Открытый урок по икб на тему "башкирская юрта". Поселения и жилище Национальное жилище башкир

Как говорили древние «Все вернётся на круги своя». Так оно и есть. Каждая нация имеет право на свой символический знак, символ, который объясняет саму суть, внутреннее содержание, менталитет народа. И символом башкир была и есть — кочевая юрта.
Юрта — это миросозидание и обозначение природы, той, что окружала кочевников. Юрта универсальна. Она обозначала дом не только у башкир, но и у всех кочевых народов Великой степи. И самое главное — это жилище было настолько священным, что кочевники всех племен и народов, сознавая свое единство, выработали единый этикет поведения человека в этом жилище. Это самое главное.
Как нельзя сидеть в юрте, чтоб не оскорбить святость дома, при этом отдавая дань гостеприимству.
До сих пор мало исследованным остается вопрос о семантике поз сидящих в юрте, более изучены этикетные нормы, связанные с тем, как правильно сидеть в юрте мужчинам и женщинам. Не вдаваясь подробно в исследование всего этикетного комплекса, остановимся на некоторых значимых его моментах.
Кочевые народы различают следующие виды запретных поз: У башкир замечено:
«hoйэнеп утырырға ярамай, терэлеп утырырға ярамай» – «нельзя сидеть, прислонившись к чему-либо, опираясь на что-либо», т.к. считалось, что это поза больного человека. А поездка больного человека в дальний путь порицалась башкирами, ибо это говорило о равнодушии и бессердечности родственников, отпустивших больного в тяжкую для него дорогу.
«Таянып утырырга ярамай» — «нельзя сидеть, подперев руками землю» – это поза скорби, горя, означающая смерть близкого человека. Выражение « ергэ таянды» означает «сильно горевать, оплакивать». Эта поза разрешалась только гонцу, сообщающему горестную весть в присутствии родственников.
При нахождении в юрте гостей существовал определенный этикет в отношении мужчин принимающей стороны. Это имело сакральное значение. По поведению мужчин, их поз сидения, острый глаз кочевника определял потенциал того или иного рода. Если мужчины начинал подпирать бока или же при сидении прислонятся, это говорило о слабости рода, о том, что нет защитников в случае набега. Потому и существует устойчивый запрет: «артыңа, биленгэ таянма» (не опирайся спиной). Если так сидит мужчина, то эта поза означает «кос киткэн» — «мужская сила ушла», что было признанием поражения в борьбе за будущее рода и племени. Определенный запрет и в поведении женщин. То, что считается в современном мире признаком боевитости и определенного напористого характера у женщин, — это когда женщины подбочениваются, что, кстати, считалось оскорблением всему дому башкира, то подобная поза была недопустимой в юрте. Означало, что ей предстоит кого-то оплакивать или же предлагалось оплакивать кого-то гостям, что считалось не только унижением, но признаком дурного тона обитателей юрты хозяина. Но есть и другая сторона. «Бүйеренгэ таянма» — «не подпирай руками бока, не подбоченивайся». Если женщина сидит в такой позе, ей могут сказать: «Бүйеренгэ таянып, кемде юк итеп утыраhын?» — «Не подпирай руками бока, или ты кого-то оплакиваешь?!»
Запрещалось подпирать рукой щеку – лоб – (эта поза также считается обозначающей печаль, заботы и т.п.), которая могла омрачить визит гостя.
Нельзя сидеть, подняв руки над головой или заложив их за голову – поза неуважения к гостю.
Нельзя сидеть, обняв колено или же сцепив руки в замок на колене – так же считалось неуважение к пришедшему.
Нельзя в юрте потягиваться при посторонних, это считалось оскорблением находящихся в юрте. Молодым людям вообще запрещалось возлежать в юрте и принимать пищу полулежа – потому как гость, видя это, мог бы подумать, что перед ним больной человек, ибо только больной человек не в силах сидеть прямо, а такая поза могла принизить престиж дома, рода, племени.
Нельзя сидеть, вытянув ноги вперед – говорят «эт аяғың hузган», что дословно значит «собака лежит на вытянутых лапах». Такая поза разрешалась только маленьким детям.
Не рекомендуется в юрте сидеть на корточках. Эта поза считается исключительно мужской; у кочевников она означает, что человек торопится, пришел ненадолго. Обычно сидящему в такой позе говорят: — «Садись-ка правильно! Торопишься? Стадо твое разбредется что ли?» Возможно, корни подобного отношения башкир к этой позе объясняются представлением, отмеченным также у тувинцев о том, что «если будешь сидеть таким способом (на корточках), то обеднеешь. Так сидели только бедняки, скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества. Верили, что если будешь так сидеть, то встретишь что-нибудь плохое, что нужно ждать чего-то плохого». Подобные позы обитателей говорили гостю о бедности или же об определенных трудностях принимающей стороны, что не способствовало престижу рода.
Правильным способом сидения в юрте у башкир для мужчины считается — подвернув ноги калачиком. Для замужней женщины, хозяйки – лицом к очагу, на подогнутой под себя правой ноге, левая же согнута в колене. Этот же способ используют и мужчины, когда угощает за трапезой (разливают кумыс, чай и т.п.), но поскольку они сидят на противоположной, мужской половине, положение подогнутой под себя и согнутой в колене ноги обратно женскому. Видимо, это объясняется предписанием, аналогичным правилу у кочевников: «Колено поднятой ноги… должно быть обязательно обращено к двери», поэтому женщины, как правило, сидели на правой ноге и выставляли перед собой левое колено, а мужчины наоборот, на левой ноге, выставляя перед собой правое колено». Женщинам также разрешалось сидеть боком, подтянув к себе ноги, ступни при этом должны быть прикрыты подолом платья.
Народная традиция разработала довольно строгие этикетные нормы, связанные с юртой. У башкир — подъезжать всаднику к юрте следовало с задней, тыльной стороны: «Ехать мимо дверей юрты (алдынан юру), а не сзади ее, считалось невежливым… Нужно останавливаться и привязывать лошадь сзади юрты, а потом вызывать хозяев словами: «Эдэм бар ма? Эй, хужа!» (« Есть ли хозяева?»). И терпеливо дожидаться выхода их. При этом другие обитатели кочевья, поздоровавшись, могут заниматься своими делами. Естественно, интерес к чужому присутствует. Любопытно, что у всех кочевых народов существует единый запрет женщине, у башкир это звучит так «ир-ат алдынан утмэйу» — дословно имеет значение «не переходить дорогу мужчине, стоящему перед юртой», иначе будет неудача. По-видимому, этот запрет связан с семантикой противопоставления «передняя сторона – задняя сторона» («лицо-спина»).
Запрет подъезжать к юрте со стороны двери был настолько значимым, что закреплен в обычном праве единый для всех кочевников: «Если привязанная спереди юрты лошадь лягнет ребенка, то платить за смерть ребенка – полный кун. Если лошадь лягнула на задней стороне юрты, то вина падет на ребенка, отправившегося туда. Если бы там лошадь убила его до смерти, то взыскалась бы только стоимость лошади, а в случае отягчающих вину хозяина обстоятельств – ½ куна (хун, или кун – компенсация за увечье или убийство)».
У кочевников, в частности у башкир, рекомендовалось не входить в юрту с плеткой в руке; в прежние времена «…если кто-либо входил в юрту тархана, бия, с плеткой на запястье… тархан или же бий имел право приказать забрать у виновного его коня. Запрет входить в юрту с плеткой отмечен у казахов, тувинцев и монголов. Отметим, что плетка использовалась не только при верховой езде, она была также предметом вооружения кочевника. Запрет вносить ее в юрту стоит в одном ряду с предписанием вынимать ножны с ножом из-за пояса и оставлять снаружи огнестрельное оружие. Данные действия должны были, по-видимому, демонстрировать отсутствие враждебных намерений гостя. Нельзя входить в юрту, имея что-либо во рту. Если хозяин заметит, что кто-нибудь вошел к нему с жующим ртом, то непременно заставит его выплюнуть у порога все, что есть во рту. Это считалось оскорблением гостеприимству хозяина. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу – тамақ ауыз итэу, буквально «прикоснуться ртом к пище», хоть крошку хлеба гость юрты должен был отведать, иначе хозяин был бы оскорблен, а подобная обида вела порой к нешуточной вражде.
Таким образом, юрта, являясь одной из древних форм жилища кочевников, воплощает сложный мировоззренческий комплекс. Сравнительно небольшой объем площади юрты был четко маркирован в зависимости от пола, возраста, положения в системе родства и свойств. Жизнь человека начиналась в правой части юрты, и в ней же завершалась, замыкался жизненный круг его.
Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, благополучия его обитателей. В каждой юрте было свое назначение называемый башкирским словом «қот» — хранитель благополучия дома, и всякий входящий в юрту, произносил торжественные слова приветствия, обращенные к «қот», а покидая юрту, уносил с собой напутствие: «Юлыгыз котло булhын!»
Я всегда завидовал тем, кто, будучи в юрте, и выйдя из нее, любовался звездной ночью, очаровывался ощущением единства с природой, чувствовал дуновение теплого ветерка на своей щеке и, глядя в бездонную ночную глубь, поражался гармонией мира.
Да будет вам всем удача, кто побывал в башкирской юрте!

Только самые холодные месяцы года кочевые башкиры проводят в деревянных домах. Большую же часть года они пользуются временным жильем. Тирмэ – традиционная башкирская юрта всегда одаривает скотоводов-кочевников теплом холодными ночами и приятной прохладой в летний зной. Она заслуженно пользуется репутацией идеального временного жилья: легка в транспортировке, проста в сборке (разборке), устойчива к пронзительным степным ветрам и ураганам. Покров юрты надежно удерживает стабильную температуру внутри.

Конструкция башкирской юрты

Основной принцип построения жилья кочевых народов – простота. Юрта складывается из нескольких незаменимых конструкций:

  1. остов. Он включает четыре-шесть складных решеток (канатов) из дерева. Постройка зажиточной семьи может состоять из восьми-девяти таких компонентов
  2. крыша. Традиционно выполнена в форме конуса. Нижним краем крепится к остову. Состоит из набора уков (тонких жердей) определенной длины. Одним концом они опираются на деревянные решетки основания, а верхним примыкают к сагараку (деревянный круг). Последний элемент образует проем, который служит одновременно и окном и вытяжкой для дыма от костра
  3. кошмы. Как правило, изготовлены они из натуральной овечьей шерсти (натуральный войлок). Покрытия служат в качестве утеплителя на стенах и на полу конструкции.

Кошмы к остову юрты вяжутся при помощи специально предусмотренных веревочек, которые пришиваются к углам войлочного покрытия и посредине каждого из краев. Для придания прочности снаружи по всей длине кошмы опутываются волосяными веревками. Концы бечевок (арканы) прикрепляются к вбитым в землю колышкам. Устанавливается только три точки крепления: так обеспечивается наиболее высокая устойчивость к ветровым нагрузкам.
Сагарак днем не накрывается. Только ночью или в непогоду он накрывается четырехугольной кошмой. Когда необходимо проветривание, войлок немножко приподымается длинной жердью. Если рассветало или погода сменивалась на солнечную, войлок свертывается, но остается на вершине юрты.
Одностворчатая дверь чаще всего выполнялась из дерева и окрашивалась в красный или темно-красный оттенок. Основание жилища тоже окрашивалось таким же цветом. Реже юрта башкирская встречается с откидной войлочной дверью.

Распределение жилищного пространства

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.


Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

  1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее
  2. мужскую . Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Значение юрты для кочевников

Издавна для кочевых народов юрта являлась центром мироздания на земле. Это реальность, а не громкие слова. Именно здесь начинается путь жителя степей, и здесь он заканчивается. Долгое время она воплощала модель мира. Сначала она была плоской (одноярусной), затем – объемной: внизу – земля, вверху – небо и звезды.


Подобно космосу по вертикали юрта трехуровневая: пол символизирует землю, внутреннее пространство подобно воздуху, а купол олицетворяет небосвод. Для кочевых племен пол всегда имел особое значение по сравнению с землепашцами. На полу принимали самых дорогих гостей, ели и спали. Здесь же отмечали праздники и печальные события, здесь рождались и умирали.
Именно поэтому его оформлению уделялось особое внимание, а уход был трепетным. Пол всегда застилали яркими кошмами, узорными коврами и дрожками. По сравнению со стенами он выглядел нарядней и ярче. Именно пол формировал художественный интерьер древнего жилища.
Стены закрывались домоткаными паласами и тканями с традиционными для народности узорами. На фоне больших полотен в башкирской юрте красовались вышитые полотенца меньших размеров. Тут же хранились праздничные костюмы, дорогая сбруя, семейные реликвии. Вместе с узорами на полу создавался своеобразный ансамбль. Купол символизировал небосвод, а отверстие для выхода дыма олицетворяло солнце. Сагарак носил сакральный смысл и передавался из поколения в поколение по отцовской линии.
Юрта как традиционное жилище кочевых народов Башкирии в наши дни практически не сохранилась. Оформленное в народных традициях жилье можно увидеть разве что на весеннем празднике «Сабантуй» или в музеях страны. Однако бесследно она не исчезла, а ее значение для кочевников Башкортостана осталось неизменным.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« УКРАИНСКАЯ ШКОЛА »

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

План-конспект занятия

« Традиционные жилища башкир »

педагог дополнительного образования

МБУ ДО « УШ » г. Салавата

8-917-450-45-39

Салават 2018 г.

Музейная педагогика .

План-конспект занятия.

Тема : «Традиционные жилища башкир».

Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья башкир.
Задачи:
1.Познакомить с бытом и культурой башкирского народа.
2.Помочь раскрыть гармонию башкирской юрты с природой.
3.Рассмотреть конструкцию юрты и интерьер.
4.Воспитывать чувство уважения к культуре и традициям наших предков.
Оборудование: презентация.

Ход занятия. 1. Организация группы. 2. Вступительная беседа. Ведя кочевой и полукочевой образ жизни, башкиры нуждались в постоянных и временных жилищах. Соответственно и сооружались жилища постоянные и временные. Временные жилища сооружались на летних стойбищах башкир. К ним относились юрты; конические корьевые, лубяные, берестяные конусные шалаши - ; балаганчики; бревенчатые избушки - ; кошомные шатры - сатыр, войлочные кибитки - . По южным отрогам Уральских гор в Зилаирском, Зианчуринском и Кугарчи нском районах РБ сооружались сборные - аласыки.

Универсальным жилищем была юрта. Постоянные жилища строились каркасной конструкции. Промежутки заполнялись деревом, землёй, глиной, соломой, саманом. Фундамент был бревенчатым, из камней или каменных плит. Пол дощатый, иногда земляной ил глинобитный. Крыши на слегах или стропилах. Для предохранения покрытия от гниения, крыши делали без фронтонов. В горнолесных районах Башкортостана на крышах отсутствовали коньковые бревна. В качестве подсобного помещения для приготовления пищи и хранения продуктов рядом с домом сооружался - асалык из луба, тына или плетня.

В 19 веке, в зависимости от мест расселения, башкирами строились дома следующих типов: каменные - прямоугольной формы с более высокими фасадными стенами; срубные - 4-стенная изба (дүрт мөйөшлө өй, һыңар йорт) с сенями (солан); саманные (саман өй) - из сырцовых кирпичей, с плоской или покатой крышей; плетнёвые - из кольев, оплетённых тальником и обмазанных внутри и снаружи глиной; дерновые или пластовые дома (кәс өй) - из дёрна, уложенного травой вниз. Дёрн для укрепления прокладывали жердями.

В постоянных жилищах были окна. По поверьям башкир, через них можно было подвергнуться тяжёлому сглазу, поэтому нельзя разговаривать через окно.

3. Физ. минутка. 4. Новый материал. Юрта. Юрты башкиры сооружали из шерсти, дерева и кожи. В её нижней части была решетка, скрепленная ремнями. Вверху - деревянный круг для прохода дыма и света. Занавесь (шаршау) разделяла юрту на две части. Правая, меньшая часть была женской, в ней была спальня с предметами хозяйственной необходимости, одеждой и припасами. Левая часть была для мужчин - гостевая. Вход в юрту располагался с южной стороны.

Украшения дома. Оберегающей функцией у башкир обладал красный цвет. В красно - коричневый цвет окрашивали остов юрты, дверь, чтобы сделать их непроходимыми для нечистых сил. Фасад дома украшался больше, чем выходящая во двор сторона. Начиная с 19 века окна башкирских изб, украшались декоративными наличниками с узорами по мотивам, имеющими символические значения (ромб и круг). Особое внимание уделялось украшению их верхних частей. Надоконная доска орнаментировалась выемчатой резьбой, ромбами, квадратами. Основной отличительной чертой в оформлении современных наличников - раскраска. Чаще выбираются контрастные цвета: темный и светлый. Если наличник раскрашивается в темные тона (темно - синий), то накладные фигуры светлые, и наоборот. Башкиры для украшения внутри жилища использовали вышитые ковры, полотенца, праздничную одежду, украшения, охотничьи принадлежности, конскую упряжь и оружие.

5. Сообщение ученика.

Внутреннее убранство . Северная часть башкирского жилища, противоположная входу, считалась главной и предназначалась для гостей. В центре жилища был очаг, над ним - дымовое отверстие. Если очаг был во дворе, то в центре жилища расстилалась скатерть, вокруг неё раскладывали подушки, мягкие подстилки, . На полу лежали коврики и подушки. Текстильные изделия, ковры, паласы, войлоки, скатерти, занавеси, салфетки и полотенца имели в доме смысловое значение - делали дом защищённой территорией. В мужской половине жилища размещались сундуки на деревянных подставках с паласами, кошмами, одеялами, подушками, тюфяками. На стенах развешивали праздничную одежду. На видном месте - седла, инкрустированная упряжь, лук в кожаном футляре и стрелы в колчане, сабля. На женской половине красовалась кухонная утварь. К основным принадлежностям относились деревянные нары на подпорках. Нары покрывали войлоками и паласами, подушками, тюфяками, стегаными одеялами. На нарах спали и ели. Края нар украшались геометрическим орнаментом с символическими ромбиками, обозначающими четыре стороны света. В постоянных жилищах тепло в доме в холодное время года обеспечивала печь. Наиболее распространенной формой печи была каминная печь (сувал). По древним представлениям башкир, в печи обитает домовой, а через печную трубу в дом может проникнуть шайтан. Поэтому все отверстия в печах после топки закрывались. Печи стоят и в современных башкирских дома на случай окончания централизованного отопления . 6. Итог занятия.

Как же назывались жилища башкир?
- Из чего их строили?
- Какие элементы интерьера запомнили?
7. Домашнее задание.
Нарисовать эскиз интерьера юрты.

Юрта - одно из великих достижений человечества, сравнимое с изобретением паруса. И то и другое позволили в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния. Именно юрта, наряду с лошадью, позволили нашим предкам в фантастически короткие сроки освоить огромные пространства от Дуная до Желтого моря. На этих пространствах, сменяя друг друга, появлялись и исчезали империи: гуннов, тюрок, кыпчаков, монгол и других менее известных народов. Эти империи превосходили по своим масштабам Римскую империю в три раза.

Ранние кочевники, например азиатские гунны или хунну, кочевали в кибитках-палатках на колесах. Изобретение юрты, перевозимой вьюком, резко повысило мобильность и проходимость. Теперь заснеженные вершины, дремучие леса и реки перестали быть препятствием. Навьюченная лошадь или верблюд пройдут по узкой тропе - там где пройдет человек. Колесо вне конкуренции.

Юрта диаметром около четырех метров - это груз для двух вьючных лошадей, способных покрыть до шестидесяти километров в день и полноценно отдохнуть. А наличие сотен лошадей у многих семей позволяло, в экстренных ситуациях, увеличить это расстояние до девяноста километров. Простой подсчет показывает, что кочевники могли пройти за десять дней 900 километров. Это подтверждается молниеносностью их завоеваний.

Юрта поражает воображение своим совершенством. В течение тысячелетий все компоненты тщательно оттачивались, пока не достигли идеала. Ничего лишнего. Великий французский архитектор Ле Корбюзье восхищался завершенностью, универсальностью, взаимозаменяемостью частей юрты. Именно ее он рассматривал как один из прототипов своей концепции «Дом - машина для жилья».

Юрта, появившаяся тысячи лет назад, остается актуальной и сегодня. Небольшой вес, компактность, мобильность, всесезонность и унифицированность деталей в сочетании с невысокой стоимостью делают это жилище высококонкурентоспособным на рынке легких сооружений. Также следует отметить низкую эксплуатационную стоимость - установка и обслуживание не требуют от персонала высокой квалификации, а компактность является основой низких складских расходов при хранении. При этом стоимость юрты в 2-3 раза ниже по сравнению с другими быстро возводимыми сооружениями.

Так же как и большинство тюрок башкиры издревле проживали в юртах - тирмэ, ничем особенно не отличавшихся от жилищ других тюркских народов. Название частей тирмэ также звучит практически одинаково, но все же нужно отметить некоторые особенности. Скаты кровли существенно круче, это связанно с большим количеством осадков на Урале, чем в остальной части Степи. Двери только деревянные. Тирмэ никогда не обкладывается камышовыми матами и в строительстве применяется, кроме классического тала еще дуб, клен, ильм и липа. Оригинально только название - тирмэ, встречающееся только у ногайцев. Башкирский тирмэ - является юртой тюркского типа, хотя исследователи отмечали наличие и монгольской юрты на северо-востоке исторического Башкортостана.

В последние десятилетия юрта становится популярной во всем мире. Множество фирм в Европе и США занимаются производством и эксплуатацией юрт, тем самым популяризируя это высокоэстетичное и романтичное жилище.

Туризм и спорт

Сегодня очень моден и чрезвычайно востребован этнический и экологический туризм, и в то же время этот вид туризма наименее представлен на рынке.

В Башкирии великолепная природа, но возведение турбаз из капитальных сооружений представляется дорогостоящим предприятием, а палатки не обеспечивают сколько-либо приемлемый уровень комфорта. Именно юрта решает проблему оптимального соотношения цены и качества. Очень жесткий и прочный каркас, накрытый теплым войлоком и непромокаемой тканью, помимо чисто утилитарных свойств несет в себе огромный заряд эстетики, романтики и духа предков - ценности крайне дефицитные в наш урбанизированный век.

Юрта накрытая двумя слоями войлока и снабженная печью-камином позволяет эксплуатировать ее круглый год.

Походная юрта - облегченный вариант, которую легко перевозит одна вьючная лошадь позволяет туристам комфортный и романтичный отдых на каждой ночевке. Эта юрта, установка которой займет не более 30 минут незаменима на конных маршрутах.

Не секрет, что отсутствие базовых лагерей - основное препятствие для развития туризма. Компактность позволяет на одном грузовике «Газель» перевезти 5 юрт, а это турбаза для 20-ти отдыхающих и 5 человек персонала. Те же юрты установленные на дощатых помостах и снабженные отоплением могут служить горнолыжной базой зимой.

Торговля, общественное питание и гостиничный бизнес

Арендовав небольшой участок земли в городе, около крупных автодорог, в местах паломничества туристов, на праздниках и народных гуляниях вы можете открыть свое дело в области торговли, общественного питания и гостиничного бизнеса.

Для этого вам нужно просто купить юрту и установить её. При необходимости купить электрогенератор - и вы полностью автономны. Вы не платите арендную плату за помещение, вам не «вырубят» электроэнергию. А нарядный и экстравагантный вид юрты - гарантия того, что не будет отбоя от посетителей.

Юрты можно сблокировать в различных вариантах: торговый зал + склад + бытовка; кухня + торговый зал + бытовка + склад или администрация + номера + столовая + кухня и т.д.

Этнофольклорные праздники и музейное дело

Наряду с юртами стандартной модели, в производстве которой используются современные материалы, наше предприятие производит юрты этнической модели - это жилище, изготовленное из аутентичных материалов и с применением большинства старинных технологий:

  • Древесина только лиственных пород (дуб, ильм, береза и т.д.);
  • Заготовки только колотые (не пиление);
  • Применение пропарки для гнутья;
  • Соединение деталей только на сыромятном ремне и пеньковых веревках.

Такая юрта строится без единого металлического гвоздя, и даже шарниры и ручки дверей из дерева и кожи. В довершении всего натуральный войлок ручной работы.

Возможна комплектация предметами интерьера: сундуками, паласами, седлами и сбруей, сосудами для кумыса из дерева и кожи, мелкой посудой из капа, луками и стрелами в тисненых колчанах и налучьях из натуральной кожи. Возможны резные двери с растительным и геометрическим орнаментом, а также в «зверином» стиле.

Романтикам

Вы можете купить юрту просто для души, поставить у себя на участке и «кочевать» летом. Вы можете купить юрту и погрузить на крышу вашего авто и отправиться «кочевать» по стране или миру. Каждую неделю или каждый день ваш дом будет на новом месте, вы сэкономите на гостиницах и получите несравненное удовольствие.

Вы можете продать свою квартиру, купить участок за городом, поставить юрту и жить в ней, пока ваш новый дом не будет построен. В этой юрте могут жить рабочие, строящие ваш дом, а после окончания строительства вы можете использовать ее как домик для гостей или продать другу, который также решил построить «дом на земле».

Эксклюзив

Мы можем построить для вас эксклюзивные юрты, например диаметром в 12 метров, площадью 113 м2! Где можно проводить семейные торжества, юбилеи и свадьбы и даже конференции.

Вы можете установить подобную юрту и сдавать в аренду для проведения подобных торжеств, присовокупив к аренде опции - например обслуживание торжеств и т.д.

Если в северо-западных земледельческих районах большинство деревень возникло еще до присоединения к Русскому государству, то в южной и восточной Башкирии, где господствовало сначала кочевое, потом полукочевое скотоводство, оседлые поселения появились лишь 200-300 лет назад. Селились родовыми группами по 25-30 дворов. С 20-х годов ХIХ в. администрация начала перепланировку башкирских аулов по типу русских деревень.

Все башкиры имеют дома, живут в деревнях, пользуются определенными земельными наделами, на которых занимаются хлебопашеством или другими промыслами и ремеслами, и в этом отношении отличаются от крестьян или других оседлых инородцев разве только степенью своего благосостояния. Одно, что могло бы дать повод к закреплению за башкирами названия полукочевого племени, это обычай с наступлением весны переселяться на так называемые коши, т. е. в войлочные кибитки, которые они в виде лагеря разбивают на своих полях или .

В местах безлесных эти летние помещения делаются из деревянных решеток в 2 аршина вышиной, обтянутых кругом войлоком, а на них ставят другие сводом, вкладывая их наверху в деревянный круг, который не закрывается кошмою, а образует отверстие, служащее трубой для дыма от очага, вырытого посередине коша. Впрочем, такая войлочная палатка лишь достояние богатых, среднего же состояния люди живут в аласыках (род лубочного шалаша) или же в простых шалашах, сделанных из прутьев и покрытых кошмами. В местах же, изобилующих лесом, летние помещения состоят из деревянных избушек или берестяных шатров, остающихся всегда на одном и том же месте.

Деревни башкир по наружной архитектуре ничем не отличаются от русских или татарских деревень. Тип избы тот же самый, равно как и расположение улиц, но при всем том опытный глаз с первого же раза отличит деревню от русской, даже если не брать во внимание мечеть. На рубеже ХIХ-ХХ вв. у башкир можно было встретить самые разнообразные жилища, начиная от войлочной юрты и кончая бревенчатыми избами, что объясняется сложностью этнической истории народа, особенностями хозяйства и многообразием природных условий. Дома башкир всюду носят отпечаток какой-то недоконченности или полуразрушения; в них не видно той хозяйственной уютности и заботливости, как в русских домах. Это, с одной стороны, объясняется бедностью, плохим хозяйством, с другой - нерадивостью, отсутствием домовитости и той любви к своему жилищу, с которой обряжает его русский крестьянин.

Современные сельские жилища башкир строят из бревен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения