Судьба человека произведении присутствует подвиг. Сочинение нравственный подвиг андрея соколова

Особенность М. Шолохова в том, что его книги прочно врезаются в память, они не забываются, в какой бы обстановке ты ни находился, о чем бы ты ни думал, как бы тяжело или легко тебе ни было.

Ю. Бондарев

Михаил Шолохов — один из немногих русских писателей, чье творчество до сих пор привлекает внимание миллионов самых разных людей, вызывает полемику как в литературных, так и в обывательских кругах. Как простой читатель, я, пожалуй, объяснил бы это тем, что М. Шолохов поднимал в своих произведениях слишком большие жизненные пласты, ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях этого писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.

В «Судьбе человека» М. Шолохов еще и еще раз напоминает читателю о тех неисчислимых бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости советского человека, выдержавшего все мучения — физические и духовные — и не сломившегося. Рассказ «Судьба человека» появился в конце 1956 года.

Русская литература давно не знала такого редкого явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма. Рассказ Шолохова о невосполнимых утратах, о страшном горе был пронизан безграничной верой в жизнь, верой в душевные силы русского человека. В «Судьбе человека» с предельной ясностью, правдой, подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, чьи нравственные устои стали опорой страны в годы тяжелых испытаний.

Рассказ «Судьба человека» написан в обычной шолоховской манере: сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, первые встречи с немцами на дороге, попытка бегства, объяснения с Мюллером, второй побег, известие о семье, новость о сыне. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе. «Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы, которую условно можно было бы назвать «рассказ-эпопея».

В основу сюжета «Судьбы человека» М. Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, в день большого весеннего паводка, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов — главный герой, он рассказывает о своей жизни. Второй голос — голос автора, слушателя, случайного собеседника.

Голос Андрея Соколова в рассказе — это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. Когда еще холодно и уже тепло. И кажется, только здесь, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Сначала он уходит на фронт, оставляя жену и детей дома, затем попадает в фашистский плен с нечеловеческими условиями существования.

Сколько унижений, оскорблений, побоев пришлось испытать Андрею Соколову в плену. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе более сносную жизнь, согласившись прислуживать немецким офицерам, доносить на собственных товарищей. Но этого не произошло, Андрей Соколов остался верен самому себе, не уронил чести и достоинства русского солдата, стал образцом стойкости и мужества в страшные годы войны.

Однажды на работах в каменоломне Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Он знал, что кто-нибудь обязательно донесет, предаст его. Его высказывание нельзя назвать просто опрометчивой репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит даже много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой за подобную стойкость души явилась возможность повидать семью в Воронеже. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья его погибла, а на месте, где стоял родной дом, — глубокая яма, наполненная ржавой водой и поросшая бурьяном. Вот, казалось бы, и все, что осталось в жизни Андрея Соколова — бурьян да ржавая вода, но он узнает от соседей о том, что его сын воюет на фронте. Но и здесь судьба не пощадила измученного горем человека: сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.

Второй голос рассказа Шолохова — голос автора — помогает нам не только пережить, но и осмыслить отдельную человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.

Значение рассказа «Судьба человека» огромно. М. Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в душах людей. В «Судьбе человека» гуманистическое осуждение войны, фашистского режима звучит не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия оно слышится и в истории Ванюши.

Закончилась война, Андрей Соколов продолжал колесить по дорогам. Все, что осталось в жизни этого человека — воспоминания о семье и дальняя, нескончаемая дорога. Судьба порой бывает очень несправедлива, человек живет, и его единственной мечтой является простое человеческое счастье, счастье в кругу любимых людей. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с веселым мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам, такой же песчинкой, заброшенной ураганом войны в край одиночества и скорби.

Никому не нужен был чумазый, с ног до головы в пыли парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь. В изображении М. Шолохова этот эпизод кажется особенно трогательным, слова Ванятки, обращенные к Соколову, навсегда запали мне в душу: «А ты кто?». Изумленный Андрей Соколов, недолго думая, ответил: «Я-то, а я, Ваня, твой отец!».

И какая же неистребимая сила добра, красота души открываются нам в Андрее Соколове, в том, как он отнесся к сироте. Он возвратил Ванюшке радость, оборонил его от боли, страданий и скорби.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал самую великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами — неизбежными спутниками войны. Он победил саму смерть!

Читаешь рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и словно бы видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике. В каждой части рассказа автор позволяет читателю особенно ярко увидеть все новые и новые стороны характера Андрея Соколова. Мы познаем человека в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т. д.

М. Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Жестокие немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить святыню, Божий храм.

В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Но не так, как это делают настоящие хладнокровные убийцы, — он спас другого человека от неминуемого расстрела (всех коммунистов и евреев немцы убивали). Соколов убил труса, который ради собственного спокойствия готов был предать своего непосредственного командира.

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но он не был сломлен, не озлобился на судьбу, на людей, на себя, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным жалеть, любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — все эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.

М. Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге, о величии человеческой души. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть великой личностью, настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, несчастье, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем.

Королёва Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Урок литературы 9 класс

Тема: Подвиг Андрея Соколова в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» СЛАЙД 1

Цель: показать героизм простого русского человека, пережившего все тяготы войны, но сумевшего сохранить тепло души.

Задачи:

Обучающие:

    совершенствовать навыки анализа литературного произведения;

    способствовать обогащению словаря учащихся путем лексической работы с незнакомыми словами;

    совершенствовать навыки работы со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».

Развивающие:

    развивать толерантность;

    помочь ребятам обнаружить противоречие между законодательством и реальной жизнью;

    совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

    отрабатывать умение сравнительного анализа документов и художественного произведения;

    формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

    формировать самостоятельность мышления.

Воспитательные:

    показать детям ценность человеческой жизни;

    воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества, как честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие, верность своему слову;

    прививать любовь к литературе и истории своей Родины;

    воспитывать уважительное отношение к мнению других.

Методические приемы: аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа.

Формы организации учебной деятельности: групповая и фронтальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Справочная правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа», раздаточный материал, рабочие тетради, учебник: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.

Ход урока

    Слово учителя.


Одно из выдающихся произведений Шолохова – рассказ «Судьба человека», опубликованный в 1957 г. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет. Автор показывает трагедию нашего народа в годы войны, рассказывает о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека.

    Просмотр эпизода СЛАЙД 2

Слово учителя:


Ребята, обратите внимание, рассказ называется «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова». Как вы думаете, какую цель преследовал Шолохов?

Обратите внимание на особенности композиции. Это рассказ в рассказе с двумя повествователями. Как вы думаете, с какой целью Шолохов избирает такую структуру произведения?

Похож ли на исповедь рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

    Лексическая работа.

Исповедь – 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающем грехи от имени церкви и Бога, церковное покояние. 2. Перен. Откровенное признание в чём-н., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах (книжн.).

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, - М., 2007)

    Основные вехи судьбы Андрея Соколова (через краткий пересказ текста) СЛАЙД 3
    Слово учителя:
    Давайте вспомним, что мы узнаем о жизни главного героя из его рассказа и заполним следующую таблицу.

Заполнение таблицы.

Пример заполнения таблицы.

Работа

Семья

Дом

Счастье

    Подвиг

    Плен

    Первый побег

    Второй побег

    Возвращение на фронт

    Потеря семьи

    Урюпинск

    Встреча с Ваней

    Усыновление

3. Беседа по вопросам.

    На какую деталь собеседник Андрея обращает внимание? СЛАЙД 4 (просмотр эпизода)

    О чем говорят глаза Андрея Соколова?

    Лексическая работа СЛАЙД 5

Как можно назвать поступки героя, которые вы вспомнили по сюжету?

Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М., 2007, 944 стр.)

    Работа с текстом. Чтение и просмотр эпизода (первый побег). СЛАЙД 6

    Беседа по вопросам.

    Как и за что наказан Андрей Соколов?

    Какие права человека нарушили фашисты?

    Слово учителя:

После второй мировой войны правительства стран мира, ужаснувшись зверству фашистов, приняли Всеобщую декларацию прав человека 10 декабря 1948г. те государства, которые подписались под Декларацией, в своих законодательных актах должны учитывать статьи Декларации.

Давайте вспомним, в каком Российском законодательном акте отражены права человека? (в каком основном законе государства).

Конституция РФ

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

    Работа в группах со Справочной правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа» «Конституция РФ»
    Слово учителя:
    Итак, мы с вами сделали вывод о том, что немцы нарушили права человека. Давайте обратимся к Конституции РФ и определим, какие именно права нарушены.

    Право на жизнь (статья 20)

    Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22)

    Труд свободен (статья 37)

    Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41)

    В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17)

    Слово учителя:

Андрей Соколов жестоко наказан за побег. Но это его не остановило! И он совершает второй побег. СЛАЙД 7 Просмотр эпизода.

СЛАЙД 8 таблица

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА. В дни Великой Отечественной войны, когда М. Шолохов был на фронте корреспондентом «Правды», им было написано немало очер­ков о мужестве и героизме русского народа. Уже в первых военных очерках писателя наметился образ человека, сохранившего то, что делает его непобедимым, - живую душу, сердечность, человеко­любие. О рядовых участниках войны, мужественно сражающихся с врагами родины, Шолохов попытался рассказать в своем последнем крупном произведении - «Они сражались за Родину», но роман так и остался незавершенным. Из созданного в послевоенные годы в со­кровищницу не только русской, но и мировой литературы вошел рассказ «Судьба человека» (1957).

«Судьба человека» - это рассказ-поэма о человеке, воине-тру- женике, который вынес все тяготы военных лет и сумел пронести через неимоверные физические и нравственные страдания чистую, широкую, открытую добру и свету душу.

В «Судьбе человека» описаны необычные, исключительные со­бытия, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ постро­ен в форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданс­кой войне, о том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голод­ном двадцать втором году «подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел», он сообщает вскользь, сосредоточиваясь по кон­трасту на жизни с семьей до Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне.

Мы узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным труже­ником, строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, ра­ботал и был по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счас­тье Соколова, как и миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от дома, от труда, - от всего того, что он любил и ценил в жизни.

Андрей Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь. На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих работников на войне, но это временное отступление от человеческого Андрей вспоминает потом с самой ос­трой болью.

Война стала для Соколова дорогой бесконечных унижений, ис­пытаний, лагерей. Но характер героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом. Андрей Соколов, шофер, вез­ший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Человечес­кий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.

Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы войны и бесконеч­ные издевательства. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей проволо­кой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал для Андрея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось впервые убить человека, не немца, а русского, со сло­вами: «Да какой же он свой?» Это событие стало испытанием поте­рей «своего».

Потом была неудачная попытка бегства. Кульминацией расска­за стала сцена в комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего терять, для которого смерть - высшее благо. Но сила человеческого духа побеждает - Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не предав в комендантс­кой честь русского солдата, не теряет достоинства и перед своими товарищами. «Как будем харчи делить?» - спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - отвечает Ан­дрей. - Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каж­дую крошку брали на учет, ну, а сала… только губы помазать. Одна­ко поделили без обиды».

Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз на­ходил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: «Ра­неные есть?» Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях, он продолжал «свое великое дело де­лать». Значит, даже в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей Соколов в любых условиях действу­ет сообразно с « золотым правилом » нравственности - не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к людям (по мысли Шоло­хова, человек должен сохранять в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания).

Андрей Соколов бежал из плена, прихватив немецкого майора с ценными документами, и остался жив, но судьба приготовила ему новый удар: жена Ирина и дочери погибли в собственном доме. Пос­леднего родного Андрею человека, сына Анатолия, немецкий снай­пер убил «аккурат девятого мая, утром, в день Победы». И самый большой подарок, какой преподнесла ему судьба, - это увидеть сво­его мертвого сына, перед тем как похоронить его в чужой земле…

Дорогами войн и лишений, через голод и холод, смертельную опасность и риск, прошел Андрей Соколов. Он потерял все: семья погибла, очаг разрушен, смысл жизни утерян. После всего, что пе­режил этот человек, он, казалось бы, мог озлобиться, ожесточить­ся, сломаться, но он не ропщет, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Жизнь для тех, кто не очерствел душой, говорит автор, продолжается, потому что они способны любить и нести людям доб­ро, умеют сделать что-то для другого, принять его в свое сердце и стать ему близким и родным. Встретив маленького мальчика Ваню и узнав, что все его родные погибли, герой решает: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Именно в этой любви к мальчонке находит Андрей Соколов и преодоление своей личной трагедии, и смысл своей дальнейшей жизни. Именно она, а не только его подвиги на войне, высвечивает в нем истинно гуманное, человеческое, такое близкое автору начало.

Андрей Соколов - простой русский человек, воплотивший в себе типические черты национального характера. Он прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ни с чем не срав­нимых и ничем не возместимых личных утрат и личных лишений отстоял родину, утвердив великое право на жизнь, свободу и неза­висимость своей отчизны. Шолохов показал в трагических обстоя­тельствах человека, величественного в своей простоте. Судьба Анд­рея Соколова - это обобщенная история бытия человека, приходя­щего в этот мир ради главного - самой жизни и деятельной любви в ней к людям другим, и вместе с тем - предельно индивидуаль­ная история жизни конкретного человека в конкретный историчес­кий период и в конкретной стране.

Текст по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Подвиг Андрея Соколова заключается в его жизнестойкости, верности долгу, в его человечности и сострадании к тем, кто ря­дом, кто нуждается в его помощи. Эти благородные чувства не убиты в нём ни войной, ни горем потери близких, ни тяжкими годами плена.

Взять на воспитание мальчика-сироту, при этом осознавая, какой груз ответственности за его судьбу ложится на плечи, - на это решится далеко не каждый человек, да ещё после пере­несённых испытаний. Казалось бы, человек, измученный и ду­ховно, и физически, должен потерять силы, надломиться или отгородиться от жизни завесой равнодушия.

Не таков Соколов.

С появлением Ванюши в его жизни открывается новый этап. И пройдёт герой рассказа оставшийся жизненный путь в выс­шей степени достойно.

Хотя «Судьба человека» - произведение по жанру неболь­шой формы, в нём представлена картина эпического размаха. В судьбе главного героя отражена трудовая биография страны в мирное время и трагедия всего народа в военные годы, его несломленный дух и стойкость. Образ одного человека симво­лизирует портрет целого поколения.

Здесь искали:

  • подвиг андрея соколова
  • почему андрей соколов оказался способен на жизненный подвиг
  • что дает основание считать поступок героя судьбы человека подвигом

В рассказе М. А. Шолохова "Судьба человека" предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типичные черты национального русского характера. Андрей Соколов, скоромный труженик, отец семейства, жил и по-своему был счастлив. Но вдруг война.. . Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он, на войне Андрей столкнулся с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. Бытие Андрея Соколова как бы опрокинулось, еще недавно такая счастливая жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. . Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа "Судьба человека". В рассказе Шолохова подвиг человека предстал в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Андрей соколов пережил все тяготы войны вдали от Родины. Его доля - бесчеловечные испытания фашистского плена. Не раз смерть смотрела ему в глаза. И вся суть рассказа в том, что каждый раз Андрей Соколов находил в себе мужество оставаться человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, потеря близких людей и родного крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам на войне потерял все, что имел в жизни "для себя": семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов говорит своему случайному собеседнику: "Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? " Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке.. . Нету и не дождусь! " После всего того, что он пережил, Андрей Соколов, казалось бы, мог счесть жизнь проклятием. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сироту и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. М. А. Шолохов всей логикой своего рассказа доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - человеческое и гражданское достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться. . Он добр, доверчив к людям, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже самые тяжелые перепитии войны не смогли их оборвать. Андрей Соколов М. Шолохова - это подлинно русский человек, лучший представитель великого народа

а человека» написан в обычной шолоховской манере: сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, первые встречи с немцами на дороге, попытка бегства, объяснения с Мюллером, второй побег, известие о семье, новость о сыне. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе. В основу сюжета «Судьбы человека» М. Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, в день большого весеннего паводка, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса. Первый принадлежит Андрею Соколову - главному герою, рассказывающему о своей жизни. Второй голос - голос автора, слушателя, случайного собеседника. Андрею Соколову нелегко пришлось в жизни. Сначала он уходит на фронт, оставляя жену и детей дома, затем попадает в фашистский плен. Сколько унижений, оскорблений, побоев пришлось испытать герою в плену. Заслуженной наградой за подобную стойкость души явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей узнает, что семья погибла, а на месте, где стоял родной дом, - глубокая яма, наполненная ржавой водой и поросшая бурьяном. Вот, казалось бы, и все, что осталось в жизни Андрея Соколова - бурьян да ржавая вода, но он узнает от соседей о том, что его сын на фронте. Однако и здесь судьба не пощадила измученного горем человека: сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать. Авторский голос помогает нам не только пережить, но и осмыслить отдельную человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голосок. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии. В «Судьбе человека» гуманистическое осуждение войны, фашистского режима звучит не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия оно слышится и в истории Ванюши. И какая же неистребимая сила добра, красота души открываются нам в Андрее Соколове, в том, как он отнесся к сироте. Он возвратил Ванюшке радость, оборонил его от боли, страданий и скорби. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. М. Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Жестокие немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить святыню, Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Но не так, как это делают настоящие хладнокровные убийцы, - он спас другого человека от неминуемого расстрела (всех коммунистов и евреев немцы убивали). Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но он не был сломлен, не озлобился на судьбу, на людей, на себя, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным жалеть, любить и сострадать. Стойкость, дух отваги и товарищества - все эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть великой личностью, настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, несчастье, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем.

Ответить

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения