От свиных рожцов к тельцу упитанному. Неделя о блудном сыне. Тема: « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч

«Прощение как проявление настоящей любви»

по «Притче о блудном сыне»

Цели урока:

Оборудование:

Эпиграф: . (Ханс – Йоахим Хаан)

. (Дж. Кеннеди Шульц).

ФОПД: фронтальная, парная

МО: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Беседа.

Вступительная беседа.

Учитель:

(Заслушиваются ответы ). 2мин .

Учитель:

1-2мин

Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду . (Ханс – Йоахим Хаан)

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём . (Дж. Кеннеди Шульц).

Учащиеся: О прощении .

Учащиеся:

3мин

В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Постараемся и мы обрести их.

Учитель:

Учащиеся: 1мин

Историческая справка.

Учитель: Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь прочитаем притчу вслух.(1мин)

(Чтение притчи). 5мин

4. Работа по теме урока.

Учитель:

3 минуты .

(Заслушиваются ответы). В целом 5мин

    Простили отец сына?

5. Работа по картине -3мин

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель: А в чём он по-твоему?

Учащиеся:

V 1 . Беседа по вопросам 2мин

VI 1

(Читает ученик,звучит музыка)3мин


Зло побеждай лучом добра,




Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.



Запись в тетрадь:

8. Основные выводы. (2мин)

9 . Итоги урока. (2мин)

Учитель:

Учащиеся: Да.

Учитель: Сколько раз?

Учащиеся: Всегда.

10. 4мин ТЕСТ

а) рассказ;

б) притча;

а) Рафаэль;

б) Леонардо да Винчи;

в) Рембрандт.

а) на постройку дома;

б) на милостыню;

в) живя распутно.

а) свиней;

а) был голоден;

б) осознал свой грех;

а) рассердился;

б) выгнал его из дома;

в) обнял его.

5= «4» 6= «5»

10. Домашнее задание . Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне». 1мин

написанное в 2007 году:

« Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска,

Тишина патриархальная,

Свет загадочный, неброский.

За окном – миры далёкие,

Невесомые пространства.

За окном – пейзажи блёклые,

Да людей непостоянство.

Не прельщают расстояния,

Не влечёт надежд рулетка.

Сыном блудным, с покаянием

Возвращаюсь к вере предков.

Где суждения – сакральные,

Где ни глупостей, ни лоска…

Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска…»

Учитель:

Любовь и предательство, умение прощать обиды, победа добра над злом – наверное, это и есть созидание, созидание счастья и гармонии жизни. «Притча о блудном сыне» имеет глубокое воспитательное значение, в этом и заключена функция искусства.

Открытый урок по русской словесности в 6д классе

по теме «Притча о блудном сыне»

Прощение как проявление настоящей любви

Цели урока: развить интерес к Библии, как к источнику мудрости и образцу нравственного поведения; обсудить феномен прощения, как проявления настоящей любви; показать воплощение христианского сюжета в живописи; воспитать в детях чувство прощения, любви к ближнему, осмысливать свои поступки.

Оборудование: репродукция картины Рембрандта ван Рейна “Возвращение блудного сына”, фрагменты кинофильма «Солярис», мультфильма «Притча о блудном сыне».

СЛАЙД №1

Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду . (Ханс – Йоахим Хаан)

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём . (Дж. Кеннеди Шульц).

Ход урока

1.Организационный момент

2. Беседа.

Вступительная беседа.

Прежде чем я назову тему сегодняшнего урока, я попрошу вас мысленно ответить на несколько моих вопросов. Я прошу вас быть честными перед собой, ведь ответов никто не услышит.

Случалось ли вам, громко хлопнув дверью, выйти из дома, оставив за спиной скучные нотации родителей, их ненужные, пустые нравоучения?

Может быть, шурша под ногами осенней листвой, вы шли по холодным улицам, тая в душе обиду на весь взрослый мир? Вы спешили не домой, а туда,где ждет вас абсолютная свобода, и нет никаких обязательств.

Случалось ли так, что «заблудившись» в самом себе, в своих мыслях, желаниях, надеждах, ошибках, вы не могли найти выхода из сложных жизненных проблем, и, сгибаясь под их тяжестью, хотя бы мысленно просили помощи тех, кого вы оставили, раскаиваясь за свою беспечность?

Если хоть на один из этих вопросов вы ответили утвердительно, значит, тема сегодняшнего урока имеет к вам самое прямое отношение.

Учитель: Верно. Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или кто-то из родных простил вам обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(Заслушиваются ответы ). 2мин .

Учитель:

На доске написаны эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня? 1-2мин

СЛАЙД№2

Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду . (Ханс – Йоахим Хаан)

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём . (Дж. Кеннеди Шульц).

Учащиеся: О прощении .

Сегодня мы познакомимся с притчей. Она называется “Притча о блудном сыне”. А как вы понимаете слово “блудный”?

Учащиеся: Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Кто не знает, зачем и куда идёт.

СЛАЙД №3

Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче.

Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ) 3мин

На протяжении нескольких уроков мы проходим библейскую мифологию. Вспомним рождение Иисуса.

Итак, вернёмся к Библии. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям своё учение. Он выбрал себе 12 учеников (апостолов) и стал ходить с ними из города в город. Иисус рассказывал людям притчи. Он рассказывал их так, чтобы они были понятны каждому. В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети… Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?

Учитель: Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?

Учащиеся: Почитай отца и мать и будешь долголетен. 1мин

Историческая справка.

СЛАЙД №4

Учитель: Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь прочитаем притчу вслух. (1мин)

(Чтение притчи). 5мин (в компьютере)

4. Работа по теме урока.

Учитель: Для обсуждения поделимся на группы. (Ребята делятся на 3 группы).

Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца, в которых выразилось его прощение сыну. Запишите ответ в тетради, обменяйтесь мнениями в группе и будьте готовы сообщить их всему классу. На подготовку 3 минуты .

(Заслушиваются ответы). В целом 5мин

1. Какова причина ухода сына из отчего дома? Чем наделяет отец своего сына? К чему стремится сын, чего он хочет от жизни, в чем видит свое счастье?

2. Как ведет себя отец, препятствует ли он уходу сына из дома?

    Какие события послужили поводом к пиршеству?

    Почему отец так “необычно” реагировал на возвращение сына?

    Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца?

    Как восприняли окружающие решение отца принять сына обратно в семью?

    Что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей частью наследства?

    О чём думал сын “придя в себя”?

    Что почувствовал сын, увидев, что отец выбегает к нему навстречу?

    Что почувствовал отец, когда увидел возвращающегося сына?

    Что побудило отца принять сына с почестями после того, как он опозорил его?

Что пережил сын в чужих странах. Что произошло с его «имением»?

    Когда и почему сын «пришел в себя»?

    Как вёл себя младший сын и что он заслужил за своё поведение?

    Как реагировал отец на возвращение сына и почему?

    В чём конкретно выразилось решение отца простить непокорного сына?

    Как должны измениться образ жизни и поведение сына, после того, как отец простил его?

Надеялся ли сын на прощение отца?

Как встретил отец блудного сына?

    Простили отец сына?

    V 1 . Беседа по вопросам 2мин

    Почему отец простил младшего сына?

    (Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

    Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

5. Работа по картине -3мин

Тема блудного сына широко раскрыта не только в библии, но и в живописи, в музыке, в кинематографе.

СЛАЙД№5

А сейчас посмотрим на картину Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Как художник изобразил этот момент?

Учащиеся: - В притче отец бросился сыну на шею, а на картине сын стоит на коленях перед отцом.

Краски, используемые Рембрандтом, на мой взгляд, темноваты. Они не столько передают радость, сколько подчёркивают торжественность происходящего.

Лицо отца сосредоточено и, как мне кажется, печально, а в притче отец радостный.

Учитель: Скажите, а почему художник именно так увидел эту встречу?

Учащиеся: - Может быть, потому, что акт прощения очень важен в жизни человека.

Мне кажется, что художник не совсем понял истинный смысл притчи.

Учитель: А в чём он по-твоему?

Учащиеся: Истинный смысл, по-моему, в том, что прощающий испытывает радость и прощённый тоже испытывает радость, потому что между ними восстанавливаются утраченные взаимоотношения.

СЛАЙД №6

Ребята, мы прочитали притчу, увидели в живописи тему прощения. Теперь посмотрим, как раскрыта данная тема в мультфильме. (7мин)

СЛАЙД №7

VI 1 . Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик,звучит музыка)3мин

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

8. Основные выводы. (2мин)

Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи?

Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.

СЛАЙД№8

Вставка(просмотр фрагмента из фильма «Солярис»)-4мин

9 . Итоги урока. (2мин)

Учитель: Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. Давайте-ка вернёмся к нашим эпиграфам. Нужно ли прощать?

Учащиеся: Да.

Учитель: Сколько раз?

Учащиеся: Всегда.

Учитель: Что приносит прощение?

Учащиеся: Радость, свободу в общении…

Учитель: Есть ли обиды, за которые можно не простить человека?

Учащиеся: Нет. Вот в притче сын нанёс отцу смертельную обиду, а тот простил.

Учитель: Правильно, прощать надо любую обиду. А теперь запишите домашнее задание.

Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.

4мин ТЕСТ 2 СЛАЙД №9

1. Маленькая нравоучительная история без морали:

а) рассказ;

б) притча;

а) Рафаэль;

б) Леонардо да Винчи;

в) Рембрандт.

3. В притче о блудном сыне младший сын потратил свою часть наследства:

а) на постройку дома;

б) на милостыню;

в) живя распутно.

4. Оказавшись нищим, младший сын нанялся в работники к богачу пасти:

а) свиней;

5. Блудный сын решился вернуться к отцу, потому что:

а) был голоден;

б) осознал свой грех;

в) хотелось жить лучше наёмников отца.

6. Увидев блудного сына, отец:

а) рассердился;

б) выгнал его из дома;

в) обнял его.

Проверка теста 1-б, 2-в, 3-в,4-а,5-б,6-в. 1-2= «2», 3-4= «3»,

5= «4» 6= «5»

На фоне музыки И.С. Баха «Концерт для гобоя ре минор» в обработке Марчелло звучит стихотворение Михаила Рождественского

« Возвращение Блудного сына»,

написанное в 2007 году:

СЛАЙД№10

« Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска,

Тишина патриархальная,

Свет загадочный, неброский.

За окном – миры далёкие,

Невесомые пространства.

За окном – пейзажи блёклые,

Да людей непостоянство.

Не прельщают расстояния,

Не влечёт надежд рулетка.

Сыном блудным, с покаянием

Возвращаюсь к вере предков.

Где суждения – сакральные,

Где ни глупостей, ни лоска…

Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска…»

10. Домашнее задание . СЛАЙД №11 Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне». 1мин

Учитель:

Любовь и предательство, умение прощать обиды, победа добра над злом – наверное, это и есть созидание, созидание счастья и гармони жизни. Притча о блудном сыне имеет глубокое воспитательное значение, в этом и заключена функция искусства.

На земле. В своих притчах он открывает нам тайны мироздания и учит главному - обретению духовного богатства и вере в Бога. В "Притче о блудном сыне" изображено неизреченное милосердие Господа ко всем грешным людям, которые искренне и глубоко раскаялись в своих грехах и обратились к нему за помощью и защитой. В православном церковном календаре специально отмечена Неделя о блудном сыне, которая является одним из четырех подготовительных периодов к Великому посту.

Притча о блудном сыне. Текст

Было у отца два сына. Однажды младший сын попросил у него часть принадлежавшего ему имения. Отец не стал сопротивляться и отдал все, что ему было положено. Через несколько дней младший сын, забрав свою часть наследства, уехал в дальние края. Совсем не заботясь о завтрашнем дне, он стал жить распутно и, как в народе говорят, на «широкую ногу». Действуя таким глупым образом, он очень быстро растратил все свои богатства, и когда в городе наступил голод, стал сильно нуждаться в пропитании.

Для того чтобы хоть как-то прожить, он устроился на работу к одному из местных жителей и стал пасти его свиней. Этот парень был рад кушать рожки, предназначавшиеся для свиней, но ему никто не разрешал. Совсем изможденный голодом и нищетой, он вдруг вспомнил об отце и о том, что у него все наемники хлеб кушают, а вот родной сын скоро просто умрет от голода.

Встреча с отцом

Дальше "Притча о блудном сыне" говорит о том, что когда сын увидел своего отца, он сразу пал к нему на шею, начал целовать его. И потом взмолился о том, что не достоин называться его сыном и что грешен перед ним и Небом. А потом попросил принять его наемным работником. Отец же сжалился над сыном, повелел принести ему лучшую одежду, обувь и надеть на него перстень. Дальше он решил заколоть теленка и устроить веселье, так как был очень рад тому, что его сын не пропал, а нашелся живым и здоровым.

Старший сын

В это же время возвращался с полевых работ старший сын. Когда он приблизился к дому, то услышал ликование, пение и был очень удивлен этому. Он сильно рассердился, узнав причину этих гуляний. Когда отец позвал его к столу, старший сын выразил ему свою обиду, ведь за столько лет верного служения тот никогда не зарезал для него даже козленка, чтобы он повеселился со своими друзьями. А тут откормленного теленка отец не пожалел для того, кто прокутил все свое наследство с блудницами и вернулся ни с чем. Отец же успокоил его и сказал: "Ты всегда рядом со мною, и все мое - твое, а сейчас нам всем надо радоваться тому, что твой младший брат нашелся живым и невредимым".

Притча о блудном сыне: толкование

Эта притча рассказывает о грехе, покаянии и о том, какое может быть отношение Бога к человеку. Все беды младшего сына начались с того, что он сразу потребовал то, что ему принадлежит по праву. Все это равняется тому, как люди относятся к дарам Божьим с практической точки зрения. То есть дай мне сейчас все, что я захочу, а от того, что можно получить в будущем, я отказываюсь. Это и есть величайший грех безумного человека, который за быстрое и сиюминутное удовольствие платит тем, что отказывается от больших будущих благ, о которых он вначале совершенно не заботится.

Сам собой напрашивается вопрос о том, почему юноша захотел получить свою долю. А все потому, что ему была в тягость опека отца, и он захотел свободы. Именно так сейчас поступает большинство современных молодых людей. Из-за всевозможных средств воздействия они решили, что если не разорвут сейчас Божьи узы, то не повяжутся по ногам и рукам узами манящих и сладострастных запретных желаний и похотей. Вот таким образом и происходит вероотступничество от Бога. Люди начинают считать себя богами и думают, что хорошо разбираются, где добро, а где зло. Именно об этом и предостерегает "Притча о блудном сыне". Смысл в том, что люди хотят делать только то, что им заблагорассудится, и совсем не хотят жить по Божиим заповедям.

Заблуждение взглядов младшего сына

Известная евангельская "Притча о блудном сыне" повествует о том, как младший сын желает удалиться от взора и присмотра отцовского, это ему не нравится, потому что тот ограничивает его в поведении и тратах. Молодой парень горд собой, его высокомерие не знает границ. Он считает, что знает, как управлять делами, и надеется вскоре стать более выдающейся личностью, чем он. Все это говорит о том, что гордость человеческая, особенно в молодости, является мощной разрушительной силой.

Однако здесь удивляет и восхищает кротость и доброта отца к своему младшему сыну. Он сразу отдал полагающееся сыну. В отличие от младшего брата старший был более разумным человеком, он, наоборот, пожелал, чтобы отец оставил у себя часть его власти. За это старший сын слышит от отца очень мудрые слова, что все, чем он владеет, в итоге станет его.

Таким образом, получив свое наследство, младший сын отправляется далеко от родного дома, а потом растрачивает его и становится нищим. Именно такое духовное состояние преследует человека, отпавшего от Бога. Тот, кто добровольно идет на грех, растрачивает впустую дары Божьи - свой ум и душевные силы, которые должны служить людям и Богу. Таким образом, душа переходит во власть дьявола, становится заложницей мира и плоти, начинает жить распутно и расточает свое богатство.

Расплата за грех

Младший сын был отправлен злым господином пасти даже не овец, а чавкающих свиней. Таким образом, во власти дьявола послать своего раба удовлетворять похоти падшего естества. Обнищавший младший сын рад был кушать те рожки, которыми питались свиньи, но не для человека была эта пища. Грех является состоянием вечной ненасытности, при которой невозможно получить облегчение ни от чего на свете. Не стоит взывать к миру, у него есть только то, что может отравить душу, но не то, что ее питает.

"Притча о блудном сыне" говорит и о том, что Господь щедро утешает тех, кто в конечном итоге приходит к глубокому раскаянию и осознанию своей грешной жизни. Долготерпение и милосердие Господь имеет к каждому человеку, Он снисходителен и к грехам, потому как видит дальше и глубже. Человек же должен ответить Ему только смиренной благодарностью и любовью.

"Притча о блудном сыне" детям будет особенно полезна, так как они только начинают познавать мир во всех его проявлениях и должны быть готовы к любым искушениям, чтобы не впасть в зависимость от греха и всегда жить в мире с Богом.

"Притча о блудном сыне" 6 кл

23.04.2016 1583 280 Билялова

Урок по литературе
«Притча о блудном сыне»
(6 класс).

Билялова Б.А.

Цели: знать определение и значение притчи, уметь рассуждать, высказывать и обосновывать мысли, показать красоту слова через искусство живописи, уметь ценить заботу родителей.
Ход урока:
1 Побуждение
К вниманию учащихся предоставляется репродукция Рембрандта «Возвращение блудного сына».
- Что вы видите на этой картине?
(ответы)
-Напомните мне определение притчи.
Слово учителя: Притча – это аллегория, в которой слушатели должны узнать себя. Это не просто житейская ситуация, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Мораль из нее должен извлечь сам человек.
Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч. К ее сюжету обращались прославленные художники всех столетий: Дюрер, Босх, Спада, Рембрандт, Дюре, Хемессен, Курильо, Батони, де Шаванн, Глазунов и другие.
Итак, мы обсудим несколько притч, сопоставим «Притчу о блудном сыне» в художественной обработке с евангельским текстом, познакомимся с репродукциями известных художников и научимся более ответственно относиться к своим словам и поступкам.
2 Осмысление
Итак, сравним евангельский текст с текстом в учебнике.
Сходство Различия
В названии звучит слово сын, следовательно, в притче важна идея родства, с которым связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети.
Беседа:
-Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? (ответы)
- А чем вы отплачиваете за заботу родителей? (ответы)
-В названии есть слово блудный, 1 слабый ученик ищет определение в словаре Даля.
- Как вы думаете, почему отец не удержал сына? (ответы)
-Послушаем ответ ученика. Блудный –
Ответьте по притче, как жил сын? (ответы)
Попробуем заглянуть за строки. Поможет это сделать картина живописца Хемессена. Что вы видите? (ответы)
-А вот другой вариант этого же сюжета – Босх «Блудный сын». Опишите героя.
- А вот блудный сын в интерпретации Пюви де Шаванна. Опишите героя. Обратите внимание на позу, руки.
-Почему сын решил вернуться? Только ли голод заставил его вернуться?
-Как встретил его отец? Почему?
-Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (его душа ожила, он раскаялся, осознал свой грех).
Сцена возвращения блудного сына домой всегда привлекала живописцев. Многие их них писали ее: Спада, Мурильо, Рембрандт, Батони, Даньян – Бувере и другие
-Как вы думаете, почему эта тема привлекала художников?
Это центральная, кульминационная сцена, так как в ней выражена идея покаяния и прощения.
Иллюстрация ряда репродукций «Возвращение блудного сына».
-Но в притче есть еще один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце.
-Как он реагирует на возвращение брата? (он осуждает, недоволен)
-Допустимы ли такие отношения между братьями? Какой у него грех? (зависть)
-Каков главный смысл «Притчи о блудном сыне?» Какой урок вы для себя извлекли? (нужно уметь прощать, быть послушными детьми, верить в человека, стремиться к гармоничным отношениям).
Продолжением нашей темы будет изучение произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
-Актуальна ли тема блудного сына сегодня? (ответы)
Стратегия ДДЗ по притче.
3 Рефлексия
Синквейн
1. Притча.
2. Поучительная, интересная.
3. Учит, заставляет задуматься.
4. Сегодня мы анализировали притчу.
5. Мораль.
Обратите внимание на картину Рафаэля «Мадонна Конестабиле» - мать и дитя. Идея родительского покровительства, мудрой опеки была в основе системы классического воспитания, которое обеспечивало крепкую духовную связь между родителями и детьми. Сегодня многие пытаются усвоить западный стиль воспитания: раннюю самостоятельность, вседозволенность, легкое и бездумное свержение авторитетов.
Хотите быть взрослыми, поступайте ответственно! Но не забывайте родителей, которые подарили вам жизнь.
Д/з придумать притчу.
Проставление и комментирование оценок.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Эту картину знают почти все – она упоминается во многих книгах по искусству, а ее репродукции можно найти даже в провинциальной библиотеке. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще – всей мировой культуры.

Возвращение блудного сына. Рембрандт Хармес ван Рейн

Творение нидерландского художника действительно мало кого оставит равнодушным – настолько талантливо ему удалось выразить ту палитру переживаний, которая содержится в волнительном моменте возвращения сына к своему отцу.

Осмелюсь предположить, что причина широкой знаменитости картины Рембрандта кроется не только в гениальности ее создателя. Есть еще один момент, который искусствоведы почему-то иногда упускают из виду, – сама притча о блудном сыне, легшая в основу живописного сюжета, заниает в христианском вероучении очень важное место. Не зря ведь третья подготовительная неделя к Великому посту так и называется – Неделя о блудном сыне.

Но над чем же призывает нас задуматься эта притча? Что хотел сказать Спаситель, поведав ученикам такую незатейливую, казалось бы, историю? Какую истину пытается донести она до нашего ума и сердца? Попробуем разобраться.

У некоего господина было несколько детей, и вот самый младший просит его выделить положенную ему часть наследства, чтобы он мог «выйти в люди» и построить свою жизнь так, как считает нужным. Отец не перечит – скоро сын получает необходимые деньги и уходит.

Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один. Не имея никаких полезных жизненных навыков, привыкнув только развлекаться и веселиться, молодой человек долго не может найти работу, пока, наконец, один богач не берет его – нищего, голодного и изможденного – к себе в дом в качестве пастуха свиней. Но и тут живется несладко – с утра до ночи ему приходится быть со свиньями, а питание настолько скудное, что он вынужден утолять голод запаренными стручками, которыми кормили скотину.

Лишившись всех внешних соблазнов, застилавших ранее его рассудок, парень понимает, что он ошибся. Он вспоминает родной дом, где было светло, уютно и радостно. А самое главное – в памяти предстает образ отца – любящего, доброго, все понимающего. Но, вместе с тем, приходит и осознание собственного предательства. Это осознание сначала останавливает юношу, однако через некоторое время он все-таки решается вернуться домой – уже не как наследник, а как один из рабов, которому хоть и отведут самое последнее место в хозяйстве, но, по крайней мере, он будет сыт, одет, и сможет видеть своего отца. Приняв такое решение, сын возвращается домой.

Но тут все сразу же пошло совсем не так, как он предполагал. Едва увидев его издали, отец, невзирая на свой немолодой возраст, выбежал ему навстречу, обнял его и расцеловал. Он не захотел даже слушать оправданий и просьб сына принять его в число рабов! Какое там! Ведь сын вернулся! Он жив! И это было для старика самое главное! Каждый день пожилой человек с надеждой смотрел на дорогу, и, вот, наконец, его ожидания сбылись…

В доме начался праздник, на нем не было только старшего сына, который в это время находился в поле. Когда вечером он вернулся, то увидел светившийся во все окна дом и спросил слуг о причине торжества. Узнав же, что пир устроен по поводу возвращения его блудного брата, старший сын затаил обиду и не стал входить вовнутрь. Отец заметил это и вышел выяснить, в чем дело, на что получил ответ: «Я столько лет верой и правдой служу тебе, а ты не устроил мне даже малого праздника. Но вернулся этот расточитель – и ты созвал целый пир». На эти упреки старик ответил: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. Сейчас же нам надо радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15: 11 – 32).

Практически все древние религии мира ставят четкую грань между небом и землей. Небо – для богов и героев, земля – для людей и животных. Даже царство мертвых, будь то ад или рай, мыслится, скорее, не как небесная, а именно как земная обитель, пусть даже и отделенная от мира живых некоей непроходимой преградой. Небо же для человека закрыто. Если и попадает туда кто-либо из смертных, то это – исключение из правила, а за само попадание нужно уплатить очень высокую цену. Небо глубоко чуждо людям, и оно никогда всерьез не рассматривалось язычеством (не философией, а религией) как нечто вожделенное и самоценное.

Вера Авраама, а вслед за ней – и христианство, говорит совершенно иное. Небо – наш дом и наша родина, которая была утрачена человеком после грехопадения. И теперь цель каждого человека – вернуться домой, к своему Отцу, который, невзирая на все наши измены, ошибки и прегрешения, по-прежнему ждет и так же неизменно любит нас. Бог христианства – это не творец-демиург, создавший мир по никому непонятным причинам, а любящий Создатель-Отец, жаждущий, чтобы все Его творение участвовало в Его божественной жизни. И притча о блудном сыне иносказательно раскрывает эту евангельскую истину. Причем раскрытие это – двухуровневое.

Первый уровень – общечеловеческий. В Эдеме до грехопадения наши прародители имели все мыслимые блага и могли лично общаться с Богом. Более того, у них была возможность духовного совершенства. То есть, «наследство» (говоря языком притчи) Адам и Ева имели огромное. Но, поддавшись соблазнам сатаны, который пообещал им, что, отойдя от Бога, они станут свободными, первые люди разорвали духовную связь со своим Творцом, и вместо свободы получили смерть. Практически вся история человечества – это попытка построить счастливую жизнь без Божьего участия, только лишь теми силами, которые имеет сам человек. Да вот только загвоздка в том, что любой талант не есть наш собственный – он Божий, а мы лишь пользуемся им, либо транжиря его, либо употребляя во благо.

Но так не может продолжаться вечно – силы отпавшего от Бога человека ограничены. И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс – поиски Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла. Так возникла религия. В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия. Найденные в различных религиях ответы большей частью оказывались неверными, но уже само наличие такого поиска говорит о том, что человек стремился домой. И видя это, Господь выходит ему навстречу – в лице Сына Божьего, Который воплощается, принимает человеческую природу и создает все условия для спасения каждого.

А вот здесь прослеживается уже второй уровень восприятия притчи о блудном сыне – личностный. Притча воспроизводит схему человеческого грехопадения и человеческого же покаяния, а самое главное – образ Бога, и характер Его участия в этом процессе.

Для святых отцов Востока грех – это не столько нарушение Господних заповедей, сколько некая направленность нашей воли, которая вместо соподчиненности воле Божьей уклоняется от нее и тем самым впадает в противоестественное состояние. Человек думает, что творит себе добро и благо, но на самом деле совершает зло и еще больше уклоняется от Творца. В итоге грешник становится похож на евангельского блудного сына, который вместо сознательного приобретения новых жизненных навыков и умножения отцовского наследства попросту спускает его на ветер и в итоге остается ни с чем.

В принципе, человек может и не видеть своего падения, а греховная жизнь может казаться ему нормальной. Однако в случае духовного прозрения его дальнейшее действие только одно – рвать с темным прошлым и возвращаться домой, к Отцу. Это и называется покаянием.

Но оно не может быть настоящим, если, возненавидев грех, мы не делаем ничего, чтобы избавится от него. Только подражанием блудному сыну, который решительно пошел навстречу своему родителю, можно добиться того, что грех постепенно покинет сердце, уступив место исцеляющей благодати.

Как и отец из притчи, Бог, уважая нашу свободу, не задерживает нас, когда мы уходим от Него. Но точно так же, Он всегда готов и принять нас обратно. Более того, Бог никогда не укоряет за прошлые ошибки и готов принять каждого в том виде, в каком человек приходит к Нему. Главное – сокрушение, главное – искренность и жгучее желание разорвать старые греховные путы… Остальное Господь сделает Сам – важно только вернуться и припасть к Его ногам, как это сделал блудный сын.

Вместе с тем, Христос в Своем рассказе не останавливается только на отношениях непутевого сына и отца. Третий главный герой – старший сын, который остался верен отцу, но возмутился его великодушием. В нем можно усмотреть образ тех, кто уже пришел к Богу и имеет некоторый опыт жизни в Церкви. Тут возникает уже другой, нежели у блудного сына соблазн – возомнить себя праведнее других и скатиться в мелочный снобизм. Через образ старшего сына Спаситель предупреждает нас от малейшего осуждения в адрес тех, кто пал, но нашел в себе силы с покаянием вернуться назад, к Отцу Небесному…

Притча о блудном сыне не зря предлагается Церковью в качестве одного из аккордов в прелюдии Великого поста. Ведь сам пост – это время переоценки самого себя, пересмотра своих жизненных ценностей. И чем решительнее будут наши действия в этом русле, чем теснее мы свяжем самих себя и свое поведение с образом блудного сына, тем ближе мы окажемся к цели поста. Ведь она – отнюдь не в простом отказе от животной пищи или от различных развлечений. Подлинная цель поста – возвращение к Богу. Возвращение домой, к тому самому небесному жилищу, которое все мы некогда покинули, по которому все мы в глубине души так сильно тоскуем, растворяя печаль надеждой – обрести его вновь…

Александр Моисеенков

Притчу о блудном сыне рассказывает Иисус Христос своим ученикам. Она приведена в пятнадцатой главе Евангелия от Луки. Сюжет притчи используется во многих произведениях мирового искусства.

Ниже будет рассказано краткое содержание притчи о блудном сыне. Она является наиболее популярной у христиан, независимо от их конфессии, так как учит прощению.

Библейская притча о блудном сыне: краткое содержание

У отца было двое сыновей. Один взял свою часть имущества и вдалеке от семьи промотал все. Когда подступила нужда, он голодал и решил вернуться к отцу, чтобы стать у него наемником, так как чувствовал свою вину. Но его отец был счастлив, что сын вернулся невредимым, и устроил пир по этому поводу. Старший брат был недоволен, что отец так хорошо принял беспутного младшего. Но отец сказал, что ничем не ущемляет его, ведь он всегда был рядом в довольстве и владеет всем вместе с отцом; младший же сын был как мертвый неизвестно где, и теперь нужно радоваться его возвращению.

Сюжет притчи, подробный пересказ

Один человек имел двух сыновей. Младший попросил отдать ему причитающееся наследство, и отец уступил сыну, поделив имущество между братьями. Спустя некоторое время младший взял своё и ушёл в далекую страну, где кутил и распутствовал.

Потратив всё, что имел, он стал бедствовать. Нанялся он в услужение, стал пасти свиней. И рад был бы он поесть хотя бы то, что ели свиньи, но не давали ему. И тут он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться уже недостоин.

И направился к отцу. А отец увидел его ещё издали и пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал. Младший сын сказал: "Отец, на мне грех перед небом и тобой, и сыном тебе я уже быть недостоин". А отец приказал рабам принести ему самую хорошую одежду, обувь и перстень на руку и заколать упитанного теленка, чтобы есть и праздновать. Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся. И стали все веселиться.

Старший сын тем временем был в поле, когда вернулся, услышал из дома песни и ликующие возгласы. Позвав слугу, он спросил, что случилось. Ответили ему, что вернулся брат и отец от радости, что сын невредим, заколол целого теленка. Старший сын осерчал и не захотел войти к празднующим, а отец вышел, чтобы его позвать. Но старший сын сказал: "Столько лет я с тобой, работаю, всегда слушаюсь тебя, но ты даже козла мне не давал, чтобы попировать с друзьями; а этот сын, прокутивший всё твоё имущество с распутницами, вернулся, и ты сразу для него заколол упитанного телка". Отец же ответил на это: "Сын, ты всегда был рядом и все моё принадлежит тебе, а радоваться нужно оттого, что младший твой брат был мертвым и стал живым, был пропавшим без вести и нашелся".

Притча о блудном сыне: в чем смысл?

Человек, знакомый с христианством, верящий в Бога, который Отец всему живому, может отойти от веры, соблазнившись земными развлечениями и суетой. Взять своё имущество и уйти в далекую страну - отойти далеко от Бога, потерять с ним всякую связь. Какой-то запас благодати и духовной силы у него будет, как были деньги поначалу у блудного (или заблудшего) младшего сына. Но с течением времени силы иссякнут, на душе станет пусто и тоскливо. Придет голод, как пришел он к младшему сыну, только не физический, а духовный. Ведь люди, по христианскому учению, созданы Богом для общения и единения с Ним и друг с другом.

И если человек тогда, отчаявшись, вспомнит о своём Отце Небесном, то захочет вернуться. Но будет чувствовать раскаяние и недостоинство быть Сыном Божиим, как и младший сын в притче чувствовал, что недостоин называться сыном. Тогда мы возвращаемся к Богу с покаянием, умоляя его помочь, утешить нашу опустошенную душу, наполнить её светом веры хоть немного - уже не в качестве детей Божиих, а хотя бы как его наёмники (не зря в православных молитвах говорится «рабы Божии»).

Но Бог есть Любовь, как сказано в Евангелии от Иоанна. И Он в своей любви не гневается на нас и не вспоминает наших согрешений - ведь мы вспомнили о Нём, возжелали Его добра, вернулись к Нему. Поэтому Он радуется нашему прозрению и возвращению к истине. Мы были мертвы во грехе, но ожили. И покаявшимся, вернувшимся к вере людям Господь даёт многое, часто счастливо устраивая судьбы, и всегда посылая в измученные души спокойствие и благодать. Также как отец в притче дал вернувшемуся сыну всё лучшее, что имел.

Образ старшего брата здесь - люди, которые формально не отходили от веры, не совершали тяжелых грехов, но забыли главную заповедь - о любви. Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почет? Так бывает и у верующих, которые осуждают «грешников» и могут в церкви обсуждать чужие наряды, неподходящие к случаю, или неверное поведение. И забывают при этом, что если человек пришёл в церковь, обратился к вере - нужно радоваться за него, ведь все люди - наши братья и сестры, также сотворенные Господом, который бесконечно рад их возвращению из тьмы.

Ещё один смысл притчи

Притчу о блудном сыне, краткое содержание в особенности, можно рассматривать и более прямолинейно. Она применима не только по отношению Бога к людям, но и по отношению любящих друг к другу. Можно сказать, что это притча о любви.

Любой близкий человек может нас покинуть - муж или жена, ребенок, друг, даже родители порой бросают детей. Но если сердце у нас чистое и в душе есть любовь, то мы станем подобны отцу из притчи и сможем простить предательство. И тогда, встречая беспутного сына, изменившего мужа, пропадавшего отца, забывшего про нас друга, даже в голову не придёт обвинять их или слушать недобрых людей, не понимающих христианского всепрощения - нам достаточно будет того, что они рядом, нашлись, вернулись, живые.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения