Лучано паваротти биография личная жизнь. Биография паваротти. Личная жизнь итальянского тенора

Маленький Лучано с ранних лет занимался музыкой. Первые концерты перед соседями и родственниками малыш начал давать уже в 4 года. Позднее вместе с отцом Лучано пел в церковном хоре. Дома мальчик постоянно прослушивал пластинки оперных певцов из коллекции отца, а в 12 лет впервые попал в оперный театр, где услышал выступление тенора Бенджамина Джили. Еще учась в школе Schola Magistrale, юноша взял несколько уроков вокала у профессора Донди и его жены.

Помимо пения Лучано занимался футболом и даже всерьез думал о карьере вратаря. Но после получения диплома о среднем образовании мать убедила сына выучиться на педагога. После получения профессионального образования Лучано Паваротти проработал в школе преподавателем начальных классов два года. В это же время Лучано начал брать уроки у Арриго Пола, а через два года – у Эттори Кампогаллиани. После принятия окончательного решения начать вокальную карьеру, Паваротти ушел из школы.



Музыка


В 1960 году Лучано после ларингита получил профессиональное заболевание – утолщение связок, которое привело к потере голоса. Паваротти, испытав фиаско на сцене во время концерта в Ферраре, решил покинуть музыку, но через год утолщение исчезло, а голос тенора приобрел новые краски и глубину.

В 1961 году Лучано побеждает на Международном вокальном конкурсе. Первую премию присудили сразу двум певцам: Лучано Паваротти и Дмитрию Набокову. Молодые вокалисты получили партии в опере «Богема» Пуччини в театре Реджио Эмилия. В 1963 году состоялся дебют Паваротти в Венской опере и Лондонском «Ковент-Гардене».


Успех к Лучано Паваротти пришел после исполнения партии Тонио в опере Доницетти «Дочь полка», с которой тенор выступил вначале в Лондонском королевском театре «Ковент-Гарден», а затем в итальянской «Ла Скала» и американской «Метрополитен-опера». Паваротти поставил своеобразный рекорд: спел подряд 9 высоких нот «до» на полной мощности голоса в арии Тонио с безупречной легкостью.

Сенсационное выступление навсегда изменило творческую биографию Паваротти. С новой звездой оперного небосклона заключил контракт импресарио Герберт Бреслин, который занялся продвижением тенора в лучших театрах мира. С 1972 года, помимо выступления в спектаклях, Паваротти начинает гастролировать с сольными концертами, в которые входят классические оперные арии, итальянские песни и концоны.


Помимо партий лирического тенора Эльвино в «Сомнамбуле» и Артуро «Пуританах» Беллини, Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфреда в «Травиате» и Герцога Мантуанского в «Риголетто» Верди, Лучано Паваротти осваивает и драматические роли Риккардо в «Бале-маскараде» Верди, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Манрико в «Трубадуре» и Радамеса «Аиде» Верди. Итальянский певец часто появляется с выступлениями на телевидении, участвует на фестивале «Арена ди Верона», делает записи известных оперных арий и популярных песен «Памяти Карузо», «О, sole mio!».


В начале 80-х годов Лучано Паваротти основывает международный конкурс вокалистов The Pavarotti International Voice Competition. В разные годы с победителями соревнования звезда сцены отправляется в гастрольные туры по Америке и Китаю, где вместе с молодыми дарованиями певец исполняет фрагменты из опер «Богемы», «Любовного напитка» и «Бала-маскарада». Помимо концертной деятельности Паваротти сотрудничает с Венской оперой и театром «Ла Скала».


Выступление Лучано в опере «Аида» сопровождается каждый раз долгими овациями и многократными поднятиями занавеса. Но не обходилось и без провалов: в 1992 году в спектакле «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли, который был поставлен в «Ла Скала», публика освистала Паваротти за исполнение роли. Сам тенор признавал собственную вину и больше в этом театре не выступал.

Новый виток международного признания итальянского тенора произошел в 1990 году, когда компания ВВС сделала заставкой трансляции Чемпионата мира по футболу арию «Nessun Dorma» в исполнении Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса. Видео для клипа было снято в римских императорских банях Каракаллах. Тираж распроданных записей стал самым большим за всю историю музыки, что зафиксировано в книге рекордов Гиннесса. Проект «Три тенора» оказался настолько успешным, что певцы выступали еще на открытии трех последующих Чемпионатов мира по футболу.

Лучано Паваротти популяризировал оперу. Его сольные концерты собирали до полумиллиона зрителей, которые приходили послушать тенора в живую в Центральном парке Нью-Йорка, в Лондонском Гайд-парке, на Марсовом поле в Париже. В 1992 году Паваротти создает программу «Паваротти и друзья», в которой участвуют помимо оперных певцом звезды эстрады Элтон Джон, Стинг, Брайан Адамс, Андреа Бочелли, Лайонел Ричи, Джеймс Браун, Селин Дион, Шерил Кроу. В 1998 году Лучано Паваротти получает премию «Легенда Грэмми».

Личная жизнь

Еще учась в школе, Лучано познакомился со своей будущей женой Адуа Верони, которая также увлекалась пением. Вместе с Лучано девушка пошла работать учителем в сельскую школу. Молодые люди смогли пожениться в 1961 году, как только Паваротти начал самостоятельно зарабатывать на оперной сцене. В 1962 году у пары родилась дочь Лоренца, в 1964 году – Кристина, в 1967 году – Джулиана.

Брак с Адуа продержался 40 лет, но постоянные измены Лучиано вынудили супругу подать на развод. Паваротти за время музыкальной карьеры встречался с многими певицами. Наиболее известным романом 80-х годов была его связь с ученицей Мадлен Рени. Но в 60 лет тенор встретил девушку, которая подарила Лучано вторую жизнь.

Молодую особу звали Николетта Монтовани, она была на 36 лет младше маэстро. В 2000 году, после развода с первой женой, Паваротти делает предложение Николетте и строит для новой семьи просторный особняк. В 2003 году у пары родились близнецы – сын Рикардо и дочь Элис, но новорожденный мальчик вскоре умирает. Паваротти отдает все силы на воспитание маленькой дочки.

Смерть

В 2004 году Лучано ставят неутешительный диагноз – рак поджелудочной железы. Артист, взвесив все возможности, решается на проведение последнего прощального тура по 40 городам мира. В 2005 году выходит диск певца Тhe best, в который вошли лучшие номера, когда-либо исполненные Паваротти. Последнее выступление великого тенора состоялось 10 февраля 2006 году на туринской Олимпиаде, после чего Паваротти лег в больницу на операцию по удалению ракового образования.

Состояние Лучано улучшилось, но в августе 2007 года певец перенес пневмонию. Вернувшись домой в Мадену, артист скончался 6 сентября 2007 года. Смерть маэстро не могла оставить равнодушными его поклонников. В течение трех дней, пока гроб с телом Лучано Паваротти стоял в соборе родного города, круглосуточно шли люди, чтобы проститься с кумиром.

Дискография

The Essential Pavarotti - 1990

Pavarotti & friends - 1992

Dein ist mein ganzes Herz - 1994

Pavarotti & friends 2 - 1995

The Three Tenors: Paris - 1998

Christmas with Pavarotti - 1999

The Three Tenors Christmas - 2000

Признанный лучший мировой тенор прожил длинную насыщенную жизнь, в которой было место не только для музыки, но и для любви. Первая жена Лучано Паваротти Адуа Верони прожила с ним много лет, родив певцу трех дочерей, но она была не единственной женщиной в личной жизни маэстро.

За тридцать пять лет семейной жизни Адуа, которая вышла замуж за Лучано, когда они были совсем молоды, была наслышана о многочисленных романах мужа, но старалась относиться к слухам не слишком серьезно.

Она была близка с супругом и, по свидетельству многих, да и самого Паваротти, именно первая жена заставила его всерьез заняться музыкой и оперным искусством. Однако долгая семейная жизнь, наличие трех детей не остановили великого тенора, когда он решил уйти от Адуи и жениться во второй раз.

С Николеттой Мантовани он познакомился, когда ему было пятьдесят восемь, а ей - двадцать четыре года. Она пришла устраиваться на работу в его фонд и после личного знакомства с Лучано тут же была принята.

На фото - Адуа Верони

Огромная разница в возрасте не стала препятствием для того, чтобы через пять лет они поженились. Их семейная жизнь складывалась прекрасно, вторая супруга тенора родила ему еще одну дочь Аличе, ставшую для Лучано четвертым ребенком. Однако из-за того, что Паваротти с молодой женой смотрелись, в лучшем случае, как отец с дочерью, они старались как можно меньше вместе появляться на публике, чтобы не становиться мишенью для шуток.

До встречи с Паваротти Николетта не занималась музыкой, окончила биофак университета в Болонье по двум специальностям - энтомолог и специалист по ландшафтному дизайну. Когда она только познакомилась с Лучано, то даже представить не могла, что когда-нибудь он будет ее мужем. Паваротти часто бывал в фонде, они познакомились ближе, и Николетта чувствовала, что нравится маэстро, но ответного чувства не испытывала.

На фото - Паваротти с первой женой

Она знала, что Лучано женат, воспитывает трех дочек, к тому же, до нее доходили слухи о его многочисленных романах, и Мантовани не собиралась становиться его очередной любовницей, однако не смогла устоять перед его обаянием. Их сближение произошло во время поездки в Нью-Йорк, где у Паваротти были запланированы гастроли. Вернувшись оттуда, Николетта уже не могла представить своей личной жизни без Лучано.

Их роман длился почти десять лет, в течение которых Паваротти несколько раз просил развода у своей первой супруги. Первая жена Лучано Паваротти рассматривала его роман с Николеттой, как очередную интрижку, и не спешила давать согласие на развод. Только в 2002 году маэстро официально разошелся с Верони и стал мужем Николетты Мантовани, и в этом же году она узнала, что беременна.

На фото - Лучано Паваротти и Николетта Мантовани

Их семейная жизнь продлилась пять лет - в 2007 году Лучано Паваротти умер от рака поджелудочной железы, а спустя четыре года у Николетты появился другой мужчина - Филиппо Вернасса. Дочь Николетты и Лучано Аличе поначалу восприняла его в штыки, но постепенно Филиппо нашел с ней общий язык.

Вокальные данные Лучано Паваротти представляются редкостными. У него чистый, проникновенный голос, сочетающий металлический блеск и трепетную красоту тембра, широту диапазона и плавность переходов от одного регистра к другому. Природная музыкальность дополняется взыскательным вкусом и чувством ансамбля, которые выработаны годами. Все это дает основания знатокам приравнять его к лучшим вокалистам настоящего и прошлого.

Родился Лучано Паваротти 12 октября 1935 года в итальянском городе Модена. Хотя родители Лучано и не были музыкантами, все детство мальчика прошло под пение его отца, у которого был настоящий оперный баритон. Он мог бы сделать настоящую музыкальную карьеру, но страшно боялся сцены и соглашался выступать только в маленьких залах, где в основном собирались близкие и знакомые. Отец Паваротти до сих пор не отказывается петь на небольших вечеринках, куда его часто приглашают. Карьеру оперного певца за него сделал его сын.

В юные годы будущий артист получал особое удовольствие, слушая записи знаменитых певцов, в том числе Ди Стефано, равно как, впрочем, и Марио Ланца, которого он очень ловко имитировал. Вместе с отцом Лучано мальчиком пел в хоре оперного театра в родном городе, а летними вечерами исполнял импровизированные серенады под аккомпанемент гитары. В 18 лет Паваротти записался на курсы учителей пения, а два года спустя понял, что музыка является его призванием. Произошло это после того, как отец и сын Паваротти в составе любительского коллектива приняли участие в хоровом фестивале в Ланголлене (Уэльс) и были удостоены высшей награды. С тех пор Лучано начал усердно совершенствовать вокальную технику под руководством педагогов А. Пола и Э. Кампогальяни.

В 1961 году Паваротти впервые победил на конкурсе вокалистов - Акилла Пери в Реджо-нель-Эмилия, - и в том же году состоялся его сценический дебют. Он выступил на сцене оперного театра в том же городке.

"Я очень волновался, когда впервые пел (партию Рудольфа. - прим. авт.) в 1961 году в Реджо-нель-Эмилия в сопровождении оркестра в «Богеме». Я тогда еще учился пению, но уже знал эту музыку наизусть. Когда же опять услышал ее звуки, пережил потрясение. На следующий год я пел в Палермо в «Риголетто» с Туллио Серафином, и впервые этот крупный дирижер заинтересовался мною…

…Хотя я победил на конкурсе Акилла Пери в 1961 году и получил возможность спеть в «Богеме» в постановке театра Реджо-нель-Эмилия, моя карьера могла тут же и закончиться. Я хорошо спел в тот вечер, но если ты никому не известен, то, как бы хорошо ты ни пел, об этом быстро забывают. Мне же просто повезло, что в тот вечер на спектакль пришел (послушать другого певца) очень известный миланский агент Алессандро Зилиани. Когда я стал его клиентом и он начал подыскивать мне работу, то я почувствовал, что будущее мне улыбается и мы с Адуей наконец можем пожениться. Итак, в тот, 1961, год я выступил с дебютом в опере, женился и, что самое главное, приобрел свой первый автомобиль".

Несколько сезонов молодой певец выступал на сценах провинциальных театров Италии и других стран Европы, в частности в Голландии и Великобритании. Он полон веры в себя и не хочет довольствоваться малым. Когда «Ла Скала» предложил ему стать дублером звезд первой величины, он решительно отказался: «Я подумал, что коли уж петь в „Ла Скала“, то нужно входить в этот храм искусства через подъезд для солистов». Как раз в это время произошло событие, во многом определившее его судьбу. В 1963 году ему пришлось заменить в «Богеме» на сцене лондонского «Ковент-Гарден» заболевшего Ди Стефано. Дирижировал Р. Бониндж, а партнершей певца стала Джоан Сазерленд - одна из лучших певиц XX века.

Важным этапом в деятельности Паваротти стал дебют на сцене прославленного миланского театра «Ла Скала». Певец вспоминает: «Другое незабываемое впечатление первых лет моей карьеры относится к 1965 году, когда я впервые выступил с Гербертом фон Караяном в „Ла Скала“, где пел партию Рудольфа в „Богеме“. Одного этого уже было бы достаточно для начинающего тенора, но в том же году я отправился в турне по Австралии с Джоан Сазерленд. Выступления с Джоан, у которой я учился виртуозному владению техникой и убедительности на сцене, были чрезвычайно важны для меня».

Вскоре Паваротти стал солистом труппы «Ла Скала». В 1968 году Паваротти дебютирует в Америке и с тех пор входит в число лучших теноров мира, чей календарь расписан примерно на два года вперед.

Какова сила искусства Паваротти, смогли понять зрители, пришедшие в один из вечеров 1969 года в Оперный театр Сан-Франциско. В разгар третьего действия «Богемы» в зале раздался грохот. Здание начало сотрясаться, закачались люстры. В панике часть зрителей вскакивает с мест и бросается к выходам. В этот момент на сцене находится Паваротти в роли Рудольфа. Он наклоняется к суфлерской будке и спрашивает: «Что случилось?» «Землетрясение», - слышит он в ответ. Артист крепче сжимает в объятиях партнершу и продолжает петь в полный голос. Зал постепенно затихает, публика успокаивается.

Если свою карьеру Паваротти начинал как типичный лирический тенор, свободно «плававший в водах бельканто», то со временем к числу его достоинств добавилось уверенное мастерство, голос приобрел тембровое богатство и полноту.

Однако Паваротти никогда не бросается в крайности и опасные эксперименты. Каждую партию он готовит тщательно и постепенно. Характерно, что Вильгельма Телля в опере Россини он поначалу спел в студии грамзаписи, где обстановка куда более спокойна, чем на сцене, и лишь потом вынес на суд публики. После тщательной подготовки он выступил в таких ролях, как Радамес и Лоэнгрин.

Затем стал петь в «Любовном напитке», «Богеме», «Эрнани», «Бале-маскараде», «Луизе Миллер», «Турандот», «Кармен», «Вертере», «Идоменее» и ряде других опер. Сегодня в его репертуаре примерно сорок партий в различных спектаклях.

Сам Паваротти говорит, что разучивание новой роли для него всегда сопряжено с определенными психологическими трудностями, - ведь в его памяти хранятся не только оперные партии, но и церковная музыка, народные песни, популярные в дни его молодости.

Словом, сейчас Лучано Паваротти - один из самых занятых певцов мира: он не только поет в опере и на концертной эстраде, но и много записывается, в том числе и вместе с поп - и рок-звездами первой величины.

С некоторыми из них Паваротти связывает долгая дружба, и есть несколько песен, которые они всегда поют вместе. Так, с известной американской актрисой и певицей Лайзой Минелли он исполнил хит «Нью-Йорк, Нью-Йорк», а вместе с Элтоном Джоном - «Живи как лошадь». Любит Паваротти выступать и со Стингом. В свое время он пел и с другими кумирами современной музыки - П. Каас, Б. Адамсом, музыкантами из группы «Куин». Певец составил два диска из таких совместных выступлений. Всего же Паваротти записал более ста дисков.

Событием в оперной жизни 1990 года, и не только, стало совместное выступление трех знаменитых теноров - Доминго, Каррераса и Паваротти.

Вот что пишет сам Паваротти:

"Мысль устроить концерт в Риме во время чемпионата мира по футболу пришла двум итальянцам - импресарио Марио Дради и режиссеру Фердинандо Пинто, связанному с римским театром «Петручелли» и с оперным театром в Бари. Если учесть плотные графики наших выступлений, то концерт был подготовлен удивительно быстро. Все утверждали, что нас невозможно собрать, что во время чемпионата мы будем заняты. Но организаторы очень постарались, и все получилось…

Выступать трем тенорам в концерте - дело совершенно новое. Я восхищался и Пласидо, и Хосе. Но мы никогда не пели вместе ни в опере, ни даже в концерте. Несмотря на ряд сложностей и разногласий - с самого первого дня пришлось решать очень много проблем, - все шло прекрасно. Например, нужно было решить, кто и что будет петь. Могли быть затруднения: ведь двое из нас могут захотеть спеть одну и ту же арию или песню. К счастью, составление программы прошло гладко.

Гораздо сложнее оказалось приготовить большое попурри для нашего исполнения. Было бы странно участвовать в одном концерте и не спеть вместе. Но что? В музыкальной литературе нет ничего написанного сразу для трех теноров. Ни один композитор не рассчитывал на такое исполнение. Мы должны были заказать попурри специально для себя. Пласидо для этого потребовался собственный аранжировщик. Нам с Хосе было все равно. Однако мне не очень понравилось то, что сделал этот человек. По моему мнению, аранжировки были сложны, если учесть, что нам предстояло только несколько коротких репетиций. Тут мы поспорили, но в конце концов нам удалось все уладить. Не совсем, конечно.

…Невозможно описать этот вечер. Термы Каракаллы казались невероятно прекрасными в свете юпитеров, установленных для телесъемки. Более рельефными стали архитектурные детали, не столь выразительные днем. Среди публики, собравшейся в Риме на чемпионат мира, присутствовало много знаменитостей: среди них были король и королева Испании.

Стоял прекрасный тихий вечер, в воздухе веяло прохладой. Я знал, что, как только каждый из нас исполнит свою первую арию, все будет хорошо. Во время пения Хосе послал воздушный поцелуй пролетавшему над городом самолету - напряжение спало, и всем стало весело. Уже тогда я почувствовал восторженный прием публики, а когда мы, заканчивая концерт, спели попурри, поняли, что успех - полный!

С той поры знаменитое трио выступило еще на трех чемпионатах мира по футболу. Скорее всего, последнее его выступление состоялось в июне 2002 года в Японии. Как сказал Паваротти, он собирается закончить петь в 70 лет, то есть в 2005 году.

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии, будучи сыном Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей фабрики по производству сигар. Несмотря на то, что певец всегда отзывался с любовью о своем детстве, семья имела мало денег. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Как говорил певец, его отец имел красивый теноровый голос, но был неспособен к карьере певца из-за нервозности. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году. В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.
Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Беньямино Джильи, Жованни Мартинелли, Тито Скипа и Энрико Корузо. Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.
После того, что могло называться обычным детством с обычными интересами в спорте - в случае Паваротти это прежде всего был футбол - он окончил школу Schola Magistrale и столкнулся с дилеммой о выборе дальнейшей профессии. Паваротти был заинтересован в получении карьеры профессионального вратаря, но мать убедила его стать учителем. Впоследствие он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой дал согласие на то, что Лучано получит бесплатную комнату и еду до 30 лет, после которых, если ему не повезет с карьерой певца, он будет зарабатывать сам себе на еду всеми способами, которыми сможет.
Паваротти начал серьезное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с Арриго Пола - уважаемым учителем и профессиональным тенором в Модене, который будучи осведомленным о бедности семьи предложил давать уроки без оплаты. Только тогда Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году. Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, (теперь известное сопрано) Миреллу Френи. В течение своего обучения Паваротти нанимался на работу на неполный рабочий день - сначала как учитель в начальной школе, а потом, когда он потерпел в этом неудачу, как страховой агент.
Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким сольным концертам в маленьких городах без оплаты. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако, впоследствие утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «все, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».
Творческая карьера Паваротти началась в 1961 с победы на Международном конкурсе вокалистов. В том же году он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Родольфо в «Богеме» Дж. Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 в Венской опере и лондонском Ковент-Гардене.
Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года, когда он спел в «Lucia di Lammermoor» Доницетти вместе в Сазерленд. Тенор, который должен был петь той ночью заболел и не имел дублера. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, потому что он был хорошо знаком с ролью.
В последующие годы он пел в Ковент-Гардене партии Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Альфредо в «Травиате» Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто». Партия Тонио в опере «Дочери полка» Доницетти, спетая в 1966, принесла Паваротти международную известность: он стал первым в мире тенором, спевшим все девять высоких «до» в арии «Quel destin». После этого его стали называть «королем верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском Ла Скала, где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре», Радамес в «Аиде» Верди.
С 1971 Паваротти регулярно выступал на фестивале «Арена ди Верона», участвовал в концертах, часто вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом (концерты «трёх теноров»). Гастролировал с Ла Скала в Москве (1974). Среди записей партии в десяти операх Верди, пяти операх Пуччини; партии Канио (дирижёр Мути, Philips), Энцо в одной из наиболее удачных записей «Джоконды» Понкьелли (дирижёр Бартолетти, Philips) и другие.
Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной железы в своём доме в Модене. Там же 8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Похоронен на кладбще Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе, рядом с родителями и мертворожденным сыном.

ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ – КОРОЛЬ ВЕРХНЕГО «ДО»

Успеха, которого добился , не было еще ни у одного тенора. Он превратил арии в хиты. Чтобы его услышать, собирались стадионы. Он был великим, потому что через голос раскрывалась его душа. В мире есть оперные певцы, а Паваротти сам был оперой. Ни один из оперных теноров последнего поколения не обладал столь солнечным тембром голоса и такой способностью общаться со зрителем.

Сын итальянского пекаря

Плодородная итальянская провинция Эмилия-Романья – родина сыра пармезан и вина ламбруско. А в городе Модена этой провинции изобрели бальзамический уксус. Именно там 1935 года и родился . Его отец работал пекарем, но очень хотел стать оперным тенором. Поющий пекарь был знаменитостью Модены. Он пел в церковном хоре и в опере. У Фернандо был отличный голос, и он запросто мог бы стать певцом, но ему не хватило мужества – из-за боязни сцены мужчина остался в пекарне. Мать Паваротти – Адель – гордилась своим мужем и первенцем. Лучано рос в яслях табачной фабрики, где работала его мать.

Чудесное спасение

Мирное детство Лучано омрачила тень войны. Итальянские фашисты сражались на стороне нацистов, однако провинция Эмилия-Романья оставалась оплотом партизан. Они побеждали фашистов, но немцы все же пришли на эту землю. Тогда Лучано было 8 лет. В 1945 году жители Модены встречали американцев, которые стали для них символом освобождения после двух лет оккупации и террора. Эти годы повлияли на Лучано . Уже будучи звездой он всегда выступал против войны.

Первое выступление Лучано состоялось, когда ему было 4 года. Он пел «Сердце красавиц склонно к измене». Аудитория, состоявшая из бабушек, тетушек и мамы, была просто очарована. Позже в доме одного из друзей дворовые ребята проводили конкурсы певцов, в которых неизменным победителем становился Лучано . Он всегда стремился во всем быть первым – будь то игра в футбол, езда на велосипеде или бег наперегонки. Иногда он помогал друзьям очаровывать девушек пением серенад под окнами. Те становились возле дома и открывали рты, имитируя пение, а Лучано в арке выдавал отменные переливы.

Однажды 12-летний Лучано босиком играл с мальчишками в футбол и поранил ногу о гвоздь. Началось заражение крови, он провел в коме несколько недель, но чудом остался жив. Чтобы порадовать сына после выздоровления, отец впервые отвел его в оперу Модены, где юноша услышал тенора Бенджамина Джили. Лучано был потрясен. Тогда он понял, что хочет стать не просто знаменитым, а великим тенором. Спустя 16 лет так и случилось…

Зарождение звезды

Свою любовь Паваротти встретил на вечеринке. Чтобы произвести впечатление, Лучано исполнил любовную песню «Гнездо ласточки». Впоследствии этой песней он восхищал миллионы слушателей. Но тогда в 1952 году он пел только для нее – 16-летней Адуа. Девушка лучше училась, и они начали вместе заниматься, виделись каждый день. В школе о них до сих пор рассказывают эту романтическую историю. Любовь пережила школьную пору, а в 1955 году состоялась их помолвка, которая оказалась долгой. Оба они работали учителями – Лучано преподавал физкультуру, подрабатывал страховым агентом, параллельно брал уроки пения у Арриго Поло.

В течение многих лет Паваротти вместе со своим отцом пел в самом лучшем и известном хоре Италии – хоре Россини. На конкурсе в британском Лланголлене они победили лучшие хоры. Впервые Паваротти ощутил успех, но по прежнему оставался в тени своего отца, голос которого считался лучше. Между ними существовало нежное соперничество. Отец говорил: «Кто знает, чего бы он добился, будь у него мой голос».

Когда учитель уехал в Японию, с Лучано согласился заниматься другой маэстро – Эттори Кампогаллиани. Паваротти вместе со своей подругой детства Миреллой Френи (которая тоже стала оперной знаменитостью) ездили к учителю за десятки километров. Они преуспевали больше в пении, нежели в чтении нот, но маэстро не торопился их перевоспитывать. Он считал, что голоса молодых людей звучат настолько естественно, что менять этого не имеет смысла.

Первые успехи Лучано Паваротти

В 1960 году принял участие в конкурсе Театра Реджио Эмилия. Главный приз – ведущая роль в новой опере. Лучано был уверен в своей победе. А затем случилось то, во что никто не мог поверить. Из-за ларингита казалось, что он вытягивает ноты. В итоге Паваротти занял второе место. Для перфекциониста это стало горьким поражением. Год спустя настойчивый Лучано повторил попытку и победил. Он получил роль Рудольфа в опере Пуччини «Богема». А роль Мими исполняла его подруга Мирелла Френи.

Лучано и Адуа

Наконец-то Лучано и Адуа смогли пожениться, правда гонорар певца едва покрыл расходы на свадьбу. Адуа продолжала работать учительницей, ведь Лучано зарабатывал по нынешним меркам 90 евро за концерт.

В октябре 1962 года незадолго до рождения их первого ребенка настал поворотный день, когда Лучано не пришел домой, потому что отмечал с друзьями свой успех в «Риголетто». Вернувшись, он узнал, что жена попала в больницу. Он пропустил рождение своей первой дочери Лоренцы, а в 1964 и второй – Кристины. В 1967 году, когда родилась Джулиана, Паваротти тоже отсутствовал. Лучано верил в приметы. Он не присутствовал при рождении первого ребенка и решил этого не делать во всех остальных случаях.

Если что-то приносило удачу, он от этого уже не отказывался и не менял. Например, так было со знаменитым носовым платком, который стал счастливым талисманом Паваротти . Лучано был очень суеверен. Он считал, что платок принес ему удачу в первый раз, поэтому будет дурным знаком, если на других концертах при нем не окажется платка. Кроме этого, из-за суеверий, он не выносил пурпурного цвета, никогда не проходил под лестницей, не терпел, если при нем кто-то рассыпал на столе соль и так далее. Существовали еще десятки подобных примет.

Международное признание

В 28 лет Лучано отправился в Лондон. Он едва говорил по-английски, чувствовал себя растерянно и неуютно. Там он вновь репетировал «Богему», но на этот раз в качестве дублера звезды – Джузеппе ди Стефано. Также он должен был заменить партнера примадонны Джоан Сазерленд. Это был его шанс. Слух об удивительном теноре разлетелся по театру мгновенно.

Успех в Лондоне подготовил его к поездке в Милан. И снова была «Богема». Театр «Ла Скала» отверг его дважды. Но за Паваротти вступился дирижер Герберт фон Караян и потребовал, чтобы его поставили на замену. Позже Караян назовет Лучано лучшим тенором всех времен.

В 1967 году опера «Дочь полка» в Лондонской Королевской опере сделала Лучано легендой. На этот раз публика пришла, чтобы услышать именно его. Он превзошел все ожидания. До сих пор так не пел ни один тенор – 9 верхних «до» подряд на пределе мощи голоса. Никто не мог поверить в это, тем более ноты прозвучали одна за другой с необыкновенной легкостью. Это изменило все – Паваротти сделал то, чего раньше не удавалось никому.

Сенсация повторилась в «Ла Скале» и, наконец, триумф в «Метрополитен-опера». Нью-Йорк лежал у ног короля верхнего «до». Время маленьких гонораров прошло, в том числе и благодаря новому импресарио Паваротти Герберту Бреслину, создавшему ему карьеру. Америка сделала из Паваротти звезду, но его импресарио хотел большего – сольных концертов. На одном из его выступлений в «Карнеги-холле» был аншлаг. Паваротти впервые осмелился соединить арии с канцонами – песнями своей родины. Публика пришла в восторг.

Жизнь личная и публичная

В то же время его семейная жизнь подчинилась расписанию театральных сезонов и лишь изредка становилась действительно частной. Большая любовь остыла, и счастливая семейная жизнь теперь была только напоказ. А позже Адуа узнала и о его любовных интрижках мужа.

В 1981 году в жизни Лучано появилась Мадлен Рени, сначала как ученица, а затем и как возлюбленная. Официально она считалась секретарем Паваротти . В Италии он был с семьей, а на гастролях с любовницей. Так продолжалось 6 лет, но затем они мирно расстались.

c Мадлен Рени

Музыка, еда и футбол были его страстью. В 1990 году этот ярый болельщик вместе с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго выступил на открытии Чемпионата мира по футболу. Исполненная им оперная ария «Пусть никто не спит» стала хитом футбольных болельщиков. Ему рукоплескали 400 миллионов людей по всему миру.

Он жил будто на сцене, а сцена была его жизнью. Паваротти вынес оперу на улицу и сделал ее доступной для всех людей. Кроме этого, он организовывал проекты «Три тенора» с Каррерасом и Доминго, а также благотворительные концерты «Паваротти и друзья», соединив оперу и рок-музыку.

Новая и последняя глава Лучано Паваротти

В 1994 году в центральном парке Нью-Йорка собралось 500 тысяч людей, чтобы услышать легендарного тенора. Ни один человек до сих пор не собирал на большой лужайке столько народу. Он побил все рекорды, в том числе и финансовые.

Тогда же началась заключительная глава его жизни. Николетте Монтовани было 24 года, а Паваротти почти 60. В отличие от остальных любовниц Лучано , она не осталась в тени. Адуа не могла жить в любовном треугольнике и, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, выгнала Лучано из дома. Развелись они только в 2000 году после 40 лет официального брака.

с Николеттой Монтовани и дочерью Аличи

Вторую жизнь Паваротти начал в 65 лет. Он построил новый дом, где планировал провести счастливую старость. Однако, жизнь разрушила все его планы – молодая жена Паваротти страдала рассеянным склерозом, отец с матерью заболели раком поджелудочной железы и умерли в 2002 году. А в начале 2003 года умер его новорожденный сын Рикардо. Сестра-близнец Аличи выжила. Паваротти всецело посвятил себя девочке. Наконец-то Лучано и Николетта могли насладиться спокойной жизнью и поженились прямо в муниципальном театре Модены.

Но через три года его состояние резко ухудшилось, он стал испытывать сильные боли. Врачи объявили диагноз – рак поджелудочной железы. Он старался бороться до конца, хотя осознавал, что это испытание окажется сильнее его. 2007 года он проиграл эту битву. В течение трех дней в соборе Модены люди стояли в очереди, чтобы проститься с маэстро. По одну сторону гроба была Николетта, по другую – Адуа с дочерьми. Им еще предстояла битва за наследство.

До сих пор его место в мире искусства никем не занято, потому что аналога такого могучего таланта просто нет.

ФАКТЫ

Кроме еды и футбола, большой страстью Паваротти были лошади. Он содержал конный двор и даже организовал конноспортивные соревнования. Если лошадь болела, он мог остаться с ней на ночь, чтобы ухаживать. Жена Адуа вспоминает, что такого он не делал ни для одной из своих дочерей.

В 1993 году во время выступления в «Ла Скала» в опере «Дон Карлос» совершил грубую ошибку и был освистан. Он сказал, что это только его вина, он плохо подготовился. Лучано никогда не стремился получить больше, чем заслужил. В этом отношении он был очень честен.

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения