Кто нарисовал картину охотники на привале. Перов, картина «Охотники на привале»: описание, интересные факты. Чем закончить описание картины

Глядя на «Охотников на привале» Василия Перова, современный зритель вряд ли замечает, что на картине изображена такая же ерунда, как и в охотничьих байках, которые «травит» один из персонажей

Картина «Охотники на привале»
Холст, масло, 119 х 183 см
Год создания: 1871 год
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Две авторские копии картины находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина на Украине

«Что за прелесть! Конечно, растолковать - так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», - хвалил картину Федор Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако сцена отдыха трех товарищей вовсе не правдива в деталях. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты. Кажется, живописец выбрал тему, в которой мало что понимал.

На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. Художник ходил на зверя, как выразился его первый биограф Николай Собко, «во все времена года и без устали», впоследствии даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота», который издавал натуралист Леонид Сабанеев. В конечном счете увлечение охотой стоило художнику жизни: из-за подхваченной в лесу простуды у Перова развилась чахотка, от которой он умер, не дожив до 50 лет.

А «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.


1. Скептик . Крестьянин, посмеивающийся над рассказом барина, написан с врача, художника-любителя и писателя Василия Бессонова. Перов изобразил его простолюдином, подчеркнув, что охотничий азарт, как эта трапеза на траве, объединяет дворян и их слуг.


2. Новичок . Он так заслушался рассказчика, что забыл зажечь папиросу. Судя по новым, не успевшим еще износиться в лесах тулупу и дорогому снаряжению, персонаж увлекся охотой недавно. Перов написал доверчивого неофита с 26-летнего Николая Нагорнова, в доме которого его друзья Кувшинников и Бессонов обычно собирались, чтобы вместе пойти на охоту.

3. Заяц-русак . Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).


4. Рябчик . Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.


5. Враль . В роли помещика-рассказчика Перову позировал друг, полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В 1880–1890-е годы доктор вместе с женой Софьей организовывал в своем доме литературно-художественный салон. Кувшинниковы и пейзажист Исаак Левитан, с которым Софья изменяла мужу, стали прототипами героев чеховского рассказа «Попрыгунья».


6. Сапоги . Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдает неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.


7. Бинокль . У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.


8. Рожок . Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пес, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер - легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.


9. Ружья . Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.

Художник
Василий Перов

1834 - родился 2 января (н. ст.) в Тобольске. Художник был внебрачным сыном барона Григория Криденера, служившего там губернским прокурором.
1841 - за красивый почерк получил от учителя прозвище Перов, ставшее фамилией.
1853–1862 - студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
1861 - написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Проповедь в селе».
1862–1864 - посетил Германию и Францию.
1862–1869 - был женат на Елене Шейнс, в браке родились трое детей, но до совершеннолетия дожил только сын Владимир.
1866 - создал «Тройку» и «Приезд гувернантки в купеческий дом».
1870–1877 - состоял в Товариществе передвижных выставок.
1872 - вторично женился, на Елизавете Другановой.
1882 - умер от чахотки в Кузьминках (ныне район Москвы).

Фото: Fine Art Images / Legion-media

Охотники на привале - Перов. Холст, масло. 119 x 183



В творчестве Перова есть период, когда мастер избегает острых социальных сцен. Он обращается к жизни простой, обычной, знакомой. В ряду этих работ самой знакомой является именно картина "Охотники на привале".

В центре композиции три охотника, очень разные, но каждый из них по своему интересен и содержателен. Внимание двоих слушателей привлек страстный и увлекательный рассказ старшего, опытного охотника. В его позе, мимике, глазах святая вера в "истинность" истории, которую он решил поведать своим товарищам. Слушатели же относятся к рассказу по-разному. Молодой охотник жадно впитывает каждое слово своего опытного товарища, третий участник - мужчина средних лет - настроен скептически, каждое слово рассказчика он подвергает сомнению.

Если внимательно рассмотреть предложенную автором композицию, то идея становится ясной. Художник показал некий жизненный цикл: молодость, жадно познающая мир, впитывающая его с верой в чудо; затем наступает зрелость и опыт, когда ничего уже на веру не принимается и подвергается сомнению; зрелость сменяется старостью, живущую воспоминаниями, постоянно впадающую в идеализацию прошлого.

За простой и ясной работой глубокое содержание, философское, непростое. Критики отмечали убогость и напряжение, которые отличают окружающий пейзаж. Тревожное небо, летящие птицы, блеклая трава - все говорит об осени, засыпании, предчувствии зимы. Почему же художник выбрал столь мрачный пейзаж для обрамления своей картины? Скорее всего, для автора было важно сконцентрировать внимание зрителя на центральных фигурах картины, фон не должен отвлекать от главного в работе.

Герои картины - реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Как известно, и сам автор любил охоту. Поэтому каждая деталь картины написана со знанием дела. В левом нижнем углу картины мы видим восхитительный охотничий натюрморт, который, с одной стороны органично вписывается в общую композицию, с другой стороны, вполне может быть выделен в отдельную работу, написанную с недюжинным мастерством и реалистичностью.

Свет в картине концентрируется на лицах и руках героев. Этот старый прием, времен эпохи Возрождения, позволяет художнику полнее раскрыть внутренний мир своих моделей. Все охотники явно довольны результатами охоты, чему свидетельствуют трофеи, изображенные тут же. Художник изобразил людей разного социального происхождения, но всех их объединила охота, заставила забыть о жизненных реалиях и полностью отдаться древнейшему промыслу.

Интересно, что художник снова обратился к этому сюжету и создал еще одну картину для Русского музея. Вторая версия сюжета схематичнее, проще, цветовая гамма проще.

Известно, что некоторые критики обвиняли художника в том, что изображенные им герои выражают излишне наигранные эмоции. Однако, разгадав замысел автора, можно считать это вполне оправданным. Подобный прием позволяет ярче обрисовать характер и внутренний мир героев, раскрыть символическую составляющую картины.

Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.


Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».
Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».
Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».


Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы. Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом.

Сюжет

Какая хорошая охота обходится без посиделок с рассказом баек? Василий Перов как увлеченный охотник и сам не раз бывал на таких встречах, почти наверняка так же травил приключенческие истории о силе зверя, своей удали и удаче. Та увлеченность, которая читается на лицах героев, вызывает зрителя на диалог, мы вовлекаемся в сцену, словно по губам читаем, что именно говорит баюн.

«Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — хвалил картину Федор Достоевский.

«Охотники на привале». (wikipedia.org)

Современники без труда узнали в героях знакомых художника. В реальной жизни все трое были товарищами и коллегами. Для рассказчика позировал врач Дмитрий Кувшинников, для «бывалого» — врач Василий Бессонов, для новичка — 26-летний врач Николай Нагорнов. Вместе с Перовым они часто ездили на охоту.

Подробно выписан натюрморт. Нехитрая закусь позабыта за увлекательным рассказом. Однако так ли опытен рассказчик и его слушатели? Отличное ружье лежит небрежно в траве, что непозволительно. Рожок, который использовали на псовой охоте, выглядит лишним — никаких признаков стаи гончих нет, то есть инвентарь собирали, не особенно понимая его предназначение. Каблук у обуви высокий, что на охоте не удобно. Очевидно, что никто из охотников не мастер, все они — дилетанты.

Краски пейзажа и заяц-русак в числе добычи говорят, что события происходят поздней осенью. Однако рябчик, лежащий тут же, делает очевидным, что и сам художник привирает нам: не могли быть на одной охоте убиты и лесная птица, и заяц — обитатель полей и степных зон.

Пейзаж, который здесь исполняет роль «слушателя», завершен Алексеем Саврасовым. Об этом Перов сообщал в одном из своих писем, при этом не уточняя, какой именно объем работы был выполнен Саврасовым.


«Птицелов», 1870. (wikipedia.org)

Полотно «Охотники на привале» создано в поздний период творчества Перова. В это время художник отходит от привычных ему тем тяжелой крестьянской доли, лицемерия властей и церковников, общей необустроенности страны. На первый план выходит образ крестьянина-созерцателя, находящегося в единении с природой.

Судьба художника

Василий Перов как незаконнорождённый сын тобольского прокурора получил фамилию своего крестного отца — Васильев, а псевдоним, с которым он вошел в историю искусства, ему дал дьяк, обучавший грамоте: «Вон как буквы красиво выводит, точно родился с пером в руке. А посему его я буду звать Перовым».


«Сельский крестный ход на Пасхе». (wikipedia.org)

В детские годы Василия семья часто переезжала: отца уволили со службы и нужно было устраиваться по-новому. В 10 лет мальчик переболел оспой, что сказалось на его зрении — полностью оно так и не восстановилось.

Уже в детстве Василий решил стать художником. Его отправили учиться в Арзамас, но из школы отчислили за тарелку горячей каши, запущенную в однокашника. В 19 лет он поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Жить было тяжело. Зимой он даже пропускал занятия — не в чем было идти в мороз. С трудом хватало на оплату занятий и квартиры, жил впроголодь. Если бы не помощь одного из преподавателей, Перов не смог бы закончить курса.

Перов был одним из тех редких живописцев, кому пенсионная поездка в Италию не пошла на пользу. Он вернулся раньше срока, заявив, что не понимает Европы и не может создать что-либо стоящее. Остаток жизни Перов провел в Москве, где, несмотря на растущую популярность, продолжал бороться с нищетой.


«Тройка». (wikipedia.org)

На начальном этапе движения передвижников Перов тесно с ними сотрудничал. Но как только понял, что их выставки не приносят столь нужного ему финансового спокойствия, оставил товарищество. Последнее десятилетие жизни Перова отмечено состоянием, близким к депрессии: он правил ранние работы, искал новые идеи. Те сюжеты, которые сделали ему имя — жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищета, о которой одни не говорили, а другие и не знали вовсе, — больше не увлекали художника. Он был разочарован. Перов старался проявить себя в исторической живописи, в жанровых сценах, но многие его задумки остались на стадии эскизов. Последней работой художника стало масштабное полотно «Никита Пустосвят».

В 1882 году во время своей любимой охоты Перов простудился, болезнь развилась в чахотку, от которой художник скончался в 48 лет.

Вокруг этой работы мастера Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.



В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».

В. Перов. Птицелов, 1870

Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Слева – Д. Кувшинников. Справа – центральный персонаж *Охотников на привале*

Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

Слева – В. Перов. Портрет В. Бессонова, 1869. Справа – недоверчивый слушатель, один из *Охотников на привале*

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».

В. Перов. Охотники на привале, 1871. Фрагмент с дичью

Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы. Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом.

И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881. Фрагмент

В наши дни репродукции этой картины стали традиционным подарком для заядлых охотников. Полотно, написанное В. Перовым, в 1871 г., сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, а копия, созданная в 1877 г., – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

В. Перов. Охотники на привале, копия 1877 г.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения