Опишите положение трудовой массы южных удмуртов. Религия удмуртов: христианство, язычество, ислам. Культура Удмуртии

относятся к финно-угорской группе народов России. На территории нашей страны удмуртов насчитывается около 640 тысяч жителей. Большая часть из них проживает на исторической Родине – в Удмуртии . Часть удмуртов проживает в государствах бывшего Союза: в Узбекистане, Белоруссии, Казахстане, Украине.

Исторические корни

Исторической основой для формирования предков удмуртов послужили многочисленные племена Волго-Камья. Смешение с представителями других племен – с уграми и славянами, индоиранцами и позднетюрками — отразилось на культуре этноса. Заметные изменения в структуре удмуртской этнической группы произошли под воздействием русского народа. Вятские земли осваивались русскими переселенцами. Уже в 15 веке удмурты входят в численность Русского государства. Удмурты, проживающие на южных территориях, попали в зависимость от Волжской Булгарии, и только после падения Казанского ханства вошли в состав Российского государства. В истории это событие датируется 1558 годом. Из краткой исторической справки легко напрашивается вывод: удмурты несколько раз попадали под власть других государств. Находясь под властью чужеземного подданства, удмурты неминуемо ассимилировались, т.е. «смешивались»: южные племена с русскими, а северные удмурты с татарами. Однако, благодаря русскому покровительству, удмурты сохранились как нация.

Откуда произошло слово «удмурт»

Русские дали прозвище удмуртам – «вотяки », по названию места их расселения. Историки до сих пор не могут точно определить, откуда тогда появилось слово «удмурты». Часть ученых высказали предположение, что «уд» — это зеленые всходы на лугах в переводе с марийского наречия. «Мурт » в переводе с индоиранского – человек, мужчина.

Национальный характер удмуртов

Предки удмуртов вели традиционный уклад жизни: мужчины трудились на полях и в лесах, а женщины следили за семейным бытом, вязали, пряли, вышивали. Интерсеную версию выдвинули исследователи о психотипе удмуртов. По их мнению, удмурт – это спокойный, уравновешенный человек с невозмутимым темпераментом. На национальный характер повлиял исторический уклад занятий удмуртских поселений. Долгое время приходилось проводить в лесу на заготовке древесины. Работа требовала ответственности, размеренного подхода, исключала суету.

Праздники и обряды

Семейные дела были особо почитаемы удмуртами, поэтому многие обычаи связаны с самыми значимыми эпизодами: рождением первенца, свадебным торжеством, поминовением усопших. Календарно-обрядовые ритуалы проводились с целью задобрить природу, чтобы впоследствии получить богатый урожай. Во многих обычаях прослеживаются языческие корни: заклинания, жертвоприношения, магические обряды. Праздник Толсур – это удмуртский День урожая. Веселые игры, песни и танцы, богатый праздничный стол с угощениями есть в каждом доме. Масленица в народе зовется Вой дыр . Помимо традиционных блинов здесь устраивают костюмированные переодевания, «медвежьи пляски», катаются на лошадях, гадают на кудель. Ритуал изгнания Шайтана означает борьбу со злым духом, который может навредить близким. В праздник Акаяшка , который длится три дня, стараются освободить жилище от нечистой силы.

Угощения удмуртов

На удмуртской кухне хозяйка с любовью готовит угощения для гостей. Накормить гостя – это традиция народа. Аромат свежего хлеба, хрустящие национальные блины «шанежки », пироги с разными начинками вызовут аппетит, как только переступите порог удмуртского дома. Свинина не популярна в здешних местах, больше ценится говядина, баранина, мясо утки. А история всеми любимых пельмешек началась, кстати, именно здесь. В народе их прозвали «медвежьим ушком », а в столице Удмуртии этому блюду даже посвящен памятник. Помимо традиционного мясного фарша удмурты используют в приготовлении разную начинку для пельменей: грибной фарш, овощную смесь, рыбный паштет. А вот десертов и сладких угощений в национальной кухне маловато. Обилие ароматных ягод, душистого меда, выпечки заполнило эту нишу. Из меда делали квас, медовые напитки, добавляли в мучные изделия.

После распада прапермской этнической общности зародился удмуртский народ. Удмурты являются коренными жителями северного и среднего Предуралья и Прикамья. Если говорить об этимологии названия «удмурты», то никаких определенных фактов не имеется. Можно сказать лишь то, что сами удмурты расшифровывают это слово как «сильный человек». Но это лишь гипотеза, которой придерживаются местные жители. Также некоторые источники отмечают, что слово «удмурт» с других языков переводится как «житель окраины».

Культура и быт Удмуртского народа

В древние времена для удмуртов привычными местами для обыденной жизни были деревни, которые выстраивались цепочкой на берегу рек и родников. В таких деревнях не было даже улиц, просто кучевое поселение. Такие деревни существовали до 19 века, после чего появились первые удмуртские жилища. Это были деревянные постройки с двускатными или тесовыми крышами.

Жрецы Удмуртии воздвигали в своих дворах ритуальные постройки, которые назывались Куалы. Внешне они ничем не отличались от обычных деревянных построек, но каждый житель знал, какую священную роль играет это строение.

Говоря об одежде стоит отметить, что национальные костюмы Удмуртов необычны и притягательны. Причем Североудмуртский и Южноудмуртский костюмы различались. Если у северян женский костюм включал белую рубаху, с рукавами, вырезом, нагрудником и халатом, то для южных подобное белое одеяние было ритуальным. Их национальный костюм был яркий, красочный и украшенный. На ногах женщин пестрили праздничные чулки или носки, на которых одеты лапти, башмаки или валенки.

Национальный мужской костюм включал косоворотку, полосатые штаны, чаще всего сине-белые, шляпы, шапки. На ноги мужчины обували онучи, лапти или валенки.

Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Людей, питающих чрезмерную любовь к огородничеству, здесь практически нет. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это хобби, работа и образ жизни.

Культурная составляющая удмуртского народа достаточно широка и разнообразна. Фольклор - часть жизни каждого удмурта. Здесь он не различается по жанрам, а просто является объединяющим звеном между повседневной жизнью, религией, правом и этикой.

Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии и другие виды религиозных и мистических процессов.

Также Удмуртия славится своей шелковой и шерстяной вышивкой, ткаными орнаментами, аппликациями и коврами.

Традиции и обычаи Удмуртского народа

Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования.

Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.

Масленица в Удмуртии называется Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр - игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.

Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

Практически все праздники Удмуртов связаны с урожаем, потому что он является основным источником доходов - Гербер, Куриськон, Семык Келян, Выль Жук, Пукрол, - все эти праздники отмечаются до сбора урожая или после.

1. История удмуртов

Удмурты - один из коренных народов Среднего Урала. Основой для формирования удмуртского этноса послужили местные финно-пермские племена, которые в разное время испытали влияние скифов, угров, тюрок и славян.
Древнейшее самоназвание удмуртов - Ары, то есть «человек», «мужчина». Отсюда происходит древнее название Вятской земли - Арская земля, жителей которой русские практически до самой революции называли пермяками, вотяками (по реке Вятке) или вотской чудью. Сегодня удмурты считают эти названия оскорбительными.
До середины 16 века удмурты не были единым народом. Северные удмурты довольно рано вошли в состав Вятской земли, которая осваивалась русскими переселенцами. После монгольского нашествия Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а в1489 году вошла в состав Великого княжества Московского.
Южные удмурты попали под власть Волжской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства. Принято считать, что их присоединение к России завершилось к 1558 году.
Таким образом, на протяжении жизни трех-четырех поколений удмурты несколько раз сменили подданство, а многие из них были ассимилированы: северные удмурты - русскими, южные - татарами.
Однако же именно Русское государство дало возможность удмуртским племенам не только выжить, но и сформироваться как народу. Вот сухие цифры: если в Петровскую эпоху было учтено всего 48 тыс. удмуртов, то сейчас их насчитывалось 637 тыс. человек - 13-кратное увеличение численности за 200 лет.
Сам этноним «удморд» впервые опубликовал русский ученый Рычков в 1770 году. Происхождение его до конца не выяснено. Достаточно прозрачна только индоиранская основа - мурт, морт, которая означает то же, что и «ары» - человек, муж. Официально самоназвание удмуртского народа признано в 1932 году, когда Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую.
Русские филологи создали и удмуртскую письменность - на основе русского алфавита, но с прибавлением некоторых букв и знаков. Первая грамматика была опубликована в 1775 году. Наиболее близок удмуртскому язык коми, - они соотносятся примерно так же, как русский и польский языки. Сегодня удмуртский язык, наряду с русским, является государственным языком Удмуртской Республики. Коренное население составляет примерно треть ее жителей.

2. Духовная культура и религия удмуртов

Удмуртские язычество во многом сходно с верованиями других уральских народов, для которых характерна борьба доброго и злого начал. Верховное божество удмуртов носило название Инмар. Его соперником был злой дух - Шайтан.
Удмуртские космогонические представ¬ления считали главной стихией - воду. «Раньше всего во всем свете кругом была вода»,- повествует одна из легенд. «Дул ветер, собирая землю в одну груду, лил дождь, изрывая водой собранную ветром землю. Так вот и произошли горы и долы»,- говорится в другой легенде.
Массовое обращение удмуртов в христианство произошло лишь в XVIII веке. Крещение большей частью проводилось насильственно. Все внешние признаки язычества были буквально выжжены каленым железом. В результате изображения языческих богов бесследно пропали. Что, однако, не мешает значительной часть народа упорно держаться язычества.
Большое место в фольклоре удмуртов занимают былины, предания, сказки. Сюжеты многих из них перекликаются с сюжетами русских народных сказок. Это и понятно: ведь удмурты давно живут в тесном содружестве с русским народом. Вот, например, зачин одной из сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве не взошел овес». Начинается разбор, почему соделалась такая беда. По утверждению попа, крестьяне не заплатили налога Илье Антоновичу (Илье Пророку). К тому же выясняется, что в небесной канцелярии царит беспорядок: никто не знает, кто за что отвечает, поэтому не было долго дождей и не взошел овес.
Народное творчество удмуртов невозможно представить без песен - многоголосых, мелодично-напевных. Большинство старых удмуртских песен грустные, от которых щемит сердце.
Наверное, это один из самых поющих народов. Удмуртская свадьба не начиналась, пока один из распорядителей не давал песенный зачин. Устраивались песенные состязания, кто кого перепоет. Людей, которые не умеют петь, насмешливо называли «паллян кырзась» (буквально, «поющий влево»), мол, что с него взять, если он даже петь не умеет.

3. Национальный характер и традиции удмуртов

В антропологическом отношении удмуртов относят к уральской малой расе, которую отличает преобладание европеоидных черт при некоторой монголоидности. Среди удмуртов много рыжих. По этому признаку могут соперничать с мировыми чемпионами по златоволосости - кельтами-ирландцами.
Внешне удмурты крепки и выносливы, хотя и не богатырского телосложения. Они очень терпеливы. Типичными чертами удмуртского характера считаются скромность, стеснительность, доходящая до робости, сдержанность в проявлении чувств. Удмурты немногословны. «У него язык остер, да руки тупы»,- говорят они. Однако ценят силу меткого выражения: «Ветер горы рушит, слово народы подымает»; «Сердечное слово три зимы греет».
Путешественники XVIII века отмечали большое гостеприимство и радушие удмуртов, их миролюбие и кроткий нрав, «склонность более к веселию, нежели к печали».
Радищев в «Дневнике путешествия из Сибири» отметил: «Вотяки почти как русские… Общая судьба, общие заботы и невзгоды сблизили два народа, породили дружбу и доверие между ними».
Пожалуй, самой выразительной постройкой на удмуртском крестьянском дворе были двухэтажные кеносы-амбары. Сколько было снох в семье, столько стояло кеносов на дворе. Само это слово происходит от удмуртского «кен» - сноха.
Традиционный удмуртский женский костюм был одним из самых сложных и красочных в Поволжье. Удмурты до¬стигли высшего мастерства в «полотняном фольклоре»,
В традиционной этнокультуре удмуртов используется классическая цветовая триада: белый-красный-черный. Не случайно именно она положена в основу Герба и Флага Удмуртской Республики.
В годы коллективизации и сталинских репрессий сельской культуре удмуртов был нанесен огромный урон. Наиболее инициативная, предприимчивая часть народа погибла. Дело довершила знаменитая удмуртская самогонка - «кумышка». Удмурты всегда упорно отстаивали свое право на самогоноварение, руководствуясь убеждением, что они получили «кумышку» в наследство от предков в качестве ритуального напитка. Прекратить ее изготовление - значит, предать веру, изменить своим богам. Поэтому удмуртское село сегодня, увы, выглядит такой же удручающе, как и русское.

Удмурты — финно-угорский народ в России, коренное население Удмуртии. Согласно данным переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживает 637 тысяч удмуртов. Помимо Удмуртии, данный народ проживает в , Белоруссии.
Основой для формирования древних удмуртов послужили племена Волго-Камья. В последствие происходило смешение удмуртов с индоиранцами, уграми, славянами, позднетюрками и так далее. На севере на Удмуртов заметное воздействие оказали русские, в 1489 северные Удмурты вошли в состав Русского централизованного государства.

Южные Удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552 присоединены к Русскому государству. В 1920 была образована Вотская автономия, переименована в 1932 в Удмуртский Автономный Округ, с 1991 – Удмуртская Республика.

Удмуртский женский костюм начала 20 века состоял из белой холщовой рубахи с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником. Поверх рубахи надевали холщовый белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником.

Южные Удмурты в начале двадцатого века носили белую одежду в исключительных случаях, при ритуальных действиях, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из цветных ситцев. На рубаху надевали камзол или безрукавку. Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда — полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь — узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти с узорными шерстяными оборами, или валенки.

Головные уборы — налобная повязка, некое подобие полотенца с затканными концами, спускаемыми на спину, высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами – аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало. Девушки на голове носили платок, налобную повязку, небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами.

Женские украшения : нагрудные из монет, бисера, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги, кольца, перстни, браслеты, бусы, ожерелья. Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники с монетами и бусами. В украшениях северных Удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных – монеты.

Мужская одежда : белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Мужские головные уборы — валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь — холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя тёплая одежда не отличалась от женской.

С древних времен у удмуртов было всего две основных формы хозяйства: земледелие и животноводство. Почва, на занимаемой удмуртами территории прекрасно подходила для выращивания рожи, пшеницы, овса, ячменя, гречихи, гороха, проса, конопли, льна и прочего. Конечно, практически в каждом дворе был огород, где жители выращивали овощи и ягоды, но это носило лишь бытовой характер.

Удмурты-мужчины были прекрасными охотниками, рыболовами и пчеловодами. Их селения располагались недалеко от леса, поэтому дефицита в звере не было. Кроме того, с древних времен были хорошо развиты ремесла и промыслы: деревообработка, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, мукомольное производство и тому подобное. Женщины в основном занимались изготовлением сукна, пряли, ткали, вышивали, вязали. Практически вся одежда изготавливалась вручную в домашних условиях. Часть изделий продавали другим селениям.

В восемнадцатом веке в Удмуртии быстро начала развиваться металлообрабатывающая промышленность, это привело к тому, что часть населения оставила привычные для себя занятия и перешла на производство. Сначала удмурты были привлечены лишь для вспомогательных работ, но со временем их статус значительно вырос.

Традиционная пища удмуртов

Рацион питания Удмуртов составляли растительные продукты в сочетании с животными. Занимаясь собирательством, Удмурты готовят пищу из грибов, ягод и трав.

Из выпечки преобладают: кислый хлеб, кислые лепёшки с молочной подливой, блины с маслом и кашей, ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками — мясной, грибной, капустной и так далее.

Самым любимым блюдом Удмуртов являются пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и с другой начинкой. Часто варят супы: с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой.

Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Сладкие кушанья — из мёда, конопляного семени. Пьют Удмурты хлебный и свекольный квас, пиво, медовуху, самогон, ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде.

Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была соседская община, состоящая из нескольких из нескольких объединений родственных семей. Такая семья имела общее имущество, вела совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. При разделе отделившиеся селились по соседству, образуя родственные гнёзда. Широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь, когда было необходимо в короткие сроки построить дом, собрать урожай, засеять поля и тому подобное.

Поселения Удмуртов (их называли «гурт») располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины 19 века удмуртские гурты застраивались вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во второй половине 19 века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу.

Традиционное жилище Удмуртов – наземная бревенчатая изба с сенями. Углы дома рубили «в обло», пазы прокладывали мхом или куделью. В начале 20 века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, состоящие из зимней и летней половин, или двухэтажные дома. Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке. Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг с котлом для приготовления пищи.

Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними — полки. Спали на нарах. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (чум). Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение для семейных молений. Оно служило и летней кухней.

Типичная планировка усадьбы выполнялась в форме буквы «П», реже «Г». Уличную сторону усадьбы составляли фасад дома и глухая стена хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трёхгранной выемчатой резьбы.

Жизнь удмуртских селений основывалась на календарно-обрядовых праздниках, которые были тесно связаны с важными этапами сельскохозяйственных работ.

Каждый из праздников всегда сопровождался ритуальными жертвоприношениями, молитвенными и песенными заклинаниями, различными магическими действиями, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота и тому подобное. Но праздник имел и продолжение. После выполнения всех ритуальных действий, народ устраивал весёлое гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовкой и проведением праздников руководила община деревни.

В девятнадцатом веке Удмурты приняли Православие, и этот факт значительно изменил их жизнь и традиционные праздники. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например, к Рождеству, Крещению, Пасхе и так далее. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. До сих пор Удмурты включают в празднование элементы дохристианских ритуалов.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Удмурты - второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней - в обзорном материале "НацАкцента".

По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры.

В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.

В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность - была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 - в Удмуртскую АССР, а с 1991 - в Удмуртскую Республику.

История удмуртского народа

Русские называли удмуртов вотяками - по названию местности. Откуда взялось самоназвание "удмурт", ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица "уд" пришла из марийского "одо" – "всходы на лугах, зелёные побеги".

Другие полагают, что этноним "удмурт" связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало "человек с Вятки", которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт.

Прародители древних удмуртов - автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты.

В основном предки удмуртов занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Традиционные мужские ремесла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка. Женские занятия - прядение, вязание, вышивка и ткачество.

Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов - корка - это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.

Во второй половине 19 века указ правительства ввел уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству - на одной улице.

Основой традиционного удмуртского общества была соседская община - бускель - состоявшая из объединений родственных семей. В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи - веме . Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах. При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному.

Внешность удмуртов и их характер

Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые - по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится "Рыжий фестиваль". Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:

"Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие. Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой... зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая".

Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.

Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости.

Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих.

Удмуртская кухня

Главными повседневными кушаньями удмуртов были хлеб, разнообразные супы и каши. Блюда из мяса и молока готовили, как правило, в холодный период - осенью и зимой. Овощи ели сырыми, вареными, печеными и тушеными, из них готовили начинки для пирогов и пельменей. Масло, сметана, яйца и мед были праздничной и ритуальной пищей.

Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее до наших дней и, кстати, весьма популярное – это пельмени (в переводе с удмуртского "пель нянь " - хлебное ухо).

С 2015 года в феврале в Удмуртии проходит этногастрономический фестиваль - . Есть и другие традиционные удмуртские рецепты, слава которых, благодаря участвовавшим в Евровидении , вышла за пределы Республики, например, и .

Из напитков традиционно готовили хлебный и свекольный квас (сюкась ), пиво (сур ), медовуху (мусур ), ягодные морсы. И конечно, у каждого народа есть свой традиционный алкогольный напиток, у удмуртов это хлебный самогон - кумышка или аракы .

Религия и обычаи удмуртов

Считается, что сейчас основная религия удмуртов - православие, однако в сельской местности . Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар . Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления - Кылдысин , Куазь , Инву . Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт - водяной, Гидмурт - дух хлева, Нюлэсмурт - дух леса, Тӧлпери - дух ветра, Коркамурт - домовой, Ягпери - дух бора, Лудмурт - дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) - противник Инмара.

У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала ) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд - дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы. Куалу можно увидеть в этнопарке "Лудорвай ".

По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов. Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали представители семьи или рода.

Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда.

У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд ), где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни.

Рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот строго запрещалось.

В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления.

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках - благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами.

Некоторые традиционные праздники отмечают и в наше время масштабными фестивалями с элементами традиционных обрядов. До нашего времени сохранились Вӧй (вӧйдыр) - масленица, Акашка - Пасха или первый весенний праздник, Гырон быдтон - праздник окончания пахоты и сева, - Петров день или день летнего солнцестояния. Также до современности "дожили" фольклорные персонажи - сказочный герой Лопшо педунь , удмуртский Дед Мороз Тол Бабай . У последнего даже есть .

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения