Бизнес-план частной охранной организации. Взятие объектов под охрану: комплексные мероприятия по охране сложных объектов. Когда мы можем говорить, что объект сложный

Введение

Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменение системы субъектов борьбы с преступностью в России. В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективной и охранной деятельности.

Известно, что большая часть денег налогоплательщиков идет на содержание государственного аппарата, в том числе на содержание правоохранительных органов. Государство в той или иной степени создает гарантии безопасности своих граждан и их собственности. Безусловно, эти гарантии могут быть, более высокими в наиболее развитых в экономическом плане государствах. Вот только способно ли государство обеспечить полную гарантию безопасности своих граждан и их собственности? Все цивилизованные страны прошли по пути не только разрешения деятельности частных охранных и детективных структур, но и различными способами стимулируют их развитие.

Своей деятельностью негосударственные охранные предприятия вносят существенный вклад в борьбу с преступностью в РФ. Обеспечение охраны коммерческих и отдельных государственных структур, проверка торговых и финансовых партнеров, проверка благонадежности граждан при устройстве на работу, все это способствует сокращению темпов роста правонарушений, сохраняет от расхищения значительные материальные и финансовые средства, а в целом - способствует стабилизации экономики и улучшению криминогенной ситуации в стране.

В нынешней ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею.

В настоящее время основную часть руководства частных охранных служб и служб безопасности составляют бывшие сотрудники МВД, ФСБ и прокуратуры. Они сохранили свои связи с прежним местом работы, что может, при правильной постановке вопроса, содействовать координации деятельности государственных и частных правоохранительных структур.

Деятельность частных охранных структур

К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам (ДОА), службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.

Частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов. Подобная деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации. В законе также указано, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется.

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Услуги охраны могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения.

Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные в законе сыскные услуги. Совмещение этой деятельности с государственной службой не допускается.

Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органов внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение, сроком на 3 года.

Частные охранные предприятия вправе создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Такие объединения должны получить соответствующую лицензию в органах внутренних дел. Руководители объединений обязаны иметь высшее юридическое образование и лицензию на частную сыскную деятельность.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

В процессе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом, и в пределах предоставленных лицензией.

Надо признать, что сегодня без негосударственной системы обеспечения безопасности, в том числе защиты государственных интересов обойтись нельзя. Если бы одни государственные правоохранительные органы могли решать эту задачу, можно было бы ограничивать деятельность негосударственной системы. Но государственные органы сегодня не в состоянии противостоять даже преступности - наиболее опасным нарушениям закона. Поэтому надо быть реалистами и ставить перед негосударственной службой безопасности четкие, содержательные задачи, давать ей соответствующие полномочия, но и разумеется, контролировать ее деятельность. Должное функционирование негосударственных правоохранительных структур, служб безопасности зависит и от научного обеспечения этой деятельности, от подготовки кадров, от многих других факторов. Причем немаловажную роль призвана играть и пресса. В средствах массовой информации редко обсуждаются вопросы деятельности негосударственных служб безопасности. Все эти службы как бы уравниваются, а их деятельность нередко воспринимается, как только внешне охранная, деятельность телохранителей. В прессе можно эти вопросы обсуждать более широко и более ясно. И лучше, когда это будут делать люди, которые видят проблему и со стороны, и как бы изнутри.

Существует также проблема кадров. Если человек заканчивает службу в правоохранительных органах (в МВД, в службе безопасности, в прокуратуре, в налоговой полиции и т. п.) и приходит в негосударственную структуру, он понимает, что работа в ней носит специфический характер. Нужна дополнительная подготовка. Необходимо развивать системы такой подготовки, в том числе при участии государственных органов. Здесь придется решать комплекс крайне важных проблем. И если это всё не делать срочно, обеспечение безопасности негосударственных структур и даже структур, где государственная доля является преобладающей, будет строиться на полулегальной или даже неправовой основе. В этом бывают заинтересованы отдельные сотрудники государственных структур, наживающиеся на оказании помощи в виде предоставления необходимой информации и т.п.

Управление в охранном предприятии осуществляется по тем же принципам, что и в любом другом. Точно так же под системой управления предприятия мы понимаем способ организации работы на предприятии, направленный на то, чтобы комплексно и целенаправленно воздействовать на коллектив и отдельных работников для выполнения стоящих задач, обеспечить оптимальные условия для созидательного, творческого, инициативного труда.

Не вдаваясь в теорию управления, хочется остановиться на организаторской работе, практике создания иерархии управления в частном охранном предприятии.

Любое предприятие (организация) начинается с формирования организационной структуры, в том числе и управления, исходя из выполняемых задач.

Во главе организации стоит директор, которого назначает учредитель (учредители). При назначении директора с ним заключают контракт, в котором определяют его права, обязанности и ответственность, условия материального обеспечения и порядок освобождения от должности. К компетенции директора относятся все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции учредителей. Также оговариваются вопросы делегирования полномочий директора на время его болезни или отпуска.

Директор определяет систему полномочий, т.е. круг обязанностей каждого должностного лица, утверждает штатное расписание, создает рабочий аппарат управления ЧОПом. Кроме того, в его компетенцию входит подбор ответственных сотрудников для выполнения поставленных задач, разработка системы контроля выполняемой работы и т.п. При этом директору следует учитывать несколько моментов.

Во-первых, штат ЧОПа и управленческого аппарата не может быть постоянным. Он будет меняться в зависимости от стоящих задач, финансовых возможностей и т.п.

Во-вторых, штат ЧОПа не следует «раздувать». Большое количество вакансий приведет к неполной загрузке персонала, путанице, организационной неразберихе.

В-третьих, должно быть предусмотрено достаточное количество персонала в управленческом звене. Практика показывает, что для управления предприятием необходимо иметь одного управленца на 5-7 работников (от старшего смены до директора).

Например, на 2-4 охранника полагается один старший охранник. Старший смены назначается в группе из 5-8 человек. Старший объекта - один на 15-20 человек.

Часто в большом ЧОПе создаются различные отделы, во главе которых находятся начальник и его заместитель (заместители), например отдел стационарной охраны, отдел охраны при перевозке грузов, отдел по «личке» и т.п.

Количество и функциональные обязанности заместителя(ей) директора будут зависеть опять же от решаемых задач, финансовых возможностей.

Таким образом, выстраиваются организационная структура ЧОП и его управленческая иерархия.

На схеме организационная структура и управленческая иерархия будут выглядеть примерно так.

Такое построение управленческой структуры позволит эффективно осуществлять конкретное и систематическое руководство деятельностью персонала ЧОПа, оказывать ему практическую помощь и постоянно контролировать работу, а самое важное - дает возможность эффективно распределить управленческие функции среди подчиненных, а также в случае необходимости делегировать полномочия руководителя другим должностным лицам.

Очень важный фактор - установление субординации на предприятии как основы отношений в коллективе. По приведенной выше схеме можно проследить порядок подчиненности, взаимодействия и взаимоотношений в коллективе охранного предприятия. По усмотрению директора в схеме можно дополнительно наметить так называемые маршруты управления персоналом. Каждый руководитель делает это самостоятельно в зависимости от поставленных задач и имеющихся возможностей.

Частное охранное предприятие - это специфическая организация как по решению стоящих задач, так и по составу. В ней возможны различные взаимоотношения. Кого-то устраивает вариант: «Петя... Вася... прошу вас выйти завтра», а кого-то: «Так точно! Никак нет!» Формирование взаимоотношений в ЧОПе - это очень сложный, непрерывный процесс, овладев которым вы сумеете эффективнее управлять организацией.

Частное охранное предприятие, как и любой другой трудовой коллектив, представляет собой коллектив работников (в нашем случае частных охранников), объединенный корпоративной деятельностью, единством определенной морали, этики и служебного долга, а также отношениями товарищества. Сама организационная структура не создает коллектива, она не может полностью сформировать правильные взаимоотношения в нем. Нужно, чтобы между работниками, включенными в эту структуру, образовались прочные деловые, личные и, если хотите, эмоциональные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности, с благоприятными условиями труда для работника, когда говорят: «Хочется идти на работу».

Отправной точкой для работы руководителя по формированию коллектива и взаимоотношений в нем будут:

Специалисты, обладающие необходимыми данными для совместной деятельности;

Общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность.

Остановимся на первом положении и поговорим об особенностях формирования коллектива и взаимоотношений в охранном предприятии. Основной задачей руководства будет формирование такого коллектива и таких взаимоотношений, которые позволят успешно решить стоящие перед коллективом задачи, помогая ему стать материально благополучным. Только когда в ЧОПе будут обозначены общие интересы и цели, можно наладить взаимодействие членов коллектива, создать здоровый социально-психологический климат и укрепить дисциплину.

Надо учитывать, что ЧОП по своей сути не может постоянно быть единым целостным коллективом. Сменность работы (в большинстве случаев на посту работает 1 человек), относительно большая текучесть кадров, периодическая перестановка личного состава на другие объекты или посты охраны - все это, конечно, затрудняет управление коллективом, уменьшает возможности формирования крепких взаимоотношений в нем. Тем не менее следует стремиться к созданию в коллективе открытой, дружеской, демократической обстановки.

Давайте рассмотрим, как происходит формирование коллектива в различных условиях работы.

1. Общие направления формирования коллектива, воспитание и развитие сотрудников. Какой будет сформирован коллектив старших менеджеров и руководителей, такое влияние он будет оказывать на все дела в ЧОПе, на решение стоящих задач.

Если коллектив будет дружным, сплоченным, будет иметь общие интересы, то будет взаимовыручка и взаимопомощь, будут успехи, не будет склок, разбирательств, но будет здоровая обстановка среди подчиненных. И, естественно, все будет наоборот, если руководство не может распределить свои обязанности, организовать свой внутренний регламент, распланировать работу и определить стратегию действий.

Очень важным условием в этом направлении является тщательно разработанные служебные инструкции и обязанности должностных лиц с учетом профессионально-деловых характеристик руководителей и контроль за их исполнением со стороны директора.

Мы иногда забываем, что Трудовой кодекс разрешает работодателю в пределах его компетенции разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения внутри предприятия, которые распространяются на всех сотрудников. Но следует помнить, что локальные акты не могут снижать объем гарантий, предоставленных работникам государством.

В коллективе следует разработать правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников; основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; режим работы и время отдыха; применяемые меры поощрения и взыскания. Но следите, чтобы порядок приема и увольнения работников, закрепляемый в Правилах, соответствовал нормам Трудового кодекса, и помните, что любые нововведения возможны только в рамках этих норм и не могут ограничивать права работника, предоставленные ему ТК.

Формирование коллектива на постах, объектах охраны и в сменах, создание нормальных межличностных отношений между сотрудниками охраны. Этого можно достигнуть:

Подбором персонала по деловым и психологическим характеристикам личности, их совместимостью в работе;

Постоянным тщательным анализом работы сотрудников и своевременным изменением расстановки личного состава;

Корректировкой характера контактов между сотрудниками (снятие конфликтности между ними, пресечение любых проявлений сговора, нейтрализация негативных явлений и т.п.);

Пресечением исключительного положения отдельных сотрудников над другими - так называемого дедовства;

Поддержанием разумной инициативы и энтузиазма частных охранников, состязательности в работе;

Созданием положительного эмоционального настроения подчиненных (уверенность в завтрашнем дне, благоприятные условия для работы, здоровая обстановка в коллективе, доброжелательность руководства);

Поддержанием достойного материального и морального вознаграждения за проделанную работу.

Повышение авторитета руководителя. Авторитет руководителя - это характеристика его служебного и личного положения в коллективе. Он вырабатывается во взаимоотношениях с подчиненными и усиливает влияние руководителя на решение стоящих задач.

В основе авторитета руководителя лежат реальные личные достоинства и практические дела. Личность руководителя также играет немаловажную роль. Необходимо разъяснять подчиненным значимость действий руководителя, его опыта, знаний, создавать в коллективе здоровый эмоциональный отклик на начинания и распоряжения руководителя, предупреждать негативные реакции отдельных лиц или их коллективное осуждение действий руководителя, своевременно корректировать деятельность руководителя в зависимости от положения дел и решаемых задач.

С авторитетом руководителя связана и другая социально-психологическая реальность, которая пронизывает жизнь любого коллектива. Речь идет о стиле руководства, то есть о сложившемся и утвердившемся порядке действия руководителя, его умении соответствовать целям деятельности и реальным возможностям людей.

Не будем здесь говорить о различных стилях руководства (авторитарный, коллективный и пр.), они описаны во многих учебниках и руководствах. Главное - выбранный стиль руководства доложен позволять директору успешно выполнять стоящие перед коллективом задачи, повышать эффективность его работы. Этому уже были посвящены различные работы автора, напечатанные в журнале «Охранная деятельность» за прошлые годы, а также в книге «Азбука частной охранной деятельности».

И еще несколько слов о такой составляющей части основ управления предприятия, как исполнительская дисциплина. Без нее любая организаторская работа пройдет впустую, любое предприятие (организация) не сумеет выполнить стоящие перед ним задачи.

Исполнительская дисциплина обеспечивает единство и четкость распорядительства, согласовывает действия всех исполнителей, четко определяет их ответственность за результат, позволяет оперативно принимать решения и управлять в целом предприятием.

Строгая исполнительская дисциплина достигается, во-первых, детальной разработкой функциональных обязанностей исполнителей всей структуры, служебных инструкций и других нормативных документов.

Во-вторых, обеспечением глубокого знания исполнителями возложенных на них обязанностей, команд, распоряжений, выработкой у них навыков и умения исполнять их.

В-третьих, осуществлением повседневного систематического контроля работы, что дает возможность комплексной и объективной оценки.

В-четвертых, созданием условий в организации для проявления инициативы, атмосферы состязательности и соревнования, карьерного роста работников.

В-пятых, умелым использованием мер поощрений и взысканий.

В-шестых, решением социальных вопросов и гарантий (зарплата, социальные отчисления, оплата больничных листов, отпуска, нормализованное рабочее время и т.п.) для работников предприятия.

В данной статье автор не ставил перед собой задачу в полном объеме и детально рассмотреть основы управления охранным предприятием. Рассмотрены основные положения заданной темы. Надеюсь, что эта публикация поможет руководителям ЧОПов организовать свою повседневную работу.

Частным охранным предприятием (сокращенно ЧОП) называется негосударственная структура, целью создания которой является охрана предприятий и других объектов, а также защита и охрана жизни и имущества граждан. Первые организации подобного рода начали появляться еще в 1988-89 годах на заре перестройки, а уже с 1990 года началось активнейшее развитие российского охранного бизнеса. Сегодня частное охранное предприятие может быть образовано исключительно в форме ООО. Его деятельность и спектр услуг строго ограничены законом, именуемым «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», которым ЧОПразрешено защищать граждан, охранять имущество (в т.ч. при перевозках), проектировать и осуществлять монтаж с последующим обслуживанием охранно-пожарных систем, консультировать на темы защиты, обеспечивать меры поддержания порядка в местах массовых мероприятий.

Специфической особенностью подобного бизнеса является жесткий контроль над ним со стороны государства. Заниматься охранной деятельностью можно, лишь получив лицензию, выдаваемую соответствующим отделом ГУВД. В дальнейшем, оперативный контроль за ЧОПосуществляется районными отделами полиции.

Структура частного охранного предприятия

Структура любого крупного частного охранного предприятия включает, как правило, несколько подразделений, в которые входят:

Пункты, осуществляющие центральное наблюдение за системами и автоматическими средствами охраны подведомственных объектов;

Группы оперативного реагирования, выезжающие на объект, при поступлении на пульт охраны сигнала тревоги.

Группы, в чьи обязанности входит сопровождение инкассаторов, лиц, везущих материальные ценности, а также ценные грузы.

Группа, осуществляющая индивидуальную охрану. Сюда же входят телохранители, в задачи которых входит охрана и сопровождение, как самих важных персон, так и их автомобилей.

Команды по охране стационарных объектов различных категорий.

Закон предусматривает три разряда сотрудников, которым разрешается использовать оружие и спецсредства. Так, охраннику 4-го разряда можно носить при себе наручники и резиновую дубинку, 5-й разряд вправе применять электрошокер, газовый пистолет или травматику. А охраннику, получившему 6-го разряд, разрешается использовать огнестрельное оружие — револьвер, пистолет, гладкоствольные и нарезные карабины. Охрана объектов ТЭК может быть вооружена армейским автоматическим оружием.

Требования к подготовке сотрудника охраны сегодня строгие. В соответствии с новым приказом МВД, он должен успеть, за 12 секунд поразить как минимум 2 мишени, 4-мя выстрелами из пистолета. Или за 10 секунд нанести не меньше 6-ти ударов резиновой дубинкой, а за 25 секунд надеть задержанному наручники. Кроме того, сотрудник ЧОП должен уметь оказать при необходимости первую медицинскую помощь, ведь в его компетенцию входит не только охрана объектов, но и защита людей.

Со времен образования первого сыскного агентства минуло немало лет. И можно с уверенностью сказать, что сотрудники российских охранных структур сегодня — это уже настоящая армия. В России зарегистрировано примерно 25 тыс. предприятий охраны, в которых несут службу свыше 680-ти тыс. человек. Без сомнения, это серьезная сила. Так, в одной Москве функционирует более 4 тыс. подобных структур, имеющих на вооружении свыше 20-ти тыс. ед. служебного оружия. Под их надежной охраной находится больше 68-ми тысяч объектов.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения