Какие проблемы поднимает достоевский в белые ночи. Достоевский «Белые ночи» – анализ

«Белые ночи»: краткое содержание повести Достоевского

Герой «Белых ночей», от имени которого ведется повествование, — это молодой человек, мелкий чиновник, годового жалованья которого размером всего в тысячу двести рублей недостаточно для того, чтобы позволить себе жениться. Вот такой бедный служивый человек, у которого нет в Петербурге ни собственности, ни связей, является типичным для Достоевского интеллигентом. Достоевский и сам какое-то время вел жизнь мелкого служащего — когда работал чертежником в Санкт-Петербургской инженерной команде. За свою жизнь Федор Михайлович написал около тридцати художественных произведений, в трети из них главным героем выведен чиновник — наверное, оттого, что это был типаж, наиболее известный писателю.

«Бедные чиновники» Достоевского — это люди низкого статуса, их работа неинтересна и скучна. Никто из них не любит ее, они ждут окончания рабочего дня, словно школьники. Вместе с тем эти бедные чиновники — подобно самому Достоевскому и его друзьям — не лишены в душе поэтического чувства, они находятся во власти прекрасных и несбыточных снов, и им нужны понимающие друзья, которым они могли бы излить душу. Начиная с мелкого чиновника Макара Девушкина, героя первого произведения Достоевского «Бедные люди», который мечтает стать поэтом, эта парадигма не меняется. Герой «Белых ночей» тоже «мечтатель», он ненавидит службу — спит и видит, как бы сбежать с нее. После службы он бродит допоздна в полном одиночестве и без всякой видимой цели по летнему Петербургу, над которым стоят белые ночи, — он мечтает обрести друга, который бы выслушал его заветные мысли. Дома при этом оживают, от тех, с кем он в приятельских отношениях, герой слышит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят второй этаж»; «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку» и т. д. Вот такие «разговоры» ведет молодой человек в глубине своей души.

В этом типаже одинокого мечтателя, слоняющегося по городу, тогдашние читатели — молодые российские интеллигенты — узнавали самих себя, и он возбуждал их сочувствие.

И вот однажды вечером этот молодой человек, изголодавшийся по разговору с «другом», вдруг случайно знакомится на берегу канала с Настенькой — семнадцатилетней девушкой, чистой и прекрасной, которой тоже требуется «друг».

В том же месте и в тот же вечерний час они встречаются и на другой день, и на следующий. Молодой мечтатель, которому прежде не доводилось встретить человека, который бы выслушал его, с воодушевлением и без устали повествует о своих мечтах, мыслях и чувствах. Настенька же, будто бы растворяясь в этом монологе, позабыв обо всем на свете, сочувственно выслушивает его признания.

В конце концов и она сама начинает рассказывать о себе. Она живет вместе со своей слепой бабушкой. Какое-то время назад в их доме снимал комнату молодой жилец, который пообещал жениться на ней. Однако по каким-то делам ему пришлось уехать в Москву на год. Он пообещал сразу по возвращении связаться с ней. И вот год прошел, ей точно известно, что он в Петербурге, но он не появляется у нее в доме и даже не дает знать о себе.

Мечтатель, хоть он и страстно влюблен в Настеньку, словно старший брат своей младшей сестры, соглашается доставить письмо Настеньки ее возлюбленному. Однако ответа от него все равно нет. И тогда на четвертый вечер Настенька, вроде бы порывая с ним, предлагает Мечтателю поселиться в их доме в качестве нового жильца. Счастью Мечтателя нет границ. Но в эту самую минуту рядом с ними проходит, словно черная тень, этот самый молодой человек. И тогда Настенька немедленно бросается ему в объятья.
В самом конце повествования Мечтатель, находясь в своей комнате и пребывая в самом мрачном расположении духа, получает послание от Настеньки, в котором она называет Мечтателя своим другом и братом. Мечтатель же обещает молиться за ее счастье и вспоминает счастливые минуты, проведенные подле нее. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — восклицает он.

«Белые ночи»: анализ повести Достоевского

«Белые ночи» — это полное высокой лирики повествование, которое хочется назвать городским вариантом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это еще и прогулка по Петербургу, это еще и «признание в любви», свойственное молодому Достоевскому.

В «Белых ночах» нет привкуса быта; хоть это и любовная история, здесь отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба. Если посмотреть на грязные любовные эмоции, описанные в «Братьях Карамазовых», то задашься вопросом: а одному ли человеку принадлежит авторство этих двух произведений?

Любовь, представленная в «Белых ночах», — это та самая идеальная любовь, о которой мечтали молодой Достоевский и его современники — бедные образованные юноши. Ради любимой женщины ты готов быть мальчиком на побегушках, ты готов принести себя в жертву и издалека молиться о ее счастье — вот такая любовь, как будто списанная с романов для девушек, и представала в качестве идеала любви. Советский литературовед Комарович, отвечая на вопрос, почему Достоевский преклонялся перед таким слащавым идеалом, анализирует идейный фон того времени.

В 40-х годах XIX в. российская интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он оставался верен начиная с молодости и до конца жизни (см.: В. Л. Комарович. «Юность Достоевского»).

После сибирской ссылки Федор Михайлович написал «Униженных и оскорбленных». В этом произведении он вывел писателя, который, несомненно, является его автопортретом. И здесь тоже Достоевский предоставил писателю роль жертвователя, который прилагает все силы для того, чтобы сложились отношения между женщиной, которую он сам любит, и другим мужчиной, т.е. своим соперником. Оттого, что он приносит себя в жертву, писатель испытывает особую тайную сладость. Получается, что принесение себя в жертву является доказательством чистоты любовного чувства.

В Сибири Достоевский влюбился в Марию Исаеву, которая была замужем. Впоследствии они сочетались браком, но в течение какого-то времени их отношения развивались в рамках указанной любовной парадигмы. Федор Михайлович совершенно серьезно отказывался от нее в пользу молодого учителя Николая Вергунова, который ухаживал за ней.

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский несколько занудно пишет о психологических аспектах любви и подчеркивает, что никем не понуждаемая жертвенность есть высшее проявление любви, что нельзя допускать ни малейшего проявления эгоизма.

Поразительно, что, несмотря на ужасную десятилетнюю ссылку и два брака, Федор Михайлович все равно остался верен своему юношескому идеалу жертвенной любви. Причиной такого постоянства является, по всей вероятности, то, что душа Достоевского любила страдание, что и предполагает преклонение перед жертвенной любовью. Как явствует из «Слабого сердца», он преклонялся перед идеалом прекрасной любви-дружбы, но боялся ее осуществления, он страдал некоей «фобией» по отношению к реализации мечты. Когда Мечтатель стоит на пороге своего счастья, является черная тень, и Настенька покидает его. Что это, как не боязнь реализации? Достоевский хотел счастья, но он не хотел, чтобы оно сбылось.

Достоевский не был практическим человеком, который имеет определенную цель, и под влиянием опыта и обстоятельств переделывает себя наново. Нет, у него с самого начала есть некая мечта или идея, он видит мир только через призму своей мечты, и эта навязчивая идея влечет его.

Мечтатель из «Белых ночей» преклоняется перед прекрасной дружбой-любовью, и он обретает друга в лице Настеньки. Но это же самое преклонение заставляет его принести себя в жертву, и он остается один. Он — пленник своих представлений о дружбе и любви, и из этой западни он выбраться не может.

Как ни печальна судьба мечтателя, сам факт его появления в социально несправедливом обществе — залог преобразования этого общества.

Мечтатель — новый человек в понимании Достоевского в 1840-е гг. — это своеобразный протест против действительности. «Есть, Настенька, если вы того не знаете, есть в Петербурге довольно странные уголки, — говорит герой «Белых ночей». — В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на все иным, особенным светом... В этих углах проживают странные люди — мечтатели».

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. И позднее, в 1870-е гг., Достоевский собирался писать большой роман под названием «Мечтатель». Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. В молодости писатель и сам увлекался романтической литературой, дружил с поэтом-мечтателем . Вспоминая об этом, Достоевский писал в 1861 г.: «...Бегу к себе на чердак, надеваю свой дырявый халат, развертываю Шиллера и мечтаю, и упиваюсь, и страдаю <...> и люблю <...> А настоящую Амалию я <...> проглядел: она жила со мной под боком, тут же за ширмами».

Неудовлетворенность действительностью сближает молодого Достоевского и его героя — Мечтателя. И если, с одной стороны, Достоевский утверждает, что такая призрачная жизнь Мечтателя есть грех, так как она уводит от настоящей действительности, то с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни, ее влияние на вдохновение художника: «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу».

В рассказе Мечтателя о ночных грезах слышится голос самого писателя. Вот почему «Белые ночи» написаны от первого лица, в форме исповеди, и тема мечтательства представлена в этой повести в таком волшебном блеске, в таком очаровании молодости.

Это вдохновение художника покупается дорогой ценой, отрывом от действительности, духовным одиночеством. Мечтатель свободно парит в мире своей фантазии и не умеет ступать по земле. В Достоевский точно формулирует «идею» мечтателя: «Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх. Нервы и фантазия займут очень много места в существе. Всякое внешнее явление с непривычки кажется колоссальным и пугает как-то. Начинаешь бояться жизни...».

Достоевский рассматривает Мечтателя как разновидность типа «лишнего человека», а его трагедию — как трагедию вынужденного бездействия. «Многие ли, наконец, нашли свою деятельность? — пишет Достоевский в очерках «Петербургской летописи» в 1847 г. — <...> В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем ...».

Мечтательство — болезнь николаевской эпохи, подавлявшей в людях лучшие стремления, не дававшей им претвориться в жизнь, гасившей благородные порывы души. Отчаяние, разочарование, оцепенение, вызванное поражением декабристов, еще не прошли полностью, а силы, определившие подъем освободительного движения в шестидесятых годах, еще не созрели. Склонность к мечтам о высоком, ярком, необычном была присуща в молодости многим современникам Достоевского, впоследствии ставшим петрашевцами. В царство волшебных снов их привлекало героическое, великое, то, чего не было в тусклой и прозаической действительности. Но Достоевский и петрашевцы сумели отказаться от неясных и расплывчатых мечтаний в пользу демократических идеалов. Герой же «Белых ночей» не порвал с туманными грезами, хотя и осознал пагубность увлечения ими.

«Белые ночи» — повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, повесть о несостоявшемся счастье. В «Белых ночах» есть тема отнятой любви и бесплодной мечты, но это не главное. Для Достоевского важен характер мечты, оказывающий влияние на человеческую душу. Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки — единственное, что он может получить от жизни. Любовь Мечтателя к Настеньке озарена нежным светом петербургских белых ночей. Эта любовь бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Мечтатель благоговеет перед святыней любви, душа его переполнена ею. Любовь к Настеньке спасает его от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни.

Но участь Мечтателя печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма здесь нет.

Мечтатель благословляет своего доброго гения: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которые ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

«Белые ночи» — своеобразная идиллия. Все, казалось бы, неразрешимые вопросы разрешаются легко, по договору. Это утопия о людях, о том, какими они могли бы быть, если бы обнажили все свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.

Достоевский изъял героев из повседневности и поместил в утопическую среду прозрачных и призрачных белых ночей, где есть свои горести и несчастия, но где все чисто и благородно, где нет и тени зла. «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом! — пишет Настенька в прощальном письме. — О, если б вы были он!.. Вы будете вечно другом, братом моим».

Счастье — это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое, — вот мысль Достоевского. Но писатель, увлекавшийся утопическим социализмом в период создания «Белых ночей», пронизывает тему человеческого счастья идеей всеобщего братства, мечтой о новых людях и новой жизни. «Послушайте, — говорит Настенька, — зачем мы все не так, как бы братья с братьями?»

«Влюбленная дружба» Мечтателя и Настеньки, мелодия Д. Россини, промелькнувшая минута блаженства, белые ночи — такова прозрачная и волшебная ткань этой повести, такая же прозрачная и волшебная, как петербургские белые ночи.

Белов С.В. Ф.М. Достоевский. Энциклопедия. М., 2010. С. 89—92.

«Белые ночи» создавались, очевидно, во 2-й половине 1848 г. История создания не прояснена.

Достоевский снабдил повесть полным заголовочным комплексом — название, два подзаголовка, эпиграф, посвящение (было снято при ). Название повести построено по характерной для раннего Достоевского модели словосочетания «прилагательное + существительное», где дается один признак опорной номинации (аналогично: «Бедные люди», «Слабое сердце», «Честный вор», «Чужая жена» и др.). Устойчивое словосочетание «белые ночи» является одновременно маркером петербургского пространства текста и оксюмороном, указывающим на нереальность, призрачность происходящего. Подзаголовок «Сантиментальный роман» — традицонное обозначение жанра произведения. Но в данном случае очевидно, что Достоевский прибегает к игре слов. Выражение «сантиментальный роман» использовано не в литературно-эстетическом смысле (крупное произведение, восходящее к эстетике Карамзина), а в эмоционально-бытовом: речь пойдет о любовных отношениях героев, чувствительности и т.п. Второй подзаголовок указывает на нарративную организацию текста: «Из воспоминаний мечтателя». Такие «серийные» подзаголовки характерны для раннего Достоевского (например, ряд произведений снабжен указанием «Из записок неизвестного»). Здесь очевидна тенденция к синтетическому охвату действительности, ранние подступы к некой универсальной структуре. В то же время здесь можно усмотреть и поиск собственного повествовательного ракурса. Избрав форму повествования от первого лица, Достоевский придал произведению исповедально-автобиографический характер (см.: Проскурина Ю.М. Повествователь-рассказчик в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи» // Филол. науки. 1966. № 2. С. 123—135). Эпиграф к «Белым ночам» представляет собой неточную цитату из стихотворения И.С. Тургенева «Цветок» (опубл. в «Отечественных записках» в 1843 г.) и относится к главному герою, роль которого в «сантиментальном романе» посредническая («...побыть хотя мгновенье / В соседстве сердца твоего» как предназначение героя). Финальные строчки стихотворения Тургенева соотносятся с финалом всей повести Достоевского: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..».

Посвятив повесть А.Н. Плещееву, Достоевский одновременно указывал на прототип главного героя и на разработку общего типа Мечтателя (Плещеев в это время пишет повесть «Дружеские советы», главный герой которой также мечтательный человек). Таким образом, заголовочный комплекс представляет собой «избыточный» набор указателей главной темы. Создается впечатление, что Достоевский воспользовался всеми возможными средствами для того, чтобы обозначить тему своего произведения — сантиментальную историю мечтателя-романтика.

Главный герой произведения представляет собой тип, тщательно разрабатываемый Достоевским в это время, в частности в «Петербургской летописи». Главная особенность его — рефлексия, постоянный анализ собственного состояния, взгляд на себя «со стороны». Так, первая же «педантски-серьезная» тема беседы Мечтателя и Настеньки — рассказ героя не столько о собственной жизни, сколько о существовании «типа», «существа среднего рода» — человека, заменившего реальную жизнь фантазиями. Мечтатель одновременно принадлежит миру жестокого самобичевания и миру завышенной самооценки. Важно, что критика его обращена на себя, а не на окружающую действительность, — это не , презирающий мир. Он испытывает симпатию и к петербургским домам, и к незнакомым людям и удивляется, почему «мы все так недовольны нашею судьбою, так томимся нашей жизнью!». Это тип мечтателя-альтруиста, открытого миру, готового по первому зову служить другому человеку. От него нити идут к Идиоту-Мышкину. Фантазируя желаемые обстоятельства и собственную модель поведения, он оказывается в мире готовых романтических формул, подсказанных литературными образцами, живописными полотнами, музыкой. Тем самым психологический рисунок поведения Мечтателя определяется наложением романтических ожиданий на реальные реакции окружающих людей. Финальный эпизод «романа» — глава «Утро» — показывает преображение мира в глазах разочарованного героя: «Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела так же, как и старуха. Стены и полы облиняли, все потускнело; паутины развелось еще больше. Не знаю отчего, когда я взглянул в окно, мне показалось, что дом, стоявший напротив, тоже одряхлел и потускнел в свою очередь, что штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались и стены из темно-желтого яркого цвета стали пегие...». Тем не менее сама мечтательность никуда не исчезла, герой продолжает стойко придерживаться своего романтического взгляда на жизнь, поэтому итог, который он подводит всей этой истории 15 лет спустя, оказывается одновременно и провозглашением гимна бескорыстной любви.

Героиня повести — Настенька — увидена глазами героя. Характерны средства модальности при описании Настеньки: «бедненькая», «ручка», «ротик», «бедняжка», «личико» и др. В результате создается образ жалкой в своем отчаянии и нуждающейся в опоре девушки, «горячего сердца», но одновременно и легкомысленной девушки-ребенка. Настенька способна на рефлексию и оценку своих поступков, но она и расчетлива, практична. Достоевский неоднократно разрабатывал такой тип (напр., близка Настеньке героиня ).

Композиция повести представляет собой пять глав — четыре «ночи» и одно «утро». Последняя глава выполняет функции эпилога и противопоставлена основному содержанию повести. Неисчезающая паутина (Матрена уверяет, что убрала ее, однако герою кажется, что паутины стало еще больше) символизирует неуничтожимость реальности, как бы глубоко ни ушел Мечтатель в мир своих фантазий. Контраст «ночей» и «утра» повторяет гоголевскую коллизию «вечного разлада мечты и существенности» («Невский проспект»).

Важнейшая тема повести — образ Петербурга. Во многом герой здесь повторяет Мечтателя «Петербургской летописи». Все начало «Белых ночей» выдержано в том же стиле, что и «Петербургская летопись» — эссеистичный рассказ-наблюдение, где оценка собственных переживаний переплетается с элементами физиологического очерка. Петербург в этой повести — пространство не враждебное герою, хотя традиционная тема «неволи душных городов» очевидна: «...так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах». Мечтатель делает город своим другом, он здесь неявный хозяин, подобно герою пушкинского наброска «Н избирает себе в наперсники Невский проспект...» (начало 1830-х гг.). Он понимает язык домов так, как «естественный человек» понимает язык деревьев, животных и птиц. Это делает Мечтателя «естественным человеком» новой среды и новых условий: «Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: "Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава Богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж". Или: "Как ваше здоровье? а меня завтра в починку". Или: "Я чуть не сгорел и притом испугался" и т.д. Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора». В манере физиологического очерка выдержан эпизод переезда Петербурга на дачи: мы видим вместе с рассказчиком возы, в которые запряжены ломовые лошади, лодки, груженные всяческим скарбом.

Пейзаж, завершающий экспозицию, построен как фигура умолчания: рассказчик почти избегает конкретных описаний, сосредоточивается только на собственных ощущениях от весеннего загородного пространства. Помимо указанного Н.М. Перлиной сходства с пушкинской метафорой «осень — чахоточная дева», пейзаж выполняет прогностические функции: рассказчик говорит не столько о неожиданной весенней мощи природы, сколько о неизбежности почти мгновенного угасания и увядания: «И жаль вам, что так скоро, так безвозвратно завяла мгновенная красота, что так обманчиво и напрасно блеснула она перед вами, — жаль оттого, что даже полюбить ее вам не было времени...». Каждый раз, когда впоследствии рассказчик обращается к пейзажным описаниям, именно прогностическая функция оказывается ведущей: «Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя». В другом пейзажном фрагменте герой восклицает: «Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день; какое голубое небо, какая луна! Посмотрите: вот это желтое облако теперь застилает ее, смотрите, смотрите!.. Нет, оно прошло мимо. Смотрите же, смотрите!..». Но его предсказание не сбывается: «Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно».

Городское пространство «стянуто» к набережной канала, где происходят свидания героев, при этом герои прогуливаются, не отходя далеко от «той самой скамейки», где когда-то сидел «он» — возлюбленный Настеньки. Такая фокусировка делает хронотоп произедения близким театральному. Театральность повести поддерживается превалированием в ней диалогов героев, повышенной «сценарностью» текста. Тогда главы можно воспринимать как пять классических актов драмы с обязательной завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой-эпилогом.

Лейтмотив повествования — «фантастичность» реальности. Достоевский тринадцать раз использует в повести определение и понятие «фантазия», например: «Вот эта-то жизнь и есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем (увы, Настенька!) тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого»; «Теперь "богиня фантазия" (если вы читали Жуковского, милая Настенька) уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой, причудливой жизни — и, кто знает, может, перенесла его прихотливой рукою на седьмое хрустальное небо с превосходного гранитного тротуара, по которому он идет восвояси» и т.п. Фантазия уносит героя прочь от действительности, но действительность не менее фантастична, чем самые отчаянные его мечты. Не случайно свет зари назван «сомнительным» и одновременно «фантастическим». А золотой узор, в который заткала «богиня фантазия» весь мир, вдруг оказывается похожим на паутину.

Контрастность композиции проявляется и в противопоставлении рассказа Мечтателя и истории Настеньки. В первом случае мы слышим отвлеченно-философское повествование, утверждающее ценность и бесконечность духовных устремлений человека, во втором — простую историю влюбленности Настеньки в «кого-нибудь», кого «ждала душа». Вторая история полна реальных жестов, четко мотивированных в пространстве повести: решение Настеньки бежать, ее отчаянный приход к жильцу «с узелком» и возвращение в комнаты бабушки, год томительного ожидания, ужас покинутости и т.п. Две этих исповеди накладываются одна на другую по сходству и контрасту: оба героя пытаются «отшпилить булавку», которая приковывает их к определенному «месту», ими самими решительно отвергаемому, но делают это по-разному. Настенька мечтала о «китайском принце», пока не познакомилась с жильцом, которого полюбила. Мечтатель воображал прекрасную женщину, узницу неравного брака, тайные свидания в старом парке и т.п. Реальная любовь к Настеньке не избавляет его от мечтательности, он прочно остается в своем мире, поскольку ему открыта безнадежность этой реальной любви.

Повесть Достоевского была доброжелательно встречена критикой. В.С. Нечаева отмечает исключительную удачность иллюстраций к повести, выполненных в 1923 г. М.В. Добужинским (см.: Нечаева В.С. Иллюстраторы Достоевского // Творчество Достоевского. 1959. С. 502—504).

Загидуллина М.В. Белые ночи // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 16—19.

Прижизненные публикации (издания):

1848 — СПб.: Тип. И. Глазунова и Комп., 1848. Год десятый. Т. LXI. Декабрь. С. 357—400.

1860 — Изд. Н.А. Основского. М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1860. Т. I. С. 351—414.

1865 — Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. Т. I. С. 246—267.

1865 — . Вновь просмотренное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 72 с.

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения . Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Писателю был нужен новый герой- более интеллектуально независимый, более активный в философском диалоге эпохи. Это и послужило причиной появления «мечтателей» Достоевского. В сознании писателя складывается антитеза байронического характера «мрачной, разочарованной личности» и человека «шиллеровского склада-альтруиста. Последний и выступает, как сентиментальный мечтатель-романтик. Таковы герои повестей «Неточка Незванова» и «Белые ночи». В «Белых ночах» изображен Мечтатель, уединившийся от мира, который он не презирает(к примеру как байронический герой). Мечтатель из повести «Белые ночи», схож с гоголевским Пискаревым, с мечтателями Гофмана и других писателей-романтиков. Однако Достоевский в «Белых ночах» подчеркивает ущербность романтического «мечтательства Действительность не устраивает его тем, что люди не испытывают потребности в «высшей гармонии». В своих мечтах он готов весь мир принять в свое сердце. Коллизия мечтателя-это поражение человека оторванного от жизни. Мечтатель поставлен в такую ситуацию, когда мерой человечности может быть только непроявленность эгоизма. Достоевский видит изъян своих мечтателей не в позиции, а в том, что им не хватает силы на то, чтобы сделать эту позицию постоянным жизненным принципом. Герой-альтруист в ранних повестях лишен свойственной романтической личности цельности, гармонии.

Интерес к духовному миру личности особенно ярко отражается в «сентиментальном романе» «Белые ночи». Позднее эта традиция развивается в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Наряду с этим, для писателя важно подчеркнуть и опасность подобной, порой придуманной жизни, в которой человек замыкается на своих внутренних переживаниях, отрываясь от внешнего мира. Такой мечтатель изображен Достоевским в «Белых ночах».С одной стороны, перед нами добрый, отзывчивый, с открытой душой молодой человек, С другой стороны, этот герой подобен улитке. В этом же произведении разрабатывается тема «маленького человека», типичная для творчества Достоевского и для всей русской литературы XIX века

Мечтатель Достоевского - это уже не бедный чиновник с его золотым сердцем и карикатурной внешностью, с убогими эстетическими вкусами и порою косноязычным стилем; теперь перед нами интеллектуалист, человек европейской культуры, возвышенный романтик среди будничной действительности. Его роднит с первым героем Достоевского одно общее качество - бессознательная жажда иллюзии. Защищаясь от жестокой и унизительной прозы жизни, Мечтатель строит вокруг себя искусственную микросреду, отгороженное от жизни маленькое царство прекрасной и гуманной иллюзии. Мечтатель Достоевского - это утопист, пытающийся создать остров красоты среди океана грязи. Каждый раз утопия терпит крах, реальность разбивает мечту и развеивает иллюзии. Никакого гофмановского «двоемирия» у Достоевского нет: есть лишь один мир, беспощадный к красоте. Мечтатели Достоевского отнюдь не убегают от жизни в мир фантазии, а пытаются своим личным деянием воплотить золотую мечту в любви или в искусстве. Это характерно романтическое стремление, ведь любовь, искусство и безумие - сферы свободы для романтического мышления. Как говорит Мечтатель «Белых ночей», за один день действительной жизни он готов отдать «все свои фантастические годы». Достоевский показывает трагическую обреченность романтического стремления к воплощению мечты в искусственной микросреде, но в то же время он рисует мечтателей единственно настоящими людьми.


6.Социально-общественная проблематика «Записок из мертвого дома» Достоевского (вопрос о природе преступления и преступности, типы преступников, проблема «перевоспитания», современного народа и его сознания, взаимоотношений народа и интеллигенции и пр.).

Путь, выбранный Достоевским после жизненных потрясений, стал иным, а при определении ценности теории – другой точкой зрения: в соотношении "общество – человек" приоритет отдается человеку. Ценность человеческого "Я" выступает не столько в массе людей, в его коллективистском сознании, сколько в конкретной индивидуальности, в личностном видении себя и своих взаимоотношений с другими, с обществом.

Как известно, восемнадцатилетний Достоевский поставил перед собой задачу исследования человека. Началом такого серьезного исследования стали "Записки из мертвого дома".
Строго говоря, исследования Достоевским человека начались не с обычных людей в обычных человеческих условиях, а с постижения жизни на грани человеческого существования. Он изучает себя и пытается понять других посредством своего "Я". Это субъективный анализ. Признание сложности своего "Я" становится неразрывно связанным с признанием сложности “Другого”, каким бы он ни был по своей сущности, а Бытие – выражением неоднозначности людей в их отношениях друг к другу.

Стремление к свободе воли естественно для человека, потому и подавление этого стремления уродует личность, а формы протеста против подавления могут быть неожиданными, особенно тогда, когда отключаются разум и контроль, и человек становится опасен для себя и для других. Достоевский имел в виду арестантов, каковым он сам был, но мы знаем, что общество может создавать каторжные условия и превращать людей в арестантов не только поместив их за решетку. И тогда трагедия неизбежна.

В условиях каторги Достоевский понял, что безграничное принуждение становится разновидностью жестокости, а жестокость порождает жестокость в еще большей степени. Насилие не может стать путем к счастью человека, а следовательно, и общества.

Героями "Записок из Мертвого дома" стали те, кого привыкли считать людьми вне истории, вне исторического времени. И в этом смысле "Записки из Мертвого дома" открывают другую сторону русской жизни. Обобщающее понятие, на котором построены "Записки из Мертвого дома" и которое является главной темой книги - это понятие "народ". Достоевский употребляет его во многих производных значениях, но одно из значений является главным и определяющим – та часть нации, которая составляет подавляющее большинство её, а по своему социальному положению и образовательному уровню противостоит тонкому верхнему слою образованных помещиков, чиновников и т.д.

На этом соотношении общего понятия "наш народ" и "народ" острожный построена вся книга записок человека из другого тома всемирной истории. Ненависть к дворянам проявляется в самых различных формах. Вражда товарищей мемуариста к дворянам показана в "Записках из Мертвого дома" не как особенная черта мировоззрения преступников, она дана как общее свойство народного отношения к дворянам, как выражение чуть ли не извечного социального конфликта русской жизни, борьбы, которая идет столетиями и никогда не прекращается. Более того, этот социальный конфликт русской жизни, эту борьбу внутри нации Достоевский осмеливается даже сопоставить с внешними войнами России. Глубочайшая "бездна", которая разделяет благородных и простонародье ничем, пока во всяком случае, заполнена быть не может - таков общий смысл книги Достоевского о народе.

Книга Достоевского о каторге - это книга о свободе, как о неотъемлемом стремлении русского человека, как о его исторически сложившейся и выстраданной природе. Все эпизоды, все поступки, все поведение товарищей Достоевского по каторге он объясняет мечтой о свободе. Дом-то "Мертвый", но люди в нем живые, с живыми душами и страстями.


Похожая информация.


Внес существенные поправки в текст по сравнению с журнальной редакцией. В частности, была исключена следующая фраза: «Говорят, что близость наказания производит в преступнике настоящее раскаяние и зарождает иногда в зачерствелом сердце угрызения совести. Говорят, что это действие страха». По-видимому, после каторги будущий автор «Записок из Мертвого дома » счел неуместным беглое упоминание о «преступлении и наказании » в повести, вовсе не связанной с этой темой. В это же время Достоевский существенно дополнил рассказ героя перечислением его любимых исторических и литературных образов (со слов: «Вы спросите, может быть, о чем он мечтает?» до слов «...мой маленький ангельчик»). Из этого нового отрывка видно, как сильно волнуют рассказчика «Белых ночей» героико-романтические темы, что составляет резкий контраст с его полной пассивностью и слабостью в реальной жизни. Повесть «Белые ночи», так же как и «Неточку Незванову », Достоевский посвятил своей излюбленной теме мечтателя. Эта тема всю жизнь волновала Достоевского, и в 1876 г. он даже собирался писать роман «Мечтатель».

Герой «Белых ночей» – бедный петербургский интеллигент, человек высокой духовной культуры. Он дорог писателю именно тем, что в мире пошлых, обывательских интересов чувствует себя чужим, неприспособленным. Сам мечтатель очень точно характеризует свою жизнь как «смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем... тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого». Мечтательство – своеобразная форма протеста против пошлости.

Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

В фельетонах «Петербургская летопись» (1847) Достоевский объяснял мечтательство социальными условиями; его герой не в состоянии найти такую деятельность, которая соответствовала бы высокому человеческому идеалу: «...Много ли нас, русских, имеют средства делать свое дело с любовью, как следует; потому что всякое дело требует охоты, требует любви в деятеле, требует всего человека. Многие ли, наконец, нашли свою деятельность? А иная деятельность еще требует предварительных средств, обеспеченья, а к иному делу человек и не склонен, – махнул рукой, и, смотришь, дело повалилось из рук. Тогда в характерах, жадных деятельности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается, наконец, не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем ». Уходя в замкнутый, фантастический мир, мечтатель Достоевского обрекает себя на полное и трагическое одиночество. «...Действительность производит впечатление тяжелое, враждебное на сердце мечтателя, и он спешит забиться в свой заветный золотой уголок, который на самом деле часто запылен, неопрятен, беспорядочен, грязен. Мало-помалу проказник наш начинает чуждаться общих интересов, и постепенно, неприметно, начинает в нем притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни».

Таков именно и герой повести «Белые ночи». «Я мечтатель, у меня так мало действительной жизни», – признается он. Характерно, что в повести, которая представляет собой воспоминания самого героя, только однажды, вскользь сказано, что он где-то служит. Служба, отношения с сослуживцами, составляющие предмет постоянных и мучительных размышлений других героев Достоевского – Девушкина, Голядкина, Прохарчина, вовсе не интересуют героя «Белых ночей». В его мечтах причудливо сочетается дружба с Гофманом и геройская роль при взятии Казани , рыцарская любовь и сражение при Березине . Мечтатель – поэт в душе: ему легко представить себе характер незнакомого человека по одной физиономии, он даже с домами «сводит знакомство», различая их по «голосам». Разговорная речь героя романтически стилизована. Недаром Настенька замечает, что он говорит, «точно книгу читает». Да и сам герой ясно видит свою несостоятельность, ущербность. Самыми дорогими были для него минуты приобщения к действительности.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи. Аудиокнига

В отличие от гоголевского мечтателя художника Пискарева («Невский проспект »), для которого первое столкновение с жизнью оказалось гибельным, так как действительность грубо обманула мечту, герой Достоевского увидел в самой жизни то, что лучше, выше мечты. Но это открытие не принесло счастья отшельнику со «слабым сердцем». Его удел – самоотречение и горькое одиночество. В облике мечтателя есть черты, сближающие его с Девушкиным, хотя он находится на более высокой ступени развития. Эти черты – нравственная чистота, мягкость и полная самоотверженность в любви – свойственны самым дорогим героям Достоевского и, в частности, такому автобиографическому герою, как писатель Иван Петрович в романе «

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения