Сочинение на тему Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека»). Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению “Судьба человека”) Судьба человека последствия войны

Влияние войны на судьбу человека - тема, которой посвящены тысячи книг. Что собой представляет война, теоретически знает каждый. Тех, кто ощутил на себе ее чудовищное прикосновение, значительно меньше. Война - постоянный спутник человеческого общества. Она противоречит всем нравственным законам, но, несмотря на это, с каждым годом число людей, пострадавших от нее, растет.

Судьба солдата

Образ солдата всегда вдохновлял писателей и кинематографистов. В книгах и фильмах он вызывает уважение и восхищение. В жизни - отстраненную жалость. Государству солдат нужен в качестве безымянной живой силы. Его искалеченная судьба может волновать лишь близких. Влияние войны на судьбу человека неизгладимо, независимо от того, что послужило причиной участия в ней. А причин может быть много. Начиная от желания защитить родину и заканчивая стремлением заработать. Так или иначе, выиграть в войне невозможно. Каждый ее участник заведомо побежден.

В 1929 году в свет вышла книга, автор которой за пятнадцать лет до этого события мечтал во что бы то ни стало попасть в На родине ничего не будоражило его воображения. Он хотел увидеть войну, поскольку считал, что лишь она сможет сделать из него настоящего писателя. Мечта его сбылась: он получил множество сюжетов, отразил их в своем творчестве и стал известен на весь мир. Книга, о которой идет речь, - «Прощай, оружие». Автор - Эрнест Хемингуэй.

О том, как влияет война на судьбы людей, как убивает и калечит их, писатель знал не понаслышке. Людей, имеющих к ней отношение, он подразделял на две категории. К первой относил тех, кто сражается на передовой. Ко второй - тех, кто разжигает войну. О последних американский классик судил однозначно, полагая, что зачинщиков следует расстреливать в первые дни военных действий. Влияние войны на судьбу человека, по мнению Хемингуэя, убийственно. Ведь она является не чем иным, как «наглым, грязным преступлением».

Иллюзия бессмертия

Многие молодые люди начинают воевать, подсознательно не догадываясь о возможном финале. Трагический конец в их мыслях не соотносится с собственной судьбой. Пуля настигнет кого угодно, но не его. Мину он сможет благополучно обойти. Но иллюзия бессмертия и азарт рассеиваются как вчерашний сон в ходе первых боевых действий. И при удачном исходе домой возвращается иной человек. Возвращается он не один. С ним война, которая становится его спутницей до последних дней жизни.

Жажда мести

О зверствах русских солдат в последние годы стали говорить почти открыто. Переведены на русский язык книги немецких авторов, очевидцев марша Красной Армии на Берлин. Чувство патриотизма на некоторое время ослабло в России, что дало возможность писать и говорить о массовых изнасилованиях и нечеловеческом зверстве, производимом победителями на территории Германии в 1945 году. Но какова должна быть психологическая реакция человека после того, как на родной земле объявился враг, уничтоживший его семью и дом? Влияние войны на судьбу человека беспристрастное и не зависит от того, к какому лагерю он принадлежит. Жертвами становятся все. Истинные виновники подобных преступлений остаются, как правило, безнаказанными.

Об ответственности

В 1945-1946 годах в Нюрнберге состоялся процесс, призванный судить руководителей гитлеровской Германии. Осужденные были приговорены к смертной казни либо длительному заключению. В результате титанического труда следователей и юристов были вынесены приговоры, соответствующие тяжести совершенного преступления.

После 1945 года войны продолжаются по всему миру. Но люди, развязывающие их, уверены в своей абсолютной безнаказанности. Более полумиллиона советских солдат погибло во время Афганской войны. Приблизительно четырнадцать тысяч российских военнослужащих составляют потери в Чеченской войне. Но за развязанное безумие никого не наказали. Из виновников этих преступлений никто не погиб. Влияние войны на человека от того страшнее, что в некоторых, хотя и редких случаях, оно способствует материальному обогащению и укреплению власти.

Война - благородное дело?

Пятьсот лет назад предводитель государства лично вел своих подданных в атаку. Он рисковал так же, как и рядовые бойцы. За последние двести лет картина изменилась. Влияние войны на человека стало глубже, оттого что нет в ней справедливости и благородства. Военные вдохновители предпочитают отсидеться в тылу, спрятавшись за спинами своих солдат.

Рядовые бойцы, оказавшись на передовой, руководствуются стойким желанием спастись любой ценой. Для этого существует правило «выстрели первым». Тот, кто стреляет вторым, неизбежно погибает. И солдат, нажимая на курок, уже не задумывается о том, что перед ним человек. В психике происходит щелчок, после которого жить среди людей, не сведущих в ужасах войны, тяжело, почти невозможно.

В Великой Отечественной войне погибло более двадцати пяти миллионов человек. Каждая советская семья познала горе. И это горе оставило глубокий болезненный отпечаток, который передался даже потомкам. Женщина-снайпер, на счету которой 309 жизней, вызывает уважение. Но в современном мире бывший солдат не найдет понимания. Рассказы о его убийствах, скорее, вызовут отчуждение. Как влияет война на судьбу человека в современном обществе? Так же, как и на участника освобождения советской земли от немецких оккупантов. Разница лишь в том, что защитник своей земли был героем, а кто воевал с противоположной стороны - преступником. Сегодня же война лишена смысла и патриотизма. Не создана даже вымышленная идея, ради которой она разжигается.

Потерянное поколение

О том, как влияет война на судьбы людей, писали Хемингуэй, Ремарк и другие авторы XX столетия. Человеку незрелому чрезвычайно сложно в послевоенные годы адаптироваться к мирной жизни. Они еще не успели получить образование, их нравственные позиции до появления на призывном пункте были неокрепшими. Война разрушила в них то, что еще не успело появиться. И после нее - алкоголизм, самоубийство, безумие.

Эти люди никому не нужны, они потеряны для общества. Есть только один человек, который примет искалеченного бойца таким, каким он стал, не отвернется и не откажется от него. Этот человек - его мать.

Женщина на войне

Мать, которая теряет своего сына, не способна смириться с этим. Как бы героически ни погиб солдат, с его смертью никогда не сможет смириться женщина, которая его родила. Патриотизм и высокие слова теряют смысл и становятся нелепыми рядом с ее горем. Влияние войны на становится невыносимым тогда, когда человек этот - женщина. И речь идет не только о солдатских матерях, но и о тех, кто наравне с мужчинами берет в руки оружие. Женщина создана для зарождения новой жизни, но не для ее уничтожения.

Дети и война

Чего не стоит война? Она не стоит человеческой жизни, материнского горя. И она не способна оправдать ни единой слезы ребенка. Но тех, кто зачинают это кровавое преступление, не трогает даже детский плач. Мировая история полна ужасных страниц, которые повествуют о зверских преступлениях против детей. Несмотря на то что история является наукой, необходимой человеку во избежание ошибок прошлого, люди продолжают их повторять.

Дети не только гибнут на войне, они погибают и после нее. Но уже не физически, а морально. Именно после Первой мировой войны появился термин «детская беспризорность». Это социальное явление имеет разные предпосылки для возникновения. Но самая сильная из них - война.

В двадцатые годы осиротевшие дети войны наполнили города. Им пришлось учиться выживать. Делали это они с помощью попрошайничества и воровства. Первые шаги в жизни, в которой их ненавидят, превратили их в преступников и безнравственных существ. Как влияет война на судьбу человека, который только начинает жить? Она лишает его будущего. И только счастливый случай и чье-то участие могут сделать из ребенка, лишившегося родителей на войне, полноценного члена общества. Влияние войны на детей имеет столь глубокое действие, что стране, которая участвовала в ней, приходится страдать от ее последствий десятилетиями.

Воюющих сегодня подразделяют на «убийц» и «героев». Они не те и не другие. Солдат - это тот, кому не повезло дважды. Впервые - когда он попал на фронт. Во второй раз - когда оттуда вернулся. Убийство угнетает человека. Осознание приходит иногда не сразу, а значительно позже. И тогда в душе поселяется ненависть и желание мести, что делает несчастным не только бывшего солдата, но и его близких людей. И судить за это необходимо организаторов войны, тех, кто, по словам Льва Толстого, будучи самыми низкими и порочными людьми, получили в результате осуществления своих планов власть и славу.

Война- ужасное и трагическое событие в жизни людей. При произношении этого слова у человека мелькают в голове самые страшные картины, наводящие ужас. Именно война является темой произведений многих авторов. Писатели хотели донести до каждого читателя то, какой глубокий след оставила война в жизни людей. Таким автором был М.А. Шолохов. Его историческое произведение «Судьба человека» отражает нелегкую участь русских людей во время Великой Отечественной войны.

В рассказе идет речь о простом человеке, потерявшем всех своих родных, товарищей, но он не сломался- выстоял!

Иной случай, произошедший в церкви, где находились русские пленные, раскрывает Соколова, как справедливого, нравственного героя. Узнав, что рядом с ним находится предатель, собирающийся выдать русского взводного фашистам, Андрей задушил его, после чего произнес: «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…» Благодаря силе своего характера, Соколов сумел даже сбежать из плена. Оказавшись на родной стороне, главный герой долго- долго радовался, нежил русскую землю. Андрей вспоминает: «Упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем…»

Война отобрала у Соколова самое главное в его жизни, самое дорогое- семью: родителей, жену, детишек. Немало горестей и испытаний выпало на плечи главного героя, но он не сдался, не пал духом, а жил дальше. Единственным лучиком счастья для него был Ванюша. Мальчик-сирота, такой же одинокий, как и Соколов. Андрей дарил ему свою заботу, ласку и любовь, как родному. Какими же огромными душевными силами должен обладать человек, чтобы совершить такие поступки!

Пройдя длинную череду испытаний, главный герой не пал духом, не сдался, он честно и мужественно сражался за свою Родину, совершал невероятные подвиги во имя Отечества. Вот он, настоящий герой!

ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА ВОЙНЫ В РАССКАЗЕ М.ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Особенности композиции рассказа. Панорама Великой Отечественной войны в рассказе М.А. Шолохова

В «Судьбе человека» два рассказчика. Один из них не говорит о себе ничего конкретного, занимает подчинённое положение. Можно предположить, что в лице этого повествователя перед нами предстаёт писатель. Образ автора уже личности писателя, причём и эта «часть» подвергается художественной трансформации. «Необходимо увидеть эту многоступенчатость рассказа: Шолохов создал художественный мир, в котором выступает автор, на наших глазах изображающий весну, себя и героя, - героя, который, в свою очередь, повествует о своей судьбе. Образ автора в рассказе сам по себе очень сложен: он развивается, изменяется на протяжении повествования» (29. С. 77-78).

Такое построение обусловило то, что автор-повествователь лишён права всезнания, он - действующее лицо, он может судить с достаточной полнотой лишь о том, что ему видно, что ему стало известно. Главный интерес произведения связан с трагической долей Андрея Соколова. Видимо, какое-то, далеко не решающее значение в том, что в «Судьбе человека» использована традиционная форма «рассказ в рассказе», имела сама история создания произведения. При работе над ним автор опирался на действительную встречу с прототипом Соколова. Но герой-рассказчик часто вводится для того, чтобы придать повествованию особую убедительность, искренность. Шолохов стремится «выявить глубинную сущность явления, не разрушая его естественных очертаний, не прибегая к условности, порывающей с формами самой жизни ». Для него очень важно добиться того, чтобы читатель поверил в сугубо конкретную реальность воссоздаваемой действительности.

Позиция автора-рассказчика не позволяет в избранной ситуации глубоко раскрыть внутренний мир и судьбу Соколова без его обстоятельного монолога. Оба рассказчика играют активную роль в произведении, взаимно дополняют друг друга и вместе с тем ведут относительно самостоятельные «партии». «Автор-повествователь помогает нам не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл» (29. С. 79-80). Форма повествования от первого лица позволяет «достичь непринуждённости» (К. Федин), свободного, близкого к разговорному изложения. Герой - рассказчик помогает передать своеобразный взгляд на мир, определить своеобычную тональность произведения, всё сфокусировать под единым углом зрения. Это единство достигается тем, что все изображённые события пропущены через сознание рассказчика, «что во взгляде рассказчика дана объединяющая идея сюжета и тем самым в известной мере его композиционная ось» Гура В.В., Абрамов Ф.А. Семинарий М.А.Шолохов - Ленинград: ГУПИ Мин. Просвещения РСФСР, 1962. - С 84.. При повествовании от первого лица многое зависит от характера рассказчика, от его желания рассказывать о себе, о своих сокровенных мыслях и желаниях. Андрею Соколову захотелось излить свою душу перед случайным встреченным им человеком. Вместе с тем он сдержан в проявлении чувств. Соколов обычно сначала рассказывает о том, что вызвало у него тягостную реакцию, затем это часто завершается метким выражением, взятым из народно-разговорной речи.

«Сердце» становится в рассказе сквозной деталью, наполняющейся символическим содержанием. Органически взаимодействуя с другими художественными элементами произведения, эта деталь помогает выявить исход противоборства ночного мрака и солнечного света, жизни и смерти, добра и зла. Автор, столь близко соприкоснувшийся с трагическими страданиями героя, почувствовал, как «вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала» ему сердце. Столь же много страшного перенёс Соколов, если его рассказ об этом так сильно подействовал на автора. «Пожилые, поседевшие за годы войны мужчины» «плачут…и наяву». «Тут главное - уметь вовремя отвернуться », отвести горе от сердца Ванюши, которое и так уже сильно придавило ребёнка, внести в его жизнь больше света и радости. И потому в заключительной фразе рассказа говорится: «Тут самое главное - не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…». Повествование Соколова - это, по сути, сказ. При использовании такой формы вес субъективного начала в произведении повышается, так как своеобычность рассказчика ощущается рельефно, его мысли, чувства пронизывают всё повествование.

М. Шолохов сумел преодолеть негативные моменты сказовой формы, введя второго повествователя, избрав сказителя из гущи народной, включив его в борьбу мировых общественных сил. Рассказу Соколова свойственна диалогичность, он включает в себя вопросы и ответы. Герой, раздумывая над тем, что с ним случилось, хочет лучше понять жизнь. На вопрос: «Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил?», - сразу же даётся ответ: «Ни черта он не приметил». По сути, это разговор героя с самим собой. Его вопросы оживляют рассказ, разнообразят интонацию, сильнее акцентируют высказанную мысль, конкретизируют ее. Рассказ «Судьба человека» - «это, в сущности, эпос, только сжатый до размеров рассказа, то есть до самого существительного, до самого важного - до одной человеческой судьбы, вобравшей в себя суть и смысл великого подвига народа» (29. С. 82).

Жанровые особенности рассказа вызвали необходимость отойти от некоторых существенных черт «канонической» эпической формы. Писатель использовал рассказы двух авторов, начинающихся в разных ключах и приходящих к единству. И это позволило «Судьбе человека» вобрать в себя огромный эпический материал - жизнь человека, его судьбу на протяжении четверти века, раскрыть типические черты русского советского характера.

Для рассказа важен закон более резкого, чем в крупных жанрах, выделения главного героя из среды эпизодических персонажей. М.Шолохов главное внимание сосредоточил на Соколове, судьба которого определила архитектонику произведения, стала его центральным нервом и основным выражением художественной идеи. Название рассказа точно отображает основную проблематику произведения, то главное, о чём пойдёт речь. Оно стало идейным фокусом, который кристаллизирует вокруг себя всю художественную структуру.

Известно, что эпос описывает прежде всего события, а точнее говоря, человека в большом - насыщенном большим - насыщенном историческим смыслом - событии. В эпосе герои не могут управлять обстоятельствами, в нём «обстоятельства и внешние случайности имеют такое же значение, как и субъективная воля» (14. С. 54-56). К тому же индивидуальные побуждения подчиняются у эпического героя всецело общенародным интересам. Проблема выбора не играет для него такой большой роли, как для героя трагедии. Течение художественного времени в «Судьбе человека» зависит от самой структуры повествования. Диалог, рассказ, лирические вкрапления и отступления, разного рода описания обладают своими особенностями в ритме, в соотнесённости с реальным временем. Совмещение стилистических пластов свидетельствуют о синтезе разных временных слоёв с различными напряжениями действия, образующих сложную структуру художественного времени.

Высокое мастерство М. Шолохова проявилось в том, что, добиваясь в рассказе наибольшей художественной выразительности, он умеет найти момент, когда надо повествовательный план перевести в драматически-изобразительный, прошедшее показать так, что оно создаёт иллюзию настоящего и тем самым оказывает более сильное воздействие на читателя. Михаил Шолохов обозначил новый этап послевоенной советской литературы в изображении трагических испытаний, выпавших на долю советского народа в страшные годы Отечественной войны. Он показал величие и нравственную красоту героического духа советских людей. В «Судьбе человека» с поразительной художественной силой раскрыты определяющие черты советского народа. Собирательный образ Соколова - яркий тип русского характера - закономерно встал в ряд самых лучших по своей выразительности и идейной наполненности героев советской литературы.

В рассказе «Судьба человека» поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

Рассказ «Судьба человека» был опубликован в «Правде» 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. Он получил всенародное признание. Об исключительной силе его воздействия свидетельствовали письма в адрес М. Шолохова Юркович М. Шолохов о судьбе человека // Иностранная литература, 1984, № 6..

Многие произведения М. Шолохова написаны о войне. По словам писателя, «каждому, кто берется писать» о солдате, необходимо знать его психологию, «его ратный труд, его чистое сердце и моральную выдержку, его твердость». О событиях первой мировой войны М. Шолохов немало слышал от ее участников. Когда он работал над «Донскими рассказами» и «Тихим Доном», ему помогали личные впечатления. «Войну я видел с детских лет, немного знаю, что это такое...» В гражданскую войну М. Шолохов жил на Дону и был очевидцем жестоких боев. Он участвовал в схватках с кулацкими бандами. Об этом Шолохов так писал: «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами...Приходилось бывать в разных переплетах».

Ничем нельзя заменить того, что писатель увидел своими глазами, что он перечувствовал в тяжкие годы Великой Отечественной. Впоследствии он вспоминал: «...помню первые станичные проводы на фронт... Помню слезы... Первый митинг... Родина в опасности - есть ли чувство более тревожное?! И помню живой, благородный энтузиазм станичников, собиравшихся на войну без суеты, по-крестьянски деловито».

В тяжкие дни Великой Отечественной Шолохов стремится на фронт - воевать с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком. Он убежден, что без этого у советского художника слова нет морального права писать о героических битвах своего народа с врагом. Когда М. Шолохову сказали, что командование может не позволить ему «находиться в самых опасных местах», он гневно возразил: «То есть как это так?! Бойцы будут воевать, а я лишь издали, из штабной квартиры, поглядывать? Как же я смогу писать о народе на войне и сегодня и потом, после нашей победы?!». Шолохов однажды вспомнил, как он в первый раз пошел в атаку, и так объяснил свой порыв: «Пошел не только потому, что без этого не напишешь о той страшной, но охватывающей тебя силе, которая ведет человека на смерть, но и потому, что пошли солдаты, пошли все; а ты ведь тоже солдат, и ведет тебя на пули, на врага та сила, которая называется «товарищество».

Шолохов неоднократно обращался к мысли о цене великой победы, о тех страшных потерях, которые понесла Родина во время Великой Отечественной войны: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать все сызнова. Значительная часть страны была разрушена. Я видел эти дотла сожженные станицы, хутора, села, деревни, города, видел опустошенные, безлюдье... Цена победы. Ее острее всего чувствуешь и переживаешь в день великого свершения надежд...»

Все это объясняет, почему Шолохов столь обостренно воспринимает прошедшие события Отечественной войны, почему он считает своей обязанностью в полный рост изобразить советского солдата, разгромившего могущественную в военном отношении капиталистическую державу.

Однако необходимо учитывать и другое. С течением времени все глубже осознается выдающееся значение Великой Отечественной войны в истории нашей страны и всего человечества. И вполне закономерно то, что с годами не ослабевает интерес у советских писателей к тому поистине святому для каждого честного человека времени. Бессмертный военный подвиг советского народа стал неиссякаемым источником для их творчества.

Непосредственным толчком к возникновению замысла «Судьбы человека» была встреча М. Шолохова с прототипом Андрея Соколова в 1946г.

«Судьба человека» открыла новый этап в изображении событий Отечественной войны, наметила новые пути, ведущие к более глубокому раскрытию нравственных истоков великого подвига советского народа. Этот рассказ еще раз подчеркнул, что изображение трагического может быть связано с задачей утверждения оптимистического мироощущения Юркович М. Шолохов о судьбе человека // Иностранная литература, 1984, № 6..

Великую народную трагедию военного времени воплотил в себе Андрей Соколов - герой рассказа «Судьба человека». Из жестоких испытаний он вышел победителем, не растеряв гуманистических, идейно-нравственных ценностей, сохранив жизнестойкость, до конца выполнив свой солдатский и гражданский долг. Если сопоставить это произведение с «Наукой ненависти», то можно нагляднее представить более глубокое постижение Шолоховым трагических сторон военного времени. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить сцены прощания в этих рассказах. Гнетет ужасная мысль, что это последние минуты их свидания на этом свете.

Во второй половине 50 - 60-х годов трагические образы и картины заняли большое место в советской прозе.

Ни одной родной души не осталось на земле у безымянного польского врача, узника Освенцима: «Жена и дочь погибли в газовой камере, остальные близкие развеялись по миру, как ветер уносит сухие листья». И лишь собака - его «последняя отрада».

Ужасы войны, то бесчеловечное, что несет она с собой - смерть, страдания, разрушения, - не становятся самоцелью в творчестве советских писателей, а подчиняются раскрытию духовной мощи советского народа, несокрушимости его идейно-нравственных основ.

Трагические судьбы Соколова, его приемного сына Вани, Ивана Буслова свидетельствуют о горечи страшных утрат, подчеркивают, говоря словами Шолохова, что «ценою неслыханных жертв и народных страданий мы вышли победителями... в последней, величайшей из войн». Мысль о трагической доле Соколова реализуется и через тему одиночества, которая проходит через все произведение (ее нет в «Науке ненависти») и играет серьезную роль в его идейной концепции.

Исследователи шолоховского творчества неоднократно отмечали перекличку «Судьбы человека» и рассказа Э. Хемингуэя «Старик и море» в раскрытии этой темы.

Тональность пейзажной картины, данной во вступлении, определяет мотив тишины, который затем вызывает мысль об одиночестве: «Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству...» Да, хорошо наслаждаться целительной тишиной, отдохнуть одному, оторвавшись на короткое время от постоянных человеческих забот. Однако плохо человеку, если не с кем ему отвести душу, если у него не осталось близких людей, если он лишен даже любимой работы (из-за нелепого случая с коровой, нечаянно сбитой автомашиной). И потому Соколов говорит автору, словно споря с его мыслями: «Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить и помирать тошно».

В замечательном произведении автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм и вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его главная мысль. Все основные художественные элементы произведения поставлены автором в нерасторжимую, органическую связь с этой мыслью.

Композиция произведения проста, безыскусственна. Почти все «пространство» рассказа. Примерно, четыре пятых объема, в соответствии с заглавием, занято повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе Петелин В.В. Гуманизм Шолохова - М.: «Советский писатель», 1965. - С.96.

С первых же слов рассказа читатель узнает, что описывается «первая послевоенная весна». Описание это, подчеркнем, лишено какой-нибудь аллегоричности, не имеет никакого авторского «второго плана». Оно предельно реально, изобилует всякого рода бытовыми деталями. О недобрых днях войны, отгремевшей всего год назад, напоминает и «недобрая пора бездорожья», и солдатская одежда автора, и «виллис» и «недобрая пора бездорожья», и тяготы только что проделанного пути. Но сквозь все это проникает. Звенит жизнеутверждающая весенняя нота. Так уже вначале произведения имеются те две темы - война и весна, смерть и жизнь, сложное и глубокое сочетание которых и образует «музыку» произведения. Еще отчетливее, рельефнее эти две темы выступают в образах подошедших к автору мужчины и мальчика. Наружность и того, и другого обрисована несколькими скупыми, хотя и выразительными штрихами.

Рассказ «Судьба человека» построен так, что портретные зарисовки персонажей, авторские ремарки, лирические пейзажи сплавлены воедино с его сюжетной основой, которая представляет собой повествование Андрея Соколова о пережитом за годы войны.

Шолохов так строит исповедь героя, что она «въезжает» нам в душу, воспламеняя ответные чувства сострадания вдосталь хлебнувшему горя человеку и восхищения его несгибаемым мужеством и стойкостью. Шолохов добивается такой силы воздействия исповеди Андрея Соколова на читателя благодаря тому, что располагает пережитые им события по степени все нарастающего трагического драматизма: первые часы плена; месть предателя; жестокая расплата за первый неудавшийся побег. Картина единоборства пленного солдата с Мюллером - одна из самых ярких в рассказе. Являясь одной из его композиционных вершин, картина эта обладает относительной внутренней самостоятельностью. У нее своя тема, своя идея и даже свой жанр.

О последующих примерно полутора годах своей жизни в плену Андрей Соколов рассказывает довольно лаконично, но в деталях воссоздает эпизод побега, что вполне объяснимо. Этот эпизод является прямым продолжением и завершением того, что увидели мы в картине духовного единоборства Соколова с Мюллером, - с той лишь разницей, что над Мюллером была одержана победа символическая, а в задуманной и осуществленной акции с толстым немецким майором - победа фактическая.

Величие и неисчерпаемость жизнетворной силы души Андрея Соколова сказались в его отношении к беспризорному, потерявшему в войну родителей Ванюшке. В духовном единоборстве с Мюллером Андрей Соколов отстаивает достоинство и честь патриота своего Отечества, при усыновлении Ванюшки он раскрывает перед нами такие запасы душевной щедрости, какими явно дано владеть только человеку, потребностью которого является неустанное жить для людей, дарить людям радость и счастье.

Художественная логика рассказа «Судьба человека» убеждает, что человек типа Андрея Соколова «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина». Самая характерная особенность «Судьбы человека» -- это откровенная экспрессивность ее языка Огнев А.В. Рассказ Шолохова М. «Судьба человека»: учеб. пособие - М.: Высшая школа, 1984. - С. 18..

Поразительно «холодным взором», без смягчающих эпических или мелодраматических фильтров увидена одна из первых сцен в фашистском плену. Ночью в церкви, превращенной немцами во временную тюрьму, сосед Соколова, звероподобный шкурник, угрожает молоденькому взводному, сбросившему ради спасения командирскую гимнастерку, что завтра выдаст его. Нам даже не показывают Соколова, слушающего этот разговор. Но как только пленные засыпают, он появляется рядом с обречено вздыхающим лейтенантом и уверенно, как будто такое ему не впервой, приказывает: «Держи ему ноги». И пока мы смотрим на испуганно-удивленное лицо лейтенанта, умело и быстро исполняет свой единолично вынесенный приговор. Затем, поднявшись, брезгливо и устало вытирает руки о гимнастерку, и они, пятясь и не отрывая глаз от невидимого нам тела, отступают в черную глубину церкви... Там, где ожидался подвиг, оказывается всего лишь отвратительная необходимость.

Подобным образом все течение произведения чревато какими-то очень чувствительными нарушениями линейности. Так, с развитием сюжета, мы все дальше уходим от первоначальной установки на «рассказ бывалого человека» и оказываемся в совсем иных отношениях с реальностью, особенно в эпизоде в комендатуре концлагеря. Здесь автор использует мотив последнего желания, последней рюмки или трубки, полагающейся приговоренному перед казнью. Обычай сколь легендарный столь и бытовой. Причем эмоциональный и смысловой вес этого эпизода настолько велик, что он заново перестраивает восприятие вещи в целом.

Оторвавшись от праздничного стола, Мюллер объявляет Соколову, что «в такой день» он решил оказать Соколову большую честь и расстрелять его лично. Непонятно, зачем коменданту нужна эта казнь именно во время торжественного ужина? И главное - для чего эти церемонии с рядовым заключенным? Объяснение можно обнаружить тут же, когда он наливает стакан водки и предлагает Соколову выпить за победу германского оружия. Комендант исполняет своего рода магический ритуал: ведь убив еще одного русского, он может, как бы слиться со своей победоносной армией, только что вышедшей к Волге. Причем ему необходима не просто гибель, а крайнее уничижение противника, то есть повторение того, что, как он считает, произошло под Сталинградом.

В более широком смысле Мюллер хочет воспроизвести главный нацистский миф, однако не как спектакль, а скорее как эксперимент, доказывающий его правоту. Вот почему он, будучи уверен в своей безграничной власти, не принуждает Соколова, а дает ему возможность сделать это по собственной воле. Ему нужен не жалкий статист на роль «низшей расы», а ее подлинное падение в лице ее полноценного представителя. Миф не имеет прошлого времени и должен совершаться здесь и теперь, а не в качестве имитации чего-то уже бывшего.

Торжественный тон, «орлиный взор», обращение к Соколову - все это говорит о том, что «герр лагерфюрер» уже ощущает себя внутри мифа. В нем исчезло все индивидуальное, а осталось только родовое. Следовало ожидать, что за противостояние этих персонажей откроется противостояние двух зеркальных мифов: нацистского и советского. И вопрос, какой из них осуществится, будет внутренней коллизией дальнейшего действия. «Ну, Русс-Иван, выпей перед смертью, -- делает паузу Мюллер, -- за победу немецкого оружия!» «Благодарствую за угощение, герр лагерфюрер, но я непьющий».

Авторский расчет на то, что из рассказа о довоенной жизни мы-то знаем, какой он «непьющий». Это неожиданный комизм сильнее любого героического жеста возвышает Соколова над ситуаций ожидания смерти, столь впечатляюще развернутой в этой и в предыдущей сцене, во время пути Соколова из барака в комендатуру Якименко Л. Избранные работы. В 2-х т. Т.2. Творчество М.А.Шолохова - М.: Худож. Лит., 1982. - С 247..

Тогда Мюллер предлагает Соколову выпить за свою погибель. Русский солдат поднимает граненый стакан, француз подбирает шпагу, выбитую из рук врага, а благородный ковбой успевает раньше злодея выхватить семизарядный кольт... «После первой не закусываю!», - почему этот ответ Соколова Мюллеру так много значит для милллионов наших соотечественников? И откуда вдруг возникает неколебимая уверенность, что он уже победил, а остальное дело времени? Ведь он все так же стоит на нетвердых ногах, изможденный, безоружный, приговоренный к расстрелу, перед лицом своего палача. Просто герр лагерфюрер не понимает того, что комендант оказался в ловушке, подстроенной им самим. Он уже не в своем, а в чужом мифе, где ему предназначена роль побежденного зла. В этом троекратном испытании, которое должно было унизить, а затем уничтожить героя, а на самом деле предельно возвысило его, есть нечто не поддающееся рациональному объяснению и описанию. Слабое, смертное, индивидуальное вытесняется неистребимым родовым. Мюллеру хочется повторить Сталинград, и он его получает. Это видно хотя бы потому, что хлеб и сало, которые он вручает Соколову в конце их встречи, воспринимаются не как подачка, а скорее как трофей, добытый нашим солдатом. И в целом, поражение немцев оказывается предопределенным именно после сцены у коменданта, что проявляется и в тех подвигах во вражеском тылу, которые без особых усилий совершает герой, и в общей деградации противника, заметной даже на чисто антропологическом уровне. Фашистам, которых Соколов встречал до этого, при всей их минус-человечности, нельзя было, по крайней мере, отказать в мужественности.

Достаточно вспомнить, как Соколов после третьего, победного стакана, прижимая к груди буханку хлеба и сало, делает шаг к двери и вдруг слышит, в как в наступившей тишине кто-то из немцев за его спиной неожиданно звякает ложкой. От этого слабого звука он вздрагивает и застывает на месте.

Благодаря этой заключительной детали, меняется психологическая окраска всей сцены у коменданта. Когда напряжение поединка, казалось, спало, вдруг выплескивается то, что все время переполняло душу главного персонажа картины -- страх. Страх и желание выжить даже в такой ситуации, когда героический кодекс предписывает смерть. Взобравшись на мифологическую высоту, он вдруг обнаруживает свою нормальную человеческую слабость, словно подавая нам оттуда знак, что он живой. Так достигается полнота образа, без которой миллионы не смогли бы сказать: Андрей Соколов -- это мы.

На рубеже 50-х и 60-х годов «Судьба человека» сумела в полной мере реализовать еще существовавшую тогда возможность единого самоописания нации.

Судьба человека - судьба народная (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)

Одним из произведений М.А. Шолохова, в которых автор стремился поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее, является рассказ «Судьба человека», опубликованный в «Правде» 31 декабря 1956 года-1 января 1957 года. Шолохов написал этот рассказ в поразительно короткий срок. Всего несколько дней напряжённой работы было отдано рассказу. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло десять лет. Надо полагать, что Шолохов обратился к событиям военного времени не только потому, что не изгладилось впечатление от встречи с шофёром, глубоко его взволновавшей и подарившей почти готовый сюжет. Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира. Шолохов, исследуя национальные истоки характера главного героя Андрея Соколова, был верен глубинной традиции русской литературы, пафос которой составляли любовь к русскому человеку, восхищение им, и особенно внимателен к тем проявлениям его души, которые связаны с национальной почвой.

Андрей Соколов - это истинно русский человек советской эпохи. В его судьбе отражены судьбы родного народа, его личность воплотила черты, характеризующие облик русского человека, прошедшего через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невозместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей родины.

В рассказе поднята проблема психологии русского солдата -- человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. Он олицетворяет те нравственные ценности, которые присущи людям труда. С какой нежной проникновенностью вспоминает он свою жену Ирину («Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!"»). Сколько отцовской гордости вкладывает он в слова о детях, особенно о сыне («И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали…»).

И вдруг война... Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же, как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мирного труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря («… До войны я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору.»). В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Человек все время оказывается перед нравственным выбором: спрятаться, отсидеться, предать или же забыть о грозящей опасности, о своем «я», помочь, спасти, выручить, принести себя в жертву. Такой выбор пришлось делать и Андрею Соколову. Не задумываясь ни на минуту, он бросается на выручку своим товарищам («Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?»). В этот момент о себе он забывает.

Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два года плена. После того, как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами, при этом почти не кормили и заставляли много работать. И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком. Он отказался выпить по приказу Мюллера за победу германского оружия, хотя знал, что за это его могут расстрелять. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытаниям становятся его утраты. Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни, любовь, счастье.

Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось, мог озлобиться, ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. И вновь жизнь обретает высокие человеческий смысл: вырастить из этого оборвыша, из этой сиротки человека. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь тяжелые испытания, он сохранил главное: свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить и трудиться. Андрей остался добр и доверчив к людям.

Я считаю, что в «Судьбе человека» звучит обращение ко всему миру, к каждому человеку: «Остановись на минуту! Подумай над тем, что несет война, что может она принести!». Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много видевшего и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. Две темы -- трагического и героического, подвига и страдания -- все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единое целое. Страдания и подвиги Соколова -- это не эпизод, связанный с судьбой одного человека, это судьба России, судьба миллионов человек, которые участвовали в жестокой и кровавой борьбе с фашизмом, но несмотря ни на что победили, и при этом остались людьми. В этом и заключается главный смысл этого произведения.

Рассказ «Судьба человека» обращен к нашим дням, к будущему, напоминает о том, каким должен быть человек, напоминает о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

“И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.

Судьба человека в годы Великой Отечественной войны

Даже название повести Судьба человека говорит само за себя. Здесь нет описания войн и баталий, героической обороны и прочего. Шолохов пытается показать читателю, что война, да и вся жизнь в целом, состоят из множества жизней и судеб простых людей, из их маленьких трагедий, разочарований и радостей. Круг проблем, очерченных в повести, достаточно широк. Это и подвиги, которые совершали русские люди не только в пылу сражений, но и в плену.

Реферат составлен на основе отзывов критиков, которые утверждают, что в произведении Шолохова “Судьба человека“ показаны высокие нравственные качества русского солдата: патриотизм, самопожертвование, готовность ценой своей жизни отстоять независимость своей страны. Критик А. Твардовский рассказывает о времени происхождения событий. Объясняет, что действие рассказа переносит читателя в первый послевоенный год. Ранней весной 1946 года встретил Шолохов случайно на Верхнем Дону, на переправе, неизвестного человека с маленьким мальчиком, и услышал писатель его рассказ-исповедь. Более десяти лет Шолохов вынашивал замысел произведения, события уходили в прошлое, в историю, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот, в 1956 году, в течение нескольких дней, на одном дыханий был написан рассказ ”Судьба человека”, рассказ о великих страданиях, выпавших на долю простого русского человека Андрея Соколова, о героизме его и мужестве, стойкости и достоинстве, огромной силе духа и выдержке, проявившихся на войне, в фашистском плену, а также о его душевной теплоте и великой отзывчивости на чужую беду. В произведение Шолохов использует композиционный прием ”рассказ в рассказе”. И поэтому он воспринимается читателем как слышанное однажды им самим.

Автор критик делится с нами информацией про самого выдающегося и талантливого писателя М. А. Шолохова. Автор рассказа - всемирно известный великий русский писатель, ворвавшийся в литературу в 20-е годы XX века. Шолохов - один из тех писателей, для которых действительность часто оказывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ «Судьба человека» истинное тому подтверждение. В статье речь идёт о том, что для Шолохова было очень важно емко и глубоко сконцентрировать в рассказе опыт войны. Под пером Шолохова история становится воплощением человеческих судеб на войне, рассказом о величии, силе и красоте обыкновенного русского солдата Андрея Соколова. Трагическую историю человеческой жизни писатель показал в её связи с событиями Второй мировой войны.

Критики, давая оценку произведению рассматривают, проблему как автор-повествователь, глубоко проникается чужим горем. Своим волнением, тем, как он увидел и воспринял, он заражает и читателя.

В рассказе Шолохова звучат два голоса: о своей судьбе рассказывает Андрей Соколов, но и автор в данном случае не просто случайный собеседник, он - активно действующее лицо: то спросит, то вставит словечко-другое, то вдруг в полный голос заговорит, размышляя о судьбе встреченного им человека.

Авторы делят произведение на три части, и в каждой из них звучат общие мотивы. И из этого как они объясняют, вытекает композиция. Первая часть вместила историю довоенной жизни главного героя, описание начала войны, прощание с семьёй. И, как часто бывает в жизни, запомнилась, казалось бы, незначительная подробность. Автор затрагивает само содержание рассказа, повествуя нам о прощании перед уходом на фронт. Он оттолкнул жену, которая бросилась к нему, отчаянно говоря: «Родименький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше на этом свете». Именно здесь рождается один из самых трагических лейтмотивов рассказа: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..».

Вторая часть рассказа начинается с этого же упрёка самому себе, который как бы возвращает читателя к незаживающей ране, к трагической невосполнимой утрате. Во время войны погибли жена и дети, и им действительно не пришлось больше свидеться. Война, бегство из плена, известие о гибели семьи - эти события описываются во второй части рассказа. Здесь наиболее полно раскрывается характер Андрея Соколова, твёрдый, стойкий и мужественный. В этих словах то главное, что определяет и поведение героя, и его жизнь.

Третья часть рассказа строится на переплетении трагического и героического. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много видевшего и знающего о жизни человека. В этом авторском раздумье- кульминация рассказа, утверждение мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего поистине невозможное.

Осуждение войны слышится и в судьбе того, кто стал приемным сыном Соколова. Ванюшка. Сирота, обездоленный войной, нашёл в лице главного героя своего папу. Это красноречиво говорит о том, что страшная война полностью не сломила Андрея Соколова. В глубине его истерзанной души осталось местечко для сострадания и любви. Критики в восторге от идеи композиции «рассказ в рассказе» и объясняют это тем, что и о самом авторе из этого произведения мы немало узнаём.

Рассказ «Судьба человека» появился в конце 1956 года. Русская литература давно не знала такого редкого явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Рассказ Шолохова о невосполнимых утратах, о страшном горе был пронизан безграничной верой в жизнь, верой в душевные силы русского человека.

М. Шолохов в своих произведениях ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях как утверждают, критики прослеживается, сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.

В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека. Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе. Приводит свою оценку в своей статье критик А. Быков.

Голос Андрея Соколова в рассказе -- это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей. Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав, домой, Андрей Соколов узнает, что его семья погибла, а на месте, где стоял родной дом -- глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать. шолохов судьба человек война

Многие авторы в первую очередь выделяют, что голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос--звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.

Все, что осталось в жизни Соколова -- воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь. Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.

Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира. Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества -- эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.

Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем.

Рассказ «Судьба человека» показывает судьбу простого солдата на большой войне, который прошёл через все её ужасы и ценой не только громадных усилий, но и личных утрат, отстоял Родину, утвердил великое право на жизнь, на свободу и независимость. Шолохов поднимает проблему стойкости народного характера на примере русского солдата Андрея Соколова. В книге отзывов все авторы оценили по достоинству все те качества русского человека, которого показал нам автор Шолохов.

У Андрея было всё, но вот спокойному и размеренному течению жизни пришёл конец - война. Соколов, как и тысячи других солдат, ушёл служить. Он простился с родными, не подозревая, что им уже не суждено, будет встретиться. Война оторвала его от дома, от друзей, от семьи и от привычного дела.

В своем творчестве Шолохов большое внимание всегда уделял проблемам гражданской войны, коллективизации, но в рассказе об этом упоминается лишь вскользь, когда Соколов говорит о своей судьбе. Главный герой рассказа не акцентирует внимание на своем прошлом. Все меркнет в сравнении с тем, что пришлось перенести Андрею Соколову на войне. Так что же такое война? Что несет она для человека? Зло, огромное и великое зло: несчастья, страдания, боль. Война калечит человека как физически, так и нравственно. Человек все время оказывается перед нравственным выбором: спрятаться, отсидеться, предать или же забыть о грозящей опасности, о своем я, помочь, спасти, выручить, принести себя в жертву. Такой выбор пришлось делать и Андрею Соколову.

Не задумываясь ни на минуту, он бросается на выручку своим товарищам. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду. В этот момент о себе он забывает. Но Андрею не удалось помочь ребятам, оказавшимся в беде. Он просто не успел. Так главный герой рассказа попадает в плен. Здесь ему приходится наблюдать унижение, издевательства, побои и людские муки. Он вынужден существовать в нечеловеческих условиях. Пленных за людей не считали. Они были рабами, скотом, жили в холодных и продуваемых бараках. Как при постоянном голоде, избиениях, оскорблениях и непосильной работе остаться человеком? Как не сломаться, не сдаться? Как сохранить душевное тепло? Как?! Даже в таких условиях Соколов сохраняет чувство собственного достоинства: идя к Мюллеру, он готовится лишь к одному достойно встретить смерть! Но лагерный начальник, оценив храбрость, непреклонность и гордость русского солдата, дарует ему жизнь. Главный герой держит себя так, что даже лютый враг начинает уважать его. Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. Претерпев страшные лишения, Соколов почти теряет человеческий облик: он грязен и оборван, худ и страшен. Но он не теряет своих душевных, человеческих качеств и способен на сострадание. Когда в подарок от Мюллера он получает буханку хлеба и кусок сала, то не набрасывается на еду, подобно голодному животному, а несет эти драгоценности в барак и делится с другими пленными, несмотря на то, что среди них есть и предавший его.

Критики затрагивают проблему по содержанию, что Шолохов не описывает чувств своего героя в тот момент, когда он читает злосчастное письмо. Боль и скорбь по близким людям словами передать невозможно! Месяца через три для Соколова блеснула огромная радость: нашелся сын Анатолий. Но была эта радость очень недолгой. Вскоре он узнает, что немецкий снайпер в День Победы сына убил. И вот март. Первый теплый день после зимы. Природа пробуждается после глубокого сна, все вокруг набирает силы и начинает свою жизнь заново. Человеку после войны сложнее: он никогда не забудет пережитого, многие раны будут болеть всю оставшуюся жизнь, а некоторые даже и не зарубцуются. Не все так безысходно для главного героя рассказа Шолохова? Судьба человека? Он встречается с еще более настрадавшимся в свои детские годы беспризорником Ваней и находит в себе силы не только жить дальше, но и помочь тому, кто в нем действительно остро нуждается. Вот каков настоящий человек! Именно человек, а не только Андрей Соколов. Ведь в своем рассказе Шолохов создал собирательный образ русского солдата периода Великой Отечественной войны. И те качества, которыми наделен Андрей, были присущи большинству русских бойцов. Стойкость, храбрость, честность, достоинство, гордость, альтруизм всегда были присущи русским солдатам и отличали их от солдат других армий. Однако следует отметить, что автор говорит об этих качествах скупым языком. На мой взгляд, делает он это намеренно, чтобы показать, что такими качествами солдат обладать просто обязан. Отсутствие героического пафоса ничуть не умаляет значение победы в Великой Отечественной войне, а наоборот, лишний раз доказывает ее значимость.

М.А. Шолохов отказывается от эпического повествования, на многие взгляды критиков, чтобы показать не людскую массу, стремящуюся к победе, а жизнь на войне отдельного человека со всеми его чувствами и переживаниями. Именно поэтому рассказ посвящен солдату, прошедшему все ужасы войны, но оставшемуся человеком, сохранившим в себе личность, человеческое достоинство, уважение к себе и окружающим. Повествуя о суровых буднях войны, А. Ахматова утверждает торжество гуманистических идей. Подобные рассказы создавались и будут создаваться прогрессивными писателями для того, чтобы люди никогда не забывали какой ценой достигаются победы, как надо ценить и сохранять мир и оберегать самое прекрасное в этом мире человека.

Жизнеутверждающее искусство, народность и гуманизм Шолохова раскрылись в этой повести во всей полноте. Нравственная сила главного героя и мастерство автора, сумевшего так проникновенно изобразить трагическую историю жизни обычного человека, покорили многие поколения читателей.

В итоге хотелось бы сказать. Что не только читатели были в восторге от написанного на эмоциях и чувствах рассказе Шолохова. Заслуга автора заключается в том, что он смог передать все те военные годы в их полноте и трагичности. Основная ценность работы автора заключается в том, что он смог через судьбу одного человека дать нам представление о тяготах всего народа, который пережил эту страшную участь быть и участвовать в тяжелейшей для нас войне.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения