Твари дрожащие и. Сочинение: Тварь дрожащая или право имею по роману Федора Достоевского Преступление и наказание. Лизавета - случайная жертва

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» создавался в переломную эпоху, когда Россия начинала обретать капиталистических облик и множились теории, оправдывающие новые способы обогащения. Эпоха представляла к пересмотру и морально-нравственные ценности, и самого человека.

Родион Раскольников – главный герой «Преступления и наказания» – студент-юрист; он воспитан на твердых понятиях нравственности. В этом герое, на первый взгляд, больше положительного: он любит мать и сестру, готов ради них на все; способен на светлое чувство, чуток к бедам окружающих. Но в «душевной» биографии Раскольникова есть темное пятно: не столько убийство старухи, сколько зародившаяся в его мозгу ужасающая теория. Ф.М. Достоевский не раз наталкивает читателя на мысль, что виной происходящему послужил не столько сам герой, сколько та мрачная атмосфера , в которой он вынужден существовать. Вспомним Петербург, который «пожирает» мир героя: нищета (нечего есть, нечем платить за комнату, нечего носить – людей поражают лохмотья Родиона), комната, похожая на гроб, заброшенность и обесценивание человека и многое другое.

Результатом этого и стала «нездоровая» теория Расколькникова . Но единственной она не была: вспомните, уже на страницах романа мы встречаем и еще одну теорию – лужинскую. Суть теории Родиона – в полном отрешении от извечных моральных норм; Раскольникову пришло в голову «сделаться Наполеоном » – героем, хозяином мира, чтобы не он был подчинен, а подчинялись ему. Причем ничего плохого в своей концепции герой не видит, напротив, он пытается примерить на себя маску «сверхчеловека ». Основываясь на «авторитетном» историческом опыте, Раскольников стремится логически обосновать право сильного распоряжаться чужими жизнями по своему усмотрению. Иными словами, герой не пытается «подняться» до уровня других, напротив, он стремится возвыситься за счет «унижения» этих других. Теория заставила Раскольникова видеть ранее красочный мир в черно-белой гамме, разделив мир на «высших» и «низших».

Но – при всей своей убежденности в теории сверхчеловека – Раскольников категорически не приемлет таких героев, как Лужин и Свидригайлов. В глазах героя они – подлецы и негодяи. И только позже Раскольников поймет, что у них – по сути – много общего: все они презрели общечеловеческую мораль.

Бунт Раскольникова против угнетения и растаптывания человека автор принимает, но от возможности существования бесчеловечной теории, подведенной под этот бунт, отказывается. Отсюда и нравственное крушение героя – в отказе от общечеловеческих законов и истин. На деле же Раскольников оказался благородным и честным человеком, который «переступил, но на этой стороне остался », а отсюда – и осознание преступности жизненной позиции Лужина и Свидригайлова, да и его недавней.

Каким бы опустившимся человеком ни был Раскольников, автор спасает его раскаянием и искуплением. Спасительницей и опорой героя становится Соня Мармеладова, чьих духовных сил хватило на «воскрешение» двоих: и себя, и Раскольникова она спасает чистой любовью, желанием самопожертвования. Жизнь спасенного Раскольникова автор называет «новой историей, историей постепенного обновления человека, постепенного перерождения его» , а значит, весь образ главного героя призван показать потомкам, к каким последствиям может привести расшатывание нравственных основ человеческого бытия.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие"

Ф.М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. "Гениальность Достоевского, - писал М. Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру".

Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и психологической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям глубоко грешный. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеет".

"Право имеет" использовать других как материал для достижения своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина, напоминающие суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова: Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей мшлионы Для нас орудие одно.

Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе - убийство - перед людьми, причем как следствие первого.

На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он постоянно мучится одним вопросом: имеет ли он право переступить юридические законы? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его идеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует. Итак, "обыкновенный" или "необыкновенный" человек Раскольников? Этот вопрос его волнует более старухиных денег.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова, и заставляет его самого отказаться от нее. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Можно сказать, что сюжет имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство; сначала признание убийства, затем постижение идеала любви к ближнему, истинное раскаяние, очищение, воскрешение к новой жизни.

Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретение счастья - краеугольный камень философии Достоевского. Он не любуется им, не носится с ним, по выражению Разумихина, как курица с яйцом. Достоевский, веря в искупительную, очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.

Проводником философии Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.

Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например, Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию "белокурой бестии", "суперчеловека", которому все позволено. Позднее она легла в основу фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имела и имеет огромное общественное значение.

Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рационалистическое отношение к жизни ("теория о сверхчеловеке") вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным "Я". А для того, чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное "я" человека.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ф.М.Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный

художник- реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей

гуманизма и справедливости. " Гениальность Достоевского, - писал

М.Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен,

может быть, только Шекспиру".

Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной

и психической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого соз-

нания человека.

Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" - это про-

изведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через

страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл челове-

ческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к

ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова,

он выделяет в нем, в первую очередь, факт преступления нравственных

законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христиан-

ским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех

убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари

дрожащие", а он, возможно, "право имеющий".

"Право имеющий" использовать других как материал для достиже-

ния своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина,

напоминающих суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова:

Мы все глядим в Наполеоны:

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно.

Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Рас-

кольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, ко-

торый в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям спосо-

бен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое,

главное преступление перед Богом, второе - убийство - перед людьми,

причем как следствие первого.

кова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, как

мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреб-

лены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали

для себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Собственно говоря, это

высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая

необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Але-

ну Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих це-

лей. При этом, однако, он постоянно мучается одним вопросом: имеет ли

он право на преступление юридических законов? Согласно его теории, он

имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его

идеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует.

Итак, "обыкновенный" или "необыкновенный" человек Раскольни-

ков? Этот вопрос его волнует более старухиных денег.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольнико-

той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству.

Можно сказать, что сюжет имеет зеркальный характер, сначала преступле-

ние христианских заповедей, потом убийство, сначала признание убийс-

тва, затем постижение идеала любви к ближнему, истинное раскаяние,

очищение, воскрешение к новой жизни.

Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной тео-

рии и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел

свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на

пути постижения смысла жизни, обретение счастья - краеугольный камень

философии Достоевского. Он не любуется им, не носится с ним, по выра-

жению Разумихина, как курица с яйцом. Достоевский, веря в искупитель-

ную очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вмес-

те со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной

достоверности в раскрытии природы человеческой души.

Проводником философии Достоевского в романе "Преступление и

наказание" является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожерт-

вование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она

возвышает Раскольниковад до себя, помогает ему превозмочь самого себя

и воскреснуть.

Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион

Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шо-

пенгауэра. Ницше создал теорию "белокурых бестий", "суперчеловека",

которым все позволено. Позднее она послужила основой для создания фа-

шистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего

рейха, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная

венное значение.

Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рацио-

налистическое отношение к жизни ("теория о сверхчеловеке") вступает в

противоречие с нравственным чувством, с духовным "Я". А для того, что-

бы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное

"я" человека.

Ф.М.Достоевский.

Теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих»

Раскольников приходит к мысли, что не только исторический прогресс, но и всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах.

Жизнь и история как будто убеждают его, что все человечество подразделяется на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, - «твари дрожащие», «материал», создающий себе подобных, и есть люди необыкновенные, обладающие особыми способностями, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, - «сильные мира сего», такие как Магомет и Наполеон. Последние, двигая мир вперед, имеют право не останавливаться перед жертвами, насилием ради осуществления своих идей, которые принесут благо всему человечеству, и могут разрешить себе «кровь по совести», ни на секунду при этом не сомневаясь. Обыкновенные люди, по мнению Раскольникова, низки и подлы, переделать их «и труда не стоит тратить». Поэтому ими должен управлять человек иного склада, который вправе безнаказанно эксплуатировать народ, распоряжаться чужими жизнями. И главный довод Раскольникова - именно история, свидетельствующая о сочетании реформаторства и безнравственности, которое всегда было не наказуемо. И эта вседозволенность доступна только избранным, а для остальных нормы нравственности никто не отменял.

Создав свою антигуманную теорию, герой естественно задумывается, к какой же категории людей относится он сам. Велик соблазн назвать себя необыкновенным, каких можно перечислить по пальцам. Он уже верит, что является исключительной личностью. Родион мечтает о роли властелина. И лучший способ сделать свои мечты реальностью - убить вредную старуху, обладающую большим капиталом. Юноша начинает считать «низким жанром» свою причастность к миру простых людей с их обыденным сознанием и мелкими заботами: «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!» Страшная ненависть героя к «пустякам», постоянная досада на то, что он не властен «рассчитать себя», - прямое следствие его рабства в плену у бесчеловечной идеи. Желание испытать себя крепнет с каждым днем, оно мучает его, не дает покоя. Раскольников вступает в особые отношения с идеей: он беззащитен перед нею и перед ее властью. Он становится «человеком идеи», одержимым идеей. Идея же становится в нем силой, всевластно определяющей и уродующей его сознание и его жизнь, подчиняющей себе его волю. Она ведет самостоятельную жизнь: живет, собственно, не Раскольников - живет идея. Жизнь постепенно воспринимается им сквозь призму теории. Но лучшие душевные качества героя время от времени все же дают о себе знать. Мысль о преступлении в эти моменты кажется ему ужасной и отвратительной: «… неужели… я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой теплой крови…». Но пути назад уже нет, теория жаждет своего практического применения. Она направляет сознание Раскольникова в нужном ей направлении. Юноша начинает особенно остро реагировать только на те явления окружающего мира, которые подтверждают правоту идеи. Его восприятие жизни - предвзято. Так, Родион случайно слышит в трактире разговор студента и офицера о том, что не плохо было бы убить старуху-процентщицу и взять ее деньги: «… с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная… всем вредная, которая сама не знает, для чего живет… и завтра же сама собой умрет. С другой стороны, молодые свежие силы, пропадающие даром без поддержки… не загладится ли… крошечное преступленьице тысячами добрых дел?». Эта самая мысль захватила его всего с необыкновенной силой. Раскольников понимает, что не один хочет убить старуху, только не у кого не хватает смелости. В его сознании утверждается мысль взяться за топор.

Следующая «случайность», подталкивающая героя к преступлению, - разговор мещан и Лизаветы (сестры старухи и единственной ее сожительницы) на рынке, из которого герой узнает, что ровно в семь часов вечера Алена Ивановна останется дома совершенно одна. Он выделяет из всего услышанного символичные для его сознания слова: «самолично и порешите-с».

В последний же день перед убийством Раскольников действует машинально, «точно он попал клочком одежды в колесо машины и его начало втягивать». Родион идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над собой. Когда он не нашел топора, то «на него вдруг блеснул топор», то есть не герой заметил орудие убийства, а оно нашло его. Раскольников становится суеверным, видит в происшествиях последних дней какой-то особый смысл, разгадывая который он приходит к мысли, что ему суждено совершить это убийство и встать над законами жизни, над миром, обрести истинную свободу. Мы видим, как желание помочь всем обездоленным постепенно бледнеет на фоне тщеславия героя, который сначала хочет стать «благодетелем человечества», а потом и вовсе забывает о страдающих людях, стремится лишь к неограниченной власти и свободе. Главное - встать над всеми, а остальное уже неважно: «Я… для себя убил… а… стал ли бы я… благодетелем или… из всех живые соки высасывал, мне… все равно… было…». Но, прежде всего жизненной необходимостью юноши была самопроверка на «избранность». «… мне надо было узнать… поскорей… вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею…», - говорит Раскольников уже после совершения преступления. Становится ясно, что со временем благородное желание героя спасти всех «униженных и оскорбленных» превратилось лишь в оправдание ужасного, бесчеловечного, отвратительного ему самому поступка, который он никогда бы не совершил, не уверив себя в его непременно спасительной цели.


Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году, когда Россия вступила в фазу капитализма. Капитализм показан в романе как разрушительная стихия, Достоевский назвал его "диким капитализмом". Он несет людям обнищание, голод, гибель, унижения и приводит к дегуманизации общества. Замысел романа Достоевский вынашивал много лет. Тема разрабатывалась уже в романах " Униженные и оскорбленные" и "Записки из подполья".

"Преступление и наказание" - одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Это роман философский и психологический, в нем дается анализ не только внешнего мира, но и субъективные движущие мотивы поведения героя.

Теория Раскольникова - это социально-психологический эксперимент. Идеи, изложенные в теории, родились не в больной голове Родиона Раскольникова, а в передовых умах мировой элиты. В 1865 году вышла статья Наполеона III, где он разделил людей на необыкновенных и обыкновенных. Через год вышел роман "Преступление и наказание". Эти идеи витали в воздухе.

Вслед за Наполеоном III Раскольников тоже делит людей на обыкновенных и необыкновенных. За необыкновенными людьми он закрепляет право на преступление: "Необыкновенный человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, если исполнение его идеи того потребует". Раскольников ссылается на то, что великие личности, "творцы истории", Ликург, Магомет, Наполеон, не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Он уверен, что Ньютон имеет право перешагнуть через десяток, сотню, тысячу людей, чтобы его открытия и законы стали известны человечеству. Раскольников считает обыкновенных людей "материалом, служащим единственно для зарождения себе подобных", и если этот "материал" не замечает и презирает необыкновенных людей, то можно его и убрать, все равно новый народится.

Раскольников также в своей теории рассматривает случай, когда обыкновенные люди воображают себя передовыми. На это он замечает: "Они никогда далеко не шагают". И тут Родион начинает мучиться вопросом, обыкновенный он или необыкновенный: "Тварь я дрожащая или право имею?" Он высокомерно относит себя к необыкновенным, воображает себя богом и дает себе право решать, кто будет жить, а кто умрет.

Раскольников желает проверить свою теорию и узнать, сможет ли он переступить через себя, действительно ли он необыкновенный. На преступление он решился не сразу, а мучился целый месяц, но сестра Дуня, готовая на брак не по любви с Лужиным, чтобы Родион смог закончить университет, голодная мать, бедная Соня толкают его на убийство. Жизнь как будто специально не только не уводит героя от необдуманного решения, а, напротив, на каждом шагу наталкивает на него. "Я не хочу дожидаться всеобщего счастья. Я и сам хочу жить, а то лучше уж и не жить", - говорит он. Но, даже совершив преступление, он не раскаивается в содеянном, потому что уверен, что делал это для людей, что загладит свою вину сотней спасенных на старухины деньги душ. Но на самом деле Раскольников делал это не для людей, а для себя. Он, как истинный эгоист, причинил людям боль, чтобы проверить свою теорию. Совершив преступление, Раскольников с горечью осознает, что он не смог переступить через себя, что он обыкновенный человек: "Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить..." И теперь, при неудаче, этот поступок кажется ему глупым. Хотя, если бы Родиону и дали возможность исправить его чудовищное преступление, то он, мне кажется, совершил бы его повторно, потому что он свято верит в свою теорию, но утратил веру в Бога.

Теория толкнула Раскольникова на преступление, но и она же поддержала в трудные минуты отчаяния и страха, когда он хотел покончить с собой - утопиться: "Подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь".

Когда Раскольников пошел признаваться в содеянном в контору, он делал это не для себя, а для Сони, для матери, для Дуни, но только не по собственному хотению. Он не испытывает чувства раскаяния, он до сих пор считает, что это не преступление, и только убийство Лизаветы гнетет его: "То, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов просят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем и смывать его не думаю". Эти слова еще раз доказывают, что Раскольников отрекся от Бога, и поэтому-то он не может понять, что не имеет права решать, кто умрет, а кто останется жить. Все имеют равное право на жизнь.

Таким образом, Раскольников сам себе противоречит. Он жалеет бедных и обездоленных, помогает им. Он против мира, где царят зло и несправедливость. Но какими средствами он хочет достигнуть всеобщего счастья? Тем же злом и несправедливостью! Раскольников понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что теория здесь ни при чем, просто "я такая же вошь, как и все". Но именно это противоречие давит на него и рождает такие чувства, как отвращение к людям. Именно из-за этого все его теплые чувства к родным и близким людям и их чувства к нему вызывают у Родиона лишь страх и ненависть: "О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого!" Это и есть подсознательное чувство вины перед человечеством за свою жестокую теорию, которое Раскольников понять не в силах. Следовательно, Родион не может понять собственную душу и поэтому беспрекословно подчиняется теории, которая даже при неудаче кажется ему верной. Но она-то и является источником всех душевных мук Раскольникова!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения