Верования греков. Танатологические представления древних греков о душе

ЛИТОВСКИЙ ЭДУКОЛОГИЧЕСКИЙ УИИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ДИДАКТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Выполнил: Вилмантас Пацявичюс Русская филология и межкультурная коммуникация IV курс, 2 группа Вильнюс, 2012 Можно утверждать, что миф - один из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры. Миф - «универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергия культуры, можно сказать - неотъемлемое свойство всей культуры»1. Миф - единое целое, в нем есть как «реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное»2. В мифе «Пять веков» дается описание пяти веков (поколений людей) из которых каждый последующий был, хуже предыдущего. Охарактеризовать все пять веков я решил в виде таблицы. Характеристика пяти веков Золотой Серебряный Медный Полубогов- Железный героев Жизнь: Жизнь: Жизнь: Жизнь: Жизнь: Долгая; короткая Страшная «счастливая, печальная трудная «безболезненная несчастливая ужасная беспечальная», («изнурительный и счастливая»; полна горя и без печали печали; забот; как неразумная; «вечный пир»; безрадостная. Смерть: Смерть: Смерть: Смерть: как «спокойный, В «подземном «черная смерть» спокойная; на тихий сон» сумрачном «островах царстве» блаженных» труд») далеко от людей Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: счастье; несчастье; горе «гордость и храбрость; зло; неуважение к гармония; война обильная мужественность родителям; покой стонами» героизм неверность («друг не верен другу»); 1 Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации. http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.html [Дата обращения: 29.11.2013] 2 Там же. «нелюбовь»; отсутствие правды и добра справедливости и совести; насилие; «гордость да сила»; Люди: Люди: Люди: Люди: Люди: здоровые; неразумные; «страшные и храбрые; неверные; гордые; радостные; несчастливые могучие»; сильные неуважительны по счастливые «огромного отношению к роста и своим родителям; несокрушимой негостеприимны; силы»; жестокие злобные и агрессивные («уничтожали друг друга»); В этом мифе достаточно ярко показан регресс рода людского, когда люди становились все хуже. Как подтверждение моим словам, приведу слова одного из виднейших археологов России Вадима Михайловича Массона, который писал, что этом мифе была представлена «своего рода эволюция с обратным знаком, когда люди постепенно морально разлагались, развращались и становились все хуже и хуже»3. Очень точно отмечено «обратная эволюция». Смена веков - это яркий пример регресса людей. От лучшего все идет к худшему как бы по нарастанию (градация). Другой миф, который нас интересует - «Девкалион и Пирра» Разгневанный на людей Медного века Зевс решил уничтожить все живое и наслал на землю потоп. Девкалион по совету Прометея построил ковчег в виде большого ящика, на котором он и Пирра спаслись во время девятидневного потопа, уничтожившего человечество. На десятый день вода стала спадать, и ковчег пристал к горе Парнас. Сойдя благополучно на землю и принеся жертвы 3 Массон В.М. Первые цивилизации. - Л. - 1989. - 20 с. Зевсу, Девкалион получил от него совет, как возродить человеческий род. Закутав головы и распустив пояса, Девкалион и Пирра должны были бросать через голову камни. Они исполнили наказ. Из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, из камней Пирры - женщины. Можно сказать, что создателями (прародителями) человечества являются именно - Девкалион и его жена Пирра. Во многих мифах (и в этих двух конечно) самой главной властью является - Бог (чаще всего - Зевс). От него зависит не только судьба отдельных людей, но и всего человечества, что можно доказать на примере мифа «Девкалион и Пирра». Ведь почему произошел потоп, а именно потому, что Зевс разгневался на царя Ликаона, за то, что он принес самому Зевсугромовержцу в жертву заложника. И вообще я считаю, что причиной самого потопа была разрушение миропорядка установленного богами. Богов надо уважать, чтить, они правят миром (…«нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам») и это неуважение развращение людей и послужило толчком для потопа. Мне вот кажется, что эти два мифа (Пять веков и Девкалион и Пирра) связаны между собой. Ведь люди «медного» любили войну были гордыми, иначе говоря, это было «испорченное», «грязное» поколение людей которое надо было очистить. Я считаю, что потоп нужен был быть сам по себе как вид очищения людей. Тут можно подчеркнуть такие свойства воды как «смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой»4. Этот миф вполне можно отнести к антропогоническим мифам, в которых говорится «о происхождении (в том числе сотворении) человека»5 но с другой стороны этот миф тоже я думаю можно отнести и к эсхатологическим мифам, - в которых говорится «о конце мира, временном или окончательном»6. Подведу итог. Можно сформулировать два тезиса: 1. Создателем (прародителем) человечества был - Бог (в мифе «Пять веков» именно он создал «род людской»). 2. Человечество произошло от камней, брошенных Девкалионом (мужчины) и Пиррой (женщины). 4 Тресиддер Дж. Словарь символов. - М., 1999. - 44 с. 5 Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - 87 с. 6 Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., - 2000. - 28 с. Список литературы 1. Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации // http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.html [Дата обращения: 29.11.2013]. 2. Массон, В. М. Первые цивилизации. - Л.: Наука, 1989. 3. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000. 4. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах) / Гл. ред. С. А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - Т. 1. 5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Тема судьбы не была изначальной в истории развития человечества, она появилась на исходе первобытности. Одними из первых, кто осознал наличие этой неведомой до этого времени силы, были древние греки. Это осознание приходит к грекам на закате первобытности, когда люди начинают выделяться из «мы-бытия» и понимать, что каждый индивид обладает своей собственной только ему принадлежащей долей-участью.

Судьба в античности - сверхразумная и сверхинтеллектуальная сила, которая определяет течение жизни. Но эта судьба не могла определять все человеческие намерения. Эта судьба ни в коей мере не превращала человека в бездушный механизм, безвольный и безынициативный. Из-за того, что античная судьба управляла всем, человек не мог отвергать свободы воли. Иногда человек не мог знать и как ему следует поступать в соответствии с судьбой. Поэтому человек поступал так, как того требовало свободно-волевое намерение человека. Поэтому в античности удивительным образом совмещались вера в сверхразумную судьбу и свободное использование своей воли для реального устроения жизни.

Цель данного реферата - изучить концепцию судьбы в представлении древних греков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

Рассмотреть истоки древнегреческих представлений о судьбе;

Исследовать концепцию судьбы и развитие личностного самосознания греков.

Структура работы включает в себя введение, два основных параграфа, заключение и список литературы. Во введении ставится цель и задачи работы, в основной части работы раскрывается основное содержание, в заключении делаются выводы по всей работе и подводится ее итог.

1. Истоки древнегреческих представлений о судьбе

Представления о судьбе имеют глубокие корни, уходящие в историческое прошлое какого-либо народа. Гносеогенные истоки не являются первым этапом возникновения категории судьбы. Правильнее было бы предположить, что значительно более ранний этап был связан, по-видимому, с магией. Именно эту связь подчеркнул в свое время Дж. Фрезер в своей «теории» магия - религия - наука. Но, отличаясь от религии и науки, магия, по Фрезеру, выступает, как «близкая родственница науки», Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25. ибо и в магических верованиях, и в науке «последовательность явлений считается вполне правильной и неизбежной, так как определяется неизменными закономи» Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25. .

Таким образом, зародыш будущего научного понятия закономерности уже существовал в рамках магического мировоззрения.

Вера в магию не только предполагает необходимую связь между логическими действиями и их результатами, но и от самого человека, как субъекта магического действия, тоже зависит производить ли это действие, задействовать ли эту необходимую связь именно в данный момент и задействовать ли ее вообще. В представлениях же о судьбе необходимость мыслится как реализующая совершенно независимо от человека. Человек не может ни отменить, ни отсрочить ее осуществление, ни вообще хоть как-то повлиять на нее.

Отсюда можно сделать вывод, что в представлениях о судьбе, в той мере, в какой осуществление судьбы считается фатально-неизбежным, идея объективной необходимости выражена более отчетливо, чем в рамках веры в магию. Размышляя о причинах, по которым люди разочаровались в магии, Дж.Дж. Фрезер пишет: «Наиболее проницательные умы, вероятно, с течением времени заметили, что магические обряды не производили тех конкретных результатов, которых ожидало более наивное большинство их собратьев. Это великое открытие привело к коренному перевороту в умах тех, кто сделал это открытие. Такой человек уже не находил более в смерти врагов своих или же друзей доказательства непреодолимого могущества заклинаний - теперь он знал, что друзья или враги одинаково подпадали под власть силы более могущественной, чем любая из доступных ему самому, что они повиновались судьбе, которую он бессилен был направить». Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 28.

Гносеогенный подход Фрезера для объяснения формирования представлений о судьбе достаточно очевиден. Нельзя не признать, что в его позиции есть доля правды. В мифологеме судьбы встречаются более развитые представления о необходимости и закономерности явлений окружающего мира, по-видимому, они действительно были подготовлены познавательными успехами человека.

В древнегреческой мифологии сохранились следы перехода от веры в магию к образу судьбы. Одним из ярких примеров этого является легенда о смерти Мелеагра, в которой жизнь героя фатально зависит от головни. Вариант мифа приводится по Аполлодору. «От Ойнея Алфея родила сына Мелеагра… Когда ему исполнилось 7 дней, к его родителям пришли Мойры и сказали: «Мелеагр умрет тогда, когда сжигаемая на жертвеннике головня сгорит дотла». Услышав это, Алфея схватила головню и спрятала ее в ларец». Когда же после знаменитой калидонской охоты на вепря Мелеагр перебил братьев своей матери, она сожгла головню, то Мелеагр умер. Здесь связь между смертью Мелеагра и сжиганием головни имеет явно магический характер, но сжигать или не сжигать головню - целиком в воле человека, то есть матери Мелеагра. Так же здесь уже фигурируют Мойры, как божества судьбы, что говорит о переходе от простых магических представлений к персонификации категории судьбы.

В.П. Горан, исследуя этот миф, делает такой вывод: «Не смотря на то, что в рамках этого варианта интерпретации связи жизни Мелеагра с головней эта связь выступает как результат специального решения богинь судьбы, тем не менее, и магический характер этой связи полностью сохраняется. Это позволяет предположить, что мотив магической связи есть рудимент более древних представлений, восходящих к временам доминирования веры в магию, когда образ Мойр, как богинь судьбы, возможно, еще не сформировался. Вероятно, что и мотив фатальной связи между жизнью Мелеагра и головней в дошедшем до нас варианте легенды, в котором фигурирует эта связь, и богини судьбы, был результатом переинтерпретации более древнего варианта легенды, в котором фигурировало только использование магии». Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы / В.П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 153.

Но все же, не смотря на изменения, произошедшие с категорией судьбы, вера в магию не исчезает совсем из жизни древних греков. Она проявляется в предсказаниях, вере в оракулы, в гаданиях и жертвоприношениях. В качестве прямого следствия жертвоприношения ожидался какой-то ответ богов, отсутствие же ответа, знака божества, воспринималось крайне негативно. Вера древних греков в оракулы сохранялась на всем протяжении их истории. Связь представлений о судьбе с верой в пророчества и оракулы - один из древнейших истоков формирования греческого понятия судьбы. Способность к знанию будущего воспринималась как божественный дар. Но этот дар придавал особую значимость и знанию, которое дано прорицателю. Вера в знание о будущем была равна вере в судьбу.

Оракул, как и пророчество, претендует на знание предопределенного будущего. Оракулы исходят только от богов. Вера в знание, данное оракулом, сродни вере в богов вообще и их способности вступать в общение с людьми. Предсказания прорицателей и оракулов выражаются в словесной форме. Это указывает на веру в магию слова. Произнесенное вслух слово открывает тайну будущего. Того, что сказано, никак нельзя изменить. Здесь слово равнозначно предопределению судьбы.

В.П. Горан считает, что следы связи древнегреческих представлений о судьбе с магией слова настолько слабы, что их реконструкция возможна лишь на уровне гипотез. В качестве одной из таких гипотез можно назвать предположение В.П. Горана о том, что существует определенная связь между верой в прорицания и верой в силу заклинаний и заклятий.

Еще один след связи представлений о судьбе с магией встречается даже у Гомера. Это образ богинь-прях. Богини судьбы прядут нить жизни человека в момент его рождения. Дж. Томсон Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с. связывает возникновение образа прях с обычаем прясти ребенку одежду к его рождению. Функции этой одежды первоначально были тесно связаны с магией. Одежде приписывали таинственную связь с человеческой жизнью.

Действительно имеется соответствие между представлением о магической связи одежды с жизнью новорожденного, с представлениями о связи жизни с нитью, которую выпряли ему при рождении богини судьбы Мойры. Вероятно, что предполагаемый Томсоном обычай изготовления одежды для новорожденного стал постепенно терять свою магическую роль. А сам образ «прях» - старейших представительниц рода, трансформировался в образ Прях, как мифологических персонажей.

В новом образе судьбы акцент смещается с темы рождения на тему смерти. Конечно, образ судьбы сохранил свою связь с темой рождения, но одновременно судьба тесно ассоциировалась со смертью. Функция богинь судьбы - заведовать рождением - трансформируется в повелевание смертью. Пряхи определяют момент смерти человека. Таким образом, судьба выступала как весь сугубо индивидуальный жизненный путь человека. В этом понимании судьбы общественное сознание пришло к определенному осмыслению целостности и неповторимости всего жизненного пути каждого человека от его рождения до смертного конца. Т.е. судьба определяет рождение, деяния во время жизни и смерть. Человек начинает осознавать, что его судьба индивидуальна, она принадлежит ему одному и никому больше. Гомеровский Ахилл знает свою судьбу, более того, он волен сам выбрать ее. И он выбирает, выбирает не тихую и спокойную жизнь, а славу и геройскую смерть. Это говорит об усилении внимания общественного сознания к индивиду. Индивид выделяется из своей группы, кроме всего прочего, и своей смертью. Она отличает его от других людей и выступает одним из средств самоутверждения индивида. Однако, «необходимо учитывать и общие особенности эпоса: гиперболизацию, определенные стереотипы в рассказах о героях и их быте, нарочитую архаизацию» Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - С. 293-294. .

У Гомера встречаются и другие примеры связи концепции судьбы с магией. Одиссей не открывает киклопу своего имени, так как имя имеет магическое значение. Когда же Полифем узнает имя Одиссея, то он получает возможность влиять на него с помощью своего отца Посейдона.

Таким образом, скорее всего Фрезер прав, утверждая, что магические верования являются одним из источников дальнейшего развития религии и науки. Но нельзя согласиться с ним в том, что магия совершенно исчезает из жизни людей и уступает место науке. Магия продолжает существовать, но, наряду с ней, появляются и другие формы познания мира. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества связано с начавшимся процессом развития личностного самосознания. Если раньше человек совсем не выделял себя из коллективного, первобытного, «мы - бытия», то потом он начинает осознавать себя самостоятельной личностью, которая сама несет ответственность за свои поступки. Человек понимает, что судьба всемогуща, но и он сам кое-что может, кроме того, как слепо повиноваться ее воле.

2. Концепция судьбы и развитие личностного самосознания греков

Судьба - одна из важнейших категорий древнегреческой философии. Вообще судьба не является в античности чем-то случайным и необязательным. Так как вся античная космология основана на непосредственном чувственном восприятии, она по самому своему существу не склонна к исследованию каких-либо точных законов. Само восприятие мира древними греками было скульптурно, что обесценивало те законы природы, которые являются главным предметом изучения современной науки. Управляет этим скульптурным миром нечто не подлежащее ни исследованию, ни изучению, не имеющее имени и превышающее человеческие способности и потребности. Это судьба. Таким образом, судьба связана с очень развитой интуицией, со скульптурной картиной мира и является их неотъемлемой частью. Космос, по представлению греков, телесен, а все, что телесно, управляется судьбой, Следовательно, космос также находится под властью судьбы.

Во взаимоотношениях человека с космосом можно провести ту же параллель, что и между судьбой и богами. Космос есть первообраз, а человек - подражание, микромир по отношению к макромиру. То, что есть в космосе, есть и в человеке; а то, что имеется в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм и микрокосм различаются лишь количественно. Между человеком и космосом нет раскола, нет границы. Просто одно - универсально, а другое индивидуально. Но все же, исходя из характера ранней греческой классики, при высоком развитии чувства личности, сама личность все же оставалась придатком космоса, не всегда обязательным и необходимым.

Термин «душа» можно встретить уже у Гомера, но слово «личность» совершенно отсутствует в классический период. А.Ф. Лосев считает, что это говорит о том, что греки плохо понимали смысл и своеобразие человеческой личности, душа же мыслилась, как нечто вполне материальное. Концепция личности гораздо ярче выступает в противопоставлении судьбы и личности, так как основу древнегреческой трагедии составляла именно судьба личности, а не души. Но, не смотря на это, самого термина «личность» не появилось ни у одного из величайших греческих трагиков: Эсхила, Софокла и Эврипида. А.Ф. Лосев считает, что «это свидетельствует о том, что судьба личности в окружающей ее среде или в космосе, как бы эта судьба ни была ужасна, представлялась здесь чем-то естественным и закономерным» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 538. . Поэтому у древних греков не возникало необходимости в специальном обозначении этого понятия. Вероятно, конкретная судьба, «выпрягаемая» Мойрами, и означала личность в чувственной метафорической форме. Такое определение личности очень логично вписывается в общую чувственную картину мира, созданную древними греками.

А.Ф. Лосев очень осторожен с понятием личности в античности. В своем обширном труде по истории античной эстетики он выдвинул теорию «о связи рабовладельческой формации с идеей судьбы». Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 55. По А.Ф. Лосеву, такие стороны античной культуры как пластика и рабовладение «совпадают в одном: в отсутствии опыта человеческой личности… в понимании человека не как личности, а как вещи» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 52. . А.Ф. Лосев обосновывает это тем, что в период рабовладения в самом человеке отсутствует восприятие себя как человека, а не как вещь. Рабы считают себя вещами рабовладельца, а «свободные сознают себя рабами общего миропорядка, рабами прежде всего судьбы, рока» Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С. 55. .

Другой же исследователь концепта судьбы и ее связи с развитием личностного самосознания В.П. Горан Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В.П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 76. полемизирует с А.Ф. Лосевым. Он считает, что вывод А.Ф. Лосева об отсутствии у античного грека опыта человеческой личности неверен, так как античная идея судьбы развивалась на протяжении большого периода времени, в том числе и тогда, когда рабство еще не было доминирующей характеристикой древнегреческого общества. В.П. Горан пишет, что «для гомеровского времени сведение представлений о судьбе к непосредственному выражению рабского сознания вряд ли можно было бы признать оправданным даже независимо от того, оправдано оно или нет для более развитых этапов рабовладения». Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С.76. Так В.П. Горан опровергает теорию А.Ф. Лосева о зависимости идеи судьбы от рабства.

В.П. Горан считает, что А.Ф. Лосев, говоря о связи судьбы с рабовладельческим строем, не убедителен. Но сама по себе эта идея реально предполагает представление о несамостоятельности и означает радикальное отрицание именно личностного «измерения» человека. «Но как раз это обстоятельство и позволяет утверждать, что возникновение идеи судьбы исторически знаменовало собой зарождение личностного самосознания». Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 77.

В.П. Горан думает, что отрицание чего-либо, пусть даже оно и осуществляется весьма решительно и безусловно, уже тем, что оно существует, показывает наличие определенного представления о том, что отрицается. То есть, если идея судьбы так явно отрицает наличие самостоятельности человека как субъекта своей жизненной доли, а в качестве этого субъекта мыслится некая высшая сила, то уже одно это наводит на мысль о том, что представление о таком субъекте и о жизненной доле человека уже существовали. То, что появляется такое представление, позволяет говорить о зарождении личностного самосознания, даже если человек и мыслит себя еще только в качестве объекта судьбы.

Таким образом, В.П. Горан делает вывод, что не могло быть никакого вопроса об идее несвободы и внешней судьбы, если уже не было идеи свободы и представления о свободной человеческой личности». Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 77.

Что же касается не идей и представлений, а соответствующих реалий, то надо не забывать, что несвобода древнего человека, его зависимость от природы и от социальных сил была первичной по отношению к его свободе и самостоятельности. Но в осознании этой зависимости, в формировании идей такой зависимости в общественном сознании определяющая роль должна быть признана за процессом приобретения индивидом самостоятельной значимости и становления личностного самосознания. Несвобода, зависимость могла осознаваться в том числе и в форме идеи судьбы, лишь в той мере, в какой выкристаллизовывалась и идея свободы, пробуждалось личностное самосознание. В свою очередь, и идея свободы тоже осознавалась тем отчетливее, тем яснее и утверждалась тем решительнее и прочнее, чем более отчетливо осознавалась идея зависимости, и чем более резкий контраст составляли эти два ряда идей в сознании и соответствующие им реалии в жизни, например, контраст рабской доли и доли свободного человека.

Таким образом, вопреки А.Ф. Лосеву, античная идея судьбы указывает не на отсутствие «опыта человеческой личности» в рабовладельческом обществе, но, напротив, на пробуждение личностного самосознания. Отсюда понятен тот уже отмеченный А.Ф. Лосевым факт, что для античного человека судьба менее всего заметна на людях мелких, но более всего ощущается в героических фигурах, таких, как Ахилл или Прометей. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - С.57.

В.П. Горан делает вывод, что «сам факт возникновения идеи судьбы и конкретные особенности ее содержания свидетельствуют о пробуждении внимания общественного сознания к индивиду и зарождении личностного самосознания…» Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 83. . Но В.П. Горан делает оговорку, что речь идет лишь о начале этого трудного процесса.

И все же В.П. Горан слишком жестко критикует концепцию А.Ф. Лосева. Да А.Ф. Лосев связывал понимание человека с рабством и восприятием человека как вещи. Но его же исследования поэм Гомера говорят о том, что тот же А.Ф. Лосев уловил некую закономерность соотношения концепции судьбы с понятием человеческой личности.

Таким образом, вероятно, оба исследователя правы в том, что процесс осознания человеком себя как личности, безусловно, имел место в развитии культуры Древней Греции. Но этот процесс шел довольно медленно, его тормозили многие реалии античного мира, в том числе и институт рабства. Становление личностного самосознания нашло свое отражение в представлениях о судьбе. Все изменения, происходящие с восприятием человеком самого себя, находили свое отражение в трансформирующейся концепции судьбы.

судьба вера магия самосознание

Заключение

Судьба - одна из основных мировоззренческих категорий традиционных обществ. Античная цивилизация не была исключением в отношении к этой категории. Хотя судьба не была изначально присуща античной культуре, но все же она появилась достаточно давно. Некоторые зачатки будущих представлений о судьбе мы можем обнаружить в древнейших магических верованиях, и наоборот, в развитых представлениях о судьбе мы находим множество параллелей с магией. По мере развития античной культуры роль магии несколько ослабевает, но она не исчезает совсем, как на этом настаивал Дж. Фрезер. В более поздние периоды магия существует наряду с другими феноменами культуры, просто она уже не является одним из главенствующих элементов в развитии общественного сознания. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества было связано с началом процесса развития личностного самосознания. Человек мало-помалу осознает себя свободной личностью и хотя судьба и всемогуща, но и он сам кое-что может.

Богатейший материал для изучения античной культуры дают поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея», где автор создает великолепную картину жизни древнегреческого общества эпохи разложения общинно-родового строя. Гомеровский эпос дает много примеров отношений между волей судьбы и волей самостоятельной личности. В разные периоды развития общества постепенно трансформируется образ человека, его мировоззрение, понимание собственной значимости и осознание свободы в выборе каких-либо действий и даже возможности выбора своей судьбы.

Процесс осознания человеком себя как личности шел довольно медленно, его тормозили многие реалии античного мира, в том числе и институт рабства. Становление личностного самосознания нашло свое отражение в представлениях о судьбе. Все изменения, происходящие с восприятием человеком самого себя, находили свое отражение в трансформирующейся концепции судьбы.

Список литературы

1. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы В.П. Горан. - Новосибирск: Наука, 1990. - 335 с.

2. Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В.П. Горан // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С 76-83.

3. Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989 - 479 с.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - 584с.

5. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с.

6. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Религиозные представления древних греков. Пантеон греческих богов, покровительствовавших природным стихиям, ремёслам, земледелию, войне и иным занятиям людей. Влияние повседневной жизни древних греков на их религию и мифологию. Миф о Деметре и Персефоне.

    презентация , добавлен 04.02.2011

    Учение о жизни после смерти: формы загробной субстанции человека, ее связь с местом погребения в представлении древних египтян. Похоронный ритуал, Пять Душ, значение имени, цель бальзамирования: воскресение души, путешествие по Преисподней, суд Осириса.

    реферат , добавлен 30.11.2011

    Зарождение мифологии древних греков от одной из форм первобытной религии - фетишизма. Эволюция мифологических и религиозных представлений эллинов. Древнегреческие мифы и легенды о жизни богов, людей и героев. Религиозные обряды и обязанности жрецов.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Идеализация и ограниченность в понимании религии древних греков. Источники изучения древнегреческой религии. Религия эгейской эпохи. Следы тотемизма, промысловых культов и тайных союзов. Вредоносная и лечебная магия. Аристократический культ героев.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Религиозное мировоззрение древних греков - вера во всесилие Рока. Древнегреческий культ предсказания судьбы - прорицательство. Элевсинские мистерии, как форма религиозно-культовых действий. Антропоморфизм- человекоподобие богов. Политеизм (многобожие).

    презентация , добавлен 04.02.2017

    Анализ образа героя в ирландской мифологии, его основных характеристик и стиля жизни. Характеристика роли семьи на протяжении всей жизни героя, занятий его повседневной жизни, взаимоотношений с богами. Изучение личностных качеств мифического персонажа.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2010

    Влияние культа Исиды на мировосприятие древних египтян, формирование погребальной обрядности и представлений о загробной жизни. Связь между культом Исиды и магией, его роль в идеологических изменениях и верованиях египтян в период Среднего царства.

    статья , добавлен 10.08.2017

    Мифологические мировоззрения древних греков. Гора Олимп как жилище бессмертных богов. Перун и молния как символы верховного древнегреческого бога Зевса. Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Гефест, Аполлон, Афина и Афродита как главные боги Древней Греции.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Представления о душе у древних славян. Связь души со звездой, с дыханием, паром, дымом. Отождествление образа человека и души. Сравнение души и огня. Загробная жизнь по представлению славян. Материальная основа души. Обряды древних славян на поминках.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Изучение славянского язычества, системы дохристианских представлений о мире и человеке, основанной на мифологии и магии. Одухотворение природы, культа предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей.

Урок 30. Религия древних греков.
Предмет: история.

Дата: 23.01.2012.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели: обобщить представления учащихся о религии древних греков; сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований.
Ход урока

  • Новые понятия: пантеон.
Текущий контроль знаний и умений.

Задание 1 – вопросы по домашнему заданию:


  1. Каково основное содержание поэмы «Одиссея»?

  2. Сколько лет длилось возвращение Одиссея домой?

  3. Царём какого острова был Одиссей?

  4. Перечислите, с какими трудностями пришлось столкнуться Одиссею и его товарищам по возвращении домой?

  5. За что боги разгневались на Одиссея?

Задание 2 – чтение наизусть.
Заслушать учеников, желающих читать отрывки из произведения.
План изучения нового материала
Греческий пантеон богов.
Изучение вопроса плана.
Работа с учебником: найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции», внимательно рассмотрите его.

Работа с классом. Во время объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу, которая к концу урока должна выглядеть следующим образом:


Боги

Чему покровительствовали

Зевс

Бог земли и неба, царь богов и людей

Посейдон

Владыка морей

Аид

Правитель царства мёртвых

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств

Афина

Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни

Афродита

Богиня любви и красоты

Деметра

Богиня плодородия

Дионис

Бог виноделия

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гермес

Покровитель дорог и путников

Арес

Бог войны

Вступительное слово учителя. На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.

В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвящённое всем богам, называют пантеоном.

На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Словарная работа.

Пантеон – место, посвящённое всем богам.

Ученик 1. Но сильней из них – Зевс, сын бога Крона. Крон был рождён Ураном-небом и Геей-Землёй. Обманом и хитростью Крон низвергнул Урана. Боясь, что дети лишат его власти, Крон приказал своей жене Рее приносить ему только что родившихся малюток – он проглатывал их. Последнего сына – Зевса – она пожалела. Рея поднесла Крону спеленатый камень, и он проглотил его. Она укрыла Зевса на острове Крит, в одной из горных пещер. Пчёлы кормили его мёдом, а коза молоком. Если Зевс плакал, юноши, охранявшие пещеру, начинали военную пляску и ударами оружия по щитам заглушали крик ребёнка, чтобы Крон не узнал о его существовании. Говорят, что на Крите ещё и сейчас юноши пляшут военные танцы в честь Зевса.

Когда Зевс вырос, он заставил отца извергнуть проглоченных детей, а его самого сковал и бросил в мрачную пропасть в Тартар, куда никогда не проникает луч солнца. После победы Зевс в колеснице, запряжённой четвёркой коней, направился на Олимп вместе с другими богами. Владычество над морем он поделил со своими братьями, которые помогли ему одолеть Крона. Аид получил власть над царством мёртвых, Посейдон стал морским владыкой. Зевс же с тех пор правит небом и землёй.

Ученик 2. Зевс – сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» - говорят у эллинов.

Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во двое каждого дома – жертвенник великого бога. Он – покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Во многих местах священным деревом почитается дуб. Именно под священным дубом, в роще Додоны, любит отдыхать Зевс. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу – орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача.

Ученик 3. В городе Милете больше других богов чтут владыку морей Посейдона. Для милетян морская торговля – основа жизни. А судьба мореплавателя – в руках Посейдона. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлупки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложил свой трезубец Посейдон – утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряжённой золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живёт он со своей женой Амфитритой. Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин – морские чудовища. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!

Вопрос: Кто из греков на себе испытал гнев Посейдона и почему?

Ученик 4. Самый мрачный из богов – Аид – царит глубоко под землёй, в царстве мёртвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. В царстве мёртвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.

Лишь немногим могучим героям позволили боги посетить царство умерших и вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев Троянской войны. Поведал Одиссеею Ахилл, что лучше быть живым подёнщиком на земле, чем царём в царстве Аида. Побывал там и Геракл. Он принёс из царства мёртвых адского пса Цербера, это был один из двенадцати подвигов героя.

Вопрос: Подумайте, какая связь существует между пирамидами в Египте и царством мёртвых, где правит Аид?

Ученик 5. Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин – жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззащитно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой черными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу Солнца – Гелиосу и от него узнала, что дочь её по воле Зевса находится в царстве мёртвых.

Безгранично было горе Деметры. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать её, приняла образ старухи. Проливая горькие слёзы, блуждала она по земле. Но как только Деметра покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к Деметре вестницу богов Ириду. Долго уговаривала Деметру вестница богов. Но Деметра объявила, что она не вернётся на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса, который объявил ему волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной радостью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зёрнышко – символ брака – и тем навсегда связал её с царством мёртвых.

По решению Зевса две трети года – весну и лето – Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем, чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона.

Ученик 6. Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них – бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище – дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится святилище Аполлона.

Чтят златокудрого бога и на Делосе, где он родился. Все умолкают, когда Аполлон появляется со своими спутницами – музами. Их девять, и каждая из них – покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и игре Аполлона на струнах.

Дивно играет прекрасный бог, но не переносит он ни насмешек, ни замечаний. Жестоко наказал Аполлон фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот дерзнул состязаться с ним в музыке. Победу присудили Аполлону, а Марсия Аполлон повесил, содрав с него кожу.

Ученик 7. Боятся люди встреч с сестрой Аполлона, вечно юной прекрасной Артемидой – богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы и подруги – нимфы – богини полей и лесов. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы её так же метко разят, как и стрелы божественного Аполлона. Жестоко расправились Аполлон и Артемида со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, перебили Аполлон и Артемида всех детей Ниобы мелкими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьёт источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях.

Ученик 8. Нет на Олимпе богини, прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня, близ острова Киферы. Поэты называют её «рождённою из пены». Раньше всего начали чтить Афродиту жители островов Киферы и Кипра, где росла прекрасная богиня. С радостью приняли её боги Олимпа в свои чертоги. Куда ни ступит богиня – повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита – богиня любви и красоты. Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, ею был наказан холодный и гордый красавец юноша Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок.

Ученик 9. Страшен и людям, и богам кровожадный Арес – бог войны. Фракию, где живут воинственные племена, считают родиной Ареса. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. С мечом в руке, в полном вооружении носится Арес на колеснице по полю боя. Ужасен Арес во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал помощь. Не любит Ареса великий Зевс. Не раз побеждала Ареса любимая дочь Зевса – грозная и воинственная Афина. В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня порядка и разума, покровительница ремесла. Любимому городу – Афинам – богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов различным ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, а эллинам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня. Особенно искусна богиня Афина в ткачестве.

Как и все боги, Афина не выносит соперничества смертных. В безобразного паука превратила она девушку Арахну, осмелившуюся состязаться с ней в искусстве ткать покрывало. Работа Арахны не уступала по красоте покрывалу богини, но за дерзость девушка была жестоко наказана.

Ученик 10. Не только Афина искусна в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест. Маленького Гефеста, хилого и некрасивого сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там научился он ковать «кольца витые, застёжки, уборы волос, ожерелья». По просьбе Фетиды Гефест выковал чудесное вооружение её сыну – славному герою Ахиллу.

Гефест – бог огня и кузнечного дела.

Сделал Гефест и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но, едва богиня села в него, её обвили несокрушимые путы, и она уже не могла подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но нелегко было уговорить его сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои обиды Гефест, освободил Геру и остался среди богов. Он построил золотой дворец для богов на Олимпе.

Ученик 11. Искусен и Гермес – быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. В Элладе на всех перекрёстках стоят каменные столбы с головою Гермеса наверху – гермы. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах. Покровительствует Гермес и торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Гермес хитёр, ловок и изворотлив. Он искусный вор. Ещё ребёнком он угнал стадо коров у Аполлона. Весёлый проказник Гермес любит пошутить над богами – он украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона – трезубец, у Ареса – меч, а у Аполлона – лук и золотые стрелы. Гермеса чтут путешественники, купцы и даже воры.

Заключительное слово учителя. Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Никто не верит теперь в то, что на вершине Олимпа живут боги. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды, или мифы, как мы их называем. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.

Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.


Материал учебника
Боги Греции. Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Ол и мп. Три брата – Зевс, Посейдон и А и д – поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в «царстве мёртвых».

Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки, коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времён года, неурожаи, болезни.

Основные занятия греков имели своих богов-покровителей: Дем е тру, Дион и са, Гефеста и других. Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.

Миф о Деметре и её дочери Персефоне. Юная красавица Персеф о на собирала цветы на лугу. Внезапно разверзлась земля, и перед ней предстал бог Аид – мрачный владыка подземного «царства мёртвых».

О, прекрасная Персефона! Не противься воле Зевса. Царь богов отдал тебя мне в жёны.

Аид схватил испуганную деву, посадил на золотую колесницу и умчал на быстрых конях в свои подземные владения. Там блуждают тени умерших, туда не проникают лучи солнца. Вход в царство Аида охраняет Ц е рбер – чудовищный свирепый пёс с тремя головами и змеиным хвостом.

Погрузилась в печаль мать Персефоны – богиня земледелия Деметра. Гневается она на Зевса за то, что отдал он Персефону Аиду. От тоски Деметры сохнут колосья на пашнях, облетают листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому.

Встревожился Зевс и послал к Аиду вестника богов Герм е са. В золотых крылатых сандалиях и с волшебным жезлом в руке появился Гермес во дворце Аида.

О, владыка умерших! Отпусти к матери Персефону. Две трети года будет жить она на земле и одну только треть в твоём, внушающем ужас царстве.

В один миг доставил Гермес Персефону к матери. Обняла любимую дочь Деметра. От её радости распустились цветы, зазеленели пашни и виноградники.

Миф о Прометее. Некогда люди жили в тёмных пещерах, не знали огня, не умели разводить скот и выращивать полезные растения. Грозный Зевс решил истребить их всех до единого. Никто не осмелился противиться Зевсу, но внук богини Земли Пром е тей посмел: он спас несчастных от гибели. Прометей научил людей строить дома из камня, пахать поле на быках, запрягать в повозки коней, шить прочные паруса и плавать по морям. Благодаря Прометею люди овладели письмом и счётом.

Вопреки запрету Зевса Прометей похитил огонь в кузнице своего друга бога Гефеста и принёс его людям. Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями к дикому утёсу. Проклиная своё ремесло кузнеца, сострадая другу, выполнил Гефест волю Зевса. Велики были муки Прометея: каждый день прилетал к утёсу орёл и клевал его печень, а за ночь она отрастала вновь.

Спасло Прометея его умение предсказывать будущее. В ту пору Зевс задумал новый брак, на этот раз с морской богиней Фет и дой. Прометей открыл ему роковую тайну: Фетиде суждено родить сына, который станет сильнее своего отца. Боялся Зевс потерять власть, отбросил мысли о женитьбе. Кончились и мучения Прометея. По воле Зевса его сын Геракл застрелил орла, разбил оковы и освободил страдальца. А Фетида вышла замуж за смертного человека и родила будущего героя Троянской войны – Ахиллеса.
Миф о Дионисе и морских разбойниках. На пустынный берег моря вышел юноша небывалой красоты. Это был бог Дионис. Некогда он научил людей разводить виноград и делать вино.

Вдали виднелся парус. То был корабль морских разбойников.

Эй, рулевой, - приказал главарь пиратов. – Правь к берегу! Вон юноша. Схватить его, связать и привести сюда!

Приказ был выполнен. Но чудо! Верёвки упали с рук пленника.

«Безумцы! – закричал рулевой, - вы захватили бога!» - «Замолчи, - оборвал его главарь. – Мы продадим юнца, и быть ему рабом».

Вдруг лоза винограда обвила мачту, по кораблю зажурчали струи вина. Вмиг Дионис изменил облик и предстал в образе рычащего льва. От ужаса пираты попрыгали в море и превратились в дельфинов.

Лишь рулевого пощадил Дионис.
Мифы о Геракле. Вот некоторые из подвигов Геракла – сына Зевса и смертной женщины.

Лев чудовищной величины нападал на скот и на людей. Геракл отправился в горы на поиски льва. Наконец, он увидел страшного зверя с косматой гривой. Геракл пустил в него из лука одну за другой три стрелы. Но стрелы отскочили от твёрдой шкуры, не причинив хищнику вреда! Грозно зарычал лев и бросился на отважного героя. Как молния мелькнула дубина Геракла. Оглушённый ударом, лев упал на землю. Геракл задушил зверя.

Царь А вгий обещал отдать десятую часть своих стад Гераклу, если тот сумеет всего за день очистить от грязи скотный двор: животные на нём стояли по шею в навозной жиже. Геракл, завалив камнями русло двух речек, изменил их течение. Водяные потоки хлынули на скотный двор и унесли весь навоз.

Царь города Микены поручил Гераклу принести три золотых яблока из волшебного сада на краю света. По дороге Гераклу пришлось бороться со злым силачом Ант е ем – сыном богини Земли Г е и. Как только Геракл бросал Антея на землю, мать давала ему новые силы. Тогда Геракл поднял Антея на воздух и задушил его. На краю света стоял великан Атл а нт и держал на плечах небесный свод. «Я принесу для тебя яблоки, сын Зевса, - обещал он, - а ты подержи-ка за меня небо!» Тяжелейший груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело… Вернулся, наконец, Атлант. Предложил, что сам отнесёт яблоки в Микены. Притворившись, будто согласен, Геракл лишь пожелал сделать себе подушку из травы, чтобы положить её на плечи. Встал великан на своё место, а Геракл взял яблоки и сказал: «Прощай, Атлант, только одному тебе под силу держать небесный свод!»


Вопросы и задания самоконтроля.

  1. Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков? Какие занятия людей?

  2. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?

  3. Что привлекает нас в героях мифов о Геракле и Прометее?

  4. Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного Бога, создавшего весь мир?

Флора и фауна не отличались особым разнообразием. Зато горные районы были богаты на природные ресурсы. Во многих местах были обнаружены залежи железной руды, драгоценных металлов и мрамора. Встречались отложения высококачественной глины и строительного камня.

Древние периоды развития Греции

Крито-микенский период пришелся на конец III – начало II тысячелетия до н. э., и считается наиболее ранним зарождением европейской цивилизации. Именно в этот период на территории Греции возникли государственные образования.

Первое государство образуется на острове Крит, где была развита хозяйственная деятельность, ремесла, налаживалась торговля. Мастера создавали тонкие шедевры керамики с изображенными на них животными и растениями, изделия из бронзы. Города строились на побережье вокруг дворцов, остатки которых поражают богатством внутреннего убранства. Критское царство обладало мощнейшим флотом, имело развитые торговые связи.

На смену критскому государству пришло микенское. Микены были воинственными племенами, вторгшимися на территорию Крита. Они развивали торговые связи, занимались сельским хозяйством. Возникшую ранее на острове письменность микены приспособили для своего языка, о чем свидетельствуют найденные таблички с древними письменами.

Около 1100 года до н. э. крито-микенская цивилизация совершенно исчезла. Пришел полнейший экономический упадок, была утеряна письменность, многие ремесла были забыты. Численность населения существенно сократилась. Этот период учеными назван «Темным веком» в греческой истории.

Период Архаики обозначился значительным приростом населения, развитием ремесел и увеличением благосостояния народа. В поисках пригодных для сельского хозяйства земель греки растекались по всему Средиземноморью и побережью Черного моря, налаживая торговые связи. Возникало множество городов-государств, где процветали различные ремесла – изготавливались гончарные, металлические и железные изделия, тонко обрабатывались камни. Появляются греческие храмы, украшенные статуями в стиле реализма.

Классический период обозначился стремительным развитием искусства, литературы, философских наук и политики. Это время расцвета греческой цивилизации, ее культуры и государственности. Период обозначился плотным сотрудничеством разрозненных городов-государств и Афин, чей флот сыграл решающую роль в войне с персами.

Мифология

Мифологические представления древних греков складывалась веками, формировались мифы и легенды о бессмертных богах, живущих на горе Олимп. Именно по мифологическим данным можно воссоздать полную картину представлений греков о мире.

Землю населяли грозные великаны и чудовища, титаны и циклопы. Природные явления нашли отражение в греческих божествах. Так возник бог Зевс – могущественный громовержец, отец всех богов и людей.

Боги в видении греков были наделены человеческими чертами внешне, а также характерами и пороками людей. Их отношения были очень схожи с простыми человеческими. Они ссорились, предавали друг друга, влюблялись, расставались. Каждый из богов отвечал за какой-то промысел или род деятельности, покровительствовал какому-либо виду искусства или же олицетворял природное явление. Люди строили храмы для своих богов и приносили им дары. Каждый греческий город имел своего покровителя, оберегающий его жителей от войн и несчастий.


Мифы и сказания о легендарных героях нашли отражение во многих древних литературных источниках, описывая их бессмертные подвиги. Множество мифологических сюжетов были использованы скульпторами для создания своих шедевров.

Наука

В древности греки объясняли все природные явления и процессы волей богов, но со временем стали применять научный подход. В Греции изучали математику, риторику, биологию, философию, медицину и многие другие науки.

Греки сумели систематизировать знания народов Месопотамии и Египта, объединив их в общую математическую науку. Большой вклад в развитие точных наук внесли Архимед, Евклид и Пифагор. Серьезно относились и к философии, пытаясь объяснить происхождение мира и роль человека в нем. Особое внимание уделялось проблемам конкретного человека, его профессиональной деятельности и жизни в условиях государства. Великими философами тех времен были Аристотель, Сократ, Платон и Гераклид Понтийский.

Были организованы школы, где юные греки могли обучаться чтению, письму, математике, а также танцам и атлетике, что позволяло всесторонне развиваться.


Научным центром Греции стала Александрия. В Александрийскую библиотеку и музей съезжались ученые со всего Средиземноморья. Здесь творили свои шедевры выдающиеся художники и поэты, скульпторы и драматурги.

Образование

В эпоху Древней Греции существовали как частные, так и государственные учебные заведения. Образование мог получить любой свободный человек, независимо от его положения в обществе. Принципы обучения базировались на личностном и командном соревновании. Ученикам прививали как точные науки, так и музыкальные, развивали физически и духовно, давали азы морального кодекса гражданина. Обучение проходило поэтапно, начиная с низшей школы и заканчивая гимназиями.


Мальчики обучались письму и чтению, а также игре на лире или кифаре. Обязательной была подготовка к воинской службе. На таких занятиях ученики обучались метанию диска, бегу и прыжкам, тренировались выносливость и упорство. В Спарте мальчиков забирали из семьи и воспитывали с большим уклоном на физическое образование. Они приучали учеников с самых малых лет уметь переносить лишения, голод и боль.

Девочки в первую очередь обучались ремеслу – ткачеству, гончарству, прядению. Они учились писать и читать, а также танцам, гимнастике и пению.

Искусства Древней Греции

Из всех видов искусств наиболее быстрый подъем был заметен в литературном жанре. Из большого количества древних шедевров греческой литературы до нашего времени дошло очень немного, но они обусловили развитие литературы всей западной цивилизации. Античная литература включает в себя произведения философов, поэтов и писателей.

Древние авторы позаимствовали алфавит у финикийцев. Долгое время они писали справа налево, и только в VI веке до н. э. письменность приобрела привычный вид. Тематика ранних литературных произведений неразрывно связана с древнегреческими мифами. Наиболее распространенным жанром был эпос. Шедеврами литературы считаются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они являлись источником знаний для многих поколений, воспевая подвиги и легендарные жизни героев.

Позже в Греции зародилась лирическая форма поэзии, а также басни, обучающие моральному поведению и благодетели. Самостоятельным жанром стала драматургия, которая получила широкое распространение.

Древнегреческий театр возник из ритуального действа в честь бога Диониса. Так сформировались первые два жанра – комедия и трагедия. Сюжеты были тесно связаны с мифологией, носили нравственный характер, поднимали важные проблемы, близкие каждому человеку. Комедии обычно высмеивали человеческие слабости и являлись сатирическим изображением известных философов и политиков того времени.

Театры строили под открытым небом. Они имели круглую или овальную форму и достигали достаточно крупных размеров. Представления могли продолжаться в течение нескольких дней, где каждый драматург представлял на суд зрителей свои произведения по мотивам классической драмы. Наиболее известными авторами-драматургами в Древней Греции были Эсхил и Софокл. Они создали множество трагедий, но не многие из этих творений сохранились до настоящего времени.

Театральные представления обязательно сопровождала музыка. Музыкальное искусство было широко распространено среди греков и воспевалось в легендах и мифах. Мелодичным звукам музыкантов-богов приписывали невероятную мощь, влияние на людей, животных и силы природы. Само слово «музыка» вышло из греческого языка.

Музыкальное образование было обязательным для свободных граждан Греции. Практически все общественные мероприятия проходили под музыку. Греки устраивали состязания певцов и музыкантов. Спартанцы приспосабливали музыку к своим военным нуждам.

Пение под музыку было неотъемлемой частью ритуальных действ в честь богов. Песни имели свое назначение, разделялись по жанрам. Но нотной записи греки не знали, поэтому древние мелодии не сохранились. Однако песенный фольклор передавался между композиторами и исполнителями. Так возникли свадебные песни, хвалебные, бытовые. Из музыкальных инструментов распространены были лира, флейта и кифара. Музыканты не получали профессионального образования, поэтому искусство было построено на импровизации.

Развитие получила и греческая живопись. Образцы стенной живописи не дошли до настоящего времени, а известны лишь из литературных источников. В них указано, что мастера умели передавать светотени и создавать изображение предметов в объеме.

В большом количестве дошли образцы изображений на керамике. По ним можно судить о художественном уровне античной эпохи. Для ранней живописи характерны простые орнаменты и геометрические мотивы. Изображались сцены из мифов и легендарные подвиги из древних эпосов.

Уже позже художники освоили мастерство изображать человеческое тело и мелкие детали одежды. Возникают художественные школы, мастера которых работают в разных жанрах – портрет, натюрморт, пейзаж и другие.

Античная скульптура стала одним из наиболее чтимых видов искусства в Греции. Авторы старались воспеть красоту человеческого тела, его гармоничность и совершенство. Статуи богов украшали храмы, устанавливались на площадях.


Античная архитектура

В истории развития архитектуры Древней Греции насчитывается несколько периодов. Древний период, наступивший после войны с персами, характеризуется развитием и активным строительством городов-государств. Постепенно архитектурные формы из массивных и грубых становились более легкими и красивыми. Начинает формироваться собственный стиль, освобожденный от влияния других культур. Характерными особенностями было наличие площади в центре города и храмового сооружения.

Период классики являлся для греков периодом расцвета и выделялся разнообразием и смешением культур. Используются более дорогие материалы и роскошные формы. Стиль приобретает более гармоничные черты. Поздний период характеризовался пышностью и роскошью архитектурных форм, особенно при строительстве храмов. Сооружения возводились с особо эффектными архитектурными элементами.

Первоочередной задачей для греческих архитекторов было возведение храмов. Сооружения поражали своим изяществом и красотой, но были выполнены в стиле обычных жилищ греков. Человекоподобные боги обитали в каменных храмах, обычно прямоугольной формы со ступенчатым крыльцом и колоннами. Фронтоны украшались скульптурами. Крыша была двускатной. Помещение было светлым и просторным, внешнее убранство стремилось к гармонии. Греческие храмы не были внушающими страх перед богами, а, наоборот, приветливыми, схожими на жилье смертных.

Были созданы три типа колонн – ордеры, что определяло их форму, пропорции и способ отделки. Выделяют дорийский, ионический и коринфский ордеры, которые получили широкое применение в строительстве античных сооружений.


Наряду с храмами строились и театры, стадионы и жилые дома. Формы греческих построек всегда отличала простота и благородство элементов. Греками тщательно изучались природные условия и пейзаж, подбирался тот стиль архитектуры, который наиболее удачно вписывался в окружающие ландшафты.

Твиты о вселенной Чаун Маркус

117. Каким было представление древних греков о Вселенной?

Греки знали гораздо больше. Фалес из Милета предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое прекратило войну между мидянами и лидийцами.

Парменид в ~500 г. до н. э. заключил, что Земля сферична. Причина: тень Земли во время лунного затмения всегда круглая. Только сфера может давать такую тень.

Математика и геометрия Пифагора и Платона заложили основу для греческого мировоззрения. Сфера и круг как идеальные формы; важная роль учения о числах.

Ученику Платона Аристотелю (384–322 до н. э.) пришла в голову идея Земли, окруженной невидимыми хрустальными сферами, несущими небесные тела.

Аристарх Самосский (310–230 до н. э.) определяет, что Солнце в 19 раз дальше от нас, чем Луна. Неправильно, но попытки осмысления заслуживают уважения.

Из наблюдений Солнца в Александрии и Сиене (Асуан) Эратосфен из Кирены (276–194 до н. э.) получил довольно близкое к реальному значение размера Земли.

Гиппарх из Никеи (190–120 до н. э.) открыл медленное изменение ориентации оси Земли и составил первый каталог звезд: ~80 звезд.

Греки считали: Земля окружена семью «планетами» (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн) и внешней сферой неподвижных звезд.

Геоцентрическое (Земля в центре) мировоззрение было дополнено/расширено Клавдием Птолемеем (90–168), который жил/работал в Александрии.

Птолемей использовал эпициклы для объяснения наблюдаемого сложного движения планет: планета движется по эпициклу: пустой центр эпицикла вращается вокруг Земли.

Кроме того, Земля может быть слегка смещена от центра круговой орбиты планеты. В конце концов, Птолемею было необходимо использовать множество эпициклов и другие ухищрения.

Книга Птолемея (также известная под названием Альмагест) содержит каталог из 1022 звезд и список из 48 созвездий, которые все еще используются сегодня.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Эволюция физики автора Эйнштейн Альберт

Из книги Системы мира (от древних до Ньютона) автора Гурев Григорий Абрамович

Из книги История лазера автора Бертолотти Марио

Из книги История эфира автора Терентьев Михаил Васильевич

Из книги Вселенная! Курс выживания [Среди черных дыр. временных парадоксов, квантовой неопределенности] автора Голдберг Дэйв

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Представление о поле Во второй половине XIX столетия в физику были введены новые и революционные идеи; они открыли путь к новому философскому взгляду, отличающемуся от механистического. Результаты работ Фарадея, Максвелла и Герца привели к развитию современной физики, к

Из книги автора

Системы мира (от древних до Ньютона) „Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое, и чутко прислушивается к голосу опыта, практики. Если бы дело обстояло иначе, у нас не было бы вообще науки, не было скажем

Из книги автора

Представления о свете древних греков В VI в. до н.э., когда в Греции философия и наука развивались совместно, Пифагор сформулировал теорию света, согласно которой прямолинейные видимые лучи испускаются глазом и ощупывают объект, давая зрительное ощущение.Согласно

Из книги автора

Глава 1 Вакуум у древних Историю многих важнейших понятий приходится начинать с античности, и эфир здесь не является исключением. Фантазия и здравый смысл натурфилософов древней Греции вызывает чувство глубокого удивления. Их фактические сведения о природе были

Из книги автора

IV. Каким образом частицы набирают весь свой вес? Золотой век кварков (t = от 10–12 до 10–6 секунды)Заглядывая все дальше в прошлое, мы наблюдаем общую тенденцию. Вселенная становится все горячее и горячее, частицы – все энергичнее и энергичнее, а это обычно означает, что они

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения