Политическая культура. Критерии политической культуры

— это система идей, отношений между людьми и результатов их активного взаимодействия с природой. Все части культуры переплетены в сложное целое. Совокупность учреждений, отношений, идей, функционально связанных с неким элементом культуры, называется культурным комплексом . Например, если принять за отдельный элемент культуры, то все учреждения, обычаи, традиции, идеи, связанные с формулированием, пропагандой и реализацией правовых норм, образуют правовой культурный комплекс.

Политическая культура — представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающий безопасность сообщества.

Убеждения состоят из обоснованных опытом представлений и понятий о различных аспектах политической жизни: о политической системе и ее институтах, политическом режиме, механизме органов власти, носителях властных полномочий и т. д. Основное место в политических убеждениях принадлежит политическим ценностям. Характер политических ценностей особенно ярко проявляется в отношении субъектов к политическим символам: флагу, гимну и гербу государств, партий и других политических организаций.

Образцы коллективной жизни — это предписываемые органами власти, а также реально сложившиеся формы отношений между субъектами политики и соответствующие этим отношениям социальные институты.

Типология политической культуры

Существуют различные типологии политической культуры , в частности типология исторической преемственности.

Тип п олитической культуры

Разновидности

Основные характеристики

Традиционная

  • Племенная
  • Теократическая
  • Деспотическая
  • Власть вече, ограничение статуса вождя
  • Высокий статус лидера, его власть ограничивается лишь пониманием воли бога
  • Абсолютная власть лидера

Демократическая

  • Либеральная
  • Технократическая
  • Ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, контроль над властными структурами
  • Ценность традиций элитаризма, меритократии

Автократическая

  • Авторитарная
  • Тоталитарная
  • Сильное государство, сильная неконтролируемая власть, почти исключающая права и свободы граждан
  • Полное подчинение граждан интересам государства, сильная неконтролируемая власть

В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую — второстепенным.

Основные черты современной демократической политической культуры:

  • традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.);
  • морализм , выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;
  • индивидуализм , стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры — частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах;
  • политический активизм , состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех.

В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др.

Автократический тип политической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами.

Идеал автократической политической культуры - государство с сильной и неконтролируемой властью , которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером.

Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается.

Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Выделяют три чистых типа политической культуры :

  • патриархальную , когда у людей отсутствует интерес к своей политической системе. В патриархальных общинах политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций;
  • подданническую , которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в ее функционировании. Здесь уже существуют специализированные политические институты, на них ориентируются члены общества, проявляя при этом разные чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как законные или незаконные;
  • активистскую , в рамках которой людей интересует не только то, что политическая система дает им, но и то, могут л и они игратьак- тивную роль в этой системе, выполнять свои гражданские права и обязанности.

Типы политических культур

Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:

1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;

2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;

3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.

Определить реальное состояние политической культуры общества довольно сложно, особенно если в этом обществе отсутствуют демократия и гласность. Многие десятилетия советские идеологи марксизма пытались доказать, что уровень развития политической культуры в СССР значительно выше, чем в буржуазных странах. При этом в качестве главного аргумента они указывали на то, что социализм (в соответствии с марксистской теорией) является более высокой стадией развития общества. Однако утвердившиеся с конца 80-х гг. XX в. в России демократия и гласность показали, что состояние политической культуры в нашей стране находится на достаточно низком уровне развития. По данным исследований, проведенных автором в начале 90-х гг., примерно 40-45 % взрослого населения России можно отнести к активистскому типу политической культуры, 30-35 % — к подданническому и 20-25 % — к патриархальному типу.

Любое современное общество, любая политическая система представляют собой сложную структуру, состоящую из различного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры доминирует в обществе, во многом зависит форма политической системы и политический режим власти.

Политическая культура любой общности (от государства до отдельных национальных слоев и групп) формируется под воздействием многочисленных, разнообразных факторов. Это обстоятельство, очевидно, предопределяет и многообразие типов политической культуры. Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Таких критериев множество.

Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Интегрированная политическая культура характеризуется:

тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны;

низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов;

лояльностью по отношению к существующему политическому режиму.

Здесь особенно сказывается влияние экономических факторов. Политическая стабильность поддерживается высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом, который выступает социальной основой политической стабильности. Примером, такого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо, благосостояние и стабильность, широкое участие граждан в политическом процессе, представительность органов власти, традиции. Непреходящее значение для граждан Великобритании имеют представления о своей стране как о сообществе, империи, мировой державе, социальном государстве. Англичане гордятся тем, что их страна имеет высокую степень экономического развития, высокий доход на душу населения, практически полную грамотность. Далеко не последнюю роль в достижении такого уровня развития общества сыграла национальная политическая культура. Этот пример отчетливо показывает характер взаимовлияния экономических и политико-культурных факторов.

Фрагментарная политическая культура характеризуется:

отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества;

расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью;

отсутствием доверия между отдельными группами и лояльности к государственным структурам.

Этому типу политической культуры присущи такие черты, как высокая степень конфликтности, применение насилия, отсутствие общепризнанных эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительств. В качестве примера такого типа политической культуры можно привести политическую культуру Италии. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время, разительное отличие региональных политических субкультур северных и южных областей.

Другим критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та щи иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с данным критерием можно выделить следующие три типа политической культуры.

Культура высокой гражданственности. Базовой ценностью в этом типе политической культуры является человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического процесса.

Элитарная политическая культура. Для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества отстранена от решения политических проблем, уровень политической активности низкий.

Архаическая политическая культура. Главная ценность носителей данного типа культуры - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

Еще одним критерием дифференциации политической культуры является характер поведения людей в той или иной политической системе. Этот критерий позволяет выделить два типа политической культуры: подданническую и гражданственную.

Подданническая политическая культура характеризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, которые по сути превращаются в объекты принуждения. Для гражданственной политической культуры характерны участие людей в принятии решений, наличие возможностей и права выбора и контроля властных структур.

В качестве еще одного критерия для типологизации политической культуры выступает ориентация общества на регулятивные механизмы в рамках политической системы. История общества знает два основных регулятивных механизма рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической.

Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик - или «товар», или «бизнесмен». Политические решения - результат «торговой сделки». Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Эго культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.

Бюрократическая (этатистская) политическая культура это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность (или «порядок») и бюрократизированное управление.

В итоге рассмотрения различных типов культур необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются очень редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре.

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, как показывает опыт России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах.

Однако при этом степень участия сельского населения в выборах несоизмеримо выше, чем в других регионах. Иногда социально неприемлемые центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности. Типичный пример для России - Центральное Черноземье.

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений.

Другими словами, то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Решения правительства в области финансов, налогообложения, бюджета непосредственно затрагивают интересы данного общественного слоя, отсюда возникает необходимость активного политического участия (влияния на властные структуры) уже на этапе подготовки подобных решений. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть. В свою очередь, это делает необходимым знание особенностей политической системы, отдельных ее институтов, механизма принятия решения и т. д. Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений.

Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политическою режима. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

Одним из ключевых в политологии является понятие политической культуры. Оно помогает нам охарактеризовать конкретный социум. О сути и типах политической культуры поговорим в нашей статье.

Суть понятия

Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая сюда и функционирование общественных институтов.

Политической культурой обладают конкретные граждане, а не общество или партия в целом. Политическая культура в стране – это калейдоскоп политических культур личностей.

На формирование политической культуры влияют многие факторы:

  • исторический опыт;
  • собственная память граждан о каких-либо социальных или политических событиях (например, жестокое подавление восстания);
  • сформированные в обществе политические ценности и навыки;
  • личные убеждения граждан, имеющие влияние на политическое поведение.

Две составляющие

По мнению С. Н. Гаврова, рассматривавшего критерии политической культуры, она характеризуется и нормами поведения, которые сложились исторически и под влиянием религиозных убеждений, и самоощущением людей как членов нации, и их представлением о взаимосвязи своего и других народов. Исследователь выделяет две составляющих:

  • креативная (активное включение инокультурных, то есть свойственных другим народам, элементов);
  • консервативная (стремление сохранить в целостности и чистоте собственную культуру.

Эти составляющие не являются взаимоисключающими. Они сосуществуют, дополняя друг друга. Приведем пример из области языка. Мало кто возражает против введения в русский язык английского слова «футбол». Но и мало кто готов вообще полностью отказаться в России от русской лексики в пользу английской!

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Функции политической культуры

Хорошо или нет, что существует такой вид культуры? Дает ли он что-то обществу или, наоборот, мешает? Верны ли суждения о политической культуре как о чем-то ценном для людей и государства?

Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие.

Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.

Типы политической культуры

Интерес к этому понятию возник в середине прошлого века. Тогда же и возникла первая типология. Ее авторы – Г. Алмонд и С. Верба.

Какие же типы они выделили в понятии политической культуры и какие компоненты составляют основное содержание каждого из них?

Алмонд и Верба считали, что можно выделить три типа:

  • патриархальная (иначе приходская) политическая культура;
  • подданническая (или зависимая);
  • активистская (культура участия).

Посмотрим, какой смысл вкладывают обществоведы в каждый из них.

Патриархальный тип

Люди относятся с полным равнодушием к государству в целом, не имеют представления о центральной власти и не проявляют к жизни государства никакого интереса. Напротив, общественно-политическая жизнь на местах их интересует и вызывает живой отклик. Гражданин ориентируется не на государственную политику, а на местную политическую элиту или конкретного лидера: барина, шамана, градоправителя (вспомним пословицу: «До Бога высоко, до царя далеко»).

Подданнический тип

Это, по сути, исполнительский тип. Он имеет понятие о централизованной власти, но не воспринимает себя как гражданина, способного влиять на развитие социального государства, и не ощущает потребности в таком влиянии. Это «человек из большинства», наблюдатель, но не активный участник. Человек может негативно относиться к каким-либо решениям власти, но не пытается ничего делать. Этот тип был свойственен многим гражданам СССР.

Активистский тип

Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия

  • в выборах;
  • в деятельности какой-либо партии;
  • в акциях поддержки или протеста (митингах, демонстрациях и т.п.).

Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.

Приведенная классификация была создана более полувека назад; сейчас ее берут за основу, но особенности развития общества требуют выделения еще ряда типов.

Фрагментарная и интегративная политическая культура

Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.

Что влияет на тип политической культуры?

На этот счет есть различные мнения. Например, некоторые исследователи считают, что влияет степень доверия между гражданами. Другие усматривают связь с «западной» или «восточной» общей культурой людей, которые входят в социум.

В реальном обществе особенности всех типов политической культуры перемешаны. Главное значение имеет то, какой из них преобладает. Принято считать, что в российском обществе около половины граждан относятся к подданическому типу, примерно 30% – к патриархальному, а 20% – к активистскому. В Беларуси политическую культуру обычно рассматривают как подданническо-активистский тип.

Что мы узнали?

Итак, политическая культура характеризует граждан и позволяет охарактеризовать социум в целом; это система убеждений и моделей поведения. По классификации Алмонда и Верба (уже нуждающейся в доработке), существуют патриархальный, подданнический и активистский типы культуры. В обществе все они перемешаны, важен преобладающий. Построение демократического государства считается возможным при преобладании активистского типа.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 223.

Политическая культура является одним из важнейших элементов политической системы, так как уровень ее развития говорит о качестве самой этой системы. Отражая политическую и юридическую осведомленность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, политическая культура оказывает большое влияние на деятельность политических институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.

Структурные элементы политической культуры

Для понимания социального значения и роли политической культуры важно учитывать единство и взаимодействие политики и культуры . И та, и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, их субъективным миром, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Политическая культура влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится в зависимости от политических преобразований. Однако факт взаимосвязи политики и культуры не означает их тождества. Они различаются по сферам действия. Смысл политики – в развитии и преобразовании власти, смысл культур - в развитии и преобразовании личности. Их единство и различия объединены понятием «политическая культура». Политическая культура - неотъемлемая составная часть общенациональной культуры.

В трактовке политической культуры существует два основных направления. Одно ограничивает ее сферой психического, другое, наряду с «образцами» политического сознания, включает в нее и «образцы» политического поведения людей. Но проявления культуры в сфере политического этим не исчерпываются. На индивидуальном и групповом уровнях политическая культура выступает как единство культуры политического сознания и поведения индивидов и групп. На уровне общественном она должна быть дополнена еще одним элементом – культурой функционирования политической системы и образующих ее структур. Структуру политической культуры составляют три взаимосвязанных элемента:

  • политический опыт;
  • политическое сознание;
  • политическое поведение.

Практическая направленность политической культуры на регуляцию политических отношений требует в ее структуре наличия средств такой регуляции. Таковыми являются нормы, ставшие правилами поведения, которые приняты в данной политической общности. Специфическим для политики видом норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей с четкой ориентацией их политического поведения. Это условный образ политических ценностей, идеалов, средство их пропаганды. Ими являются гербы государств, цвета национальных флагов, эмблемы политических партии, ордена. С учетом возможностей политической системы формируются такие компоненты политического сознания, как политические ориентации и установки граждан . К ним относятся установки:

  • На политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, доминирующий над обществом, либо как организующий и регулирующий институт).
  • На законы и другие нормативные акты (например, уважительное отношение к закону или правовой нигилизм). Сюда входит также отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к себе как участнику политического процесса. В результате у человека формируется ориентация на определенные образцы политического поведения.

Политическое поведение, формы политического участия обусловлены политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой. Включает в себя:

  • Формы и степень участия граждан в деятельности политических организаций, массовых движениях, митингах. Формы политического поведения могут быть различными: неучастия в политической жизни, пассивного участия (голосование, подчинение закону), активного участия.
  • Тип электорального поведения (например, поголовное участие в голосовании в тоталитарных обществах).
  • Формы и средства взаимодействия граждан с государством и другими политическими институтами.

В структуру политической культуры на уровне политической системы входят:

  • методы принятия политических решений (кем, в какой форме, на основе закона или нет);
  • формы и методы регулирования социально-политических конфликтов (например, использование силы);
  • тип электорального процесса (выборов).

Политическая культура оказывает троякое воздействие на политические процессы и институты .

  1. Под ее воздействием воспроизводятся традиционные формы политической жизни и происходит это даже при условии изменения политического режима.
  2. Политическая культура порождает новые для общества формы политической жизни.
  3. Она может комбинировать традиционные и новые формы политической жизни.

Основные функции политической культуры:

  • познавательная – формирование у граждан необходимых знаний, взглядов, убеждений;
  • интеграции – обеспечение возможности сосуществования различных групп на базе общепринятых ценностей в рамках определенной политической системы и политического строя;
  • коммуникации – обеспечение связи, взаимодействия всех участников политического процесса на основе использования общепринятых терминов, символов и других средств информации и языка общения;
  • социализации - обретение человеком навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права и политические интересы;
  • регулятивная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических установок, целей, мотивов, норм поведения.

Типы политических культур

Политическая культура любой страны формируется под воздействием многочисленных и разнообразных факторов (в том числе исторических, географических, экономических). Это предопределяет многообразие типов политической культуры. Понятие «тип политической культуры» используется для отражения специфики политической культуры определенной исторической общности и фиксирует наиболее общие черты политического сознания и поведения людей, живущих в определенный момент истории и в одной исторической среде.

В основании типологии политических культур могут лежать различные критерии. В современной политологии особую известность получила классификация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Верба в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963 год). Авторы сосредоточили внимание на ценностях, образцах поведения и способах организации власти. Они выделили три основных типа политической культуры :

  1. патриархальный, для которого характерно отсутствие в обществе, где он господствует, интереса граждан к политической жизни;
  2. отличающийся сильной ориентацией на политическую систему, но невысоким уровнем активности граждан;
  3. активистский с заинтересованностью в политической системе и активным участием в ней.

На практике эти типы политической культуры в чистом виде встречаются редко, а образуют, взаимодействуя между собой, смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является, по мнению авторов, комбинация культур – гражданская или культура «гражданственности», в которой преобладают черты культуры подданнического типа.

В качестве еще одного критерия для типологии политической культуры выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. Здесь можно говорить о рыночной и бюрократической политических культурах . Рыночная политическая культура понимает политику как разновидность бизнеса, политика как «товар», политические решения – результат «торговой сделки». Высшей целью являются частные интересы, а государство и другие политические структуры рассматриваются как средство реализации интересов. Этатистская политическая культура демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и в регулировании политического участия граждан.

Существуют и более общие критерии типологии , заданные, в частности, цивилизованными особенностями Запада и Востока, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Политическая культура России

В России сложилась политическая культура, особенности которой обусловлены геополитическим положением, чертами национальной психологии, историческими традициями и другими факторами. Государство в общественной жизни занимает доминирующее положение по отношению к обществу и индивиду . Государственные интересы превалируют над целями и интересами личности. Жители страны веками ориентировались на нормы общинного коллективизма. Человек ощущал безусловную подчиненность своего «Я» групповым и коллективным интересам. В XX веке на характер политической культуры сильное влияние оказали уничтожение тоталитарным режимом целых социальных слоев и народностей, отказ от рыночных регуляторов экономики. Это нарушило историческую преемственность поколений, межкультурные связи России с мировым сообществом, сделало невозможным развитие плюралистических ценностей.

В результате политическая культура современной России представляет собой культуру весьма противоречивую, внутренне расколотую, с безоговорочным преобладанием норм и ценностей патриархального, традиционалистского типа. Большинство граждан демонстрирует стремление к поиску харизматичного лидера, способного вывести страну из кризиса, правовой нигилизм. Стиль поведения большинства населения отличается склонностью к несанкционированным формам протеста, силовым методам разрешения конфликтных ситуаций. Скрытая и явная борьба разнонаправленных политических тенденций (демократия – авторитаризм, централизация – регионализация), столкновение различных субкультур (коммунистической, радикал-либеральной, национал-патриотической), представители которых пользуются столь разным политическим языком и аргументацией, что не понимают друг друга, затрудняют компромисс, не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества. Преобладание таких норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти, в ряде случаев способствует активизации движений националистического и фашистского толка, а в целом поддерживает и воспроизводит в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности.

Таким образом, одной из насущных задач реформирования российского общества является преобразование политической культуры на основе демократических ценностей . Политика властей должна быть направлена на утверждение правовых, цивилизованных отношений между гражданами и государством, реальное изменение гражданского статуса личности, создание механизмов, с помощью которых люди могли бы влиять на политику властей и сделать их подконтрольными народу, преодолеть безответственность политических лидеров, а государству быть защитником общих интересов.

Политическая социализация

Политическая культура не передается путем прямого обучения . В каждой стране существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, приобщения людей к политической культуре. Такими институтами (агентами) политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средства массовой информации, государственные, партийные организации, религиозные и общественные объединения, отдельные политические события. Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, это усвоение новыми поколениями существующей политической культуры, а с другой – ее изменение, трансформация за счет избирательного освоения личностью этих традиций, норм и закрепления их в формах политического поведения. Процесс этот непрерывен и идет на протяжении всей жизни человека.

Естественно, что под влиянием различных социальных и политических обстоятельств человек может воспринимать одни ориентиры и навыки и поступаться другими, то есть политическая социализация является процессом одновременного обретения и утрачивания человеком политических свойств . В силу этого уровень политической социализации не может оставаться неизменным. В зависимости от возраста, политического опыта и выполняемых в политике ролей, а также деятельности агентов социализации выделяются первичный и вторичный этапы политической социализации.

Первичная политическая социализация (с трех-пяти лет) – первоначальное, непосредственное восприятие ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в отношениях родителей, их оценках, реакциях и чувствах. Особенность этого этапа в том, что человек еще не понимает сущности и значения политического мира. Поэтому естественность и постепенность включения в него предусматривает первоначальное восприятие информации в формах, неразрывно связанных с бытовым опытом, авторитетом учителя, примером деятельности старших.

Вторичная политическая социализация выступает тогда, когда человек усвоил формы и способы переработки политической информации, осуществления ролей в сфере власти и способен к индивидуальному и самостоятельному пересмотру идеологических позиций, культурных норм и традиций независимо от группового давления.

Различия в механизме передачи норм и традиций в тех или иных политических системах позволяет выделить следующие типы политической социализации :

  • гармонический , отражающий психологически нормальные отношения человека и институтов власти, уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;
  • гегемонистский , характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
  • плюралистический , который свидетельствует о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия, переходить к новым ориентациям;
  • конфликтный , формирующийся на основе межгрупповой борьбы и потому усматривающий цель политического участия в поддержке своей группы в ее борьбе с политическими противниками.

Данные типы политической социализации выражают зависимость свойств и качеств человека от влияния институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей политической культуры (то есть типы вертикальной социализации).

А) Определение;

Б) Типология;

В) Факторы, влияющие на формирование политической культуры;

Г) Современные концепции.

    Что такое политическая субкультура.

    Виды политических субкультур.

    Религиозная субкультура.

    Этнолингвистические субкультуры.

    Субкультура женщин.

    Роль политических субкультур.

    Список литературы.

Роль политических субкультур в политической культуре общества

1. Что такое политическая культура

Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это, прежде всего, политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и, в конечном счете, выражается в их политической ориентации и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей.

Типология политической культуры

Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Другим критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности. В соответствии с этим можно выделить три типа политической культуры.

Культура высокой гражданственности . Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер.

Элитарная политическая культура . Базовая политическая ценность - власть или властные структуры. Человек выступает как средство для достижения цели, которые ставит политическая элита.

Архаическая политическая культура . Главная ценность - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы (рынок, государство). Приоритетное использование того или иного механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической.

Факторы, влияющие на формирование политической культуры

Известно, что страны, имеющие аналогичные социально-политические системы, могут значительно отличаться друг от друга в политико-культурном отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так называемыми “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополитического положения страны и в особенности экономическими факторами.

Современные концепции

Психологический подход (школа Г.Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.

Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, либо сводится к политическим отношениям, а, в конечном счете, не имеет специфического содержания.

Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол): политическая культура определяется как совок принятых политических системой норм и образцов поведения.

Эвристическая концепция (С.Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения