Типы ранговых корон муниципальных образований. Короны - элементы - гербы - tm expert

23.07.18
Новость
09.07.18
Новость
11.05.18
Новость
04.05.18
Новость
27.04.18
Новость
20.04.18
Новость
Герб Прокопьевского района Панно без рамки на алюминиевом композите с пластиковым гербом РФ (серебро) Герб Свердловской области Эмблема Метрологической службы МО РФ Декоративные тарелки с гербом РФ в технике пике (point-to-point) Герб Курской области

100 геральдических терминов (определения и значения).

Примечание: часто используемые трактовки значений многих геральдических фигур являются во многом адаптацией для использования вне геральдики, т.к. в каждом конкретном гербе каждый элемент имеет собственное значение, которое в него вложил автор герба и подчас это значение не совпадает с условно "общепринятым".

1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов.

2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ.

3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом.

4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте.

5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема.

6. БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.

7. ВЕНЕЦ – основание короны в виде обруча.

8. ВЕНЗЕЛЬ – фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу.

9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ – положение птицы с поднятыми вверх крыльями.

10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита.

11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ – положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры.

12. ВОЛК – символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником.

13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.

14. ВОССТАЮЩИЙ – положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.

15 . ВОРОН – символ предусмотрительности и долголетия.

16. ГАРПИЯ – женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.

17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем.

18. ГЕРАЛЬДИКА – наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу.

19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ – золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом.

20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕХА – беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов.

21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур. Геральдические фигуры делятся на почетные и второстепенные. Среди почетных выделяются глава, пояс, столб, перевязь, стропило, прямой крест, косой крест, вилообразный крест, оконечность, кайма, вольная часть, четверть и средний щиток.

22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете.

23. ГЕРБ – совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики.

24. ГЕРБОВНИК – гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.

25. ГЛАВА – почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита.

26. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.

27. ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа.

28. ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.

29. ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.

30. ДЕСНИЦА – правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.

31. ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.

32. ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.

33. ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности.

34. ЖУРАВЛЬ – символ бдительности.

33. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.

36. ЗЕРКАЛО – символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов.

37. ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.

38. ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.

39. КАБАН – символ неустрашимости и могущества.

40. КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.

41. КАЙМА – почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита.

42. КОЛОС – символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.

43. КОРОНА – символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.

44. КОСОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским.

45. КОШКА – символ независимости.

46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.

47. КРЕСТ – символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия.

48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ – символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.

49. ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия.

50. ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою.

51. ЛЕСТНИЦА – символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния.

52. МАНТИЯ – накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.

53. МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы.

54. МЕЧ – старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.

55. МОЛОТ – символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.

56. НАМЕТ – композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.

57. НАШЛЕМНИК – фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое.

58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.

59. ОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни.

60. ОКОНЕЧНОСТЬ – почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита.

61. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель.

62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветания.

63. ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.

64. ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.

65. ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.

66. ПЕРЕВЯЗЬ – почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева.

67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ – поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией.

68. ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.

69. ПОЛУМЕСЯЦ – полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним.

70 .ПОСОХ – символ духовной власти и святительства.

71. ПОЯС – почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально посередине щита.

72. ПРЯМОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита.

73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.

74. ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости.

75. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО – деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита.

76. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО – деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями.

77. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО – деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита.

78. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.

79. РАССЕЧЕННЫЙ – деление щита пополам вертикальной линией.

80. СВЕЧА – символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти.

81. СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке.

82. РУКА С МЕЧОМ – символ верности воинскому долгу.

83. СЕНЬ – фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной.

84. СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.

85. СКИПЕТР – фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.

86. СКОШЕННЫЙ – деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно.

87. СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).

88. СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности.

89. СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты.

90. СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилия.

91. СТОЛБ – почетная геральдическая фигура в виде вертикальной полосы шириной 2/7 ширины щита, проходящей посередине щита.

92. СТРОПИЛО – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из нижних углов щита и соединяющимися у середины верхней кромки щита.

93. ФАКЕЛ – символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти.

94. ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.

95. ЧЕТВЕРТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника, образованного двумя линиями, выходящими из середины двух прилегающих сторон щита.

96. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.

97. ШЛЕМ – символ принадлежности к титулованному роду. В гербах применялись шлемы самой различной формы для указания титула владельца герба: княжеский, графский, дворянский и многие другие. Как украшение применялся и древний русский шлем.

98. ЩИТ геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.

99. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ – фигуры, изображенные по сторонам щита и как бы поддерживающие его. Ими могут быть изображения человека, святых, животных, а также фантастических существ. Щитодержатели изображаются натуральными цветами. Они могут повторять фигуры, помещенные в щите, или иметь какое-либо отношение к владельцу – например, могут изображать подчиненных гербовладельца, его покровителей, национальность владельца герба и другое.

100. ЯЙЦО – символ начала всего живого, надежды и новой жизни.

В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречья, в Египте, на Ближнем Востоке - от головных украшений и налобных и височных повязок жрецов (так называемых диадем - головных колец).

Как один из основных или даже основной знак суверена, короны вошли в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения корон, их целой шкалы - от императорской до простой рыцарской (дворянской). Поэтому при одном взгляде на любой старый герб по типу короны легко и быстро можно определить, какого разряда лицу или государству принадлежит данный герб. Поэтому чисто служебная роль корон как определителя в геральдике велика, по крайней мере для периода средних веков и нового времени.

Что же касается новейшего времени, то после отмены короны как геральдического знака в Советской России и крушения двух крупных монархий в Европе после Октябрьской революции значение короны как геральдического знака, как главной эмблемы любой монархии сильно пошатнулось, хотя, казалось бы, политическое ослабление позиций монархии не могло прямым образом затронуть геральдику.

Однако на практике как раз и сказалась та сторона геральдики, которая всегда делала ее важной государственной и политической наукой, а именно ее поразительная способность очень живо, быстро и всегда адекватно отзываться на все изменения в реальной политической и государственной жизни и своим тихим, как бы незаметным, но наглядным путем последовательно закреплять в эмблемах и символах все новые политические тенденции каждой исторической эпохи.

Проявлялось это, во-первых, в том, что некоторые страны, в том числе возникшие после второй мировой войны самостоятельные национальные государства в Африке, Азии, Океании, хотя и были провозглашены как монархии или остались монархиями, однако не включили, вопреки геральдическим правилам, в свои государственные гербы классические короны согласно своему рангу, а усвоили свои собственные, национальные виды корон, по которым невозможно определить и сопоставить ранг монарха и государства, и потому эти короны, эти знаки монархической власти перестали играть свою основную геральдическую роль -- роль определителя.
Таковы короны в гербах Марокко, Таиланда, Непала, Тонга, Лесото, Брунея.

С другой стороны, государства, где монархическая власть осталась довольно сильной и где монарх играет существенную роль в определении как внутренней, так и особенно внешней политики государства, не пожелали, так сказать, афишировать свою силу и не включили вовсе в государственные гербы своих стран корону, хотя обязаны были это сделать в соответствии с формальными правилами. Этими государствами оказались Бутан, Бахрейн, Катар, Кувейт, Малайзия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (последняя, как известно, является чуть ли не единственной абсолютной монархией в современном мире).

Таким образом, оказалось, что как тенденция к включению в гербы не установленных геральдикой типов корон, так и воздержание от их включения, вопреки всем формальным международно-правовым и геральдическим правилам, объективно привели к снижению, к падению значения корон как эмблем верховной власти. И это, так сказать, точное отражение реального исторического положения, хотя в геральдике никто этого специально не подстраивал и все это произошло стихийно.

Вместе с тем у некоторых государств, не являющихся в настоящее время монархиями, имеется тенденция в ряде случаев сохранить в гербе корону просто как историческую "память" о прошлом. Так, например, корона присутствует в гербе Республики Сан-Марино, Австрийской Республики, Сомали, но это не реальные знаки верховной власти, а короны -- напоминание о далеком прошлом (Сан-Марино XII в., Сомали - султанат XIII в.) или о своеобразии судьбы (городская корона у Австрии).

Все это еще более, так сказать, подчеркивает, что корона как геральдический индикатор первого ранга, по существу, перестает играть роль в современной эмблематике, превращается в какое-то украшение или по крайней мере в историческое напоминание, которое по своему произволу может включать или исключать из числа государственных эмблем любое государство, не особенно считаясь, соответствует ли это реальному положению вещей или нет. Большего изменения смысла короны как эмблемы вряд ли возможно было предвидеть, но такое положение не придумано и не установлено никем, оно фактически сложилось к концу XX века.

Короне перестали придавать значение: даже в современном гербе России (РФ), принятом в декабре 1993 г.-- три короны в качестве "украшения", ибо в стране ведь нет монархии. Последнее особенно подчеркнуто "советским" гимном.

Однако исчезновение корон как эмблем из активной политической и геральдической жизни вовсе не должно означать, что мы можем забыть или игнорировать подлинное эмблематическое значение этих знаков.

Между тем за последние годы участились случаи, когда корона как эмблема стала применяться в торговых марках. Не зная оснований и причин такого применения короны в других странах и рассматривая эту эмблему как "игрушку", некоторые постсоветские художники-оформители стали вводить корону и в торговые фирменные марки похожие на гербы. При этом корона посто механически заимствовалась.

Есть простой выход из сложившейся ситуации. Если традиционные виды корон не могут быть использованы в каком-либо дизайне, то можно сконструировать новую сообразуясь с правилами и здравым смыслом. Таких и в традиционной геральдике.

ВАРИАНТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОРОНЫ

Корона расположена на шлеме, который затем ставится на щит. Ваоиант, который очень часто встречаетя на средневековых гербах.

Королевская корона находится над щитом. Герб Марии Медичи и короля Генриха IV. Франция.

РЕДКО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ КОРОНЫ

Античная восточная корона.

Астральная и морская короны.

Гражданские или городские короны.

ЕВРОПЕЙСКИЕ МОНАРХИЧЕСКИЕ КОРОНЫ

Корона Кронпринцев Швеции.

Импреская корона Великой Британии.

Английская корона святого Эдуарда.

Корона императора Италии.

Престольная корона королевства Румынии

Прусская королевская корона.

Австрийская императорская корона.

Российская императорская корона.

СОВРЕМЕННАЯ СТИЛИЗАЦИЯ КОРОН В ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ

Герб Великобритании в качестве торговой марки королевского производства шоколада. В целях улучшения технологичности при воспроизведении убраны мелкие детали и изменен цвет льва и единорога.

Пивное производство. В гербе использована стилизованная городская корона. Это связано с названием пива, в котором есть слово крепость (burg). Гривы львов напоминают плоды хмеля из которого делается пиво.

Обувное производство. Вариант не удачной стилизации королевской короны. Она потеряла изящество, но не приобрела нового качества в замен. Очень велик контраст между массивными элементами герба и тонкой монограммой на щите.

По мимо корон существует множество других головных уборов, но здесь мы их не рассматриваем.

* Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международн.отношения, 1994.

Для получения более подробной информации по интересующим Вас вопросам

Корона в гербе - наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства , указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом , внутри щита (например, «старинная корона красного цвета» в дворянском гербе Г. Я. Травина) или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке . Шлемы с коронами носили во время турниров , особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника , поддерживает сам нашлемник вместо бурелета , или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах - между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II , содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных типов в соответствии с дворянскими титулами - см. Титул (звание)

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая , 4 и 16 июля того же года.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев , Владимир , Новгород , Тверь , Ярославль , Рязань , Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани - соответствующие «именные» шапки (короны).

Золотая башенная о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч.

Золотая башенная о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч.

Серебряная башенная о трёх зубцах, мурованная чёрным - для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости.

Червлёная башенная о трёх зубцах, мурованная золотом - для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом - для населённых пунктов, имевших статус крепости.

Червлёная башенная о двух зубцах, мурованная золотом - для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами.

Польская корона (Императрицы Анны Иоанновны) - для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона - для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского.

Типы геральдических корон по странам

Австрия (Священная Римская империя)

    Heraldic Imperial Crown (Gules Mitre).svg

    Императорская корона

    Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (1486-c.1700).svg

    Корона Римского короля (старая)

    Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (18th Century).svg

    Корона Римского короля (новая)

    Корона курфюрста

    Archducal Coronet.svg

    Корона эрцгерцога (старая)

    T08 Grossherzog.svg

    Корона эрцгерцога (новая)

    Princely Hat.svg

    Шапка князей

    Princely crown.svg

    Корона князей

    Ducal Hat of Styria.svg

    Шапка герцога Штирии

    Crown of a Duke of France (variant).svg

    Корона герцога

    Crown of a Marquis of France (variant).svg

    Корона маркиза

    Old Crown of a Count (France & Belgium).svg

    Корона графа

    Crown of a Viscount of France (variant).svg

    Корона виконта

    Crown of a Baron of France.svg

    Корона барона

    Rangkronen-Fig. 38.svg

    Корона дворянина

Бельгия

    Heraldic Royal Crown (Common).svg

    Королевская корона

Ватикан

    Папская тиара

    Template-Cardinal.svg

    Кардинальская шляпа

    Шляпа патриарха

    Template-Patriarch (Latin Rite) - Primate.svg

    Шляпа примаса

    Template-Metropolitan Archbishop.svg

    Шляпа митрополита

    Template-Archbishop.svg

    Шляпа архиепископа

Великобритания

    Coronet of a Child of the Sovereign.svg

    Корона детей монарха, брата или сестры монарха

    Coronet of a Child of the Heir Apparent.svg

    Корона детей наследника трона

    Coronet of a Grandchild of the Sovereign.svg

    Корона внуков монарха по мужской линии

    Coronet of a Child of a Daughter of the Sovereign.svg

    Корона внуков монарха по женской линии

    Coronet of a British Duke.svg

    Coronet of a British Marquess.svg

    Coronet of a British Earl.svg

    Coronet of a British Viscount.svg

    Coronet of a British Baron.svg

    Coronet of a British Herald.svg

    Король герольдов

    Torse of a British Gentleman.svg

    Дворянин

Россия

    Древняя царская корона

    Finnish grand ducal crown.svg

    Корона Княжества Финляндского

Титул, изображение Описание
Князь
100пкс
Княжеская шапка тёмно-малинового бархата с горностаевой опушкой, тремя видимыми золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми золотая держава с крестом
Граф
100пкс
Графская корона - золотая с девятью видимыми жемчужинами
Барон
100пкс
Баронская корона - золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью
100пкс Баронская корона прибалтийских и имеющих иностранный титул - золотая с семью видимыми жемчужинами
100пкс Дворянская корона - золотая с тремя видимыми листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними

См. также

Источники

  • Кёне Б.В. . Проверено 31 января 2013. .
  • Винклер, П. П. «Гербы городов Российской империи», СПб, 1900 г.

Напишите отзыв о статье "Геральдическая корона"

Отрывок, характеризующий Геральдическая корона

– Что вам, малые?
– Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я.
– Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка.
Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое».
Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова...
Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца...
– Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка.
И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой...
Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.
Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.
– А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет?
Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу.
– Я никогда об этом не думала... – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли...
– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?
– Ну, старушек мне тоже очень жаль... только не злых, конечно – потупив глаза, произнесла Стелла. – Любого человека жаль, когда такой страшный конец – и, передёрнув плечиками, как бы подражая девушке-ведьме, продолжала: – А тебя правда-правда сожгли?!. Совсем-совсем живую?.. Как же наверное тебе больно было?!. А как тебя зовут?
Слова привычно сыпались из малышки пулемётной очередью и, не успевая её остановить, я боялась, что хозяева под конец обидятся, и из желанных гостей мы превратимся в обузу, от которой они постараются как можно быстрее избавиться.
Но никто почему-то не обижался. Они оба, и старец, и его красавица внучка, дружески улыбаясь, отвечали на любые вопросы, и казалось, что наше присутствие почему-то и вправду доставляло им искреннее удовольствие...
– Меня зовут Анна, милая. И меня «правда-правда» совсем сожгли когда-то... Но это было очень-очень давно. Уже прошло почти пять сотен земных лет...
Я смотрела в совершенном шоке на эту удивительную девушку, не в состоянии отвести от неё глаза, и пыталась представить, какой же кошмар пришлось перенести этой удивительно красивой и нежной душе!..
Их сжигали за их Дар!!! Только лишь за то, что они могли видеть и делать больше, чем другие! Но, как же люди могли творить такое?! И, хотя я уже давно поняла, что никакой зверь не в состоянии был сделать то, что иногда делал человек, всё равно это было настолько дико, что на какое-то мгновение у меня полностью пропало желание называться этим же самым «человеком»....
Это был первый раз в моей жизни, когда я реально услышала о настоящих Ведунах и Ведьмах, в существование которых верила всегда... И вот, увидев наконец-то самую настоящую Ведьму наяву, мне, естественно, жутко захотелось «сразу же и всё-всё» у неё расспросить!!! Моё неугомонное любопытство «ёрзало» внутри, буквально визжа от нетерпения и умоляло спрашивать сейчас же и обязательно «обо всём»!..
И тут, видимо, сама того не замечая, я настолько глубоко погрузилась в столь неожиданно открывшийся мне чужой мир, что не успела вовремя правильно среагировать на вдруг мысленно открывшуюся картинку... и вокруг моего тела вспыхнул до ужаса реальный по своим жутким ощущениям, пожар!..
Ревущий огонь «лизал» мою беззащитную плоть жгучими языками пламени, взрываясь внутри, и почти что лишая рассудка... Дикая, невообразимо жестокая боль захлестнула с головой, проникая в каждую клеточку!.. Взвившись «до потолка», она обрушилась на меня шквалом незнакомого страдания, которого невозможно было ничем унять, ни остановить. Ослепляя, огонь скрутил мою, воющую от нечеловеческого ужаса, сущность в болевой ком, не давая вздохнуть!.. Я пыталась кричать, но голоса не было слышно... Мир рушился, разбиваясь на острые осколки и казалось, что обратно его уже не собрать... Тело полыхало, как жуткий праздничный факел... испепеляя, сгоравшую вместе с ним, мою израненную душу. Вдруг, страшно закричав... я, к своему величайшему удивлению, опять оказалась в своей «земной» комнате, всё ещё стуча зубами от так неожиданно откуда-то обрушившейся нестерпимой боли. Всё ещё оглушённая, я стояла, растерянно озираясь вокруг, не в состоянии понять, кто и за что мог что-то подобное со мной сотворить...

Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.


Портрет Шарлеманя кисти Альбрехта Дюрера

в Древнем Египте двойная корона фараона, украшенная символами Верхнего и Нижнего Египта - коршуном и змеей-уреем.


А после того как в 3200 г. до н.э. объединились Нижний и Верхний Египет, у фараонов появилась бело-красная сдвоенная корона. Еще один головной убор фараона назывался “клаф-ушебти”, его составляющими были ленты, большой кусок полосатой ткани и обруч с уреем (змеей).






Фараон в белой короне Юга

Короны могут иметь различную форму: шапки, венцы, обручи венчающиеся листьями, зубцами или пластинками.


Friedrich_III король Австрии.


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.



Jean_Paul_Laurens_Le_Pape_Formose_et_Etienne_VII_1870


Richard_II_of_England

В зависимости от титула их владельца короны делятся на:

императорские,
королевские,

КНЯЖЕСКАЯ КОРОНА
(нем. Fürstenkrone), открытая корона, изображавшаяся на монетах нем. феодальных княжеств (см. Князь) и состоявшая из золотого, украшенного драгоценными камнями обруча с 5 видимыми зубцами (3 листа, 2 шарика) и 3 видимыми украшенными жемчугом дужками, соединенными наверху державой и охватывающими пурпурную шапку.
герцогские,
графские и т. д.

1) Мономаховская,
2) Царства казанскаго,
3) Михаила Федоровича,
4) Петра I Алексеевича,
5) Ивана V Алексеевича,
6) Елизаветы Петровны,
7) Екатерины I,
8) Анны Ивановны,
9) Большая императорская корона,
10) Корона императрицы.
Есть также папская корона — тиара.


Tiara

Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах — Большая императорская корона.

Шапка Мономаха. Рисунок начала 1830-х годов, Ф. Г. Солнцев


Рисунок Большой императорской короны


Корона́ция, коронова́ние — формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (трона, короны, скипетра и т. п.). Не совпадает с моментом начала царствования (смерти или отречения предшественника, избрания). В европейской христианской культуре коронация — религиозная церемония, сопровождаемая обрядом помазания на царство (ветхозаветного происхождения).

Жан Фуке. «Коронация Карла VI Безумного в Реймском соборе (4 ноября 1380 года)»


В Средние века монархи некоторых стран короновались практически немедленно, в пределах дней, или редко недель, после начала царствования. Причиной этому было то, что некоронованный монарх считался во многих средневековых странах незаконным, безблагодатным; истинный король Франции должен был быть коронован в Реймском соборе и помазан из специального сосуда (ampoule).


Людовик IX - король Франции


Феодосий Великий

В Византии коронация императоров-соправителей приурочивалась к Пасхе. В Новое время после смерти предшественника стал объявляться многомесячный или годовой траур, препятствовавший немедленной коронации. Из соображений благоприятных предзнаменований коронацию с этого времени приурочивали к весне или лету.


Франц II - последний император Священной Римской империи

В христианских странах, начиная с V века (Византия, а затем западные королевства) возложение короны на голову монарха обычно производил высший церковный иерарх, но многие монархи (почти все российские, Наполеон I, некоторые британские) только брали у иерарха корону и возлагали её на себя сами.

Наполеон в полном императорском облачении


Регалии российских императоров


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.


Карл Рейхель-портрет ИмператрицыАлександрыФёдоровны

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху.


Портрет Людвига I, короля Баварии

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т.н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом.


Портрет императрицы Екатерины II

Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных Типов в соответствии с дворянскими титулами.


Портрет Императора Николая Второго

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же года.


Портрет императрицы Марии Фёдоровны.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.


Портреты Императора Николая Александровича

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.


Портреты императрицы Евгении

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны).


МАРИЯ ФЁДОРОВНА

Российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.


Мария -королева румынская

После убийства её мужа Александра в 1934 году Мария стала регентшей при своём несовершеннолетнем сыне короле Югославии Петре II.


Мария -королева румынская

В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической Республикой и изгнания короля, монархическое семейство отправилось в Лондон. Там Мария и умерла 22 июня 1961 года.


Элеонора

Алиенора (Алиенор, Альенора) Аквитанская

В 15 лет — после смерти своего отца и брата, — Элеонора оказалась владетельницей герцогства Аквитания, занимавшего обширные территории на юго-западе Франции.


Элеонора Аквитанская

После расторжения брака с Людовиком Элеонора 18 мая 1152 года вышла замуж за графа Генриха Анжуйского, который 25 октября 1154 года стал королём Англии — Генрихом II Плантагенетом. Обширные аквитанские земли — её приданое, — раза в четыре превышавшие владения Капетингов, стали английскими. По мнению ряда учёных, именно в истории супружества Элеоноры Аквитанской следует искать истоки войны, получившей в XIX в. название Столетней. От первого брака у Элеоноры Аквитанской было две дочери, от второго — пять сыновей, среди которых — король-рыцарь Ричард Львиное Сердце.


MARIA THERESIA

Мари́я Тере́зия (нем. Maria Theresia, 13 мая 1717 — 29 ноября 1780) — эрцгерцогиня Австрии, король Венгрии (именно так, потому что Венгрией в принципе не может править женщина) с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству) и императрица Священной Римской империи (как супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745). Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов.


Коронационный портрет Елизаветы I

Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), королева Бесс — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров. Она унаследовала престол после смерти сестры, королевы Марии I.

Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.), так и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой Армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).


Анна Ярославна 6-я королева-консорт Франции

старшая из трех дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.


Император Китая. Гуансю


Пу И,


Эдуарда III, правившего в Англии в XIV веке


Портрет испанского короля


Портрет короля (Волхв)


Король Англии Ричад I Плантагенет


Ян Матейко запечатлел Мешко


Бонапарт Жозеф

Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях.

04.11.2005 // Геральдический совет при Президенте РФ

Иллюстрированный перечень муниципальных корон достоинства, гербы с которыми допускаются к регистрации в Государственном геральдическом регистре РФ. Представленные ниже типы ранговых корон муниципальных образований были утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 24 марта 2005 г. Эта концепция заместила прежнюю, действовавшую в 2002-2005 и пересмотренную в связи с началом реформы системы местного самоуправления.

О муниципальных коронах

Корона в геральдике – не символ строя, а обозначение статуса и достоинства. В муниципальной геральдике широко употребляются короны, отражающие статус городов, районов и т.п.

Для городов традиционно используются так называемые башенные короны. Особые типы корон установлены для районов и сельских поселений.

Действующая ныне система корон введена в 2005 году и отражает особенности сегодняшнего самоуправления в России.

Муниципалитет вправе пользоваться короной лишь в соответствии со своим рангом и статусом.

Корона является вполне официальным, но «факультативным» элементом герба, т.е. она может включаться или не включаться в герб по усмотрению его хозяев (органов местного самоуправления); даже если корона включена в герб, геральдика допускает изображение герба в сокращенном виде - без короны.

Для определения права муниципального образования на тот или иной венец следует соотнести тип населенного пункта или территории (с учетом его статуса в историческом прошлом и местом в иерархии муниципальных образований) с текстами под рисунками корон: геральдическое описание соответствующей короны выделено жирным шрифтом .

"Первый" ("верхний") уровень муниципального самоуправления отражается наличием у короны пяти зубцов, "второй" ("нижний") уровень - наличием трех зубцов. Особые статусные дополнения:

Для корон административных центров (столиц) субъектов Федерации - лавровый венок, окружающий корону по обручу. На практике допускается также использование только венка - без соответствующей статусной короны.

Для корон административных центров муниципальных районов - гладкий обруч-околыш с рельефными орнаментальными бортиками (помещается поверх собственного обруча соответствующей короны).

Если центром субъекта Федерации (или муниципального района) оказывается сельское поселение - оно также вправе дополнить свою трехзубую корону соответствующим венком (или обручем с бортиками).

От редакции сайта : Все рисунки корон выполнены членом Геральдического совета при президенте РФ Михаилом Шелковенко.
Нумерация корон условна и дана редакцией для удобства читателей.

ТИПЫ РАНГОВЫХ КОРОН МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

I. Муниципальные образования "первого уровня":

I.1.Городской округ - золотая башенная корона о пяти видимых зубцах :

I.1.а) Городской округ-административный центр субъекта РФ: золотая башенная корона о пяти видимых зубцах, дополненная лавровым венком того же металла :

I.2. Муниципальный район - золотая корона о пяти видимых заостренных зубцах :
- основной тип:

Допустимый тип:

II. Муниципальные образования "второго уровня":

II.1. Городское поселение - золотая башенная корона о трех видимых зубцах :

II.1.а) Городское поселение-административный центр субъекта РФ - золотая башенная корона о трех видимых зубцах, дополненная лавровым венком того же металла :

II.1.б) Городское поселение-административный центр муниципального района - золотая башенная корона о трех видимых зубцах, дополненная гладким обручем с рельефными орнаментальными бортиками :

II.2. Сельское поселение - золотая корона о трех видимых заостренных зубцах :
- основной тип:

Допустимый тип:

II.2.а) Сельское поселение-административный центр муниципального района - золотая корона о трех видимых заостренных зубцах, дополненная гладким обручем с рельефными орнаментальными бортиками :

II.3. Внутригородская территория города федерального подчинения (муниципальное образование на территории гг. Москва и Санкт-Петербург) - золотая башенная корона без зубцов .

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения