходят в тень, что является очень печальным фактом. Причин тому довольно много. Но главная проблема заключается в том, что практически не интересуется устным творчеством, и в частности фольклором. А ведь это такой кладезь

Исправить ситуацию могут только их родители и педагоги, постоянно напоминая детям о важности пословиц. При этом необязательно принуждать читать их, и уж тем более заставлять заучивать на память. Достаточно будет употреблять пословицы в обыденном разговоре, интересуясь тем, понял ли ребенок значение того или иного высказывания.

К тому же для более продвинутых ребят есть современные пословицы. Например, «В чужое авто со своей кассетой не лезут» или же «Леди с дилижанса - пони легче». Звучит немного шокирующе для старшего поколения, зато как понятно для молодежи! Подобная трактовка не только поможет посеять в сердце ребенка тягу к народным метафорическим высказываниям, но и даст возможность родителям почерпнуть что-то новое для себя.

Как и в случае с крылатыми выражениями многие русские пословицы и поговорки потеряли свой первозданный смысл. Чаще всего, хоть и не всегда, это было связано с утратой их окончания.

Например, всем известная поговорка: «Голод не тетка», продолжается как «пирожка не подсунет» (есть разные варианты окончания).

Как в усеченной, так и в полной версии смысл один и тот же: голод - это жестокое испытание, которое не пожалеет, словно родственник, а наоборот, может подтолкнуть любого на совершение преступления.

Но сегодня мы с вами разберем именно ту часть славянского наследия, которая дошла до нас в искаженном виде.

Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше

Общепризнанное значение пословицы заключается в том, что любой человек ищет себе место, где ему будет хорошо и комфортно. Однако есть версия, что первоначальное значение было другим:

Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше послужить Родине.

То есть речь шла не о меркантильных чувствах человека, а, наоборот, о благородных порывах души. Утверждать, что это правда, я, конечно, не буду, но сама теория выглядит красиво.

Бедность не порок

Так говорят, чтобы показать, что бедности нечего стыдиться. Однако оригинал:

Бедность не порок, а вдвое хуже, намекает на то, что лучше иметь какие-то пороки, чем быть бедным. Причем акцентировать внимание нужно не на том, что в пороках есть какая-то польза, а в том, что нищета - это очень тяжелое и негативное явление, с которым лучше не сталкиваться.

Гол как сокол

Сейчас так говорят про человека, у которого нет ничего за душой. Славяне же под этим подразумевали не просто бедного человека, но и смекалистого, пробивного, говоря:

Гол как сокол, а остер как топор.

Ты кашу заварил - тебе и расхлебывать

Изначально сия пословица понималась буквально: крестьянин, приходивший в гости к соседу и получавший приглашение отобедать, из вежливости отказывался и отвечал именно этими словами.

Теперь же мы понимаем ее в переносном смысле: каждый человек должен сам справляться со своими проблемами.

Кто старое помянет - тому глаз вон

Пословица учит тому, что нужно забывать прошлые обиды и прощать людей, причинивших нам зло. Однако в оригинале она звучит как:

Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.

То есть не нужно точить зуб на обидчика, однако и забывать про причиненное вам зло тоже не стоит - нужно быть готовым к повторной подлости от этого человека.

Горбатого могила исправит

Взрослого человека, сформировавшегося как личность, исправить невозможно. С этим сложно не согласиться. Наши предки же говорили иначе:

Горбатого могила исправит, а упрямого дубина.

Они имели в виду то, что физическое несовершенство тела человека исправить уже невозможно (да, пластических хирургов и возможности поставить себе, например, протез ноги, тогда не было), а вот духовно-нравственные качества можно и нужно исправлять в лучшую сторону.

На тебе, Боже, что нам негоже

Такое неуважение к Богу в те далекие времена люди вряд ли бы стали проявлять. Они говорили:

На те, небоже, что нам негоже.

Слово «небоже» произошло от «небога» - так в старину называли нищих и убогих. То есть сирым и несчастным дарили то, что дающему было без надобности.

Везет как утопленнику

Сейчас это означает, что человеку жутко не везет. В давние времена же пословица выглядела иначе и понималась почти буквально:

Везёт как субботнему утопленнику - баню топить не надо!

Мол, удача улыбнулась человеку: и помылся, и хлопот, связанных с растопкой бани, у него нет.

Собаку съел

Так говорят про человека, который является мастером или специалистом в какой-то сфере. Он на этом деле «собаку съел».

Наши предки же говорили иначе:

Собаку съел, а хвостом подавился.

Это означало, что некто работу, в общем-то, выполнил неплохо, но не идеально, споткнувшись на какой-то мелочи.

Дело мастера боится

Фразеологизм означает, что мастер способен справиться с любой задачей на «отлично». Но продолжение у этой пословицы опровергает это утверждение:

Дело мастера боится, а иной мастер дела боится.

Повторенье - мать ученья

Учителя говорят нам это, пытаясь доказать, что повторение - это важная часть образовательного процесса. Исходя же из значения оригинала, можно расценивать это как насмешку над учениками:

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков (или как вариант прибежище ослов).

То есть умные понимают все сразу, а глупые только через зубрежку.

Каждый человек о своих проблемах трепещет

Здесь речь идет не о личном эгоизме, а о совместной работе. Наши предки вкладывали сюда такой смысл: каждый человек при выполнении общей работы отвечает за ее определенную часть.

Рыбак рыбака видит издалека

Так говорят о родственных душах или людях, имеющих общие интересы, что позволяет им сближаться.

В оригинале выражение звучало так:

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит

И понималось буквально.

За чужим добром ходит он с ведром

Как может показаться, тут говорится о жадных людях. И, как обычно, первоначальное значение пословицы абсолютно противоположное. Бедные крестьяне, получая материальную помощь от более зажиточных соотечественников, стремились хоть как-то их отблагодарить: например, натаскав им воды из колодца.

Ума палата

Многие говорят так об умных образованных личностях, отличающихся высоким уровнем интеллекта. Но более правильно употреблять поговорку в ироническом ключе, ибо полная версия фразы звучит по-другому:

Ума палата, да ключ утерян!

Делу время, а потехе час

Сейчас мы понимаем это «людоедское» выражение как необходимость большую часть времени отдавать работе, а меньшую - отдыху и развлечениям.

В древности слово «час» служило синонимом слову «время». Когда русский царь Алексей Михайлович (1629-1676) писал эти слова в «Уряднике», то он имел в виду, что нужно равномерно распределять свое время и тратить его как на работу, так и на отдых.

Свою курицу за крыло держи, а чужую - щипли

И опять речь идет не о людской жадности, а, наоборот, о щедрости. На Руси существовала такая необычная забава, когда два человека брали в руки по курице и щипали перья с птицы, которую держал сосед.

Моя хата с краю

Сейчас так говорят, когда хотят показать безразличие и равнодушие к чему-либо. В древние времена же, наоборот, тот, кто жил в хате с краю, отвечал за общую безопасность деревни. То есть первым, увидев нападающего врага, такой человек должен был предупредить всех остальных об опасности.

Не свое - не жалко

В нашем сознании закрепился стереотип, что на чужую и казенную собственность всем наплевать. Поэтому к такому имуществу люди относятся безответственно.

Пьяному море по колено

Думаете, наши предки хотели сказать, что нетрезвому человеку все нипочем? Нет, они имели в виду, что, несмотря на всю ту «храбрость», которую из себя источает выпивший человек, он может «сломаться», встретив самое малое препятствие:

Пьяному море по колено, а лужа - по уши.

Когда для чужого делаешь, и день не кончается

Казалось бы, пословица означает, что работа «на дядю» - это долгий и бесполезный труд. Но первоначальное значение фразы было иным: когда работаешь на общее благо, а не только на свой карман, то успеваешь сделать гораздо больше.

Первый блин комом

В сегодняшнем понимании она означает, что у человека не получается сделать что-то с первого раза. В древности пословица звучала так:

Первый блин - комАм, блин второй - знакомым, третий - дальней родне, а четвертый - мне.

Она учила, как нужно вести себя по отношению к другим людям.

А комы – это медведи, которых славяне чтили с древних времен. Любой хозяин в первую очередь должен был предложить угощение (образно) именно им.

От работы кони дохнут

Сейчас так говорят, намекая на то, что человек не должен «рвать пуп» на работе. В оригинале поговорка звучала иначе:

От работы кони дохнут, а люди - крепнут.

Имелось в виду то, что труд полезен и облагораживает человека.

Работа не волк, в лес не убежит

Еще одна народная мудрость, которая сейчас служит оправданием для лентяев и бездельников. В древние времена она понималась по-другому. Крестьяне считали, что от повседневных трудов никуда не деться, поэтому нужно делать их сейчас, а не ждать, пока они «убегут в лес»:

Пословица означала кучу дел, которые нужно решить. Но есть меткое продолжение:

Хлопот полон рот, а перекусить нечего.

В широком смысле это значит, что усердная и тяжелая работа не всегда гарантирует наличие «еды» - достойной оплаты.

Заключение

Получается, что народная мудрость оказалась еще мудренее, чем может показаться сначала. Поэтому, если вы желаете похвастать своей эрудированностью, то, чтобы не попасть впросак, используйте пословицы и крылатые фразы правильно.

созерцатель
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения