Шумерская цивилизация - самая высокоразвитая из всех существовавших. Загадки шумерской цивилизации (7 фото) История шумерской цивилизации

Шумер – это первая городская цивилизация в исторической области Южная Месопотамия (южная часть современного Ирака) в период халколита и ранней бронзы. Ученые полагают, что это была первая цивилизация в мире.

Сегодня вы узнаете краткие сведения про шумеров и их уникальную цивилизацию. Любителям этот текст будет особенно интересен.

Древний Шумер

Когда большая часть человечества еще жила в пещерах, шумеры уже создавали первую цивилизацию на юге Месопотамии – в междуречье рек Тигр и Евфрат (совр. Ирак). Как здесь появился этот народ, до сих пор точно не известно.

Возможно, шумеры пришли из прикаспийских областей и в Месопотамию попали ок. 5500 г. до н. э. На протяжении следующих 3000 лет они построили первые города, установили монархию и изобрели письменность.

Цивилизация Шумеров

Шумерское государство процветало благодаря поливному земледелию. Обитатели этого региона строили водохранилища и каналы, превращая с их помощью засушливые земли в плодородные.

Статуя 24-го века до н. э. молящегося шумерского человека (современная восточная Сирия)

Повышению урожайности способствовало и появление других нововве­дений: плуга, тележки на колесах и парусной лодки. Все это изобрели шумеры.

Изобилие пищи повлекло за собой увеличение численности населения, рост городов и появление у людей возможности сменить сельские занятия на городские.

Среди шумеров стали выделяться торговцы, начался обмен местной сельскохо­зяйственной продукции на металл, древесину и прочие ресурсы. Появилось много искусных ремесленников.

Поначалу шумерскими городами управляли советы старейшин. Ког­да участились конфликты между городами, советы стали назначать военных вождей – лугалей (по-шумерски – «большой человек»). Эта должность была временной, а затем стала наследственной. Впоследствии слово «лугаль» получило значение «царь».

В Шумере существовало двенадцать независимых городов-государств, каждое из которых состояло из одного или нескольких городских центров, окруженных деревнями и сельскими угодьями, и управлялось своим царем.

Посреди города располагался храм бога-покровителя. Со временем эти храмы пре­образовались в огромные ступенчатые сооружения – зиккураты – высотой до 50 м.

Шумеры были хорошими математиками. Они пользо­вались не только десятичной, но и шестидеся­теричной системой счисления, именно оттуда пошло деление круга на 360°, час из 60 минут и минута из 60 секунд.

Но величайшим достижением шумерской цивилизации стало создание письменности, позволявшей фиксировать все, что угодно, от торговых сделок до законов и межгосударствен­ных договоров.


Шумерская богиня

Около 2350 г. до н. э. Шумер захватили семитские племена, явившиеся с севера.

К 1950 г. до н. э. шумеры утратили по­литическое могущество, но их письменность, законы и религия сохранились в пришедших им на смену цивилизациях Вавилона и Ассирии.

  • Богатые шумеры ставили в святилищах богов собственные изображения – маленькие глиняные фигурки с молитвенно сложенными руками.
  • Первые поселения шу­меров находились близ побережья Персидского залива (юг современного Ирака). Со временем их влияние распространилось по всей Месопотамии.

Великий зиккурат в Уре — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья.

Шумерская письменность

Шумерская письменность ведет начало от примитивной системы подсчетов: торговцы и сборщики податей наносили значки и картинки (пиктограммы), обозначавшие количество и род предметов, на сырую глину.

Со временем сложилась система стилизованных знаков; их наносили заточенным концом стебля тростника. Знаки имели форму клиньев, отчего получили название «клинопись».

В ранней клинописи не было грамматических элементов, лишь после 2500 г. до н. э. с помощью знаков стали показывать, в каком порядке читать написанное. Наконец изобрели знаки, передававшие звуки речи.

Штандарт войны и мира из Ура – инкрустирован­ные перламутром и ляпис-лазурью панели, которые, вероятно, носили в торже­ственных процессиях. На одной из них представле­ны сцены военной кампании, которую могущест­венный город-государство Ур вел около 2500 г. до н. э. На фрагменте изображен отнятый у побежденных врагов скот, который проводят перед пирующими правителями.


Штандарт войны и мира — пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли при раскопках шумерского города Ур.

Основные даты шумерской цивилизации

Изучая развитие и уникальную цивилизацию шумеров, следует понимать, что все даты имеют относительную точность. Естественно, все это происходило до нашей эры.

Годы до нашей эры

Событие

5400 В Месопотамии впер­вые появляются про­грессивные методы земледелия, в том чи­сле ирригация (искусственный полив земли).
3500 Появление первых шумер­ских городов. Изобретение примитивной письменности.
3400 Урук (площадь ок. 200 га и численность населения ок. 50 000 человек) становится круп­нейшим городом Шумера.
3300 Шумеры изобретают гончар­ный круг и плуг.
3000 В Шумере на место пиктогра­фической письменности при­ходит ранняя клинопись.
2900 Часть Месопотамии разорена сильным наводнением; счита­ется, что именно оно послу­жило основой легенды о Все­мирном потопе, изложенной в Ветхом Завете Библии.
2750 Правителем Урука становит­ся Гильгамеш, вошедший в легенду герой «Эпоса о Гильгамеше», древнейшего из дошедших до нас литера­турных произведений.
2600 Правителей Ура погребают в усыпальницах вместе с их приближенными, принесен­ными в жертву.
2500 Письменность распространя­ется по миру, благодаря раз­витию торговых связей.
2350 Саргон Аккадский, правитель семитского племени, обитав­шего на севере Месопотамии, покоряет шумерские города. Впоследствии Саргон объе­диняет страну, основав пер­вую империю, о которой зна­ет история.
2100 Ур-Намму, правитель Ура, восстанавливает славу шу­мерской державы, учрежда­ет школы писцов, провозгла­шает первый свод законов, проводит реформу календаря и поощряет зарубежную тор­говлю.
1950 После захвата Ура пришед­шими из Западного Ирана эламитами, роль шумерского госу­дарства в политике навсегда сходит на нет.

Что же, теперь вы знаете про древний Шумер все, что должен знать среднестатистический образованный человек.

Первой цивилизацией на планете Земля историками принято считать государство на Ближнем Востоке, которое имело название Шумер.

Шумер располагался между реками Тигра и Евфрата – это так называемое Междуречье или Плодородный Полумесяц. Эта территория была отлично приспособлена к земледелию, что дало возможность шумерам создать державу.

Основание самой древней цивилизации произошло примерно в IV-III тыс. до н. э. Шумер был первой цивилизацией, которая имела письменность и оставила себе письменные свидетельства.

История

Историкам до сих пор неизвестно происхождение шумер, так как их язык не имеет никаких сходств с другими языками. Однако есть предположение, что они пришли из Азии, и скорее всего их родина была где-то в горной местности. Многие историки сходятся во мнении, что шумеры прибыли в Месопотамию по морю. Поскольку первым делом шумеры, прибыв в Междуречье, занялись судоходством и мореходством. Своей родиной шумеры считают о. Дильмун. Это место они считают колыбелью всего живого, однако больше сведений о нем у шумеров нет.

Первым городом, который основала древняя цивилизация шумеров, стал Эрид, шумеры считали этот город первым в истории человечества.

Уже в начале третьего тысячелетия на территории Плодородного Полумесяца находилось примерно 10-20 небольших городов-государств.

В этот период появляются следующие ключевые города Шумера: Киш – на севере; Ур и Урук – на юге. Правители городов-государств обладали абсолютной властью.

В середине третьего тысячелетия начинается бурный рост богатств Шумера. Все сильнее стает расслоение общества. Ирригационная сеть существенно расширяется, были прорыты новые каналы. Впоследствии строительства каналов возникают новые города, как Вавилон, многие города сильно возросли и стали богаче.

Вскоре большую часть Шумера захватывают аккадцы. А к началу второго тысячелетия Шумер полностью поглощают вавилоняне.

Научные достижения шумер

Древние шумеры изобрели клинопись. Клинопись – наиболее ранняя система письма человечества. Материалом пищущей поверхности служили глиняные таблички, на которых палочками выцарапывали письмена. Самой древней находкой шумерской письменности стала табличка из Киша, которая датируется 3500 годом до н. э. Пиктограммы – основа шумерской письменности. Число различных знаков на начальном этапе развития письменности составляло около одной тысячи. Однако их число постоянно сокращалось.

Среди научных достижений шумер также является изобретение колеса, а также обожженного кирпича. Также они первыми стали использовать ирригационную систему. Шумеры также стали первой цивилизацией, которая создала и улучшила специализированные сельскогохозяйственные орудия труда. Большинство историков сходятся во мнении, что древняя цивилизация Шумер изобрела гончарный круг. Также недоказанным остается утверждение, что древние шумеры изобрели пивоварение.

Архитектура древней цивилизации

Поскольку на территории Шумера практически не было камня, они использовали обожженную глину – кирпичи. Архитектура была основным средством выражения шумерами своей культуры.
Наиболее пышными были дворцы и религиозные постройки – зиккураты. Зиккураты напоминали ступенчатую пирамиду.

Зиккурат играл особую роль в религиозной жизни шумеров, его можно сравнить со значением египетских пирамид для египтян. Все здания освещались благодаря отверстиям в крыше и дверным проемам.

Сначала они строили круглые жилища, но вскоре стали использовать прямоугольную форму. Хижины также обмазывали глинной, которая позволяла дольше сохранять тепло.

Литература древних шумер

Самым известным памятником шумерской литературы принято считать «Эпос о Гильгамеше», где были собраны шумерские легенды. Главная роль уделяется поискам царя Гильгамеша вечной жизни. Глиняные таблички, на которых был написан текст эпоса, археологи нашли в великой библиотеке царя Ашшурбанапала.

Религия

Шумеры верили в существование целого пантеона богов, число которых достигало пятидесяти различных божеств.

Шумеры считали, что боги создали людей из глины, которую замесили в крови богов. Шумеры верили, что некогда был Великий потоп, который погубил практически всех людей. Также они верили, что и главной миссией на Земле является служение богам. Они говорят, что боги не могут существовать без труда шумер, а шумеры без милости богов.

Подсуммировав выше сказанное, можно прийти к выводу, что Шумер – был первой цивилизацией на Земле. Эта цивилизация имела собственную письменность, имела развитую культуру, достигла грандиозных научных достижение (изобретение колеса, гончарства, ирригационных систем). А религия играла наиболее важную роль в жизни шумеров.

Какой народ создал Шумерскую цивилизацию? На каком языке общалось население Месопотамии? Основы цивилизации в Двуречье заложили шумеры. Уже в VI тыс. до н.э. они были основным населением Двуречья, но вовсе не первыми его обитателями. Постепенно занимая Южную Месопотамию, шумеры, возможно, встречали здесь какие-то племена. Где находилась прародина шумеров не ясно. Сами шумеры считали себя выходцами с острова Дильмуна в Персидском заливе. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено.

С III тыс. до н.э. в Двуречье из Сирийской степи стали проникать семитские племена. Язык этой группы племен получил название восточносемитского (аккадского). К концу III тыс. до н.э. шумерское и семитское население окончательно смешалось. С конца IV тыс. до н.э. в Месопотамии сосуществовали три языка: дошумерский банановый, шумерский и восточносемитский (аккадский). Примерно до 2350 г. до н.э. население Нижней Месопотамии говорило по-шумерски, в Верхней Месопотамии преобладал аккадский язык. В конце концов семитский язык оказался в роли основного: дошумерский язык исчез, а аккадский победил и постепенно вытеснил язык шумеров, восприняв множество шумерских слов. Это отнюдь не объяснялось могуществом и многочисленностью восточных семитов, а лишь тем, что они были подвижными пастушескими племенами, быстро сливавшимися с соседними народами. Этнической вражды между народами, говорившими на различных языках, не было. Все население Месопотамии называло себя черноголовыми, независимо от языка, на котором каждый говорил.

Со второй половины IV тыс. до н.э. начался новый этап в развитии Месопотамской цивилизации, получивший название Урукской культуры (2-я пол. IV - III тыс. до н.э). Именно в это время завершилось формирование экономической и культурной основы Шумерской цивилизации, сложившейся в южной части Двуречья.

Первые в истории человечества города возникли на территории Двуречья. Уже в IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются здесь в города-государства. Город-государство это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40-50 тыс. человек.



Большую роль в развитии Шумерской цивилизации сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городом Месопотамии. Урук занимал площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе Урука находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения. В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука место народных собраний и заседаний совета старейшин.

Шумерская цивилизация периода Урукской культуры развивалась далеко не всегда прямолинейно. В гончарном производстве исчезла высокохудожественная т.н. культура крашеной керамики. Этот регресс был связан с массовым выпуском глиняных изделий, изготовляемых с помощью гончарного круга. Новые мастера уже не имели времени наносить на посуду магические узоры, поскольку это могло бы замедлить процесс массового производства керамических изделий, изготовление которых должно было успевать за ростом населения и его потребностями.

Шумерские племена Двуречья в различных местах долины занимались осушением болотистой почвы и использовали воды Евфрата, а затем и Тигра для создания ирригационного земледелия. Создание целой системы магистральных каналов, на которой базировалась регулярное орошение полей, в сочетании с продуманной агротехникой было важнейшим достижением Урукского периода.

Главное занятие шумеров земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства. Таков культовый алебастровый сосуд из Урука, высотой около 1 м. Его украшает изображение процессии с дарами, идущей к храму. Своих залежей металлических руд в Двуречье не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

Жизнь шумерского общества складывалась вокруг храма. Храм центр округи. Созданию городов предшествовало создание храмов, за которым следовало переселение под его стены жителей мелких родовых поселений. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы как своеобразный символ шумерской цивилизации. Храмы имели важное общественное и экономическое значение. На первых порах верховный жрец руководил всей жизнью города-государства. Храмы имели богатые зернохранилища и мастерские. Они являлись центрами сбора запасных фондов, отсюда снаряжались торговые экспедиции. В храмах концентрировались значительные материальные ценности: металлические сосуды, произведения искусства, различного рода украшения. Здесь был собран культурный и интеллектуальный потенциал Шумера, проводились агрономические и календарно-астрономические наблюдения. Около 3000 г. до н.э. храмовые хозяйства стали настолько сложными, что понадобился их учет. Они нуждались в письменности, и письменность была изобретена на рубеже IV III тыс. до н.э.

Появление письменности важнейший этап в развитии любой цивилизации, в данном случае Шумерской. Если раньше люди хранили и передавали информацию в устной и художественной форме, то теперь они могли ее записывать, чтобы хранить сколь угодно долго.

Письмо в Шумере возникло сначала как система рисунков, как пиктограмма. Рисовали на сырых глиняных табличках углом заостренной тростниковой палочки. Затем табличке путем высушивания или обжига придавалась твердость. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связанное с этим предметом. Например, знак ноги обозначал ходить, стоять, приносить. Эта древнейшая форма письма была изобретена шумерами. Около середины III тыс. до н.э. они передали ее аккадцам. К этому времени письмо успело уже в значительной степени приобрести клинообразный облик. Итак, понадобилось не менее четырех столетий, чтобы из чисто напоминательных знаков письмо превратилось в упорядоченную систему передачи информации. Знаки превратились в комбинацию прямых черточек. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер. Такое письмо получило название клинопись.

Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Возможно поэтому древнейшие таблички были не велики и бедны по содержанию. Немногочисленные письменные знаки текста разбрасывались по поверхности таблички. Однако вскоре стали писать сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

Шумерская цивилизация создала и ранние формы государственности.В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Двуречья в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.

В Шумере было несколько политических центров, возглавляемых лугалями, которые претендовали на преобладание в стране. Все они жили в постоянных столкновениях друг с другом. Шла ожесточенная борьба за землю, за головные участки оросительных сооружений, за контроль над всей ирригационной сетью. В числе государств, правители которых претендовали на преобладающее положение, были Киш на севере и Лагаш на юге. Борьба Киша с южношумерским городом Уруком отражена в цикле эпических поэм о Гильгамеше. Однако вскоре Киш опередил Лагаш. Этот город стал весьма могущественным и вел успешные войны с соседним городом Уммой. Лагашские правители носили титул энси и получали от совета старейшин звание лугаля только временно, на период войны. Но войны велись все чаще и чаще, и лугали получали почти неограниченную власть.

Внутреннее положение Лагаша не было прочным. Более половины всей земли являлось собственностью правителя и его семьи. Ухудшилось положение общинников, которые были в долгах у знати. Возросли поборы, связанные с ростом государственного аппарата. Все это вызвало недовольство самых разных слоев населения и сделало необходимым антиаристократические реформы, которые были проведены правителем (энси) Лагаша Уруинимгиной, принявшим позднее царский титул лугаль. Но реформы оказались незначительными и недолговечными. По существу положение изменилось мало: изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было номинальным, вся правительственная администрация осталась на своих местах. К тому же Лагаш вновь ввязался в войну и потерпел в 2312 году поражение в борьбе с правителем Уммы Лугальзагеси,которому удалось на некоторое время объединить весь Шумер. Однако, государство это было лишь конфедераций городов-государств (номов), которую Лугальзагеси возглавил в качестве верховного жреца.

В жизни Шумерской цивилизации еще с момента ее появления зародилась и затем стала неуклонно развиваться идея объединения. Вокруг нее выстраивалась вся политическая жизнь Двуречья. Конфедеративное объединение Шумера при Лугальзагеси выдержало всего лишь 25 лет. Затем последовали две попытки создания объединенного государства Двуречья при Саргоне Аккадском и при III династии Ура. Этот процесс занял 313 лет.

В северном Двуречье неожиданно появилась такая незаурядная личность как Саргон Аккадский (Древний) талантливый полководец и государственный деятель. Все, что о нем известно, укладывается в классическую формулу восточного деспота: создал себе царство, стал истинным царем, обладая неограниченной властью, основал династию, утвердил авторитет своего государства в глазах других народов. Легенды и предания о происхождении Саргона сближали его с мифическими богами и тем самым способствовали росту популярности.. Подкидыш, воспитанный в семье водоноса, Саргон стал личным слугой лугаля Киша, а затем возвысил никому не известный город Аккад, создав там собственное царство.

Семитский Аккад сначала объединил север Двуречья, и этот регион стал называться Аккадом. Впоследствии он подчинил города-государства Шумера, создав таким путем единое государство Двуречья. Победа Саргона над городами Шумера в большой степени была достигнута потому, что шумерские города-государства постоянно враждовали и соперничали между собой, а также благодаря поддержке шумерской знати.

Объединив Аккад и Шумер, Саргон принялся укреплять государственную власть. Ему удалось подавить сепаратизм соперничавших друг с другом царств. Города-государства сохранили свою внутреннюю структуру, но энси превратились фактически в чиновников, управляющих храмовым хозяйством и ответственных перед царем. Саргону удалось создать единую ирригационную систему, которая регулировалась в общегосударственном масштабе.

Саргоном впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско. Армия объединенного Двуречья насчитывала 5400 человек. Воины-профессионалы были расселены вокруг города Аккакда и полностью зависели от царя, подчиняясь только ему. Особенно большое значение придавалось лучникам более динамичному и оперативному воинству, нежели копьеносцы и щитоносцы. Опираясь на такую армию, Саргон и его преемники добились и во внешней политике, покорив Сирию и Киликию. Государство пополнилось сырьем, продуктами труда и живой рабочей силой рабами.

Деспотически-бюрократическое правление Саргона создало целую армию чиновников, новую служилую знать, ряды которой не пополнялись. Было создано и огромное придворное окружение. Деспотическая форма правления установилась в Месопотамии на тысячелетия, определяя специфику развивающейся здесь цивилизации. Уже внук Саргона Нарам-Суэн отбросил старый традиционный титул и стал называть себя царем четырех сторон света. Аккадское государство достигло своего апогея.

В дальнейшем деспотия стала особой формой государственной власти во всех древних восточных государствах. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Он являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. К нему стекались налоги. Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Деспот это бог в человеческом облике. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему. Мощный аппарат чиновников контролировал и считал, взымал налоги и осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.

Объединение Двуречья в единое государство важный шаг в развитии Шумерской цивилизации: развивалась хозяйственная жизнь, торговля, прекратились распри. Однако простые люди, и шумеры, и аккадцы, на деле ничего не выиграли от последовавших перемен. В стране царило недовольство, вспыхивали восстания. Аккадское государство, ослабленное социальными противоречиями, рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами внешнего врага кутиев. Вторгшиеся с востока горные племена кутии уничтожили в Двуречье царскую власть, обложили данью зависимых от них правителей. Наместником кутиев в Шумере был поставлен правитель Лагаша Гудеа. Власть кутиев над Двуречьем продлилась 60 лет, и Гудеа неустанно продолжал создавать благополучие Лагаша за счет других областей. Это было время жреческой реакции, временного регресса в сравнении с аккадским периодом.

Господство кутиев было недолговечным. На смену им в 2112 г. до н.э. пришла власть над Двуречьем города Ура, его III династии, наиболее заметный представителем которой был Шульги. Новое государство получило название Царство Шумера и Аккаде. Это было типичное древневосточное деспотическое и бюрократическое государство. Шульги добился своего полного обожествления. Седьмой или десятый месяц в календарях разных городов был назван в его честь. Страна была разделена на округи, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами. Во главе их стояли энси, которые были просто чиновниками и могла перебрасываться с места на место. Каждая область платила царю подать. Существовало единое государственное хозяйство, все работники которого назывались гуруши (молодцы), а работницы рабынями. Все они были сведены в отряды, которые могли перебрасываться с одной работы на другую. В них работало около полумиллиона человек. Работали без выходных дней и поэтому смертность была довольно высокой.

Такая система организации труда требовала постоянного учета и контроля. Работавшие получали стандартный ежедневный паек 1,5 л. (муж.), 0,75 л. (жен.) ячменя, немного растительного масла и шерсти. Эта сильно централизованная бюрократическая система, созданная III династией Ура, просуществовала около 100 лет.

Политической опорой подобного древневосточного деспотического государства являлись войско, жречество, администрация правителя, мелкие чиновники, квалифицированные ремесленники, надзиратели. Именно на этом этапе развития Шумерской цивилизации в сознание людей внедрялось учение о божественном происхождении царей и царственности, которая спустилась с неба и вечно пребывала на земле, переходя от династии к династии. Было выработано представление о круге обязанностей человека по отношению к богу и приближенного к нему царю.

III династия Ура пала под ударами внешних врагов, в первую очередь семитов-амореев. Рухнула и вся сложная бюрократическая система. Этому событию посвящена Песня плача, созданная в первые века II тыс. до н.э. на шумерском языке. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племена эламитов. В 2003 г. до н.э. был разграблен город Ур, который потом долгое время лежал в развалинах. В Месопотамии вновь наступил период политической раздробленности, который длился свыше двух столетий. В такой обстановке выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон, не игравший до этого значительной роли.

История мировых цивилизаций Фортунатов Владимир Валентинович

§ 3. Шумерская цивилизация

§ 3. Шумерская цивилизация

Одной из древнейших цивилизаций, наряду с древнеегипетской, является шумерская цивилизация. Она возникла в Передней Азии, в долине рек Тигр и Евфрат. Этот район по-гречески называли Месопотамией (что по-русски звучит как «междуречье»). В настоящее время на этой территории располагается государство Ирак.

Около 5 тыс. лет до н. э. земледельцы Убадайской культуры освоили берега рек и начали осушение болот. Постепенно они научились строить оросительные системы, создавать запасы воды. Излишки продуктов питания позволяли содержать ремесленников, торговцев, священников, чиновников. Большие поселения превратились в города-государства Ур, Урук, Эреду. Дома строились из кирпича, изготовленного из ила и глины.

В период Урукской культуры, после 4000 г. до н. э. был создан новый, более эффективный плуг (с рукоятью и лемехом, лучше рыхливший почву). Пахать стали на быках. Позднее появился металлический лемех. Источники утверждают, что урожайность зерновых в те годы достигала показателя «сам-100», т. е. одно зерно давало урожай в сто зерен. (Для примера укажем, что на протяжении всей феодальной эпохи в России урожай ржи составлял от «сам-3» до «сам-5».) Жители Шумера выращивали пшеницу, ячмень, овощи и финики, разводили овец и коров, ловили рыбу и дичь. Около 4000 г. до н. э. шумеры научились получать чистую медь из руды, открыли способ литья расплавленной меди, серебра и золота в литейные формы, а примерно в 3500 г. до н. э. научились делать бронзу, твердый металл из сплава меди и олова. В середине 4-го тысячелетия до н. э. в Шумере было изобретено колесо.

Социально-экономическая и этническая история Междуречья представляет собой непрерывную борьбу за обладание этим богатым регионом с исключительно благоприятными условиями для жизни.

Аккадцы (название семитических племен по городу в Аравии, откуда они пришли) потеснили племена шумеров, которые заложили основы орошаемого земледелия и создали к концу 4-го тысячелетия более 20 мелких государств в Южном Двуречье. Аккадцев вытеснили кутии, затем появились амореи и эламиты.

При царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) произошло объединение всего Двуречья с центром в Вавилоне. Хаммурапи проявил себя не только как завоеватель, но и как первый правитель-законодатель. В кодексе законов из 282 статей получила отражение жизнь, социальная структура древневавилонского общества. Сурово наказывалось нанесение ущерба оросительным системам, посягательство на чужую собственность, на власть отца в семье, регулировались торговые отношения, рабство за долги ограничивалось тремя годами.

Мужчина и женщина в истории цивилизаций

У шумеров жена была собственностью мужа. Браки заключались в первую очередь исходя из экономических соображений и в целях продолжения рода. Сексуальные отношения со свободной женщиной не накладывали на участников никаких обязательств. Примат мужчины был безусловным.

Гомосексуализм не запрещался правом, но рассматривался как порочащее действие. Кровосмешение и зоофилия запрещались. Расцвет храмовой (сакральной) проституции пришелся на 3-е тысячелетие до н. э. Преституция была гетеросексуальная, бисексуальная, гомосексуальная, оральная и т. д. Проститутки служили культу богини Иштар и жили в особом доме. По обычаям того времени каждой женщине, по крайней мере раз в жизни, рекомендовалось принадлежать в храме другому мужчине. К сакральной проституции привлекались и девственницы, что считалось благом для их будущего брака. После прихода персов в VI в. до н. э. под влиянием зороастризма относительно терпимое отношение вавилонско-месопотамской культуры к сексу стало более строгим. Сожительство, не имевшее целью зачатия ребенка, трактовалось как грех. Гомосексуализм стал считаться большим преступлением, чем убийство. Традиции сакральной проституции Двуречья повлияли на развитие данной сферы в Риме и в других местностях.

В VIII в. до н. э. из небольшой общины в Северном Двуречье с центром в городе Ашшур (Ассур) благодаря победоносным походам ассирийских царей возникла первая мировая держава. В состав этого военно-рабовладельческого государства вошли Вавилон, Сирия и Финикия, Палестина, частично Египет. Опорой ассирийских царей была армия. В ее состав, кроме колесниц парной упряжки, впервые вошла конница (вооруженные всадники). Имелись также пехота, саперы, осадная артиллерия (камнеметные и стенобитные орудия). Ассирийские воины отличались исключительной жестокостью.

Однако, как и более поздние империи, ассирийская военная держава оказалась колоссом на глиняных ногах. Восставшие вавилоняне вместе с мидянами и халдеями в 628 г. до н. э. свергли ассирийское господство. В 539 г. Нововавилонская держава была включена в состав Персидской державы.

Инновации. Письменность

В культурном наследии шумеров важное место занимала письменность. Люди испытывали потребность в записи и передаче различной информации. Между 4000 и 3000 гг. до н. э. для обозначения предметов и количественных данных стали использоваться пиктограммы (примитивные рисунки). На глине трудно было выводить круги, полукружия и кривые линии, поэтому рисунки-знаки стали упрощать, собирая их из прямых черточек. Но и прямая линия плохо получалась, поскольку прямоугольный конец палочки глубже входил в глину углом, а затем уже получался более узкий и тонкий след: прямая линия получала вид клина. Сначала пиктограммы записывались заостренными тростинками в вертикальных колонках. Позже стали писать горизонтальными строками, выдавливая знаки на сырой глине. Так первоначальные рисунки постепенно трансформировались в клинообразные символы, а письмо получило название клинописи.

Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) – семитский народ, близкий по языку арабам, евреям и эфиопам. Аккадские дети учились в шумероязычных школах, читали и писали по-шумерски. Они пользовались клинописью в течение 3 тыс. лет. По точности записи речи клинопись в течение 2 тысячелетий превосходила все другие письменности. Считается, что египетские иероглифы, появившиеся в 3300–3100 гг. до н. э., возникли под влиянием клинописи. Клинопись была расшифрована во второй трети XIX в. английским офицером Генри Роулинсоном, которому посчастливилось найти в Иране надпись на трех языках. (Заметим, что пиктограммы достаточно широко используются в наши дни для обозначения видов спорта, в дорожных указателях, различных инструкциях по эксплуатации технических устройств и т. д.)

С шумерской, аккадской и древнеегипетской сходны многие другие письменности Древнего мира. Некоторые из них до сих пор не расшифрованы. Словесно-слоговая письменность существует сегодня в Китае и Японии.

Дешифровка глиняных клинописных табличек позволила ознакомиться со многими памятниками шумерско-вавилонско-ассирийской литературы. Все области культурной жизни населения Месопотамии находились под влиянием мифологических представлений. Как и в Египте, появление зачатков наук было связано с развитием земледелия. Уже в шумерийскую эпоху существовала шестидесятиричная система исчисления, от которой до наших дней сохранилось деление круга на 360 градусов. Вавилоняне знали четыре правила арифметики, простые дроби, возведение в квадрат, куб, а также извлечение корней. Они выделяли из числа звезд пять планет и вычислили их орбиты. Был создан календарь, делившийся на год, месяцы, сутки. Шумеры первыми стали делить час на 60 минут. У них рано появились школы, в которых мальчики учились писать на табличках из мягкой глины. Учебный день был долгим, дисциплина строгой, за нарушения полагались телесные наказания. «История начинается в Шумере», – так назвал свою книгу-бестселлер известный ученый С. И. Крамер. В этом утверждении есть немалая доля истины.

Тексты. Законы Хаммурапи царя Вавилона (XVIII в. до н. э.) (извлечения)

Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, взводит напраслину; его должно убить.

Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить.

Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть.

Если в доме корчемницы сговариваются преступники и она не схватит этих преступников и не приведет ко дворцу, то корчемницу должно убить.

Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена.

Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиной, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба.

Если человек будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна.

Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее – он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа как рабыня.

Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее, своему сыну, которого любит; брату она не должна отдавать.

Если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол.

Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.

Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз.

Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.

Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочно за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора

Часть 1. Шумерская цивилизация

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Часть 2. Шумерская культура

автора

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

33. Цивилизация II–IV вв Древние историки охотно и подробно описывали события им известные, причем их осведомленность была довольно велика. Но если событий не было, то они и не писали. Так, о появлении хуннов в Прикаспийских степях упомянули два видных географа, а потом -

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 5: Шумерская и Аккадская культура. Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней Месопотамии III тысячелетия до н.э.Эмоционально окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т.е. путем совмещения и условного отождествления двух или более

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Шумерская притча об «Иове» Рассказ о том, как на некоего человека - имя его не названо, - который отличался здоровьем и был богат, обрушились жестокие страдания, начинается призывом воздать хвалу богу и вознести к нему молитву. После этого пролога появляется безымянный

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Шумерская клинопись Шумерская письменность, которая известна ученым по сохранившимся клинописным текстам XXIX–I веков до н. э., несмотря на активное изучение, до сих пор во многом остается тайной. Дело в том, что язык шумеров не похож ни на один из известных языков, поэтому

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

«Шумерская загадка» и ниппурский союз С расселением в начале IV тыс. до н. э. на территории Нижней Месопотамии пришельцев-шумеров археологическая культура Убейд сменилась здесь культурой Урук. Судя по позднейшим воспоминаниям шумеров, первоначальным центром их поселения

автора

§ 4. Индийская цивилизация Чрезвычайный интерес представляет древняя индийская цивилизация. Природные условия Северной Индии были весьма похожи на природные условия Египета или Вавилонии. Здесь плодородие почвы, жизнь людей зависела от разливов Инда или Ганга. Южная

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 7. Персидская цивилизация Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская) цивилизация. Основную часть территории Древнеперсидского государства составляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. Природные условия позволяли

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Цивилизация Ифе В первой четверти XIX в. англичанам Хью Клаппертону и братьям Лендерам удалось добраться во внутренние области Нигерии, страну многочисленного народа йоруба. Ценою собственных жизней они исследовали ранее не доступные районы Африканского континента и

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Шумерская загадка Одна из традиционных загадок востоковедения - вопрос о прародине шумеров. Он остается не разрешен до сих пор, так как язык шумеров пока не удалось надежно связать ни с одной из известных ныне языковых групп, хотя кандидатур на такое родство

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

Из книги Очерки доисторических цивилизаций автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Из книги Русская книга автора Автор неизвестен

Цивилизация?! Нет - цивилизация! Ах, сколько про неё говорено, писано, спорено! Сколько Гордости по теме своей первоосновности в цивилизационном ряду - и неподдельной, и фальшивой - выказано ярчайшими представителями самых разных Наций, Народов, Народностей, племен, а


Введение

История цивилизации: открытия

Архитектура Шумеров

Мифология

Практическая работа: шумеры и природа

Заключение


Введение


Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных. Этот радикальный скачок от животного к человеку изменил мир принципиально: в мире появились новые сущности, которые человек развивал, постепенно все более и более приспосабливая мир к себе и своим потребностям. Физические предметы и явления меняли свой смысл, а вернее, его обретали.

Уже доказано, что шумерская цивилизация - самая древняя на Земле, появившаяся более 6 тысяч лет назад. Первая их цивилизация возникла вообще не менее 445 тысяч лет назад. Многие ученые бились и бьются над разрешением тайны древнейших людей планеты, но загадок остаётся все так же много. Немногим более ста лет назад о шумерах и их цивилизации не было известно вообще ничего.

Шумер как страна и шумеры как народ не оставили никаких заметных следов в литературе, которая была доступна энтузиастам и ученым, начавшим в прошлом веке раскопки в Месопотамии в поисках дворцов ассирийских и вавилонских царей, упоминавшихся в Библии.


История цивилизации


Шумер был первой из трех великих цивилизаций древности. Он возник на равнине между реками Тигр и Евфрат в 3800 году до н. э.

Шумеры изобрели колесо, первыми начали строить школы и создали двухпалатный парламент. Именно тут появились первые историки. Здесь получили хождение первые деньги - серебряные шекели в виде слитков, возникли космогония и космология, впервые стали вводиться налоги, появились медицина и целый ряд институтов, которые «дожили» и до наших дней. В шумерских отелах преподавались различные дисциплины, а законодательная система этого государства была похожа на нашу. Существовали законы, защищавшие работающих и безработных, слабых и беспомощных, существовала система судей и присяжных.

В обнаруженной в 1850 году на территории Месопотамии библиотеке Ашшурбанипала было найдено 30 тысяч глиняных табличек, содержащих массу информации, значительная часть которой остается не расшифрованной и по сей день. Между тем, глиняные таблички с записями находили и до обнаружения библиотеки, и потом, причем во многих из них, в частности, в аккадских текстах, указывается, что они скопированы с более ранних шумерских оригиналов.

В Шумере было хорошо налажено строительное дело, и первую печь для обжига кирпича тоже создали здесь. Такие же печи применялись для выплавки металлов из руды - этот процесс стал необходимым уже на ранних этапах, как только исчерпался запас натуральной самородной меди. Исследователей древней металлургии крайне удивило, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти технологии они освоили всего лишь через несколько столетий после возникновения цивилизации.

Еще более поразительным выглядит то, что шумеры овладели способами получения сплавов. Они первыми научились производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке сплав, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением. Во-первых, потому что необходимо было подобрать их точное соотношение, и шумеры отыскали оптимальное: 85% меди на 15% олова. Во-вторых, в Месопотамии не было олова, вообще редко встречающегося в природе, его следовало где-то отыскать и привезти. А в-третьих, извлечение олова из руды - оловянного камня - довольно сложный процесс, который не могли открыть случайно.

В отличие от ученых более поздних веков, шумеры знали, что Земля вращается вокруг Солнца, планеты движутся, а звезды неподвижны. Они знали все планеты Солнечной системы, а ведь Уран, например, был открыт лишь в 1781 году. Более того, в глиняных табличках рассказывается о катастрофе, случившейся с планетой Тиамат, которую в научной и научно-фантастической литературе нынче принято называть Трансплутоном, и существование которой косвенно подтвердили в 1980 году американские космические аппараты «Пионер» и «Вояджер», направленные к границам Солнечной системы.

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли объединились в созданном ими первом в мире календаре. Этот солнечно-лунный календарь вступил в силу в 3760 году до н. э. в городе Ниппуре. И был самым точным и сложным из всех последующих. А созданная шумерами шестидесятеричная система счисления позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд было основано на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов и в существовании дюжины как меры количества

Данная цивилизация просуществовала всего 2 тысячи лет, но сколько было сделано открытий!

Этого не может быть! И все же этот невозможный Шумер существовал и обогатил человечество таким количеством знаний, которые не дала ему ни одна другая цивилизация. Более того, загадочным образом зародившаяся шесть тысяч лет назад цивилизация Шумера так же внезапно и таинственно исчезла. На этот счет у ортодоксальных ученых имеется несколько версий. Но называемые ими причины гибели Шумерского царства так же неубедительны, как и версии, которыми они пытаются объяснить его возникновение и поистине фантастический, ни с чем не сравнимый взлет.

Шумерская цивилизация погибла в результате нашествия с запада воинственных семитских кочевых племён. В 24 веке до нашей эры царь Аккада Саргон Древний разгромил царя Лугальзаггиси, правителя Шумера, объединив по своей властью Северную Месопотамию. На плечах Шумера родилась вавилоно-ассирийская цивилизация.

шумеры цивилизация клинописный мифология

Архитектура Шумеров


Наиболее четко прослеживается развитие архитектурной мысли шумеров по тому, как изменяется внешний облик храмов. В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Бог - владелец всех богатств города, его хозяин, смертные лишь недостойные его слуги. Храм - жилище бога, он должен стать свидетельством его могущества, силы, воинской доблести. В центре города на высокой платформе воздвигалось монументальное и величественное сооружение - дом, жилище богов - храм, с обеих сторон к нему вели лестницы или пандусы.

К сожалению, от храмов наиболее древней постройки до наших дней сохранились лишь руины, по которым практически невозможно восстановить внутреннее устройство и убранство культовых сооружений. Причина этого - влажный, сырой климат Двуречья и отсутствие какого-либо долговременного строительного материала кроме глины.

В Древней Месопотамии все сооружения возводились из кирпича, который формировался из сырой глины с примесью тростника. Такие постройки требовали ежегодной реставрации и ремонта и были крайне недолговечны. Только из древних шумерских текстов мы узнаем, что в храмах ранней постройки святилище было смещено к краю платформы, на которой возводился храм. Центром святилища, его сакральным местом, где совершались таинства и обряды, был престол бога. Он требовал особой заботы и ухода. Статуя божества, в честь которого воздвигнут храм, находилась в глубине святилища. О ней тоже требовалось тщательно заботиться. Вероятно, внутренние помещения храма были покрыты росписями, но их уничтожил влажный климат Двуречья. В начале III века до н.э. в святилище и его открытый внутренний дворик перестали пускать непосвященных. В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки - зиккурат.

Он представляет собой многоступенчатую башню, «этажи» которой имеют вид сужающихся кверху пирамид или параллелепипедов, число их могло доходить до семи. На месте древнего города Ура археологи обнаружили храмовый комплекс, построенный царем Ур-Намму из III династии Ура. Это наиболее сохранившийся зиккурат шумеров, дошедший до наших дней.

Он представляет собой монументальное трехэтажное строение из кирпича, высотой более 20м.

Шумеры строили храмы тщательно и продуманно, а вот жилые дома для людей не отличались особыми архитектурными изысками. В основном это были прямоугольные постройки все из того же сырцового кирпича. Дома возводились без окон, единственным источником света был дверной проем. Зато в большинстве зданий была канализация. Какого-либо планирования застроек не существовало, дома строились бессистемно, поэтому часто узкие кривые улочки заканчивались тупиками. Каждый жилой дом обычно окружался глинобитной стеной. Такая же стена, но гораздо большей толщины, возводилась вокруг поселения. По преданию самым первым поселением, окружившим себя стеной, тем самым присвоившим себе статус «города», был древний Урук. Древний город навсегда остался в аккадском эпосе «Уруком огражденным».


Мифология


Ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировалось представление об антропоморфном божестве.

Божества - покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся с функциями верховного жреца.

Из первых письменных источников известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и др., а со времени т. н. периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и фары (Шуруппака) 27-26 вв. - теофорные имена и наиболее древний список богов. Самые ранние собственно мифологические литературные тексты - гимны богам, списки пословиц, изложение некоторых мифов восходят также к периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания относится к концу 3 - началу 2-го тысячелетия, к так называемому старовавилонскому периоду - времени, когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская традиция ещё сохранила систему преподавания на нём.

Таким образом, ко времени появления письменности в Двуречье (кон. 4-го тыс. до н. э.) здесь зафиксирована определённая система мифологических представлений. Но в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция.

До конца 3-го тыс. до н. э. не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей», бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного центра Шумера; Ан, бог кеба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества города Урук, возвысившегося в конце 4 - начале 3-го тыс. до н. э.; Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и др. Древнейший список богов из Фары (ок. 26 в. до н. э.) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту.


Практическая работа: Шумеры и природа


Проблемы современной цивилизации, которые угрожают существованию человечества и жизни на планете - опасность ядерной войны, экологическая катастрофа, истощение невозобновляемых ресурсов, наркомания и многое другое, - представляют собой результат длительной эволюции общества, изменения его места и роли в истории нашей планеты. Они порождены активной деятельностью человечества и особен-ностями формировавшейся на протяжении миллионов лет «природы» человека, что требует также рассмотрения ста- новления цивилизации в рамках глобального или универсального эволюционизма.

Иными словами, проникновение в природу цивилизации, поиски ее оснований, размышления о будущем цивилизации, о возможных перспективах существования человеческого рода требуют опоры на некое общее видение мира, причем такая «картина мира» должна включать в принцип эволюции и самого человека.

Это значит, что прошлое, историю человека и его цивилизации следует освещать с позиций универсального эволюционизма, когда в ходе космической эволюции возникает земная жизнь, когда биологическая эволюция приводит к появлению человека и цивилизации.

Если просмотреть мифологию и архитектуру цивилизации шумеров, можно выделить некоторые факты:

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы

Божества - покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы

Жрецы так же играли первостепенную роль в становлении шумерских государств

Цивилизация шумеров была высокоразвитой

Из вышеперечисленных фактов, мы можем сделать вывод, что воздействие цивилизации шумеров на природу было чётко контролируемым и фактически не глобальным, если учесть, что божества и жрецы играли не маловажную роль в становлении данной цивилизации.


Заключение


Современная наука не может дать ответы на все те вопросы, которые возникают при изучении истории шумеров. Слишком мало источников и памятников того периода сохранилось до наших дней. Однако, цивилизация Шумер - одна из самых загадочных, значительных и развитых в истории Древнего Мира. И, возможно, ключ к пониманию всей истории древности лежит в понимании и оценке значения шумеро-аккадской цивилизации.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения