Раскройте средства музыкальной выразительности темп тембр динамика. Средства музыкальной выразительности. Определение характера музыки по темпу и звучанию

Средства музыкальной выразительности.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом являетсямелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности –ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность»; это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

Лад – система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках – тонике.Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Тембр (фр. «колокольчик», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука.

Темп – скорость следования метрически счетных единиц. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Для точного измерения темпа служит метроном.

Особым средством музыкальной выразительности являетсятембр.Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческийголосили «голос» музыкального инструмента.

Фактура – это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.

Штрих - способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук – (пер. с немецкого – «черта», «линия»). Виды штрихов:Legato– связно,Staccato– отрывисто,Nonlegato– не связно.

Динамика – различной степени сила звучания, громкости и их изменения. Обозначения: Forte– громко,Piano– тихо,mf– не очень громко,mp– не очень тихо.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Музыкальный звук .

Музыка строится из музыкальных звуков. Они обладают определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы (от 16 до 4000 - 4500 Гц). Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога болевого ощущения. Музыкальный звук обладает определённой длительностью. Физическая особенность музыкального звука состоит в том, что звуковое давление в нём является периодической функцией времени.

Музыкальные звуки организуются в музыкальную систему. Базисом для построения музыки является звукоряд. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолютных значений. В наиболее употребительной шкале длительностейсоседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т. п.).

Музыкальный строй .

Музыкальным строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частотзвучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейскийили среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.

Созвучие и гармони я . Подавляющее большинство современных музыкальных направлений широко использует одновременное звучание тонов, которое называется созвучием. Созвучие двух звуков называют музыкальным интервалом, а из трёх и более звуков - аккордом, закономерность же сочетания тонов в созвучии называется гармонией. Термин «гармония» может касаться как отдельно взятого созвучия, так и общих закономерностей их использования. Гармонией называется также отрасль музыковедения, изучающая эти закономерности.

Многие музыкальные культуры выработали свои системы фиксации музыки с помощью письменных знаков. Преобладание семиступенчатых диатонических ладов в европейской музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия которых происходят из латиноязычного гимна св. Иоанна - до , ре , ми , фа , соль , ля , си . Эти ноты образуют семиступенчатый диатонический звукоряд, звуки которого могут быть расположены по квинтам, а интервалы между соседними ступенями составляют большую или малую секунду. Названия нот распространяются на все октавы звукоряда.

Виды и значение: средства выразительности и развития, иногда и формообразования.

Итак, первые темы курса “Анализа музыкальных произведений” были посвящены вопросам сути музыки и искусства, классификации его видов, системе музыкально-выразительных средств. “Что же такое музыка после всего этого? Думается, что не искусство или, во всяком случае, что-то большее, чем искусство…”, - так в молодые годы, но после серьезных размышлений о сути музыки сказал Б. Асафьев (“Ценность музыки”).

Тема 3. Стиль и жанр в музыке.

Стиль.

В. Медушевский ввел понятие адекватного восприятия музыки , это “идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры”.

Чувство стиля – это важнейшая составляющая профессионального слышания, исполнения и сочинения музыки. В чем оно проявляется? Что имеют в виду, когда говорят о стиле?

Несколько цитат о композиторском творчестве:

“Шопен уже ничего не может написать, чтобы мы на 7-8 такте не воскликнули: “Это принадлежит ему” (Шуман).

“Моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка” (С. Рахманинов).

Теперь об исполнительстве:

“Девушка играла Моцарта и думала, что играет Моцарта. Но играла она самое себя” (Дебюсси).

“Я!!! играю Шопена – я играю Шопена!!!” (Г. Нейгауз).

“Стиль – свойство (характер) или основные черты, по которым можно отличить сочинения одного композитора от другого или произведения одного исторического периода (последования времени) от другого” (Б. Асафьев).

“Стиль есть человек” (Бюффон).

“Личность, проявляющаяся в музыкальных звуках, вот что такое стиль в музыке” (Е. Назайкинский).

“Стиль – это образ времени и образ пространства, в основе которого лежат культурно-психологические, формально-эстетические и духовно-душевные факторы” (В. Вейсбах).

Стиль – это интонируемое мировоззрение, мироощущение. Это духовная высота и красота своеобразия (В. Медушевский).

И из области литературы: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю...» (А. Блок).

Как видно из этих примеров, определения стиля в музыке и искусстве очень разнообразны. Можно с ними соглашаться или нет, признавать, что это и человек вообще, и автор и то, что сложно определить словами, но очевидно, стиль – явление многогранное и многоуровневое.

Стиль в музыке.

Может пониматься в более широком и узком значении. В широком – это исторически сложившаяся художественная система. В узком – стиль произведения или области творчества, жанра или музыкально-выразительного средства (гармонический, полифонический, оркестровый, стиль хорового письма и пр.).

Главная особенность стиля в его целостности . То, что принято называть чертами стиля, образует не сумму признаков, а единство, как и в интонации. “Высший род художественного единства” (С. Скребков).

Итак, стиль существует в музыке на самом деле, как жанр или форма? Я воспринимаю его таким, какой он есть? Автор этих интересных вопросов В. Холопова отмечает, что стиль “воспринимается интонационно-слухово, слышится, но не доказуемо , это проблема для аналитика”. Действительно, как объяснить, что звучит музыка похожая на Чайковского или Моцарта?

В структуре стиля выделяет: центр или ядро – яркие элементы, индивидуальные обороты, и периферию – нейтральные или фоновые средства эпохи, окрашиваемые центром, подчиняющиеся ему. Становление личности композитора и обретение своего стиля происходят не сразу. Важно определить метатему стиля или стилевую интонацию (В. Холопова, Е. Назайкинский).

Есть распространенное мнение, что значимость авторского стиля в музыке выше, чем в других искусствах, и, слушая музыку, человек, как правило, стремиться узнать фамилию композитора. Хотя, это зависит, по-видимому, от жанра и слушательской традиции, например: авторы многих эстрадных песен или киномузыки в нашей стране остаются малоизвестными.

Стиль принадлежит к универсальным категориям, поэтому его рассмотрением занимается и эстетика. В качестве примера общеэстетической трактовкипонятия «стиль» можно сослаться на рассуждения Ю. Борева (учебник “Эстетика”, 2002г.). Значение этого явления сводится к четырем факторам. Стиль - это:

1. Фактор творческого процесса - диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, к художественной традиции, к общественным целям искусства.

2. Фактор произведения -обусловливает существование произведения как законченного художественного целого. Подчиняя каждую деталь общему конструктивному замыслу, он определяет структуру произведения и его принадлежность к определенному типу культуры.

3. Фактор художественного процесса, его стрежень - ориентирует художника по отношению к процессу развития искусства, обеспечивает развитие традиции на новом основании, способствует взаимодействию искусства разных эпох.

4. Фактор художественного общения - определяет характер эстетического воздействия произведения на аудиторию, ориентируя художника на определенный тип, а последнего - на определенный тип художественных ценностей.

1. Глубинный, «порождающий» - тематическая и интонационная общность культуры. На «порождающем» уровне текста находятся тема и интонация, а на порожденном - смысл и ценность.

2. Национальная стилистическая общность .

3.Национально-стадиальный стиль (на определенном этапе историческо-культурного развития).

4. Стиль художественного направления.

5. Индивидуальный стиль художника.

6. Стиль периода творчества.

7. Стиль произведения.

8.Стиль элемента произведения , предполагающий «склеивание» стилистически разнородных элементов. (Речь идет о полистилистике, возникшей в конце XIX - начале ХХ вв. Такое произведение сохраняет целостность, благодаря общности на других стилистических уровнях).

9. Стиль эпохи . (Некоторые исследователи отрицают наличие в современном искусстве стиля эпохи. Однако и в наше время, при всем усложнении художественного процесса, при всем нарастании в нем стилистической пестроты и увеличения стилистических слоев, не утрачивается эпохальная типологическая общность искусства. Закономерность художественного процесса: усложнение структуры произведения и нарастание в нем стилистических слоев, увеличение и различий и общностей с другими феноменами культуры).

Стиль - «генная» (порождающая) программа произведения. Стиль в искусстве - это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль - набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной целостности. Стиль - императивный приказ целого, повелевающий каждым элементом произведения. Анализ обнаруживает принцип порождения стиля, определяющий строение и смысл каждой фразы, кадра, сцены, строфы и строки.

Жанр

О термине. Слово древнего происхождения: греч. genos, лат. genus. С фр. genre пер. как род. В русском языке жанру близки: жена (рождающая), женщина, генетика, генеалогия, генератор, генерал, гений и т.д. Слово род – корень в словах: природа, родина, народ.

Названия музыкальных жанров всем хорошо известны. Чтобы дать само определение жанра, важно сначала попытаться понять, какой смысл заключен в этих словах: танец, прелюдия, соната, романс, этюд и т.д.? Отражен ли он в приведенных ниже формулировках?

Определение жанра. “Жанры - это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения”.

“Жанр - это многосоставная, совокупная генетическая (можно даже сказать генная) структура, своеобразная матрица, по которой создается то или иное художественное целое… Действительно, ведь для композитора жанр есть своего рода типовой проект, в котором предусмотрены разные стороны строения и заданы пусть гибкие, но все же определенные нормы”(Е. Назайкинский).

О классификации. Если попытаться систематизировать известные жанры, то стоит подумать: какими критериями при этом руководствоваться? А также уточнить: о классификации чего идет речь, ведь “в музыкальной практике жанром называют и род, и разновидность, и группу различных жанров, и группы групп. Жанром называют и оперу, и входящие в нее арию, ариозо, каватину. Сюита, которая считается и циклической формой, и жанром, сама включает в себя пьесы различного жанра - например, менуэт, сарабанду, гавот, жигу, аллеманду и многие другие. Дело здесь обстоит примерно так же, как и в случае со стилем. Эта многозначность, кстати говоря, отражается и во многих определениях, трактующих жанры как типы, классы, роды, виды и подвиды музыкальных произведений” (Е. Назайкинский).

Тем не менее, мы пользуемся термином жанр, более того, в отличие от других видов искусства, в музыке он играет особо важную роль. В нем “воплощается типизированное содержание” (В. Цуккерман), его наличие придает определенную конкретность произведению, насыщает смыслом, ассоциативностью, способствует созданию музыкального образа.

Чтобы понять специфику жанра в музыке, хорошо воспользоваться методом Андреева и сравнить, например, названия из разных видов искусства: Симфония №3 или Соната №12 и Роман №3 или Повесть №12. Очевидно, что в литературе речь идет о форме, а в музыке о содержании и форме.

Итак, отсутствие общепринятой классификации жанров в музыке связано с невозможностью найти единый основополагающий критерий. Мир жанров представляется сложным иерархическим образованием с разными уровнями и подуровнями. Вопрос - в соотношении разных критериев рассмотрения и возможности все это выстроить.

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм . Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

На нотном стане

Вне нотного стана

Целая

1 и 2 и 3 и 4 и

Половинная

1 и 2 и

Четверть

1 и

Восьмая

или

Шестнадцатая

или

В два раза меньше восьмой

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.


Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:

  1. Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
  2. Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
  3. Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
  4. Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
  5. Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.

Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.

Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.


  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)

Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.



Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.


Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.


Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.


Переменный размер характерен прежде всего для фольклорной музыки, прежде всего для русской народной песни. Ярким примером является песня «Сидел Ваня».


Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.


  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.

Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.


Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.


Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.



Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату .


Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

3. Без чего не может быть мелодии

Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности — ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко. Мелодии без ритма не бывает. А ритм может существовать и без мелодии. Как? Помните, как мы выстукивали по столу ритмические фигуры?

В том, что мелодия не может существовать без ритма (и не только без ритма), мы сейчас убедимся.

Что это такое?

Похоже на отрывок гаммы. А это?

Что-то знакомое… Похоже на марш… На марш Шумана!

А теперь приставьте ноты первого отрывка к ритму второго. И отрывок гаммы тоже окажется отрывком мелодии марша Шумана. Но по звукам без ритма этого не понять. А по ритму можно догадаться даже и без звуков нужной высоты.

В мыслях, в том числе и музыкальных, должен быть порядок. Ритм вносит этот порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности.

Попробуйте выделить из каких-нибудь слов только гласные или только согласные. Кто такой Уа? А что такое «и» или «а»? А если я скажу: «Шмн нпсл мрш. В мрш чтк ртм». Кое-что понятно. Сергей Сергеевич Прокофьев в черновиках для быстроты пропускал гласные. А его подпись выглядит так: .

В музыкальном языке высота звука подобна гласным, а длительность — согласным. Но в любом языке одинаково нужны как гласные, так и согласные. Поэтому нельзя сказать, что главнее — мелодия или ритм.

...продолжаем заполнять табличку...

Попробуем взять какой-нибудь любой набор звуков. Например, такой:

А почему бы не попробовать организовать, согласовать эти звуки в каком-нибудь ритме? Вдруг этого будет достаточно, чтобы получилась мелодия? Возьмём ритм из какой-нибудь уже написанной, известной мелодии. Пожалуй, нам может подойти для этого первое предложение пьесы Эдварда Грига «Смерть Озе». В нём тоже четырнадцать звуков:

Теперь выпишем ритмический рисунок этого музыкального фрагмента:

А теперь попробуем произвести «скрещивание» нашей абракадабры с этим ритмом:

Сыграйте, что получилось. Нечто странное. Правда, уже не совсем абракадабра. В первых двух тактах есть даже какая-то экзотическая красота. Но чем дальше, тем больше теряется и путается наша музыкальная мысль.

Вспомните два основных отличительных признака любого звука. Вспомнили? Правильно, длительность и высота . Что мы сделали с длительностями? Согласовали их с помощью ритма. А высоту звуков мы как-нибудь пытались согласовать? То-то же. Помните басню Ивана Андреевича Крылова про Лебедя, Щуку и Рака? «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

Слово «лад» нам уже встречалось в самом начале, когда мы упоминали два основных лада — мажор и минор. Мы знаем, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка - это прежде всего искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии.

Теперь нетрудно сообразить, что такое лад. Его определение отличается от определения ритма только одним словом. Догадались, каким?

Наверно, с помощью лада можно «исправить» и нашу мелодию? Ну-ка, попробуем. Она начинается с до . Попробуем до мажор . Значит, надо убрать все бемоли. Кое-где потребуется изменить ноты. Например, в начале второго такта лучше взять до вместо си , чтобы на первую, сильную долю попала устойчивая, первая ступень лада. Можно ещё «сгладить» некоторые неудобные скачки — ходы на широкие интервалы, которые тяжело петь. К примеру, вот так:

И что же? Получилась вполне грамотная, «причёсанная» мелодия, но… невыразительная. Даже предыдущая, «корявая» была интереснее. Её интонационные «колючки» создавали диковатый, таинственный образ .

Образ! Вот в чём секрет. В этой нашей гладкой мелодии нет образа. Она ни о чём. Просто перебор звуков лада в определённом ритме. Говоря о средствах музыкальной выразительности, нельзя забывать и о цели . А цель — это сама музыкальная выразительность . Не имея этой цели, ни один композитор не возьмётся за нотную бумагу.

В нашем «эксперименте» лад стал лишь организатором звуков по высоте. Но в настоящей музыке это не только организатор, но и мощное средство выразительности. В знаменитой Двадцать третьей фортепианной сонате Людвига ван Бетховена , известной под названием «Аппассионата», что значит «страстная», две основные темы (главная и побочная) похожи друг на друга энергичным, волевым ритмом, движением мелодии по ступеням трезвучия. Но в главной теме это трезвучие минорное, а в побочной — мажорное. Поэтому главная тема звучит сурово и драматично, а побочная — светло, решительно, торжественно:

В фортепианной пьесе великого французского композитора Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» мелодия движется по звукам, захватывающим и мажорное, и параллельное минорное трезвучие. Определить лад здесь невозможно: мажор и минор всё время «мерцают». От этого мелодия становится лёгкой, воздушной, как бы прозрачной, её очертания кажутся «размытыми» (оригинал на полтона ниже):

Иногда композиторы используют необычные лады, которые усиливают выразительность музыки. Таких примеров много у Грига. Вот начало одного из его вальсов:

Сыграйте одну правую руку: какая тональность? Ля мажор . А может быть, ми мажор … Сыграйте мелодию с аккомпанементом, и вы услышите, что это мелодический ля минор , только при движении вниз (второй и третий такты) ступени остаются повышенными, хотя «по правилам» должны быть соль-бекар и фа-бекар . Эта «неправильность» придаёт музыке более изящный, игривый характер. Такие своеобразные лады характерны для норвежской народной музыки, которую хорошо знал и очень любил Григ.

Ещё более необычные лады, не похожие ни на мажор, ни на минор, часто используются для создания сказочных, фантастических образов. Приведу несколько примеров:

Пример 25
Н.А.Римский-Корсаков, ариозо Царя Морского из оперы «Садко» (оригинал на полтона выше)

Пример 26
Э.Григ, Танец Анитры из музыки к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт»

Пример 27
М.П.Мусоргский, «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (оригинал на полтона ниже)

Во всех этих примерах много случайных знаков — диезов, бемолей и бекаров. Они не «укладываются» в тональность, которую показывают ключевые знаки. От этих «неправильных» звуков мелодия становится угловатой, причудливой, непохожей на «обычные» мелодии. Такая «странность» мелодии вызывает в нашем воображении нереальные, сказочные образы.

Все мелодии, которые я привёл в примерах, написаны в XIX веке. В ХХ веке композиторы стали ещё смелее «нарушать правила» в использовании лада и тональности. И не только в музыке сказочной. В мелодии из второй части Девятой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича пониженные, «чужие» ступени в конце каждой фразы придают музыке ещё более задумчивый и немного сумрачный характер:

А вот другая мелодия — энергичная, активная и немного шутливая. Это начало Четвёртой фортепианной сонаты современного петербургского композитора Бориса Ивановича Тищенко . Юмор здесь в том, что мелодия как будто «не может» найти свою тонику — пробует то один звук, то другой. Получаются забавные и интересные ладовые «отклонения». Но потом из этой весёлой мелодии развернётся напряжённая и отнюдь не шуточная звуковая драма.



Средства музыкальной выразительности раскрывают тайну того, как набор нот, звуков, инструментов превращается в музыку. Как у любого искусства, у музыки существует особый язык. Так, например, у художника такими средствами может быть краска. С помощью красок художник создает шедевр. В музыке также есть некоторые подобные инструменты. О них поговорим далее.

музыкальной выразительности

Начнем с музыки определяет то, с какой скоростью исполняется произведение. Как правило, в музыке различают три вида темпа - медленный, умеренный и быстрый. Для каждого темпа существует итальянский эквивалент, которым оперируют музыканты. Медленному темпу соответствует адажио, умеренному - анданте, а быстрому - престо или аллегро.

Некоторые, однако, слышали выражения типа «темп вальса» или «темп марша». Действительно, такие темпы тоже есть. Хотя их скорее можно отнести к размерам. Так как темп вальса - это, как правило, размер в три четверти, а темп марша - в две четверти. Но некоторые музыканты относят эти характеристики к особенностям темпа, потому что вальс и марш очень легко отличить от других произведений.

Размер

Раз уж мы заговорили о размере, продолжим. Он нужен для того, чтобы не спутать тот же вальс с маршем. Размер, как правило, записывается после ключа в виде простой дроби (две четверти - 2/4, три четверти - 3/4, две третьих - 2/3, а также 6/8, 3/8 и другие). Иногда размер записывается в виде буквы С, это означает «целый размер» - 4/4. Размер помогает определить ритм произведения и его темп.

Ритм

Наше сердце имеет свой ритм. Даже наша планета имеет свой ритм, который мы наблюдаем при Его можно определить как чередование коротких и длинных звуков. Например, размер вальса ассоциируется с понятием ритма хорошо знакомого нам вальса. У любого танца - танго, фокстрота, вальса - есть свой ритм. Именно он превращает набор звуков в ту или иную мелодию. Один и тот же набор звуков, сыгранных с разными ритмами, будет восприниматься по-разному.

Ладов в музыке всего два - это мажорный (или просто мажор) и минорный (минор). Даже люди без музыкального образования могут охарактеризовать ту или иную музыку как ясную, веселую в терминах музыканта) или как грустную, печальную, мечтательную (минор).

Тембр

Тембр можно определить как окраску звуков. С помощью этого средства музыкальной выразительности мы можем определить на слух, что именно мы слышим - человеческий голос, скрипку, гитару, фортепиано или, может быть, флейту. У каждого музыкального инструмента есть свой тембр, своя звуковая окраска.

Мелодия

Мелодия - это и есть сама музыка. Мелодия сочетает в себе все средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тональность, размер, лад, тембр. Все они вместе, сочетаясь между собой особым образом, превращаются в мелодию. Если изменить в наборе хотя бы один параметр, мелодия получится совсем другая. Например, если изменить темп и сыграть тот же ритм, в том же ладу, на том же инструменте, получится уже другая мелодия с другим характером.

Можно кратко представить все средства музыкальной выразительности. Таблица в этом поможет:

Наслаждайтесь музыкой!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения