Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика

диалектика

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

диалектика

ж. греч. умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению, искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения. Диалектический, к диалектике относящийся. Диалектик, ловкий, искусный спорщик, доводчик; иногда софист. Диалект м. говор, наречие, местный, областной язык, говоря.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

диалектика

диалектики, мн. нет, ж. (греч. dialektike).

    Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей, приводящего к скачкообразному, революционному переходу из одного качества в другое. - Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики. Ленин. Диалектика есть теория познания и логика марксизма. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания отрицания.

    Уменье применять логические доводы в споре (устар.).

    Самый процесс такого движения и развития (книжн.). Диалектика событий. Диалектика истории.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

диалектика

    Философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей. Материалистическая д.

    Самый процесс такого движения и развития. Д. истории.

    Искусство вести спор (устар.).

    прил. диалектический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Д. материализм. Д. метод.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

диалектика

    Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.

    Процесс такого движения и развития.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

диалектика

ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор] философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

Диалектика

[греч. dialektiké (téchnе) ≈ искусство вести беседу, спор, от dialégomai ≈ веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике ≈ такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д. ≈ это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д. как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.

Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Древневосточная, а также античная философия создали непреходящие образцы диалектических воззрений. Античная Д., основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная Д. движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная Д. тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.

Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная Д. у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили Д. до крайнего скептицизма, не исключая и морали. Роль софистов и Сократа в истории Д. велика. Именно они, отойдя от Д. бытия ранней классики, привели в бурное движение человеческую мысль с её вечными противоречиями, с её неустанным исканием истины в атмосфере ожесточённых споров и погоней за всё более тонкими и точными мыслительными понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросо-ответной, разговорной теории Д., внесённый софистами и Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей Д.

Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон под Д. понимал не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее. Замечательные образцы этого рода античной идеалистической Д. содержатся в диалогах Платона. У Платона даётся Д. пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется здесь у Платона в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности. Всякая вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего другого.

══ Аристотель, превративший платоновские идеи в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии (как и ряд др. аналогичных учений), развил Д. дальше. Аристотель в учении о четырёх причинах ≈ материальной, формальной, движущей и целевой ≈ утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Учение Аристотеля о перводвигателе, который мыслит сам же себя, т. е. является сам для себя и субъектом и объектом, есть фрагмент всё той же Д. Называя «диалектикой» учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости, Аристотель даёт здесь Д. становления, поскольку сама возможность только и возможна в области становления. Ленин говорит: «Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля ≈ а из нее, из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу, ставит вопрос именно о диалектике) сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 326).

Стоики определяли Д. как «науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах» и как «науку об истинном, ложном и нейтральном», о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п. Сильно выражена тенденция к материалистической Д. у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар): появление каждой вещи из атомов есть диалектический скачок, поскольку каждая вещь несёт с собой новое качество в сравнении с теми атомами, из которых она возникает.

В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) вполне диалектична основная иерархия бытия: единое, числовая раздельность этого единого; качественная наполненность этих первочисел, или мир идей; переход этих идей в становление и т.д. Важна, например, концепция раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности космоса, о становлении и др. Диалектические концепции неоплатонизма часто даются в форме мистических рассуждений и схоластической систематики.

Господство монотеистических религий в средние века перенесло Д. в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте. У Николая Кузанского идеи Д. развиваются в учении о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом и т.д.

Дж. Бруно высказывал идею и о единстве противоположностей, и о тождестве минимума и максимума, и о бесконечности Вселенной (трактуя, что её центр находится повсюду, в любой её точке) и т.д.

В философии нового времени учения Р. Декарта о неоднородном пространстве, Б. Спинозы о мышлении и материи или о свободе и необходимости, Г. Лейбница о присутствии каждой монады во всякой др. монаде несомненно содержат в себе диалектические построения.

Классическую для нового времени форму Д. создал немецкий идеализм, начавший с её негативной и субъективистской трактовки у И. Канта и перешедший через И. Фихте и Ф. Шеллинга к объективному идеализму Г. Гегеля. У Канта Д. является разоблачением иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Т. к. научным знанием, по Канту, является только знание, которое опирается на чувственный опыт и обосновано деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают, то Д., по Канту, и обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, желающий достигнуть абсолютной цельности. Эта чисто негативная трактовка Д. у Канта имела огромное историческое значение, т.к. она обнаружила в человеческом разуме его необходимую противоречивость. А это в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума, что и легло в основу Д. в позитивном смысле.

У Гегеля Д. охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к сферам природы и духа, и кончая категориальной диалектикой всего исторического процесса. Гегелевская Д. представляет собой систематически развитую науку, в которой дана содержательная картина общих форм движения (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 19). Гегель делит Д. на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли. Оно конкретизируется в категориях качества, количества и меры. Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Отсюда рождается категория сущности бытия; диалектический синтез исходной сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может существовать в отрыве от бытия. Гегель исследует и ту ступень Д., где фигурируют категории, содержащие в себе одинаково и бытие, и сущность. Это ≈ понятие. Гегель является абсолютным идеалистом, и поэтому он именно в понятии находит высший расцвет и бытия, и сущности. Гегель рассматривает своё понятие как субъект, как объект и как абсолютную идею.

Домарксистская Д. выступала, т. о., как общее становление материи, природы, общества, духа (греческая натурфилософия); как становление этих областей в виде логических категорий (платонизм, Гегель); как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах (Сократ, стоики); как критика становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью (Зенон Элейский); как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях (Аристотель); как систематическое разрушение всех иллюзий человеческого разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности и потому распадающегося на противоречия (Кант); как субъективистическая (Фихте), объективистическая (Шеллинг) и абсолютная (Гегель) философия духа, выраженная в становлении категорий.

В 19 в. к материалистической Д. подошли русские революционные демократы ≈ В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. В отличие от Гегеля, из идей вечного движения и развития они делали революционные выводы: Д. была для них «алгеброй революции» (см. А. И. Герцен, Собрание соч., т. 9, 1956, с. 23). Буржуазная философия после Гегеля отказывается от тех достижений в области Д., которые имелись в прежней философии. Диалектика Гегеля отвергается рядом философов как «софистика», «логическая ошибка» и даже «болезненное извращение духа» (Р. Гайм, А. Тренделенбург, Э. Гартман). В неокантианстве марбургской школы (Коген, Наторп) Д. «абстрактных понятий» подменяется «логикой математического понятия о функции», что приводит к отрицанию понятия субстанции и «физическому идеализму». Неогегельянство приходит к так называемой «отрицательной диалектике», утверждая, что противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о нереальности, «кажимости» их объектов. Единство противоположностей заменяется единством сосуществующих дополнительных элементов ради достижения цельности знания (Ф. Брэдли). Д. выступает также как совмещение противоположностей при помощи чистой интуиции (Б. Кроче, Р. Кронер, И. А. Ильин). У А. Бергсона выдвигается требование иррационалистического и чисто инстинктивного совмещения противоположностей, трактуемого как «чудо». В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж. П. Сартр) Д. релятивистски понимается как более или менее случайная структура сознания. Природа рассматривается как область «позитивистского разума», тогда как общество познаётся «диалектическим разумом», который черпает свои принципы из человеческого сознания и индивидуальной практики человека. Др. экзистенциалисты (Г. Марсель, М. Бубер) теологически трактуют Д. как систему вопросов и ответов между сознанием и бытием. Идеи «негативной» Д., понимаемой как тотальное отрицание действительности, не приводящее к новому синтезу, развивают Т. Адорно и Г. Маркузе.

Последовательно материалистическое истолкование Д. было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом ≈ основоположниками учения диалектического материализма. Критически переработав достижения предшествующей Д., К. Маркс и Ф. Энгельс применили созданное ими учение к переработке философии, политической экономии, истории, к обоснованию политики и тактики рабочего движения. Выдающийся вклад в развитие материалистической Д. принадлежит В. И. Ленину. Классики марксизма-ленинизма рассматривают материалистическую Д. как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.

Материалистическая Д. выражается в системе категорий и законов. Характеризуя диалектику, Ф. Энгельс писал: «Главные законы: превращение количества и качества ≈ взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, ≈ развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, ≈ спиральная форма развития» («Диалектика природы», 1969, с. 1). Среди всех законов Д. особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, который В. И. Ленин назвал ядром Д.

Принцип всеобщей связи явлений Ленин называл одним из основных принципов Д. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя Д. как учение о развитии, Ленин писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (⌠отрицание отрицания■), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; ≈ развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; ≈ ⌠перерывы постепенности■; превращение количества в качество; ≈ внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; ≈ взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления..., связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, ≈ таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 55).

Диалектическая концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Д. видит в противоречии источник самодвижения материального мира (см. там же, т. 29, с. 317). Подчёркивая единство субъективной и объективной Д., диалектический материализм отмечал, что Д. существует в объективной действительности, а субъективная Д. ≈ отражение объективной Д. в человеческом сознании: Д. вещей создаёт Д. идей, а не наоборот. Д. ≈ это учение об относительности бесконечно углубляющегося и расширяющегося человеческого знания. Материалистическая Д. ≈ последовательное критическое и революционное учение, она не терпит застоя, не налагает никаких ограничений на познание и его возможности и показывает исторически преходящий характер всех форм общественной жизни. Неудовлетворённость достигнутым ≈ её стихия, революционная активность ≈ её суть. «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 276).

Сознательное применение Д. даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет вскрыть их действительные закономерности и движущие силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания. Д. не совместима с застойностью мысли и схематизмом. Научный диалектический метод познания является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историческому прогрессу. Подробнее о законах и категориях материалистической Д. см. в ст. Диалектический материализм.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, гл. 3, ╖3; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Копнин П. В., Диалектика как логика, К., 1961; Кедров Б. М., Единство диалектики, логики и теории познания, М., 1963; Основы марксистско-лениской философии, М., 1971; Cohn J., Theorie der Dialektik, Lpz., 1923; Marck S., Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart, Tl 1≈2, Tübingen, 1929≈31; Heiss R., Wesen und Formen der Dialektik, Köln ≈ B., 1959; Goldmann L., Recherches dialectiques, P., 1959; Adorno Th. W., Negative Dialektik, Fr./M., 1966. См. также лит. к ст. Диалектическая логика, Диалектический материализм.

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:

  • учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
  • искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ);
  • метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной сущности вещей (Платон);
  • наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, - общих мест (Аристотель);
  • учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);
  • способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);
  • всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель);
  • учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).

Примеры употребления слова диалектика в литературе.

Это не антиномия, а это диалектика единства писания Богочеловечеством.

Это не антиномии, а это диалектика единства Писания Богочеловеческого.

Димка относился к Садовскому с нескрываемой враждой, иногда безосновательно придавая ей политическую окраску: старый большевик теперь был далек от прежних сеансов диалектики , которые когда-то доводили его до логического самоуничтожения, и если вообще разговаривал, то лишь предавался воспоминаниям.

У анархистов отношение обратное: Фейерабенд помещает свободу на место Абсолюта, а Бердяев остается при трагической диалектике Абсолюта и Свободы, что и ведет к эсхатологизму.

Ашвагхоша оказал сильное влияние на Нагарджуну, самого высокоинтеллектуального философа Махаяны, который применил сложную диалектику для доказательства ограниченности возможностей использования всех понятий, которые используются людьми для восприятия и описания реальности.

Борьба его против идей рационализма, исторического оптимизма и диалектики то и дело сосредоточивалась на критике гегелизма, которая быстро приобрела черты личной ненависти.

Диалектический материализм не исходит из данных науки, не ограничен их пределом, не основывается на них, но стремится их изменить и развить, приноравливая их к своим представлениям, исходными для которых являются законы гегельянской диалектики .

Жанр существует, пока длится игра диалектикой видимости и сущности, пока осознается и строго соблюдается двуединство факта и интерпретации.

Ведь, как известно, руководящая роль разума может быть поколеблена и нарушена тремя способами: либо софистическими хитросплетениями, что относится к области диалектики , либо обманчивой двусмыслицей слов, что уже относится к риторике, либо, наконец, насильственным воздействием страстей, что относится к области этики.

Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил все догматические построения в этой сфере, но дальше декларирования необходимости новой научной философии не пошел.

Непонимание диалектики добра и зла в исторических событиях - важнейшая особенность, историзма Джонсона, который не признавал свойственной драмам Шекспира сложной и противоречивой оценки некоторых исторических деятелей прошлого.

Конторский люд вступит в разговор с бабкою Евлампией насчет ранешнего и настоящего, доказывая, что это уж такое обманное свойство человеческой памяти -- все ранешное кажется хорошим, а нонешнее -- плохим, тогда как диалектика и весь ход жизни свидетельствуют об обратном.

Учениками ее могли быть люди всех сословий и возрастов, науки предполагались и гражданские, и духовные: грамматика, пиитика, риторика, диалектика , философия, богословие, языки -- славянский, греческий, латинский и польский.

Голодают богословы, мерзнут физики, терпят посмеяние астрологи, живут в пренебрежении диалектики .

В школе Ансельм преподавал все предметы тривиума, отдавая предпочтения, как считают исследователи, диалектике .

В современной науке есть несколько теорий, которые описывают работу различных систем. И наиболее точно описывающей разнообразные изменения, которые происходят с явлениями и предметами окружающего мира является диалектика. В Древней Греции под этим понятием понимали спор или же диалог. Со временем его стали использовать для обозначения противоречий не только в процессе философского спора, но и в природе, в мире. Целостная концепция диалектики была разработана великим немецким философом Гегелем.

Предыстория диалектики

Иными словами, задумываться о том, что такое диалектика, человек начал еще на заре своей истории, когда впервые устремился к пониманию закономерностей, действующих в окружающем его мире. Люди поняли, что знание данных механизмов может существенно помочь им в повседневной, реальной жизни, являясь способом понимать ее и, по возможности, преобразовывать.

Понятие

Диалектикой в философии сегодня называется способ аргументации (а также одна из форм рефлексивного теоретического мышления), который исследует противоречия, заложенные в содержании мышления. Слово «диалектика» в перевод с древнегреческого языка означает «искусство спорить, вести рассуждение».

Оно стало известным благодаря работам Платона, в частности, его произведения «Диалоги». В них двое или более участников беседы могли вести между собой разговор, и при этом придерживаться разных мнений. Однако они стремились найти истину путем обмена имеющимися у них мнениями. Уже начиная с работ Гегеля направление диалектики, начинает противопоставляться метафизике - учению о неизменности вещей, независимости их друг от друга.

Другие определения

В истории философии можно найти немало других определений того, что такое диалектика.

  • Гераклит считал, что под этим термином необходимо понимать учение о становлении, а также изменчивости бытия;
  • Платон под диалектикой понимал способ расчленения и связывания различных понятий с той целью, чтобы постичь высшую идею, сущность вещей;
  • Аристотель понимал под диалектикой науку, которая касается общих положений, которые могут быть найдены в любом научном исследовании;
  • Джордано Бруно и Николай Кузанский понимали под данным термином учении о совмещении противоположных по своей сути явлений;
  • Кант считал, что диалектика - это метод, позволяющий разрушить иллюзии, свойственные человеческому разуму. Ведь стремясь к познанию истины, он неизбежно запутывается в противоречиях.
  • Гегель, детально описавший принципы и законы диалектики, понимал под данным термином метод познания существующих противоречий, которые являются движущими силами развития.

В марксизме-ленинизме диалектика считалась учением, которое ложится в основу познания реального мира и его революционного преобразования

Диалектические принципы кратко

Было выделено несколько основных принципов диалектики. Кратко можно описать их следующим образом.

  • Вещи в мире находятся в связи между собой. Под этим принципом понимается, что каждый предмет или явление в материальном мире находится в связи с другими вещами. Например, каждый представитель животных включен в биологическую цепочку; предметы окружающего мира связаны с планетой Земля; последняя, в свою очередь, связана с Солнечной системой и так далее.
  • Принцип развития - поступательного движения, перехода от одного состояния к другому. Обычно развитие противопоставляется «творению», «взрыву». Нередко говорят, что оно должно иметь какую-либо цель, однако в диалектике это не всегда так. К примеру, сложно судить о какой-либо цели развития в природном мире. Невозможно предсказать и отдаленные задачи, которые преследует эволюция человеческого общества.
  • Принцип отрицания - каждое новое состояние предмета находится в противопоставлении к предыдущему.

Понятия и категории

Итак, мы разобрали, что такое диалектика. Однако данный метод в философии не исчерпывается только лишь одним определением и теми законами, которые ему свойственны. В этом направлении есть также и ряд диалектических закономерностей, которые выражаются в различных сущностях, или же понятиях.

Одновременно с формулировкой основных принципов диалектики были разработаны и ее основные категории. Они являются наиболее общими понятиями, которые отражают самые существенные связи между явлениями и предметами окружающего мира. Они собраны в определенную систему, в которой и находится само содержание диалектического метода. Чаще всего можно услышать о следующих основных категориях диалектики: субъект и объект познания, материя, сознание, мышление, сущность, явление, единичность, случайность, необходимость.

Понятия о вещах и явлениях

Также существуют и основные категории диалектики, которые относятся к вещам и явлениям окружающего мира. Они отражают различные стороны предметов, а также процессов, которые имеют место в реальности. Это такие понятия, как "вещь в себе", явление, сущее, движение, мир (космос), форма и содержание.

Основные принципы: закон системности

Данное положение является одним из основных. Закон системности формулируется следующим образом: все в мире связано между собой. Нет ни одного предмета или явления, который существовал бы вне зависимости от другого. Система в диалектике является одним из основополагающих понятий. Ее образуют несколько элементов, которые зависят друг от друга. Связи и отношения между различными элементами системы образуют ее структуру.

Познавательное значение этого закона заключается в том, что весь мир (включая также и самих людей) может быть представлен в виде сущности, где достаточно иметь знания о тех элементах, из которых состоит данная система, и об отношениях между ними. Тогда человек, если он, правильно определил ту или иную систему и ее сущность, становится способным познать ее суть.

Закон единства противоположностей

Это одна из наиболее сложных проблем диалектики. Одними из важнейших понятий данного закона являются «тождество» и «одинаковость», «различие» и «неодинаковость», «противоположность». Согласно данному закону, источник развития каждой вещи находится в ней самой. И любой предмет или же явление окружающего мира содержит в себе такие элементы, которые в принципе друг с другом не совместимы.

Единство противоположностей состоит в том, что они, на самом деле, неразрывно между собой связаны, и взаимно друг друга обусловливают. Например, частное можно выделить только лишь на фоне общего, и наоборот. Борьба противоположностей заключается в том, что они стремятся друг друга уничтожить, исключить. Крайней точкой этого противостояния является противоречие. Уход из данной крайней точки - представляет собой снятие противоречий, наступление необратимых изменений.

Данный закон формулируется следующим образом: все предметы и явления окружающего мира существуют по той причине, что они развиваются. Иными словами, их качественные и количественные показатели постоянно меняются. Не может быть ни одной сущности в действительном мире, которую бы не затрагивал этот закон.

В качестве примера действия данного закона в природе можно назвать факт из физики: свет является одновременно волной и частицей, как бы объединяя в себе несовместимые противоположности.

Закон отрицания

Данный принцип является также одним из основополагающих в объективной диалектике. Состоит он в том, что новое состояние объекта всегда отрицает старое, и при этом оно также становится отрицаемым новейшим состоянием. Данный принцип выражает преемственность в диалектике, повторяемость некоторых свойств низшей стадии развития на более высоких этапах.

Смысл данного закона заключается в том, что процесс развития всегда происходит по спирали. Развитие предполагает отрицание предыдущей стадии, однако затем и эта стадия также отрицается, и предшествующая стадия возвращается, однако уже в несколько ином качестве. Таким образом, с помощью этого закона иллюстрируется связь, которая существует между старым состоянием объекта окружающего мира, и новым.

Новое состояние с течением времени неизбежно стареет и исчезает. Например, тем людям, которые заинтересованы в своем развитии, невозможно уйти от отрицания своих старых свойств и приобретения принципиально новых состояний. Под старым понимаются разрушающиеся элементы когда-то существовавшей системы, те связи, которые имелись между ними. Новое же представляет собой элементы и соединяющие их связи, которые способствуют преобразованию системы, изменению ее функциональных возможностей.

Примеры действия данного закона в жизни:

  • Смена различных экономико-политических укладов в обществе;
  • Смена старшего поколения младшим;
  • Отмирание старых клеток в организме и появление новых.

Принцип перехода изменений качественных в количественные

При изучении принципов и законов диалектики необходимо учитывать, что все они взаимосвязаны между собой. Ведь эти закономерности отражают те законы, которые действуют в нашем мире. Даже на уровне простого обывателя можно заметить, что явлениям окружающего мира свойственна повторяемость, упорядоченность.

Основные понятия, применимые к данному закону, следующие:

  • Качество - равная бытию определенность, мера каких-либо характеристик предмета или явления, которая обладает стабильностью.
  • Количество - измеримые параметры предмета или объекта.
  • Мера - единство двух вышеперечисленных категорий. При определенном количестве изменений количество превращается в качество. Изменения в последнем не могут происходить до бесконечности.

Данный закон формулируется следующим образом: развитие объекта происходит путем накапливания количественных изменений, которые рано или поздно переходят в качественные (которые тоже в свою очередь являются условиями для новых изменений количественного плана). Иными словами, качество постепенно накапливается - так постулирует классическая диалектика. Пример в данном случае обычно приводится следующий: почка на дереве постепенно набухает и увеличивается, однако от этого она совершенно не перестает быть почкой.

В качестве еще одного примера можно привести действие нагревания воды. Если постепенно нагревать ее на один градус по Цельсию, то количественные показатели будут накапливаться, и рано или поздно перейдут в качественные - вещество перейдет в состояние пара.

Взгляды Гегеля

Иногда вышеперечисленные принципы называются законами диалектики Гегеля, поскольку в данном виде они были впервые сформулированы немецким философом. В трудах Гегеля есть немало моментов, которые отличают его от предшественников. Например, в отличие от Канта, в его философии нет понятия о феноменах и ноуменах, поскольку категории сознания в действительности принадлежат не только человеческому разуму, но также и свойственны предметам и явлениям окружающего мира. Гегель считал, что любой процесс развития всегда происходит в рамках описанной диалектической триады. Согласно законам диалектики Гегеля, сначала происходит выдвижение тезиса. Затем возникает антитезис. Между ними происходит конфликт, который вызывает синтез противоположностей. Когда достигается эта ступень, процесс повторяется заново.

Особенности диалектики немецкого философа

Гегель, предложив новое понимание того, что такое диалектика и ее теорию развития, выразил свои идеи в двух принципах и трех законах. Последние были описаны выше и известны под названием трех законов диалектики. Первый из них состоит в том, что «все связано со всем». Однако что значит этот принцип, философы до сих пор затрудняются ответить. Например, каким образом может быть связано изучение диалектики Гегеля с проведением карнавалов в Венеции. Второй принцип - «Все в мире находится в процессе развития». Данный принцип, как было указано, невозможно приложить к природе и прогрессу общества.

Диалектика в качестве теории развития

Впервые диалектика как учение о развитии была также интерпретирована Гегелем, установившим, что истина может быть найдена не в готовых научных изысканиях, а в постоянном процессе познания. Различные явления прошлого, те общественные порядки, которые царили раньше, представляли собой те ступени развития, на основе которых происходила своеобразная эволюция от низшей ступени к высшей. Для диалектического метода нет ничего раз и навсегда установленного.

1. Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через:

Законы диалектики;

Принципы.

Главная проблема диалектики - что такое развитие?

Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние - основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве - в каждый момент дви­жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди способов понимания диалектики развития - законов, категорий, принципов - основополагающими являются законы диалектики.

Закон - это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

Охватывают все сферы окружающей действительности;

Раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

Переход количества в качество;

Отрицания отрицания.

3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета - движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы - изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи­телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;

Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

Содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы);

Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

Мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество - тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера - единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) - скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества - меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

Смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

"эстафета поколений";

Смена вкусов в культуре, музыке;

Эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Отрицание старых форм новыми - причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

Развитие - только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

Исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

Принцип всеобщей связи;

Принцип системности;

Принцип причинности;

Принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов - предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

Внешние и внутренние;

Непосредственные и опосредованные;

Генетические и функциональные;

Пространственные и временные;

Случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи - внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

Вечность, неуничтожимость истории, мира;

Его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Сущность и явление;

Причина и следствие;

Единичное, особенное, всеобщее;

Возможность и действительность;

Необходимость и случайность.

Диалектика [греч. διαλεκτική (τέχνη) - искусство вести беседу, спор, от διαλέγομαι - веду беседу, спор] — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектики возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина.

Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит , отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям ещё не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином (διαλεκτική τέχνη) обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и неравен, тождествен себе и переходит в своё «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл).

В философии феодального общества — в схоластике — диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно .

В новое время, несмотря на господство метафизики , Декарт и Спиноза (первый — в своей космогонии, второй — в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро . Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, — противоречия в современном ему общественном сознании («Племянник Рамо»).

Важнейшим до Маркса этапом в развитии диалектики стал немецкий классический идеализм, который в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей немецких идеалистов.

Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своём учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант , который указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввёл — впервые после Декарта — идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту, — иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.

Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеалистическая диалектика Гегеля . Гегель «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» . В отличие от абстрактных определений рассудка диалектика, по Гегелю, есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость …».

Результат диалектики Гегеля далеко превзошёл то значение, которое ей отвёл он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой всё приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого передовые мыслители (русские и некоторые другие революционные демократы) видели в диалектике Гегеля «алгебру революции» (Герцен).

Истинно научное понимание диалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому материалистическая диалектика есть не только «онтологическое», но и гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической диалектикой как обобщённая история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности.

Главной категорией материалистической диалектики является противоречие . В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нём содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путём перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных буржуазных и реформистских теорий. Абсолютизация любой черты, стороны, закона диалектики ведёт к метафизическому её искажению.

Материалистическая диалектика представляет собой философский метод исследования природы, общества и познания. Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Революционное существо материалистической диалектики, не мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает её орудием практического преобразования общества, помогающим объективно учитывать исторические потребности общественного развития, несоответствие старых форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу человечества. Стратегия и тактика борьбы за коммунизм строится в полном соответствии с диалектико-материалистическим миропониманием.

Тема:№ 3. ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика

2. Исторические формы диалектики. Диалектика как учение о развитии. Диалектика как метод

3. Понятие «закон» в философии. Основные законы диалектики.

4. Закон единства и борьбы противоположностей, его сущность и значение.

5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Мировоззренческое и методологическое его значение.

6. Закон отрицания отрицания. Синтез в развитии.

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.

Понимание действительности в развитии – важнейший аспект диалекти-ческого воззрения на мир. Диалектика есть «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонностей виде ». Знание законов развития позволяет людям целенаправленно изменять мир в соответствии с объективными тенденциями и потребностями человеческой цивилизации. В чём состоят основополагающие идеи диалектики?

Философским открытием стала мысль о том, что окружающий человека мир, да и он сам со временем претерпевают некоторые изменения, но находятся в развитии. Это открытие породило массу сложных проблем. Что такое развитие? В каком направлении оно происходит? Развивается ли мир в целом, или же развитие свойственно только отдельным объектам? В чём источник развития? Существуют ли какие-либо его всеобщие законы, и если да, то каковы они? В истории философии не было единодушия в ответах на эти и подобные им вопросы.

Диалектика раскрывает космический закон бесконечного развития, преобразования и взаимосвязи всего сущего.

Родоначальником диалектики считается древнегреческий философ Гераклит. «Все течет, все изменяется», - писал он. - «В мире нет неподвижного: холодное – теплеет, теплое охлаждается, влажное высыхает… Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие и небытие – связаны между собой, они связывают, обусловливают друг друга». Причем, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей. Взгляды древнегреческих философов (Гераклит, Сократ, Платон) имели характер ценных, стихийных диалектических догадок. Само понятие «диалектики» впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ . «Диалектикой» он именовал метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении .

В схоластической философии средневековья диалектика преимущественно трактовалась, как умение изощренно логически рассуждать в спорах.

Наиболее стройной теорией диалектики является идеалистическое учение Гегеля. Ведущим началом развития Гегель признавал принцип противоречия , он сформулировал главные законы развития и основные категории диалектики. Как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга.


Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Диалектика предстает как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

В современной западноевропейской философии воспроизводятся различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Такова, например, экзистенциалистическая версия диалектики. Ее приверженцы (С.Къеркегор, Ж.-П.Сартр и др.) в понимании диалектики исходят из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия и трактуется преимущественно в духе погружения одинокого индивида в область личного сознания. Погружение индивида в личные переживания связанные с пограничными ситуациями, которые вызывают страдание, чувство вины, ожидание смерти, страх; характеризуются сложной динамикой чувств, мыслей, действий. Т.о. экзистенциализм ограничивает диалектику только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой.

Неотомисты (последователи учения религиозного философа Фомы Аквинского) Ж.Маритен, Э.Жильсон и др. видят диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира.

В подобных концепциях содержатся ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя, в общем, такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.

Современная материалистическая философия под диалектикой понимаетфилософское учение о развитиии взаимодействии противоположностей .

Понятие «развитие» предполагает направленные, качественные, необратимые изменения сложных системных объектов. В зависимости от направленности и характера (качества) развитие разделяют на две группы.

К первой группе относятся: прогресс, регресс, одноплоскостное и цикличное развитие.

Прогресс – вид развития, при котором наблюдается переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным формам.

Регресс – вид развития, при котором наблюдается переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным формам.

Цикличное развитие осуществляется по замкнутому циклу, в котором могут быть фазы прогресса и регресса. Однако система возвращается в исходное состояние – в нулевую точку цикла.

Ко второй группе относятсяэволюция и революция.

Эволюция – вид развития, который предполагает плавное, постепенное изменение системы в сторону совершенствования.

Революционный вид развития предполагает резкое, быстрое, скачко-образное изменение системы.

Диалектика исходит из того, что всё в мире находится во взаимной связи, в нем нет ничего в готовом виде, все предметы и явления беспрерывно изменяются, переходят из одного состояния в другое, возникают и исчезают, развиваются. Причем, развитие происходит как бы по разворачивающейся спирали, каждый виток которой повторяет предыдущий на более высоком уровне развития. Один из крупнейших представителей немецкой философии XIX в. Ф.Энгельс писал: «Для диалектической философии нет раз навсегда установленного, безусловного... На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней». Причем, под развитием здесь понимается непрерывный процесс возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему . Таким образом, мир, представляет собой бесконечный процесс движения, обновления, отмирания старого и возникновения нового. Источником развития , согласно диалектике, является борьба внутренних противоположностей, присущих самим предметам и явлениям.

Диалектика выступает как метод познания . Метод – это система правил и приемов, выработанных для познания и практики. Определенный метод в значительной степени обусловлен природой явлений и предметов, которые исследуются. Поэтому каждая область знания и сфера практики применяет свои специфические методы: одни методы в физике, другие в истории, третьи в медицине и т.д. Например, чтобы определить химический состав какого-либо вещества необходимо применить метод химического анализа; в физике этот метод применить уже нельзя.

Наряду с конкретными методами существуют всеобщие методы познания и преобразования мира. К таким методам познания относится диалектика . Она возникла в результате обобщения достижений различных наук и практики человечества. В отличие от методов познания конкретных наук, диалектика дает ключ к пониманию не отдельных областей действительности, а всех сфер природы, общества и мышления, к пониманию мира в целом.

Диалектика выступает как метод познания лишь по отношению к самой философии. По отношению к другим наукам она является методологией.

Методология – это наука о методах. Если естественные науки изучают саму действительность, то философия изучает процесс познания этой действительности. Таким образом, философия учит познавать, показывает, какими методами можно познать действительность.

Противоположным диалектическому методу является матафизический метод познания. Метафизический метод познания, который исходит из того, что все предметы и явления материального мира существуют независимо друг от друга, не связаны друг с другом; развитие происходит по замкнутому кругу, повторяя ранее уже пройденное. Метафизика признает механическое движение, а также простое увеличение и уменьшение чего-либо.

Итак, диалектика основана на нескольких фундаментальных идеях:

Все в природе, обществе, мышлении подлежит непрерывным изменениям и развитию.

Явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью.

Существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.

2 . ПОНЯТИЕ “ЗАКОН”. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Знание о том, что все в мире движется издавна вызывало у мыслящего человека вопросы.: Как возникает движение? Вечно оно или вызвано первотолчком? В какой форме происходит развитие? Имеет ли оно определенную направленность или же сталкивающиеся друг с другом предметы в процессе движения препятствуют тому, чтобы развитие имело какое-то определенное направление?

Если присмотреться к развитию мира, можно заметить, что в процессе движения существует известная упорядоченность. Упорядоченно движутся звезды. Времена года следуют друг за другом в определенном порядке. Развитие растений и животных тоже имеет определенную последовательность. Между вещами и явлениями имеют место определенные взаимосвязи, отмеченные признаком повторяемости. Такого рода взаимосвязи называются законами.

Закон – это существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь между предметами и явлениями существующего мира.

По сфере своего действия законы развития мира делятся на частные, общие и всеобщие.

Частные законы – это законы, выражающие связи и отношения, характерные для определенного круга однотипных явлений, их изучают конкретные науки. Это законы, которые исследуют такие науки, как физика, химия, биология…

Общие законы – законы, действующие в определенной форме движения материи (для природы в целом – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения).

Всеобщие законы – это законы, которые действуют во всем материальном мире. Это законы диалектики. Эти законы носят объективный и всеобщий характер. Это следующие законы:

Закон единства и борьбы противоположностей,

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные,

Закон отрицания отрицания.

Исследовать развитие – это, значит, дать ответ на три главных вопроса: как, почему и в каком направлении осуществляется процесс развития. Ответы на эти вопросы нашли свое отражение и в форме трех основных законов диалектики.

3 . Сущность закона единства и борьбы противоположностей.

Закон взаимодействия противоположностей выражает самую суть процесса развития. На то есть несколько причин, Прежде всего, надо заметить, что противоположные свойства, тенденции и аспекты окружающего нас мира: свет и тьма, рождение и смерть, высокое и низкое, правое и левое, мужское и женское, прошлое и будущее, любовь и ненависть, свое и чужое, доброе и злое – играют фундаментальную роль в жизни природы, космоса и деятельности человечества, развивающегося общества. Анализ этих пар бинарных оппозиций, их своеобразное осмысление и разрешение составляют внутренний мотив развёртывания любого мифа и целых мифологических систем у различных народов. Во-вторых, научный анализ окружающего мира с самого момента зарождения рациональной человеческой мысли приводил к следующему важному выводу: вся структура и динамика как космического целого, так индивидуального человеческого существования с необходимостью выводят на фундаментальные пары противоположностей. Эти пары очерчивают крайние точки, как бы логические пределы того, что мы можем о различных формах и проявлениях бытия помыслить, к чему нам надо стремиться и чего избегать. Это противоположности плоскости и точки, покоя и движения, ассоциации и диссоциации атомов, ассимиляции и диссимиляции веществ, наследственности и изменчивости, личного и общественного, войны и мира, доброго и злого, достойного и недостойного.. Здесь нетрудно видеть, что эти базовые пары категорий лежат в фундаменте всего спектра наук – от логики и физики до политологии и педагогики. В-третьих, философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бытии и познании. Начиная с Платона, философский разум в отличие от рассудка связывался со способностью к диалектическому мышлению. Диалектическое мышление исследовало различные взаимоотношения, в которых мог8ут находиться основополагающие противоположности мировой жизни. Не только борьба противоположностей, но их ритмическое чередование и взаимный переход друг в друга постепенно выдвигаются в центр философского внимания..

Учение о совпадении противоположностей станет одной из самых ярких черт философии Николая Кузанского, а их антиномическая интерпретация в «Критике чистого разума» принесут славу И. Канту. Наконец Гегель предприметсвою величественную попытку построить целую философскую систему на базе учения о диалектике противоположностей, их взаимоотрицании и синтезе. Философия не могла обойти проблему противоречий и ещё по одной причине. Дело в том, что возникновение и разрешение противоречий составляет самую суть движения нашего логического мышления.

Наконец, с Х1Х в., когда предметом научного изучения стали сложно-организованные развивающиеся системы, стало понятно, что их теоретическое познание невозможно без выявления источников и движущих сил их развития в виде тех или иных конституирующих противоположных систем и тенденций. Экономику нельзя понять без противоречий присущих самому товару. Историю любого общественного организма нельзя реконструировать без выявления противоборства политических сил и социальных групп, имеющих полярные общественные интересы.

Закон единства и борьбы противоположностей показывает, что все в мире находится в непрерывном движении и развитии, что основой развития является взаимопроникновение и борьба противоположных сторон, сил, находящихся в данном предмете или явлении. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает и характеризует источник и внутреннее содержание развития в природе, обществе и мышлении. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие, в чем состоит источник развития.

Предметам и явлениям окружающего мира свойственна известная устойчивость, определенность. Без этого качества в мире ничто не могло бы существовать. Это фиксированное, пребывающее равенство предмета самому себе мы называем тождеством . Тождество отражает в понятии покоящееся бытие предмета , означает сохранение предмета в некотором постоянном виде (оно положительно по своему характеру, выражает консервативную сторону предмета). Но мы знаем, что каждый объект природы, общество и отдельный человек находятся в непрерывном изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» – говорил Гераклит, выразив в афористической форме текучесть, подвижность, непостоянство всего существующего. Любой предмет в каждый данный момент уже не тот, чем он был прежде, следовательно, его устойчивость, равенство самому себе лишь относительны; предметам свойственно внутреннее различие.

Различие представляет собой как бы внутреннее беспокойство предмета, бесконечное стремление выйти за рамки самого себя, испепелить себя в изменчивости. Это постоянное убегание от себя не имеет какой-либо границы, Оно выражает, поэтому негативную, отрицательную природу предмета; оно стремится его сокрушить, разрушить установившееся тождество. Но поскольку предмет продолжает пребывать, сохраняться, то это бесконечное убегание от себя есть в то же время возвращение к тождеству с самим собой. Таким образом, тождество выступает как предел различия , как борющаяся, противоположная сторона предмета.

Тождество и различие – две стороны одного и того же отношения в предмете. Все предметы и явления существующего мира выступают как единство тождества и различия . Например, в живых организмах эта связь выражается в единстве наследственности и изменчивости.

Противоположности – это различные стороны одного и того же пред-мета, которые взаимопредполагают друг друга, не могут существовать друг без друга, взаимопроникают друг друга, и в то же время противоположны друг другу, взаимоотрицают, взаимоисключают друг друга. Например, противоположностями являются полюса магнита, процессы ассимиляции и диссимиляции, в историческом процессе антагонистические (непримиримые) классы, производительные силы и производственные отношения, производство и потребление, анализ и синтез, абстрактное и конкретное, логическое и историческое, возможность и действительность и т.д. .

В вещах и процессах объективной реальности противоположности проникают друг в друга, образуют множество сочетаний и переходов. Стоит проявить одну из них, как тут же о себе даёт знать другая. Отношения между ними носят диалектический характер, они способны переходить друг в друга, меняться местами. Когда противоположности одновременно исключают, предполагают и обуславливают друг друга, тогда речь идёт о диалектическом противоречии, которое

Каждая противоположность предполагает «своё другое»состояние. Так, устойчивость предполагает изменчивость и, наоборот, изменчивость предполагает устойчивость. Усиление или ослабление одной из них ведёт к изменению её роли и таким образом меняет удельный вес и значение другой противоположности.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, характери-зующееся их единством и борьбой.

Противоречивость предметов и явлений носит всеобщий, универсальный характер. В мире не существует предметов и явлений материального мира, которые не раздваивались бы на противоположности.

Основными сторонами противоречия являются его противоположности. Противоположности образуют одну внутреннюю противоречивую сущность предмета или явления. Таким образом, сущность любой вещи противоречива, хотя и едина. Причем, противоположности существуют не рядом, а каждая содержит в себе свою противоположность. В этом суть диалектического единства противоположностей.

Единство противоположностей – это их закономерная связь, выражающая обоюдную принадлежность к одной и той же сущности. Единство противоположностей выступает условием существования предмета как целостного материального образования. В единстве противоположностей выражена функция качественной определенности данного предмета или явления.

С другой стороны, противоположности постоянно находятся в состоянии борьбы , так как они противоположны.

Источником самодвижения, саморазвития всего сущего является борьба внутренних противоположностей. Подтверждением этому служит открытие в естествознании энергии ядра. Источником общественного развития является борьба противоположных классов, противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

В своем развитии противоречие проходит следующие этапы:

1. Становление противоречия (этап тождества ). На этом этапе развития преобладает единство противоположностей, борьба только намечается, находится в не проявленном состоянии.

2. Развитие или развёртывание противоречия (этап различия ). На этом этапе развития противоречия борьба противоположностей развёртывается и обостряется.

1. Разрешение противоречия (этап противоположности ). Разрывается единство противоположностей (происходит скачок), борьба же не прекращается, а достигает наивысшей степени и предмет переходит в другое качественное состояние.

Таким образом, главную, ведущую роль в процессе развития и в диалектической взаимосвязи единства и борьбы противоположностей играет борьба. В.И.Ленин по поводу этого писал: «Единство противоположностей условно, временно, преходяще. Борьба взаимоисключающих противопо-ложностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение ». (Полн. собр.соч. т.29, с. 317).

Возникновение противоположностей свидетельствует о том, что различие уступает место противоречию. Противоречие развивается до конфликта. Конфликт – это та стадия развития противоречия, где оно должно разрешиться. Развитие различия, противоположности, противоречия на разных уровнях бытия в мире имеет свою специфику, отличается по времени своего развития, а также по остроте конфликта. Различают внутренние и внешние, основные и не основные, главные и не главные, антагонистические и неантагонистические противоречия.

К внутренним противоречиям относятся: внутривидовые, внутриго-сударственные, внутрисемейные, внутрисистемные противоречия. Их особенность заключается в том, что они имеют единое основание . К внешним противоречиям относят те, которые возникают между явлениями разной природы, где каждое располагает своим основанием. Например, противоречия между природой и обществом, обществом и человеком, человеком и другим человеком.

Основное противоречие характеризуется тем, что его временный интервал равен времени существования носителя или носителей этого противоречия. Примером основного противоречия является противоречие жизни и смерти, раба и господина, рабочего и капиталиста, производства и потребления.

Все виды противоречий так или иначе разрешаются, обеспечивая развитие своих носителей, движение их к новому качеству.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения