Тадж махал город. Мавзолей Тадж-Махал — шедевр индийской архитектуры. фактов об архитектуре мавзолея

Тадж-Махал (Индия): архитектура, строительство, мифы

Тадж-Махал - это мечеть, совмещенная с мавзолеем, расположена в Агре на берегу местной реки Джамна. Доподлинно неизвестно о том, кто именно является архитектором данного здания. Это сооружение было построено по приказу Шах-Джанаха, который является прямым потомком знаменитого Тамерлана. Падишах Империи Великих Моголов возвел Тадж-Махал для своей супруги Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14 ребенка. Впоследствии тут был захоронен и сам Шах-Джахан.


Тадж-Махал (его еще называют просто «Тадж») является самым известным примером стиля архитектуры, который зародился в Монголии. Он вобрал в себе элементы исламского, индийского и персидского стилей архитектуры, так как в культуре монголов вообще много заимствований. Тадж-Махал получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в 83-ем году ХХ столетия. Его считают общепризнанным шедевром и жемчужиной мусульманской культуры, которой восхищаются люди с разных стран планеты.


Тадж-Махал является структурно интегрированным комплексом. Его строительство началось в 1632 году, а окончены работы были только к 1653 году, то есть длились более двух десятилетий. Над строительством объекта трудились около двадцати тысяч мастеров и обычных рабочих. Строительством также руководили ведущие архитекторы того времени, но доподлинно неизвестно, кто именно внес основной вклад в итоговый результат. Творцом этого знаменитого строения обычно считают Лахаури, но некоторые сведения говорят о том, что главным архитектором был уроженец Турции Мухаммед Эфенди. В любом случае на этот вопрос вряд ли уже удастся получить ответ.


Внутри мавзолея можно увидеть гробницы шаха и его супруги. Но на деле они захоронены не под гробницами, а чуть ниже, под землей.


Тадж-Махал - это пятикупольное здание, высота которого достигает 74 метров. Построено она на платформе с четырьмя минаретами по углам. Минареты имеют небольшой наклон в сторону от гробниц, чтобы в случае обрушения не повредить ее.


Рядом расположен сад с фонтанами. Стены выложены из полупрозрачного мрамора, который приходилось привозить сюда издалека. Кладка выполнена с инкрустацией из самоцветов. Благодаря этому стены при дневном свете выглядят белоснежными, на заре кажутся розовыми, а в лунную ночь имеют серебристый оттенок.


Строительство данного здания проходило в течение долгого времени и на объекте успели поработать более двадцати тысяч человек из разных концов страны, а также из других государств Азии и Ближнего Востока. Каждый из них внес свой вклад в итоговый результат.


Тадж-Махал возвели чуть южнее от Агры, которая была окружена высокой стеной, охранявший город. Шах-Джахан лично занимался выбором участка и обменял на него огромный дворец, который расположен в самом центре Агры. В итоге, строительство началось на площадке площадью примерно 1,2 гектара. Для начала землю перекопали и заменили грунт, а потом соорудили площадку, которая поднялась на пять метров выше уровня берега местной реки. В дальнейшем началось сооружения фундамента, который должен был стать основой массивного здания и при его возведении применялись самые современные на тот момент технологии. Основательно строили даже леса, которые были не бамбуковыми, как обычно, а кирпичными. Они получились настолько массивными, что мастера боялись, что после окончания строительства их придется разбирать в течение нескольких лет. Но получилось все несколько иначе. Придание говорит о том, что Шах-Джахан объявил о том, что любой может взять себе столько кирпича, сколько хочет и леса разобрали едва ли не за одну ночь, так как в те времена это был востребованный строительный материал.


Мрамор транспортировался с помощью специального пандуса, сооруженного из спрессованной земли. По нему тридцать быков тащили каждый блок к месту строительства. На нужный уровень блоки поднимали с помощью специально сконструированных механизмов. Близость реки также позволяла быстро добывать воду. Специальная канатная система позволяла наполнять резервуары максимально быстро, после чего из резервуаров вода по специально проложенным трубам транспортировалась непосредственно к месту строительства. Работа в этом смысле была проделана огромная.


Гробница и платформа были построены за 12 лет, а все остальные части комплекса строились еще десять. Строительство было поделено на этапы и во многом благодаря этому удалось добиться своевременной сдачи всех объектов. Силы не распылялись, а аккумулировались на конкретном виде работ.



Тадж-Махал в 1865 году

Строительные материалы свозились сюда со всей Индии и даже из соседних держав Азии, поэтому использовалось более одной тысячи слонов для их перевозки. Тадж-Махал строили действительно всей страной, и на его возведение ушло огромное количество сил, времени и денег.



Тадж-Махал в 1890 году


С самого начала своего существования Тадж-Махал был не только источником всеобщего восхищения, но и отличным поводом для создания мифов и легенд на его основе. Как известно, любую красивую историю окружает множество сопутствующих повествований, часть которых является правдой, а другая полной чушью и выдумкой. Порой невозможно разобраться, где правда, а где вымысел. Что именно является правдой, да и количество самих легенд не поддается исчислению, мы остановимся на самых примечательных.


Самый распространенный миф заключается в том, что Тадж-Махал должен был стать не единственным мавзолеем. Согласно легенде напротив него должен был появиться еще один мавзолей, но уже из черного мрамора. Вырасти новое здание должно было на другом берегу реки, но этому помешали определенные обстоятельства. Так, рассказывают, что Шах-Джахан банально не успел закончить строительство по причине того, что был низвергнут с престола собственным сыном и законным наследником Аурангзебом. Эту легенду подкреплял и тот факт, что на противоположенном берегу реки действительно со временем обнаружились руины из чёрного мрамора. Но все встало на свои места в конце двадцатого века, когда раскопки и исследования дали понять, что черный мрамор на самом деле является всего лишь почерневшим от времени белым мрамором. При этом пруд в Лунном саду (там должен был согласно приданию находиться второй мавзолей) был реконструирован, выяснилось, что отражение Тадж-Махала в воде пруда выглядит черным и его можно рассмотреть без проблем. Возможно, пруд был построен только для этих целей.

Нет доказательств и тому, что после завершения строительства архитектору отрубили руки, чтобы он не мог воссоздать такую красоту. По другой версии, строители подписывали специальный договор, что никогда не будут строить ничего похожего на Тадж-Махал. Подобные легенды сопровождают почти любое известное сооружение и являются фантазией чистой воды.

Еще одна легенда касается того, что в середине девятнадцатого века Уильям Бентинк планировал полностью уничтожить мавзолей и продать его мрамор на крупном аукционе. Скорее всего, данный миф возник после того, как Бентинк продал мрамор из конструкции одного из фортов в городе Агра, но подобных планов относительно усыпальницы у него не было.

Часто приукрашивают реальность и путеводители, согласно которым, Шах-Джахан после того, как был свергнут своим сыном, любовался Тадж-Махалом прямиком из-за решетки своей темницы. На самом деле ничего подобного не было, так как Шах-Джахана содержали в более чем комфортабельных условиях в Красном форе, расположенным в Дели. Оттуда Тадж-Махал, конечно, невозможно увидеть. Здесь рассказчики умышленно подменяют делийский Красный форт тем, что расположен в Агре. Из Красного форта в Агре действительно виден Тадж. Получается, что большинство мифов и историй про знаменитый мавзолей являются не более, чем самыми обычными выдумками, пускай и очень красивыми.


Тадж-Махал – признанный символ вечной любви, ведь он был создан ради женщины, покорившей сердце Императора Великих Моголов Шах-Джахана. Мумтаз-Махал была его третьей женой и умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Чтобы увековечить в памяти имя возлюбленной, падишах задумал грандиозный проект по возведению мавзолея. Строительство заняло 22 года, но сегодня это образец гармонии в искусстве, отчего туристы со всего мира мечтают посетить чудо света.

Тадж-Махал и его строительство

Чтобы возвести величайший в мире мавзолей, падишах задействовал более 22 000 людей со всей империи и прилегающих государств. Лучшие мастера трудились над мечетью, чтобы довести ее до совершенства, соблюдая полную симметрию согласно планам императора. Изначально участок земли, на котором планировалось установить гробницу, принадлежал махарадже Джай Сингху. Шах-Джахан отдал ему взамен на пустующую территорию дворец в городе Агра.

Сначала проводились работы по подготовке почвы. Территорию, превышающую по площади гектар, перекопали, заменили на ней грунт для устойчивости будущего здания. Фундаментом стали вырытые колодцы, которые заполнили бутовым камнем. В ходе строительства использовался белый мрамор, который приходилось везти не только из разных уголков страны, но даже из соседних государств. Чтобы решить проблему с транспортировкой, пришлось специально изобрести повозки, сконструировать подъемный пандус.

Только усыпальница и платформа к ней строились около 12 лет, остальные элементы комплекса возводились в течение других 10 лет. За эти годы появились следующие сооружения:

  • минареты;
  • мечеть;
  • джаваб;
  • Большие ворота.


Именно из-за такой протяженности во времени, нередко возникают споры относительно того, сколько лет строили Тадж-Махал и какой год считать моментом окончания работ по возведению достопримечательности. Строительство началось в 1632 году, а все работы завершились к 1653, сам мавзолей был готов уже в 1643. Но как бы долго не длились работы, в результате в Индии появился поражающий воображение храм высотой 74 метра, а окружают его сады с впечатляющим бассейном и фонтанами.

Особенность архитектуры Тадж-Махала

Несмотря на то, что постройка является настолько значимой с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверной информации о том, кто на самом деле был главным архитектором усыпальницы. В ходе работ привлекались самые лучшие мастера, был создан Совет архитекторов, а все принимаемые решения исходили исключительно от императора. Во многих источниках считается, что проект создания комплекса исходил от Устад Ахмад Лахаури. Правда, при обсуждении вопроса о том, кто построил жемчужину архитектурного искусства, нередко всплывает имя турка Иса Мухаммед Эфенди.

Впрочем, не имеет особого значения, кто построил дворец, так как он является символом любви падишаха, стремившегося создать уникальную усыпальницу, достойную его верной спутницы жизни. По этой причине в качестве материала был избран белый мрамор, обозначающий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы украшены драгоценными камнями, выложенными в затейливые картинки, чтобы передать удивительную красоту жены императора.

В архитектуре переплетаются несколько стилей, среди которых прослеживаются нотки из Персии, ислама и Средней Азии. Главными достоинствами комплекса принято считать шахматный пол, минареты высотой в 40 метров, а также удивительный купол. Особенностью Тадж-Махала является использование оптических иллюзий. Так, например, надписи из Корана, написанные вдоль арок, кажутся одинакового размера на всей высоте. На самом деле буквы и расстояние между ними сверху значительно больше, чем внизу, но человек, заходящий внутрь, не видит этой разницы.

На этом иллюзии не заканчиваются, так как наблюдать за достопримечательностью нужно в разное время суток. Мрамор, из которого он сделан, полупрозрачный, поэтому днем кажется белым, на закате солнца приобретает розоватый оттенок, а ночью под лунным светом отдает серебром.

В исламской архитектуре невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько мастерски был сделан памятник из мозаики, не может не впечатлить. Если приглядеться, можно заметить десятки драгоценных камней, инкрустированных всего на паре сантиметров. Такие детали встречаются внутри и снаружи, потому что весь мавзолей продуман до мелочей.

Вся конструкция имеет осевую симметрию снаружи, поэтому некоторые детали были достроены лишь для поддержания общего вида. Интерьер также симметричен, но уже относительно гробницы Мумтаз-Махал. Общую гармонию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое уже после его смерти установили рядом с возлюбленной. Хотя для туристов не имеет значения, как выглядит симметрия внутри помещения, потому что оно украшено настолько изысканно, что взгляд разбегается, и это учитывая то, что большую часть сокровищ разграбили вандалы.

Для возведения Тадж-Махала потребовалось установить массивные леса, при этом решено было использовать для этого не привычный бамбук, а прочный кирпич. Мастера, работавшие над проектом, утверждали, что разбирать созданную конструкцию придется годами. Шах-Джахан пошел другим путем и объявил, что каждый желающий может забрать столько кирпичей, сколько сможет унести. В результате конструкция была разобрана жителями города за несколько дней.

История гласит, что по завершении строительства император приказал выколоть глаза и отрубить руки всем мастерам, сотворившим чудо, чтобы они не могли воспроизвести подобные элементы в других работах. И хотя в те времена многие действительно использовали такие методы, считается, что это лишь легенда, и падишах ограничился письменным заверением о том, что архитекторы не будут создавать похожий мавзолей.

На этом интересные факты не заканчиваются, ведь напротив Тадж-Махала должна была быть такая же гробница для индийского правителя, но из черного мрамора. Об этом кратко было изложено в документах сына великого падишаха, но историки склоняются к тому, что в них речь шла об отражении существующей усыпальницы, которая из бассейна кажется черного цвета, что также подтверждает страсть императора к иллюзиям.

Существуют споры о том, что музей может разрушиться из-за того, что река Джамна с годами мельчает. Недавно на стенах были найдены трещины, но это вовсе не значит, что причина кроется лишь в реке. Храм расположен в городе, где на него влияют различные факторы, связанные с экологией. Некогда белоснежный мрамор приобретает желтый оттенок, поэтому его приходится часто чистить белой глиной.

Для тех, кому интересно, как переводится название комплекса, стоит сказать, что с персидского оно значит «величайший дворец». Впрочем, существует мнение, что тайна кроется в имени избранницы индийского принца. Будущий император был влюблен в свою кузину еще до брака и называл ее Мумтаз-Махал, т. е. Украшение Дворца, а Тадж, в свою очередь, значит «венец».

Туристам на заметку

Не стоит и перечислять, чем знаменит великий мавзолей, ведь он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается Новым чудом света. В ходе экскурсии обязательно расскажут романтичную историю о том, в честь кого был построен храм, а также дадут краткое описание этапов строительства и откроют секреты, в каком городе есть похожее строение.

Чтобы посетить Тадж-Махал, потребуется адрес: в городе Агра необходимо добраться до State Highway 62, Tajganj, Uttar Pradesh. Фотографии на территории храма разрешается делать, но только на обычную аппаратуру, профессиональное оборудование здесь строго запрещено. Правда, многие туристы делают красивые фото за пределами комплекса, просто нужно знать, где находится смотровая площадка, с которой открывается вид сверху. На карте города обычно указывается, откуда можно увидеть дворец и с какой стороны открыт вход на территорию комплекса.

Тадж-Махал является, наверное, самым известным и самым привлекательным туристическим объектом в Индии. И понятно, почему – он потрясающе красив. Он – чудо. Его хотят увидеть очень многие, и за год его посещают от 3 до 5 миллионов туристов. Хотя с формальной точки зрения Тадж-Махал представляет не индийскую, а персидскую архитектуру. Но именно он стал визитной карточкой Индии.

Как известно, Тадж-Махал построен по повелению падишаха империи великих моголов Шах-Джахана в память о любимой жене Мумтаз-Махал, которая умерла в 14-х родах.

Да уж, по нынешним временам не стала бы рожать этого ребёнка, детей уже и так более чем достаточно. И жили бы они долго и счастливо.

Но кто бы тогда знал о 3-й жене пятого могольского падишаха. А так безутешный Шах-Джахан (что значит «повелитель мира») повелел построить усыпальницу для любимой. Которую и строили более 20 лет (с 1630 по 1652 годы) примерно 20 000 рабочих под руководством архитекторов со всего мусульманского мира. Для перевозки грузов в строительстве были задействованы до тысячи слонов и множество лошадей и волов.

Белоснежный мрамор на строительство привозили за 300 км, а другие материалы для возведения усыпальницы доставлялись не только со всей Индии, но и из-за рубежа.

Когда Тадж-Махал был построен, проблему разборки лесов и вспомогательных сооружений решили, как и после строительства нашего Зимнего дворца. А именно — разрешили окрестным жителям забирать эти материалы бесплатно. Что и было сделано за очень короткий срок (по легенде — за одну ночь).

Имена архитекторов, руководивших созданием чуда, известны. Это Дешенов-Ану, Макрамат Хан и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают перса Лахаури. По другой версии, главным архитектором был турок Иса Мухаммед Эфенди.

Есть легенда, что мастеров, сотворивших чудо, ослепили и отрубили им руки, дабы не сотворили ничего подобного. Но вроде бы это лишь легенда, подтверждений ей нет.

Потрачено на строительство Тадж-Махала было столько, что казна практически опустела, и огромное и богатейшее государство моголов стало приходить в упадок. В этом я сомневаюсь. Уж больно богатая страна Индия.

Тем не менее, после завершения строительства Шах-Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заточён в тюрьму. Строительство такого же, но чёрного мавзолея, симметричного белому, на другом берегу реки Джанмы, прекращено. Про чёрный мавзолей многие исследователи говорят, что это всего лишь легенда. Но согласитесь, красивая. А судя по одержимости создателей мавзолея идеей симметрии, и правдоподобная.

Аурангзеб, хоть и держал отца 20 лет в тюрьме, всё же похоронил его рядом с Мумтаз-Махал, его любимой женой и своей матерью. И надгробье Шах-Джахана, которое побольше, чем надгробье Мумтаз-Махал, — это единственное, что не симметрично в полностью симметричном Тадж-Махале.

А вот жалостливый рассказ о том, что Шах-Джахан 20 лет, которые он провёл в заточении в Красном форте, смотрел из окна на мавзолей любимой, — всего лишь легенда. Да, он был заточён в Красном форте, но не в Агре, а в , за 250 км от Агры.

Тадж-Махал по мере упадка государства Великих Моголов тоже стал потихоньку приходить в запустение.

Англичане, захватившие Индию после моголов, даром что цивилизованные и образованные, потихоньку выковыривали полудрагоценные камни из стен мавзолея. И при них его золотой шпиль был заменён на точную бронзовую копию.

После получения Индией независимости Тадж-Махал стал важнейшим музеем, а в 1983 году был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из-за превышения концентрации вредных веществ в воздухе мрамор темнеет. Но каждый год Тадж-Махал чистят, и, на мой неискушённый взгляд, выглядит он отлично. Вызывает опасение обмеление реки Джанма и, как следствие, проседание грунтов в основании мавзолея.

И ещё. Индуистские националисты говорят, что Тадж-Махал — не индийское произведение, что построен он на месте разрушенного индуистского храма и потому нужно бы его снести. Насколько это серьёзно, говорит тот факт, что вице-премьеру Индийской республики пришлось посетить Тадж-Махал и после этого сделать заявление, что он очень красив и, поскольку строили его индийцы, то является индийским творением.

Экскурсия в Тадж-Махал

Утро выдалось несколько туманным. Что настораживало, поскольку в интернете пишут, что зимой можно и совсем не увидеть Тадж-Махал из-за тумана. Как написала одна туристка: «Смогла его только пощупать».

Нас привезли на автобусе с электродвигателем к кассам Тадж-Махала. Машинами с двигателями внутреннего сгорания там пользоваться нельзя, чтобы не загрязнять воздух.

Мы купили билеты, для иностранцев они стоят 1000 рупий, это самая дорогая экскурсия в туре « ».

Нас проверили не менее строго, чем при посадке в самолёт, с прохождением через рамку и ощупывание.

На входе стоят огромные красные ворота с 11-ю маленькими башенками. Это характерная особенность мусульманских сооружений в Индии: в окружённый стенами двор можно попасть через ворота с башенками.

Пройдя через относительно небольшую арку, наконец, выходишь к Мавзолею. Здесь первое чудо: когда идёшь через арку, Тадж-Махал кажется огромным и занимает весь проём, а когда выходишь, то видишь, что до него далеко, и он кажется маленьким. Тут возникает первое «ах».

До Тадж-Махала идёшь вдоль вытянутого прямоугольного бассейна, дно которого окрашено в синий цвет. Поэтому вода кажется синей. Вода, надо отдать должное, прозрачная, чего в условиях тропиков добиться очень трудно. А вот дно бассейна не очень чистое.

Дорожки, ведущие к мавзолею, обсажены невысокими кипарисами, вдоль них разбиты стриженые газоны. Говорят, что изначально здесь были разбиты цветники из роз, а газоны – это уже английское нововведение. Англичане не знают ничего краше ровных газонов, а здесь, думается, лучше бы подошли розы.

Тадж-Махал лучше всего смотрится издалека. Что тут сказать: чудо – оно и есть чудо, это нужно видеть.

Перед тем, как подняться к самому мавзолею, нужно надеть выдаваемые при покупке билета белые бахилы.

Когда подходишь, то становятся видны швы между мраморными блоками, минареты становятся похожими на обычные маяки. Не воспринимается Тадж-Маахал по частям, не распадается. Его нужно видеть целиком.

С высокой, вымощенной мраморными плитами площадки вокруг мавзолея видна неприглядная река Джамна с мутной водой. Река со стороны мавзолея и с противоположного берега огорожена колючей проволокой. В нашу бытность в воде около берега лежала дохлая корова. Говорят, с другого берега полюбоваться Тадж-Махалом сейчас не получится. «Там живёт армия», — сказал гид.

Но и рядом Тадж-Махал красив. Впечатляют узоры из мрамора и мозаики из полудрагоценных камней. Украшают стены и изящные арабские надписи.

Внутри мавзолея фотографировать нельзя. Но я этого не понял и сделал несколько кадров, пока мне не сказали. Однако внутри и нет ничего особенного. Там стоят 2 надгробия, побольше – шаха, поменьше – Мумтаз-Махал. Свет проникает через ажурные мраморные решётки, но его мало. Внутри – полутьма.

По бокам от мавзолея ещё 2 симметричных здания. Одно – действующая мечеть, другое – караван-сарай, или, по-русски, гостиница. Они тоже неплохи, но никакого сравнения с мавзолеем.

Тадж Махал и интересные факты о нём привлекают внимание множества туристов. В 2014 году там побывало около 6.5 млн человек. Более 53 событий, обстоятельств и историй о строительстве и архитектуре, о прошлом и сегодняшнем дне памятника собраны и изложены для вас кратко в этой статье.

Тамерлан и его влюблённый потомок Джахан

Тадж Махал построили из белого мрамора
  1. На территории современного Узбекистана в 14 веке жил полководец Тамерлан или Тимур — основатель империи Тимуридов (совр. Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан, Иран, Ирак). Его потомок, правитель империи Великих Моголов (Тимуридское государство на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш, юго-восточного Афганистана) в 1627-1658 годах — падишах Шах-Джахан I, обессмертил своё имя постройкой Тадж Махала.
  2. Тадж Махал — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре (Индия).
  3. Чтобы с помощью архитектуры передать красоту своей любимой жены, умершей во время 14-х родов, падишах обменял дворец в центре столицы на землю (чуть больше гектара) в 7 км от города на берегу священной реки Ямуны (Джамуны).
  4. Вскоре после строительства мавзолея сын падишаха стал управлять государством, а отец продолжал комфортно жить в форте Дели. После смерти его похоронили рядом с женой. Этот факт преподносят как свержение отца и заточение его в тюрьму. Мнение индийских историков можно узнать из публикации «Тадж Махал, Тамерлан и любовь с первого взгляда» на канале Дзен Архитектура .

6 интересных фактов о том, как строили Тадж Махал

  1. В работах были заняты 22000 мастеров из Средней Азии, Персии, Ближнего Востока. 37 специалистов отвечали за художественный облик комплекса:
    • скульпторы из Бухары
    • каллиграфы из Сирии и Персии;
    • мастера инкрустации из Южной Индии;
    • каменотёсы из Белуджистана.
  2. Для подвоза строительных материалов был создан специальный 15-километровый пандус, по которому 30 быков тащили блоки мрамора в специально спроектированных для этого повозках.
  3. Более 1000 слонов привозили материалы из разных частей Великой Моголии.
  4. Вода для строительства доставлялась из реки с помощью канатно-вёдерной системы.
  5. Строительство гробницы заняло около 12 лет. Чуть меньше потребовалось для остальных частей комплекса: минаретов, мечети, Больших ворот, сада. Но по времени комплекс строился в два раза дольше, чем новая столица Моголии (на территории нынешнего Дели).
  6. Площадку для строительства подняли на 5о метров выше уровня уровня реки с заменой грунта.

26 фактов об архитектуре мавзолея


Центральный зал мавзолея с кенотафами падишаха и его жены
  1. Тадж Махал (или Тадж) признан лучшим образцом могольского архитектурного стиля — «жемчужиной мусульманской архитектуры в Индии». Он (стиль) возник на синтезе индийского, персидского и арабского архитектурных стилей.
  2. Внутри расположены 2 гробницы: шаха и его жены Арджуман Бану Бегум , которые находятся в земле под кенотафами.
  3. Вдохновленный стихом Бибадала Хана, придворного ювелира и поэта, Шах-Джахан задумал комплекс как копию дома дорогой Мумтаз (титул жены падишаха) в раю. В этом — предназначение большинства погребальных архитектурных сооружений моголов.
  4. Архитектура Таджа обладает мистическим воздействием: взаимодействие декора, геометрии, материалов, акустики влияет на ум, чувства и дух человека. Мавзолей уникален комбинацией своей простоты и великолепия. Неограниченная щедрость Джахана в совокупности с изысканной работой лучших мастеров производят гипнотизирующее впечатление. Об этом в Иллюзиях и тайнах Тадж Махала на канале Дзен Архитектура.
  5. Внутренний зал Тадж Махала имеет форму идеального восьмиугольника и окружен восемью комнатами с проходами. Этот приём создаёт ауру торжественной безмятежности.
  6. Его символизм многогранен: от комбинаций материалов и цвета, сообщающих о принадлежности к высшим классам общества, до метафор растений, которые придворные летописцы использовали, чтобы восхвалять достоинства личности падишаха и его семьи. Например, в кенотафе падишаха есть чернильница, а жены — поверхность для письма. Эти детали символизируют, что мужчина пишет свои желания на сердце женщины.
  7. В интерьере мавзолея есть время реверберации (время, затрачиваемое на погашение эхо) — 28 секунд. Это сделано специально для того, чтобы слова молитвы о душе любимой Мумтаз, задерживались в воздухе.
  8. Комплекс имеет осевую симметрию относительно могилы Мумтаз-Махал. Лишь гробница самого Шах-Джахана нарушает её.
  9. Со всех сторон Тадж Махала расположены водоёмы, в которых при определённом ракурсе полностью отражается здание.
  10. При строительстве использовали белый мрамор из Раджастана, который на дневном солнце имеет ослепительно-белый цвет, на восходе — молочно-белый или розовый, а при луне — серебристый. По качествам своим этот мрамор считается лучшим в мире. Шах-Джахан запретил использовать его для строительства любых других объектов.
  11. Тадж Махал в свете утренней зари

  12. 4 башни-минарета чуть отклонены в сторону на случай землетрясения. На них арабской вязью запечатлены Священные стихи Корана.
  13. Архитектором самого впечатляющего, главного купола считается Исмаил Афанди из Турции. Снаружи его высота составляет 44,4 метра, а внутри — 24,35 м.
  14. Купола увенчаны позолоченными фигурами в персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из чистого золота, но в 19 веке заменён на бронзовый.
  15. Все декоративные элементы дизайна действующих минаретов украшены позолотой.
  16. До разграбления мавзолея на кенотафе Мумтаз один из цветков был инкрустирован 35 различными драгоценными камнями , в том числе, привезённым с Урала, малахитом.
  17. Ма стерски сделанные мраморные решетки окружают кенотафы над могилами.
  18. Чего мы не видим сейчас , так это чаши, полные драгоценностей на могиле Мумтаз Махал, персидские ковры на полу, серебряные дверные проемы и нависающие люстры, которые когда-то составляли внутренний декор.
  19. Потолок украшен цветочными узорами и геометрическими рисунками — пол.
  20. Самым впечатляющим видом декора можно назвать каменную инкрустацию. Цветки разработаны до мельчайших деталей, и каждая точка и алфавит Священного Корана аккуратно выгравированы, вырезаны и инкрустированы до совершенства.
  21. Купол зала внутри украшен в виде солнца.
  22. С трёх сторон комплекс окружён зубчатыми стенами из красного песчаника. Сторона вдоль реки осталась открытой.
  23. Комплекс содержит дополнительные мавзолеи для других жён Джахана и один для любимого слуги Мумтаз.
  24. Главные ворота повторяют сводчатые проходы усыпальницы, арки украшены тем же декором. Первоначально они были сделаны из серебра и назывались «Ворота в Рай».
  25. Никакие мастера и дизайнеры не смогут воспроизвести этот шедевр сегодня.

Райские кущи

  1. Сад вокруг усыпальницы символизирует Эдем.
  2. Священная Ямуна была включена в дизайн сада, как одна из рек Рая.
  3. Приподнятый мраморный бассейн в центре, Аль Каусар, олицетворяет райский источник, о котором говорится в Коране. От него в четыре стороны света отходят широкие и неглубокие каналы, разделяя сад на четыре равные части.
  4. В первоначальном виде сад поражал разнообразием растительности и был спланирован по примеру персидских садов. В нём были изысканные сорта роз, нарциссы, лилии, ирисы, плодовые деревья и цветущие кустарники. Но со временем, когда империя ослабла, сад пришёл в запустение.
  5. Сегодняшний дизайн ландшафта — английский стиль.

Тадж Махал: интересные факты настоящего времени

  1. Тадж Махал входит в список «7 новых чудес света», который был составлен в 2007 году путём голосования более чем 100 млн. человек.
  2. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО с 1983 года.
  3. Войти в гробницу можно только сняв обувь или в одноразовых бахиллах.
  4. Раньше можно было подняться наверх минаретов, чтобы полюбоваться видом. Но после случаев самоубийства влюблённых вход наверх закрыли.

Интерьер Тадж Махала

Мифы и легенды

Любовь с первого взгляда

Принц прогуливался по базару Агры (своей столицы), когда увидел в 19-летнюю девушку. Любовь к красавице с первого взгляда покорила сердце юноши. Мумтаз-Махал была столь же мудра, сколь красива.


Портреты Мумтаз и Шах-Джахана

Будучи его главной женой, она сопровождала мужа во всех военных походах, поддерживала его и давала советы. За 17 лет счастливой жизни у них родилось 14 детей. Последние роды проходили в полевых условиях и 38-летняя женщина умерла. Спустя 6 месяцев, вернувшись в Агру, падишах принял решение о строительстве мавзолея, чтобы выполнить последнее желание любимой.

В придворных летописях говорится о том, что Арджуман Бану Бегум была племянницей любимой жены отца принца Хуррама (будущего императора). В возрасте 14 лет их с принцем обручили. По рекомендации придворных астрологов свадьба состоялась через 5 лет. Так что, действительно, девушке было в этот момент 19 лет.

Арджуман стала его третьей женой. После свадьбы супруг стал называть её Мумтаз-Махал, что означает «Избранная дворца», т.к. по внешности и характеру она стала для него лучшей. Впоследствии Шах-Джахан взял ещё двух жён, но любимой оставалась Мумтаз. Историю отношений между ними записывали придворные летописцы, за чем лично следил падишах.

Тайна Чёрного Тадж Махала

Ходит легенда, что Шах-Джахан хотел построить ещё один дворец на противоположном берегу реки, но уже из чёрного мрамора. Эти слухи стали распространяться после записок Жана-Батиста Тавернье. Он держал в своих руках европейскую торговлю бриллиантами с Индией и ездил туда пять раз. После путешествия в Агру в 1665 году (через 8 лет после окончания строительства) он записал впечатления о мавзолее, в том числе о на противоположном берегу реки. Однако, свергший его сын запретил строительство.

Куски чёрного мрамора, лежащие на противоположном берегу, вполне соответствовали этой гипотезе. Но в 90 годах ХХ столетия археологические раскопки обнаружили, что на самом деле куски «чёрного» мрамора являются почерневшим белым мрамором. Когда в 2006 году закончили реконструкцию Лунного сада (парка Агры на противоположном берегу Ямуны), то обнаружилось, что самый красивый вид на Тадж открывается отсюда. А второй мавзолей — это полное отражение дворца в воде.

Щедрость падишаха

Вместо лёгких строительных лесов для работ вокруг строения были сооружены капитальные леса из кирпича. Для их полного снятия требовались многие месяцы. Говорят, чтобы ускорить процесс, падишах объявил, что кирпичи может забрать домой любой в неограниченном количестве. А так как кирпич по тем временам был ценным строительным материалом, потребовался всего один день для разбора лесов.

Спасение Тадж Махала

  1. В конце 19 века во время гражданского восстания в Индии комплекс разграбили. Английские колонисты вырубали драгоценные материалы из стен здания, растаскивали золотые и серебряные детали зданий. Лорд Джордж Натаниэл Керзон, будучи вице-королём Индии, задумал масштабную реконструкцию для восстановления великолепия мечети. В 1908 году работы были завершены. Сад переделали под британский ландшафтный стиль. На месте украденных серебряных ворот поставили медные. Золото заменили на бронзу.
  2. Во время войн в 1942, 1965, 1971 годов правительство маскировало Тадж Махал строительными лесами. Благодаря этому здание сохранилось.
  3. Недавно в стенах Тадж Махала обнаружены трещины. Специалисты связывают это с обмелением реки Ямуны. Это ведёт к изменению структуры почвы. Есть мнение, что мавзолей проседает и может со временем разрушиться.
  4. Мрамор начал терять свою легендарную белизну. Объясняют это загрязнением воздуха. Поэтому в городе Агора, где расположен комплекс, закрыли многие производства, но не все, а к самому памятнику можно подъехать только на электрическом транспорте или подойти пешком.
  5. Мрамор приходится регулярно чистить специальной глиной, чтобы поддерживать его белизну.
  6. Из-за загрязнения Ямуны сильно увеличилась популяция насекомых, которые оставляют на белом мраморе свои зелёно-черные экскременты. Для этого надо прекратить сброс в реку из 52 труб, чтобы естественным образом решить вопрос.
  7. South China Morning Post сообщила, что власти Индии собираются ограничить доступ к памятнику в целях его сохранности.

Ещё несколько интересных фактов о Тадж Махале в видео

Интересно узнать Ваше мнение об этом совершенном памятнике архитектуры. Хотелось бы Вам осмотреть его в живую? Или предпочитаете наслаждаться его величием дома? Пишите в комментариях.
Делитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы иметь интересную тему для беседы.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.

Шах Джахан или «Властитель мира» - один из императоров династии Великих Моголов. По его велению в государстве были построены великолепные архитектурные памятники: главным из которых стал мавзолей Тадж-Махал в Агре, где нашла свое пристанище любимая жена императора, а позже и он сам.

Шах Джахан был третьим сыном падишаха Джахангира и по своему рождению не мог претендовать на престол.

Но путем интриг, борьбы с отцом и братьями, а также удачной женитьбы на племяннице своего отца в 1627 году он становится во главе большой империи Бабуридов. При нем государство достигло своего пика могущества и процветания. Доходы выросли, а императорские дворцы по роскоши могли сравниться с лучшими королевскими домами Европы.

Предыстория

Шах-джахан был женат несколько раз, по традиции имел и большой гарем. Но по утверждению историков всю свою жизнь он любил одну женщину. Некоторые источники рассказывают красивую историю о том, как юный шахзаде увидел на рынке прекрасную девушку и влюбился в нее.

Очень хочется верить в эту красивую сказку о Золушке. Но все было гораздо прозаические. Бану-Бегум являлась дочерью главного министра империи и приходилась принцу двоюродной сестрой. До свадьбы влюбленным пришлось ждать целых пять лет. Во-первых, потому что первой женой шахзаде стала персидская принцесса, это был выгодный династический брак. Во-вторых, всю свою жизнь королевские особы Востока сверяли со звездами. И благоприятный момент для очередной женитьбы выпадал на 1612 год. Юношеская любовь выдержала испытание годами. Во время свадьбы император подарил невестке новое имя. Так, появилась Мумтаз-Махал, что значило «украшение дворца».


Трудно представить, какие страсти кипели в императорском гареме. Отвергнутая старшая жена плела интриги, участвовала в заговорах, устраивала скандалы. Известен случай, когда Бану-Бегум чуть не отравили. И хотя правитель честно исполнял в гареме свой супружеский долг, на долгие годы его сердце оказалось в плену у Мумтаз-Махал.

Она была не просто женой, но и верной подругой, соратницей, компаньонкой. А также сопровождала мужа в его походах.

Женщина присутствовала на важных совещаниях, к ее советам прислушивались. О ее положении свидетельствовало хотя бы то, что Мумтаз было доверено хранение государственной печати. И все это несмотря на то, что любимая женщина падишаха исправно приносила почти каждый год по ребенку. Император называл жену Лалой, что переводилось как «капля рубина». В честь Мумтаз-Махал устраивались грандиозные праздники и шествия. Из всех падишахских жен лишь для нее был заказан портрет, хотя ислам и запрещал изображать живых людей.


Мелкие пакости гаремных жен не омрачали счастье Шаха Джахана и его возлюбленной. В 1627 году после смерти отца тогда еще шахзаде провозглашает себя властителем империи Моголов. Теперь у него есть все: трон, страна, любимая жена. Но счастье длится недолго. Спустя три года императору приходится отправиться на подавление восстания в провинцию Бурханпур. Верная супруга, хотя и была на последних сроках беременности, снова сопровождает мужа. Прибыв на место, Мумтаз-Махал родила четырнадцатого ребенка и умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она прожила в браке с Шахом Джаханом.

Император поклялся умирающей жене, что позаботится о старшей дочери Джаханаре и построит в честь своей любви великолепную усыпальницу.

Второе обещание было выполнено, и уже какой век весь мир любуется Тадж-Махалом - символом великой любви и безмерной скорби. Его строительство стало смыслом жизни императора. А вот дочь сама была вынуждена заботиться о своем отце. Она постаралась вывести его из глубокого траура, который длился несколько лет, а затем заняла в иерархии дворца место своей покойной матери.

Умершую жену Шах Джахан похоронил в провинции Бурханпур. Спустя несколько месяцев тело было перевезено в Агру, где снова было предано земле на берегу Ямуны. А император уже планировал возведение мавзолея для Мумтаз-Махал. Тадж-Махал строился более двух десятилетий.

Проект и строительство

Выбор императора пал на город Агру. В XVII веке он по значимости стоял на одном уровне с Дели. Удачным оказалось и место последнего упокоения Мумтаз-Махал. За несколько веков усыпальница не пострадала ни от одного землетрясения.

Строители приступили к возведению усыпальницы в 1632 году. Со всей страны было собрано более 22 тысяч искусных мастеров и просто рабочих, которые занимались возведением и украшением Тадж-Махала. Дизайн основного строения выполнил архитектор Исмаил Афанди. С ним вместе работал персидский архитектор и художник Устад Иса, знаменитый каллиграф Аманат Хан, мастер по отделке Казим Хан из Лахора и многие другие известные в свое время строители.

Мрамор, из которого построена усыпальница, имеет уникальные свойства. Полупрозрачный оттенок основного материала может менять свой цвет в зависимости от времени суток: розовый утром, белый днем, серебристый ночью. Мраморные плиты добывали в каменоломнях Макраны, что находилась на расстоянии 300 км от Агры. Их доставляли при помощи быков и слонов. Для этого утрамбовали дорогу, а материал складывали на специальные повозки. Для отделки использовались самые лучшие полудрагоценные камни: китайский нефрит, иранский аметист, русский малахит, персидская бирюза и другое, привозимое из разных стран. Исследователи насчитали около тридцати разновидностей камней, украшавших стены усыпальницы. Надписи выполнялись из черного мрамора.

Территория под Тадж-Махалом была перекопана, частично заменен грунт. Площадку приподняли над поверхностью реки на несколько десятков метров. Строителями была установлена специальная блочная система, при помощи которой тяжелый мрамор доставляли на нужную высоту. Чтобы не носить из реки воду в ведрах, придумали конструкцию из труб и емкостей.

Общая сумма, которую затратила государственная казна на строительство усыпальницы, равнялась 32 миллионам рупий.

Сегодня эта сумма составила бы 827 миллионов долларов. Шах Джахан не жалел средств, ведь и после смерти его любимая должна была получить все самое дорогое и изысканное.

Архитектура

В комплекс зданий Тадж-Махала входят следующие строения:

  • Главный вход. Он выполнен в виде высокой купольной стены с двумя башенками по краям. Пройдя его, можно попасть во внутренний двор усыпальницы.
  • Мавзолей-мечеть. По углам платформы высится четыре минарета, немного отклоненные в сторону. Такая конструктивная особенность не позволила бы высоким башням при разрушении упасть на усыпальницу.
  • Два одинаковых здания по бокам от усыпальницы. Слева и справа для равновесия выстроены гостевые дома.
  • Сад с комплексом бассейнов.


Архитектура всего комплекса представляет собой уникальное сочетание элементов индийского, персидского и арабского зодчества. Внешний вид усыпальницы имеет схожесть с гробницей императора Хумаюна из династии Бабуридов, что находится в городе Дели. По своей высоте Тадж-Махал равняется двадцатиэтажному дому, но необычные пропорции придают ему легкость и невесомость. Древний архитектор сравнял высоту и ширину фасада здания, и сделал множество полукруглых ниш. Высота центрального купола равна 25 метрам, а его диаметр - 17 метров. Для доставки на такую высоту строительных материалов была сложена покатая земляная насыпь длиной 3,5 километров.

Сам мавзолей установлен на большой площадке, длина которой равняется 600 метров, а ширина - 300 метров. С северной стороны она заканчивается небольшим обрывом у реки.

Вход на площадку мавзолея представляет собой широкую лестницу. Здесь принято оставлять обувь. Внутреннее убранство усыпальницы также красиво и величественно. Поверхности стен увиты цветами из камня и отделаны самоцветами, а над окнами начертаны фразы из Корана. В центральном помещении стоят две гробницы бело-розового мрамора. Но тела шаха, Мумтаз-Махал и приближенных находятся в подвальном помещении, расположенном ниже уровня земли.


На другом берегу реки напротив усыпальницы можно увидеть заброшенную строительную площадку. Историки утверждают, что в планах Шах-Джахана было возведение еще одного мавзолея. Обе усыпальницы должны были соединяться мостом из мрамора черного и белого цветов, который символизировал бы общность двух влюбленных душ. Но эта затея не удалась. Усыпальница Мумтаз-Махал обошлась слишком дорого государству, поэтому не было возможности выделить средства еще на одну постройку. Кроме того, вскоре один из сыновей императора принц Аурангзеб убил своих братьев и поднял мятеж против отца. Обвинив Шаха Джахана в огромных тратах, он держал бывшего правителя под охраной в Дели. После смети, согласно завещанию, тело императора перенесли в Тадж-Махал.

Парк

Вокруг Тадж-Махала разбит великолепный парк, площадью 9 гектаров. Территория парка разделена четырьмя каналами, которые соединяются под прямым углом. Так были воплощены представления Корана о рае. Ведь согласно священной книге, в раю текут реки не только с водой, но и с медом, вином и молоком. Центр парка занимает длинный водоем. Такое расположение было неслучайно. Входившие в главные ворота видели два Тадж-Махала, один реальный, а второй - отраженный в воде.

Занимаясь озеленением, ландшафтные дизайнеры того времени часто использовали число «4». Так, весь парк был разбит на четырехугольные участки. В каждой части расположилось по 16 клумб, которые отделялись друг от друга дорожками. Неслучаен был и выбор деревьев. Здесь были посажены фруктовые сорта и кипарисовые, символизирующие жизнь и смерть.


С трех сторон парк окружает ограда красного камня. Попасть сюда можно через главные ворота, которые венчают 22 маленьких купола по числу лет строительства усыпальницы. Великолепные ворота также символичны, они как бы открывают вход в рай. В старые времена в парке жили экзотические птицы, в водоемах плескались золотые рыбки, а сад благоухал запахом тысяч замечательных цветов. Позже за территорией перестали так тщательно ухаживать, и сегодня она напоминает традиционный английский парк.

После строительства

После падения империи Великих Моголов часть строений, принадлежавших династии Бабуридов, подверглась разрушению и разграблению. В XIX веке Тадж-Махал перестал играть роль государственной святыни. Теперь он превратился в место для развлечений. Здесь даже устраивали пикники и танцы. Богатства усыпальницы стали растаскиваться, отдыхающие не прочь были отломить кусочек каменного цветка или отколупнуть красивый камень из стены. Пострадал Тадж-Махал и во время восстания индийских солдат, недовольных политикой англичан.

Одно время строились планы по демонтажу здания и последующей продаже мрамора. К счастью, до этого не дошло. А усыпальница жены императора все больше приходила в упадок.

Трудно представить, как выглядел Тадж-Махал в свое время, какими богатствами обладал. Например, главные двери в усыпальницу были выполнены из серебра. А пол, на котором находились две гробницы, содержал золотые элементы. В помещении были и драгоценные покрывала, вышитые жемчугом. Это и многое другое было украдено иностранными солдатами и самими индусами. По утверждению историков, в начале XIX века английские драгуны вынесли из гробницы огромное количество чистого золота.


И только в начале XX века были начаты работы по реставрации усыпальницы. Инициировал их лорд Керзон, вице-король Индии, который уделял много внимания сохранению древних памятников. Строения Тадж-Махала отремонтировали, вычистили и заполнили бассейны, облагородили сад.

Тадж-Махал наряду с Храмом Лотоса в Дели - две самых посещаемых достопримечательности Индии. Приняты самые строгие меры для охраны памятников.

Во избежание различных инцидентов на территории Тадж-Махала дежурит множество полицейских. Приходящие в усыпальницу снимают обувь и оставляют в сейфах на выходе свое имущество, кроме документов и денег. Но великолепной святыне Индии грозит опасность иного рода. Из-за загрязнения атмосферы мрамор на здании начинает желтеть и портиться. Требуется постоянно чистить поверхности усыпальницы специальными составами. Над Тадж-Махалом запрещены полеты воздушных средств, а парковки перенесены от комплекса как можно дальше, чтобы выхлопные газы не портили старинный мавзолей. Пришлось закрыть и ряд городских комбинатов, которые загрязняли воздух своими выбросами.

В начале XXI века учеными была обнаружена еще одна неприятность: на стенах усыпальницы стали появляться трещины. Из-за пересыхания реки Джамны начала меняться структура почвы под Тадж-Махалом. Предполагается, что это может привести в будущем к смещению земляных пластов и обрушению дворца. Поэтому властям штата Уттар-Прадеш приходится вести работы по укреплению грунта.

Еще немного фактов о Тадж-Махале

Для тех, кто, по словам английского путешественника Эдварда Лира, еще не удостоился счастья лицезеть Тадж-Махал, имеется несколько интересных фактов:

  1. 1983 год - дата внесения усыпальницы в список культурного наследия ЮНЕСКО.
    На стенах главного здания начерчено 99 имен Аллаха.
  2. В усыпальнице невероятная акустика. Это было сделано специально, чтобы слова молитвы на некоторое время повисали в воздухе. Высчитано, что звук затухает здесь почти полминуты.
  3. 2001 год. В Индии неспокойно, продолжается конфликт с Пакистаном. Чтобы спасти усыпальницу от возможного разрушения с воздуха, власти страны велели заготовить 400 квадратных метров темной ткани, которой можно было бы накрыть здание сверху. В 1942 году уже устанавливались специальные леса, имевшие своей целью скрыть Тадж-Махал от бомбардировок немецкими и японскими летчиками.
  4. 2007 год - Тадж-Махал внесен в «Семь новых чудес света». Голосование проводилось посредством СМС-сообщений, в которых участвовало около 100 миллионов человек.
  5. Главный фасад здания ранее располагался со стороны реки Джамбы. Фасад в той части блистал драгоценными камнями. Была сделана и красивая терраса, по которой гости поднимались в усыпальницу. Этот вход был предназначен для императора и его приближенных. Но с годами северная часть здания стала выглядеть проще и беднее, поэтому вход перенесли на южную сторону.
  6. В январе в Агре часто бывают туманы. На таком фоне все великолепие Тадж-Махала бывает смазано. Для тех, кто хочет сделать хорошие снимки усыпальницы лучше выбрать другой месяц.

Как добраться

Тадж-Махал расположен в городе Агре штат Уттар-Прадеш. Доехать сюда из столицы Индии можно на поезде, который следует в одном из следующих направлений: в Мумбаи, Калькутту и Гвалиор. Железнодорожная станция носит название Agra Cantt.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения