Почему старуха изергиль романтическое произведение кратко. Сочинение: Романтизм в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький). Другие сочинения по этому произведению

В пе­ри­од с 1892 по 1902 годы по сте­пям Бес­са­ра­бии стран­ство­вал тогда еще ни­ко­му не из­вест­ный 24-лет­ний Алек­сей Пеш­ков, ко­то­рый очень скоро вой­дет в рус­скую ли­те­ра­ту­ру под псев­до­ни­мом Мак­сим Горь­кий (рис. 1).

Тя­же­лы­ми и од­но­вре­мен­но пре­крас­ны­ми были те 5 лет для пи­са­те­ля. Тя­же­лы­ми, по­то­му что при­хо­ди­лось туго: чтобы не уме­реть с го­ло­да, Горь­кий не брез­го­вал ни­ка­кой, даже самой тя­же­лой ра­бо­той. В то же время бу­ду­щий пи­са­тель на­кап­ли­вал впе­чат­ле­ния, на­блю­дал, на­би­рал­ся опыта, встре­чал ин­те­рес­ных людей. Все это в даль­ней­шем легло в ос­но­ву его твор­че­ства.

Рис. 1. М. Горь­кий

Пер­вые про­из­ве­де­ния мо­ло­до­го Горь­ко­го по­свя­ще­ны пе­ри­о­ду южных ски­та­ний. Это рас­ска­зы «Макар Чудра», «Чел­каш», «Ста­ру­ха Изер­гиль».

В на­зва­ни­ях зву­чат имена глав­ных ге­ро­ев. Они необыч­ны, непри­выч­ны для нас. Как необыч­ны со­бы­тия, о ко­то­рых по­вест­ву­ет рас­сказ­чик. Си­но­ни­мы к слову «необыч­ный» – за­га­доч­ный, та­ин­ствен­ный, кра­си­вый, фан­та­сти­че­ский, ро­ман­ти­че­ский.

Все эти опре­де­ле­ния как нель­зя точно от­ра­жа­ют впе­чат­ле­ние от ран­них ро­ман­ти­че­ских рас­ска­зов Горь­ко­го.

Роль пей­за­жа в ро­ман­ти­че­ских рас­ска­зах Горь­ко­го

Пей­заж (фр. Paysage от pays, мест­ность, стра­на) – 1) вид мест­но­сти; 2) в ис­кус­стве – ху­до­же­ствен­ное изоб­ра­же­ние при­ро­ды. Го­во­ря точ­нее, это один из видов ху­до­же­ствен­но­го опи­са­ния или жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, ос­нов­ной пред­мет изоб­ра­же­ния в ко­то­ром – при­ро­да, город или ар­хи­тек­тур­ный ком­плекс.

Ос­нов­ные цели ис­поль­зо­ва­ния пей­за­жа:

Рас­крыть со­сто­я­ние героя;

Про­ти­во­по­ста­вить окру­жа­ю­щий мир че­ло­ве­че­ским убеж­де­ни­ям;

Уста­но­вить ком­по­зи­ци­он­ные связи между ча­стя­ми про­из­ве­де­ния;

От­ра­зить за­гад­ку при­ро­ды, ее кра­со­ту и уни­каль­ность.

С пер­вых строк рас­ска­за «Ста­ру­ха Изер­гиль» чи­та­тель по­гру­жа­ет­ся в ат­мо­сфе­ру южной ночи, чув­ству­ет лас­ка­ние теп­ло­го мор­ско­го ветра, слы­шит звуки ноч­ной степи, видит по­ю­щих людей, воз­вра­ща­ю­щих­ся с ра­бо­ты: «Воз­дух был про­пи­тан ост­рым за­па­хом моря и жир­ны­ми ис­па­ре­ни­я­ми земли, неза­дол­го до ве­че­ра обиль­но смо­чен­ной до­ждем. Еще и те­перь по небу бро­ди­ли об­рыв­ки туч, пыш­ные, стран­ных очер­та­ний и кра­сок, тут – мяг­кие, как клубы дыма, сизые и пе­пель­но-го­лу­бые, там – рез­кие, как об­лом­ки скал, ма­то­во-чер­ные или ко­рич­не­вые. Между ними лас­ко­во бле­сте­ли тем­но-го­лу­бые клоч­ки неба, укра­шен­ные зо­ло­ты­ми кра­пин­ка­ми звезд. Все это – звуки и за­па­хи, тучи и люди – было стран­но кра­си­во и груст­но, ка­за­лось на­ча­лом чуд­ной сказ­ки».

Сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рые по­мо­га­ют при­дать пей­за­жу необыч­но­сти, за­га­доч­но­сти, ро­ман­тич­но­сти:

ЭПИ­ТЕ­ТЫ: «ост­рый запах моря», «пыш­ные, стран­ные очер­та­ния и крас­ки», «лас­ко­во бле­сте­ли», «укра­шен­ные зо­ло­ты­ми кра­пин­ка­ми звезд», «было стран­но, кра­си­во и груст­но», «чуд­ная сказ­ка».

МЕ­ТА­ФО­РЫ: «об­рыв­ки туч», «клоч­ки неба», «кра­пин­ки звезд».

СРАВ­НЕ­НИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как об­лом­ки скал».

ОЛИ­ЦЕ­ТВО­РЕ­НИЕ: «по небу бро­ди­ли об­рыв­ки туч».

Осо­бен­но­сти ком­по­зи­ции рас­ска­за Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль»:

Ле­ген­да о Ларре

Жизнь ста­ру­хи Изер­гиль.

Об­рам­ле­ни­ем каж­дой части яв­ля­ет­ся ро­ман­ти­че­ский пей­заж, в ко­то­ром при­ро­да как бы ожи­ва­ет и ста­но­вит­ся участ­ни­ком по­вест­во­ва­ния, уси­ли­ва­ет ро­ман­ти­че­ское со­дер­жа­ние ле­генд.

Ле­ген­да, как миф и сказ­ка, яв­ля­ет­ся жан­ром уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства. Со­бы­тия в ле­ген­де при­укра­ше­ны или пре­уве­ли­че­ны. Глав­ный герой ле­ген­ды – лич­ность необыч­ная, ис­клю­чи­тель­ная, ро­ман­ти­че­ская.

Ро­ман­ти­че­ские герои рас­ска­за Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль»

«Ле­ген­да о Ларре»

Про­ис­хож­де­ние

Внеш­ность

20-лет­ний юноша, кра­си­вый и силь­ный.

Глаза «хо­лод­ны и горды, как у царя птиц».

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим

Вы­со­ко­ме­рие, пре­зре­ние:

«он от­ве­чал, если хотел, или мол­чал, а когда при­шли ста­рей­шие пле­ме­ни, он го­во­рил с ними, как с рав­ны­ми себе».

По­ступ­ки

Убий­ство

Ре­ак­ция окру­жа­ю­щих

Имя Ларра озна­ча­ет «от­вер­жен­ный, вы­ки­ну­тый вон».

Финал ле­ген­ды

«Ему нет жизни, и смерть не улы­ба­ет­ся ему. И нет ему места среди людей... Вот как был по­ра­жен че­ло­век за гор­дость!»

Идея «Ле­ген­ды о Ларре»: «За все, что че­ло­век берет, он пла­тит собой: своим умом и силой, ино­гда – жиз­нью».

Про­ис­хож­де­ние

«один из тех людей»

Внеш­ность

«мо­ло­дой кра­са­вец», «в очах его све­ти­лось много силы и жи­во­го огня».

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим

Аль­тру­изм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они по­гиб­нут. И вот его серд­це вспых­ну­ло огнем же­ла­ния спа­сти их, вы­ве­сти на лег­кий путь».

По­ступ­ки

Са­мо­по­жерт­во­ва­ние: «он разо­рвал ру­ка­ми себе грудь и вы­рвал из нее свое серд­це и вы­со­ко под­нял его над го­ло­вой. Оно пы­ла­ло так ярко, как солн­це, и ярче солн­ца, и весь лес за­мол­чал, осве­щен­ный этим фа­ке­лом ве­ли­кой любви к людям».

Ре­ак­ция окру­жа­ю­щих

1. «Друж­но все пошли за ним – ве­ри­ли в него».

2. «И стали они упре­кать его в неуме­нии

управ­лять ими»

3. «ра­дост­ные и пол­ные на­дежд, не за­ме­ти­ли смер­ти его».

Финал

«Кинул взор впе­ред себя на ширь степи гор­дый на сво­бод­ную землю и за­сме­ял­ся гордо. А потом упал и – умер».

Идея. Ле­ген­да о Данко, кра­си­вом, сме­лом и силь­ном герое, несет в себе идею по­дви­га, са­мо­по­жерт­во­ва­ния, аль­тру­из­ма (рис. 2).

Рис. 2. Ле­ген­да о Данко

Данко по­мо­га­ет людям не ради славы и при­зна­ния, а ради их сча­стья. И пусть люди сразу не оце­ни­ли его по­дви­га. Но сама при­ро­да не дала им за­быть о по­дви­ге Данко:«в степи стало страш­но тихо, точно и она была по­ра­же­на силой смель­ча­ка Данко, ко­то­рый сжег для людей свое серд­це и умер, не прося у них ни­че­го в на­гра­ду себе».

Срав­не­ние Ларры и Данко

Ге­ро­ев объ­еди­ня­ет толь­ко один пункт срав­не­ния: оба мо­ло­ды, кра­си­вы, горды. В осталь­ном они про­ти­во­по­лож­ны. Ларра – во­пло­ще­ние эго­из­ма, же­сто­ко­сти, ци­нич­но­го рав­но­ду­шия к людям, гор­ды­ни. Данко – аль­тру­ист, со­вер­ша­ю­щий по­двиг са­мо­по­жерт­во­ва­ния во имя людей. Таким об­ра­зом, рас­сказ по­стро­ен на ан­ти­те­зе, а герои яв­ля­ют­ся ан­ти­по­да­ми.

Ан­ти­под (др.-греч. ἀντίπους - «про­ти­во­по­лож­ные» или «про­ти­во­сто­я­щие ») - в общем смыс­ле что-ни­будь, рас­по­ло­жен­ное про­ти­во­по­лож­но че­му-ни­будь дру­го­му.

В пе­ре­нос­ном смыс­ле может при­ме­нять­ся к любым про­ти­во­по­лож­ным пред­ме­там, на­при­мер, к людям с про­ти­во­по­лож­ны­ми взгля­да­ми.

Образ ста­ру­хи Изер­гиль

В рас­сказ «Ста­ру­ха Изер­гиль» автор вклю­ча­ет рас­сказ ста­ру­хи о своей жизни. Эти вос­по­ми­на­ния ком­по­зи­ци­он­но раз­ме­ща­ют­ся между двумя ле­ген­да­ми. Герои ле­генд не ре­аль­ные люди, а сим­во­лы. Ларра – сим­вол эго­из­ма, Данко – аль­тру­из­ма. Что ка­са­ет­ся об­ра­за ста­ру­хи Изер­гиль, то ее жизнь и судь­ба вполне ре­а­ли­стич­ны.

Изер­гиль очень стара: «Время со­гну­ло ее по­по­лам, чер­ные ко­гда-то глаза были туск­лы и сле­зи­лись. Ее сухой голос зву­чал стран­но, он хру­стел, точно ста­ру­ха го­во­ри­ла ко­стя­ми».

Ста­ру­ха рас­ска­зы­ва­ет о своей жизни, о муж­чи­нах, ко­то­рых сна­ча­ла лю­би­ла, а потом пре­да­ва­ла, и толь­ко ради од­но­го была го­то­ва от­дать жизнь. Все воз­люб­лен­ные ее внешне могли быть некра­си­вы. Но не это было глав­ное для Изер­гиль. Она вы­би­ра­ла тех, кто спо­со­бен на по­сту­пок: «Он любил по­дви­ги. А когда че­ло­век любит по­дви­ги, он все­гда умеет их сде­лать и най­дет, где это можно. В жизни, зна­ешь ли ты, все­гда есть место по­дви­гам. И те, ко­то­рые не на­хо­дят их для себя, – те про­сто лен­тяи или трусы или не по­ни­ма­ют жизни, по­то­му что, кабы люди по­ни­ма­ли жизнь, каж­дый за­хо­тел бы оста­вить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не по­жи­ра­ла бы людей бес­след­но...»

В своей жизни Изер­гиль часто по­сту­па­ла эго­и­стич­но. На­при­мер, вспом­ним ее побег из га­ре­ма с сыном сул­та­на, ко­то­рый вско­ре умер. Она рас­ска­зы­ва­ет: «Я пла­ка­ла над ним. Кто ска­жет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изер­гиль была спо­соб­на на по­двиг са­мо­по­жерт­во­ва­ния. На­при­мер, она рис­ку­ет собой, спа­сая лю­би­мо­го че­ло­ве­ка из плена.

Ста­ру­ха Изер­гиль ме­ря­ет людей та­ки­ми по­ня­ти­я­ми, как чест­ность, пря­мо­та, сме­лость, де­я­тель­ность. Для нее это кра­си­вые люди. Изер­гиль осуж­да­ет людей скуч­ных, трус­ли­вых и под­лых. Она гор­дит­ся, что мно­гое по­ви­да­ла на своем веку и верит: ее жиз­нен­ный опыт нужно пе­ре­да­вать мо­ло­дым. Вот по­че­му она рас­ска­зы­ва­ет ле­ген­ды о Ларре и Данко.

Вопросы к конспектам

Най­ди­те и про­чи­тай­те опи­са­ние степи перед ле­ген­дой о Данко и после неё. Какую роль ро­ман­ти­че­ский пей­заж иг­ра­ет в рас­ска­зе?

Можно ли Данко и Ларру на­звать ро­ман­ти­че­ски­ми ге­ро­я­ми? Ответ обос­нуй­те.

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - рассказ-размышление о смысле жизни, о проблеме нравственного выбора, о смелости и подвиге. Раскрытию смысла способствует удивительная композиция рассказа, которая называется «рассказ в рассказе». Повествование разделено на 3 части: первая - легенда о Ларре, вторая – рассказ старухи Изергиль о своей жизни, третья – легенда о Данко.
Ларра был сыном женщины и орла. Основа его характера – гордыня. Он ставит себя выше других людей, не считаясь с их чувствами. Его гордость доходит до жестокости. Он не колеблясь убивает дочь вождя за то, что та не захотела стать его женой. Он не хочет жить как остальные люди, хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен. Он «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего», это дает ему право презирать людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени – «наказание ему в нем самом». Оказалось, что Ларра не может быть вне людей, он оказался обречен на вечные скитания в одиночестве. В конце концов от Ларры осталась только тень.
Не менее значимым образом является образ повествователя – Старухи Изергиль. Старая цыганка обладает сильным, вольнолюбивым характером, который не может не привлекать к ней людей. Она любит жизнь и свободу, способна воспринимать красоту окружающего мира. Но кроме того в ней много гордыни и эгоизма. Она ни от кого не хочет зависеть, спасает своего возлюбленного из плена, но сама уходит от него, так как знает, что больше не любима, а принимать вместо любви чувство благодарности героиня не желает. Однако ее портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувстсвенной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверенна в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.

Изергиль очень стара, она стала почти как тень, тоже стало и с Ларрой. Особенное место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как то: «тусклые глаза» , «отрескавшиеся губы», «морщенный нос, загнутый словно, нос совы», «черные ямы щек», «прядь пепельно-седых волос».Они повествуют о нелегкой жизни героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Старуха – человек, живущий среди людей.
Данко – противоположность Ларры. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут, мечтает о свободе не только для себя,а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он жертвуя собой, ведет их из темного леса к золотой сияющей реке. Любовь Данко к людям и желание им помочь настолько велики, что его сердце превращается в горящий факел, который не может затушить ни человек, ни ветер, ни время. Однако, люди жестоки, и как только они оказались в безопасности, гордое сердце Данко оказывается растоптанным осторожным человеком, испугавшимся чего-то.
Анализ отрывка из рассказа.
То что сделал Данко – прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени. Увел через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. И тогда он разорвал свою грудь и своим сердцем осветил лес. Люди вышли, но он умер.Он совершил подвиг, пожертвовал своей жизнью ради маленьких, неблагодарных людей. Они не способны понять истинное благородство и подчиняются диким, животным инстинктам. Они пляшут у костра, радуясь, что трудности позади и забыли того, кому этим обязаны. А тот лежит бездыханный и на его благородное сердце наступают грязной ногой. Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти.

И лишь легенда воспевает имя Данко.

  1. Новое!

    Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Одна связана с изображением...

  2. Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М.Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых...

    Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился...

    Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные...

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

» относится к раннему этапу творчества А.М. Горького. Написан с соблюдением романтических традиций.

Согласно романтическим канонам главный герой должен быть не только необычным, но и обязан представлять собой исключительную личность: гордый, одинокий, свободолюбивый. Именно такими личностями являлись Ларра с Данко.

«Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого…

…Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».

Ларра утверждает право на господство сильней личности. Гордый сын свободного отца-орла и женщины нарушает все правила человеческой жизни. Этим он противопоставляет себя людям и наказывает себя вечным одиночеством. И после убийства, совершенного им, его приговаривают к самой страшной каре - одиночеству до конца своих дней, но не будет им конца: он бессмертен.

«А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, - юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком… А этот - был человек».

Данко же полная же противоположность Ларре. Для него свобода важна, но он хочет добиться ее для всего народа.

«Что я сделаю для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко».

«Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы.
Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!»

Оба героя становятся бессмертными.

«…Подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож - точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Но Ларра бессмертен физически, а Данко остается жить, освещать голубыми искрами природу, мысли, сердца людей перед грозой.

«Эти искры от горячего сердца Данко. Было на свете сердце, которое, однажды, вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры».

Но почему искры только перед грозой? Может быть, потому само это природное явление - есть борьба неба с землей, облаков и солнца. Ларра и Данко - исключительные характеры, поэтому события произведения происходят под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу, где необычная, экзотическая природа.

«Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Преображение природы, ее преломление отражает особенности характера героев и их поступков. Ларра, - сын горного орла, поэтому он, как и свой отец, проживающий в горах, олицетворяют собой стремление к безграничной свободе, могуществу, непобедимости и силе. Проявлением характера Данко можно назвать лес, который можно соотнести с клеткой. Именно из этой клетки, тюрьмы он и хочет вывести людей, ища для них свободы. Ларра не хотел, не мог отдать людям даже частичку своего «я», а Данко отдает всего себя.

Данко. Смерть:

«Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву…

…И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».

Смерть Данко во имя свободы и других людей также указывает на отнесенность рассказа к эпохе романтизма: страстное стремление к свободе, поставленной цели - одна из характерных черт романтического героя, которая нередко приводит к его трагической гибели.

Еще одним доказательством принадлежности произведения к романтическому жанру можно назвать то, что старуха Изергиль рассказывает о событиях давно минувших дней, легендах. Кроме того сохраняется единство места и времени - ведь рассказчица повествует обо всех легендах в рамках одного дня.

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения