Десять основных дел бориса ельцина на посту президента россии. Реформы Ельцина Бориса Николаевича - экономические и политические: плюсы и минусы, последствия

Внутренняя политика Б. Н. Ельцина.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал Указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Верховный Совет Российской Федерации и Съезд народных депутатов должны были прекратить свою деятельность. Верховный Совет и Конституционный Суд признали действия Президента незаконными. Ельцин был объявлен низложенным, полномочия Президента взял на себя вице-президент А. В. Руцкой. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября Белый дом был окружен и расстрелян из танков. Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, многие сторонники оппозиции и участники защиты Белого дома были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция предоставляла обширные права Президенту, включая право вето.

Придя к власти в результате выборов 1996 г., Ельцин по состоянию здоровья фактически не мог управлять страной. Попытки решить проблемы путем кадровых перемен (shpora.su) только дестабилизировали ситуацию. Финансовый кризис августа 1998 г. быстро перерос в общеэкономический и социальный. Началось резкое падение и без того низкого уровня жизни населения.

Внешняя политика.

Внешняя политика 1990-х гг. характеризовалась настойчивыми попытками России установить дружеские или хотя бы партнерские отношения с Западом. В январе 1993 г. Россия и США подписали новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривавший сокращение ядерного потенциала сторон на две трети от уровня, предусмотренного СНВ-1. В центре неоднократных встреч Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона - вопросы экономической помощи России. Однако, несмотря на обещания, серьезной помощи Россия не получила.

В 1994 г. Россия присоединилась к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира» , а в 1996 г. РФ была принята в Совет Европы. Это способствовало налаживанию контактов России со странами Запада, но не устраняло противоречий, которые особенно остро проявились в ходе югославского конфликта. Россия стремилась наладить партнерство со странами, входящими в СНГ. После распада СССР традиционные экономические связи были нарушены и задача их восстановления стала актуальной для всех бывших республик Советского Союза.

Конституция.

12 декабря 1993 г. был проведен референдум по проекту новой Конституции России, получившей одобрение 58,4% участвовавших в голосовании граждан России. По этой Конституции Россия стала президентской республикой, т.е. президент является одновременно главой государства, возглавляет исполнительную ветвь власти, назначает ключевых министров, обладает законодательным правом, издавая Указы. Одновременно с этим были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации - органы, которых не было в действующей тогда Конституции; и которые должны были быть образованы только после принятия новой Конституции.

Годы жизни:1931-2007

Борис Николаевич Ельцин находился во главе России в 1991-1999 годах. Он был первым Президентом России — с 12 июня 1991 года, в 1990-1991 годах был Председателем Верховного Совета СССР, а в 1991-1992-, будучи Президентом, был одновременно главой Правительства России.

Деятельность Б.Н.Ельцина — яркая страница в истории России. Им было сделано много положительного по пути реформирования страны, построения поистине демократического общества. Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила демократические преобразования в стране. Конечно, были и ошибки, и просчёты, и не доведённые до конца реформы. Однако Ельцин навсегда останется в памяти народа как первый Президент свободной России.

Каковы основные направления деятельности Б.Н. Ельцин и их результаты?

Одним из основных направлений внутренней политики было реформирование экономики, установление в стране рыночных отношений. Старт реформам был дан в 1991 году на 5 съезде народных депутатов РФ. «Шоковой терапией» называют изменения в экономике при Ельцине, настолько они были необычными и быстрыми. Это либерализация цен, приватизация предприятий, а затем и земли, налоговая и разумная монопольная политика, снятие ограничений на проведение внешней торговли – всё способствовало изменениям в экономике. Серьёзные изменения произошли и в сельском хозяйстве — началась реорганизация колхозов и совхозов, стали создаваться акционерные общества и самостоятельные крестьянские фермерские хозяйства. Впервые появился рынок валюты, создавались частные банки. Приняты законы в 1991 году: « О собственности» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Однако нельзя не отметить и резкую инфляцию в стране. «Чёрным вторником» называли 11 октября 1994 года, когда произошло резкое падение курса рубля.

Итогами данной деятельности стало быстрое падение производства. Так промышленное производство упало к 1995 году более чем в два раза. Произошёл резкий рост цен — в 26 раз выросли цены на потребительские товары. Появился дефицит товаров. Сложности были связаны с резким курсом на реформы и с тем, что происходила дезинтеграция, свёртывание связей с бывшими республиками СССР, что осложняло развитие экономики. Таким образом, существенных положительных изменений в стране не произошло, а лишь усилилась социальная поляризация в обществе.

Другим важным направлением во внутренней политике Ельцина была социальная сфера. Именно улучшение жизни народа стало одной из главных задач Президента. Однако и здесь больше было негативного, чем позитивного. Так после отмены всеобщей обязанности трудиться появилось большое количество неработающих людей, что приводило к их деградации, они пополняли группу риска. Появление такого явления, как безработица, требовало мер со стороны руководства. Были введены пособия по безработице, созданы биржи труда. Постоянный рост цент вынуждал проводить компенсационные выплаты. Впервые появилось платное обучение и лечение, многие лечебно-профилактические учреждения были приватизированы. Государство перестало выдавать бесплатно жильё, появилась свободная продажа квартир, началась приватизация собственности.

Результаты данной деятельности неоднозначны, так как привели к ещё более глубокой дифференциации населения, резко увеличился разрыв между людьми с высокими доходами и значительной частью населения, которые стояли на грани бедности. Всё это не могло не вызвать социальное недовольство.

Основным направлением во внешней политике было сохранение мира, установление взаимовыгодных отношений со странами.Одним из важнейших документов данного времени стало подписание Декларации РФ и США о прекращении состояния холодной войны» 1 февраля 1992 года. С США было подписано несколько договоров о сокращении вооружения: в 1991-ОСВН-1, ОСНВ-2 в 1993 году. В 1992 году РФ вступила в Международный валютный фонд.

Важным был тот факт, что к 1994 году были выведены все советские войска из стран Восточной Европы, что стабилизировано отношения с ними.

Результатом данной деятельности стала стабилизация в международных отношениях, усиление международной торговли, установление дружественных отношений как со странами Запада, так и со странами Восточной Европы.

В 1996 году РФ подписала международный Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний.

С 1996 года группа «большой семёрки» переросла в « большую восьмёрку», так как РФ вошла в её состав (наряду с США, Канадой, Великобританией, Германией, Францией, Италией, Японией), что явилось признанием международного авторитета РФ. В том же 1996 году РФ вошла в Совет Европы.

Важной Международной программой стала программа « Партнёрство во имя мира», к которой РФ присоединилась в 1994 году, а в 1997 году- подписала «Основополагающий акт». По данным документам отношения между странами строились на миролюбивых основах.

Стало установление дружественных отношений новой свободной России со странами Запада и Восточной Европы, создание гарантий мирного сосуществования стран.

Следующим направлением во внешней политике было установление связей с бывшими Республиками СССР — СНГ. Необходимо было мирно провести размежевание экономики, сформировать новые отношения на постсоветском пространстве и создать все условия для интеграции, особенно в экономике, так как связи в этой сфере были достаточно крепкими.

С этой целью в 1992 году был принят Устав СНГ, регулирующий отношения между странами, учреждены органы власти: Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств. Был завершён раздел Вооружённых сил, а с 1994 года взят курс на хозяйственную интеграцию: создан Таможенный союз (РФ, Киргизия, Казахстан, Белоруссия), устанавливающий льготный режим перемещения товаров через границу. Во всех данных мероприятиях Ельцин Б.Н. принимал самое активное участие, являясь часто инициатором.

Результатом данной деятельности стало укрепление отношений со странами — бывшими республиками СССР, интеграция во всех сферах общественной жизни.

Таким образом, деятельность Ельцина Б.Н.- первого Президента России -была противоречивой. С одной стороны – яркая, позитивная деятельность на международной арене, способствовавшая укреплению авторитета России, улучшению международной обстановки, с другой — противоречивая политика внутри страны, ослабление экономики, усиление социальной поляризации. Не случайно в октябре 1993 года готовился переворот, в результате которого хотели сместить Ельцина с поста. Годы его правления называют «лихими девяностыми». Недовольство в стране росло. Страна ждала перемен более радикальных. Эти изменения воплотит в жизнь преемник Ельцина — Путин В.В.

При написании исторического сочинения можно использовать материал статьи о , начавшем экономические реформы при Б. Ельцине.

Первый президент Российской Федерации

Советский партийный и российский политический и государственный деятель, 1-ый Президент России. Избирался Президентом 2 раза - 12 июня 1991 г. и 3 июля 1996 г., занимал эту должность с 10 июля 1991 г. по 31 декабря 1999 г.

Борис Николаевич Ельцин родился 1.02.31 в Свердловской области, село Бутка Талицкого района.

Ельцин — биография

Отец, Николай Игнатьевич, работал плотником. В годы репрессий побывал в тюрьме якобы за антисоветские высказывания. Мать Бориса, Клавдия Васильевна — в девичестве Старыгина.

Борис был старшим из двоих ее детей.

В школе Борис Ельцин учился по его словам хорошо, но после 7-го класса был исключен из школы за плохое поведение, однако, добился (дойдя до горкома партии) того, что ему разрешили поступить в 8 класс в другой школе.

В армии Б.Н.Ельцин не служил по состоянию здоровья: в детстве он был травмирован и лишился 2-х пальцев на руке.

В1955 г. Б. Ельцин закончил Уральский политехнический институт им. С.М. Киpова — строительный факультет по специальности инженер-строитель. Работал вначале рядовым мастером, постепенно продвигаясь в карьере до должности начальника ДСК.

В1956 г. Борис Ельцин создал семью, выбрав в жены свою однокурсницу Наину Иосифовну Гирину, в крещении - Анастасия). По образованию она — инженер-строитель, с 1955 по 1985 гг. работала в Свердловском институте “Водоканалпроект” на должности инженера, старшего инженера, главного инженера проекта.

Через год, в 1958 г. в семье Ельциных родилась дочь Елена. В1960 г. — 2-ая дочь Татьяна.

1961 год для Бориса Николаевича знаменателен тем, что он вступил в ряды КПСС.

Борис Ельцин — карьера в партии

В 1968 году началась его партийная работа: Ельцин в Свердловском обкоме КПСС занял должность начальника отдела строительства.

1975 год – дальнейшее продвижение по партийной лестнице: Б.Н.Ельцина избрали секретарем обкома КПСС г.Свердловска, он стал ответственным за развитие промышленности в области.

В 1981 г. на XXVI съезде КПСС Бориса Николаевича Ельцина избрали членом ЦК КПСС, он возглавил отдел строительства, в этой должности Б.Н.Ельцин работал до 1990 г.

В 1976 – 1985 гг. он вернулся в Свердловский обком КПСС на должность 1-го секретаря.

В 1978 – 1989 гг. Б.Н.Ельцина избрали депутатом Верховного Совета СССР.

В 1981 г. Борис Николаевич дал свое имя и фамилию родившемуся внуку, так как у Б.Ельцина не было сыновей, что грозило прерыванием рода.

В1984 году Ельцин стал членом Президиума Верховного Совета СССР – вплоть до 1988 г.

Перешел на работу в Москву в июне 1985 г. секретарем ЦК КПСС по вопросам строительства.

С декабря 1985 г. по ноябрь 1987 года работает в должности 1-го секретаря Московского городского комитета КПСС.

В октябре 1987 г. на пленуме ЦК Б Ельцин выступает с жесткой критикой М. Горбачева и руководства партии. Пленум осудил речь Ельцина, и вскоре после этого Бориса Николаевича перевели на должность заместителя главы Госстроя, более низкую по рангу, чем 1ый секретарь Московского городского комитета КПСС.


В марте 1989 г. Б.Н.Ельцина избрали народным депутатом СССР.

В1990 г. Борис Ельцин стал народным депутатом РСФСР, а в июле этого же года его избрали председателем Верховного Совета РСФСР, и он вышел из КПСС.

Ельцин президент Российской федерации

12 июня 1991 года Б.Н.Ельцин избран президентом Российской федерации. После избрания основными лозунгами Б. Ельцина стали борьба с привилегиями номенклатуры и независимость России от СССР.

10 июля 1991 г. Борис Ельцин принёс присягу на верность народу России и российской Конституции, и вступил в должность президента РСФСР.

В августе 1991 года началось противостояние Ельцина и путчистов, что привело к предложению запрещения деятельности компартии, а 19 августа Бориса Ельцин с танка произнес знаменитую речь, в которой зачитал указ о нелегитимной деятельности ГКЧП. Путч побежден, деятельность КПСС запрещена окончательно.

12 ноября 1991 г. медаль демократии, учрежденная Международной ассоциацией политических консультантов, присуждена Б.Н.Ельцину за демократические преобразования в России.

В декабре 1991 г. перестал официально существовать СССР: в Беловежской Пуще Борис Ельцин, Леонид Кравчук (президент Украины) и Станислав Шушкевич (президент Белоруссии) создают и подписывают договор о Содружестве Независимых Государств (СНГ). Вскоре к Содружеству присоединилось большинство союзных республик, подписавших 21 декабря Алма-Атинскую декларацию.


Президент России Борис Николаевич Ельцин.

25 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин получил всю полноту президентской власти в России в связи с отставкой президента СССР Михаила Горбачёва и фактическим распадом СССР.

1992 – 1993 гг. – новый этап в построении Российского государства — начата приватизация, проводится экономическая реформа, поддержанная президентом Б.Н.Ельциным.

В Сентябре-октябре 1993 г. началось противостояние Бориса Ельцина и Верховного Совета, что привело к роспуску парламента. В Москве беспорядки, пик которых приходится на 3 – 4 октября, сторонники Верховного Совета захватили телецентр, ситуацию удалось взять под контроль только с помощью танков.

В 1994 г. началась 1-ая Чеченская война, которая привела к огромному количеству жертв как среди мирного населения, так и среди военных, а также среди сотрудников правоохранительных органов.

В мае 1996 г. Борис Ельцин вынужден подписать в Хасавюрте приказ о выводе войск из Чечни, что теоретически означает конец первой чеченской войны.

Ельцин — годы правления

В этом же году кончился 1-ый срок президентства Б.Н. Ельцина, и он начал предвыборную борьбу за второй срок. В поддержку Ельцина представлено более 1 миллиона подписей. Лозунг кампании — «Голосуй, или проиграешь». В результате 1-го тура выборов Б.Н. Ельцин набирает 35,28% голосов. Основной конкурент Ельцина на выборах – коммунист Г.А. Зюганов. Но после второго тура с результатом 53,82% голосов Бориса Николаевича Ельцина избрали президентом Российской Федерации на второй срок.


5 ноября 1996 года Б.Ельцин попал в клинику, где ему была проведена операция на сердце — аортокоронарное шунтирование.

В 1998 и 1999 гг. в России вследствие неудачной экономической политики возникает дефолт, затем правительственный кризис. С подачи Ельцина уходят в отставку премьер-министр страны Виктор Черномырдин, Сергей Кириенко, Евгений Примаков, Сергей Степашин, после чего в августе 1999 г. исполняющим обязанности председателя правительства Российской федерации назначен секретарь Совета Безопасности Владимир Путин.

31 декабря 1999 г. в новогоднем обращении к жителям России Б.Ельцин сообщил о своей досрочной отставке. Временно исполнять обязанности главы государства поручено премьер-министру В.В. Путину, который предоставляет Ельцину и его семье гарантии полной безопасности.


После отставки Борис Николаевич с семьей поселились в курортном поселке под Москвой — Барвихе.

23 апреля 2007 г. Борис Николаевич Ельцин умер в Центральной клинической больнице Москвы от остановки сердца и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Был женат 1 раз, имел 2дочерей, 5 внуков и 3 правнуков. Жена - Наина Иосифовна Ельцина (Гирина) (в крещении - Анастасия). Дочери - Елена Окулова (замужем за и.о.гендиректора акционерного общества “Аэрофлот — российские международные авиалинии”) и Татьяна Дьяченко (имеет воинское звание – полковник, в 1997 г. была советником президента).

Итоги правления Ельцина

Б.Н.Ельцин исторически отмечен, как 1-ый избранный всенародно Президент России, преобразователь политического устройства страны, радикальный реформатор экономического курса России. Известен уникальным решением о запрете КПСС, курсом отказа от построения социализма, решениям о роспуске Верховного Совета, знаменит штурмом Дома Правительства в Москве в 1993 г. с применением бронетехники и военной кампанией в Чечне.

Политологи и СМИ характеризовали Ельцина как личность неординарную, непредсказуемую в поведении, эксцентричную, властолюбивую, были отмечены также его упорство и хитрость. Противники Бориса Николаевича утверждали, что ему присущи и жестокость, трусость, злопамятность, лживость, низкий интеллектуальный и культурный уровень.

В оценках критиков режима Ельцина его период правления нередко именуется ельцинизмом. Борис Ельцин, как президент, подвергался критике в связи с общими негативными тенденциями развития страны в 1990-е годы: спадом в экономике, отказом государства от социальных обязательств, резким снижением уровня жизни, обострением социальных проблем и снижением численности населения в связи с этим. Во второй половине 90-х годов его часто обвиняли в передаче основных рычагов управления экономикой в руки группы влиятельных предпринимателей — олигархов и коррумпированной верхушки госаппарата, а вся его экономическая политика сводилась к лоббированию интересов той или иной группы лиц в зависимости от их влияния.

К концу 1992 г.резко увеличилось разделение жителей страны на богатых и бедных. За чертой бедности оказалось почти половина населения России.
К 1996 г. сократилось на 50 % промышленное производство, а сельское хозяйство - на треть. Потери внутреннего валового продукта составили примерно 40 %.
К 1999 г.в России безработица сильно разрослась и охватила 9 млн человек.

Президенты Украины, Белоруссии и России подписали 8 декабря 1991 года Беловежское соглашение. Это было сделано вопреки референдуму о сохранении СССР, который прошёл накануне — 17 марта 1991 года. Это соглашение, по мнению противников Ельцина, разрушило СССР и вызвало кровопролитные конфликты в Чечне, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе и Таджикистане.

Ввод войск в Чечню начался 11 дек.1994 г. после указа Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне Осетино-ингушского конфликта». В результате непродуманных действий политической верхушки России возникли большие жертвы как среди военных, так и среди гражданских: десятки тысяч человек погибли и сотни тысяч были ранены. Последующие действия чеченских боевиков, имевшие целью еще более широкую экспансию на Северном Кавказе, вынудили Ельцина возобновить боевые действия в Чечне в сентябре 1999, вылившиеся в полномасштабную войну.

Жестоко подавлялись выступления граждан на улицах, последовавшие 3 октября за штурмом московской мэрии и телецентра Останкино сторонниками Руцкого. В Москву ранним утром 4 октября были введены войска, при этом с обеих сторон погибло, 123 человека (более 1,5 тысячи человек — по данным оппозиции). Эти события стали черным пятном в новейшей истории России.

Для введения принципов рыночной экономики в январе 1992 г. либерализацией цен начались экономические реформы. В стране за несколько дней многократно возросли цены на продовольствие и товары первой необходимости, разорилось огромное число предприятий, а в государственных банках обесценились вклады граждан. Началось противостояние между президентом и Съездом народных депутатов, который стремился внести поправки в конституцию, ограничивающие права президента.

В августе 1998 г. разразился дефолт, финансовый кризис, вызванный неспособностью правительства выполнить взятые на себя долговые обязательства. Трехкратное падение курса рубля привело к краху многочисленных мелких и средних предприятий и уничтожению народившегося было среднего класса. Почти полностью был разрушен банковский сектор. Однако уже в следующем году экономическую ситуацию удалось стабилизировать. Этому способствовало повышение цен на нефть на мировых рынках, позволившее постепенно начать выплаты по внешнему долгу. Одним из следствий кризиса явилось оживление деятельности отечественных промышленных предприятий, заместивших на внутреннем рынке продукцию, закупавшуюся ранее за рубежом.

Резкое ухудшение демографической ситуации в России началось с 1992 года. Одной из причин сокращения населения стало уменьшение государством социальной поддержки населения. В 60 раз выросла заболеваемость СПИДом, в 2 раза выросла смертность младенцев.

Но все-таки несмотря на столь негативные оценки правления этого лидера, память Ельцина увековечена.

23 апреля 2008 г.состоялась торжественная церемония открытия памятника Борису Николаевичу Ельцину на Новодевичьем кладбище в Москве, тогда же Уральскому государственному техническому университету было присвоено имя Б. Ельцина.

Б.Н.Ельцин написал 3 книги:
1990 г. — «Исповедь на заданную тему»
1994 г.- «Записки Президента»
2000 г.- «Президентский марафон», стал лауpеатом Междунаpодной литеpатуpной пpемии «Капpи-90».

В круге российских чиновников одно время было модно заниматься одним из любимых занятий Ельцина — игрой в теннис.

Ельцин был Почетным гражданином гг. Казани, Еревана (Армения), Самарской области, Туркменистана, награжден в 1981 г орденом Ленина, орденом “Знак Почета”, двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Б.Н.Ельцину 12 ноября 1991 г. Международной ассоциацией политических консультантов присуждена медаль демократии, учрежденная в 1982 г., имел высшую государственную награду Италии — Орден Кавалера Большого Креста, был Кавалером Мальтийского Ордена.

После августовских событий 1991 г., которые привели к полному падению авторитета союзных властей, а затем и к демонтажу СССР, Ельцин, избранный еще в июне 1991 г. президентом России, получил возможность самостоятельно определять стратегию развития России, не оглядываясь на президента и органы власти СССР.

К осени 1991 г. намерения Ельцина достаточно определились. Уже сразу после избрания президентом России в июне 1991 г. он перестал говорить что-либо позитивное о социализме и советском периоде развития страны. Напротив, этот период оценивался только как негативный, как «трагический эксперимент», уход с «цивилизованного пути» развития. Свою задачу президент РФ видел в том, чтобы вернуть страну на «цивилизованный путь», т. е. развиваться по пути ведущих капиталистических стран. Однако термин «капиталистический путь» Ельцин никогда публично не употреблял.

В октябре 1991 г. на 5 съезде народных депутатов РСФСР Ельцин обнародовал программу «крупного реформистского прорыва», суть которого состояла в разрушении плановой государственной экономики и переходе к рыночным частнокапиталистическим отношениям.

Программа предусматривала: «либерализацию» цен, т. е. освобождение их из-под контроля государства; отказ от монополии на внутреннюю и внешнюю торговлю; приватизацию и акционирование предприятий с целью создания класса собственников; реформирование банковской системы; земельную реформу с введением права купли-продажи земли.

Осуществлять эту программу планировалось методами «шоковой терапии», которые были разработаны группой американских экономистов и применялись в Польше и ряде других стран Восточной Европы с конца 1980-х гг. С учетом российских условий они были переработаны группой экономистов во главе с Е. Т. Гайдаром. Речь шла о том, чтобы максимально быстро создать рыночные механизмы, которые должны были сами обеспечить оптимальное развитие страны. Важнейшими элементами шоковой терапии были одномоментный отпуск цен и ликвидация госрегулирования экономики.

Ельцин признал, что предстоящие меры в начале будут болезненными, но заявил, что предлагаемый им путь - единственно возможный в сложившихся условиях. Президент обещал, что трудности и лишения будут ощущаться всего лишь несколько месяцев, и уже с осени 1992 г. начнется экономический рост и улучшение жизни россиян Шевцова Л.Ф. Политические зигзаги посткоммунистической России. - М., 1997., с. 125.

Для проведения реформ Ельцин запросил и получил от съезда дополнительные полномочия сроком до декабря 1992 г. В их числе были право осуществлять реформы президентскими указами, не дожидаясь принятия парламентом соответствующих законов, а также право единолично формировать правительство без контроля со стороны парламента. Ельцин получил согласие съезда и на практику назначения президентом глав администраций в субъектах РФ.

В ноябре 1991 г. было сформировано правительство во главе с Б. Ельциным. В него вошли так называемые «младореформаторы», сторонники радикальных экономических реформ, большинству из которых было чуть более 30 лет: Е. Т. Гайдар, А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс, А. И. Нечаев и др. Это было самое молодое правительство за всю историю России. Получив хорошее образование, будущие реформаторы занимались, как правило, научной деятельностью. Реального опыта управления экономикой никто из них не имел.

Большинство младореформаторов ориентировалось на зарубежный опыт. Правительство направило меморандум о вступлении России в МВФ, по которому в обмен на финансовую поддержку фактически соглашалось поставить свою политику под контроль МВФ, и пригласило 15 западных консультантов во главе с Д. Саксом помогать Е. Гайдару.

Было ли в обществе понимание сложности переходного периода, выдвигались ли альтернативные варианты реформирования экономики?

Для ответа на этот вопрос следует учесть, что в тот момент большая часть россиян оказывала Ельцину доверие. Его решительные заявления о необходимости устранения привилегий у руководящего слоя, демократизации общественной жизни, которые он делал в период 1987 - 1990 гг. порождали надежду на то, что радикальные экономические реформы будут проведены в интересах большинства. Действия Б. Ельцина в течение 1990 - 1991 гг. против союзного руководства и М. Горбачева, которых многие воспринимали к тому времени как консерваторов, мешавших поступательному движению вперед, вызывали общественную симпатию и поддержку. Авторитет Б. Ельцина после августа 1991 г. достиг своего пика. Борьба с «путчистами» создавала вокруг его имени ореол борца за свободную, независимую и демократическую Россию.

Авторитет Ельцина сыграл важную роль в том, что на первых порах новая политическая элита смогла добиться существенный общественной поддержки курса реформ. Так, согласно опросам общественного мнения, осенью 1991 года около 47 % опрошенных были готовы ради будущего процветания России и изобилия потребительских товаров терпеть на начальном этапе реформы безработицу, рост цен, «временное» снижение уровня жизни. Только 17,8 % были настроены решительно против реформ. Эти результаты говорили о том, что люди устали от массовых дефицитов предшествующих лет, от «топтания на месте» в перестроечные времена и готовы были дать кредит доверия новой власти во имя будущего процветания Данные «Левада-Центр».

К тому же средства массовой информации, особенно электронные СМИ, развернули хорошо спланированную, мощную, широкомасштабную кампанию с помощью новейших РR-технологий, ежедневно показывая обывателю «ужасы» социализма и преимущества западноевропейского и американского стандартов жизни.

На этом фоне общественного доверия Ельцин не рассматривал альтернативные варианты реформ, и критика противников «шоковой терапии» звучала глухо. Хотя многие ученые и хозяйственники предупреждали, что в условиях высокой степени монополизации советской экономики освобождение цен приведет не к росту конкуренции предприятий за потребителя, а к банкротству большинства предприятий, резкому падению производства, массовой безработице и обнищанию населения. Они обращали внимание на тот факт, что нигде в мире монетаристская модель не была реализована в чистом виде. Напротив, во всех развитых странах регулирующая роль государства велика, а в кризисные периоды она всегда усиливалась. Опасения вызывала и ускоренная приватизация, которая не могла быть социально справедливой.

Следует отметить, что применение методов «шоковой терапии» отнюдь не диктовалось экономической обстановкой, так как несмотря на все потрясения «перестроечных» лет, экономика страны в начале 1990-х гг. работала устойчиво. В 1990 г. объем продукции промышленности в СССР был ниже, чем в 1989 г., всего лишь на 1,2 %, а в 1991 г. - на 8 %. Сокращение произошло главным образом по причине уменьшения объемов капитальных вложений и начавшегося разрыва межреспубликанских связей. После провала ГКЧП в августе 1991 г. союзные и автономные республики стали много хуже выполнять свои обязательства по взаимным поставкам, что и привело к сокращению общего объема производства к концу 1991 г.

Единственной серьезной проблемой в этот период была проблема «лишних денег». В результате непродуманных шагов правительства Н. Рыжкова в 1986-90 гг. на руках у населения денег было гораздо больше, чем товаров на прилавках магазинов. Именно избыток денег порождал всеобщий дефицит товаров, который и создавал ощущение глубокого кризиса всей экономической системы. В принципе у правительства Ельцина-Гайдара было много возможностей «связать» эти лишние деньги, не прибегая к таким экстремальным средствам как разовый отпуск цен. Например, некоторые экономисты предлагали просто «заморозить» вклады населения в Сбербанке на определенный период. Политически в той ситуации Ельцин вполне мог это сделать. Предлагалось изъять лишние деньги и путем продажи мелких предприятий сферы обслуживания, торговли и питания. Такие меры ликвидировали бы товарный кризис и дали бы возможность не ломать, а постепенно замещать старые экономические формы и механизмы новыми: ломая старое только тогда, когда новое уже работает и работает лучше.

Однако этот реформистский путь не подходил для «младореформаторов» и их западных советников. Они не без оснований боялись, что, если упустить момент сейчас, то потом народ не согласится с решительной сменой старого строя. В условиях же осени 1991 г., после психологического шока от августовских событий, связанных с ГКЧП, в России новая правительственная команда могла делать все: от демонтажа СССР до демонтажа плановой экономики в РФ.

В декабре в связи с разрушением СССР правительство РФ упразднило союзные отраслевые министерства, которые до этого управляли всеми крупными промышленными предприятиями России. Контроль над экономикой России со стороны государства был сразу потерян. Началось тотальное разворовывание государственных ресурсов, на фоне которого воровство, осуществлявшееся через кооперативы в предыдущие два года, казалось просто детскими шалостями.

Такая ситуация породила конфликты в президентском окружении. В декабре вице-президент А. Руцкой публично назвал членов правительства «мальчиками в розовых штанишках». Президент подверг А. Руцкого опале.

2 января 1992 г. реформа стартовала. Вскоре стало ясно, что рост цен и падение объемов производства идут намного быстрее, чем ожидалось. Так за первый квартал производство по официальной статистике упало на 18 % (по оценкам экспертов - на 28 %). К апрелю цены выросли в 17 раз, а не в 3 - 5 раз, как обещал Гайдар. Сбережения населения, в том числе вклады в Сбербанке моментально обесценились и фактически оказались изъятыми у населения

У 90 % населения страны резко снизился уровень жизни. У 10 % он резко повысился. Реформы явно шли не в интересах народа.

Такие итоги вызвали критику действий правительства со стороны парламента. При этом председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов всячески отделял президента от правительства. Критика велась по формуле: «хороший президент, но плохое, некомпетентное правительство».

Однако Ельцин твердо поддерживал правительство и все более резко отзывался о парламенте. В апреле накануне 6 съезда народных депутатов РФ Ельцин призвал покончить с «псевдодемократическими ритуалами» и перейти «на 2 - 3 года» к президентской республике. После этого проправительственные СМИ стали систематически создавать негативный образ парламента в глазах населения.

На самом съезде Ельцин жестко противостоял попыткам установить контроль со стороны парламента над действиями правительства. Эта была полная смена тех знамен, под которыми Ельцин пришел к власти. Ведь один из главных упреков, который с 1989 г. он бросал в адрес старого строя, состоял в том, что реальная власть в СССР была сосредоточена в руках партийно-чиновничьей бюрократии, а парламент и другие представительные органы власти играли декоративные функцииБ. Ельцин. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. Москва: АСТ. 2000 г., с. 185.

В мае Ельцин, выступая в Череповце, уже прямо заявил: «Этот съезд надо разогнать к чертовой матери». Все трудности реформы все чаще и чаще он объяснял происками «красно-коричневых» и видел выход в ведении президентской республики. Чтобы снять с себя обвинения в стремлении увековечить свою власть, Ельцин заявил, что не будет избираться на второй срок: «Абсолютно точно могу сказать, что на следующих выборах... я не буду баллотироваться».

Летом ситуация в стране продолжала ухудшаться. Социологические замеры показывали, что в августе 1992 г. только 6 % опрошенных считало, что реформы дают положительные результаты. Опросы показывали и падение личной популярности президента минимум в 2 раза по сравнению с осенью 1991 г.

Осенью никакой стабилизации не наступило. Быстрый рост цен на сырье и энергоносители, обесценение денег привело к тому, что в стране стремительно нарастал кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий, которые к осени 1992 года достигли астрономической цифры - 3,5 триллионов рублей. Многие предприятия, не получая денег за свою продукцию, оказались на грани краха. Начались хронические задержки заработной платы. Финансовые дыры латались за счет резкого сокращения капитального строительства, оборонного заказа, а также путем простого отказа государства оплатить предприятиям заказанную и произведенную продукцию. К октябрю и эти резервы были исчерпаны.

Тогда резко возросла эмиссия денег (в 1,8 раза за Ш квартал). Попросту говоря, государство печатало деньги, которые в виде кредитов были выданы Центральным банком убыточным предприятиям с тем, чтобы они смогли расплатиться со своими работниками. Однако эти деньги не были обеспечены товарами и только подстегнули инфляцию.

Ельцин стал колебаться. В начале октября он заявил о том, что нужна корректировка курса реформ, и раскритиковал работу многих министров. Однако в этот момент он столкнулся с четкой позицией западных стран, которые обусловили свою помощь Ельцину продолжением реформ, проводимых Гайдаром. Россия получала в этот период большую «гуманитарную помощь», а главное согласие Запада отсрочить выплаты по тем, долгам, которые остались после Советского Союза.

В конце октября Ельцин вновь выступил с поддержкой курса Гайдара и обрушился на парламент: «Пора заканчивать постоянно идти навстречу Верховному Совету, не получая от него взаимности. Пора власть употребить» Б. Ельцин. Записки Президента. Москва: АСТ, 1999 год, с. 67.

К концу года пришла пора подводить итоги политики шоковой терапии. За 1992 г. оптовые цены на продукцию топливно-энергетического комплекса (ТЭКа) выросли в 80 раз, в целом по промышленности - в 34 раза. В результате большинство предприятий оказались не способными платить за энергию и сырье и резко сократили производство. По официальным данным Госкомстата объем промышленного производства упал за 1992 год на 20 % .

Еще более значительным было падение производства на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК). Государственный оборонный заказ был резко сокращен и не оплачен полностью. Начался развал сектора экономики, который обладал уникальными технологиями и первоклассными специалистами, и продукция которого успешно конкурировала на мировом рынке. Теперь же Россия стала сокращать экспорт вооружений и отдавать этот рынок своим конкурентам.

Сложная ситуация сложилась в агропромышленном комплексе. В условиях инфляции и быстрого роста цен на топливо, технику и удобрения крупные хозяйства стали сокращать производства продукции. Правительственная ставка на фермерские хозяйства не оправдалась. Фермеры не могли компенсировать спад в крупных колхозах и совхозов. Россия стала быстро терять продовольственную безопасность, увеличивая импорт сельскохозяйственной продукции. Положение в существенной ступени спасали усилия городского населения, которое в своей массе стало брать садово-огороднические участки и выращивать картофель и другие овощи, разводить мелкую птицу и т.п.

Огромные финансовые потери имели место в результате либерализации внешней торговли и установления завышенного курса доллара по отношению к рублю. Экспортеры за бесценок продавали российские ресурсы за рубеж и оставляли там большую часть выручки. По самым скромным оценкам за 1992 г. из страны незаконно было вывезено 20 млрд. долл.

В итоге по данным Госкомстата объем ВВП упал за 1992 год на 20 % .

Резко сократился уровень жизни населения. При росте средней зарплаты в 10 раз, уровень цен на товары народного потребления и услуги в среднем увеличился в 26 раз, а на основные продукты питания почти в 100 раз. Соотношение между доходами 10 % самых бедных и 10 % самых богатых россиян составило 1:11, что означало увеличение разрыва в доходах в 3 раза (в конце 80-х было 1:3,5). Реформы особенно сильно ударили по работникам бюджетной сферы. Резко ухудшилось положение ученых и преподавателей, работников здравоохранения и культуры. В 1992 году в коммерцию ушли 90 тыс. научных работников. Численность научно-педагогических работников сократилась на 27 %.

В России впервые за послевоенный период произошло абсолютное сокращение численности населения, и это несмотря на приезд сотен тысяч русских и русскоязычных из бывших союзных республик, где им стало плохо жить после демонтажа СССР. Повышенная смертность говорила о том, что людям трудно было приспособиться к новым условиям жизни.

В декабре 1992 г. состоялся 7 съезд народных депутатов РФ, где политика правительства была подвергнута резкой критике. Съезд потребовал, чтобы кандидатура главы правительства в соответствии с Конституцией была утверждена съездом. Тогда 10 декабря Ельцин обратился к гражданам России и сообщил им, что консервативные силы выступили против реформ, которые якобы «удерживали страну все последние месяцы от экономической катастрофы». Он предложил немедленно провести референдум с вопросом: кому народ доверяет проводить реформы президенту или нынешнему съезду.

После этого заявления президент покинул съезд, призвав своих сторонников последовать за ним. Помощники президента Г. Бурбулис и С. Шахрай, планировавшие эту акцию, полагали, что почти половина депутатов последует за президентом, после чего съезд не будет иметь кворума, и следовательно, его будет просто можно закрыть. Однако вопреки расчетам за президентом последовало только около 150 депутатов, причем некоторые потом вернулись назад. 715 депутатов остались в зале заседаний съезда. Ельцину не удалось прервать и прямую трансляцию заседаний съезда. После короткого перерыва она возобновилась. Вызванные на съезд силовые министры перед телекамерами заявили о своей верности Конституции. Стало ясно, что разогнать съезд не удастся.

Ельцин пошел на компромисс. Гайдара отправили в отставку. На пост премьера Ельцин предложил кандидатуру В. Черномырдина. Съезд согласился, поручив Черномырдину провести существенную коррекцию курса реформ. Многим казалось, что здравый смысл победил, период рискованных экспериментов и жесткой конфронтации закончен.

Смена главы российского правительства и общие итоги декабрьского съезда Советов вызвали тревогу у западных спонсоров российских «реформ». В Москве 3 января состоялась встреча президента США Дж. Буша и Б. Ельцина. Встреча проходила в узком кругу, но позднее ее материалы стали известны прессе. Они показывают характер отношений между президентами России и США. На вопрос Буша о том, «насколько новая правительственная команда готова продолжать дело реформ», Ельцин ответил, что из 40 членов кабинета заменено только 4 и эти люди «не дадут председателю правительства Черномырдину отклониться от реформаторского курса». Ельцин охарактеризовал Черномырдина как человека, который «верен президенту», хотя и «склонен допускать уклон в сторону производства в ущерб бюджетным вопросам, но у него есть противовес в лице Б. Федорова, который до этого работал в Лондонском банке реконструкции и развития».

Ельцин подчеркнул, что все силовые министры «твердо стоят на стороне президента». Особенно выделил министра обороны П. Грачева, охарактеризовав его как человека, который выступает «за сокращение нашего потенциала вооружений». Касаясь судьбы министра иностранных дел А. Козырева, Ельцин сказал следующее: «Вы просили оставить на месте Козырева, и я выполнил вашу просьбу» А. Коржаков. Борис Ельцин: От рассвета до заката. Изд. Интербук. Москва, 1997 г., с. 170. Буш выразил удовлетворение услышанным и обещал поддержку, при условии продолжения прежнего курса. Ельцин выполнил обещания, данные Бушу. Вскоре Черномырдин принял правила игры, установленные МВФ.

Парламентская оппозиция почувствовала себя обманутой и потребовала созыва нового съезда народных депутатов с тем, чтобы принять более адекватные меры для коррекции курса реформ. В принципе, это было возможно в рамках действующей Конституции РФ, согласно которой съезд народных депутатов был «высшим органом государственной власти РФ, ... способным решить любой вопрос, отнесенный к ведению РФ».

Ельцин это понимал и поэтому форсировал подготовку нового варианта конституции, который превращал Россию в жесткую президентскую республику. Одновременно он продолжил пропагандистскую войну, направленную на дискредитацию депутатского корпуса через электронные СМИ. Избавиться от депутатского контроля было необходимо и потому, что страна вступала в решающий этап приватизации.

Законы о приватизации были приняты Верховным Советом РФ еще 3 июля 1991 г.: «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФСР» и «О личных приватизационных счетах в РФСР» Сборник актов Президента РФ - 1993 - №39, с. 3147-3150. В соответствии с ними, предусматривалось, что приватизация должна быть равной для всех. Проведение приватизации осуществлялось бесплатно за счет выделения каждому гражданину России приватизационного чека в Сберегательном банке, который можно было использовать только на покупку различной государственной собственности. Чеки должны были быть именными.

Однако летом 1992 г. правительство изменило условия приватизации. Политику приватизации выработал глава Госкомимущества А. Чубайс. Ее суть состояла в том, чтобы на первом этапе получить согласие народа на массовую приватизацию, пообещав всем кусок государственной собственности, а затем передать эту собственность в руки немногих «эффективных собственников». По предложению А. Чубайса президент своим указом от 14 августа 1992 г. превратил именные приватизационные счета в обезличенные ваучеры, в «документы на предъявителя». Этот указ стал одним из важнейших экономических решений президента, и он создавал весьма противоречивую ситуацию. С одной стороны, открывал путь к концентрации собственности в руках немногих, с другой стороны, лишал законной почвы процесс приватизации, поскольку президент не вправе был изменить норму закона своим указом.

Ваучерная приватизация должна была составить первый этап приватизации. Она проходила с 1 октября 1992 г. по 1 июля 1994 г. Каждый получил приватизационный чек номинальной стоимостью 10 тыс. рублей. Стоимость ваучера определялась в конце 1991 г., путем деления стоимости приватизируемых предприятий на число жителей. Однако после либерализации цен в условиях галопирующий инфляции ваучер быстро обесценивался. Если в конце 1991 г. на 10 тыс. руб. теоретически можно было купить автомобиль «Жигули», то к осени 1992 г., когда началась выдача ваучера - только 5 бутылок водки.

Миллионы людей, лишившихся сбережений в результате инфляции 1992 г., стремились быстрее продать ваучеры, поскольку их реальная стоимость постоянно падала. Весной 1993 г., когда ваучеры получила основная масса населения, 10 тыс. рублей обладали покупательной способностью эквивалентной 30 рублям в ценах 1991 г. Скупили ваучеры те, кто имел значительный стартовый капитал, а также деловые связи для выгодного вложения приватизационных чеков. Те, кто не имели связей вкладывали их в инвестиционные (ваучерные) фонды (до 30 % ваучеров), ожидая обещанных стабильных дивидендов. Однако многие фонды обанкротились или просто обманули вкладчиков, скрывшись от их гнева.

В 1992 г. за ваучеры шла в основном приватизация сферы торговли и услуг (около 40 тыс. предприятий). Из почти 5 тыс. крупных промышленных предприятий в 1992 г. было приватизировано около 600. В 1993 г. стали продаваться и очень крупные предприятия. Так, гигантский «Уралмаш», на котором работало 100 тыс. работников был продан за ваучеры, эквивалентные по сумме 2 млн. долларов, что равнялось стоимости маленькой пекарни в американской провинции. Серьезные нарекания вызывала законность процедур ваучерной приватизации. По официальным данным Министерство внутренних дел за 1993 год в сфере приватизации было совершено 27 тысяч преступлений. Это означало, что из 107 ежедневно приватизируемых предприятий на 87 совершались преступления.

Характер идущей приватизации и политика правительства Черномырдина вновь обострили конфликт между президентом и парламентом. В марте 1993 г. состоялся внеочередной 8-й съезд народных депутатов РФ, который отменил все дополнительные права ранее предоставленные президенту. Президент сделал ответный ход 20 марта, когда в обращении к стране заявил о том, что подписал Указ о введении особого порядка управления страной (ОПУС): Россия должна управляться указами президента, а парламенту запрещалось принимать законы, противоречащие этим указам. Ельцин обещал провести через месяц референдум, на который выносил вопрос о доверии президенту, а также проект новой Конституции, подготовленной его командой. Однако Конституционный суд немедленно оценил указ об ОПУСЕ как попытку государственного переворота. В этих условиях силовые министры вновь уклонились от поддержки президента, а секретарь Совета Безопасности РФ Ю. Скоков вообще отказался завизировать указ.

Срочно собрался новый съезд народных депутатов РФ. Он имел все основания для низложения Ельцина, но глава парламента Р. Хасбулатов искал компромисс. Съезд и закончился компромиссом. Ельцин признал просчеты в проведении реформ. Съезд не принял решения об отрешении Ельцина от должности и перенес вопрос о доверии на референдум. По заявлению начальника президентской охраны А. Коржакова, уже тогда была готова операция силового разгона съезда, включавшая использование химических средств для «выкуривания» депутатов из Белого Дома, но компромиссные итоги съезда сделали ее ненужной.

Референдум был выгоден президенту, поскольку общественное мнение страны во многом определялась позицией электронных СМИ, которые были полностью ему подконтрольны. И в ходе подготовки к референдуму они действительно сыграли решающую роль.

Подготовка шла по плану, разработанному Г. Бурбулисом. Вот некоторые фрагменты из этого плана: «... Использовать на ТВ своих людей. Создать для них преимущество путем количественного перевеса. ... Действовать через подставных лиц. Готовить для них тексты. Использовать рабочих, фермеров, студентов. ... Показать, что реформы планировалось проводить с социальной направленностью, но в этом препятствовали народные депутаты. ...Подготовить ряд указов Президента с обещаниями людям улучшить жизнь в сентябре и раньше. ... Гайдару, Козыреву поддерживать связь с зарубежными коллегами, просить у них идеологической и материальной поддержки. ... Волкогонову поработать в воинских частях... Провести социологический опрос. Использовать его в целях психологической обработки населения» А. Коржаков. Борис Ельцин: От рассвета до заката. Изд. Интербук. Москва, 1997 г., с. 312.

Важную роль сыграла тактика сведения проблемы выбора курса реформ к личному конфликту между «русским Ельциным» и «злым чеченом» Хасбулатовым.

Перед апрельским референдумом Ельцин подписал много указов, в которых раздал обещаний различным слоям населения и регионам на 13 триллионов рублей - огромную сумму, никак не предусмотренную в бюджете. Много говорилось и о том, что в случае победы Ельцина, Запад готов предоставить большую помощь для поддержки проводимых им реформ.

Референдум дал противоречивый результат. На первые два вопроса о доверии президенту и поддержке курса реформ положительно высказалось более половины пришедших на референдум (58,7 % и 53 %), но менее половины, имевших право голоса. Это означало, что решения имеют не конституционный, а информационный характер. На третий и четвертый вопросы (о досрочном переизбрании и президента и депутатов) также не было получено конституционно значимых результатов. За досрочные выборы президента и депутатов высказались соответственно 49,5 % и 67,2 %.

Для Ельцина такие итоги референдума были и проигрышем, и выигрышем. Проигрыш состоял в том, что конституционного основания для роспуска съезда президент не получил. Выигрыш в том, что большинство из числа голосовавших поддержали курс президента. Правда в региональном разрезе победа была менее убедительной: против президента проголосовали большинство жителей в 43 регионах России.

Тем не менее, Ельцин решил представить дело как свой безусловный выигрыш и проводить свою линию без оглядки на съезд. В этих целях в июне он созвал в обход парламента так называемое Конституционное совещание, где преобладали его сторонники, и согласовал на нем свой вариант президентской конституции. Этот вариант Ельцин планировал вынести на референдум.

Однако он боялся проводить второй референдум, не устранив съезд и парламент, поскольку депутаты подготовили свой вариант конституции. Кроме того, коммунисты собрали необходимое число голосов граждан для вынесения на референдум социалистического варианта конституции. В таких условиях президентский проект мог не собрать даже относительного большинства от числа голосовавших. А по закону было необходимо собрать не менее половины от общего числа граждан, имевших право голоса. Уже апрельский референдум показал, что Ельцин не сможет получить так много голосов в пользу своего проекта.

Ситуация осложнялась и тем, что после апрельского референдума правительство тихо предложило «корректировку» бюджета, по которой не только не финансировались апрельские обещания президента, но и ранее запланированные социальные расходы сокращались на 40 %, инвестиции на 60 %. Таким образом к концу года экономическая ситуация в стране должна была серьезно ухудшиться. Следовательно, Ельцин должен был успеть разогнать оппозиционный парламент до того, как люди сознают апрельский обман. И на этот раз президент уже должен был идти до конца, поскольку очередная неудачная попытка государственного переворота не могла не привести к его смещению.

21 сентября Ельцин издал новый указ о прекращении полномочий народных депутатов. В начале развитие событий напоминало мартовский кризис: президента не поддержали регионы, Конституционный суд оценил действия Ельцина как неконституционные и достаточные для его отстранения от должности президента, большинство народных депутатов стойко держались в Белом доме, который окружала большая толпа сторонников парламента.

Однако на этот раз президент был подготовлен лучше. Сторонников парламента удалось спровоцировать на резкие шаги, которые были использованы как предлог для вооруженного разгрома оппозиции при помощи специально подготовленных частей. Провокационный обстрел сторонников парламента снайперами из здания мэрии стал сигналом к штурму мэрии. Бескровный успех этого штурма создал эйфорию успеха и вызвал поход группы сторонников парламента к телецентру в Останкино, с целью получить прямой эфир. Там демонстрантов уже давно ждали... Вскоре хорошо режиссированные телекадры показали всей стране, что люди депутата генерала А. Макашева убили одного журналиста и одного солдата из подразделения «Витязь», охранявшего здание. Это было ложью, но Ельцин немедленно обвинил парламент в том, что тот давно подготовил и осуществляет теперь вооруженный «фашистско-коммунистический» мятеж силами «наемных бандитов», которые «сеют смерть». На следующий день танки расстреляли Белый дом, а затем специальные подразделения бойцов «зачистили» здание, расправившись его защитниками. Руководство парламента и депутаты были спасены бойцами специального подразделения «Альфа», которые вывели их из горящего здания. По приказу Ельцина Хазбулатов, Руцкой и другие видные участники событий были арестованы.

Проведенное впоследствии прокуратурой секретное расследование событий вокруг Белого дома показало, что ни один человек не был убит из оружия, принадлежавшего его защитникам. В то же время, по данным оппозиции, в событиях 3 - 4 октября президентские войска убили 2743 чел. Официальная цифра, сообщенная Генеральной прокуратурой, много меньше: 146 погибло, 598 ранено; потери президентских сил составили 13 чел. убитыми, из них 11 погибли от выстрелов своих снайперов, 2 - при невыясненных обстоятельствах.

Ельцин оценил октябрьские события 1993 г. как победу демократии.

После разгона российского парламента Ельцин принял все меры к тому, чтобы законодательно закрепить в своих руках максимум политической власти. Команда президента быстро подготовила соответствующий проект Конституции РФ и 12 декабря 1993 г. вынесла его на референдум в качестве безальтернативного варианта.

Референдум проходил в специфических условиях. В нарушение действующего законодательства Ельцин своим указом от 15 октября 1993 г. изменил порядок подведения итогов референдума: для одобрения конституции стало достаточным получение не большинства голосов от числа граждан, имеющих право голоса, а от числа явившихся на референдум.

Центральная избирательная комиссия была создана президентом из числа лиц, которые подтвердили свою лояльность в ходе октябрьского конфликта с парламентом. Ее возглавил Н. Рябов.

После референдума Центральная избирательная комиссия официально объявила о том, что на выборы явилось 54,8 % от числа граждан, имевших право голоса, и 58,4 % из них (32,9 млн.) проголосовали за Конституцию. Таким образом, она была одобрена менее чем одной третью граждан, имевших право голоса (106 млн. чел.) Потом стало известно, что в 24 субъектах РФ проект Основного закона не набрал необходимого числа голосов даже по квоте, установленной указом президента. Конституция не получила одобрения в 12 из 21 республик РФ. Последнее было особенно тревожно, поскольку затрагивало проблему единства РФ. Так, в Чечне, объявившей о своей независимости еще в 1991 г., референдум не проводился вообще. Против конституции РФ голосовали большинство избирателей Адыгеи, Башкортостана, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Мордовии, Тувы, Чувашии. В Коми, Татарстане, Удмуртии и Хакасии в выборах участвовало менее половины избирателей, имевших право голоса

В 1997 г. бывший пресс-секретарь президента В. Костиков признал в своих мемуарах, что результаты референдума были «подправлены». Он рассказал о том, как встретил председателя Центризбиркома Н. Рябова у кабинета Ельцина сразу после голосования. Рябов показал ему бумагу, где было написано, что за конституцию голосовало «более 50 % избирателей, принявших участие в голосовании». Но после совещания с Ельциным в сводке Центризбиркома говорилось уже о том, что около 60 % избирателей поддержали Конституцию. Через четыре месяца после голосования избирательные комиссии уничтожили все избирательные бюллетени.

Тем не менее, Ельцин решил свою задачу. Конституция предоставила ему полномочия, которые превосходили полномочия президентов таких президентских республик, как США и Франция. Ельцин получил право определять «основные направления внутренней и внешней политики государства», издавать указы и распоряжения, «обязательные для исполнения на всей территории РФ», назначать всех министров. Хотя главу правительства он мог назначить лишь с согласия Госдумы, реальные возможности для депутатов проявить твердость в отклонении предлагаемых президентом кандидатур были ограничены: троекратное отклонение позволяло президенту распустить Думу.

Ельцин получил фактическую возможность формировать всю судебную ветвь власти, поскольку по Конституции именно президент предлагает кандидатуры на должности судей в высшие судебные инстанции, а также напрямую назначает судей во все другие федеральные суды. Он установил полный контроль над Вооруженными силами страны, получив право назначать высшее командование и т. п.

Процедура отстранения президента от должности была обставлена практически непреодолимыми препонами. С такой Конституцией Ельцин не боялся никакой оппозиции, в том числе и парламентской.

Парламентские выборы. Согласно новой Конституции российский парламент теперь назывался Федеральным Собранием, которое состояло из нижней палаты - Государственной Думы и верхней палаты - Совета Федерации. Главной функцией Думы было принятие законов. В Думу избиралось 450 депутатов, половина по спискам избирательных объединений (партийным спискам), половина по одномандатным округам. Главной функцией Совета Федерации было осуществление контроля за характером законов, принимаемых Думой.

Выводы депутатов в Государственную Думу и Совет Федерации проводились одновременно с референдумом по Конституции 12 декабря. Особенность выборов состояла в том, что эти органы не были предусмотрены действовавшей Конституцией, а новая только принималась в этот же день. Иными словами, если бы она не была принята, то депутаты были бы избраны в неконституционные органы. Поэтому Ельцин должен был любой ценой получить положительный результат по конституционному референдуму. День референдума и день парламентских выборов были совмещены потому, что власти боялись неявки на референдум большинства избирателей. А стремление проголосовать за свою партию приводила людей 12 декабря к избирательным урнам.

На выборах 1993 г. неожиданный успех выпал на долю Либерально-демократической партии (ЛДПР) - партии В. Жириновского, получившей 23 % голосов избирателей. ЛДПР не имела сильных и влиятельных организаций на местах, но имела харизматического лидера. Своими резкими заявлениями, показной решимостью быстро исправить ситуацию Жириновский привлекал многих людей. Они полагали, что сильная незаурядная личность сможет лучше защитить их интересы, чем политики из прежней «обоймы».

Коммунистическая партия (КПРФ), которая имела самую развитую общероссийскую структуру, получила по партийному списку всего 12,5 %.

Третьей по значению оппозиционной партией стала Аграрная партия России (АПР), которая получила 7, 99 % голосов по партийному списку.

Поскольку ЛДПР не стремилась к созданию единого оппозиционного блока с КПРФ и АПР, поэтому позиции левых в Думе данного состава были слабыми.

Президентская команда накануне выборов делала главную ставку на блок «Выбор России», возглавляемый Е. Гайдаром. Однако блок получил всего 15,5 % голосов. Для блока, который располагал огромными финансовыми и пропагандистскими ресурсами, такой результат был более чем скромным.

Кроме названых избирательных объединений необходимый 5 % барьер для избрания в Думу прошли еще ряд центристских блоков и партий, таких как Движение «Женщины России» (8,1 %), «Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин» (7,8 %), Партия Российского единства и согласия (6,7 %), Демократическая партия России (5,5 %).

В соответствии с Конституцией выборы проводились также по так называемым одномандатным округам. Вся страна была разбита на 225 округов, примерно равных по численности населения. В каждом округе мог быть избран только один депутат. Борьба в большинстве округов была очень напряженная, так как в среднем на одно депутатское место претендовали по 8 кандидатов.

Выборы не проводились в Чечне (не выдвинуто кандидатов) и в округе N25 в Татарстане (выдвинут только 1 кандидат). Выборы провалились в остальных 4 округах Татарстана (явка менее 25 %). В итоге в Думу было избраны 219 депутатов от одномандатных округов. Примерно половина из них шли как беспартийные, а половина принадлежала к тем или иным партиям.

Партийные группировки в Думе были усилены за счет кандидатов, прошедших по одномандатным округам, но это не меняло общей картины.

Итоги выборов фактически явились поражением Гайдара и его команды, авторов и исполнителей радикальных экономических реформ. В то же время весьма ограниченные возможности были у левых партий (КПРФ и АПР). Большая часть депутатов занимало центристские позиции. Многое зависело от того, как поведет себя фракция Жириновского, набравшая больше всего голосов по партийным спискам.

Внутренняя политика Б. Н. Ельцина.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал Указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Верховный Совет Российской Федерации и Съезд народных депутатов должны были прекратить свою деятельность. Верховный Совет и Конституционный Суд признали действия Президента незаконными. Ельцин был объявлен низложенным, полномочия Президента взял на себя вице-президент А. В. Руцкой. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября Белый дом был окружен и расстрелян из танков. Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, многие сторонники оппозиции и участники защиты Белого дома были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция предоставляла обширные права Президенту, включая право вето.

Придя к власти в результате выборов 1996 г., Ельцин по состоянию здоровья фактически не мог управлять страной. Попытки решить проблемы путем кадровых перемен (shpora.su) только дестабилизировали ситуацию. Финансовый кризис августа 1998 г. быстро перерос в общеэкономический и социальный. Началось резкое падение и без того низкого уровня жизни населения.

Внешняя политика.

Внешняя политика 1990-х гг. характеризовалась настойчивыми попытками России установить дружеские или хотя бы партнерские отношения с Западом. В январе 1993 г. Россия и США подписали новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривавший сокращение ядерного потенциала сторон на две трети от уровня, предусмотренного СНВ-1. В центре неоднократных встреч Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона - вопросы экономической помощи России. Однако, несмотря на обещания, серьезной помощи Россия не получила.

В 1994 г. Россия присоединилась к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира», а в 1996 г. РФ была принята в Совет Европы. Это способствовало налаживанию контактов России со странами Запада, но не устраняло противоречий, которые особенно остро проявились в ходе югославского конфликта. Россия стремилась наладить партнерство со странами, входящими в СНГ. После распада СССР традиционные экономические связи были нарушены и задача их восстановления стала актуальной для всех бывших республик Советского Союза.

Конституция.

12 декабря 1993 г. был проведен референдум по проекту новой Конституции России, получившей одобрение 58,4% участвовавших в голосовании граждан России. По этой Конституции Россия стала президентской республикой, т.е. президент является одновременно главой государства, возглавляет исполнительную ветвь власти, назначает ключевых министров, обладает законодательным правом, издавая Указы. Одновременно с этим были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации - органы, которых не было в действующей тогда Конституции; и которые должны были быть образованы только после принятия новой Конституции.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения