III. Постановка целей урока. VI. Закрепление изученного
Урок литературного чтения "М.Пришвин "Ребята и утята". 2-й класс
Цели:
познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.
Ход урока
Солнце встало, потянулось,
Нам в окошко улыбнулось!
Улыбнемся мы в ответ,
И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,
Станет мир наш добрый краше,
Жителям Земли привет! (Машут руками).
2. Проверка домашнего задания: В. Бианки «СОВА».
Работа с картинками на магнитах: сова, старик, шмель, коровы (откормленная и тощая), мыши.
Назовите героев сказки «Сова» (по мере называния, фигурки крепятся на доску).
Как доказать, что это сказка?
Чтение-обсуждение.
У. Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.
У. Как начинается сказка? Чтение отрывка.
У. Что произошло? (Улетела сова). Почему? (По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются).
У. Как изменилась жизнь старика?
У. От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).
У. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.
3. Знакомство с портретом и краткой биографией М. Пришвина.
Слайды.
4. Психологический настрой на восприятие нового произведения.
Включается запись криков самца и самки уток – чирков.
Кто догадался, что вы услышали?
Игра.
Поиграем. Я называю животных, а вы мне хором называете детёныша.
У кошки – котёнок
У собаки – щенок
У зайчихи - зайчонок
У утки – утёнок
У овечки – ягнёнок
У курочки – цыплёнок
У ежихи – ежонок
У коровы – телёнок
У лисы – лисёнок
У лосихи – лосёнок
У волчицы – волчонок
А чтобы стало понятно, о ком именно у нас пойдет речь,отгадайте загадку:
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок).
Включается слайд с изображением уток, ребенок читает наизусть рассказ:
ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела.
Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток.
Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие укрытия - кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда. Гнездо в виде ямки с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло.
Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.
5. Целеполагание. Словарная работа.
Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая симпатичная уточка – чирок. В этом рассказе нам встретятся не совсем понятные слова. А так же мы увидим трудные для чтения слова. Это значит, что мы не только узнаем что – то новое и интересное, но и улучшим свою технику чтения.
Слайд.
6. Выразительное чтение рассказа учителем: с тр. 92, сопровождение слайдами с иллюстрациями.
– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.
7. Проверка восприятия.
4) Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
–
Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
–
Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
–
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
–
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
–
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
–
А какая она мама?
– Заботливая
.
– Вам её жалко?
– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Какие пословицы о маме вы знаете?
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Назовите слова, которые показывают строгость автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения.
–
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
8. Определение главной мысли рассказа.
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
– Докажите, что М.Пришвин – человек
а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.
9. Заключительное слово.
– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:(слайд)
«Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родин»
Какова главная мысль?
ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ - ЭТО ЗНАЧИТ НАБЛЮДАТЬ И ПОНИМАТЬ ЕЁ; ПОМОГАТЬ ЖИВОТНЫМ: ПТИЦАМ, НАСЕКОМЫМ
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Просмотр содержимого презентации
«М. М. Пришвин РЕБЯТА И УТЯТА»
Михаил
Михайлович
Пришвин
1873-1954
Михаил Михайлович Пришвин - русский писатель , автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года, в селе Хрущево Липецкой области.
Михаил Пришвин писал рассказы о животных, в том числе и охотничьи рассказы. Бессловесный мир благодаря писателю обретает язык, становится ближе. Он много путешествовал по стране, часто менял место жительства. И везде любил наблюдать за природой, животным миром, научился понимать пользу и красоту природы.
С детства Миша Пришвин с теплотой и любовью относился к птичкам и зверюшкам. Он дружил с ними, пытался научиться понимать их язык, изучал их жизнь, стараясь не потревожить. В рассказах Пришвина о животных переданы занимательные истории о встречах автора с разными зверьками. Там встречаются веселые эпизоды, заставляющие детскую аудиторию смеяться и удивляться уму и сообразительности братьев наших меньших. А есть грустные истории о зверюшках, попавших в беду, вызывающие чувство сопереживания и желание помочь у ребят.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_2.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_3.jpg)
ЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_4.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_5.jpg)
раз-ли-ва-лось – разливалось
заш-вы-ря-ли – зашвыряли
пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала
ве-ли-чай-шем – величайшем
дейст-ви-тель-но – действительно
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_6.jpg)
об-ра-до-ва-лись – обрадовались
про-дол-жа-ла – продолжала
пу-те-шест-ви-е – путешествие
за-пы-лён-ны-е – запылённые
радос т но – непроизносимая буква т
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_7.jpg)
Словарная работа:
ХОЛМ –
небольшой бугорок
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_8.jpg)
ВЕРСТА –
русская мера длины,
равная 1, 06 км
1 км
1 верста
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_9.jpg)
КУЗНИЦА –
место, где работает кузнец.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_10.jpg)
ПАРОВОЕ ПОЛЕ –
отдохнувшее поле.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_11.jpg)
ВОДА СПАЛА –
стало меньше воды.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_12.jpg)
Физминутка
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_13.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_14.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_15.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_16.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_17.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_18.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_19.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_549135c2cb305/img_user_file_549135c2cb305_0_20.jpg)
2 класс
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1
«Образовательный центр»
муниципального района Сергиевский Самарской области
Методическая разработка открытого
урока литературного чтения, проведенного 23.04.2013 года
во 2 «В» классе по теме
М. Пришвин «Ребята и утята »
Учитель: Скидан Оксана Владимировна
2013 год
Тема: М. Пришвин «Ребята и утята »
Дата проведения: 23.04.2013г.
Класс: 2-в.
Количество учащихся на уроке: 18 человек.
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.
Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход.
Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, ноутбуки
Ход урока
І. Организационный момент.
Ручки? (На месте!)
Ножки? (На месте!)
Локти? (У края!)
Спина? (Прямая!)
II. Проверка домашнего задания. СЛ. 1
Стихотворение У. с. 129 наизусть (3-4 человека).
Подобрать материал (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки) о воробье из устного народного творчества.
III. Изучение нового материала.
О ком вы читали сейчас?
К какой группе животных они относятся?
Какая это птица: оседлая или перелётная?
Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин.
О писателе. СЛ. 2-3
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.
Ребус СЛ. 4
Отгадайте ребус.
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
Как можно ласково назвать утку?
Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка) СЛ.5
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.
Знакомство с рассказом. Словарная работа.
- Знакомство с текстом. СЛ.6
– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Читает рассказчик).
– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.
О ком этот рассказ?
Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
2.Словарная работа. СЛ. 7-12
Как вы понимаете значение этого слова?
ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?
В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
Физкультминутка СЛ. 13
Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют . (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь. (Сели)
Работа над рассказом. СЛ. 14
1 часть
Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя. (Затем вслух по цепочке.)
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения
. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
(Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера?
(3 версты.)
– Сколько это километров?
(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
(Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
(В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят?
(Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)
2 часть
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
(Закидали шапками.)
–
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
(Взволнованно.)
(Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
–
А какая она мама?
(Заботливая.)
– Вам её жалко?
– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
(Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам?
(Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
(Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
(-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик?
(Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому?
(Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
(Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами?
(Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом?
(Снял шляпу.)
– Докажите строчками из произведения.
(Радостно снял я шляпу и помахав…)
– Как мальчишки на это прореагировали?
(Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор?
(Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят.
(И те самые шапки, запыленные на…)
Составление плана в тетради.
Откройте Т. С. 77 № 4. Подумайте как можно озаглавить 1 часть (2, 3).
1) Куда отправилась уточка с утятами?
2) Что случилось с ними во время путешествия?
3)Какова главная мысль 3 части? СЛ.15
IV. Закрепление.
Работа по нетбукам (Секретные материалы 45 стр.) и тетради. СЛ.16
Прочитайте высказывание М.М. Пришвина, вставляя пропущенные слова. СЛ.17
V. Итог. Д.з.
Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
Кто написал этот рассказ?
Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.18
Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части. СЛ.19
VI. Рефлексия.
Оцените свою работу (используются сигналы) СЛ.20
На сенсорных крестах висят звоночки зеленого, желтого и красного цветов.
Дети выбирают звоночек в соответствии с оценкой своей деятельности.
Красный – работал активно, все получалось.
Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.
Синий – было трудно, не все получилось.
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели: познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
Задачи:
Воспитывающие: бережное отношение к природе;
Развивающие: развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
Образовательные: познакомить с произведением М.М. Пришвина
Оборудование: учебник, презентация, портрет Пришвина.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
У: Ребята, урок начнём мы с вами с проверки домашнего задания. Итак, на дом вам было задано выразительное чтение стихотворения Берестова «Кошкин щенок».
Почему Берестов назвал своё стихотворение «Кошкин щенок»?
Д: Берестов назвал своё стихотворение «Кошкин щенок», потому что у кошки был приёмный сын – щенок.
Как кошка относилась к щенку?
Д: Кошка любила щенка, она о нём заботилась и мыла его язычком.
Какое отношение мы должны передать в интонации?
Д: Читая, мы должны передать чувства заботы взрослых о детях и нравоучения, воспитания.
(прочтение 2-3чел., оценка)
Изучение нового материала.
У: А сейчас мы с вами начнём изучение творчества – Пришвина Михаила Михайловича. (1 слайд)
Пришвин родился в Орловской губернии Елецкого уезда. Здесь он провел свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.(слайд 2)
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».
(слайд 3)
После 1917 г. жил в Ельце, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. В 1923 г. он начал автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.
В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих книг. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). Умер в 1954 г. в Москве.(слайд 4)
У: Пришвин писал книги не только для детей, но и взрослых. Вот небольшая выставка его произведений. Здесь представлены такие книги, как: «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Вася Весёлкин», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Медведь», «Лесная капель». Почти все произведения Пришвина, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка и ещё Пришвин очень любил писать об охоте.
Физкультминутка.
А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Ознакомление с рассказом.
У: А сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с таким рассказом Пришвина, как «Ребята и утята». Но сначала проведём словарную работу. В тексте вам попадутся незнакомые слова, их значение я вам сейчас объясню:
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.(слайд 5)
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 6)
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. (слайд 7)
Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 8)
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 9)
Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-за ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Первичное чтение и проверка восприятия.
Прочтение рассказа учителем.
1) Ребята, а вам понравился рассказ? (выслушиваются ответы детей)
2) Как вы думаете, почему рассказ назван «Ребята и утята»?
Д: Этот рассказ так назван, потому что главными героями являются ребята и утята.
3) Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
Д: Этот рассказ поучительный.
4) Хорошо, а чему тогда учит этот рассказ?
Д: Этот рассказ учит тому, что утят обижать нельзя, с ними надо быть вежливыми.
Вторичное чтение и анализ.
У: Итак, вы прослушали целый рассказ, а сейчас мы будем читать рассказ по частям.
Д: (прочтение 1 части)
У: Как можно озаглавить первую часть?
Д: Утка повела утят к озеру.
У: Хорошо. На что решилась уточка чирок-свистунок?
Д: Уточка решилась провести своих утят из леса в озеро на свободу.
У: Где находилось озеро, к которому утка хотела провести утят?
Д: Болото было далеко, на кочке, в болотном лесу.
У: Где шла мать утят?
Д: Мать шла позади.
У: Объясните, почему уточка шла позади?
Д: Уточка боялась потерять своих утят из виду и была встревожена в местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба.
У: Правильно, она боялась за жизнь своих утят, ведь они совсем маленькие ещё, а люди для них были большими и могли причинить им опасность. Какую бы картинку вы нарисовали к этой части?
У: А сейчас, давайте перейдём ко 2 части рассказа.
Д: (Прочтение 2 части)
У: Как вы озаглавили бы 2 часть рассказа?
Д: Ловля утят.
У: Кого утята встретили около кузницы?
Д: Около кузницы утята встретили ребят.
У: Что начали делать ребята?
Д: Ребята зашвыряли шапками.
У: Правильно ли поступили ребята?
Д: Нет, ребята поступили не правильно. Они должны были пропустить утят дальше, а не обижать их.
У: Правильно. Так значит какой мы можем сделать вывод?
Д: Утят обижать нельзя, с ними надо быть вежливым, так как они маленькие и беззащитные.
У: Что делала мать, пока ребята ловили утят?
Д: Мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны.
У: Какое же чувство испытывала мать, когда ловили её утят?
Д: Уточка испытывала чувство страха за своих детишек.
У: А какую бы картину вы нарисовали под эту часть рассказа?
Д: (выслушиваются ответы детей)
У: Верно. Читаем 3 часть.
Д: (Прочтение 3 части)
У: Как озаглавим 3 часть?
Д: Приказ взрослого.
У: Кто подошёл к ребятам?
Д: Он спросил, зачем ребята ловят утят и где мать-утка?
У: Что ответили ему ребята?
Д: Ребята сказали, что она сидит на холме.
У: Что он приказал сделать ребятам?
Д: Он приказал идти и возвратить всех утят матери.
У: Как ребята отреагировали на приказ взрослого? Найдите в тексте.
Д: Ребята обрадовались приказанию и побежали с утятами на холм.
У: Поменялось ли отношение ребят к утятам?
Д: Да, ребята стали вежливо обращаться с утятами, и отнесли детишек к матери.
У: Что начала делать мать, когда ушли ребята?
Д: Утка бросилась спасать своих сыновей и дочерей.
У: Какой рисунок вы бы нарисовали к этой части.
Д: (выслушиваются ответы детей)
У: Правильно. Перейдём к чтению последней части рассказа.
Д: (прочтение 4 части)
У: Как озаглавим эту часть рассказа?
Д: Утята продолжили своё путешествие.
У: Куда продолжила своё путешествие семья?
Д: По овсяному полю, в обход деревни.
Д: Он крикнул: «Счастливый путь, утята!»
У: Что приказал он ребятам?
Д: Он им сказал, чтобы ребята сняли шапки и тоже кричали «до свидания!».
У: Правильно.
У: Какую картину вы бы нарисовали к этой части?
Д: (выслушиваются ответы детей)
У: Хорошо. А что вы можете сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?
Д: Он поступил правильно. Он объяснил ребятам, что с утятами нужно быть вежливее, нельзя их обижать.
Д: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.
У: Верно. А сейчас откройте с.134 и прочитайте пословицы и попробуйте объяснить их значение и отнести их к нашему рассказу.
У: Что означает первая пословица?
Д: В первой пословице говорится о том, какой человек в действительности, такие и у него поступки. Так, в рассказе мальчики-хулиганы начали забрасывать утят шапками, а вот заступник заботился об уточке и её утятах.
У: Как вы понимаете вторую пословицу?
Д: Пословица говорит о том, что чем быстрее поможешь, тем больше поможешь кому-то. Так, Пришвин, остановив ребят, помог утятам продолжить путь к озеру.
У: А что вы скажите про третью пословицу?
Д: Здесь говорится о том, что за нужное дело нужно стоять смело. В рассказе Пришвин настоял на том, чтобы ребята отнесли утят к матери и счастливо их проводили, тем самым правильно.
Подведение итогов и домашнее задание.
У: С каким писателем вы сегодня познакомились на уроке?
Д: Сегодня мы познакомились с Михаилом Михайловичем Пришвиным.
У: С каким рассказом вы познакомились сегодня на уроке?
Д: Мы познакомились с таким рассказом, как «Ребята и утята».
У: Ребята, возьмите в руки кружочки и если ответ ваш будет «да» вы показываете зелёный кружок, если «нет», то жёлтый.
Вам понравился урок?
Вам было интересно на уроке?
Вы узнали что-нибудь новое для себя?
У: Откройте сейчас дневники и запишите домашнее задание: с.135, задание 6.
Ребята, сегодня на уроке вы работали хорошо, молодцы.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: А.Н. Савинова
Класс: 2
УМК: «Школа России» Учебный предмет: литературное чтение Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового
материала.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, «маршрутный лист» урока (разноуровненные карточки) , толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина , картинка «утка с утятами»
- Ход урока
- Приветствие:
Просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его. Какие добрые поступки совершаете вы?
2. Речевая разминка: Мы будем выговаривать Мы будем разговаривать Правильно и внятно, Чтобы было всем понятно.Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша.Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши.
Что же шепчут камыши?
А ещёДумать, размышлять,
На вопросы отвечать,
II. Проверка домашнего задания.
- Выразительное чтение стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок».
Обсуждение рисунков и рассказов.
III. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника.- Игра «Соответствие»
Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. .
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) - Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники: узнать, познакомиться, определить) * Узнать о жизни и творчестве писателя * Познакомиться с новым произведением * Определить тему произведения, которое будем изучать на урокеВот как о М.М. Пришвине сказал К.Г.Паустовский.
- Выставка книг.
- Биография писателя.
Прочитайте заглавие рассказа.
– “Ребята и утята”
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
VII. Первичная проверка понимания
– Сейчас приготовьте карандаш. Диктор будет читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Аудиоприложение к учебнику) (Дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)Понравился рассказ?
Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
Словарная работа:
При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов. (Самостоятельная работа со словарем)- Верста
– старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле
– поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле
– поле, засеянное овсом.
Вода спала
– с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница
– помещение, где работают кузнецы.
IX. Первичное закрепление изученного материала
Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
–
Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
–
Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
–
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
–
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
–
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
–
А какая она мама?
– Заботливая
.
– Вам её жалко?
- Биография Пришвина.
Произведение.
Тема и жанр произведения
Пересказ текста
- пересказ от лица писателя - пересказ от лица мальчиков
XIII.Рефлексия
- Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек». -Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки. -Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с изображением солнышка.У кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки с
изображением солнышка и тучки.