Что значит «жить» для Мцыри в поэме М Ю. Лермонтова. Урок литературы на тему "Что значит для Мцыри жить?" (8 класс) Что значит для мцыри жить полной жизнью

Для Мцыри (героя Лермонтова) вся жизнь, я думаю, что это – свобода. Для него она главная.

С самого раннего детства он попал почти в плен – в монастырь. Там ещё строже. Там нет вокруг заключенных или пленников, которые тоже стремятся вырваться обратно на волю. Не с кем строить планы побега, не с кем поговорить о том, что для тебя важно. И нет, с другой стороны, врагов. Кротких монахов трудно ненавидеть! С ними свободолюбивый Мцыри не мог побеседовать о свободе, ведь они просто его не понимали. Монахи сами отказываются от воли, сами приходят на постриг. Для них тяжело жить в миру… Совсем другое дело юный Мцыри.

В поэме показано, как он всегда любовался дикой природой. Смотрел с восхищение на высокие горы, на вольные облака, вдыхал запахи свободы. Он мечтал о ней и видел сны. У него был вариант смириться, забыть о своей мечте, но для него это было абсолютно не возможно.

Ради этой свободы он сбежал из монастыря, он предал людей, которые спасли ему жизнь и, в принципе, желали ему всегда только добра. Он рискнул своей жизнью… Хотя и не умел пользоваться этой свободой. Да, в стремлении к ней он заблудился в лесу, изголодал, был ранен хищником. Его взволновал образ прекрасной девушки, но красавица не стала его целью. И в итоге, к сожалению, он так обессилил, что его опять спасали те же монахи. Неудачно на этот раз. Но перед смертью он был счастлив из-за тех недолгих вольных дней.

Вот поэтому я считаю, что главным в жизни, дороже самой жизни для Мцыри была воля. Не любовь (она лишь начала зарождаться в его сердце), не богатство (совсем нет), не безопасность, не известность, не Родина… Мцыри очень романтичный герой, но не в розовом свете влюбленности, а в свете любви к свободе. Настоящий герой! Вот только он был немого не готов к тому, чтобы перенести эту самую волю. Однако он так долго к ней стремился, так ждал, что она стала его страстью – ослепила. Вот он и не видел опасности… Так с любой мечтой нужно быть очень аккуратным.

Сочинение Смысл жизни Мцыри

С начала произведения Мцыри обращается к старику, который прожил много лет и видел много он чего и ведь молодой человек, тоже мог познать всю эту жизнь, но не дано, он узник, его судьба предрешена.

В его словах – обида, горечь к тому, кто и неосознанно, но лишает его жизни, и это понимание дается герою не просто. Ведь его мысли происходят тогда, когда он при смерти и ему уже не доведется изведать, что такое жизнь.

Но что значит она для самого молодого человека?

И для того, чтобы дать ответ на данный вопрос, нужно рассмотреть сначала, как составлено данное произведение. Оно поделено на две разные части. Первая часть занимает только лишь страницу, рассказывая о судьбе данного персонажа и монастыре. Вторая часть насыщена событиями того, как он сбегает из данного места пребывания.

Тем самым автор выделяет главную идею: жизнь молодого человека в монастыре не считается вовсе, это просто физиологическое бытие. Об этом не надо много рассказывать, поскольку оно не имеет красок, оно не интересно. Молодой человек и сам осознает, что не живет, а существует.

В монастыре люди не имеют каких-либо целей, грез, здесь нет каких либо чувств, здесь нет даже солнышка и тепла. Потому Мцыри бежит оттуда, бежит, желая найти для себя свое «я».

Истинная жизнь молодого человека закончилась тогда, когда он, будучи совсем крохотным, попал из родного места в монастырь, и затем, снова началась, когда сбежал с него. Всего три дня. Три дня свободы, и об этом говорится в произведении. Быть на свободе, вот его мечта, вот его желание! Он хочет вернуться к себе на родину, он хочет дышать свободно и привольно – вот эта его настоящая жизнь!

Но эта жизнь не может быть без рисков и здесь происходит вечная борьба, - это проявляется тогда, когда молодой человек выходит из стен монастыря. Он бежит из того места, где так долго пробыл, бежит, к свободе своей и это делает тогда, когда идет сильный дождь. Дождь с грозой.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Cделал дело - гуляй смело по пословице

    Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

  • Двойники Раскольникова Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Самым выразительным двойником Родиона Раскольникова в романе, на мой взгляд, является Пётр Петрович Лужин – жених сестры главного героя, Дуни, человек, наглядно демонстрирующий, к чему именно приводит жизнь по теории Достоевского

  • Дарить человеку здоровье - весьма почетно. Хорошие врачи узнаваемы и уважаемы в обществе. Достаточно быть рядовым доктором в небольшом городке в течение нескольких лет, чтобы стать частью местной элиты.

  • Главные герои произведения Теплый хлеб Паустовского

    «Теплый хлеб» рассказывает читателю о том, как важно быть милосердным и уметь прощать. Героями сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» стали не только люди, но и животные, что еще раз подтверждает всеобъемлющую тему прощения.

Ход урока

Слово учителя (часть 1, слайд №1)

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прочитана. Страстная, написанная как бы на одном дыхании. Она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!»

Главная задача нашего урока – ответить на вопросы:

Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(эти проблемные вопросы записаны на доске. Учитель предлагает ученикам записать в тетради дату, тему урока - проблемные вопросы).

Цели урока: (слайд №2)

На уроке мы с вами попытаемся

Ответить на вопросы, записанные на доске;

Познакомиться с историей созданной поэмы;

Закрепит навыки рассуждения на литературную тему;

Повторит основные художественные приемы;

Раскрыть содержание нового литературного понятия «монолог-исповедь».

Начнем наш урок с проверки домашнего задания , которое в основном было дано индивидуально и прозвучит в течение всего урока.

Итак, 1-е задание . Историческая справка. История создания поэмы «Мцыри». (Презентация, слайды № 3-12).

Напоминаю, сюжет поэмы . Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря, неизбежная смерть героя.

Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыры, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя о трех днях, проведенных на свободе.

Следующее домашние задание поможет нам понять, как жил Мцыри в монастыре, почему же он так стремился покинуть его стены.

(Реализация домашнего задания «Жизнь Мцыри в монастыре».

Ребята, кому же в поэме непонятен и чужд Мцыри?

Конечно же, монахам.

О том, что монахи не понимали переживания и стремления Мцыри, свидетельствует начало поэмы. Оно написано от автора, который рассказывает о жизни мальчика, какой она представлялась монахам .

Докажите это, работая с текстом. Для работы я предлагаю вам главы 2,3,20,26 (слайд №13,14).

Итак, о чем думают монахи и о чем думает Мцыри?

(Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения таблицы. На экране таблица, открыты только заголовки. Дети заполняют таблицу в тетради, а потом проверяют на экране).

Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем. Почему же все-таки они не стали спасителями?

(Ответы, размышления учащихся)

Обобщение учителя:

Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обет», стать монахом, а это значит – отказаться от своих надежд, мечтаний, т.к. монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности. Это служение Богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет. Он мечтает вернуться на родину.

- Какой же предстает в воображении Мцыри, в его «живых снах» родина ? Какие чувства она в нем пробуждает? Обратимся к тексту. К какой главе?

-Выразительное чтение 7 главы (слайд №15)

А сейчас просмотрите видеоролик, который поможет вам еще лучше представить Грузию, куда так рвался герой поэмы.

(Видеоролик «Кавказ»)

Вспомните, у Лермонтова: «Грузия! Она цвела… в тени своих садов».

Такой далекой и желанной предстает родина в воображении Мцыри. Родина - это «чудный край тревог и битв», где люди вольные, как птицы. Здесь не говориться о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов, как и его герой видят Кавказ только с положительной стороны, где все близкое и родное. И что же происходит в жизни Мцыри?

(Он бежит из монастырского плена, совершает побег).

- Какова цель побега Мцыри?

Подтверждаем текстом.

а) Давным-давно задумал я/ Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,/ Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

б) Мою пылающую грудь/ Прижать с тоской к груди другой

Хоть не знакомой, но родной

в) Я мало жил, и жил в плену / Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог, Я променял бы, если смог

г) Я цель одну - /Пройти в родимую страну - /Имел в душе…

(вспомните отличительные черты романтизма в тетрадях. Одна черта:

- Поэма Лермонтова – романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками исповеди Мцыри. (глава 3, стр,328)

Я знал одной лишь думы власть…

В тот чудный мир тревог и битв.

Вывод: Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.

-Что же увидел и узнал Мцыри, вырвавшись на свободу? Об этом мы поговорим после вашей работы в парах. У вас на столах лежат листы с заданиями разного уровня сложности. Вы сами выбираете вариант (их 6). На выполнение задания отводится 5 минут. Кто будет читать, кто ответит на вопрос.

Выслушиваем ответы. Слайды части 2.

    Бегство из монастыря (лайд №1).

    Встреча с грузинкой (слайд №2).

    Бой с барсом (слайд №3).

    Роль пейзажа в поэме (слайд № 4).

    Анализ художественных средств (слайд № 5).

Я хочу обратить ваше внимание на новое для вас слово , которое несколько раз звучало на уроке. Кто был внимателен? Что это за слово? Подсказка: это форма изложения событий (исповедь).

-Запишите определение термина (слайд № 6).

(Она помогает поэту психологически правдоподобно, при этом постепенно раскрыть внутренний мир Мцыри, т.к. позволяет пережить вместе с ним все, что произошло: и монастырскую неволю, и радость свободы, и упоение от боя с барсом, и отчаяние от оттого, что не попал в родную страну).

    Работа со статьей В. Г. Белинского «Стихотворение Лермонтова».

Какой же вывод мы можем сделать, выслушав ребят?

(Человек рожден для воли, а не для тюрьмы).

- Каким словом объединяет Мцыри все свои переживания? Все это - жизнь!

« Что делал я на воле?» «Жил»

Что значит для героя жить для героя?

(находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать, и главное – испытывать блаженство « вольности святой».

-Ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока?

А теперь я предлагаю обратится к эпиграфу поэмы. Перечитаем (слайд № 7). Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорным», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил запрет. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно уставший, в лесу обмакнул палку в соты медовые. Саул, узнав об этом, решил умертвить сына.

Что же значат слова эпиграфа? Как вы его понимаете?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. По Библии нарушивший запрет умрет. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но не смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задает философский уровень исповеди: под медом поэт подразумевает сладость свободы. (вкусив сладость свободы, человек уже не сможет жить иначе)

- Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в той самый момент, когда это было всего опасней.

Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заточение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. (Что хотел сказать автор?)

Как вы думаете, почему поэма имеет открытый финал?

У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого свое мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

« Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…»

Тест. Контроль знаний по теме.

Оценки.

Домашнее задание (слайд № 8).

Написать сочинение-эссе на тему: «Кем стал для меня Мцыри?»

Подготовиться к тесту.

– Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим для начала на композицию поэмы «Мцыри». Поэма разделена автором на две неравные части. Одна, занимающая по объему всего страницу, повествует о жизни Мцыри в монастыре, остальные же строки поэмы полностью посвящены побегу Мцыри из монастыря. Этим композиционным приемом Лермонтов подчеркивает важную мысль: жизнь Мцыри в монастыре жизнью вовсе и не являлась, это было простое физическое существование. Об этом времени нечего писать, потому что оно однообразно и скучно. Мцыри и сам понимает, что не живет, а просто медленно идет к смерти. В монастыре все «отвыкли от желаний», сюда не проникают не только человеческие чувства, но даже и простой луч солнца. «Умру рабом и сиротой» – вот какая судьба ждет Мцыри в монастыре, и понимая это, он решается бежать.

Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.

Настоящая жизнь всегда сопряжена с риском и требует постоянной борьбы за нее, – этот мотив начинает звучать в поэме с момента выхода Мцыри за монастырские стены. Мцыри совершает побег в грозовую ночь, когда все монахи, напуганные грозой, «ниц лежат при алтаре» и забывают о своем воспитаннике. Герой не боится грозы, напротив, она восхищает его своей необузданной мощью, пробуждает в нем давно забытое чувство жизни. Вот как он сам говорит об этом:

– Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.

Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог. Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:

«… Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, – и на нем
Шерсть отливалась серебром».

«Весело», «ласково» – ни малейшего страха или недовольства не звучит в словах Мцыри, он восхищен своим противником и признает в нем равного себе. Он радуется предстоящей битве, в которой сможет показать свою смелость, доказать, что у себя на родине он бы был «не из последних удальцов». Свобода и взаимоуважение не только к человеку, но и к природе – именно такой и должна быть настоящая жизнь. И насколько же она отличается от жизни монастырской, где человека именуют «рабом божьим!».

Неудивительно после всего этого, что Мцыри, вновь возвращенный в монастырь, не может жить. Теперь он отчетливо понимает разницу между жизнью тут и жизнью на воле, и смерть его – это своеобразный протест.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…

Сколько отчаяния и безумной жажды жизни, молодой, еще нерастраченной жизни в этих словах! Но не всякая жизнь ценна, иная жизнь хуже смерти, – об этом говорит нам Лермонтов.

Мцыри умирает, устремив свой взгляд на Кавказские горы, на свою далекую родину. Там, в ауле, где пели его сестры и точил оружие отец, где по вечерам собирались у своих домов старики, там осталась его непрожитая жизнь, его настоящая судьба. После смерти он будет освобожден из плена, и душа его полетит туда, куда так стремилась. Возможно, именно тогда начнется его настоящая жизнь, – такую надежду, отчетливо звучащую в последних строках поэмы, Лермонтов оставляет читателю.

Тест по произведению

Все мы знакомы с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Она принадлежит к направлению романтизм, ее главной мыслью является проблема свободы и жизни в целом. После ее прочтения, у человека могут остаться вопросы, иногда поэма дает ему ответы на них, иногда он сам находит их в своем сердце. Данное чтиво не оставит никого равнодушным, но что же значит жить, в поэме «Мцыри»?!
Лермонтов, в своем произведении создает образ романтичного человека, который как птица заточен в клетке. Мцыри, главный герой произведения, с самого детства живет на чужой земле. Будучи еще совсем мальчишкой, люди похитили его из родного дома и принудили жить вместе с ними. Спустя года он смирился с этой мыслью, он даже нашел милых сердцу людей, сблизился с ними. Он даже хотел отучиться в церкви, после чего стать монахом, люди уважали его и ценили. Но был ли Мцыри счастлив?

Отвечая на заданный вопрос я немного задумалась. Может ли вообще быть счастлив человек, которого принудили жить не своей жизнь, ни на своей земле. И пусть он привык к этой жизни, она никогда не сможет принести ему желанное удовольствие. Проведя всю жизнь в неволе, Мцыри мечтает лишь об одном, о свободе. Он хочет вкусить ее аромат, хочет вернуться к себе на землю, где есть возможность увидеть своих родных и близких. Руководствуясь своим желанием, герой решается на отчаянный поступок, под покровом ночи, он покидает свою клетку и убегает в мрак. Он не знает точно куда ему идти и что делать, у него нет ни запасов еды ни чистой пресной воды, но это не имеет значения, когда у него появляется возможность вернуться в родной край.
На пути его встречают трудности и преграды. Особенное внимание следует обратить на борьбу с барсом. Животное в данном случае, является олицетворением его прошлой жизни. Если раньше он все покорно переносил, тихо переживая свое горе, то теперь он дает отпор. Он бьётся голыми руками на смерть, это битва, где на кону стоит его свобода. Вот на что способен человек, который жаждет ее получить. В данной борьбе он одерживает вверх, но уходит от туда с большими ранами и ссадинами.
Само повествование идет в виде рассказ в рассказе. Уже умирающий в монастыре Мцыри рассказывает о своих переживаниях монаху, для него это является настоящей исповедью. К несчастью Мцыри его ловят те, от кого ему удалось убежать и уже раненого и умирающего несут назад в монастырь. Место, которое казалось бы должно приносить для человека счастье и успокоение, превратилось для героя тюрьмой. Ему так и не удалось добраться до заветной цели, он лишь увидел частицу своего дома, там на другом берегу. Поэтому он просит похоронить его на горах, где он будет видеть свой край, хоть так он будет ближе к нему, пусть даже уже неживая.
Жить, в данной поэме, значит быть свободным. Делать, то что хочешь, жить там где хочешь. Находясь всю жизнь в клетке, герой в действительности понимает ценность этих вещей. Он готов бороться со страшным зверем, ради возможности хоть немного побыть у себя на родине. Мы переживаем все чувства вместе с героем и его горе, становиться нашим горем. Думаю, данная история должна научить нас ценить то, что мы имеем. Ведь у нас есть свобода, мы вольны делать все что пожелаем, так что не надо обмениваться на мнимые ценности и переживания. Жить - значит быть свободным.

Что означает для человека жить? В первую очередь - испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.

Жажда обрести волю вопреки всему

На вопрос о том, что для Мцыри значит жить, можно ответить однозначно - быть свободным. Для героя именно воля является первоочередной ценностью. Интересно, что ничто в жизни героя никак не способствовало пробуждению в нем жажды свободы. Ведь основной ценностью в стенах монастыря является смирение, набожность, а слишком свободолюбивый человек, скорее всего, попросту грешен. Однако Мцыри, помимо заветов монастырской жизни, не забывает и о заветах своей страны.

Кавказ - символ свободы

Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя - Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.

Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.

Монастырская «тюрьма» для героя

Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.

Истинная ценность

И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.

Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше - долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?

Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ

На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре - Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.

Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.

Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном - обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.

Борьба с барсом как символ противостояния

На пути Мцыри встречаются и преграды. В частности одной из самых серьезных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, был бой с диким барсом. Животное являлось олицетворением его прошлой жизни. Оно символизировало неволю, и борьба с ним была испытанием для Мцыри. Достоин ли он новой жизни? Стоит ли он того, чтобы его мечта о лучшей жизни стала реальностью? И Мцыри бьется со страшным зверем голыми руками. Этим Лермонтов показывает, на что может быть способен человек, который борется за свою высшую ценность. На кону этой битвы стоит свобода главного героя. Бой с барсом во всей широте показывает, что для Мцыри значило жить. Он не хочет довольствоваться той размеренной и предсказуемой жизнью, которая уготована для него. И ради этого желания он готов поставить на кон собственное существование.

В сочинении «Что для Мцыри значит жить» школьник может подчеркнуть: настоящая жизнь - это свобода, возможность делать то, чего желает сердце, быть там, где хочется. Главный герой осознает ценность этих вещей, находясь в заточении. Ради возможности хотя бы немного побыть в родных краях Мцыри готов идти на смерть и сражаться со страшным барсом. Эта история должна научить каждого тому, что необходимо ценить имеющееся. Ведь сейчас каждый человек обладает свободой, волен делать все, что захочет. Настоящая жизнь - это свобода.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения