Сочинение анализ повести барышня-крестьянка пушкина. Анализ «Барышня-крестьянка» Пушкин Нравственный вывод рассказа барышня крестьянка

Анализ сюжета повести "Барышня-крестьянка". Характеристика героев повести. Общий анализ произведения.

Завязка сюжета пушкинской повести «Барышня-крестьянка» схожа с фабулой известной шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта». Главные герои обоих произведений любят друг друга и хотят быть вместе, несмотря на то, что их отцы враждуют между собой. Между тем, в отличие от шекспировских персонажей герои Пушкина успешно преодолевают все коллизии, и в итоге для них все завершается благополучно.
Сюжетообразующей линией повести является тема любви. Сын помещика Берестова Алексей, познакомившись с Лизой - дочерью живущего по соседству помещика Муромского, вскоре стал в нее «страстно влюблен»:
«Заклинал ее не лишать его одной отрады: видаться с нею наедине, хотя бы через день, хотя бы дважды в неделю», - не может молодой человек жить без девушки, поскольку «был уже влюблен без памяти».
Да и сама девушка, ответив молодому человеку взаимностью, «была не равнодушнее». Любовь побуждает обоих к частым встречам и вскоре приводит их к мысли о женитьбе.
Между тем отцы молодых людей недолюбливают друг друга. Так, Муромский «не ладил» с Берестовым и «поминутно находил случай его критиковать». В свою очередь, «ненависть к нововведениям была отличительная черта» Берестова, осуждавшего идеи «англомана» Муромского. Не любящий критику Муромский в ответ «бесился и прозвал своего зоила медведем и провинциалом». На этой почве между помещиками разгорелся конфликт.
Героям повести свойственно радушно принимать гостей. Так, Муромский радушно принимает в своем доме соседей, даже когда в качестве гостя выступает его давний соперник Берестов:
«Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее».
Дочь Муромского Лиза также решается принять нежданных гостей, однако в том случае, что отец примет ее условия:
«Я приму их, если это вам угодно, только с уговором: как бы я перед ними не явилась, что бы я ни сделала, вы бранить меня не будете», - соглашается девушка с предложением отца.
Однако помимо стремления к принятию, героев охватывает и противоположное стремление - к отвержению. К примеру, Берестов грозит отвергнуть сына, если тот не примет его волю:
«Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение... продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю».
Однако Алексей отвергает предложение отца:
«Я не хочу жениться и не женюсь», - упорствует молодой человек.
Немало внимания в повести уделяется вопросам принадлежности персонажам чего-либо или кого-либо. Например, Берестову принадлежит немалое имущество:
«Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы», - расширил свои владения помещик.
Для сравнения, дворовая девушка Настя подчеркивает свою принадлежность одной лишь своей хозяйке Лизе:
«Я ваша, а не папенькина», - заявляет девушка дочери Муромского.
При этом Настя обособляется от вражды между помещиками.
«А нам какое дело до господ! ... Старики пускай себе дерутся, коли им весело», - сторонится девушка господской ссоры.
Равным образом Лиза, познакомившись с Алексеем, поначалу держится обособленно:
«Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид», - принимает девушка недоступный вид.
В повести нередко отмечается идентичность поведения героев. Так, Алексей и Лиза испытывают идентичные чувства друг к другу - «возрастающую взаимную склонность».
«Нарядившись крестьянкою», Лиза стремится выглядеть идентично обычной поселянке:
«Она повторила свою роль, ... говорила на крестьянском наречии», -ведет себя героиня подобно крестьянке.
В то же время ряд героев повести нередко держится отчужденно от прочих людей. Такова, например, «чопорная» англичанка мисс Жаксон, которая, по ее словам, «умирала со скуки в этой варварской России» с чуждыми ей культурными традициями.
В то время как «англоман» Муромский даже «поля свои обрабатывал... по английской методе», Берестов нарочито держится «по-русски», избегая всего чуждого народным традициям:
«На чужой манер хлеб русский не родится», - отмечается в повести.
Таким образом, персонажам повести присущи стремления к принадлежности, принятию, идентичности и любви. Названные потребности относятся к консолидирующему типу.
Между тем герои проявляют и противоположные склонности: к обособленности, отвержению, отчужденности, конфликтам.
Заметим, что персонажей отличает не только определенный набор стремлений, но и способы удовлетворения своих желаний. Героев также отличает степень совладания с собой.
Ощутив любовь к Лизе после первого же свидания, Алексей настолько поглощен страстью, что хочет вновь увидеть ее:
«Алексей был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы преследовал его воображение», - преследует молодого человека образ девушки.
Алексей не знает, что в образе крестьянки Акулины имеет дело с Лизой, а потому отказывается жениться на дочери Муромского. Между тем отец Алексея, не догадываясь о чувствах сына, требует, чтобы тот оставил свое упрямство и женился на Лизе:
«Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться», - грозит Берестов оставить сына без наследства.
Принимая Лизу за неграмотную поселянку, Алексей намерен применить полученные им в университете навыки для образования девушки, а потому берет ее под свою опеку:
«Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте», - готов молодой человек наставлять Акулину.
Молодому человеку приятно опекать девушку:
«Я провожу тебя, если ты боишься», - заботится Алексей о Лизе.
Между тем сам Алексей не всегда самостоятелен в принятии решений:
«Мой долг вам повиноваться», - признает молодой человек свою зависимость от отца.
Алексей, по выражению дворовой девушки Насти, «за девушками любит гоняться». Действительно, уже на первом свидании, расположившись к Лизе, переодетой простой крестьянкой, он невольно удерживает девушку:
«Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее», а при прощании «удержал ее за руку».
Лиза, стремясь отделаться от возможных притязаний молодого барина, именует себя Акулиной, дочерью кузнеца:
«Акулиной, - отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, - да пусти ж, барин; мне и домой пора».
По ходу повествования упоминается, что облик и манеры светских дам настолько идентичны, что они выглядят обезличенно:
«Навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы», - царит единообразие в высшем обществе.
Вместе с тем ряд персонажей выделяется среди прочих особенностью своего облика. К примеру, по ходу повествования отмечается «особенность характера» уездных барышень, подчеркивающая «самобытность» их натуры. Равным образом Алексей, получивший университетское образование, выделяется необычными манерами в простой деревенской среде, а потому воспринимается местными барышнями как особенный человек:
«Носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии».
Проведенный анализ характеров персонажей повести «Барышня-крестьянка» показывает, что героям присущи потребности консолидирующего типа. Персонажи различаются как видами устремлений, так и способами удовлетворения своих желаний, сопряженными с чертами характера.
В произведении подчеркиваются вопросы принадлежности чего-либо кому-либо. Всем персонажам, так или иначе, что-то принадлежит. При этом некоторые персонажи стремятся опекать других, тем самым лишая их самостоятельности. Подчас герои держатся обособленно, подчеркивая свою независимость.
Многих персонажей отличает принятие других людей. Вместе с тем герои отвергают в других то, что им приходится не по нраву. Подчас персонажи хотят удержать кого-либо возле себя, что вызывает у других противоположную реакцию - стремление отделаться от навязчивого обхождения.
В произведении неоднократно отмечается идентичность поведения некоторых героев, вплоть до их обезличивания. Вместе с тем подчеркивается и особенность характера ряда персонажей. При этом проявление народной самобытности противопоставляется модным заграничным веяниям как чуждому образу жизни.
Сюжетообразующая линия произведения основана на соотнесении противоположных тем: любви и конфликта. Главного героя всецело поглощают чувства к героине. При этом обстоятельства вынуждают героя, как тому кажется, оставить свои намерения жениться по любви. Между тем в итоге все возникшие между персонажами противоречия благополучно разрешаются.

Анализ персонажей характеристика сюжета повести Барышня-крестьянка.

В этой статье мы коротко обсудим, о чем повесть "Барышня-крестьянка" Пушкина, кто является ее главными героями и с какой целью написано это произведение. Проведем небольшой анализ "Барышни-крестьянки", тем более, что это произведение является одним из самых известных и изучаемых в русской литературе.

Как известно, перед свадьбой с Натальей Гончаровой Пушкин отправился уладить некоторые финансовые вопросы в Нижегородскую губернию - там находилось его фамильное имение Болдино. В то время, а это была осень 1830 года, в России разбушевалась холера, поэтому Пушкину пришлось стать невольным затворником в Болдино на несколько месяцев. Это период "болдинской осени" стал невероятно плодотворным в жизни Александра Сергеевича, и цикл "Повести Белкина" появился на свет именно в то время. Повесть "Барышня-крестьянка", анализ которой мы проводим, вошла в этот цикл.

Хотя в целом повести из данного цикла сильно различаются, они объеденены общей темой. Какой же? Пушкин делает акцент на личность простых людей, философски рассуждает о жизненных событиях и связанных с ними переживаниями. Что же касается повести "Барышня-крестьянка" Пушкина - она легка и изящна, отличается от других проявлением водевильности и невероятно захватывающая. Итак, о чем повесть "Барышня-крестьянка"?

Коротко рассмотрим сюжетную линию - знание сюжета поможет сделать анализ повести "Барышня-крестьянка" более качественно. Полную версию краткого содержания вы можете прочесть отдельно на нашем сайте, а сейчас о чем "Барышня-крестьянка" очень коротко.

Молодой барышне Лизе стало известно, что сын соседа-помещика Берестова, которого зовут Алексей, приехал из Петербурга в имение отца, и Лизе хочется познакомиться с юным барином. Однако из-за старой ссоры их отцов сделать это не представляется возможным, поэтому Лиза решает "превратиться" в простую девушку, якобы крестьянку. Теперь она Акулина. Отправившись под таким обличьем в лес за грибами, она как будто случайно сталкивается с Алексеем, и у них завязываются романтические отношения. Вскоре отец Лизы Муромский и отец Алексея Берестов мирятся, и встретившись на званом обеде, хотят, чтобы их дети познакомились. Лиза, чтобы Алексей ее не узнал, опять переодевается, создавая впечатление "разряженной, напудренной куклы". Алексей нисколько не интересуется девушкой, думая об Акулине, поэтому цель достигнута.

В то же время отцам-помещикам уже вздумалось сродниться, поэтому они твердо намерены женить детей. Алексей весь в расстройстве едет к Лизавете, чтобы сказать о нежелании вступать с ней в брак, однако застает вместо Лизаветы крестьянку Акулину. В конце концов, следует счастливый конец.

Выводы в анализе повести "Барышня-крестьянка" Пушкина

Мы обсудили, о чем повесть "Барышня-крестьянка". Конечно, произведение по объему совсем небольшое, но из-за этого оно не менее интересное. Какие можно подметить особенности в повести?

Во-первых, Пушкин рисует невероятно живые, простые и искренние образы, которые очень милы и притягательны. Познакомившись на страницах повести с главными героями, чувствуешь к ним симпатию. Хочется вместе с ним переживать события и быть в центре внимания. Лизе и Алексею удается побороть все трудности, забыть о предрассудках и добиваться своего счастья.

Во-вторых, у повести "Барышня-крестьянка", анализ которой мы продолжаем делать, интересный стиль - Пушкин традиционно придерживается романтической направленности, а по композиции повесть построена по мотивам любовных сюжетов, которые отличают произведения конца 18 и начала девятнадцатого века. Но здесь нужно оговориться - повесть "Барышня-крестьянка" стоит особняком, если сравнивать ее с подобными аналогами.

В-третьих, сюжетная задумка Пушкина несколько фантастична, что наталкивает читателей на мысль о том, что жизнь человека полна странностей и неожиданных поворотов, но сила чувств, их глубина, способны сделать яркой любую судьбу.

Мы представили вам анализ повести "Барышня-крестьянка" Пушкина, и надеемся, что эта информация окажется для вас полезной. Поделитесь статьей с друзьями, порекомендуйте другим наш литературный портал.

На примере искренних, бескорыстных отношений главных героев повести "Барышня-крестьянка", в которых отсутствует стремление к выгоде, предвзятость, А. С. Пушкин показал, что социальное неравенство не должно становиться преградой на пути к пониманию и счастью. Подобный вывод становится очевидным из первоначального неведения Алексеем Берестовым, кто на самом деле его девушка, которую он встретил в лесу.

Красивая девушка Лиза Муромская, являющаяся любимой дочерью помещика, решилась изменить свою внешность ради того, чтобы познакомиться с приезжим сыном соседа. Она не видела другого пути, так как отцы их были в ссоре. Пройдя этап романтических встреч, молодые люди влюбились друг в друга. Однако ложный социальный статус девушки чуть не привел к драматическому концу. Алексей оказался самым счастливым человеком, когда узнал истинное лицо своей возлюбленной.

Повесть читается на одном дыхании. Это связано с тем, что в ней нет запутанного сюжета, трагических исходов. Есть любовная линия, в которой молодые люди демонстрируют настоящую искреннюю любовь.

В повести есть тайны, загадочные ситуации, связанные с переодеванием героини. Присутствуют комические отношения нелепых ссор двух соседей на фоне скучных помещичьих будней. Повесть имеет незамысловатую композицию, которая дает возможность только слегка поволноваться на пике композиции. Язык героев понятен каждому.

Произведение вызывает жизнерадостное ощущение, интерес благодаря интриге, которые выливаются из смены образов барышни. Соответственно, становится понятно, почему название включает слова, относящиеся к разным социальным статусам.

В небольшой по объему повести А. С. Пушкин сумел показать истинную сторону жизни помещиков, их семей, рода занятий (например, мисс Жансон "умирала" от скуки), несравнимую простоту качеств Лизы и Алексея, несмотря на их происхождение.

Авторское отношение к героям различно. Он высмеивает поведение помещиков, создавая комические ситуации. С симпатией относится к главной героине, с негодованием к занятиям, узкому мышлению мисс Жансон. Портреты и мысли героев также помогают понять отношение автора к своим героям.

Вариант 2

Повесть «Барышня-крестьянка» была написана в 1830-м году. И относилась к циклу повестей, которые написал вымышленный персонаж Иван Петрович Белкин. А.С. Пушкин придумал его, боясь, что произведения не примут, осудят и не поймут. Так И.П. Белкин стал сочинителем цикла повестей.

Всего в него вошло пять историй: выстрел, метель, гробовщик, станционный смотритель и барышня-крестьянка. Работа проходила осенью в любимое время года Пушкина. Он тогда гостил в селе Болдино. Собирался пробыть там не долго, но вспыхнувшая в Москве эпидемия холеры, задержала писателя в селе.

Барышня-крестьянка завершала цикл повестей. Эта история рассказывает о жизни, привычках и взаимоотношениях двух помещиков. Берестов и Муромский, два соседа, не сходились во мнении, и из-за этого враждовали. Муромский был страстным поклонником английской манеры жизни. А Берестов не понимал соседа.

Однажды к Берестову приезжает сын. Красивый юноша. У Лизы, дочери Муромского проявляется интерес к молодому барину. Ей хочется на него посмотреть. А как это сделать, если соседи ненавидят друг друга. Вместе с наперсницей - Настей, Лиза придумывает как познакомиться с Алексеем, так звали сына Берестова. Барышню одевают в крестьянский наряд. И она отправляется в лес, где и состоялось знакомство. Лиза представилась Алексею,- дочерью кузнеца, которую звали - Акулина. Постепенно между молодыми людьми вспыхивают чувства.

Тем временем, случай помирил двух враждующих соседей. Лошадь Муромского сбросила своего седока, а берестов помог врагу. В результате они становятся почти друзьями. И у обоих возникает мысль поженить своих детей. Наступает кульминационный момент. Молодые люди размышляют над ситуацией. Лиза понимает, что надо признаться Алексею в том, кто она на самом деле. А Алексей в свою очередь, ссорится с отцом из-за того, что не хочет жениться на соседской барышне. Он решает написать своей Акулине письмо, в котором рассказывает о грядущих событиях и предлагает ей свою руку. Он готов жить своим трудом. Ведь отец грозился оставить сына нищим, если тот не образумиться. Всё заканчивается счастливо. Берестов младший приезжает к Муромским, чтобы поговорить с отцом Лизы. Однако его не было дома. Тогда он решает поговорить с самой барышней. Входит в дом, и застаёт её за чтением его письма. В первый момент Алексей столбенеет. Но, когда Лиза, увидев его пытается убежать, бросается её удерживать. Всё время повторяет слова: «Акулина!» «Акулина!»

История «Барышня крестьянка» написана в жанре повести. Есть несколько ответвлений. Главных героев четверо: Григорий Муромский, его дочь Лиза, Иван Берестов, его сын Алексей. Остальные герои являются второстепенными.

Повесть написана в направлении реализма. Также отмечается сентиментализм и романтизм. Сюжет проходит линейно, плавно - от завязки до развязки. В композиции есть вступление, в котором автор знакомит читателя с героями, их укладом и привычками. Завязка- когда Лиза решает познакомится с молодым Берестовым. Кульминация - когда Алексей приезжает к Муромским, чтобы разобраться со сложившейся ситуацией. Развязка - когда Алексей узнаёт в Лизе Акулину. В это же время возвращается Муромский и видит свою дочь и сына бывшего врага. «Да я смотрю у вас уже всё слажено»- радуется он.

Основной темой повести является чувства Лизы и Акулины. Их переживания и поступки. Кроме того, автор с юмором относится к русским дворянам, которые любят копировать заграничные обычаи и манеры. Таким дворянином был Григорий Муромский. В повести также затронута тема социальных предрассудков. В то время не могло быть чувств между людьми из разных сословий. Молодые люди не могли открыто выражать свои чувства и мысли. Поэтому они вынуждены хитрить. В случае с героями Лизой и Алексеем - они придумывают тайную переписку. почтой служит дупло дерева.

А.С. Пушкин в повести «Барышня-крестьянка» выражает мысль о том, что человек должен бороться за своё счастье не смотря ни на какие предрассудки.

Анализ произведения Пушкина Барышня-крестьянка

«Барышня-крестьянка» - это одно из лёгких произведений А. С. Пушкина, в котором простенькая и даже игривая история заканчивается свадьбой главных героев.

Дочь помещика Муромского, Лиза, любительница мелодраматических историй, создала для себя идеальный образ героя, который покорит её сердце. Это должен быть меланхоличный молодой человек аристократической наружности, томно вздыхающий и задумчивый. В действительности же она влюбилась в Алексея Берестова, пышущего здоровьем жизнерадостного молодого барина. До девушки дошли слухи, что Берестов холодно относится к барышням своего круга, а предпочитает веселиться и проказничать с простыми деревенскими девушками. Чтобы завладеть его вниманием, Лиза решила притвориться крестьянкой. Она нарядилась в простую крестьянскую одежду, и отправилась в лес. В лесу Лиза как-бы случайно встретилась с молодым барином, и они познакомились. Алексей был очарован благоразумием «дочери кузнеца Акулины», как ему представилась Лиза, и он попросил её о следующей встрече.

Молодые люди начали встречаться, Алексея привлекала в девушке непосредственность и простота. Со временем он настолько полюбил «Акулину», что даже решил жениться на ней.

Бывшие раньше в неприятельских отношениях родители молодых людей, тем временем, наконец-то помирились. Берестовы были приглашены в гости к Муромским. Зная, что у них в доме будет её возлюбленный, Лизавета опять устроила маскарад. Она так изменила свою внешность, что вызвала в молодом барине чувство неприязни, чего и добивалась. Увидев жеманную кокетку, Алексей ещё больше проникся чувствами к своей «Акулине». Он утвердился в своём желании жениться на простой крестьянке, и трудиться, как обычные люди. Молодой человек готов пойти против воли отца, пообещавшего лишить сына наследства, если тот не женится на Лизавете. Тогда Алексей решается поговорить с Лизиным отцом, и объяснить своё решение, надеясь на его взаимопонимание.

Каково же счастье молодого человека, когда он узнаёт, что его любимая простушка Акулина и барышня Лиза – одна и та же девушка.

Произведение Пушкина больше напоминает весёлый водевиль, где всё хорошо заканчивается, и все счастливы. Хочется просто порадоваться за героев этого шаловливого рассказа.

Сочинение 4

Одним из самых интересных собраний знаменитого русского писателя А.С.Пушкина являются «Повести Белкина». На произведениях этого писателя выросло ни дно поколение людей. Каждое его творение очень уникально и интересно.

«Барышня-крестьянка» одно из произведений, которые входят в цикл собраний «Повестей Белкина». Автор в этом произведении показывает, что настоящая любовь не имеет ни каких преград и социальный статус не влияет, если есть настоящие искренние чувства. До читателя писатель хотел донести что нужно идти к своей мечте, несмотря ни на что.

По задуманному Пушкиным сюжету, два помещика Муромский и Берестов, были врагами. Но по стечениям обстоятельств их дети влюбились друг в друга. Алексей и Лиза отдали полностью себя свой любви, их чувства были очень искренними. Они даже не представляли, что их отцы враждуют между собой. Молодой человек был завидным женихом у многих барышень. Лиза не меньше их проявляла к нему интерес. Чтобы увидеть Алексея, она переодевается в простую крестьянку.

Их первая встречала, произошла в березовой роще. Алексея абсолютно не смущал тот факт, что его возлюбленная обычная крестьянка. Уже с первой встречи они влюбляются друг в друга. Отцы возлюбленных неожиданно мирятся, и решают поженить своих детей. Когда Алексей приехал в гости в дом Лизы, он ее не знал, потому что она очень сильно меняет свою внешность. Несмотря ни на что Алексей хочет взять в жены, свою возлюбленную Акулину(крестьянку). Он написал ей письмо, в котором предложил руку и сердце.

Алексей не хотел выглядеть пошлецом в глазах семьи Муромских, поэтому решает правильным объясниться перед ними и рассказать всю правду. По приезд в их дом он узнает в Елизавете, свою возлюбленную.

Произведение написано простым всем понятным языком, в нем нет непонятных, трагичных событий или запутанных отношений. Сама по себе повесть не большая, но сюжет ее очень трогателен. Главная героиня создает интригу переодеваясь в простую крестьянку. Автор раскрывает жизнь русских помещиков, которые по непонятным причинам поссорились, внося в их поведение нотки юмора.

Это произведение написано Александром Сергеевичем об искренних, настоящих чувствах двух людей, которые остаются верны своей любви вопреки всем преградам. Елизавета и Алексей были очень хорошо воспитаны, в их характере читатель видит, что несмотря ни на что она очень простые и искрение.

Сочинение по произведению Барышня крестьянка Пушкина

Мне эта история немного напоминает «Ромео и Джульетту». Тут тоже две семьи, хотя и неполные (нет ни мам, ни братьев или сестёр), не ладят. Берестовы, точней глава семейства – Иван Петрович, критикует соседа, ведь сам считает себя умнейшим человеком. Автор же указывает, что Берестов почти ничего не читает, кроме одной газетки. Критикует гордец соседа – Григория Муромского за его попытку устроить жизнь на английский манер, а это ведь в наших русских условиях и так не просто! Григорий Иванович просто хочет навести порядок, сделать всё четким и логичным. Дети не очень разделяют взгляды родителей, но они не могут не учитывать их интересы. И ещё до них долетает критика соседей. То есть раз Муромский такой глупый и вредный, то дочь Лиза у него такая же. Раз уж старший Берестов такой упрямый и недалекий, то и младший не лучше.

Но Алексеем Берестовым всё-таки интересуются местные невесты. Он приехал после университета, хорош собой, вот только холоден… Лиза идет на всю эту историю с переодеванием, запутывает уже своего поклонника, даже после его визита к ним он не заметил обмана. И нет, он не глупый, просто она очень ловко всё делает!

Эта забавная милая история. Нельзя сказать, что это прямо такой страшный обман, но это игра. Лиза ведь не смеялась над Алексеем, не пыталась от него поучить деньги или семейные секреты. На самом деле она просто была очень любопытна и хотела познакомиться, не наткнувшись на его холодность и враждебность. Думаю, в итоге Алексей сам рад, что его обманули. Иначе так и остался бы в плену своих предубеждений. Влюбился бы просто в какую-нибудь крестьянку, был бы скандал… А Лиза тогда как – без жениха совсем? Нет, тут и родители практически помирились из-за романа своих детей, хотя они помирились даже раньше, но это дела не меняет. Наоборот, ещё смешней получилось! Они решили поженить своих детей (за них решили), Алексей думает, что любит Акулину, но она оказывается Лизаветой Григорьевной. А та бедная дочь кузнеца совсем не при чём! Надеюсь, она и не узнала, что её именем так воспользовались. Ей могло бы быть обидно, ведь говорится, что она ещё толстая и рябая. А так в этой истории всё очень даже хорошо!

  • Сочинение Гордость - это хорошо или плохо? 5 класс

    Очень часто в жизни мы можем услышать слово «гордость». Что же это такое? Гордость – это яркая эмоция человека, показывающая его отношение к своим успехам и успехам других. При этом, гордость, как я считаю

  • Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

    Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов

  • Анализ рассказа Пастух Шолохова

    В произведении Шолохова «Пастух» главным героем является молодой и очень красивый парень по имени Гриша. У него на руках осталась маленькая девочка Дуня. Несколько лет назад их родители погибли, и брат сказал о том, что никуда не отдаст свою сестру

  • На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к познанию его мира. Маска сильна своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у носителя маски определенный эмоциональный отклик. Маска сложна своей многофункциональной направленностью. Она может являться одновременно произведением искусства, культурным знаком, игровым инструментом, частью ритуала. Дети с легкостью воспринимают и играют маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Взрослые связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к дериватам маски – психологическим маскам – имиджам. Имиджу свойственны элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о языке тела – пластике, манере держаться и стиле поведения. Маскировка разнообразна и универсальна как один из способов познания мира. На уроке используются элементы работы с маской в качестве стимуляции творческой активности учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)

    Цели:

    1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.

    2.Формировать умение анализа художественного текста.

    3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

    Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.

    Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.

    Ход урока

    1. Слово учителя

    Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.)

    На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

    1. Беседа

    «Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?) Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.

    Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

    - Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

    Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

    ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

    1. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

    Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

    Иван Петрович Берестов

    Григорий Иванович Муромский

    1.Ведет хозяйство на русский манер:

    «В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

    2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

    1. Англоман:

    «…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

    2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

    Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

    Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

    Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

    Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

    Младшее поколение

    Алексей Берестов

    Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

    1 .Характеристика персонажа, портрет :

    «Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

    Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

    «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

    1. Характеристика персонажа, портрет:

    «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

    «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

    - Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

    Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

    - Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

    «…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

    Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

    «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

    Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

    Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

    1. Работа в группах

    Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

    Берестов - старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»).

    Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

    Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».

    Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

    Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.

    1. Работа над композицией и сюжетом повести

    Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)

    А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

    На доске:

    Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен).

    Э .: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

    З .: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

    К .: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

    Р. : Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

    Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома .

    1. Домашнее задание
    1. Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
    2. Прочитать повесть «Выстрел».

    1830 год — самый серьезный рубеж в жизни и в творчестве А. С. Пушкина. Лучшие произведения ве-ликого поэта были созданы именно осенью 1830 года, —Болдинской осенью. К числу этих произ-ведений относится и цикл «Повести Белкина», кото-рый завершает легкая и радостная повесть «Барыш-ня-крестьянка», где все одновременно и в шутку и всерьез. «В «Барышне-крестьянке» Пушкин рисует удивительные образы, которые надолго остаются в сердце читателя.

    Поколение «отцов» в повести представлено Иваном Петровичем Берестовым и Григорием Ивановичем Муромским — героями с противоположными харак-терами.

    Муромский — «настоящий русский барин». Он живет на широкую ногу, бездумно тратит деньги, обу-страивая имение на английский лад, увлекается ново-введениями. Несмотря на долги, у дочери Муромско-го в наставницах мадам англичанка.

    Все это не по нраву его ближайшему соседу — Ива-ну Петровичу Берестову, крепкому хозяйственнику, консерватору и, в принципе, любимому и уважаемому всеми человеку. «Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера», — говорит о Бе-рестове автор, подчеркивая разность героев. Иван Петрович «не мог равнодушно говорить об англома-нии своего соседа и поминутно находил случай его критиковать». Эту критику Муромский «выносил не-терпеливо», он «бесился» и прозвал Берестова «мед-ведем и провинциалом».

    События повести начинают развиваться, когда в деревню к отцу приезжает Алексей Берестов, сын Ивана Петровича. Это воспитанный в университете молодой человек, который намеревается поступить на военную службу, чему противится его отец. «Алексей был в самом деле молодец», — говорит о нем автор. Бе-рестов-младший образован, умен и красив. Это «доб-рый и пылкий малый», имеющий «сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он сразу вызывает интерес у Лизы Муромской, дочери Григория Ивановича.

    Лиза — девушка приятной внешности , она избало-ванна, резва, любит проказы. Муромская живет в глу-ши, и неожиданно появившийся Алексей возбуждает живое любопытство «черноглазой шалуньи». Это лю-бопытство еще больше разжигает ее служанка Настя, которая, побывав на именинах поваровой жены, рас-сказывает, что молодой Берестов удивительно хорош собой, к тому же весел и баловник необыкновенный.

    Лиза и Настя , несмотря на разное социальное поло-жение, очень близки, а потому Лиза быстро находит себе помощницу, поддержавшую ее сумасшедшую идею нарядиться крестьянкой и так познакомиться с Алексеем.

    Барышня-крестьянка с первого взгляда покорила сердце молодого Берестова. Уже после первой встречи он был в восхищении и целый день думал о своей но-вой знакомой. Она покорила его прелестью своей про-стоты, очарованием юности. К тому же такие отноше-ния были для него новы, а потому и столь увлекатель-ны. Довольно скоро они перерастают в настоящее чувство, на которое сама Лиза отвечает взаимностью. Казалось бы, Лизина игра привела ее к тупиковой си-туации, но все разрешает его величество случай, при-миривший Ивана Петровича Берестова с его сосе-дом-англоманом.

    Лиза находит довольно оригинальный выход из сложной для нее ситуации, когда Берестов-старший вместе с сыном заявляется к ним в гости и когда ей пе-ред ними приходится предстать. Она наряжается так, что даже собственный отец с трудом узнает ее, но знающие Лизу и привыкшие к ее баловству восприни-мают происходящее как очередную шалость взбал-мошной барышни.

    Примирившиеся отцы внезапно признают брак своих детей взаимовыгодным, и Берестов-старший принуждает сына к сватовству. Тут-то и проявляет Алексей истинное благородство и порядочность. Он осмеливается не только выступить против отца, но и жениться на крестьянке, бросив вызов общеприня-тым нормам.

    К счастью, все заканчивается по законам жанра: Алексей внезапно узнает, что жеманная барышня и милая его сердцу крестьянка — одно и то же лицо. Ни о чем не догадывающимся отцам остается только по-радоваться за счастье детей.

    Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» — произведение поистине увлекательное, радующее душу сиянием чистоты и необыкновенной прелестью.

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения