Основные политические идеи социалистов-утопистов

Утопический социализм

Утопический социализм

(от греч. U не, нет и topos - место, букв. место, которого нет) - представления об обществе, основанном на соци­альном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возмож­ность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключа­ется в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действитель­ность.

Утопический социализм можно интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, на которые ориентированы ее носители, и технологии, к воплощению которых стремятся политики - но­сители данных ценностей. К ценностям утопического социализма относятся идеалы равенства, преодоления социального и политического отчуждения членов общества, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание возможности для всестороннего развития, гармоничной социализации неза­висимо от пола и семейного положения, национальной и этнической при­надлежности и т. п. Данные идеалы носят общечеловеческий характер, к подобным отношениям, как надеются люди, движется общественное разви­тие, поэтому эти идеалы привлекательны для всех нормальных людей и есть большая доля вероятности, что рано или поздно они превратятся в формы реальной жизни. В такой идеологии социализма особого утопизма нет. В то же время подобные идеалы высказывались не только в социалис­тической идеологии, но и, например, в христианской евангелистике, и во многих других идеологиях.

Наряду с ценностями, утопические теории содержат более или менее разработанную технологию создания и поддержания этих отношений равенства. Поскольку теории социализма вырастают на почве критики и отрицания существующих социально-политических отношений, в них по-раз­ному решается вопрос о формах нового общества. В христианском социа­лизме основой считается духовное совершенство человека. Развитие души верующих способствует созданию обстановки любви к Богу и всем людям. Вера, Надежда и Любовь в соединении со стремлением к совершенству в жизни для завоевания права на возвышенное существование в вечной жизни после смерти - основа для религиозного социализма. Люди, согласно это­му учению, не будут так привязаны к материальным благам и плотским же­ланиям, они станут добровольно трудиться на благо всех. Подобные отно­шения в ограниченных пределах существовали в раннехристианских общи­нах, где верующие добровольно отказывались от частной собственности. Позднее отношения с элементами социального равенства наблюдались в от­дельных христианских коллективах - среди последователей святых и под­вижников церкви, в монастырях, сектах и т. д. Развитие промышленных отношений уменьшили хозяйственную роль религии, ее функции сконцентри­ровались в духовной сфере. Поэтому реализация социализма на религиоз­ной основе в настоящее время вряд ли возможна.

Зачатки наемного труда в эпоху нового времени привели к попыт­ке преодоления сословных отношений в форме социализма. Родоначальником утопического социализма можно считать англичанина Томаса Мора. В его труде «Утопия» (1516) были изложены взгляды на общество «золотого ве­ка». К его последователям относят Т. Кампанеллу, Дж. Уинстенли, Г. Ба­бёфа, К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, В. Г. Белинского, А. И. Гер­цена, Н. Г. Чернышевского и многих других. В трудах социалистов-уто­пистов содержится блестящая критика недостатков феодального и капита­листического общества в Европе и России. В них формулируется множество идеалов. Кроме того, они высказывают ряд соображений по поводу устройства социалистического общества, которые заслуженно считаются впол­не реальными предвосхищениями в области социально-политической струк­туры.

Один из ярких идеологов социализма Т. Кампанелла писал о том, что основной задачей социалистического государства будет функция орга­низации производства и распределения, а также воспитания граждан. Он предлагал привлекать к политическому управлению науку и ученых, опира­ясь при этом на политическую деятельность народа. Социалисты настаива­ли на централизованной системе планового хозяйства, переносе центра политики с управления людьми на управление производством, вещами. Они считали, что политика и государство в этом случае начнут отмирать, а социализм разбудит энтузиазм людей: они станут опираться на разум, а не на низменные страсти.

Идеологи общества равноправия надеялись, что общество станет коллективистским, частной собственности не будет, все будут трудиться и реально обладать равенством в правах и обязанностях, воспитание бу­дет гармоничным, политехническим, высоконравственным и т. д. Как ви­дим, представители утопического социализма высказывали ряд высоких идей, верили в воплощение многих идеалов человечества, которое стре­мится к гармоничной жизни на земле, а не в потустороннем мире.

В то же время идеи утопического социализма противоречивы. Они и не могли быть другими, поскольку в содержании социализма идеологи пытались совместить несовместимые социальные и политические моменты. Утопический социализм подвергали критике как представители буржуазной идеологии, так и марксисты, которые претендовали на роль теоретических социалистов. Маркс пришел к выводу, что все идеологи до него пытались опираться на идеологию, а не на реальные общественные отношения при конструировании идеального общества. Он попытался теоретически, в на­учной форме, доказать, что единственным политическим актуальным клас­сом, который несет в себе содержание будущих отношений, является про­летариат. Поэтому пролетарии всех стран объединятся, добьются преодо­ления частной собственности на средства производства, возьмут власть в свои руки, установят диктатуру пролетариата.

Пролетарское государство, по мнению Маркса, возьмет на себя роль организатора ликвидации буржуазных отношений, будет всячески способс­твовать всестороннему развитию членов общества. В этом обществе все население, которое может трудиться будет и создавать материальные бла­га и выполнять все остальные управленческие и культурные функции. Все люди в этом обществе будут производить предметы потребления, а также участвовать в их распределении.

Попытка воплощения идей Маркса в реальность была осуществлена в России под руководством Ленина. Коммунистическая партия, которая была основным субъектом управления советским обществом, в 1936 г. заявила, что социализм в СССР построен. После окончания второй мировой войны еще ряд стран признал себя официально социалистическими. С 1985 г. по мере развертывания постсоциалистических реформ в странах уже бывшего социализма, началась реставрация тех отношений, которые в марксиз­ме-ленинизме считаются капиталистическими. В то же время в развитых странах Запада развертывание научно-технического прогресса к концу XX в. привело к резкому сокращению класса пролетариата. Повышение произ­водительности труда позволило обществу сократить число людей, занятых в промышленности, примерно до 15%. Следовательно, можно заключить, что в настоящее время пролетариат уже не является содержательно ведущим классом общества, как это было в XIX в. А это обстоятельство означает, что идеалы социализма могут быть реализованы другими социальными сила­ми. Значит, марксизм-ленинизм в значительной степени можно также счи­тать утопией.

Коротец И.Д.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Утопический социализм

учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «Утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли , Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон , Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Утопический социализм" в других словарях:

    Мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социа листич. началах, не опирающиеся на знание объективных законов обществ. развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия соч. Т. Мора «Утопия» (1516) … Философская энциклопедия

    - [см. утопия] – домарксовские социалистические учения (впервые возникшие в 16 – 17 вв. – Томас Мор, Кампанелла), строившие несбыточные планы переустройства общества на социалистических началах, исходя не из классовой борьбы и законов развития… … Словарь иностранных слов русского языка

    Учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие Утопический социализм восходит к сочинению Т. Мора Утопия (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер,… … Большой Энциклопедический словарь

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие утопического социализма восходит к сочинению Т. Мора Утопия (1516). Крупнейшие представители: Т. Мюнцер … Современная энциклопедия

    Утопический социализм - УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие “утопического социализма” восходит к сочинению Т. Мора “Утопия” (1516). Крупнейшие представители: Т.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Коммунизм … Википедия

    Мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия сочинения Т. Мора «Утопия»… … Большая советская энциклопедия

    Предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. ... Первоначальный социализм был… … Советская историческая энциклопедия

    Утвердившееся в литературе общее обозначение разнородных представлений об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия»… … Энциклопедический словарь

    Утопический социализм - (греч. u нет, topos место, т. е. место, которого нет) совокупность социальных учений, в которых в еще незрелой форме выразилось стремление к установлению нового типа общества, где отсутствуют эксплуатация человека человеком и все иные формы… … Научный коммунизм: Словарь

Книги

  • , Б. Сливкер. Монография посвящена истории развития утопической мысли в Западной Европе в XVIII-XIX вв.: критическому рассмотрению вех становления утопичного социализма, описанию работ Сен-Симона и Фурье,…

Экономический прогресс и социальные перспективы

Теория заработной платы

Взгляды Дж. С. Милля на заработную плату сводятся к следующему: совокупный спрос на труд неэластичен, поэтому следует признать «теорию рабочего фонда», по которой общество располагает стабильным фондом жизненных средств, запасы которых и используют капиталисты для содержания рабочих. Эта теория при проверке временем была признана несостоятельной.

Идеал общественного устройства Дж. С. Милль видел в достижении людьми полной независимости без ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям; экономический прогресс связывал с научно-техническим прогрессом, ростом безопасности личности.

Социальные реформы Дж. С. Милля:

  • введение корпоративной ассоциации, что ликвидирует наемный труд;
  • социализация земельной ренты при помощи земельного налога;
  • ограничение неравенства при помощи ограничения права наследования.

Социализм - теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.

Утопический социализм - течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе .

Родоначальниками этого течения были К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.

Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.
Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез - «что было бы, если», «предположим, что» и т. д. Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.

Основными произведениями Клода Анриде Рувруа Сен-Симона (1760 - 1825) являются «Письма женевского обитателя», «Взгляды на собственность». К. А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от одной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от последней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики.
Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые). Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по способности, каждому по его делам.

Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.



Шарль Фурье (1772 - 1837) считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: 4/12 - капиталу, 5/12 - труду и 3/12 - таланту. С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ш. Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества - «фалангах», располагающихся в огромных дворцах - «фаланстерах». Таким образом, состоится переход к общественной собственности в масштабах трудовых коллективов. При этом, по мнению Ш. Фурье, конкуренцию сменит соревнование, от которого будут выигрывать все. Средства для создания и функционирования фаланг должны дать капиталисты.

Ш. Фурье не исключал возможности существования при этом частной собственности. Роль государства в таком обществе ничтожно мала и является пережитком прошлого.

Роберт Оуэн (1771 - 1858) в отличие от вышеприведенных утопистов свои теоретические воззрения осуществлял на практике. Основным врагом общества Р. Оуэн считал частную собственность. Деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда, затраченного работником. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена.
В 1800 году Р. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия), где и осуществил свои идеи на практике. Он постарался создать на этом предприятии так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. Р. Оуэн приучал рабочих к организованности и порядку, сократил рабочий день до 10,5 часов. Под его руководством строились детские сады, культурный центр и т. д.

Предприятие процветало и в условиях экономического кризиса 1815 - 1816 годов, но после ухода Р. Оуэна в 1829 г. его блестящий эксперимент потерпел крах.

К. Маркс. «Капитал»

Карл Маркс (1818 - 1883) - немецкий экономист, философ, основатель марксизма - экономического направления, которое выражало интересы рабочего класса. Марксизм является своеобразным вариантом развития классической экономической школы.

К. Маркс родился 5 мая 1818 года в Тире (Германия) в семье адвоката. С 1835 года обучался в Боннском университете, а с 1836 по 1841 год - в Берлинском университете. С 1850 года К. Маркс живет в Лондоне, где пишет свой труд «Капитал».

Благодаря значительной финансовой поддержке своего друга Ф. Энгельса К. Маркс издал в 1867 году первый том «Капитала». Завершить написание второго и третьего томов К. Марксу не удалось из-за осознания неоконченности работы. 14 марта 1883 года он умер.

Доработка и подготовка к печати второго и третьего томов была осуществлена Ф. Энгельсом. Четвертый том вышел в свет после смерти Ф. Энгельса в 1905 году.

Основные идеи 1-го тома «Капитала»

Первый том «Капитала» состоит из семи отделов и двадцати пяти глав. Предмет исследования первого тома - процесс накопления капитала. Первый отдел посвящен анализу товара и его свойств. Во втором отделе дан анализ условиям превращения денег в капитал. В нем К. Маркс вводит понятие такого товара, как рабочая сила. Далее автор подводит читателя к понятию прибавочной стоимости, доказывая, что обмен рабочей силы на капитал происходит путем обмена эквивалентов. Рабочий создает стоимость большую, чем стоимость рабочей силы. Отделы с третьего по пятый посвящены теории прибавочной стоимости. Здесь автор вскрывает причины столкновения интересов буржуазии и пролетариата. Нужно отметить, что в этих отделах К. Маркс дает свое определение капитала как классовой теории. В шестом отделе отражены взгляды автора на заработную плату как на превращенную форму стоимости и целы рабочей силы. Седьмой отдел посвящен раскрытию процесса накопления капитала. Кульминацией этого отдела является формирование автором всеобщего закона капиталистического накопления: накопление капитала - результат увеличения размеров предприятий в ходе конкурентной борьбы и роста абсолютной величины безработицы. В итоге К. Маркс подводит к идее о естественной гибели капитализма и победе рабочего класса.

Основные идеи 2-го тома «Капитала»

Второй том состоит из трех отделов. В первом отделе второго тома «Капитала» автор дает описание понятия капитала. Здесь К. Маркс, в отличие от А. Смита и Д. Рикардо (которые видели в капитале вещественную форму), определяет его как форму выражения классовых производственных отношений. Второй отдел затрагивает вопросы скорости оборота капитала. Основой деления капитала на основной и оборотный, по Марксу, служит двойственный характер труда. Составные элементы капитала переносят свою стоимость на товар конкретным трудом, но при этом одни из них переносят свою стоимость полностью в течение цикла - это оборотный капитал, а другие постепенно, участвуя в нескольких производственных циклах, - это основной капитал. Третий отдел посвящен процессу воспроизводства. При простом процессе воспроизводства (в стоимостном выражении) количество произведенных средств производства в одном подразделении должно совпадать с объемом потребления в другом подразделении. При расширенном воспроизводстве (в стоимостном выражении) объем производства первого подразделения больше объема потребления второго подразделения.

Основные идеи 3-го тома «Капитала»

Третий том посвящен процессу капиталистического производства. Объяснена тенденция нормы прибыли к понижению. Рост капитала ведет к снижению доли переменного капитала, создающего прибавочную стоимость. Снижение нормы прибавочной стоимости сокращает норму прибыли. Прибавочная стоимость может выступать в таких формах: предпринимательский доход, торговая прибыль, процент и рента.

Основные идеи 4-го тома «Капитала»

В четвертом томе изучается история развития экономической теории. Дается критика взглядов физиократов, А. Смита, Д. Рикардо и других экономистов.

Экономическое учение К. Маркса

Методология учения К. Маркса

B первое половине XIX века среди представителей складывавшегося в то время рабочего класса широкое распространение получили идеи утопического социализма. Утопический социализм - теории о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества, которые исходили не из познания законов общественного развития и его движущих сил, a представляли собой чисто логические, умозрительные модели некоего общества будущего. Сам термин "утопия" в переводе c древнегреческого языка означает "место, которого нет".

Идеи западноевропейского утопического социализма своими корнями уходили в эпоху позднего средневековья, в недрах которого зарождался капитализм . Их теоретическими предшественниками были выдающиеся мыслители, жившие в XVI-XVII вв. - английский просветитель T. Mop (I438-1542), автор знаменитой книги "Утопия", итальянский монах Т. Кампанелла , (1568-1639), изложивший свое учение в книге "Город Солнца” и английский революционер Дж. Уинстенли (1609-1653), автор памфлета “Закон свободы”.

Возникновение западноевропейского утопического социализма было обусловлено неразвитостью капиталистических отношений в начале XIX в. Развитие капитализма в тот период вызвало к жизни явления, свидетельствовавшие о несовершенстве нового экономического строя. Последствия господства капитализма в различных сферах общественной жизни подвергали острой критике представители различных классов общества.

Незрелому капиталистическому производству соответствовали и незрелые теории. Теоретическая незрелость утопических учений проявилась, в частности, в том, что их создатели проявляли стремление решить проблему построения нового, справедливого общества немедленно, опираясь на такие институты как государство, наука, мораль, без учета существовавшего на тот период уровня развития экономической базы общества. Они верили, что человеческое общество можно усовершенствовать, воздействуя на сознание его членов.

Вместе с тем следует признать, что огромной заслугой утопического социализма является фундаментальная критика капиталистического строя. Социалисты-утописты впервые указали, что капиталистические отношения не вечны, не естественны. Рассматривая развитие человеческого общества как исторический процесс, где одна стадия сменяется другой, более высокой, они внесли ценный вклад в экономическую науку. По существу они поставили вопрос о преходящем характере капиталистического способа производства. Этим они отличались от представителей классической школы.

Общий вывод социалистов-утопистов из критики капитализма заключался в том, что этот строй не может обеспечить счастья для большинства людей, и что на смену капитализму должен прийти новый общественный порядок.


Несмотря на присущие утопическому социализму существенные недостатки, он сыграл прогрессивную роль. Утопический социализм был единственной формой, в которой в то время выражались мечты людей труда о переустройстве общества. Однако следует признать, что по мере развития капитализма он становился тормозом развития классового самосознания.

Утопический социализм возник почти одновременно в трех формах: во Франции его разновидностями были сенсимонизм и фурьеризм, в Англии - оуэнизм.

Одним из самых выдающихся представителей утопического социализма во Франции был Клод Анри де Рувруа ен-Симон (1760-1825). Он был автором работ "О промышленной системе", "Катехизис промышленников" и "Новое христианство". Хотя его привлекали главным образом социологические проблемы, тем не менее, он внес свой вклад и в политическую экономию. Значительный интерес представляет его историческая концепция. Он рассматривал историю общества как процесс, в котором происходит смена одного периода другим, более высокого уровня. Идее естественного порядка классической школы он противопоставил идею развития.

Он выделял следующие формы общества:

а) дикость;

б) античность;

в) феодализм;

г) капитализм;

д) индустриализм.

Основу всех этих видов общества, утверждал он, составляют отношения собственности, а решающим фактором общественного развития он объявлял разум.

Сен-Симон был убежденным противником капитализма , который он рассматривал как промежуточную стадию между феодализмом и индустриализмом. Основным его пороком он считал анархию производства и конкуренцию.

Классовую структуру капитализма Сен-Симон трактовал своеобразно: здесь общество, по его мнению, делится на два класса - земельных собственников и промышленников. К последним он относил и предпринимателей, и трудящихся, и интеллигентов, называя их производительным классом.

Сен-Симон был убежденным сторонником перехода от капитализма к, новому общественному строю, который он называл индустриализмом . Этот переход, по его мнению, диктуется требованиями прогресса, является исторической необходимостью. В новом обществе не будет места землевладельцам и ростовщикам, однако капиталисты-промышленники в нем сохранятся. Они будут управлять капиталом, являющимся собственностью ассоциации.

Государства в этом обществе не будет. Его место займет некая администрация, в функцию которой будет входить организация производства. Это приведет к ликвидации анархии производства. Распределение в новом обществе будет осуществляться по труду, однако капиталисты, наряду с вознаграждением за труд по управлению производством, будут получать прибыль на свой капитал. Центральное место в системе Сен-Симона отводилось принципу обязательности труда.

Главная заслуга Сен-Симона состояла в понимании того, что капитализм должен уступить место более прогрессивному общественному строю. Тем не менее сконструированная им социалистическая система носила утопический характер. Переход к ней, по его мнению, должны осуществить промышленники, с помощью государства. В этой системе, по его мысли, должны сохраниться частная собственность и капиталисты, а следовательно, не будет социального равенства и сохранится анархия производства.

Другим великим французским социалистом-утопистом был Франсуа-Мари-Шарль Фурье (1772-1837). Его основные работы: "Теория четырех движений и всеобщих судеб", "Новый промышленный и общественный мир” и "Теория всемирного единства".

Исходным пунктом учения Фурье является его теория страстей . Все человеческие страсти он разделил на три группы:

а) материальные страсти;

б) влечения души;

в) верховные страсти.

Он утверждал, что человек создан богом как гармоничное существо, поэтому у него нет дурных страстей. Однако его положительные склонности, под влиянием исторических условий, превращаются в отрицательные. Задача состоит, продолжал он, в том, чтобы изменить условия и сделать возможным гармоническое развитие всех способностей человека.

Серьезной научной заслугой Фурье является его трактовка истории человечества . Он полагал, что для достижения гармонии человеческих страстей необходим известный уровень развития производства. Всю предшествующую историю человечества он делил на четыре ступени: дикость, патриархат, варварство и цивилизация, а каждый из этих периодов подразделял на четыре стадии: детство, рост, упадок и дряхлость.

К периоду цивилизации Фурье относил современное ему общество, где уже происходил процесс становления капитализма. В этом обществе, по его мнению, создаются условия для достижения гармонии человеческих страстей. Эта задача будет решена на следующем этапе развития общества, который он называл периодом гармонии или ассоциации. Переход к этому высшему общественному строю является исторической необходимостью и будет происходить не революционным, а эволюционным путем, включающим агитацию, пример и осуществление реформ.

Основу будущего строя по утверждению Фурье будет составлять земледелие, а промышленности он отводил подчиненное место. Общество будущего, по замыслу Фурье, должно состоять из отдельных общин (фаланг) численностью до 2000 человек. Каждая община будет работать на своем участке земли, определять что и как производить, распределять созданную продукцию. В фаланге сохранятся капитал и частная собственность на средства производства. Продукт, созданный в фаланге, будет распределяться по следующей схеме: 5/12 - по труду, 4/12 - по капиталу, 3/12 - по таланту. Строй ассоциации, утверждал Фурье, создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленностью. Такая организация общества приведет к ликвидации различий между городом и деревней.

Особое внимание Фурье уделял организации труда . Он, в частности, указывал, что в будущем обществе исчезнет уродующее человека разделение труда и люди смогут сочетать занятия умственным и физическим трудом. Он был убежден в преимуществах свободного труда. Он доказывал, что производительность такого труда будет чрезвычайно высокой, что позволит полностью уничтожить бедность и обеспечить общественное равенство всех людей.

Историческая заслуга Фурье состоит в острой критике капитализма и противопоставлении ему справедливого общественного строя, в котором человек труда займет достойное место.

Почти одновременно с Францией утопический социализм возник в Англии. Но ввиду того, что в этой стране капитализм был более развит, чем во Франции, английский утопический социализм имел некоторые особенности по сравнению с французским. Его представители считали, что новый общественный строй, который придет на смену капитализму, не будет знать ни капиталистов, ни частной собственности. Теоретической основой для такого вывода для них служили выводы классической школы политической экономии, прежде всего трудовой теории стоимости Д. Рикардо .

Наиболее видным представителем английского утопического социализма является
Роберт Оуэн (1771-1858). Экономические вопросы рассматривались им в работах "Доклад графству Ленарк" и "Книга о новом нравственном мире". В этих работах он выступал как критик капитализма, но в отличие от Сен-Симона и Фурье опирался при этом на классическую политическую экономию.

Но соглашаясь с Д. Рикардо в том, что единственным источником стоимости является труд, он в отличие от него считал, что при капитализме закон стоимости не действует, поскольку здесь продукт труда не полностью принадлежит рабочему, а распределяется между рабочими, капиталистами и землевладельцами. Такое распределение продукта труда Р. Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы рабочему получение полного продукта его труда. Следовательно, из теории трудовой стоимости Д. Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался доказать, опираясь на эту теорию, необходимость радикальных перемен в обществе.

Но теорию трудовой стоимости Р. Оуэн до конца не понял. Он утверждал, что стоимость товара при капитализме измеряется не трудом, а деньгами. Деньги же искажают истинную величину стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров. Естественным же мерилом является труд. Он выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы сколько часов труда затрачено на производство определенного товара.

Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда. Подобную операцию можно будет осуществить на созданном для этих целей базаре справедливого обмена. Этот проект свидетельствует о непонимании Р. Оуэном природы стоимости, величина которой определяется не индивидуальными общественно необходимыми затратами труда.

Р. Оуэн предлагал реорганизовать не только обмен, но и производство, создав для этого "Союз производства"; использовать профессиональные союзы, которые должны были выкупить у хозяев предприятий средства производства и организовать свои собственные кооперативные предприятия.

Свою критику капитализма Р. Оуэн доводил до признания необходимости создания нового общественного строя, в котором не будет нищеты и безработицы. Этот строй он называл социалистическим, а его ячейкой считал кооперативную общину, в которой люди будут заниматься как сельскохозяйственным, так и промышленным трудом. Немалую роль в процессе организации общин Р. Оуэн отводил государству, которое должно предоставить им в кредит необходимые ресурсы. Он не понимал, что в условиях капитализма кооперация неизбежно приобретет буржуазный характер.

В целом, даже с учетом ошибочности многих выводов и теоретических положений, содержащихся в трудах великих социалистов-утопистов, они сыграли выдающуюся роль в развитии общественной мысли.

учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «Утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

от греч. U не, нет и topos - место, букв. место, которого нет) - представления об обществе, основанном на социальном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возможность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключается в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действительность.

Утопический социализм можно интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, на которые ориентированы ее носители, и технологии, к воплощению которых стремятся политики - носители данных ценностей. К ценностям утопического социализма относятся идеалы равенства, преодоления социального и политического отчуждения членов общества, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание возможности для всестороннего развития, гармоничной социализации независимо от пола и семейного положения, национальной и этнической принадлежности и т. п. Данные идеалы носят общечеловеческий характер, к подобным отношениям, как надеются люди, движется общественное развитие, поэтому эти идеалы привлекательны для всех нормальных людей и есть большая доля вероятности, что рано или поздно они превратятся в формы реальной жизни. В такой идеологии социализма особого утопизма нет. В то же время подобные идеалы высказывались не только в социалистической идеологии, но и, например, в христианской евангелистике, и во многих других идеологиях.

Наряду с ценностями, утопические теории содержат более или менее разработанную технологию создания и поддержания этих отношений равенства. Поскольку теории социализма вырастают на почве критики и отрицания существующих социально-политических отношений, в них по-разному решается вопрос о формах нового общества. В христианском социализме основой считается духовное совершенство человека. Развитие души верующих способствует созданию обстановки любви к Богу и всем людям. Вера, Надежда и Любовь в соединении со стремлением к совершенству в жизни для завоевания права на возвышенное существование в вечной жизни после смерти - основа для религиозного социализма. Люди, согласно этому учению, не будут так привязаны к материальным благам и плотским желаниям, они станут добровольно трудиться на благо всех. Подобные отношения в ограниченных пределах существовали в раннехристианских общинах, где верующие добровольно отказывались от частной собственности. Позднее отношения с элементами социального равенства наблюдались в отдельных христианских коллективах - среди последователей святых и подвижников церкви, в монастырях, сектах и т. д. Развитие промышленных отношений уменьшили хозяйственную роль религии, ее функции сконцентрировались в духовной сфере. Поэтому реализация социализма на религиозной основе в настоящее время вряд ли возможна.

Зачатки наемного труда в эпоху нового времени привели к попытке преодоления сословных отношений в форме социализма. Родоначальником утопического социализма можно считать англичанина Томаса Мора. В его труде "Утопия" (1516) были изложены взгляды на общество "золотого века". К его последователям относят Т. Кампанеллу, Дж. Уинстенли, Г. Бабефа, К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и многих других. В трудах социалистов-утопистов содержится блестящая критика недостатков феодального и капиталистического общества в Европе и России. В них формулируется множество идеалов. Кроме того, они высказывают ряд соображений по поводу устройства социалистического общества, которые заслуженно считаются вполне реальными предвосхищениями в области социально-политической структуры.

Один из ярких идеологов социализма Т. Кампанелла писал о том, что основной задачей социалистического государства будет функция организации производства и распределения, а также воспитания граждан. Он предлагал привлекать к политическому управлению науку и ученых, опираясь при этом на политическую деятельность народа. Социалисты настаивали на централизованной системе планового хозяйства, переносе центра политики с управления людьми на управление производством, вещами. Они считали, что политика и государство в этом случае начнут отмирать, а социализм разбудит энтузиазм людей: они станут опираться на разум, а не на низменные страсти.

Идеологи общества равноправия надеялись, что общество станет коллективистским, частной собственности не будет, все будут трудиться и реально обладать равенством в правах и обязанностях, воспитание будет гармоничным, политехническим, высоконравственным и т. д. Как видим, представители утопического социализма высказывали ряд высоких идей, верили в воплощение многих идеалов человечества, которое стремится к гармоничной жизни на земле, а не в потустороннем мире.

В то же время идеи утопического социализма противоречивы. Они и не могли быть другими, поскольку в содержании социализма идеологи пытались совместить несовместимые социальные и политические моменты. Утопический социализм подвергали критике как представители буржуазной идеологии, так и марксисты, которые претендовали на роль теоретических социалистов. Маркс пришел к выводу, что все идеологи до него пытались опираться на идеологию, а не на реальные общественные отношения при конструировании идеального общества. Он попытался теоретически, в научной форме, доказать, что единственным политическим актуальным классом, который несет в себе содержание будущих отношений, является пролетариат. Поэтому пролетарии всех стран объединятся, добьются преодоления частной собственности на средства производства, возьмут власть в свои руки, установят диктатуру пролетариата.

Пролетарское государство, по мнению Маркса, возьмет на себя роль организатора ликвидации буржуазных отношений, будет всячески способствовать всестороннему развитию членов общества. В этом обществе все население, которое может трудиться будет и создавать материальные блага и выполнять все остальные управленческие и культурные функции. Все люди в этом обществе будут производить предметы потребления, а также участвовать в их распределении.

Попытка воплощения идей Маркса в реальность была осуществлена в России под руководством Ленина. Коммунистическая партия, которая была основным субъектом управления советским обществом, в 1936 г. заявила, что социализм в СССР построен. После окончания второй мировой войны еще ряд стран признал себя официально социалистическими. С 1985 г. по мере развертывания постсоциалистических реформ в странах уже бывшего социализма, началась реставрация тех отношений, которые в марксизме-ленинизме считаются капиталистическими. В то же время в развитых странах Запада развертывание научно-технического прогресса к концу XX в. привело к резкому сокращению класса пролетариата. Повышение производительности труда позволило обществу сократить число людей, занятых в промышленности, примерно до 15%. Следовательно, можно заключить, что в настоящее время пролетариат уже не является содержательно ведущим классом общества, как это было в XIX в. А это обстоятельство означает, что идеалы социализма могут быть реализованы другими социальными силами. Значит, марксизм-ленинизм в значительной степени можно также считать утопией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

I. Возникновение утопического социализма 2

II. Продолжатели утопического социализма 3

2.1. Сен-Симон 4

2.2. Шарль Фурье 6

2.3. Роберт Оуен 7

Список литературы 9

I. Возникновение утопического социализма

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Западной

Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом

развития мануфактурного производства. Великие географические открытия,

ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.

В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников

утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-

гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казнённый за оппозицию

абсолютизму (отказался принести присягу королю как главе церкви). Сын

богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие

государственные должности. Но несмотря на это, он сочувствовал бедствиям

положившее начало утопическому социализму и давшее ему название.

Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные

порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину

возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал её

противником.

Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не представляли

особой научной теории. Это были лишь мечты.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит

итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды

бедного крестьянства. Он известен как активный участник борьбы за

освобождение Южной Италии от гнёта испанской монархии. Оказавшись в руках

врагов, Кампанелла 27 лет провёл в казематах. Там он написал своё

знаменитое сочинение "Город Солнца" (1623), в котором подверг резкой

критике социальный строй Италии того времени.

В нём Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства -

город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая

традиции экономической мысли средневековья, он ориентировался на хозяйство

натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность

сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане.

Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда,

отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет

работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при

изобилии материальных благ, исчезнет нищета. Отношения между людьми должны

основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и

взаимопонимания.

Однако ни утопического государства с необычными порядками, в чём

проявилась историческая ограниченность их экономических проектов Т. Мор, ни

Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились

описанием.

II. Продолжатели утопического социализма

Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, великие

социалисты-утописты Анри Клод, Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуен

выступали с разоблачительной критикой капитализма. Великие утописты внесли

ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически

переходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения

не являются вечными и естественными. Развитие человеческого общества они

рассматривали как исторический процесс, в котором происходит смена

предшествующей стадии другой, более высоко развитой. Представители

утопического социализма, писал В.И.Ленин, «смотрели в ту же сторону куда

шло и действительное развитие; они опережали это развитие».

Классики буржуазной политической экономики считали капитализм вечным

и естественным строем. В противоположность им социалисты-утописты вскрывали

пороки и язвы капитализма, его противоречия, указывая на бедность и нищету

трудящихся масс. Критикуя капиталистический способ производства, великие

социалисты-утописты заявляли, что на смену ему должен прийти такой

общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества. Их

критика капитализма была острой и гневной, способствовала просвещению

рабочих и подготовке условий для восприятия идей научного социализма.

В своих проектах будущей справедливости социальной системы социалисты-

утописты предвидели многие черты социалистического общества, не

ограничивались требованием реорганизации потребления и распределения, а

выступали с идеей преобразования самого производства. Идеальный

общественный строй они именовали по-разному.

2.1. Сен-Симон

Так Сен-Симон называл его индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн –

коммунизмом. Но все они исходили из отсутствия эксплуатации, ликвидации

противоположности между умственным и физическим трудом, из того, что

частная собственность исчезнет или не будет играть особой роли в будущем

обществе.

В Западной Европе в конце XVII – начале XIX века господствовала

мануфактура, а фабричное производство только зарождалось. Материальные

условия капитализма и формирование пролетариата как особого рабочего класса

находились на раннем этапе. Пролетариат представлял собой еще раздробленную

массу и не был готов к самостоятельным действиям, выступал союзником

буржуазии в борьбе с остатками абсолютной монархии и феодальной

эксплуатации. В этих условиях социализм и рабочее движение развивались

самостоятельно в отрыве друг от друга.

Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу

социально справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата,

хотя и отмечали противоположность классовых интересов. На пролетариат они

смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали

развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем

создания коммуны, «фаланстера» или «базаров справедливого обмена».

Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов

соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым

классовым отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения

трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма

выдвигали фантастические проекты будущего общества. Себя они ставили над

классами, заявляя, что отражают интересы всех членов общества, но

апеллировали в пропаганде своих проектов к господствующим классам. Они

отвергали политическую борьбу и революцию, уповая на преобразования

общества путем пропаганды и агитации идей социальной справедливости. В этом

и заключался утопизм из идей. Однако, несмотря на ограниченность

утопического социализма, в период становления капитализма он был

прогрессивным учением, отражающим стремление зарождающегося пролетариата, и

явился одним из источников марксизма.

Будущее справедливое общество Сен-Симон именовал индустриальной

системой. Он считал, что индустриальное общество будет развиваться на базе

крупного промышленного производства, промышленность – по определенному

плану, а управление – осуществляться из единого центра индустриалами. Планы

развития промышленного производства и распределение продукции будут

составляться учеными; промышленные капиталисты, имея богатый опыт, будут

руководить организацией управления, а рабочие – непосредственно трудиться

над выполнением разработанных планов. Путем создания новой общественной

организации Сен-Симон предполагал добиться устранения анархии производства

и становление плановости и централизма в управлении экономикой.

В своей индустриальной системе Сен-Симон сохранял капиталистическую

собственность, выступая против землевладельцев и ростовщиков. Но и

капиталисты, по его мнению, будут трудиться в «золотом веке», организовывая

труд. Он считал, что они не будут иметь никакой власти, и наивно

предполагал добровольное превращение капиталиста-собственника в капиталиста-

труженика. За капиталистом Сен-Симон сохранял и право получать нетрудовой

доход как вознаграждение за капитал, но в целом его социальная утопия была

направлена против господства буржуазии, а не на защиту капиталистических

интересов и власти технократии, как это пытаются представить сторонники

современной буржуазной теории «индустриального общества». Сен-Симон

выступал не за «организованный капитализм», а за организованный труд и не

замечал, что капиталисты могут организовать труд только по-

капиталистически.

2.2. Шарль Фурье

Описывая экономические процессы, которые он наблюдал при анализе

цивилизации, Фурье предсказывал замену свободной конкуренции монополиями.

Он даже дал свою классификацию монополий, выделив такие виды, как

колониальная монополия, простая морская монополия, кооперативная, или

монополия замкнутых объединений, казенная монополия, или государственное

управление.

Фурье, разоблачая цивилизацию, показал обреченность

капиталистического строя, но, как и другие социалисты-утописты, не видел

реальных путей к «гармоническому обществу». Он был противником революции,

сторонником реформ, перехода к справедливости и уничтожению эксплуатации

путем агитации и примера. Перейти к новому общественному строю, считал

Фурье, можно путем открытия закона, на основе которого общество должно жить

и развиваться. Он заявлял, что этот закон открыл именно он и что его

«теория судеб выполнит требование наций, обеспечивая каждому изобилие».

Справедливое общество, мечтал Фурье, будет состоять из ассоциаций

производителей (фаланг), созданных без принуждения, исходя из принципа

удовлетворения потребностей всех людей. Это общество, по его мнению, должно

быть бесклассовым, гармоничным. С установлением «всеобщего единства», писал

он, исчезнут нищета, несправедливость и войны. Каждая фаланга будет

занимать определенный земельный участок, на котором члены ее будет

производить продукцию, а потом сами ее распределять. Земледелие по плану

Фурье должно стать основой будущего строя, а промышленность должна играть

подчиненную роль. В этом проявились мелкобуржуазные иллюзии Фурье. В

фаланге он сохранял частную собственность и капитал, а распределение

частично должно было осуществляться и по капиталу. Но Фурье считал, что это

не принесет ни какого вреда, потому что все рабочие станут капиталистами, а

капиталисты – рабочими. Так путем реформ Фурье ошибочно предполагал

установить бесклассовое общество.

2.3. Роберт Оуен

Характерной особенностью экономических взглядов Оуэна является то,

что он в отличие от французских социалистов-утопистов, отвергавших

буржуазную политическую экономию, опирался в своих теоретических

построениях на трудовую теорию стоимости Рикардо. Он вслед за Рикардо

источником стоимости провозглашал труд. Оуэн из теории рудовой стоимости

сделал социалистический вывод, заявляя, что продукт труда должен

принадлежать тем, кто его производит.

Критикуя капитализм, он отмечал противоречие между ростом

производства и сужающимся потреблением, которое, по его мнению, является

причиной экономических кризисов. Но в противоположность Сисмонди, который

пытался повернуть историю вспять, к мелкотоварному производству, Оуэн

говорил, что нищета и кризисы будут уничтожены при социалистической

организации труда.

Наряду с частной собственностью причиной противоречия между трудом и

капиталом Оуэн объявлял существование денег как искусственного мерила

стоимости. Он предлагая уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых

затрат – «рабочие деньги». Проект «рабочих денег» показал, что Оуэн не

товаропроизводителей. Поскольку стоимость является общественной категорией,

ее нельзя измерить непосредственно рабочим временем, она может выражаться

только в отношении товаров друг к другу. Оуэн пытался реализовать проект

«рабочих денег», организовав «Базар справедливого обмена», который быстро

затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары,

которые можно было выгодно потому продать на рынке. «Базар справедливого

обмена» быстро распался, не выдержав натиска капиталистической стихии.

В отличие от мелкобуржуазных капиталистов экономистов и других

социалистов-утопистов Оуэн наряду с проектом «рабочих денег» предлагал

проводить реорганизацию производства и даже пытался создать «Союз

производства». Для организации такого союза капиталисты должны были продать

средства производства профсоюзам. Но из этого намерения ничего не вышло,

так как капиталисты и не подумали продавать свои предприятия, а у

профсоюзов не было для этого средств.

Список литературы

1. История экономических учений современный этап. Учебник/ Под ред. А Г

Худокормрва, М.: ИНФРА М 1998

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е

издание - М.: Инфра-М, 1997

профессоров. - М.: Дело, Вита - пресс, 1996

4. Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций - М: Гуманит.

Издат. центр ВЛАДОС, 1997

5. Агапова И.И. История экономических учений - М.: ВиМ, 1997.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения