Внеклассное воспитательное мероприятие «правила этикета. Внеклассное мероприятие «Этикет и мы Внеклассное мероприятие этикета для малышей

Сценарий воспитательного мероприятия по этикету и культуре поведения

«Увлекательное путешествие по стране Этикета».

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества»

г. Дзержинск, Нижегородской области

Список используемой литературы.

  1. Богуславская Н, Купина Н. «Весёлый этикет»; Екатеринбург «АРДЛТД» 1998.
  2. Бушелева Б. «Поговорим о воспитанности»; Петрозаводск «Карелия» 1991.
  3. Гальперина Д, Языкова Г (перевод с польского) «Магистр вежливых наук или путешествие в страну Патафию»; Москва «Детская литература» 1991.
  4. Насонкина С. «Уроки этикета»; Санкт-Петербург «Акцидент» 1997.
  5. Они И. «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте», Л.: «Лениздат», Социально-коммерческая фирма «Человек» 1991.
  6. Остер Г. «Вредные советы» Москва «Росмен» 1997.
  7. Поддубская Л.Р. М.: Народное образование 2003.

Пояснительная записка

Обоснованность актуальности методического материала

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. Тема культуры поведения обучающихся несомненно актуальна, так-как в настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков, а порой и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Именно в детские годы закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь.

Цель: повышение культурного уровня обучающихся, приобщение к нравственным и культурным ценностям, вклад в формирование положительных качеств личности воспитанников, формирование положительного климата в коллективе.

Задачи:

  • обобщить такие понятия, как «Этикет», «Вежливость», «Волшебные слова», познакомить детей с историей возникновения этикета; научить практическим умениям поведения в театре, на концерте, в кинотеатре.
  • Развивать навыки общения, культурного уверенного поведения детей в разнообразных жизненных ситуациях, правильного применения правил этикета на практике.
  • Воспитывать уважение к личности другого человека, вежливое отношение друг к другу, умение жить в коллективе.

Методические советы на подготовительный период

Проведению данного мероприятия должна предшествовать подготовка, включающая совместное творчество детей и педагога.

1) Распределение поручений:

  • подготовить концертный номер, отрепетировать выступления;
  • выбрать ответственных за озвучивание мероприятия и помощь ведущему.

2) Дела, предшествующие основному и нацеливающие на него:

  • подготовить плакаты и картинки с иллюстрациями к теме мероприятия;
  • подготовить медали - «Знаток театрального этикета», «Самому активному участнику», подарки участникам.

3)Роль педагога:

  • педагог продумывает всё мероприятие полностью, разрабатывает сценарий мероприятия, является его ведущим:
  • педагог осуществляет подготовительную и репетиционную работу.

Оборудование

  • Плакаты «Доброе слово, что ясный день», «Вежливость - это монета, которая дающему ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие. Восточная мудрость».
  • Наглядные пособия: карта путешествия по стране Этикета; иллюстрации, отображающие сведения по истории этикета, правила этикета в театре и на концерте.
  • Плакат с оценочными высказываниями.
  • Костюмы для проведения игры: театр-экспромт «Бременские музыканты».
  • Медали «Самому активному участнику», «Знаток театрального этикета»
  • Магнитофон или музыкальный центр.

Общая характеристика детской группы

  • Состав: воспитанники народного отделения музыкальной студии;
  • Возраст - от 7 до 12 лет;
  • Данные об обученности, личностных возможностях воспитанников: все ребята успешно занимаются в музыкальной студии. Эрудированны, вежливы.
  • Учёт возрастных индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей: поскольку ребята занимаются творческим видом деятельности и часто бывают на концертах, им необходимо знать правила этикета в театре и на концерте. Во время мероприятия необходимо учитывать различия детей по темпераменту, возрастные особенности детей, их разный уровень ЗУН.

Ожидаемые результаты

Детям станут понятен смысл слова «Этике». Они узнают новое из истории этикета, познакомятся с нормами поведения в разных странах мира. Поймут, что основой многих правил является уважительное отношение людей друг к другу. Узнают особенности этикета в театре, кинотеатре, на концерте. Главным результатом будет способность детей применять приобретённые знания и умения.

Краткое описание темы, характеристика методов, средств и форм работы

Тема: « Увлекательное путешествие по стране Этикета».

Форма проведения: комплексное мероприятие с элементами игры, соревнования, игр психологического тренинга. Хронометраж: 60 минут.

В основе предлагаемого воспитательного мероприятия по этикету игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества. Игровая технология характеризуется наличием сценариев игры, ролевых игр, элементов занимательности, управлением эмоционального напряжения, предполагаемыми результатами.

Таблица применяемых методов и приёмов

Сферы личности

Методы воспитания

Формы и приёмы

Эмоциональная

Убеждение. Внушение.

Рассказ, беседа, Игра.

Импровизация.

Театрализация.

Требование, упражнение.

Совет, убеждение, одобрение, игра.

Мотивационная.

Стимулирование.

Мотивация.

Соревнование. Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда.

Наказание: замечание.

Саморегуляционная

Коррекция поведения.

Анализ деятельности и общение.

Пример: литературный, педагога. Взаимооценка.

КТД, рефлексия.

Предметно-практическая

Метод воспитывающих ситуаций (ситуация свободного выбора)

Дифференцированный и индивидуальный подход.

Поручение, самостоятельная работа - творческая работа, соревнование, игра.

Применяемые принципы:

  • принципа наглядности и доступности
  • сознательной и творческой активности
  • принципа прочности знаний, умений и навыков.
  • совместная деятельность, сотрудничество ребёнка и педагога.

Сценарный план

1)Приветствие. Сообщение темы.

2)Игра «Приветствие».

3)Что такое «Этикет». Изменение правил этикета с течением времени. Этикет в разных странах мира. Знакомство с понятием «Вежливость».

4)Игра-кричалка-путаница.

5)«Вредные советы».

6)«Вежливые загадки»

7)Игра «Вежливо-невежливо».

8)Рассказ об этикете в театре и на концерте.

9)Театр-экспромт «Бременские музыканты».

10)Этикет в кинотеатре.

11)Блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете этикет».

12)Подведение итогов мероприятия. Вручение медалек знатокам и самым активным участникам. Оценка ребятами своего участия в мероприятии.

Сценарий

До начала мероприятия звучит спокойная музыка

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальной студии ДДюТ вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут нашими помощниками.

Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний),

рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.

Игра «Приветствие».

Звучит музыкальный фон

- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.

Как ты тут? - хлопают по плечу.

- Где ты был? - дёргают за ухо.

- Я скучал! - руки к сердцу.

- Ты пришёл? - развести руки.

- Хорошо! - обнимаются, после чего внутренний круг переходит на 1 человека.

Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

После этих слов звучит музыкальный лейтмотив.

I. Этикет и вежливость.

Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.

Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.

Этикет - это правила поведения. Это слово имеет 2 значения и переводится с французского языка, как: 1 значение - ярлык, этикетка; 2 значение - церемониал. Оказывается, этикет появился давным-давно. Начало ему в виде обычаев и ритуалов было положено ещё в первобытном обществе. С течением времени правила этикета менялись. Многое из того, что было принято, скажем, в прошлых веках, сейчас неприемлемо. Например, раньше не существовало салфеток, и в залы, где пировали рыцари, запускали собак, чтобы гости могли вытереть о них руки. Не существовало такого столового прибора, как вилка. Когда она появилась, её называли «бесовским орудием». Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков.

В разных странах мира этикет может быть различен. То, что принято в одной стране, может быть совершенно неприемлемо в другой. Так житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори вместо приветствия прикасаются друг к другу носами. У японцев существует три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. Китаец, в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; древние греки говорили друг другу в знак приветствия: «Радуйся!», а современные произносят «Будь здоровым!». Арабы приветствуют доуг друга фразой: «Мир с тобой!», индейцы навахо: «Всё хорошо!», а самоанцы обнюхивают друг друга. Придя в дом к мусульманину. Не удивляйтесь, если он расцелует вас в обе щеки - таков национальный обычай. Более того, вы должны ответить тем же. В Пакистане едят также и руками, вернее, пользуются лишь правой рукой. Левая же считается нечистой и, если ей ндаже нечаянно коснуться пищи, хозяин прикажет унести это блюдо. Кроме специальных правил поведения в каждой стране существует свой язык жестов. В Голландии поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Говоря о себе, европеец покажет на грудь, а японец - на нос. Не зная традиций и обычаев, можно нечаянно обидеть представителя другой страны или самому попасть в неловкую ситуацию.

Таким образом, Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

Что значит слово «вежливость»?

Ответы детей.

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Есть, так называемое, золотое правило вежливости, которое гласит: «Относись к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе»

Педагог предлагает ребятам повторить это правило.

Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.

Игра-кричалка-путаница.

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…. А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы… Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?... Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?... Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе… Мимо урны без труда бросим фантики мы?... Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? … Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед. Мы уступим место? Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Раздаётся стук в дверь. Входят 2 мальчика, неряшливо одетых. 1-й: Смотри-ка, они тут про этикет и вежливость разговаривают! 2-й: А мы и без них всё прекрасно знаем! Вот, послушайте! Если ты пришёл к знакомым - не здоровайся ни с кем. Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун!

1-й: Если друг на день рождения пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома, пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай: Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

2-й: Когда состаришься - ходи по улице пешком. Не лезь в автобус - всё равно придётся там стоять. И нынче мало дураков вам место уступать, А к тем далёким временам не станет их совсем!

1-й: Если к папе или к маме тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный и серьезный разговор
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть, прямо в ухо: «Стой, сдавайся! Руки вверх!»

2-й: Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Пусть он видит, лёжа в луже, - ты ничуть не огорчён.

Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

1-й: Если руки за обедом вы испачкали салатом,

И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки о соседские штаны!

Ведущий: Ребята, я догадалась, это жители страны «Наоборот». Попробуйте догадаться, какие правила этикета были представлены наоборот? Есть красивые и очень полезные правила этикета: уступать место старшим в транспорте, не перебивать говорящего. При обращении с просьбой произносить «Пожалуйста». Благодарить, если для вас сделали что-то хорошее. Для этого есть специальные вежливые слова. Их ещё называют «волшебными».

Вежливые загадки 1. Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет. Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет - топаете ногами.

Игра «Вежливо-невежливо»

Поздороваться при встрече. Толкнуть и не извиниться.

Свистеть, кричать, шуметь в школе. Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя. Придти в гости без приглашения.

Уходя, попрощаться. Курить на крыльце.

Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»

Дети повторяют. Звучит музыкальный лейтмотив .

Ведущий: Страна этикета огромна. Путешествовать по ней нам поможет эта карта. Существуют разные виды этикета. Например, деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный. А мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.

II. Этикет в театре и на концерте.

Обычно сразу возникает вопрос - что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.

Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.

Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.

Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.

К началу спектакля даётся 3 звонка.После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.

Бывает так: начало задерживается, и зрители начинают аплодировать, чтобы поторопить артистов. Правильно ли это? Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие сразу начнется.

Итак, занавес открылся. И вновь вопрос, надо ли аплодировать в этот момент? Для аплодисментов также существуют свои правила.

Так, аплодировать принято:

  • Если после поднятия занавеса надо выразить восхищение работой художника и постановщика.
  • На концерте: во время выхода дирижера и солистов;
  • При выходе известного певца, музыканта, популярного актера в знак признания его дарования;
  • После исполнения больших и наиболее трудных арий в опере;
  • В театре после окончания каждого действия и всей пьесы, на концерте после каждого концертного номера, отделения и всего концерта;

Не нужно аплодировать:

  • во время исполнения или игры актеров;
  • между отдельными частями музыкального произведения.

Музыкальные произведения из нескольких частей не прерывают аплодисментами. Поэтому во время концерта нужно быть особенно внимательным, чтобы не начать «благодарить» слишком рано. Для этого перед концертом стоит внимательно прочитать программу. Если музыкальное произведение состоит из четырех-пяти частей, то после исполнения каждой части следует небольшая пауза, при этом дирижер не поворачивается лицом к публике, а солист не встает из-за своего инструмента. В этих паузах хлопать не принято, аплодируют только в самом конце. Если вам трудно различать части и вы не уверены, стоит ли хлопать, следите за более опытными зрителями вокруг. После исполнения всего произведения дирижер поворачивается лицом к залу и дает знак оркестру встать. Или встает солист и кланяется.

Также крики «Браво!» допустимы только после исполнения всего произведения. Тогда же солистам или дирижеру вручают цветы.

А вот на концерте джаз-оркестра можно аплодировать после выступления солиста, исполнившего свою партию, даже если оркестр продолжает играть. Можно аплодировать певцу в начале выступления, если он начинает петь по просьбе зрителей, в благодарность, но, как правило, эти аплодисменты непродолжительны. Неприлично сопровождать аплодисменты возгласами и топотом.

Во время спектакля или концерта старайтесь не мешать своим соседям. Не следует разговаривать или комментировать происходящее на сцене. Даже если спектакль оказался неинтересным, вы должны сидеть молча или покинуть зал, желательно во время перерыва. Что бы ни вдохновило зрителей, ни в коем случае нельзя вставать, отбивать такт ногой, подпевать или разговаривать. Не барабаньте пальцами, не отбивайте такт ногой, не подпевайте, не щелкайте замком сумочки, не шуршите фантиками от конфет, фольгой от шоколада или программой. Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке (за исключением того, если артист попросил вас об этом).

И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть. Любые еда и напитки исключены во время концерта, отложите их до перерыва. Если вас мучает кашель или насморк, старайтесь не кашлять или сморкаться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед соседями и покинуть зал.

Если вы заметили, что актер ошибся, не высказывайте свое возмущение вслух. К шуму в залах филармоний относятся еще критичнее. Поэтому нужно принять все меры к тому, чтобы не мешать. В ходить в зал или выходить можно только между номерами, ни в коем случае не во время исполнения.

Перерыв в театре называется «Антракт». В антракте вы можете встать со своих мест и прогуляться по театру. Разглядывать прогуливающихся в фойе, а уж тем более отпускать замечания, считается неприличным. Во время антракта можно сходить в буфет. Конечно, есть можно только в буфете, еда или напитки в фойе - это нарушение этикета. Нежелательно опаздывать и после антракта - если не успели пройти на свое место до поднятия занавеса, сядьте на любое свободное место или вернитесь к выходу, не мешая остальным.

Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов за игру.

Когда начинаются аплодисменты, солисты или оркестр уходят со сцены, занавес закрывается. Если аплодисменты не смолкают, они возвращаются на свои места и еще раз кланяются. Если публика продолжает аплодировать, музыканты могут исполнить еще одно или несколько небольших произведений. Этот момент называется «исполнением на бис». При этом надо сесть на свои места, а не стоять в проходе или у дверей зала. И ни в коем случае нельзя вставать и отправляться в гардероб до окончания музыкального произведения.

После спектакля, когда актеры раскланиваются, а зрители аплодируют, нетактично бежать к выходу. Лучше дождаться, пока опустится занавес, смолкнут аплодисменты, и лишь тогда спокойно пойти в гардероб.

Ребята, а сейчас давайте перенесёмся в волшебный мир театра и сыграем небольшой спектакль. При этом не забудьте о правилах этикета.

Театр- экспромт «Бременские музыканты»

(Участникам раздаются роли. Ведущий читает текст, дети вставляют свои реплики)

Осёл: Лошадь я в перспективе!

Собака: Гав! Я за друзей лезу в драку сначала!

Кот: Мур-мяу! Вдруг толстым и важным я стану!

Петух: Ку-ка- ре-ку! В Москве даже слышно!

В деревне соседней, в году позапрошлом крестьянин какой-то сошёл вдруг с ума. Он выгнал всю живность, которая в доме, уже лет 15 бок о бок жила. А жили с ним все эти годики в мире: осёл шебутной: …Собака, которая уже не рычала: …Жил старый разбойник, любивший сметану:… В компании этой петух был не лишним:…

Компания тихо брела по дороге, устали у бедных и лапы, и ноги. Вдруг свет показался в избушке лесной - у страшных разбойников там дом родной. И стали друзья прямо тут обсуждать, как лучше разбойников им напугать. Собака вдруг первой тихонько сказала: … Осёл же решил, что и он не пассивен:…Кот очень боялся ночного тарана:…

Петух предложил разбойников напугать, их громким криком разогнать. Ведь, если не он, поможет кто ближним:…

Звери тихонько к избушке пошли, и громко, все разом кричали они (одновременно кричат свои слова). Разбойники мигом сбежали из дома. Кто в нём поселился? Они нам знакомы. И жили ещё много лет в доме в мире храбрый осёл:…Собака, которая грозно рычала: …И тонкий целитель домашней сметаны: … А главный - петух, совсем он не лишний:….

Ведущий: Наше путешествие продолжается. И сейчас мы узнаем, как нужно себя вести в кинотеатре.

Ш. Этикет в кинотеатре.

В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.

В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.

На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.

На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.

Вновь звучит музыкальный лейтмотив. Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.

IV. Блиц-турнир.

1. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.

2. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.

3. Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.

4. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.

5. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.

6. Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается мальчик. Происходит диалог.

Садитесь, пожалуйста! -Ну, что ты…Спасибо…Не надо… -Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чём не прав мальчик?

7. Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?

8. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок - согласно этикету, надо ли его благодарить?

9. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?

10. В XVI веке высокопоставленные вельможи, здороваясь друг с другом, 17 раз кланялись и 16 раз подпрыгивали - согласно тогдашнему этикету. Окажись Вы на их месте, стали бы Вы отвечать на приветствие незнакомца?

11. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях - Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?

12. У некоторых племен в Африке в знак приветствия принято тереться носами. У одних народов кланяются, у других гладят друг друга по щекам. А в Европе вот уже много веков мужчины здороваются так: протягивают друг другу и взаимно пожимают правую руку, непременно при этом глядя в глаза. Как вы думаете, откуда это повелось?

13. В некотором царстве, в некотором государстве живет несчастный король: все его 13 умнейших министров на всех советах говорят вместе, поэтому никто никого не слышит и ничего не может толком решить. Какое из правил этикета посоветовали бы Вы этому королю сделать Первым Законом в его Государстве?

14.Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:
- Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым - кто ВХОДит...
- Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! - кричит Буратино!
Прав ли он? И почему?

15. Однажды под Новый год очень воспитанный ученик 3"Б" класса ехал в школу в одном троллейбусе с Зоей Степановной, директором. Как ему нужно вести себя при выходе из троллейбуса, чтобы сегодня же вся школа узнала о вежливых мужчинах из 3"Б"?

16. Золушка случайно зашла в дом своей любимой крёстной - и вдруг привратник ей говорит, что как раз сегодня у крёстной день рождения! Что выберет воспитанная Золушка (ведь она забыла о дне рождения и сегодня уже не успеет приготовить подарок):
- убежит, а подарок вручит позже, скажет, что в тот день была нездорова;
- убежит и вообще "забудет" поздравить (ведь вежливые люди поздравляют с Днем рождения именно в День рождения! И особенно - своих родных);
- все-таки зайдет - притворившись, что ничего не знает;
- зайдет, поздравит, подарит цветок с ближайшей полянки;
- придумает что-то ещё?

17. Грозный рыцарь в тяжелых доспехах остановил коня у порога дома. Никто не посмел выйти ему навстречу - страшно... Он медленно спешился, повернулся к двери, снял шлем и вошел: "Эй, хозяева! Привет вам привез от родных..." - и улыбнулся, молодой и красивый...
С тех самых пор все мужчины, входя в дом с добрыми намерениями, что делают?

18. Доктор Медуница позвонила Знайка, чтобы рассказать ему, как полезно есть мед во время морозов. Согласно этикету, закончить разговор должен тот, кто позвонил. Как же быть Знайке, если он очень торопится (например, с Кнопочкой в кино)?

Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику».

Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.

Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
«Этикет, или просто хорошие манеры»
Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Плакат на сцене
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
« Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
Пословицы.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Ход занятия

Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
-Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
- На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
- Здороваться.
- Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко «Здравствуйте!» скажите.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты!
-Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
примерные ответы детей:
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не перебивай говорящего.
- Не выкрикивай с места.
- Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
- Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
- Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
- Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
- Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
- Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
(Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
(Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
(Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
- А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

Викторина по этикету.

1.Что такое этикет?
Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
2.Как переводится с французского слово «этикет»?
Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
б) церемониал
3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
4. Можно ли войти в магазин с собакой?
Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
Нет. Для этого существует буфет.
6.Что можно рассматривать в бинокль?
Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
Лицом и только лицом.
9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

Со слова «Здравствуйте!»
11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
Тот, кто звонил.
12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
Женщина при разговоре с мужчиной.
Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
С ударением на «и».
14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
Правой.
15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
Извиниться.
16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
На одну-две ступеньки впереди дамы.
17. А когда поднимаешься?
На одну-две ступеньки позади.
18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
Нет.
19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
Младший.
20. А подавать руку для рукопожатия?
Старший.
21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
водителя, группу знакомых людей.
22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
Женщины, пожилые люди, дети.
23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
Друзей родителям.
24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
Не более трех цветов.
25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
Это недопустимо.
29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
Только рукой.
31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
Предлагаю вам такую игру.
Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
1. Монголы при встрече спрашивают:
а) А где бабуля?
б) Как пройти в библиотеку?
в) Здоров ли ваш скот?
(Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
а) Хлопает по своей правой коленке.
б) По спине приятеля.
в) По мягкому месту приятеля.
3. Папуасы при встрече произносят:
а) Дай я тебя всего обнюхаю!
б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
в) Вот ты мне и попался!
4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
а) Я тебя вижу!
б) Я тебя не съем!
в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
5. Тибетцы, здороваясь:
а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
в) Пожимают руки сами себе.
6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
а) Закрывались веерами.
б) Обменивались визитками.
в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
а) Протягивали друг другу левые руки.
б) Протягивали друг другу правые руки.
в) Пожимали руки сами себе.
- Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
«Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
б) Нежелательно.
в) Нельзя ни в коем случае.
2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
а) Допустимо,
б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
в) Шумное поведение допустимо везде.
3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
а) Нужно.
б) Не нужно.
в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
неинтересен,
4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
б) Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
а) Свистеть и топать ногами.
б) Немедленно встать и покинуть зал,
в) Молчать и не аплодировать.
«Кто ходит в гости по утрам?»
1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
б) Не более 15 мин.
в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
б) За столом следует вести себя беззвучно.
в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
б) Обязательно - это дань вежливости.
в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
«Мы едем, едем, едем.,.»
1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
а) Можно, они же не мешают ему читать!
б) Нельзя.
в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
а) Бросить в урну.
б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
- Подведем итог нашего конкурса.
- Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.

20 октября 2010 года в библиотеке духовного развития «Родник» были подведены итоги цикла мероприятий «Этикет и культура поведения».

В течение нескольких месяцев учащиеся 7-х, а теперь уже 8-х классов школы № 12, принимали участие в беседе по истории этикета «Этикет наших предков», ситуационной игре «Твое поведение в школе, общественных местах, дома и на улице», часе полезной информации «Столовый этикет с малых лет», мастер – классе общения по телефону, Интернету «Ты меня мобильно уважаешь?», Рыцарском турнире, познавательной беседе «Всегда по моде и к лицу».

В брейн – ринге «Этикет от А до Я» приняли участие ученики 8а и 8б классов.

Искусство общения ребята продемонстрировали в первом раунде «Давайте говорить, друг другом восхищаясь!». Вопросы этого раунда «Сколько раз в день вы поздороваетесь с одним и тем же человеком?», «Нужно ли здороваться с людьми, с которыми вы не знакомы?» вызвали у ребят бурное обсуждение, т.к. однозначного ответа на них дать нельзя. Но участники попытались доказать свою правоту и аргументировать свои ответы, отвечая с определенной долей юмора. Показали ребята в этом раунде и свое умение пользоваться языком жестов: как человек подчеркивает свое превосходство, как определить, что вы надоели собеседнику, каким жестом можно выразить похвалу, как догадаться, что ваш собеседник лжет…

Во втором раунде «Эта изменчивая мода» ребята пытались ответить на вопросы: что такое мода, подчиняются моде, или ей следуют, сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде, откуда пошло выражение «менять, как перчатки».

Самым интересным ребятам показался последний раунд «Приятного чаепития». Участникам было предложено накрыть чайный стол на две персоны, жюри оценивало эстетику оформления стола и правильность поведения юноши и девушки за столом.

Надеемся, что «внешняя красота и изящество станут выражением внутренней чистоты и красоты».

17 ноября 2010 года в библиотеке «РаДуГа» прошло мероприятие посвященное культуре общения, этикету и моде, которое посетили учащиеся 9 «Б» класса школы № 22.

Ребята прослушали и обсудили песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать», выявили качества «человека культурного», разгадали головоломку из пословиц об этикете, познакомились с понятиями «вкус» и «манера», проанализировали стиль одежды звезд, узнали о модных тенденциях школьной одежды для старшеклассников и спроектировали собственные модные комплекты одежды для школы и деловой встречи.

При помощи игровых ситуаций проблемно-поискового характера вспомнили о правилах хорошего тона, а также взяли на заметку опыт древнего восточного мудреца, который учился благовоспитанности у невоспитанных, избегая делать то, что делают они.

Татьяна Сапежинская
Сценарий мероприятия «Этикет и мы»

Тема : Этикет и мы .

Цель : проверить уровень знаний в области этикета , пополнить их запас посредствам конкурсной программы.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы с вами поговорим об этикете . Приглашаю вас посмотреть познавательную конкурсную программу «Этикет и мы » .

Слово «этикет » - французского происхождения. На одном из пышных приемов короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения. Слово «карточка» на французском языке звучит, как «Этикетка » . Отсюда и название «этикет » - правила хорошего поведения.

Я попрошу поприветствовать, наше жури. (Называю Ф. И. О.)

А сейчас приглашаем ребят приятных, опрятных, вежливых, внимательных, в делах обязательных 1-я команда «Спасибо» , 2-я команда «Пожалуйста» .

(Дети выходят и садятся за свои места на сцене .)

1 конкурс «Здравствуй, Этикет »

За правильное выполнение задания 2 б.

В этом конкурсе вам предстоит выбрать слова, которые относятся к слову «этикет » . (Список слов прилагается. Представитель команды зачитывает слова, которые выбрали.)

2 конкурс «Подарочный Этикет »

За лучшие оформление подарка 2 б.

В этом конкурсе вы должны оформить подарок на день Рождения другу или подруге.

(Пока команды выполняют задание, играю с болельщиками)

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке вложены предметы, которые дети знают.

Задача : угадать, что это за предмет.

3 конкурс «Сигнальные карточки»

За каждый правильный ответ 1 б.

Я буду называть ситуацию а, вы, молча показываете красный сигнальный круг - если не согласны, а зеленый сигнальный круг - если согласны. Ситуации называть буду по очереди командам.

Ситуации :

1. Никогда не делись игрушкой с другом (красная)

2. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается (зеленая)

3. Злись и завидуй, когда проигрываешь в игру (красная)

4. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно (зеленая)

5. Никогда не уступай. Спорь по пустякам (красная)

6. Умей принять помощь, совет, замечание друга. (зеленая)

7. Если друг попал в беду, не помогай ему. Можешь посмейся (красная)

8. Решай споры словами, а не кулаками. (зеленая)

4 конкурс «Загадки»

За каждую отгаданную загадку 1 б.

Каждая команда подготавливают заранее по 5 загадок про этикет . Зачитывают загадки сами.

1. Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (Добрый день)

2. Друг другу на прощание

Мы скажем… (До свидания)

3. Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее… (Извинить)

4. До чего ж оно красиво

Слово доброе… (Спасибо)

5. Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста… (Извините)

6. В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше (Не перебивай)

7. Если повстречался с кем-то,

По законам этикета ,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем : «Как…» (Дела)

8. Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы :

«Дайте! Будьте…» (Так добры)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали : Браво!

10. Корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем : Будь здорова!

11. На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю :. Добрый вечер!

12. Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит :. Спокойной ночи!

5 конкурс «Салфетка»

Кто быстрее сложит салфетку по этапам и правильно тому 1 б.

Сложить на скорость салфетку по этапам.

«Игра с залом и командами»

А сейчас немного отдохнем. Я буду называть правила этикета , если они правильные то вы хлопните, если нет, то топните.

Жевать с открытым ртом.

Вытереть салфеткой руки.

Громко разговаривать.

Есть с ножа.

Бегать на перемене.

Громко смеяться.

Расталкивать всех в транспорте.

Носить чистую одежду.

Здороваться с учителями.

Благодарить за помощь.

6 конкурс «Застольный этикет »

За правильный ответ 1 б.

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и …

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

Отказаться, назвав причину отказа.

Взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

Ножом и вилкой.

Одной вилкой +

Одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

Чтобы отделять мясо от костей +

Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

Самые большие.

Самые маленькие.

Те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

В правой руке – вилка, в левой – нож.

В правой руке – нож, в левой – вилка +

По очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

Поднять и продолжать есть.

Попросить другой прибор.

Извиниться и попросить подать другой прибор +

7 конкурс «Кто быстрее»

Кто справился с заданием быстрее и выполнит все правильно, тому 2 б.

Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице. (Таблица прилагается) 8 слов

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Игра с залом «Продолжи фразу»

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы :

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо) .

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день) .

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте) .

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

8 конкурс «Вопрос ответ»

Вопросы задаю по очереди командам. За каждый правильный ответ 1 б.

1. Кто должен пройти первым : входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего).

2. Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание) .

3. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? (Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний).

4. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту : лицом к ним или спиной? (Лицом) .

5. С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте) .

6. Какой стороны надо держаться, когда идёшь по улице : правой или левой? (Правой) .

7. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться) .

8. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет) .

9. Кто должен здороваться первым : старший по возрасту или младший? (Младший) .

10. Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? (Вынуть и положить на блюдце) .

Подведение итогов мероприятия .

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения