Научно-познавательные рассказы Л. Толстого. Презентация на тему: Своеобразие научно-познавательных рассказов Л.Н. Толстого для детей Научно популярные рассказы толстого

Родился Лев Николаевич 28 августа (9 сентября н.с.) 1829 года, в усадьбе Ясная Поляна. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. По происхождению Толстой принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

После смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, но, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство. Воевал. Много путешествовал. Вернувшись в Россию стал мировым посредником и занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде. Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных: единственная метода преподавания и воспитания, которую он признавал, была та, что никакой методы не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. В Яснополянской школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой, при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Писатель всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравственным долгом каждого человека. Уклад жизни в Ясной Поляне тяготил Толстого и тот не раз хотел и долго не мог решиться уйти из неё.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, покинул Ясную Поляну.

В доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Дети читают рассказ.

Субои, зеленя, овин, гумно, озими, ток, хомут.

Субои – сугробы. Ток - расчищенная площадка, на которой ловят птиц при помощи силков. Овин – Строение для сушки снопов. Гумно – площадка для молотьбы. Зеленя-поля со всходами озими. Озимь – посеянная осенью, под снег рожь. Хомут - Надеваемая на шею часть деревянная часть конской упряжи.

Дети проверяют.

Чтобы мы узнали о жизни зайцев и быте крестьянской деревни.

Жизнь зайца – русака, его повадки, зарисовки деревенской жизни, крестьянского быта.

  1. Шел, я значит, полем. С конем своим. И вдруг вижу, цыгане идут. Чуть ли не всем табором. Пляшут, песни поют. Я аж засмотрелся. Вот, думаю, весело живут! А они прямо ко мне. Кружатся вокруг меня, юбками размахивают, глазами блестят. Потом – раз, и пошли дальше. Еще быстрее чем пришли. А я так и остался стоять. Потом – глядь, а коня – то нет! Украли!
  2. Бежал я через деревню. Быстро так. Вокруг ведь столько всего опасного! Из – за какого - то забора залаяла собака. Но я ведь смелый, я не испугался. Она ведь за забором, да и

на цепи. Потом я услышал крик какой – то женщины. Вот тут я, несмотря на свою смелость, побежал со всех ног. Даже запыхался. Много чего я еще видел и слышал. Но я не останавливался, я ведь к вам, друзья торопился!

Дети придумывают продолжение.

Ребята находят и читают.

Ребята находят и читают.

Слайд 2

Актуальность данного исследования в том, что в научно-познавательных произведениях Л.Н. Толстого важен не только познавательный, но и нравственный, эстетический, общефилософский смысл. Они проникают в детскую возрастную логику восприятия.

Слайд 3

Проблема – выяснить, можно ли причислять научно-познавательные произведения Л.Н. Толстого к научно-художественной литературе. Цель – выявить своеобразие этих произведений. Задачи: анализ имеющейся по проблеме литературы; систематизация и обобщение данных по этому вопросу; социологический опрос учащихся начальной школы написание отзывов

Слайд 4

Объектом исследования в работе является творчество Л.Н. Толстого. Предмет исследования – особенности и своеобразие научно-познавательных произведений Л.Н. Толстого для детей. Гипотеза – изучение произведений Л.Н. Толстого научно-познавательного характера даст возможность детям разного возраста к разумному постижению знаний о мире и душе человека.

Слайд 5

Одним из первых научно-познавательные произведения для детей начал писать Л.Н. Толстой, работая в Яснополянской школе, где он обучал крестьянских детей и создавал учебные книги для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения» написаны в 70-ые годы XXвека

Слайд 6

«Новая азбука» решала важные педагогические задачи: она обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, помогала нравственному воспитанию. Писатель стремился к тому, чтобы в ней было как можно больше интересного и поучительного материала. Язык книг народный, потому что Толстой учился языку у крестьянских детей.

Слайд 7

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают ребенку усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен («Шат и Дон»). Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала

Слайд 8

Точная, конкретная образность сохраняется у Толстого и в научно-познавательных рассказах. Методика его была строго научной: знания он преподносил с постепенным нарастанием их сложности. От мини рассказов («Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него мед целый год белый») ребенок движется к более глубокому взгляду на явления окружающего мира («Старый тополь», «Как ходят деревья»), а иногда и к освоению предметов, вовсе ему до того не знакомых («Как делают воздушные шары», «Рассказ аэронавта»).

Слайд 9

Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в форме рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов.

Слайд 10

Знания о явлениях природы Толстой стремился закрепить с помощью художественных образов. Характерен в этом смысле рассказ «Солнце-тепло», дан поэтический образ могучего и благотворного светила. «Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает детям анализировать, обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу.

Слайд 11

Писатель учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

Слайд 12

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное действие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. В зообеллетристических рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, наделяя индивидуальными чертами характера.

Слайд 13

Своеобразен взгляд Толстого на популяризацию исторических знаний. Он был уверен, что историю как науку в школе преподавать не следует, а нужно лишь «возбуждать чувство», давать детям впечатление от исторических событий. В повести «Кавказский пленник», напечатанной в четвертой «Русской книге для чтения», нашли воплощение эти мысли.




Мастер художественного слова Лев Николаевич Толстой писал свои книги для взрослых и детей. Для детей он создал «Азбуку», басни, рассказы, былины, сказки. Читая произведения Льва Толстого, обрати внимание, какие это произведения, как они построены, как писатель изображает своих героев, как к ним относится. Какие произведения Л. Н. Толстого ты уже читал?


Лев Николаевич Толстой () Л.Н.Толстой родился в 1828 году в Ясной Поляне Тульской губернии в семье графа. Он рано лишился родителей. В возрасте 13 лет он переехал в Казань, к одной из сестер отца, где прожил шесть лет. В 1844 году он поступил в Казанский университет, но, пробыв там три года, оставил университет и уехал в Ясную Поляну. Писательская деятельность Толстого началась в 1850 году в Москве, где он начал писать автобиографическую трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». Работа над романами длилась шесть лет. В творчестве Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Он поступил в действующую армию, был сначала юнкером, затем получил младший офицерский чин. События Кавказской войны легли в основу его повести «Казаки» (1863). Когда началась Кавказская война, Толстой перевелся с Кавказа сначала в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Мужество и героизм защитников города писатель обессмертил в «Севастопольских рассказах».


Лев Николаевич Толстой () В 1856 году Толстой возвращается в Ясную Поляну. Он очень много работает. Семь лет напряженного сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир» (). Пять лет он трудился над романом «Анна Каренина» (). В 1899 году Толстой закончил роман «Воскресенье», над которым работал около десяти лет. В последнее десятилетие жизни писатель занимался, как всегда, напряженным творческим трудом. Очень много произведений он написал для детей: сказки «Белка и волк», «Уж», «Три медведя»; басни «Муравей и голубка», «Осёл и лошадь», «Лгун», «Бедняк и богач», «Два товарища», «Учёный сын»; художественные рассказы «Лебеди», «Акула», «Прыжок»; научно-познавательные рассказы «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?», «Деревья дышат»; были «Косточка», «Котёнок», «Филиппок», «Птичка», «Лев и собачка»; и былины «Как боролся русский богатырь». Умер Л. Н. Толстой в 1910 году. Для миллионов читателей Л. Н. Толстой – гениальный художник слова.


С творчеством Л. Н. Толстого начинаешь чувствовать, представлять, переживать вместе с автором мастера художественного слова Если ты, читая произведение, начинаешь чувствовать, представлять, переживать вместе с автором, то ты читаешь произведение мастера художественного слова!




Художественный рассказ «Лебеди» 1. Прочти рассказ «Лебеди»: с. 111 учебника 2. Ответь на вопросы: Какую историю рассказал Л.Н. Толстой? Как описывается полёт лебедей? Подумай, зачем автор вводит повторение слов. Какие слова повторяются? Как море приняло уставшего лебедя? Как писатель относится к лебедю? 3. Прочитай выразительно: Полёт стаи лебедей над морем. Уставший молодой лебедь опустился в море. Отдохнувший лебедь продолжает свой путь.


«Зайцы» 1. Прочти произведение «Зайцы»: с. 112 учебника Найди в тексте сведения о зайцах. 2. Ответь на вопросы: Какие бывают зайцы? Чем они питаются? Какие следы оставляют ночью? Почему зайца трудно обнаружить по следам? Почему он путает следы? Вызвал ли этот рассказ у тебя какие-либо чувства? Заставил ли тебя переживать? Объясни почему. 3. Прочти и запомни, что такое научно-познавательный рассказ или статья: с. 112 учебника Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). Что передает автор в научно-познавательном рассказе?


«Лев и собачка» 1. Быль «Лев и собачка»: с учебника 2. Ответь на вопросы: Что поразило тебя в этой истории? Как автор относится к животным? Как вела себя собачка при встрече со львом? 3. Опиши дружбу льва с собачкой. Расскажи о переживаниях льва после смерти собачки. К какому жанру творчества Л.Н. Толстого относится это произведение?


Басни, сказки, стихотворения КАРТОЧКА 1. Соедини линиями группы признаков и жанры художественных произведений, которым они соответствуют. КАРТОЧКА 2. Соедини линиями отрывки из художественных произведений и названия жанров, к которым они относятся. КАРТОЧКА 3. Приведи по два примера произведений каждого из перечисленных жанров.




Пробуем перо сами! В каждом из нас от рождения зало- жен определенный талант, кото- рый мы ещё не знаем. Возможно, в ком-то из вас заложен талант мастера художественно- го слова? Я предлагаю попробовать своё перо. То есть к следующему уроку попробуйте написать своё небольшое произведение: сказку, художественный рассказ или просто статью. Если в ком-то заложен такой талант, то он продолжит писать свои маленькие произведения. И первые его произведения мы сможем услышать уже на следующем уроке! Пробуйте! Это интересное занятие наблюдать и описы- вать события. Только у мастера слова это получается захватывающе!


Задание на дом: Прочитать рассказы, с Выполнить задание в рабочей тетради к произведениям «Лебеди», «Зайцы», «Лев и собачка». 1-я группа: Пересказ рассказов «Зайцы», «Лев и собачка». 2-я группа: Выразительное чтение рассказа «Лебеди». Наизусть один из абзацев выразительного чтения. 3-я группа: Пересказ по желанию.

Урок литературного чтения в 3-Б классе

Тема. Научно-познавательные и художественные рассказы «Зайцы», «Лебеди», «Лев и

собачка».

Цели.

  1. Знакомство с новыми произведениями Л. Н. Толстого.
  2. Развитие устной речи, выявление читательского опыта, развитие выразительного чтения, выявления сходства и различий в рассказах.
  3. Воспитание самостоятельности, умения работать в коллективе, в группах, бережного отношения к природе, умения сочувствовать, любви к животным.

Оборудование. Слайды к уроку, сообщения учащихся, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Что ни в сказке сказать, ни пером описать …

Так говорят о той ситуации, которую нельзя описать.

Например,

  • запах розы,
  • вкус шоколада,
  • состояние души,

Что ещё не подаётся описанию?

2. Проверка домашнего задания.

Мастер художественного слова

Лев Николаевич Толстой писал свои книги для взрослых и детей.

Для детей он создал «Азбуку», басни, рассказы, былины, сказки.

Читая произведения Льва Толстого, обрати внимание, какие это произведения, как они построены, как писатель изображает своих героев, как к ним относится.

Какие произведения Л. Н. Толстого ты уже читал?

  • Выполнение заданий в тетради (взаимопроверка).
  • Рассказывание сказки «Два брата».
  • Рассказывание сказки «Работник Емельян и пустой барабан».
  • Сообщение детей о Л. Н. Толстом.

3. Продолжение знакомства с творчеством Л. Н. Толстого.

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.

Если ты, читая произведение, начинаешь чувствовать, представлять, переживать вместе с автором , то ты читаешь произведение мастера художественного слова !

Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете? (работа со схемой)

  • Басни.
  • Сказки.

Какие ещё произведения писал Л. Н. Толстой?

4. Самостоятельное чтение рассказа «Лебеди».

1. Прочти рассказ «Лебеди»:

с. 111 учебника

2. Ответь на вопросы:

  • Какую историю рассказал Л.Н. Толстой?
  • Как описывается полёт лебедей?
  • Подумай, зачем автор вводит повторение слов. Какие слова повторяются?
  • Как море приняло уставшего лебедя?
  • Как писатель относится к лебедю?

3. Прочитай выразительно:

Полёт стаи лебедей над морем.

Уставший молодой лебедь опустился в море.

Отдохнувший лебедь продолжает свой путь.

5. Самостоятельное чтение рассказа «Зайцы».

1. Прочти произведение «Зайцы»:

с. 112 учебника

Найди в тексте сведения о зайцах.

2. Ответь на вопросы:

  • Какие бывают зайцы? Чем они питаются?
  • Какие следы оставляют ночью? Почему зайца трудно обнаружить по следам? Почему он путает следы?
  • Вызвал ли этот рассказ у тебя какие-либо чувства? Заставил ли тебя переживать? Объясни почему.

3. Прочти и запомни, что такое научно-познавательный рассказ или статья:

с. 112 учебника

Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию).

- Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах.

В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию.

6. Чтение были «Лев и собачка» хорошо читающими учениками.

1. Быль «Лев и собачка»:

с. 113 - 115 учебника

2. Ответь на вопросы:

  • Что поразило тебя в этой истории?
  • Как автор относится к животным?
  • Как вела себя собачка при встрече со львом?

3. Опиши дружбу льва с собачкой. Расскажи о переживаниях льва после смерти собачки.

Выявление главной мысли произведения (преданность животных).

- К какому жанру творчества Л. Н. Толстого относится это произведение?

7. Работа в группах.

Басни, сказки, стихотворения

КАРТОЧКА 1.

  • Соедини линиями группы признаков и жанры художественных произведений, которым они соответствуют.

КАРТОЧКА 2.

  • Соедини линиями отрывки из художественных произведений и названия жанров, к которым они относятся.

КАРТОЧКА 3.

  • Приведи по два примера произведений каждого из перечисленных жанров.

8. Итог урока.

- С какими произведениями Л. Н Толстого мы с вами познакомились? (работа по схеме)

Какое из произведений вам показалось самым интересным?

Чем важны научно-познавательные рассказы? (получаем информацию)

9. Игра «Перевёртыши».

В этой игре необходимо каждое слово поменять на противоположное ему по значению (например, «Старый карлик» - «Молодой великан»), и у вас получатся названия сказок русских и зарубежных писателей.

Вопросы:

1. «Пес босиком».

2. «Железный замочек».

3. «Большой паж».

4. «Академик под Землей».

5. «Песочная служанка».

6. «Белый петух».

7. «Стоянка «Розового лука».

8. «Быль о железной курочке».

9. «Первое примирение».

10. «Уход слуги».

11. «Обычное лето».

12. «Великан Рот».

13. «Зверь, который мог смеяться».

14. «Дочь сухопутного слуги».

15. «Девочка-планета».

10. Творческое задание.

Пробуем перо сами!

В каждом из нас от рождения заложен определенный талант, который мы ещё не знаем.

Возможно, в ком-то из вас заложен талант мастера художественного слова?

Я предлагаю попробовать своё перо. То есть к следующему уроку попробуйте написать своё небольшое произведение: сказку, художественный рассказ или просто статью.

Если в ком-то заложен такой талант, то он продолжит писать свои маленькие произведения. И первые его произведения мы сможем услышать уже на следующем уроке!

- Пробуйте! Это интересное занятие наблюдать и описы- вать события. Только у мастера слова это получается захватывающе!

Выполнить задание в рабочей тетради к произведениям «Лебеди», «Зайцы», «Лев и собачка».

1-я группа:

Пересказ рассказов «Зайцы», «Лев и собачка».

2-я группа:

Выразительное чтение рассказа «Лебеди».

Наизусть один из абзацев выразительного чтения.

3-я группа:

Пересказ по желанию.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) очень любил детей, а еще больше он любил с ними разговаривать.

Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней.

Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее "Азбука". Труд автора, состоящий из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.


Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

Как меня в лесу застала гроза

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.

Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.

Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.

Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.

Я упал и лежал до тех пор пока перестал дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.

Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.

Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.

Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.

Я закричал: "Что вы без меня едите?" Они говорят: "Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь".

Воробей и ласточки

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

Воробей сидел и чирикал.

Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.

Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Охотник и перепел

Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Старый дед и внучек

(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Маленькая мышка

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

Мать спросила:

Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

Один страшный- ноги у него черные, хохол - красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.

Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

Дура, ты дура. Ведь это сам кот.

Два мужика

Ехали два мужика: один в город, другой из города.

Они задели санями друг за друга. Один кричит:

Дай дорогу, мне скорей в город надо.

А другой кричит:

Ты дай дорогу. Мне скорей домой надо.

А третий мужик видел и сказал:

Кому скорей надо - тот осади назад.

Бедняк и богач

В одном доме жили: наверху богач- барин, а внизу- бедный портной.

Портной за работой все пел песни и мешал барину спать.

Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел.

Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.

И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:

Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения