Теория общественно-экономических формаций. Теория общественно-экономической формации

Одним из путей изучения общества является формационный путь.

Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

Формация

Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис , то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка .

Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом . Он же выделил типы формаций.

Пять типов формаций по К.Марксу

  • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
  • Рабовладельческая формация : средства производства, орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
  • Феодальная формация : средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
  • Капиталистическая формация : средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
  • Коммунистическая формация : характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Теория общественно-экономической формации

К.Маркс представил всемирную историю как естественно-исторический, закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Используя в качестве основного критерия прогресса - экономический - тип производственных отношений (прежде всего, форму собственности на средства производства), Маркс в истории выделяет пять основных экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.

Первобытнообщинный строй - первая неантагонистическая общественно-экономи-ческая формация, через которую прошли все без исключения народы. В результате ее разложения осуществляется переход к классовым, антагонистическим формациям. Среди ранних ступеней классового общества некоторые ученые, кроме рабовладельческого и феодального способов производства выделяют особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию. Этот вопрос остается дискуссионным, открытым в обществознании и сейчас.

"Буржуазные производственные отношения, - писал К.Маркс, - являются последней антагонистической формой общественного процесса производства... Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества". На смену ей закономерно приходит, как предвидели К.Маркс и Ф.Энгельс, коммунистическая формация, открывающая подлинно человеческую историю.

Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, целостная социальная система, развивающаяся и функционирующая на основе характерного для нее способа материальных благ. Из двух основных элементов способа производства (производительные силы и производственные отношения ) в марксизме ведущим считается - производственные отношения, по ним определяется тип способа производства и, соответственно, тип формации. Совокупность господствующих экономических производственных отношений составляет Базис общества. Над базисом возвышается политическая, юридическая надстройка . Эти два элемента дают представление о системном характере общественных отношений; служат методологической основой в изучении структуры формации (см.: схему 37 ).

Последовательная смена общественно-экономических формаций движется противоречием между новыми, развившимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые на определенной ступени превращаются из форм развития в оковы производительных сил. На основе анализа этого противоречия Марксом были сформулированы две основные закономерности смены формаций.

1. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.

2. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая разрешает противоречие в способе производства (между производительными силами и производственными отношениями ) и в результате этого меняется вся система общественных отношений.

Теория общественно-экономической формации является методом постижения всемирной истории в ее единстве и многообразии. Последовательная смена формаций образует магистральную линию прогресса человечества, образуя его единство. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием, которое проявляется:

· - в том, что не каждое конкретное общество проходит все ступени (например, славянские народы минули стадию рабовладения );

· - в существовании региональных особенностей, культурно-исторической специфике проявления общих закономерностей;

· - в наличии различных переходных форм от одной формации к другой; в переходной период в обществе, как правило, сосуществуют различные общественно-экономиче-ские уклады, представляющие собой как остатки старой, так и зародыши новой формации.

Анализируя новый исторический процесс, К. Маркс выделял также три основных ступени (так называемая трехчленка) :

Теория общественно-экономической формации является методологической основой современной исторической науки (на ее основе делается глобальная периодизация исторического процесса ) и обществознания в целом.

Cтраница 1


Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. Маркс иногда использует также термины экономическая формация и экономическая общественная формация. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.  

Общественная формация, идущая на смену капитализму, основывающаяся на крупном научно-организованном общественном производстве, организованном распределении и состоящая из двух фаз: 1) низшей (социализм), при которой средства производства уже являются общественной собственностью, классы уже уничтожены, но сохраняется еще государство, и каждый член общества получает в зависимости от количества и качества его труда; 2) высшей (полный коммунизм), при которой отмирает государство и осуществляется принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Переход от капитализма к коммунизму возможен только через пролетарскую революцию и длительную эпоху диктатуры пролетариата.  

Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.  

Общественная формация - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества.  

Понятие общественная формация используется для обозначения качественно различных типов общества. Однако в реальной действительности наряду с ними существуют элементы старых способов производства и нарождающихся новых в форме общественно-экономических укладов, что особенно характерно для переходных периодов от одной формации к другой. В современных условиях изучение экономических укладов и особенностей их взаимодействия становится все более актуальной проблемой.  

Каждой общественной формации присуща свия К.  

Изменение общественной формации в России требует пересмотра методического и нормативного аппарата обеспечения надежности больших систем энергетики. Переход к рыночным отношениям в отраслях ТЭК, являющихся естественными монополиями (электроэнергетика и газовая промышленность), связан с новыми постановками задач надежности. В то же время целесообразно сохранить все ценное в методологии исследования надежности систем энергетики из того, что было создано в предшествующем периоде.  

Всякой общественной формации соответствует собственная классовая структура общества. При этом финансы учитывают отношения распределения национального дохода, организуя их перераспределение в пользу государства.  

Для любой общественной формации характерно несовпадение производства и потребления (использования) продукта труда во времени и в пространстве. По мере развития общественного разделения труда это несовпадение возрастает. Но принципиальное значение имеет тот факт, что продукт лишь тогда готов к потреблению, когда он доставлен к месту потребления с теми потребительскими свойствами, которые отвечают условиям его использования.  

Для любой общественной формации закономерно создание определенного количества запасов материальных ресурсов для обеспечения непрерывного процесса производства и обращения. Создание запасов материальных ценностей на предприятиях носит объективный характер и является следствием общественного разделения труда, когда предприятие в процессе производственной деятельности получает необходимые ему средства производства от других предприятий, территориально расположенных на значительном удалении от потребителей.  

исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, ступень прогрессивного развития человечества от первообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм - к коммунистической формации, это не общество вообще, не абстрактное общество, а конкретное, функционирующее по определенным законам как единый социальный организм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

/D/Okonomische Gesellschaftsformation; /Е/ Socioeconomic formation; /F/ Formation economigue et sociale; /Еsр./ Formacion economico social.

Категория, отражающая взаимосвязь базисных и надстроечных общественных отношений, первичность первых по отношению ко вторым. В гносеологическом отношении такое деление позволяет отразить специфику причинно - следственных связей в общественной жизни. В наиболее общем виде общественно-экономическую формацию можно определить как общество на определенной ступени исторического развития.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Общественно экономическая формация

по - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Обычно выделяли первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Хотя отдельные элементы и примеры производственных (общественных) отношений, присущих той или иной формации, вероятно, можно найти в любое историческое время.

С точки зрения диатропического подхода к процессу познания формационное описание общества представляется вполне допустимым. Другое дело, что, вероятно, можно выделить и некоторые промежуточные или иные формы, например: социализм, древние бюрократические формации Китая (восточного типа), кочевые и т.п.

Ассоциативный блок.

А ведь вполне можно выделить ступень развития человека и общества, когда основой добывания материальных ресурсов является грабеж других людей и народов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Общественно-экономическая формация

целостная конкретно-историческая ступень развития общества. О.э.ф. – основное понятие социальной философии марксизма, согласно которой история человеческого общества представляет собой последовательность закономерно сменяющих друг друга О.э.ф.: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазно-капиталистической и коммунистической. Данное положение составляет основу закона формационного развития общества. Структуру О.э.ф. составляют экономический базис, т.е. способ общественного производства и социально-идеологическая надстройка, включающая политические и правовые идеи, отношения и институты, над которыми возвышаются формы общественного сознания: мораль, искусство, религия, наука, философия. Тем самым О.э.ф. представляет собой общество на конкретно-исторической ступени своего развития, функционирующее как целостная социальная система на основе присущего ей способа производства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

исторический тип об-ва, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие “е0.-э. ф.” впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т. д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение к-рого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим об-во как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс - как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие “О.-э. ф.” позволяет рассмотреть человеческое об-во в каждый период его развития как единый “социальный организм”, включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы к-рых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Понятие “О.-э. ф.” не дает конкретных знаний об истории той или иной страны, отдельного региона или человечества в целом, но оно формулирует осн. теоретико-методологические установки, требующие последовательного научного анализа фактов истории. Использование данного понятия несовместимо с навязыванием историческому познанию каких бы то ни было априорных схем и субъективных конструкций. Каждая О.-э. ф. имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Это в особенности относится к коммунистической формации, этапом становления и развития к-рой является социализм. В настоящее время в ходе революционной перестройки формируется новое представление о социализме и, соответственно, о коммунистической О.-э. ф. Гл. цель - преодоление утопических взглядов, трезвый учет реальности и длительности процессов становления и развития социализма и коммунистической формации в целом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии. Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация. Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму. Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие. В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли. Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому. Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Формация общественно-экономическая

категория исторического материализма, выражающая материалистическое понимание истории, представляющая общество как органическую целостность, соответствующую определенной ступени развития всемирной истории. Категория Ф. о.-э. представляет результат исследования общества с позиции материалистической диалектики, что позволило Марксу и Энгельсу преодолеть абстрактный внеисторический подход к пониманию общественной жизни, открыть общие и специфические законы социального развития, установить преемственность между различными этапами истории. Развитие Ф. о.-э. и переход от одной Ф. о.-э. к другой в марксистской философии рассматривается как естественно-исторический процесс, как логика истории. Ф. о.-э. - это социально-производственная органическая целостность со своим способом материального производства, с присущими ей особыми производственными отношениями, своими формами общественной организации труда, устойчивыми формами общности людей и отношений между ними, специфическими формами управления, организации семейных отношений, определенными формами общественного сознания. Системообразующим принципом Ф. о.-э. является способ производства. Смена способа производства определяет смену Ф. о.-э. Маркс выделил пять Ф. о.-э. в качестве ступеней прогрессивного развития человеческого общества: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. На начальном этапе истории труд малопродуктивен, поэтому Bсe члены общества равны в своей бедности (первобытный коммунизм). На основе совершенствования орудий труда и общественного разделения труда повышается его производительность и появляется прибавочный продукт, а вместе с ним и борьба за его присвоение. Таким образом возникает классовая борьба за право собственности на орудия производства, в ходе которой возникает государство как инструмент классового господства, а также и определенная идеология как духовное обоснование и закрепление привилегированного положения определенных социальных групп в обществе. Ф. о.-э. - идеальная модель исторического развития, в истории не существовало и не существует «чистых» Ф. о.-э., на любом этапе истории в обществе присутствуют как господствующие общественные отношения, характерные для господствующего способа производства, так и пережитки прошлого способа производства и зарождающиеся новые производственные отношения. В конкретном обществе сосуществуют различные формационные элементы, различные экономические уклады, разнообразные элементы государственного устройства. В этом плане характерно положение Маркса об азиатском способе производства, по поводу которого до сих пор не выработана общая точка зрения даже среди марксистских исследователей. Различие форм сочетания нового и старого, прогрессивного и реакционного, революционного и консервативного, связей с другими странами, исторические особенности делают общественную жизнь каждой страны уникальной, несмотря на принадлежность ее к общей для ряда стран Ф. о.-э. Кроме того, и каждая Ф. о.-э. имеет свои этапы развития, стадии, темп и ритм. Однако, несмотря на уникальность исторической ситуации в каждой стране, любое общество имеет определенную социально-экономическую структуру (схему). Экономической основой Ф. о.-э. являются экономические, производственные, материальные отношения между людьми, возникающие в процессе производства. Они составляют экономический базис Ф. о.-э. (экономический «скелет» общества), которым определяется идеологическая, политико-юридическая надстройка и связанные с нею формы общественного сознания. Экономические отношения - это прежде всего отношения собственности и по поводу собственности, закрепленные политико-правовыми нормами, соблюдение которых гарантируется государственными институтами. Однако взаимосвязь базиса и надстройки жестко не определена, на основе одного и того же базиса существуют многообразные варианты надстройки. Между базисом и надстройкой также складывается диалектическое противоречие, отражающее противоречие в способе производства. Как и противоречие в способе производства, противоречие между базисом и надстройкой разрешается в ходе социально-политической революции. Понятием «Ф. о.-э.» Маркс связал все эмпирическое многообразие исторических событий в единую систему, выявил исторические типы общества и способы связи между ними. Понятие «Ф. о.-э.» - это как раз та абстракция, посредством которой возможно увидеть за многообразием исторических событий общую закономерность, объяснить наличную ситуацию и построить научный прогноз развития событий, хотя ни одно конкретное общество не совпадает со своей схемой, моделью. Таким образом, Маркс выявил тенденцию исторического развития, а не «задал» историю каждой конкретной страны. Несмотря на определенные недостатки формационной концепции, которые стали предметом многочисленных дискуссий, исторический материализм обладает значительным объяснительным и прогностическим потенциалом, предоставляет возможность понять и последовательно объяснить единство и многообразие человеческой истории. Кроме теории Ф. о.-э. у Маркса существует и другой подход к периодизации истории. Он выявляет три исторические ступени: общество, основанное на личностной зависимости людей (докапиталистическое общество), общество, основанное на вещной зависимости (капиталистическое), и общество, в котором реализуется зависимость, определяемая индивидуальным развитием человека. В буржуазной социологии существует близкая к данной схеме классификация истории: традиционное общество, индустриальное и постиндустриальное. Критерием классификации является технологический способ производства. Наличие различных подходов к исследованию истории позволяет представить общество как многомерный феномен, максимально использовать познавательные возможности каждого метода в исторической практике. Эти концепции представляют варианты трактовки истории как всеобщего линейного прогрессивного процесса. Им противостоит концепция нелинейного развития общества, концепция локальных культурно-исторических типов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

категория историч. материализма, служащая для обозначения общества на определ. этапе историч. развития. Диалектико-материалистич. метод позволил Марксу и Энгельсу преодолеть абстрактный, внеисторич. подход к анализу обществ. жизни, выделить отд. ступени в развитии общества, определить их характерные отличит, признаки, открыть специфич. законы, лежащие в основе их развития. "Как Дарвин, – писал Ленин, – положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, – так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс" (Соч., т. 1, с. 124–25). В "Капитале" Маркс показал "...капиталистическую общественную формацию как живую – с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т.п., с буржуазными семейными отношениями" (там же, с. 124). Ф. о.-э. – это развивающийся социально-производств. организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социально-производств. организм. Каждый такой организм имеет особый способ произ-ва, свой тип решитпроизводств. отношений, особый характер обществ. организации труда (а в антагонистич. формациях особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфич. формы обществ. управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особые обществ. идеи. Решающим признаком Ф. о.-э., в конечном счете определяющим все остальные, является способ производства. Смена способов произ-ва определяет смену Ф. о.-э. Маркс и Ленин выделили пять Ф. о.-э., представляющих поступат. ступени в развитии человеч. общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталис-тическую и коммунистическую, первой фазой к-рой является социализм. В работах Маркса встречается упоминание об азиатском способе произ-ва как особой экономич. структуре. Среди социологов и историков до сих пор идут споры о том, что понимал Маркс под азиатским способом произ-ва. Одни считают его особой Ф. о.-э., предшествующей рабству или феодализму; другие считают, что Маркс хотел подчеркнуть этим понятием особенность феод. способа произ-ва на Востоке. Третьи полагают, что азиатский способ произ-ва следует считать завершающим этапом первобытнообщинного строя. Хотя споры по этому вопросу продолжаются, но в дискуссиях не приводилось достаточных научных данных, подтверждающих тезис о том, что азиатский способ произ-ва представляет особую формацию. История не знает "чистых" формаций. Напр., нет "чистого" капитализма, в к-ром бы отсутствовали элементы и пережитки прошлых эпох – феодализма и даже дофеод. отношений,– элементы и материальные предпосылки новой коммунистич. Ф. о.-э. К этому следует добавить специфичность развития одной и той же формации у разных народов (напр., родовой строй славян и древних германцев резко отличается от родового строя саксов или скандинавов в начале средних веков, народов Др. Индии или народов Ближнего Востока, индейских племен в Америке или народностей Африки и т.д.). Различные формы сочетания старого и нового в каждую историч. эпоху, различные связи данной страны с др. странами и различные формы и степени внешнего влияния на ее развитие, наконец, особенности историч. развития, обусловленные всей совокупностью природных, этнич., социальных, бытовых, культурных и др. факторов, и определяемая ими общность судьбы и традиций народа, отличающих его от других народов, свидетельствуют о том, насколько многообразны особенности и историч. судьбы разных народов, проходящих одну и ту же Ф. о.-э. Каждая Ф. о.-э. имеет свои этапы, стадии развития. Первобытное общество за тысячелетия своего существования прошло путь от человеч. орды до родоплеменного строя и сел. общины. Капиталистич. общество – от мануфактуры до машинного произ-ва, от эпохи господства свободной конкуренции до эпохи монополистич. капитализма, переросшего в гос.-монополистич. капитализм. Коммунистич. формация имеет две осн. фазы – социализм и коммунизм. Каждый такой этап развития связан с появлением нек-рых важных особенностей и даже специфич. закономерностей, к-рые, не отменяя общесоциологич. законов Ф. о.-э. в целом, вносят нечто качественно новое в ее развитие, усиливают действие одних закономерностей и ослабляют действие других, вносят известные изменения в социальную структуру общества, обществ. организацию труда, быт людей, видоизменяют надстройку общества и т.д. Такие этапы в развитии Ф. о.-э. называют обычно периодами или эпохами. Науч. периодизация историч. процессов должна исходить, т.о., не только из чередования Ф. о.-э., но и из эпох или периодов в рамках этих формаций. Экономич. отношения, образующие экономич. структуру общества, базис Ф. о.-э., в конечном счете определяют поведение и действия людей, народных масс, отношения и конфликты между классами, социальные движения и революции. Социолог и экономист, изучающие обществ. отношения, как правило, могут ограничиться характеристикой осн. черт формаций, их классификацией, в основу к-рой положена поступат. смена Ф. о.-э., смена эпох внутри этих формаций. Для историка этого недостаточно. Изучая историю отд. народов как часть всемирно-историч. процесса, историк обязан считаться с развитием социальных движений, периодами революц. подъема и периодами реакции. В рамках общесоциологич. периодизации всемирной истории и истории отд. народов историк обязан дать более "дробную" периодизацию, в основу к-рой, помимо хода социально-экономич. развития, кладутся этапы классовой борьбы в стране, освободит. движения трудящихся масс. От понятия эпохи как этапа в развитии Ф. о.-э. следует отличать понятие всемирно-историч. эпохи. Всемирно-историч. процесс в каждый данный момент представляет собой более сложную картину, чем процесс развития в отд. стране. Всемирный процесс развития включает разные народы, находящиеся на различных этапах развития. Характер всемирно-историч. эпохи определяют те экономич. отношения и социальные силы, к-рые определяют направление и во все возрастающей степени характер историч. процесса в данный историч. период. В 17–18 вв. капиталистич. отношения еще не господствовали в мире, но они и порожденные ими классы, уже определяя направление всемирно-историч. развития, оказывали решающее воздействие – на весь процесс мирового развития. Поэтому с этого времени датируется всемирно-историч. эпоха капитализма как этап всемирной истории. ?кт. социалистич. революция и образование мировой социалистич. системы положили начало крутому перелому во всемирной истории, они направляют всемирно-историч. развитие, придают совр. эпохе характер перехода от капитализма к коммунизму. Переход от одной Ф. о.-э. к другой осуществляется революц. путем. В тех случаях, когда Ф. о.-э. однотипны (напр., рабство, феодализм, капитализм основаны на эксплуатации трудящихся владельцами средств произ-ва), может наблюдаться процесс постепенного вызревания нового общества в недрах старого (напр., капитализма в недрах феодализма), но завершение перехода от старого общества к новому выступает как революц. скачок. При коренном изменении зкономич. и всех других отношений социальная революция отличается особой глубиной (см. Социалистическая революция) и кладет начало целому переходному периоду, в течение к-рого осуществляется революц. преобразование общества и создаются основы социализма. Содержание и длительность этого переходного периода определяются уровнем экономия, и культурного развития страны, остротой классовых конфликтов, междунар. обстановкой и др. Во всемирной истории переходные эпохи представляют собой такое же закономерное явление, как и сложившиеся Ф. о.-э., и в своей совокупности охватывают значит, отрезки истории. Каждая новая Ф. о.-э., отрицая предыдущую, сохраняет и развивает все ее достижения в области материальной и духовной культуры. Переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производств. мощности, более совершенную систему экономич., политич. и идеологич. отношений, составляет содержание историч. прогресса. Существование определ. Ф. о.-э., последовательно сменяющих друг друга в истории человечества, вовсе не означает, что каждый народ должен пройти их в своем развитии. Нек-рые звенья историч. цепи развития – рабство, феодализм, капитализм, а иногда все они вместе, могут у отд. народов не получить полного развития. Более того, народ может миновать их, переходя, напр., непосредственно от родового строя к социализму, опираясь на поддержку и помощь социалистич. стран. Методологич. значение теории Ф. о.-э. состоит прежде всего в том, что она позволяет выделить материальные обществ. отношения как определяющие из системы всех др. отношений, установить повторяемость обществ. явлений, выяснить законы, лежащие в основе этой повторяемости. Тем самым дается возможность подхода к развитию общества как естественно-историч. процессу. В то же время она позволяет раскрыть структуру общества и функции составляющих его элементов, выявить систему и взаимодействие всех обществ. отношений. Во-вторых, теория Ф. о.-э. позволяет решать вопрос о соотношении общесоциологич. законов развития и специфич. законов отд. Ф. о.-э. (см. Закономерность общественная). В-третьих, теория Ф. о.-э. дает научную основу теории классовой борьбы, позволяет выявить, какие способы произ-ва порождают классы и какие именно, каковы условия возникновения и уничтожения классов. В-четвертых, Ф. о.-э. позволяет установить не только единство обществ. отношений у народов, стоящих на одной и той же ступени развития, но и выявить специфич. нац. и историч. особенности развития формации у того или иного народа, отличающие историю этого народа от истории других народов. Лит.: см. при ст. Исторический материализм, История, Капитализм, Коммунизм, Первобытнообщинная формация, Рабовладельческая формация, Феодализм. Д. Чесноков. Москва.

Впервые понятие общественно-экономической формации определил К. Маркс. Оно основывается на материалистическом понимании истории. Развитие человеческого общества рассматривается как неизменный и закономерный процесс смены формаций. При этом всего их выделяется пять. Основу каждой из них составляет определенный возникающие в процессе производства и в ходе распределения материальных благ, их обмена и потребления, формируют экономический базис, который в свою очередь определяет юридическую и политическую надстройку, структуру общества, быта, семьи и так далее.

Возникновение и развитие формаций осуществляется по особым экономическим законам, которые действуют вплоть до перехода на следующий этап развития. Одним из них является закон соответствия отношений производства уровню и характеру развития производительных сил. Любая формация в своем развитии проходит определенные этапы. На последнем происходит конфликт и и возникает необходимость в смене старого способа производства на новый и, как результат, одна формация, более прогрессивная, сменяет другую.

Так что же такое общественно-экономическая формация?

Это сложившийся исторически тип общества, в основе развития которого находится определенный способ производства. Любая формация - определенная специфическая ступень человеческого общества.

Какие общественно-экономические формации выделяются сторонниками этой теории развития государства и общества?

Исторически первой формацией является первобытнообщинная. Тип производства определялся сложившимися отношениями в родоплеменной общине, распределением труда между ее членами.

В результате развития между народами возникает рабовладельческая общественно-экономическая формация. Расширяется масштаб общения. Появляются такие понятия, как цивилизация и варварство. Для этого периода характерно множества войн, при которых в качестве прибавочного продукта изымалась военная добыча и дань, появлялась бесплатная рабочая сила в виде рабов.

Третьим этапом развития является возникновение феодальной формации. В это время происходили массовые переселения на новые земли крестьян, постоянные войны за подданных и землю между феодалами. Целостность экономических единиц должна была обеспечиваться военной силой, и роль феодала заключалась в сохранении их неприкосновенности. Война становилась одним из условий производства.

В качестве четвертого этапа развития государства и общества сторонники выделяют капиталистическую формацию. Это последняя стадия, которая основана на эксплуатации людей. Происходит развитие средств производства, появляются фабрики и заводы. Повышается роль международного рынка.

Последняя общественно-экономическая формация - коммунистическая, которая в своем развитии проходит социализм и коммунизм. При этом выделяется два вида социализма - построенный в основном и развитой.

Теория общественно-экономических формаций возникла в связи с необходимостью научного обоснования неуклонного движения всех стран мира к коммунизму, неизбежности перехода в эту формацию из капитализма.

Формационная теория имеет ряд недостатков. Так, она учитывает лишь экономический фактор развития государств, который имеет большое значение, но не является в полной мере определяющим. Кроме того, противники теории указывают на то, что ни в одной из стран общественно-экономическая формация в чистом виде не существует.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения