Как написать интригующее начало. Как рассказывать истории правильно

Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.

А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.

Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!

Составьте план или набросайте сюжет

План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.

План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.

Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.

Как начать писать книгу

Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.

Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.

Сначала пишите, потом редактируйте

«Пиши пьяным, редактируй трезвым», - советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь в писательский процесс - личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричёсанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.

Как не отвлекаться

Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.

Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга - время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.

Как не забросить написание книги

Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.

Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.

Объём многих книг - не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.

Как писать интересно

Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.

Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.

Где искать вдохновение

А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше...

Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.

Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги - колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?

(оценок: 8 , среднее: 4,50 из 5)

Заслуженные писатели признают, что жанр рассказа – один из самых трудных, поскольку процесс создания шедевра требует точности построения, безупречной отделки, многозначительности смысла и высокой напряженности сюжета. Но в этой статье мы все-таки разложим все по полкам и найдем ответ на волнующий вопрос: как написать рассказ?

Каждый день на ваших глазах происходят сотни интересных событий, а в голове кружится еще не одна сотня мыслей. Необходимо все то, что вы хотите сказать читателю, изложить в доступной и понятной форме. Те, кто первый раз берется за написание рассказа, как один думают, что рассказ – совсем не трудный жанр, поскольку пишется он гораздо быстрее, чем любой другой. Но это не так. Я бы даже сказал, что в этом кроется главная .

В романе, например, воссоздаются события подобно тому, как видел их очевидец, повесть – последовательное их изложение. А вот рассказ – самая любопытная и сложная форма, поскольку автору придется из множества событий выделить лишь те, которые нужно скомпоновать для лаконичного полотна рассказа.

Написание рассказа

Итак, работа над любым литературным произведением состоит из трех пунктов: узнать, сказать, быть услышанным. Расшифруем эти «три кита» написания рассказа.

Узнать – означает, познать саму жизнь, переоценить и осмыслить свой собственный жизненный опыт, научиться слышать и понимать окружающий мир, людей. В совокупности это дает творческий замысел.

Сказать – означает сотворить литературное произведение, то есть самое важное. А именно: найти материал, отобрать его, обработать, правильно организовать, и, естественно, написать наш рассказ — изложить все в художественной форме.

Быть услышанным – это не значит просто написать произведение и поставить его пылиться на книжную полку, а дать ему жизнь, показать его читателям, ведь литературное творение живет только тогда, когда его прочли, поняли и по достоинству оценили. Чтобы книга была оценена по достоинству, нужно знать несколько небольших писательских секретов, которые пригодятся начинающему писателю в процессе творения.

Первая стадия в создании рассказа – рождение замысла

Оный появляется в вашей голове благодаря банальной любознательности, размышлениям, и, конечно же, фантазиям. Поспособствовать появлению свежего и интересного замысла могут различные факторы. Например, на ваше сознание сильно подействуют впечатления от прочтенной книги или какое-либо информационное сообщение, будь то небольшой документ, маленькая заметка в прессе или даже хроника. После прочтения произведения другого автора иногда возникает желание немного переделать его работу. Парадокс – желание переделать чужое произведение, в корне изменив все; личные переживания или сильный стресс; приукрашивание и дополнение ситуаций, произошедших в реальной жизни; какие-то допущения, вариации событий; идеал – воплощения совершенного представления художника о чем-либо, например, о справедливости.

Следующий этап к написанию рассказа – отбор материала

Хорошее владение языком не делает любого человека настоящим писателем. Для того чтобы стать признанным художником слова, необходимо знать и понимать жизнь. Знания дают лишь изначальный, опорный материал, а понимание его дает возможность не скопировать текст, а вознести свое изложение в ранг художественного произведения.

Отобрать необходимый материал можно несколькими способами. Первый – описание увиденного или пережитого. Но такой вид предоставления материала скорее работа журналиста, чем писателя. Задачей же литературы является творение того, что позволит увидеть читателю то, чего ранее он не мог или не хотел видеть. Следующий метод – конструирование. Здесь писатель сам придумывает персонажей и сюжет, выуживая все из своего воображения и памяти. И материал необходим немногим для того, что бы детально описать действия, например, где живут главные герои, в какой эпохе, во что они одеты, чем занимаются, каково их окружение и тому подобное. В таких моментах самые надежные помощники – память и собственный опыт. Последний способ добычи информации – синтез. В основу произведения автор кладет реальные события, но с некоторыми изменениями и многими домыслами.

Когда материалов много, в них сложно разобраться. Можно использовать удобные , о которых я писал в другой статье.

Составляющие рассказа

Пожалуй, самой важной деталью в рассказе является композиция. Композиция – удачное расположение ранее отобранного материала. Последовательность эпизодов создает эмоциональное и ассоциативное восприятие рассказа читателем.

Существует множество вариантов композиции:

Прямоточная – самый простой вид.
Кольцевая – здесь рассказ имеет авторское обрамление в начале и в конце произведения.
Точечная – когда имеется множество маленьких подробностей и деталей, которые в итоге привязываются к конкретному событию.
Плетеная – когда присутствует пространственно-временная масштабность.
Остросюжетная, детективная, инверсионная – основывается на контрасте.
Шарнирная – когда сюжет в конце рассказа неожиданно делает резкий поворот.
Револьверная – события, происходящие в рассказе показаны с разных точек зрения.

Зачин – является началом рассказа. Именно первая фраза является самой главной во всем рассказе. По ней создается первое впечатление, что, как известно, является важнейшим.

Эффектно рассказ можно начать с экспозиции, то есть без промедления ввести читателя в курс дела, или пейзажа, или действия, описания прошлых событий, основной характеристики героя, портрета и прочих моментов.

Стиль рассказа у каждого писателя свой, именно благодаря ему автор может стать узнаваемым. Это его личный почерк, его индивидуальный способ орудования мыслью.
Критериями определения техники являются такие элементы, как слово, речевой оборот, фраза, сочетание двух слов, стыки периодов и прочее. Выделить конкретный стиль написания рассказа невозможно, поскольку в одном рассказе всегда существует сочетание нескольких стилей.

Детали — то, без чего любой рассказ превратится в незнамо что. Именно детали и творят литературные произведения, о них нельзя забывать ни в коем случае. Деталями могут быть самые различные вещи – вкус, запах, цвет, осязание и прочее. В любом случае необходимо достойно описать каждую мелочь, дать ей жизнь.

Это все, что я хотел поведать вам сегодня. Теперь вы знаете, как написать рассказ. Выглядит сложно, верно, но сложно лишь начать. Пусть ваше вдохновение и талант принесут вам успех, а о том, и я поделюсь с вами в следующей статье.

Если вы мастер рассказывать интересные случаи из жизни и различные истории, то, возможно, стоит задуматься о написании рассказа. Большинство новоиспеченных авторов начинают свою литературную карьеру с этого жанра произведений. Это не значит, что абсолютно все без исключения достигают определенных успехов в этом деле. Некоторые прекращают свой литературный труд, едва начав, скорее всего, потому что не знают всех правил написания интересного рассказа. Так давайте попробуем разобраться, как правильно начать рассказ, пользующейся популярностью у читателей.

Творения неопытного литератора чаще всего сыроваты и незакончены в плане стиля и содержания рассказа. Тем не менее, подобные ошибки можно исключить или исправить, если владеть некоторыми секретами.

Выбор аудитории для рассказа

Как начать писать рассказ? Нужно сначала определиться с возможной аудиторией читателей. То есть, нужно решить, для кого вы будете писать, кого ваше творение заинтересует. Однако не стоит стремиться угодить всем и каждому, ведь это, к сожалению, невозможно. Нужно постараться найти своего читателя.

Выбираем тему рассказа

Далее необходимо выбрать тему. Здесь не стоит заниматься изобретением велосипеда, но и гениальной темы ждать нет смысла, так как это займет немало часов, а может, и дней. Не исключено, что пока Вы заняты выбором, какой-нибудь другой автор напишет рассказ на ту тему, над которой думаете Вы. Не стоит терять драгоценные минуты, начинайте писать о том, что Вас интересует.

Главные секреты написания рассказа

Перед тем, как начать рассказ, раз и навсегда запомните главное правило: у читателя нужно вызвать интерес. Чтобы этого добиться, необходимо учесть при написании произведения три момента:

  • Интрига
  • Стиль
  • Недосказанность

При наличии всех этих элементов в достаточном количестве рассказ будет пользоваться популярностью.

Сюжет

Рассказ нельзя назвать рассказом, если в нем отсутствует сюжет. Ваша основная задача - заставить читателя заинтересоваться произведением, привлекая, например, постепенно раскрывающейся интригой. Если читатель заскучал при прочтении, то велика вероятность, что до конца произведения он не дойдет. Всё же не следует отказываться от описания окружающего мира или мыслей героя, однако злоупотреблять ими тоже не стоит

Стиль

Порой встречаются авторы, которые портят гениальный сюжет некачественным изложением. Подобные творения практически никто не читает, а если и читают, то абсолютно не понимают, что в нем написано, и откладывают рассказ в дальний ящик стола. Потому обязательно следите за стилем изложения, он должен быть понятным читателю.

Недосказанность

Одним из самых сложных правил при написании рассказа является соблюдение недосказанности. Правильно написанное произведение заставляет читателя размышлять о возможном жизненном пути героев, даже после того как произведение было прочитано. Однако здесь нет определенных правил и потому сам автор должен добиться необходимого эффекта.

Вышеописанные правила работают для всех видов произведений. Хотите написать порно-рассказ? Начало такого рассказа обычно ничем не отличается от классического. Поэтому наша статья поможет Вам и в этом случае!

Уверены - она хорошо знала технику сторителлинга:) Давайте мы и вас с ней познакомим, ведь такой навык пригодится везде: от выступления на публике до написания сопроводительного письма к резюме.

Сторителлинг - это умение забавно или трогательно рассказывать истории, которые затронут эмоции слушателей. Так, мы часто запоминаем человека, сайт или печатное издание благодаря тому, что они познакомили нас с хорошим рассказом, который, возможно, заставил нас улыбнуться или задуматься. Мы воспринимаем такие истории как подарок.

Как же научиться рассказывать истории? На самом деле, это не такая уж заоблачная наука.

1. Придумайте яркое начало или интригующее название

Главная цель - привлечь внимание с первой фразы.

"Хотите узнать, как я падал с 10-го этажа? Так вот…" Пусть в итоге вы так и не упали, главное - вы заинтересовали аудиторию.

2. Завязка истории

Теперь нужно посадить слушателей "на крючок" так, чтобы у них возникло желание узнать, чем же все закончится. Важно не вдаваться в лишние, не относящиеся к делу, детали, а переходить сразу к фактам. Однажды один оратор решил рассказать о своей встрече с акулой. Вместо того, чтобы сразу перейти к фактам, он большую часть истории посвятил рассказу о поиске туристического агентства, потом дал подробности покупки билетов, в деталях поделился подробностями заселения в отель… Лишь в конце истории перешел к самому интересному - как он в акваланге погрузился в море и там…

3. Увеличивайте напряжение

Продумайте каждую последующую фразу. Чувства, страсть, волнение - все это поможет держать человека в напряжении. Пусть он все время задает немой вопрос - что же будет дальше?

Все, что не увеличивает накал, нещадно убирайте из текста или меняйте на более эмоциональную подачу. Кстати, такая самоцензура даст дополнительный бонус - история станет короче, что всегда нравится слушателям и читателям.

4. Кульминация и следующая за ней развязка

"Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить" (Антон Павлович Чехов).

В тот момент, когда слушателю становится невмоготу и любопытство захлестывает его, наступает время кульминации. Используйте этот пик, доведите слушателя до предела и давайте развязку.

Развязка, как понятно из названия, дает ответы на все вопросы - "раскрывает карты", разгадывает загадки. Дайте слушателю возможность сбросить напряжение. И постарайтесь придать развязке эффект неожиданности.

5. Завершение

"Самым важным из всех слов мне представляется последнее слово" (Бертольт Брехт).

Не тяните с окончанием. Чем больше вы будете говорить после кульминации, тем более размазанной получится история. Одна-две фразы, и завершайте. В идеале, закончить историю цитатой или поговоркой, задать всему рассказу некую мораль.

Тот, кто умеет весело и задорно рассказывать истории. Таких любят, таких ценят, таких зовут на вписки, а потом, когда ты постареешь и обрастешь жирком на юбилеи в ресторан.
Однако дар этот дан далеко не всем, разве что избранным. Но этим самым избранным очень легко стать, ибо есть правила, которые позволят тебе стать первым краснобаем на селе. А если поднатореешь, то можно и в клуб, шутить перед псевдоинтеллектуальной публикой.

Выбери историю, которая важна тебе самому

Проблемы начинаются с самого начала - какую историю выбрать? Все очень просто, бери ту, что тревожит и будоражит непосредственно тебя. Можно углубиться в дебри собственного прошлого, и выудить нечто, что отложило отпечаток на твоем будущем. Скорее всего, история, которая кажется забавной тебе, покажется таковой и твоим друзьям.

Раздели на части и грамотно преподнеси каждую

Твое повествование не должно сильно отличаться от литературного рассказа. Так что мысленно, разбей свой рассказ на несколько частей. Не забудь указать вначале те подробности, которые необходимы для нормального восприятия повествования. Можно даже начать с пресловутого «Однажды…», восходящее действие всегда воспринимается гораздо проще.


Главное, не забывай придавать краски деталям сюжета по ходу повествования. Есть такой кинематографический прием - навалить красок и спецэффектов на провисающие фрагменты сценария и малоинтересные детали. Так и здесь, не стесняйся добавлять красок тем моментам, которые на твой взгляд нельзя обделить вниманием.
Заключительная часть рассказа должна быть самой эффективной. Именно концовка дает понять зрителю, почему он был вынужден все это слушать. Разумеется, эти правила подходят не ко всем историям, но они гарантированно
эффективны.

Сосредоточься на нужных деталях

не все любят читать Бальзака, который страстно любил описывать все, от загогулины на асфальте, до морщин в уголках глаз. Такая насыщенность, быть может и помогает более подробно представлять рассказ, но только самым стойким личностям. Слушать слишком перенасыщенные информацией байки - очень сложно. Поэтому настоятельно рекомендуем сосредоточиться на действительно интересных и сочных моментах.

Цель твоего рассказа - заставить людей испытать те же эмоции, которые испытал ты. Поэтому, если хочешь напичкать свой рассказ яркими деталями - добавь в него своих личных переживаний. Это универсальный материал, людям гораздо интереснее узнать о твоем личном состоянии и отношении, чем про дефекты в гофрированной трубе. Человеку из природного любопытства интересно и полезно наблюдать за поведением других людей, ведь эту модель поведения он может использовать в дальнейшем.

Говори правду

Ты не рыбак, не дровосек в глухой деревне, не зэк, не супергерой, и даже не путешественник, ты обычный человек, ты не видел всего того, что мог увидеть Федор Конюхов, но разве это значит, что слушать тебя совершенно не интересно? Жизнь забавами полна, с каждым может произойти интересная история. Поэтому, всегда говори правду, не нужно приукрашивать. Потому как, люди, которые начинают выдумывать в истории какие-то детали, чтобы показаться лучше, весь акцент переносят на свою волшебную крутость, отчего у слушателя возникает вопрос: «а о чем история была?». Особенно это смешно, когда все знают, что ты чмырь и трус, а в рассказах прям Ли Брюс.
На самом деле, самые интересные истории те, в которых рассказчик искренен и не скрывают своей уязвимости, глупости, странности. Правда ведь гораздо веселее и интереснее, так что не нужно пытаться украсить ее лишними выдуманными деталями. Когда ты начинаешь выдумывать по ходу - это бросается в глаза, как и слаженный искренний рассказ.

Практикуйся и работай над мелочами

Везде нужна практика, даже таким простым на первый взгляд вещам. Проговаривай эти истории сам с собой, ставь дыхание, записывай подробности, которые хотел бы донести, ибо такие мелочи напрочь забываются, вылетают из головы. А без них рассказ словно парусник без парусов - какая-то ерунда. Рассказ в стиле: «Я пришел в огород, меня избил крот. Было больно. Ну все» - успехом пользоваться не будет.

Мы говорили про искренность, но везде есть детали, которые стоит опустить. Некоторые потому, что они бессмысленны и неинтересны, а некоторые опорочат тебя. Вот поэтому, важно продумать свою речь до того, как она станет достоянием общественности.
И что еще самое главное, твоя история должна и в первый, и в сто двадцать первый раз звучать одинаково интересно и бодро, так что, будь добр, постарайся. Если тебя просят рассказать ее еще и еще раз, то поздравляем, это успех.

Изучи аудиторию, и не бойся провала

Не бойся что твоя история не будет принята или понята. Люди разные. Интересы у всех разные, это всего лишь история - ни больше ни меньше. Но впредь, подметь, на каких моментах люди оживлялись, на каких смеялись, а на каких зевали. И самое главное, если возможно, учитывай особенности публики. Если и ты точно знаешь, что какие-то люди не переносят шутки про члены, или категорически против любого упоминания шуток из интернета - то это нужно учесть.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения