Ефим Шифрин: «Не думал, что мое паспортное имя произведет такой переполох. Ефим Шифрин. Биография юмориста, личная жизнь и карьера. Фото

Неимоверно артистичен, позитивен, юмористичен и талантлив популярный российский актёр Ефим Шифрин. Его творчество интересует многочисленных любителей российского юмора.

Мужчина неимоверно многогранен. Он пишет сценарии к своим выступлениям, является популярным актёром и певцом.

Если артистическая деятельность актёра достаточно известна, то о личной жизни и детях ничего неизвестно. В чём же причина этого? Ответить на этот вопрос можно, прочитав нашу статью.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Ефиму Шифрину

Вот уже несколько десятков лет юморист неимоверно популярен, его выступления вызывают неизменный ажиотаж многочисленной российской аудитории, которая желает знать всё, что касается популярного актёра. Но в широком доступе находится очень мало сведений о нём. Исключением являются параметрические данные. Официально известно, какой у него рост, вес, возраст. Сколько лет Ефиму Шифрину почитатели его таланта узнали, просмотрев недавно телепередачу Юлии Меньшовой «Наедине со всеми».

Для своих лет артист неимоверно хорошо выглядит. Ему максимум можно дать около 55-56 лет, но на самом деле Шифрин уже перешагнул 60-летний рубеж, отметив свой 61 год рождения. При росте в 178 см он весит 78 кг.

Ефим Шифрин, фото в молодости и сейчас которого редки и популярны, занимается спортом с юношеских лет. Он считает, что это поможет ему дожить до 100 лет.

Биография Ефима Шифрина

Появился на свет новый гражданин Советского Союза в один из мартовских погожих деньков в 1956 году. Мальчику дали имя Нахим, так как людям было сложно назвать его уменьшительно-ласкательную форму, имя было трансформировано в Фиму, а потом в Ефима. Местом рождения стал небольшой посёлочек с красивым названием Нексикан, который располагается недалеко от Магадана. Отец - Залман Шмуилович Шифрин был обвинённый в шпионаже политический деятель, впоследствии полностью реабилитированный. Мать – Лариса Шифрина смогла поддержать любимого человека в сложные для него годы. Она приехала к любимому в ссылку и стала его спутницей жизни. Фимочка был не единственным ребёнком в семье. У него был старший брат – Самуэль, с которым артист сохранил по-настоящему дружеское отношения.

В начале 1966 года семье позволили переехать в Юрмалу (Латвийская ССР), где юноша оканчивает школьное обучение и становится студентом университета. Получив заветный диплом, талантливый юноша едет в Москву, где и продолжается биография Ефима Шифрина. Он поступает в ГУЦЭИ на отделение эстрады. Курировал курсом эпатажный деятель искусства Роман Виктюк, который пригласил талантливого ученика сыграть в студенческих постановках. Вскоре парень уже выступал в нескольких спектаклях. В особенности зрителям понравилась его работа в «До свидании, мальчики!» и «Ночи после выпуска».

Талант начинающего артиста отметило и компетентное жюри. Он в те годы получает несколько премий самых престижных конкуров среди артистов эстрады. С середины 80-х годов прошлого столетия наш сегодняшний герой стал выступать с сольными спектаклями. В основном текст постановок писался Виктором Коклюшкиным.

Параллельно с актёрской деятельностью Шифрин получает режиссёрское образование.

С начала 90-х начинает сниматься в юмористической телепередаче «Аншлаг». Его коллегами становятся самые популярные юмористы тех лет: Владимир Винокур, Евгений Петросян и другие. Телевизионная аудитория полюбила искромётные шутки Ефима Шифрина. Через некоторое время ему предложили спеть в одном из выпусков песню. После выхода на экраны этой шоу-программы юмориста стали называть и певцом.

В 1992 году начинает играть в им созданном «Шифрин-театре». В это же время получает главный приз на конкурсе «Золотой Остап».

Хотя с момента первого появления талантливого юмориста на экранах страны прошло почти 30 лет, интерес к его персоне не спадает до сих пор. Зрители приходят на его спектакли. Они поддерживают своего любимца, желая ему многих лет. Ефим Шифрин, монологи которого любимы и запоминающи, снимается активно в различных юмористических телепередачах. Например, в «Смеяться разрешается», «Аншлаге» и других. Появления на экране талантливого артиста его многочисленные поклонники с нетерпением ждут.

Талантливый актёр снялся и в кино. В особенности известны и любимы роли Шифрина в детском юмористическом киножурнале «Ералаш».

В настоящее время из-под пера артиста вышли 3 книги, которые являются бестселлерами.

Личная жизнь Ефима Шифрина

Таинственной и скрытой от взглядов посторонних лиц является личная жизнь Ефима Шифрина. Его ни разу не встретили досужие журналисты с женщиной, которую он назвал бы любимой и желанной. Это породило массу слухов и сплетен. В средствах массовой информации частенько появляется информация, что причиной такого поведения популярного актёра является нетрадиционная ориентация.

Сам артист на все вопросы по этому поводу отвечает в юмористическом ключе. Он говорит, что никого не должно касаться, с кем он дружит и состоит в любовной связи. Но акул пера это не успокаивает. В газетно-журнальных изданиях то и дело выходят статьи с интригующими заголовками: «Ефим Шифрин – голубой».

Семья Ефима Шифрина

Многочисленных поклонников артистического и юмористического таланта популярного актёра интересует вопрос: «Есть ли семья Ефима Шифрина?». Достоверно ответить на него нельзя. Сам артист ничего не сообщает по этому вопросу.

Своей семьёй Ефим Шифрин называет родителей, которые до последних дней своей жизни поддерживал стремления сына. Они считали, что Фимочку ждёт слава. В 80-х годах мама популярного юмориста неизменно появлялась на всех его концертах.

Его семья и многочисленные коллеги, когда-либо с ним работающие в различных проектах, в том числе и телевизионных.

Тайной за семью печатями является вопрос о детях Ефима Шифрина. Нигде нет никакой информации. Сам популярный юморист на подобные вопросы предпочитает не отвечать. Даже в передаче «Наедине со всеми», отвечая на все вопросы честно и открыто, тема детей и жены им была обойдена.

Дети Ефима Шифрина – это многочисленные роли в различных спектаклях, которые любимы вот уже почти 30 лет. Он одинаково успешно играет алкашей, неверных мужей, женщин преклонных лет и др. Всех образов, в которых выступил Шифрин, перечислить очень сложно.

Жена Ефима Шифрина

О жене популярного юмориста ничего неизвестно. Все знают, что он никогда официально не вступал в брак и не вёл с женщиной совместного хозяйства. Именно это и является странным, по мнению многочисленных почитателей таланта Ефима Шифрина.

В конце 90-х некоторые любители юмора считали, что жена Ефима Шифрина – это популярная актриса, выступающая в юмористическом жанре, Клара Новикова. Они вместе снимались в программе Регины Дубовицкой «Аншлаг». Но через некоторое время оказалось, что популярных звёзд юмора связывает дружба. У Клары Новиковой был муж, который являлся лучшим другом Ефима Шифрина.

Инстаграм и Википедия Ефима Шифрина

Инстаграм и Википедия Ефима Шифрина дают возможность почитателям таланта знаменитого юмориста узнать всё, что касается его жизни и судьбы.

На личной страничке в Википедии можно прочитать только самую общую информацию о популярном артисте юмористического жанра. Здесь можно прочитать всё о родителях, брате и тёте Ефима Шифрина. На странице перечислены все работы, в которых принял участие юморист.

Активно ведёт Шифрин свою страницу в Инстаграм. Он здесь демонстрирует поклонникам хорошую форму. На странице можно просмотреть некоторые самые лучшие его монологи и песни. Поклонники активно комментируют снимки, желая артисту оставаться в подобной форме ещё много лет.Статья найдена на alabanza.ru

Ефим Шифрин автор трёх изданных книг - «Театр имени меня» (в соавторстве с Г. Виреном), «Личное дело Ефима Шифрина», и «Течет река Лета», а также интернет-дневников - «Течёт река Лета», «Мир тесен» и «Дневник Котельника», опубликованных на его официальном сайте.

Биография

Нахим Залманович Шифрин родился 25 марта 1956 года в посёлке Нексикан Магаданской области, где в ссылке находился его отец Залман Шмуилович Шифрин.

В том же году отца реабилитировали и освободили от поселения. В 1966 году семья Шифриных переехала в Латвию и поселилась в Юрмале, где Нахим Шифрин окончил среднюю школут №5 и поступил в университет.

В 1973-1974 годах учился на филологическом факультете Латвийского государственного университета, а с 1974 по 1978 год - на эстрадном отделении ГУЦЭИ, на курсе Романа Виктюка.

У него же с 1977 года начал играть в Студенческом театре МГУ. Среди театральных работ Ефима Шифрина в то время - спектакли «До свидания, мальчики!», «Ночь после выпуска». В 1979 году Ефим стал лауреатом 1-го Московского конкурса артистов эстрады, в 1983 году - лауреатом 7-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Первый сольный спектакль «Я хотел бы сказать» - в основном, по произведениям Виктора Коклюшкина - Шифрин сыграл в 1985 году. Тексты В. Коклюшкина легли также в основу спектаклей «Три вопроса» и «Круглая луна».

В 1980-1985 учился на факультете режиссёров эстрады в ГИТИСе.

В 1990 году играет в эстрадном музыкальном моноспектакле «Я играю Шостаковича».

В 1990 году Ефим создал «Шифрин-Театр», которым руководит до сих пор.

В 1992 году Ефим Шифрин стал Первым Лауреатом Премии «Золотой Остап».

В 2000 году Шифрин получил премию международной сети клубов World Class «Мистер Фитнес», а в 2006 году его наградили Дипломом Комитета физкультуры и спорта, Федерации бодибилдинга и фитнеса Правительства Москвы за пропаганду спорта и здорового образа жизни. Среди других наград Ефима Шифрина - Кубок Райкина (2001 год), а также 2-я премия и Кубок Никулина за участие в телевизионном шоу Первого канала «Цирк со звёздами».

Семья

  • «Печальная рапсодия: жизнь Залмана Шифрина» (Минск: «Полымя», 1993)
  • «Тирания Сталина». - Рига: «Шамир», 2008

Публиковался также в «Еврейском камертоне» - литературном приложении к израильской газете «Новости недели» (редактор Л. Б. Школьник).

Родился в местечке Дрибин Чаусского уезда Могилёвской губернии. С 1938-го года - политический заключённый. В 1948-м освобождён с пожизненной ссылкой в район Дальстроя. В 1956-м году реабилитирован, освобождён от поселения. С 1966-го года переехал с семьёй в Юрмалу. В 1993-м репатриировался в Израиль. Похоронен в городе Нетанья в Израиле.

Мать Ефима Шифрина - Раи?са (Ра?ша) Ильи?нична Цы?пина (1915-1992), уроженка местечка Ляды Могилёвской губернии. Окончила ФЗУ в Нижнем Новгороде. На Колыме, куда в октябре 1950 года она приехала к ссыльному Залман-Иосефу Шифрину, работала воспитательницей в детском саду для детей репрессированных. С 1966-го года жила с семьёй в Юрмале. Похоронена в Риге.

Старший брат Самуэль Шифрин (20 декабря 1951) - дирижёр и тромбонист, преподаватель живёт в Израиле, Петах-Тиква

Тетя Сарра Шмуиловна (1910) (сестра-близнец отца), 20 лет отбывала срок в Караганде и в Карлаге. Она живёт в Израиле, в Бат-Яме (Инф. 2006 г.).

Творчество

Театр

  1. 1977 - «До свидания, мальчики!», по пьесе Бориса Балтера - реж. Роман Виктюк - Студенческий театр МГУ - Сашка Кригер
  2. 1977 - «Ночь после выпуска!», по пьесе Владимира Тендрякова - реж. Роман Виктюк - Студенческий театр МГУ - Игорь Проухов
  3. 1977 - «Утиная охота», по пьесе Александра Вампиловаа - реж. Роман Виктюк - Театр-студия ДК «Москворечье» - Кузаков
  4. 1994 - «Я тебя больше не знаю, милый», по пьесе А.де Бенедетти - реж. Роман Виктюк - Театр им. Евг. Вахтангова - Альберто
  5. 1995 - «Любовь с придурком», по пьесе В.Франчески - реж. Роман Виктюк - Театр Романа Виктюка - Антонио
  6. 2001 - «Слухи», по пьесе Н.Саймона - LA’ТЕАТР - Глен
  7. 2008 - «Скандал! Публике смотреть воспрещается!» по пьесе Жана Марсана - реж. Валерий Саркисов - Эрве Монтень
  8. 2008 - «Цветок смеющийся» по пьесе Ноэла Кауарда - режиссёр Михаил Козаков - Гарри Эссендайн
  9. 2012 - «Времена не выбирают» - мюзикл - либретто: Михаил Швыдкой, Алексей Кортнев, режиссёры Гарий Черняховский, Дмитрий Белов - Театр мюзикла - Мэтт Фрей

Эстрада

  1. 1986 - «Это было вчера» - по пьесе Льва Шимелова, режиссёр Григорий Гурвич
  2. 1987 - «Три вопроса» - автор Виктор Коклюшкин, режиссёр Эдуард Бутенко (Московский театр эстрады)
  3. 1988 - «Круглая луна» - автор Виктор Коклюшкин, режиссёр Эдуард Бутенко (Московский театр эстрады)
  4. 1990 - «Я играю Шостаковича», музыкальный моноспектакль - режиссёр Феликс Григорьян
  5. 1991 - «Фотография на память» - автор Виктор Коклюшкин, режиссёр Феликс Григорьян
  1. 1993 - «Привет, артист» - режиссёр Любовь Гречишникова
  2. 1995 - «Королевская ложа» - режиссёр Семен Бульба
  3. 1996 - «Жду звонка из Голливуда» - режиссёр Семен Бульба
  4. 1997 - «Новый русский пасьянс» - режиссёр Семен Бульба
  5. 1998 - «Вечер в кругу друзей» - режиссёр Любовь Гречишникова
  6. 2000 - «Шифриноев ковчег» - режиссёр Александр Горбань - Московский театр эстрады
  7. 2001 - «WWW.SHIFRIN.RU» - режиссёр Александр Горбань - ГЦКЗ «Россия»
  8. 2002 - «Опус № 10» - режиссёр Александр Горбань - ГЦКЗ «Россия»
  9. 2003 - «Лестница» - режиссёр Сергей Цветков - ГЦКЗ «Россия»
  10. 2004 - «Перепись населения» - режиссёр Сергей Цветков - ГЦКЗ «Россия»
  11. 2005 - «Люди в масках» - режиссёр Сергей Цветков - ГЦКЗ «Россия»
  12. 2006 - «Кабаре. Перезагрузка» - режиссёр Сергей Цветков - ГЦКЗ «Россия»

Фильмография

  1. 1991 - «Я играю Шостаковича», телевизионная версия спектакля, режиссёр Светлана Аннапольская - главная роль
  2. 1994 - «Театр имени меня» - режиссёр Олег Корвяков, жанр комедия, время 50 мин
  3. 2003 - «Герой нашего племени» (телесериал) - ведущий (главная роль)
  1. 2011 - «Субботний вечер. Юбилей Ефима Шифрина»

Озвучание мультфильмов

  1. 1988 - «Эксперимент» - режиссёр Ефим Гамбург
  2. 1988 - «КОАПП. AB OVO - это значит от яйца» - реж. Л. Сурикова, М. Муат
  3. 2004 - «Щелкунчик» - Мышиный Король

Аудиокниги

  1. 2002 - «Приключения Тома Сойера» по роману Марка Твена

Библиография

Сочинения

Интервью

Цитаты о Е. Шифрине

Роман Виктюк, цитата из книги «Роман Виктюк с самим собой»:

Михаил Жванецкий, из предисловия к книге Е.Шифрина «Театр имени меня»:

Виктор Коклюшкин:

Владимир Стеклов.

Биография

Ефим Шифрин

Советский и российский артист эстрады, актёр и режиссёр, юморист, певец. Создатель и художественный руководитель «Шифрин-Театра», автор трёх изданных книг: «Театр имени меня» (в соавторстве с Г. Виреном), «Личное дело Ефима Шифрина» и «Течёт река Лета», а также интернет-дневников «Течёт река Лета», «Мир тесен» и «Дневник Котельника», опубликованных на его официальном сайте.

Родился 25 марта 1956 года в посёлке Нексикан Магаданской области, где в ссылке находился его отец Залман Шмуилович Шифрин.

В 1966 году семья Шифриных переехала в Латвию и поселилась в Юрмале, где Нахим Шифрин окончил среднюю школу № 5 и поступил в университе

В 1973-1974 годах учился на филологическом факультете Латвийского государственного университета,

В 1974 по 1978 год - на эстрадном отделении ГУЦЭИ, на курсе Романа Виктюка.

В 1979 году Ефим стал Лауреатом 1-го Московского конкурса артистов эстрады,

в 1983 году - Лауреатом 7-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

В 1990 году играет в эстрадном музыкальном моноспектакле «Я играю Шостаковича». Создал «Шифрин-Театр», которым руководит до сих пор. В 1992 году Ефим Шифрин стал первым лауреатом премии «Золотой Остап».

В репертуаре артиста много вокальных произведений, среди которых романсы Дмитрия Шостаковича на слова Саши Чёрного, песни - «Иерусалим» Марка Минкова, «Музыка во мне» Михаила Кочеткова, «Южная ночь» Александра Клевицкого и другие.

В 1995 году стал лауреатом Кубка Аркадия Райкина на международном фестивале «MORE SMEHA» в Риге.

В театре он сыграл в спектаклях: «Я тебя больше не знаю, милый», «Любовь с придурком», «Путаны», «Коза, или Кто такая Сильвия» (режиссёр Роман Виктюк), «Слухи» (режиссёр Вадим Дубровицкий). В 2006 году в Театриуме на Серпуховке состоялась премьера спектакля «Дракон» по пьесе Евгения Шварца (режиссёр Владимир Мирзоев), где Шифрин сыграл роль Бургомистра.

Портрет

В 2007 году прошла премьера фильма Андрея Кончаловского «Глянец», в котором Шифрин сыграл роль Марка Шифера.

В 2008 году прошло сразу две театральные премьеры: в роли Эрве Монтеня в спектакле «Скандал! Публике смотреть воспрещается!» по пьесе Жана Марсана (режиссёр Валерий Саркисов), и в роли Гарри Эссендайна в спектакле «Цветок смеющийся» по пьесе Ноэла Кауарда в постановке Михаила Козакова.

В 2009 году сыграл главную роль в телеспектакле «Пьеса для мужчины» по произведениям Даниила Хармса (режиссёр В. Мирзоев).

В 2010 году сыграл роль Иоханана Цингербая в спектакле «Торговцы резиной» по пьесе Ханоха Левина, режиссёр Виктор Шамиров.

Ефим Шифрин снялся в фильмах «Болотная-стрит», «Герой нашего племени». В мюзикле «Ангел с окурком», поставленном Евгением Гинзбургом, Ефим Шифрин исполнил 13 песен (музыка Александра Клевицкого, стихи Юрия Ряшенцева) и 20 ролей в фильме.

Кроме того, актёр снимался в киножурнале «Ералаш».

В 2000 году Шифрин получил премию Международной сети клубов World Class «Мистер Фитнес», а в 2006 году его наградили Дипломом Комитета физкультуры и спорта, Федерации бодибилдинга и фитнеса Правительства Москвы за пропаганду спорта и здорового образа жизни. Среди других наград Ефима Шифрина - Кубок Райкина (2001 год), а также 2-я премия и Кубок Никулина за участие в телевизионном шоу «Первого канала» «Цирк со звёздами».

В 2014-2015 годах - член жюри шоу «Первого канала» «Театр эстрады»

Отец - За́лман Шму́илович Шифри́н (1910-1995) - автор трёх книг воспоминаний:

Мать - Раи́са (Ра́ша) Ильи́нична Цы́пина (1915-1992), уроженка местечка Ляды Могилёвской губернии. Окончила ФЗУ в Нижнем Новгороде.

Старший брат - Самуэль Залманович Шифрин (род. 20 декабря 1951 года) - дирижёр и тромбонист, преподаватель, живёт в Израиле, Петах-Тиква.

2017 год

1 апреля 2017 года Ефим Шифрин стал ведущим возрожденной юмористической телепрограммы «Вокруг смеха» на «Первом канале». Также в 2017 году на телеканале ТНТ был показан сериал «Филфак», где Шифрин сыграл одну из ролей.

Сегодня актеру исполнился 61 год, а он в потрясающей форме! Об английском в спортзале, интересе к астрофизике и потерях мы и поговорили с ним накануне дня рождения.

– Как к вам обращаться? По имени или имени-отчеству?

– Можно Ефим.

– Отчество – рудимент в актерской профессии?

Когда я в 22 года пришел в профессию, понял, что обращение по отчеству совсем не распространено в нашем цеху. А узнал я это от тех, к кому, казалось бы, не мог бы по-другому обращаться. Это были взрослые администраторши, актрисы, раза в два старше меня. Артисты же люди бессрочные, вечно молодые. А отчество прибавляет годы, наделяет солидностью.

– Недавно в «Инстаграме» вы написали о том, что девушка настойчиво пыталась вам уступить место в автобусе, пока вы ехали от аэропорта до самолета. «Жизнь перестала быть прежней», – констатировали вы. Она, возможно, из уважения это делала, а вы увидели в этом возрастной подтекст…

Я не успел перебрать в голове мотивов ее поступка, настолько неожиданно все произошло. Понятно, она сделала это вовсе не из-за того, что увидела, как я разваливаюсь у нее на глазах. Иногда это обычная реакция на известное лицо. Вспоминаю свои ощущения от знаменитостей, которых я видел маленьким, когда мы жили в Юрмале. Летом их там собиралось много, но для меня они все равно не вписывалась в реальность. Казалось, эти люди ведут другой образ жизни. Иллюзии были разбиты сразу, когда я стал работать рядом со своими кумирами. Оказалось, эти люди не просто обычные. Профессия иногда заставляет нас быть хуже, чем мы есть. В мои времена «звездизм» как способ обретаться в профессии, признаки преуспевания, отличительности педагоги выбивали из нас каленым железом. Хотя слово «звезда» тогда в нынешнем смысле не употребляли. Была «эстрада», с этим словом было уютно, спокойно. Это в 90-е грянул шоу-бизнес, а с ним упало и английское star, которое тут же в виде русской кальки распространили на представителей театрального и киношного мира. А со звездами явились охранники, состязания в богатстве, пышные интерьеры и трогательные семейные фото. Мне трудно представить себе съемочную группу в квартире Фаины Раневской или Любови Орловой, любой из звезд, соседом которых мне выпало быть в знаменитом доме на Котельнической набережной. Да, даже если бы это случилось, в этих интерьерах вы бы не нашли ничего особенного. Я бывал во многих квартирах жильцов нашего дома – от Даниила Сагала до Никиты Богословского, но нигде не видел знаков преуспевания, которая выражалась бы в предметах дорогой мебели или выставленных на показ украшений. Понятно, что это были люди более состоятельные, чем многие другие: профессия давала им постоянный источник дохода, но первое, что бросалось в глаза в квартирах этих небедных людей, – огромное количество книг. От пола до потолка.

Кадр из фильма «Филфак»

– У вас в квартире книжные полки занимают тоже значительное место?

Несколько лет назад, когда я стоял на пороге ремонта в квартире, заявил дизайнеру, что главное богатство и моей квартиры – книги, и я хочу, чтобы им не было тесно в стеллажах. Он, человек молодой, меня огорошил: «А разве не проще скачать?». Я тогда не понял: «Что скачать?» «Книги». - «Так они уже вот есть, осталось их расставить». - «Я не это имею в виду, может быть, стоит держать их на других носителях». У меня сначала голова закружилась, я сказал: хорошо, книги, а мой видеоархив – кассеты, бобины, бетакамы – куда я это дену, он ответил: и их надо закачать, вряд они когда-нибудь будут востребованы именно в таком формате. Тогда он мне, как писатель-фантаст, открыл щелочку в то завтра, которое я еще не предвидел. Теперь я привык к цифровому формату, мой видеоархив помещается на жестком диске, и я давно не прочитывал от корки до корки печатную книгу. Сначала я вслед за всеми повторял мантру про запах типографской краски, тактильные ощущения – весь этот интеллигентский набор штампов и заклятий, а оказалось, что все это ерунда: читать в планшете еще удобнее, да еще разглядывая анимашки, видео, делая закладки или пометки.

– Что из последнего прочитанного произвело впечатление?

Я перестал читать художественную литературу, делаю это только тогда, когда нужно для работы. Иногда для зарядки. Чаще всего это классика. Для меня русская литература – вечная батарейка. Я просто купаюсь в хорошо построенной фразе, получаю наслаждение от особой ритмики красивой писательской речи. Но в основном мой читательский интерес сосредоточен в сфере литературы нон-фикшн. Как чистый гуманитарий, я много времени в жизни посвятил художественной литературе и, к сожалению, упустил важные знания о мире, особенно те представления о мироздании, что сложились на стыке веков. Знаете, как сейчас рванула наука – астрофизика, биохимия, геология… Мне это страшно интересно. Сейчас столько переводной образовательной литературы, научно-популярных книг от Леонарда Млодинова до Стивена Хокинга. В 9−10-м классах я запустил учебу, в этом возрасте интерес к внешней жизни убивает охоту впитывать знания. Да и мои родители подолгу находились в больницах, я был предоставлен самому себе: весь пласт точных наук для меня прошел тогда мимо. Я хорошо успевал по истории и литературе, все знали, что отправлюсь в Москву поступать в театральный и не очень настаивали, чтобы я налегал на физику или химию. Незадолго до выпускных экзаменов в школе я впервые открыл учебник физики Перышкина, помню, даже страницы пришлось разрезать, и мне так понравилось! Показалось, я все пропустил, что знание о мире тут – в горящих пробирках, в Бойле – Мариотте, я зачитался всем этим, это был мой Достоевский на несколько предэкзаменационных ночей. Не списывая, я сдал физику на 4. Зароненное тогда семечко интереса к естественным наукам лежало себе и только спустя годы дало упрямый росток. Мой интерес к естествознанию вырос вместе с неограниченной возможностью скачивания книг. Сейчас в моем планшете почти нет трудов о театре, там – настоящие звезды, ледники, черные дыры или рептилии…

– С кем делитесь знаниями?

У меня есть аккаунты почти во всех популярных социальных сетях. Сначала мои зрители с трудом привыкали к тому, что я не публикую анекдоты или байки из актерской жизни, а делюсь заметками о трилобитах, или взглядами на теорию Дарвина… Но постепенно я оброс замечательными подписчиками, мне стали присылать ссылки: «Возможно, Ефим, вам это тоже будет интересно».

– Так, может, вам в свое время не на эстраду, а в науку надо было идти?

В моей судьбе был виток, который чуть не привел меня в науку. Не поступив первый раз в театральный в Москве, я вернулся в Ригу и, чтобы не огорчать родителей, пошел на филфак. Я понимал, что филология – это немногое, на что я мог рассчитывать без подготовки. На филфаке меня хватило на год, летом я опять отправился в Москву и уже поступил, но за время учебы успел влюбиться в лингвистику…

– У вас был не только опыт учебы на филфаке, но и преподавания…

Это уже в ГИТИСе, когда перевелся с актерского на режиссерский. Кто-то из руководителей курса предложил мне защитить диплом преподаванием, то есть целый год вести эстрадную специализацию. Ученики были почти моими сверстниками, я поставил им много эстрадных номеров и понял, что за это время у меня появился искренний интерес к педагогике. Ребята получили дипломы, но судьбы их сложились по-разному, 90-е просто съели многих из них. Но мне приятно, что среди моих студентов много успешных людей и даже один народный артист – Дима Ячевский, который работает в театре «Сфера». Никогда не думал, что моя недолгая учеба на филфаке и опыт преподавания каким-то образом отразятся в актерской профессии. Когда мне позвонили из съемочной группы ТНТ, я не очень загорелся, думал, что последует очередное приглашение в какой-то юмористический проект, от которых, по-моему, тошнит уже даже создателей. И вдруг услышал название сериала «Филфак» (премьера с 10 апреля. - Прим. «Антенны»). Как? Так это же мне сам бог велел! Да еще и роль декана. Мужчина-преподаватель на филологическом факультете – сам по себе аттракцион. Женский коллектив рассыпается вокруг него железной стружкой, это залог многих коллизий сценария, особых отношений. Сериал, конечно, обращен прежде всего к молодой аудитории. И мне пришлось привыкать к немного жестковатому для людей моего поколения способу шутить или иронизировать. В мое время какие-то вещи считались секретом для маленькой компании. Сейчас социальные сети раздвинули границы частной жизни, и я, с трудом понимая это вторжение, все-таки его принимаю.

Ефим с братом Самуэлем и внучками Тали и Лиэль

– Значит вы не интроверт, если принимаете?

Но только тогда, когда не покушаются на мою внутреннюю свободу. Я уважаю границы любой открытости, но никогда не пущу к себе зевак ни в спальню, ни в ванную. В спортзал – пожалуйста, в прихожую – о да, я даже накормлю вас в гостиной. И, если сейчас в квартирах избегают стен, деля все на зоны, то в моей стены все же присутствуют.

– Но, влюбившись в филологию, вы в ней не остались…

А я не растерял эту любовь. Начал пописывать. Для себя. Пару раз относил заметки в рижскую газету «Советская молодежь», их похвалили, но сказали, что они вне формата. Завотделом посоветовала мне не оставлять попытки писать. Я вдохновился, продолжал вести заметки, потихоньку копились дневники, которые мне пригодились уже в пору известности. Конечно, я их подправил, подчистил, и они легли в основу моей третьей по счету книжки – «Течет река Лета…».

– Вес успевает накапливаться?

Я ведь живу не одним спортзалом, у меня гастроли с беспорядочной едой, с банкетами, с кормежкой в поездах, со всей этой походной кухней. Это невозможно отладить. Бесконечная смена часовых поясов, попытки ухватить сон: меня еще старики москонцертовские научили закрывать глаза всюду, где есть возможность чуть-чуть прикорнуть. Обычный человек считает, что пять минут – это не сон, а в нашей среде – еще какой сон: главное – закрыть глаза и успеть отключиться. Я не могу жить так, как живут настоящие бодибилдеры, которые носятся со своим телом, как скрипач с раритетной скрипкой, но уверен: этот инструмент всегда должен быть настроен.

– Есть спортивные достижения, которыми гордитесь?

Это достижения чайника, но для меня, человека, еще 20 лет назад враждебного спорту, жать по 100 килограммов в двух подходах по 10 раз – неплохое достижение. Хотя для штангиста-тяжеловеса – пшик. Вот и кочует этот мой ролик по интернету с подписью: «Дед может, а ты?»

– Бывает так: на улице мороз или слякоть и не хочется идти в зал, просто лень?

Но я же не иду по улице, не еду на метро, а сажусь в машину с водителем. Да и нет у меня времени обращать внимание на погоду: день рассчитан, и мне важно, чтобы он сложился так, как я его спланировал. Я никогда не говорю себе утром: та-а-ак, поваляюсь еще…

– Как начинается ваше утро?

Я жаворонок, встаю в 6−7. Вчера были поздние съемки «Приюта комедиантов», проснулся в 8, и мне показалось, что проспал всю жизнь. Хотя на сон потратил всего 4 часа. Съемки этой программы проходят поздно, когда артисты отыграют спектакли, затягиваются до двух. Доедешь до дома, и пока в тебе не отгрохочет «товарняк» прошедшего дня – не заснешь. Там не так сделал, тут неудачно сказал.

– Вы так к себе критичны?

Дело не во мне. Ведь это будут смотреть люди. Я хочу, чтобы на всем, что я делаю, стоял если не знак качества, то хотя бы «принято». Так вот у меня утро началось с того, что я позвонил создателям программы – для того, чтобы успокоиться, что вчера все было в порядке.

– Вы сказали, что ездите с водителем. Сами не водите?

Так сложилось. Я человек рассеянный. Если у меня в голове что-то крутится, на дорогу меня уже не хватит. Я просто увеличу статистику ДТП в стране.

– А права у вас есть?

С ними забавно получилось. Я оканчивал школу в 1972 году, когда Министерство просвещения ввело обязательное обучение школьников автоделу в 9−10-м классах. Девочки осваивали легковой автомобиль, у мальчиков был грузовик ГАЗ-51А. Я наездил 40 часов, худо-бедно водил машину, получил корочки о прохождении курса, но мне было только 16 лет, права выдавали только восемнадцатилетним, но у меня так и не возникало желания водить.

– На тренировке или в пробке музыку слушаете?

Нет, у меня в ушах английский обычно. Подкасты, 20−30-минутный устный рассказ на какую-то тему, раньше в школе такое называли топиками. Язык, услышанный от носителя, сильно отличается от того, что слышал в школе от русскоязычного учителя. В университете у нас была очередь в лингафонный кабинет к бобинному магнитофону, но это были тексты, начитанные дикторами или актерами. В 1990 году я впервые полетел в Америку на Игры доброй воли в группе поддержки, и в ЦК ВЛКСМ, который отправлял нас за океан, решили, что в группе, где есть бывший студент-лингвист, можно обойтись без переводчика. Но когда стюардесса иностранной авиакомпании стала говорить по-английски, я ничего не понял и чуть не расплакался. С тех пор изучаю больше американский вариант языка, а не британский, потому что часто с тех пор ездил именно в Штаты и понимал, что разговорный американский мне пригодится больше.

– Есть еще языки, которыми владеете?

Идиш знаю, но не так хорошо. Он вошел в меня с бытовой речью родителей. Они одинаково хорошо говорили на идише, белорусском и русском. С приятелями-латышами балуюсь на латышском. Его я выучил, когда рос в Юрмале, к ребенку быстро прилипает язык улицы. В университете потом год занимался литературным латышским. Папа еще долго высылал мне в Москву местный еженедельник «Литература ун максла» (что значит «Литература и искусство»), там было много переводной литературы, которая не издавалась на русском. Сейчас латышский «застрял», практики нет. Но, когда приезжаю в Ригу, он ласкает мой слух.

– Где себя чувствуете дома?

На сцене. Если скажу, что в Москве, слукавлю. Я же постоянно в разъездах. Мой дом – то купе, то гостиничный номер. Иногда в следующей гостинице машинально нажимаю на кнопку этажа, который был в предыдущей.

– Думала, на девятый, где расположена ваша квартира в доме на Котельнической. Вы эту квартиру целенаправленно там выбирали?

Так сложилось. Мне ее не выдали за заслуги, я не получил ее от государства. Просто купил в те годы, когда появилась возможность.

– Какие встречи подарило вам это местожительства?

Я не очень люблю слово «энергетика» в других его значениях. Не очень понимаю, что за ними кроется, но с удовольствием их употребляю, когда речь заходит об этом доме. Даже небольшая экскурсия вокруг него дарит ощущение приобщенности к нашей истории. Ведь это не просто место проживания неких людей, увековеченных на мемориальных досках, а настоящий концентрат их исключительности. Там жили знаменитые ученые, композиторы, актеры. Многих я встречал, часто – Клару Степановну Лучко. Сейчас здесь живет Александр Ширвиндт, мы с ним никогда не пересекались во дворе, но само его соседство меня вдохновляет. Я его очень люблю, мы много лет знакомы. Правда, потомки многих известных людей в 90-е оказались не так успешны, были вынуждены сдавать свое жилье, переехали на дачи или к детям, и теперь их квартиры с охотой снимают представители посольств, дипкорпусов. У меня в подъезде можно услышать английскую, французскую речь. Понимаю, что это не постоянные резиденты дома, это просто удобно и престижно – жить в 15 минутах от Кремля, на стрелке двух рек – Москвы-реки и Яузы.

– С соседями по площадке знакомы, общаетесь?

Знаком, конечно. Но время наложило отпечаток на саму природу общения. Бывало, на время нас судьба объединяла, когда были проблемы с выбором управляющей компании, какие-то письма подписывали, но я в общественной жизни не очень участвую.

– Если дома кран потек, вы в этом смысле человек с руками?

– Боюсь, я в эти минуты бываю даже без мозгов…

– А если полетит компьютер, утопите телефон, вы для кого соцсети и контакты – история важная, как будете себя чувствовать?

Мои телефоны в силу моей рассеянности – утопленники со стажем. Но я замечал за собой одну особенность. Глобальные катастрофы, большие жизненные неприятности оставляют меня вполне спокойным. У меня в голове сразу поселяется мой папа, который находит выход из положения. Он как бы говорит мне: «Давай сядем и будем решать». Но в мелочах – потерянная штуковина, к которой привык, перегоревшая лампочка – будут мне мешать, раздражать.

– Вы сказали, когда ощущаете в себе присутствие отца, а как «живет» в вас мама?

Она заведует во мне актерством, моими ужимками, комической стороной жизни. Мама была характерной актрисой, метко подмечала смешное. Думаю, и чувство юмора, и актерские способности, если они есть у меня, – от мамы.

– У вас удивительная история знакомства родителей, просто сюжет для романа. Папа, бухгалтер из Белоруссии, 17 лет провел в ссылке на Колыме, а его будущая жена, ваша мама, познакомилась с ним по переписке и приехала к нему в поселок на Крайнем Севере, где, собственно, вы и родились. Вы об истории их отношений узнали от них самих или позже, из книги отца?

Еще до книги мы с братом изводили папу вопросами, ведь сначала эти вопросы адресовались нам – в военкомате, например. Я родился спустя 11 лет после победы в Великой Отечественной, но войной еще все дышало: встречи с фронтовиками, фильмы, дворовые игры, книги про пионеров-героев. И главный вопрос в биографии у всех – где были родители в эти годы? Когда мы жили на Колыме, этот вопрос ни для кого не стоял. А когда переехали в Ригу, а это годы начала застоя, терпимого взгляда на сталинизм, стало дискомфортно. Дома была литература, которая проливала свет на часть судьбы отца: Солженицын, Эренбург, материалы последних съездов. К папе было много вопросов, и по крупицам выстраивалась его биография, сначала в нашем с братом воображении, потом мы уговорили отца засесть за воспоминания. Это вылилось в книгу, изданную трижды.

– Вы поздний ребенок у родителей…

Да, с одной стороны ничего хорошего, с другой – мне достались родители с опытом, мне повезло не испытать на себе их ошибки. Они были не просто зрелые, а в возрасте – мама родила меня в 41 год. Она седая уже была. Я не знал ее молодой, но она снится мне такой, какой я видел ее на довоенных фотографиях. Удивительный парадокс подсознания? Значит, мне такой мамы не хватало…

Поклонники артиста удивились, когда в соцсетях он зарегистрировался под другим именем…

Ефим Шифрин.

Геннадий Авраменко

— Ефим Залманович, в свое время зрители потеряли талантливого юмориста и рассказчика монологов Ефима Шифрина, но приобрели актера. Вы рады, что такие изменения произошли?
— Ну это громкие слова… (Смеется.) Я просто чуть-чуть шире распахал поле деятельности. Земледельцы поймут. Потому что когда истончаются почвы и иссушается земля, нужно всегда брать свой скарб и перемещаться на другое место. Мне показалось, что вот на этом, выделенном мне участке земли, на моем эстрадном наделе, урожаи, продолжая эту метафору, становились все более скудными. И я, не бросая эту землю, не обходя ее своим вниманием, просто взял в аренду еще несколько участков. Один из них одно время назывался цирком, другой по соседству — кино, третий участок называется телевидение, а четвертый — мой любимый — это театр. Теперь к нему еще прибавился еще один лоскут, который называется театр Мюзикла. С этими угодьями жить куда веселей. С ними, конечно, труднее управляться, но зато я приблизился к профессии больше, чем тогда, когда она еще только рисовалась мне в радужных тонах или чем тогда, когда пришел первый успех.
— В скольких спектаклях вы сейчас заняты?
— Это мюзикл «Времена не выбирают» в Театре мюзикла, там же музыкальное ревю «Жизнь прекрасна», спектакль в театре Виктюка… Антрепризный спектакль «Цветок смеющийся»… Это последний спектакль Михал Михалыча Казакова, который он успел поставить в России. Есть еще моя эстрадная программа, которая называется «Шифринизмы-new». К сожалению, недавно сошли с дистанции три любимых моих спектакля: «шварцевский» «Дракон» в постановке Мирзоева, в его же постановке «Ивонна» в театре Вахтангова, и спектакль, который мы играли с Таней Васильевой, он назывался «Торговцы резиной». Сейчас передо мною еще маячит предложение о съемках в большом сериале, но я пока никак не могу на него решиться. Я вообще с опаской отношусь к сериалам, и соглашался на них только тогда, когда был в «приглашенной звездой» на одну серию — guest-star.


— Вот, в прошлом году был как раз сериал «Склифосовский» с вашим участием.
— А до этого — «Путейцы», а еще раньше — «Герой нашего племени». Но, успокаивая себя, я честно замечаю, что качество сериалов растет. Во всяком случае, техническая их сторона. И уже не так грубо экономия эта вечная экономия: находятся средства, появляются приметы большого кино… Но все равно наши сериалы снимают в такие сжатые сроки, что меня немножко пугает скорость, с которой мы должны работать.
— В качестве guest-star вас сейчас очень часто приглашают в жюри различных телешоу. Насколько вам комфортна роль такого судьи, когда приходится давать оценку зачастую своим коллегам?
— Я сам для себя объясняю это тем, что как-то мирю полярные суждения своих коллег. Такой человек должен быть в жюри. Я никогда не решусь кого-то унизить или оскорбить. Потому что будучи актером, понимаю, как тяжело дается участие в таких проектах. И я как бы изнутри всегда подсуживаю тем, кого готовы приструнить, или осадить. Может быть, эти приглашения связаны еще и с тем, что я никогда не занудствую, объявляя свое решение. Мне кажется, в телевизионных проектах это всегда нужно делать весело. Это — все-таки телевидение, а не судебное разбирательство или экзамен. И элементы шоу все равно должны присутствовать — даже в объявлении результата…
— Вашим «звездным часом» было популярное телешоу «Цирк со звездами», где вы показали, на что способны. Сохранились ли у вас какие-нибудь навыки, приобретенные на проекте?
— Если бы мне сейчас предложили что-то повторить, я бы попросил всего неделю, чтобы войти в форму и, наверное, повторил почти все, что показывал в 2007-м году. Хотя прошло уже семь лет. Верить в это меня заставляет одно обстоятельство: когда отмечали юбилей Никулина, я честно говоря думал, что у меня не получится опять «порхать» над манежем… Но то ли возвращение в репетиционные реалии, то ли сама атмосфера, которая царит в Цирке на Цветном, мне придали уверенности. И я повторил очень воздушный номер. Как в том анекдоте: «Вы умеете играть на скрипке? — Не знаю, не пробовал». У меня есть ощущение, что сумел бы.


— Для пользователей соцсетей вы — Нахим Шифрин. Кто называет вас этим именем в жизни?
— Всегда называл папа в письмах — и Нохимка, и Нохимке с ударением на первом слоге и Нахим. Я так привык к двум своим нынешнем именам и даже не думал, что зарегистрировавшись под своим паспортным именем Нахим в социальных сетях, произведу такой переполох в обществе. Хотя это вполне объяснимо: если зрители привыкли ко мне, как к Ефиму, можно было предположить, что они сразу решат, будто я или поменял свое имя, или что-то таил от людей. Нужно было как-то официально объявить о том, что я всегда жил и под тем именем, и под этим. Ведь редкая Анна смирится с тем, что она — для кого-то Нюра. Я знаю многих Саш, которые не любят, когда их зовут Шуриками. Но я привык с детства, что я и Фима, и Ефим, и Нахим одновременно. И в детстве я явно ощущал знак равенства между этими всеми именами. А на эстраде, конечно: один раз тебя припечатали к этому имени в афише, или к титрам, и — понеслось. И ты даже не заметил, как пролетели 30 с лишним лет, в течение которых ты все время был Ефимом. Но мне казалось, что где-то же я должен быть под именем, которым меня зарегистрировали родители. Привожу пример: Нонна Викторовна Мордюкова в документах была Ноябриной. Но никто и никогда не называл ее Ноябриной — Нонна и Нонна. А я — Нахим, и был Нахимом, и есть Нахим. А кто называет? Сейчас уже многие.
— Кстати, родители, которые вас так назвали, долгое время хотели видеть своего сына журналистом. И вот сейчас вы — пишете. А почему именно в этой профессии они вас видели?
— Наверное по своей биографии мои родители ощущали, что профессия артиста выпадала из разряда серьезных, тех, которые дают почву под ногами. Им дейстивтельно приходилось выживать. И отцу в лагере, и маме, приехавшей к нему после войны. Они, кстати, и не возражали против моего выбора. Не было такого, чтобы они грудью встали, и сказали: «Никогда». Просто до первых моих успехов и первого моего появления в эфире, и уже с первыми моими гастролями в Риге, они всегда немножко сомневались в моем выборе, хотя знали с детства, что я кроме этого ничего не хочу и не желаю.
— Вы от родителей уехали рано, в 19 лет. Тяжело было одному начинать самостоятельную жизнь в Москве?
— Ну это же не те времена, когда Горький выходил в люди. Я же приехал в Москву в советские годы, когда что бы ни говорили о том времени, трудно было пропасть. Все-таки знакомые, которыми сразу обрастал абитуриент в Москве, родственники, которые всплывали на генеалогических ветвях фамильного дерева, друзья, которыми в пору учебы ты обзаводился, давали ощущение какой-то защиты. Меня же не то, что бросили в незнакомую страну на съедение туземцам, я был в окружении соотечественников, и какими бы мы красками не рисовали сейчас советскую пору, но если человек не оппонировал режиму, не выбирал для себя сразу путь борьбы — как он мог пропасть? Не помню таких судеб, чтобы отчаяние совсем уж постигало людей, если ты не сразу записывался в диссиденты. К тому же я родился в оттепельную эпоху, где на фоне жестокости сталинской поры все уже казалось санаторием. Вот сейчас мы вспоминаем судьбу Бродского. Но ведь и тогдашние поселения трудно назвать каторгой. Просто обидно, что хороший поэт так начинал свою жизнь в поэзии со знакомства с зоной.


— В родном поселке Сусуман в Магаданской области бываете?
— Уже давно не был, но вообще бывал там дважды. Много об этом рассказываю, потому как убедился — поговорка о том, что нельзя дважды вступить в одну реку, не совсем верна. Я вступил в реку, в которой ничего не утекло вспять. Которая совсем не изменила своего течения. Многие поселки на Колыме снесли, часть их сгорела. Но я спустя 25 лет снова оказался в поселке, который много раз видел во сне, а проснувшись, удивился, какая стоячая оказалась в нем вода…
— На каком этапе сейчас ваши занятия бодибилдингом?
— Я по-прежнему не называю это спортом или бодибилингом, хотя занятия с отягощениями приводят к изменению фигуры и их вполне можно было бы назвать этим заморским словом. Но я все же не ставлю себе цели порисоваться на каких-то соревнованиях или пойти на занятия ветеранов этого вида спорта. Мои тренировки по-прежнему не выходят за пределы любительских, но мне очень нравится чувствовать результаты этих занятий. Мне нравится, что я в свои годы справляюсь с нагрузками, которые мне дает профессия, могу носить те же костюмы, которые надевал в спектаклях пять лет назад. Что продолжаю бороться со стрессами или с депрессиями не при помощи стакана или выпадения из жизни, а приходя всего лишь на час в день в спортзал.
— А какой вес берете?
— Давно уже не пытаюсь подобно многим спортсменам узнать какой у меня пиковый вес, а какой рабочий. В общем, на рекорды не иду. Но вот буквально вчера выдал в первом подходе сотку на десять раз. Правда, во втором подходе меня хватило лишь на шесть повторений.
— Вы живете с таким философским взглядом на жизнь, откуда черпаете жизненную мудрость?
— Про мудрость — это вы хватили лишку, я себя мудрым не ощущаю. Просто жизненный опыт вооружил меня каким-то знанием. Я понимаю, что в этой жизни можно рассчитывать только на то, что ты сделал сам. И я в этом мало чем отличаюсь от тех, кого принято считать удачливыми людьми. Я знаю, что удача поворачивалась ко мне лицом только тогда, когда я перед этим много трудился. И считаю, что в этом только и заключается моя нехитрая житейская философия.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения