Тема 10 первобытный мир 1 шаги человечества. Первобытный мир. Жизнь доисторического человека. человечества, когда основные орудия труда и оружие

Учитель истории.

Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня для вас загадка: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх?»

Происхождение человека - предмет научных дискуссий. Человечество развивалось долго и неравномерно.

Период первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

(слайд «Тема урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»)

Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

(слайд «Имя урока»)

Учитель начальных классов.

  1. Постановка проблемы.

Давайте посмотрим на рисунки.

(слайд «Обезьянка и человек»)

Чем древний человек отличался от животного?

Чем был похож на животное?

Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

(слайд «Таблица. Сходство и отличие»)

Посмотрите на рис.на с.47, Предположите, о чём мы будем говорить.

Совпали ли наши ответы, прочитаем текст на с.47.

Сегодня на уроке мы будем говорить о первобытном мире. Но давайте вначале посмотрим на ключевые слова урока.

(слайд «Ключевые слова»)

  • Эпоха
  • Первобытный мир
  • Прародина человека
  • Цивилизация
  • Племя
  • Мораль

Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты.

Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер.

А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта.

Что не поняла Анюта?

Какой возникает вопрос?

(Слайд «Ребёнок в колыбели»)

  1. Версии детей, актуализация знаний.

Что такое Первобытный мир?

(слайд «Лента времени»).

А что такое историческая эпоха?

Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных?

В каком возрасте у человека появляются приобретённые навыки?

Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

Слайд «Таблица. «Знаем – не знаем»

Посмотрите на таблицу. Вы можете сделать какие-то предположения по проблеме урока.

Учитель истории.

Мы знаем, когда появился первый человек.

А где он появился? Давайте посмотрим на карту учебника (с.48-49).

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
  1. Расселение первобытных людей по планете.

Какая территория изображена на ней?

Предположите, на каком континенте мог обитать первобытный человек?

В какой части света находится прародина (пояснить!) человечества?

Учёные-археологи обнаружили останки древних людей именно в Африке.

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Что означают на этой карте условные знаки?

Сделаем вывод: может ли эта карта помочь нам в решении проблемы?

Давайте выполним 1 и 2 задания к карте. (В какой части света находится прародина человечества? Как древние люди расселялись по планете?) Закрепляем.

(Слайд с анимационной картой)

Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка?

Учитель начальных классов.

Слайд «Таблица «Знаем - Не знаем»

ОСВАИВАЛИ ПЛАНЕТУ

2. Физминутка. Слайд «Эволюция человека»

Песня «Если б не было школ» (1 куплет)

3. Покорение природы людьми первобытного общества.

(Слайд «Охота на мамонта»)

Мы знаем, для чего древние люди объединялись в группы.

Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Учитель истории.

Работа в группах

У каждого из вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку. Собрав её, вы узнаете, чей род представляете (лисы, волки, медведи, зайцы)

(Или цветовая жеребьёвка: 1 группа (рыжий цвет) – род Лисы; 2 группа (бордовый цвет) – род Зайца; 3 группа (бурый цвет) – род Медведя); 4 группа (зелёный цвет) – род Волка).

Слайд «Задания группам»

Задания группам.

  1. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50)
  2. Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50)
  3. Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)
  4. Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? (с. 47 учебника).

Время подготовки – 3 мин.

Давайте сделаем выводы:

1) Стаи древнейших людей: без одежды и огня, едят плоды, коренья и мелких животных.

2) Общины древних людей: используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся.

3) Ранняя община людей современного вида: коллективная охота, лук со стрелами, простейшие жилища.

4) Общины современных людей: выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины.

Слайд «Выводы»

Почему люди должны были жить и трудиться сообща?

Что вам известно о достижениях первобытного общества?

Чем эта эпоха похожа на детство ребёнка?

Учитель начальных классов.

В колонку «Не знаем» вставляем:

УЧИЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ И ХОЛОДОМ

  1. Первобытная мораль.

(слайд «Люди на природе»)

Что такое «добро»?

Что такое «зло»?

Учитель истории.

Что считалось добром и злом в первобытном мире?

Представьте, что так бы рассуждали люди современного общества. Согласились бы вы с ними?

Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных?

Знаете ли вы, как называют представления о хорошем и плохом, о добре и зле?

Слышали ли вы слово «мораль»?

- Давайте заглянем в словарь! Найдите слово «МОРАЛЬ».

Учитель начальных кл.

ПЕРВОБЫТНАЯ МОРАЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ СОВРЕМЕННОЙ

Слайд «Таблица «Знаем-Не знаем»

- Заглянем в табличку «Не знаем»:

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Давайте поменяем название колонки «Не знаем» на «Мы узнали»

  1. Выражение решения проблемы.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? )

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Учитель истории.

  1. Применение новых знаний.

А теперь давайте проверим себя, что мы усвоили на уроке!

Слайд « Вставьте пропущенные слова»

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени .

Слайд

Выберите особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

Ходил на двух ногах , жил в пещере , изготовлял орудия труда , ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Включить песенку «Если б не было школ»

(слайд «Имя урока»)

Как вы думаете, ребята, почему мы слушали сегодня песенку?

У слова «школа» не одно значение…

Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

А сейчас?

Слайд «Счастливые дети»

Учитель началь. классов.

VI.Итог урока. «Свободный микрофон»

Что вам показалось трудным, непонятным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

VII.Домашнее задание.

(слайд «Домашнее задание»)

  1. Прочитать тему целиком
  2. Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)

- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня для вас загадка: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх?»

- Происхождение человека - предмет научных дискус с ий. Человечество развивалось долго и неравномерно.
Пер и од первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

(слайд «Тема урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»)

Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

(слайд «Имя урока»)


  1. Постановка проблемы.
- Давайте посмотрим на рисунки.

(слайд «Обезьянка и человек»)

Чем древний человек отличался от животного?

Чем был похож на животное?

Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

(слайд «Таблица. Сходство и отличие»)

Посмотрите на рис.на с.47, Предположите, о чём мы будем говорить.

Совпали ли наши ответы, прочитаем текст на с.47.

Сегодня на уроке мы будем говорить о первобытном мире. Но давайте вначале посмотрим на ключевые слова урока.

(слайд «Ключевые слова»)


  • Эпоха

  • Первобытный мир

  • Прародина человека

  • Цивилизация

  • Племя

  • Мораль

Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты.

- Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер.

- А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта.

Что не поняла Анюта?

Какой возникает вопрос?
(Слайд «Ребёнок в колыбели»)


  1. Версии детей, актуализация знаний.
- Что такое Первобытный мир?

(слайд «Лента времени»).
- А что такое историческая эпоха?
- Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных?

В каком возрасте у человека появляются приобретённые навыки?

Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

Слайд «Таблица. «Знаем – не знаем»

Посмотрите на таблицу. Вы можете сделать какие-то предположения по проблеме урока.
- Мы знаем, когда появился первый человек.

А где он появился? Давайте посмотрим на карту учебника (с.48-49).


  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

  1. Расселение первобытных людей по планете.
- Какая территория изображена на ней?

Предположите, на каком континенте мог обитать первобытный человек?

В какой части света находится прародина (пояснить!) человечества?

Учёные-археологи обнаружили останки древних людей именно в Африке.

Проследим по карте, как расселялись древние люди?
- Что означают на этой карте условные знаки?

Сделаем вывод: может ли эта карта помочь нам в решении проблемы?

Давайте выполним 1 и 2 задания к карте. (В какой части света находится прародина человечества? Как древние люди расселялись по планете?) Закрепляем.
(Слайд с анимационной картой)
- Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка?
Слайд «Таблица «Знаем - Не знаем»
ОСВАИВАЛИ ПЛАНЕТУ
2. Физминутка. Слайд «Эволюция человека»

Песня «Если б не было школ» (1 куплет)
3. Покорение природы людьми первобытного общества.

(Слайд «Охота на мамонта»)

Мы знаем, для чего древние люди объединялись в группы.

Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Работа в группах

У каждого из вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку. Собрав её, вы узнаете, чей род представляете (лисы, волки, медведи, зайцы)
(Или цветовая жеребьёвка: 1 группа (рыжий цвет) – род Лисы; 2 группа (бордовый цвет) – род Зайца; 3 группа (бурый цвет) – род Медведя); 4 группа (зелёный цвет) – род Волка).

Слайд «Задания группам»

Задания группам.


    1. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50)

    2. Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50)

    3. Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)

    4. Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? (с. 47 учебника).
- Время подготовки – 3 мин.
- Давайте сделаем выводы:

1) Стаи древнейших людей: без одежды и огня, едят плоды, коренья и мелких животных.
2) Общины древних людей: используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся.
3) Ранняя община людей современного вида: коллективная охота, лук со стрелами, простейшие жилища.
4) Общины современных людей: выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины.

Слайд «Выводы»

Почему люди должны были жить и трудиться сообща?
- Что вам известно о достижениях первобытного общества?

Чем эта эпоха похожа на детство ребёнка?

В колонку «Не знаем» вставляем:

УЧИЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ И ХОЛОДОМ


  1. Первобытная мораль.
(слайд «Люди на природе»)

Что такое «добро»?

Что такое «зло»?

- Что считалось добром и злом в первобытном мире?

Представьте, что так бы рассуждали люди современного общества. Согласились бы вы с ними?

Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных?

Знаете ли вы, как называют представления о хорошем и плохом, о добре и зле?

Слышали ли вы слово «мораль»?

- Давайте заглянем в словарь! Найдите слово «МОРАЛЬ».

ПЕРВОБЫТНАЯ МОРАЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ СОВРЕМЕННОЙ

Слайд «Таблица «Знаем-Не знаем»
- Заглянем в табличку «Не знаем»:

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
- Давайте поменяем название колонки «Не знаем» на «Мы узнали»


  1. Выражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? )
- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

  1. Применение новых знаний.
- А теперь давайте проверим себя, что мы усвоили на уроке!

Слайд « Вставьте пропущенные слова»

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Слайд

Выберите особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

Ходил на двух ногах , жил в пещере , изготовлял орудия труда , ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Включить песенку «Если б не было школ»

(слайд «Имя урока»)

Как вы думаете, ребята, почему мы слушали сегодня песенку?

У слова «школа» не одно значение…

Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

А сейчас?

Слайд «Счастливые дети»

VI .Итог урока. «Свободный микрофон»

Что вам показалось трудным, непонятным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

VII .Домашнее задание.

(слайд «Домашнее задание»)


    1. Прочитать тему целиком

    2. Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)

Урок окружающего мира по теме

«Первобытный мир – первые шаги человечества».

Цель: дать представление об эпохе Первобытного мира.

Задачи: формировать УУД

Познавательные: уметь добывать и сравнивать информацию; доказывать свою точку зрения; делать выводы;

Регулятивные: удерживать цель, осуществлять контроль по выполнению цели;

Коммуникативные через сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные через нравственно-этическое оценивание, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

1. Организационный момент. Аутотренинг на снятие тревожности.

Представьте, что перед вами зеркало. Смотрите в него и меняйте выражение лица с грустного и неуверенного на спокойное и довольное. Постарайтесь сохранить это выражение лица. Теперь распрямите плечи, поднимите голову, смотрите прямо и уверенно, дышите спокойно. Про себя повторяйте:»Я спокоен. У меня прекрасное настроение.»

В таком приподнятом настроении мы начинаем урок.

2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Какой раздел мы изучаем? (« Человек и человечество.»)

Как называется глава? («Человек и прошлое человечества»)

Что такое историческая эпоха? (Большой промежуток времени, часть истории человечества).

Расположите в нужной последовательности исторические эпохи (работа в группах):

Новое время.

Древний мир.

Средние века.

Новейший мир.

Первобытный мир.

В какое время мы живем? В каком веке?(В Новейшее время, в 21 веке.)

С какой эпохи правильнее начать изучение истории человечества?


Какая тема урока? (Первобытный мир.)

Чем эпоха Первобытного мира отличается? Когда она началась и когда закончилась?

О чем мы будем узнавать?

Какие версии происхождения человека вам известны? Какая считается основной?

Люди какой профессии внесли большой вклад в создание этой версии?

Представим, что каждая группа – это отряд археологов большой экспедиции. Мы будем добывать информацию по теме «Первобытный мир – первые шаги человечества.»

3. Постановка проблемы.

Вначале прочитаем диалог Компьютера и девочки.

Чтение текста в учебнике по ролям. (с. 47)

Что не поняла Анюта в словах Компьютера? (Человек 20 млн лет учился ходить?)

Какой возникает вопрос?

(Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?)

4. Открытие новых знаний.

1) Расселение первобытного человека. Работа с картой.

В какой части света находится прародина человечества? (Африка)

Как люди узнали об этом? (Именно здесь нашли самые древние кости человека)

Почему в Африке?

Проследите по карте, как древние люди расселялись по планете.

2) Как объединялись люди в условиях первобытного общества?

Стая древнейших людей;

Община древних людей;

Ранняя община людей современного вида

Община людей современного вида

Работа в группах. Рисунки (с.50) Каждой группе предлагается план.

1гр. Определить первые достижения стаи древнейших людей.

Чем первобытные люди отличаются от животных?

Есть ли на них одежда?

Чем занимаются?

2гр. Чем отличаются достижения общины древних людей от стаи древних людей?

Где живут первобытные люди?

Во что они одеты?

Как стали использовать огонь?

Чем занимаются?

3гр. Чем отличаются достижения общины людей современного вида от достижений ранней общины людей современного вида?

Как охотятся в одиночку или коллективно ? Почему?

Где живут? Дополнительная информация.

4гр. Чем отличаются достижения общины людей современного вида от достижений ранней общины людей современного вида?

Какие новые занятия у первобытных людей? Дополнительная информация.

Какие предметы научились изготавливать?

Физкультминутка: если произношу положительные эмоции – беремся за руки. поднимаем вверх, отрицательные – правая рука на левое плечо голову поворачиваем налево.

(грусть, восторг, отчаяние, радость, страх)

Представление информации.

Определите на доску опорные слова, каждая группа – свои.

(посуда, одежда, жилище, домашние животные, огонь, пища, орудия труда и охоты)

Обобщив, как можно сказать – что это?

(достижения, открытия первобытного человека)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытном мире.

Почему люди должны были жить и трудиться сообща, в общине? (Выжить человеку в дикой природе было очень сложно.)

Почему Первобытный мир называют детством человечества? (ребенок познает кроватку, комнату – человечество познавало планету; ребенок впервые учится кушать, одеваться и т. д. – первобытные люди учились выживать в мире)

3) Первобытная мораль.

Почему люди должны были жить и трудиться сообща? (Выжить человеку в дикой природе было очень сложно.)

А сейчас послушаем, как род лисы делил добычу после не очень удачной охоты.

По приказу старшей от небольшой туши животного отрезали лучшие куски.

(инсценирование отрывка с. 50)

Как вы считаете, справедливо это или нет? Почему?

Как называются представления о добре и зле? (мораль)

В чем же заключалась первобытная мораль? (Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени)

5. Первичное применение знаний.

Выполнение заданий в рабочей тетради. (по серии картинок)

Как бы поступили первобытные люди?

Как бы ты, человек 21 века, поступил в похожей ситуации?

Выразить свою позицию, аргументировать.

Чем отличается мораль современного человека от морали первобытной?

6. Итог урока. Рефлексия.

Какие новые сведения вы узнали?

Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.

Что хочется узнать по этой теме?

7. Домашнее задание:

Стр. 47-51 вопросы, рабочая тетрадь зад. 1-4, сообщения на выбранные темы..


Учитель МБОУ «Лицей» г.Арзамас

Суханова Ираида Анатольевна


Теории появления человека на Земле

человек –

творение Бога

случайность

особых

условий земли

человек – продукт

инопланетного

происхождения

человек -

результат

биологической

эволюции



Первобытными называют людей, живших до

изобретения письма, до появления первых государств

и больших городов.


Собирательство – собирание готовых видов пищи:

кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т.д.

В первобытном обществе собирательство

сосуществовало с охотой и рыболовством.



Ка́менный век - древнейший период в развитии

человечества, когда основные орудия труда и оружие

изготовлялись главным образом из камня,

но употреблялось также дерево и кость.

По особенностям каменных изделий каменный век делился на:

  • палеолит древнекаменный век;
  • мезолит среднекаменный век;
  • неолит новый каменный век.






Искусство – творческое отражение

действительности человеком.




Религия - вера в существование

высшей божественной силы.

О появлении каких новых взглядов у людей свидетельствует древний похоронный обряд?



Территория нашего края в то время –

тундра и лесотундра


Таяние ледника в Передней Азии засуха

гибель многих животных и растений.

Экологический кризис заставил людей начать искусственно разводить растения и выращивать животных.


Курица

одомашнена

9 тыс. лет наз.

Коза

одомашнена

9 тыс. лет наз.

Овца

одомашнена

10 тыс. лет наз.

Собака

одомашнена

15 тыс. лет наз.

Свинья

одомашнена

9 тыс. лет наз.

Буйвол

одомашнен

7 тыс. лет наз.

Лошадь

одомашнена

5,5 тыс. лет наз.

Осёл

одомашнен

6 тыс. лет наз.



Человек прямоходящий (Homo erektus) –

первый человек, вышедший за пределы Африки

Питекантроп

1 миллион

лет назад

Синантроп

500 – 700 тыс.

лет назад

Гейдельбергский

человек

400 тыс.л. назад

V мозга –

V мозга –

1000 см3 .

V мозга –

1000 см3 .

  • - 900 см3 .

Человек разумный ( Homo sapiens) .

30 – 40 тыс. лет назад.

Кроманьонцы

V мозга –

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской активности.

Задачи.

    узнать о появлении первых людей;

    выявить достижения людей Первобытного мира;

    объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

    учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

    создать образ эпохи Первобытного мира,

Оборудование:

демонстрационный материал:

    презентация

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери, в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир;

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир

    твой учебник математики;

    каменный топор;

    народная сказка;

    икона XY века;

    твой лицей;

Учебно-методический комплект

    Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.

    Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа, наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег,
Строил хижины и убивал он дичь.
И бросал он обезьянам громкий клич

Прочтите тему урока.

Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 1

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы.

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Результат : учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный, наглядный

Что такое Первобытный мир?

Существует несколько теорий происхождения человека. Что вы об этом знаете?

Первая эпоха всемирной истории

1.Человек произошёл от обезьяны.

2Божественная теория.

3.Космическая

Слайд 2

Какая теория происхождения человека изображена на этом слайде? Кто ёё автор?

1.Человек произошёл от обезьяны. Теория Дарвина.

Слайд 3

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Слайд4

Кто такой первобытный человек?

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Человек,живший в далёком прошлом

В детстве

СравнитьПервобытный мир с детством

Слайд4

Подведём итог.

Что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её « детством человечества»

Результат: учащиеся вспомнят основное понятие “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный, наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

Что умели делать первобытные люди?

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Ответы детей с опорой на изображения.

Слайды 5-9

Работа в группах.

Назовите отличие и сходство первобытных людей от животных.

Ходил на двух ногах
Жил в пещере
Не боялся огня
Изготовлял орудия труда
Одевался в шкуры животных
Общался с помощью речи
Ходил на охоту
В строении тела
Имел подвижные ловкие конечности
осваивали планету

Слайд10

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Давайте разбираться

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся.

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

Цель: найтиответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат:каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему

Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежать перегрузки учащихся, физическая релаксация.

Методы: словесный, практический.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найтиответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: 1)словесный:подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат:каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: « Почему

Первобытный мир называют "детством человечества"?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы.

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

Весь мир.

В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

Проговорить

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом.

Вывод.

Осваивали планету - дом, как ребёнок осваивает свой дом.

Осваивали планету.

Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

Ответы детей с опорой на слайды 12,13

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.

Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.

Вывод.

Учились бороться с голодом и холодом

Учились бороться с голодом и холодом .

Карточку поместить на доске

Возникновение искусства

Возникновение религии

Первобытная мораль

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.

Вывод.

Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске

Результат: в ходе оглашения результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения