Презентация на тему субкультура аниме и манга. Анимешники как молодежная субкультура. Подразделения анимешников: Японист

Слайд 1

Текст слайда:

АНИМЕШНИКИ, КАК СУБКУЛЬТУРА

Субкультура - это часть культуры того или иного общества, которая отличается от большинства отдельными признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т.д.

Анимешник- это человек, любящий аниме или мангу, отаку.

Слайд 2


Текст слайда:

Аниме. яп. アニメ (от англ. animation - анимация) - японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме часто (но не всегда) отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.

Слайд 3


Текст слайда:

Манга - это литературный жанр из Японии. Наиболее схож он с американскими комиксами, однако обладает своими особенностями:

манга практически всегда выпускается чёрно-белой, что диктуется требованиями высоких тиражей и экономичностью при производстве.
читается манга сверху вниз, справа налево (по-японски)

Термин "манга" в переводе с японского означает "гротески". Термин этот получил распространение в начале XIX века, с рождением культуры манги в работах таких художников как Канкэя Судзуки, Минвы Аикавы и Кацусики Хокусая. Мангя является географическим названием, то есть мангой может называться только выпущенный в Японии комикс.

Слайд 4


Текст слайда:

АНИМЕШНИКИ

Фанаты аниме (anime) - японской анимации и манга (mange) - японских комиксов составляют основную массу детско подросткового крыла ролевого сообщества. Самонаименование данных формирований - «анимешники». Люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы появились в конце 1990 х - начале 2000 годов.

Отличительные признаки: 1. Особые интересы - аниме, манга, культура и история Японии. Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков и т.п. Что же касается системы ценностей, здесь уже все зависит от конкретного человека и его воспитания.

Слайд 5


Текст слайда:

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Свой язык - сленг (как же без этого, при этом анимешный сленг может стать отдельным объектом исследования. "Аниме", "Манга", "Отаку" и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга. Кроме того, стоит сказать, что многие используют с своем лексиконе и японские слова или фразы. Наиболее распространенные "Здравствуйте", "Извини", "Спасибо". Ну, и просто невозможно не упомянуть великое и ужасное "НЯ!", которое может выражать самые разные эмоции. Ня (мунспик: ニャー / にゃあ, киридзи: няа, ромадзи: nyā, Каннада: ಞ) - японское «мяу», звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления

Манера поведения. Здесь достаточно сложно определить общую для всех анимешников манеру поведения. Если говорить о возрастных группах, то у подростков - анимешников, а особенно девочек 12-15 лет это выражается более ярко, чем у взрослых анимешников.

Одежда и внешний вид. Иногда по самым незначительным деталям (брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке) можно определить анимешника. Сумки и футболки с соответствующей символикой - это уже более значительные элементы. Не секрет, что многие делают себе прически как у любимого персонажа. Например, после просмотра СМ, многие девочки стали носить оданго, а после FMA косичка как у Эдварда стала весьма популярной.

Текст слайда:

КОСПЛЕЙ

Косплей Косплей м., скл. (яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play - «костюмированная игра») - форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги, поэтому обычно основным прототипом действия является манга, аниме, видеоигры, токусатсу или исторический фильм про самураев. Другими прототипами могут являться j-rock/j-pop-группы

Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми (в Японии, например, бизнес производства костюмов и аксессуаров для косплея поставлен довольно широко).

Слайд 2

Аниме - японская анимация

В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.

Слайд 4

Примеры манги

Отличительные признаки:

  • Японский комикс
  • Читается справа на лево
  • Всегда черно-белая
  • Слайд 5

    Примеры манхвы

    Отличительные признаки:

    • Корейский комикс
    • Читается слева на право
    • В большинстве своем черно-белая иногда бывает и цветная
  • Слайд 6

    Отличительные признаки анимешников

    • Особые интересы - аниме, манга, культура и история Японии.Сюдаможно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, предметов, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков, создание видео клипов на тему аниме (АМВ)
    • Что же касается системы ценностей, здесь уже все зависит от конкретного человека и его воспитания.
  • Слайд 7

    Свой язык - сленг

    • Как же без этого, при этом анимешный сленг может стать отдельным объектом исследования. "Аниме", "Манга", "Отаку" и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга. Кроме того, стоит сказать, что многие используют с своем лексиконе и японские слова или фразы.
    • Наиболее распространенные
      • Konichiwa -"Здравствуйте",
      • Gomen -"Извини",
      • Arigato -"Спасибо".
      • Ну, и просто невозможно не упомянуть великое и ужасное слово "НЯ!", которое может выражать самые разные эмоции.
      • Ня - японское «мяу», звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их кавайными.
  • Слайд 8

    Манера поведения.
    Здесь, достаточно сложно определить общую для всех анимешников манеру поведения. Если говорить о возрастных группах, то у подростков - анимешников, а особенно девочек 12-15 лет это выражается более ярко, чем у взрослых анимешников.

    Слайд 9

    Одежда и внешний вид:

    • Оданго (пучки)
    • Брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке
    • Сумки и футболки с соответствующей символикой
  • Слайд 10

    Косплей

    • Косплейм, скл. (яп. コスプレкосупурэ, сокр. от англ. costumeplay - «костюмированная игра») - форма воплощения действия, совершаемого на экране.
    • Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты
  • Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Русский косплей

  • Слайд 14

    Слайд 15

    Классификация анимешников, в зависимости от степени увлеченности

    Новичок - увлекаться аниме стал недавно, плохо разбирается в терминологии, редко посещает мероприятия, имеет маленькую коллекцию аниме и манги.

    Слайд 16

    • Интересующийся - увлекается давно, имеет приличную коллекцию аниме, манги, клипов, посещает аниме - мероприятия, может состоять в клубе, знает несколько японских слов, некоторые факты о Японии.
    • Другими словами – «японист».
  • Слайд 17

    • Отаку (яп. おたく или オタク) - человек, который увлекается чем-либо. Является неформальной субкультурой
    • Во-первых, в Японии отаку не только фанат или поклонник аниме и манги, но и вообще поклонник чего-либо. У нас же этот термин применяется именно в отношении любителей аниме и манги
  • Слайд 18

    Настоящий отаку имеет

    • имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки клипов или игр,
    • следит за выходом новинок и старается приобретать (или скачивать) их как можно быстрее,
    • читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие страницы в интернете,
    • коллекционирует фигурки любимых персонажей,
    • участвует в аниме-фестивалях, косплее и других мероприятиях,
    • занимается каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи, АМВ и.т.п),
    • тратит достаточно много денег на аниме и все что связано с этим увлечением,
    • обладает обширными знаниями в области истории развития аниме, может дать исчерпывающую консультацию новичку по разным вопросам, касающимся аниме и манги,
    • интересуется историей и культурой Японии (здесь я бы хотела немного оговориться, что степень увлечения может быть различной, от простого прочтения статей, увлечения японской кухней ит.п., до серьезного изучения языка и истории страны и поездок туда.
  • Слайд 19

    Положительные и отрицательные стороны данной субкультуры

    • Позитивным моментом в субкультуре анимешников является доминирование позитивного отношения к жизни и стремление к творчеству. Пусть специфическому, но всё же.
    • К негативным последствиям, вызванное нездоровым увлечением аниме – зависимость от просмотра очередной анимации, потеря интереса к живому обществу и вообще выпадение из социума таких асоциальных людей в Японии называют – хикикомори
    • Хикикомори (яп разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция»).
  • Слайд 20

    В принципе, такие перегибы есть в каждой субкультуре и не только, но какую субкультуру тебе выбрать(или не выбрать) ты должен(а) решить сам.

    Посмотреть все слайды

    Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

    «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

    Направление: культурология

    Тема: «Аниме как молодежная субкультура»

    Купач Валентина


    МБОУ СОШ №192 Кировского района города Новосибирска
    11 класс

    Научный руководитель :
    М. Л. Мерзлякова,

    учитель истории, МХК, музыки

    г. Обнинск, 2011/2012 учебный год
    Оглавление

    Аннотация 3

    Введение 4

    1. История развития искусства аниме 7

    1.1. Возникновение аниме 7

    1.2. Появление аниме в России 8

    2. Характеристика аниме как молодежной субкультуры 8

    3. Отношение к субкультуре аниме в молодежной среде 11

    Заключение 16

    Библиографический список 17

    Приложения 18



    Аннотация

    В работе изучается субкультура аниме, которая приобретает в последнее время все большую популярность. Проанализированы условия возникновения и функционирования субкультуры, выявлены ее признаки, исследовано отношение к ней в молодежной среде на основе анкетирования. Субкультура распространена больше среди молодежи в крупных городах. Источниками знаний являются те же, что по другим субкультурам. Субкультура не вызывает активного неприятия обществом и оказывает влияние на мировоззрение молодых людей, стремящихся найти свое место в обществе. Тревожным моментом становится то, что часть молодежи все больше уходит в нереальный, вымышленный мир.


    Введение

    Актуальность исследования. Существенной характеристикой жизни любого общества является культура, степень которой определяет место конкретной исторической цивилизации в ряду существовавших, современных и будущих. В культуре выражаются характерные черты данного общества, его образ жизни.

    Большие изменения в современном обществе, среди которых внедрение информационных технологий, формирование новых социальных связей, вызвали интерес к происходящим процессам в культурном пространстве. Особенно устойчивый интерес исследователи проявляют к молодежи вообще и молодежным субкультурам в частности. Это не случайно, так как именно от молодежи, от тех ценностей, которые сформированы у молодого поколения, зависит благосостояние современного общества.

    К началу XXI века молодежь стала одной из самых активных социальных групп. В настоящее время в России действуют различные молодежные субкультуры, с помощью которых молодые люди стремятся удовлетворить свои потребности. Это – поклонники различных музыкальных направлений и культов (панки, готы, эмо, металлисты). Также растет численность радикальных молодежных группировок, вступающих в конфликт с духовными ценностями общества и носящих агрессивный, экстремистский характер.

    Нельзя сказать, что молодежные субкультуры охватывают всю молодежь. Однако многие подростки являются носителями ценностей какой-либо субкультуры, часто не придавая этому особого смысла. Так молодежные субкультуры оказывают влияние на культуру в целом.

    В последнее время все большую популярность приобретает субкультура аниме, представители которой интересуются японской анимацией, комиксами, другими аспектами культуры Японии. Различные образы аниме часто используются в искусстве, шоу-бизнесе, а также проникают в другие сферы жизни общества.

    Я и мои друзья являемся поклонниками аниме, входим в данную субкультуру. Я решила разобраться в причинах ее возникновения, развития в России и выделить черты, характеризующие ее как молодежную субкультуру. Также мне стало интересно проанализировать отношение к аниме молодежи и общества в целом.

    Считаю, что изучение субкультуры аниме и особенностей ее проявления будет полезным и необходимым условием для проведения молодежной политики.

    Степень изученности проблемы. Моя работа находится в русле исследовательского проекта в рамках отдельного учебного заведения. Теоретическими основами работы являются исследования в области молодежных субкультур, подтверждающие, что появление субкультур – процесс социально обусловленный . Также принципиальное значение имеют положения таких ученых, как И. С. Кон, Л. И. Божович, А. В. Петровский, рассматривающие проблемы возрастной психологии, формирование личности 1 .

    Несмотря на различные публикации о молодежных субкультурах, изучение влияния молодежных субкультур на общественную культуру носит фрагментарный характер. Также по субкультуре аниме есть разрозненные сведения, публикации некоторых статей на сайтах в сети Интернет. Поэтому для характеристики аниме как молодежной субкультуры я использовала ресурсы сети Интернет, анализировала ценности субкультуры, проводила интервью с представителями аниме.

    Цель данного исследования заключается в изучении субкультуры аниме как одной из молодежных субкультур настоящего времени.

    В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи :


    • проанализировать условия возникновения и функционирования в настоящее время данной субкультуры;

    • выявить признаки аниме, отличающие ее от других молодежных субкультур;

    • исследовать отношение к субкультуре аниме в молодежной среде.
    Гипотеза : аниме как молодежная субкультура отражает интересы, предпочтения, образ жизни современной молодежи и решает проблемы, возникшие в молодежной среде.

    Объектом исследования является молодежная среда, испытывающая влияние общества, в которой формируются субкультуры.

    Предмет исследования : сама субкультура аниме в целом, ее проявления и особенности.

    Методы исследования :


    • анализ документов (изучены Интернет-сайты, статьи, журналы, в которых раскрываются аспекты субкультуры);

    • терминологический, сравнительный анализ, а также социологический метод – анкетирование;

    • метод интервью (информация была получена в ходе бесед с представителями субкультуры).
    База исследования : исследование проведено на базе школы №192 Кировского района города Новосибирска, в социальных сетях и на специализированных аниме-сайтах.

    Новизна работы :


    • прослежена история возникновения, функционирования и развития субкультуры аниме;

    • определены положение и функции субкультуры в современном российском обществе, ее влияние на общественную культуру в целом;

    • удалось адекватно отобразить конкретную ситуацию в среде молодежи по сформированности их вкусов, отношения к субкультуре для рекомендаций по работе с молодежью.
    Практическая значимость работы определяется тем, что полученную информацию можно использовать в качестве методического материала при изучении соответствующих тем по обществознанию, истории, мировой художественной культуре, написания элективных курсов; для классных руководителей и организаторов внеурочной деятельности учащихся при подготовке и проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

    Структура работы определена целью и задачами предпринятого исследования, отражает его ключевые этапы. Работа состоит из введения, основной главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    1. История развития искусства аниме

    1.1. Возникновение аниме

    Аниме – это анимация, созданная и разработанная в Японии. Само слово «аниме» закрепилось в японском языке в конце 1970-х годов как сокращение от английского «animation» («анимация»). До этого в японском языке использовалось выражение «манга-эйга» («кино-комикс»), которое иногда до сих употребляется старшим поколением японцев.

    Жанр аниме берет свое начало с «историй в картинках», или манги. Японские комиксы манга появились еще в X веке. Они рисуются только черно-белыми, а читают их и взрослые, и дети.

    Комиксы и анимация формируют мироощущение и самооценку современных японцев. Без знания их трудно по-настоящему понять современную Японию и ее народ. А ведь Япония – наш ближайший сосед, и понимание ее в XXI веке будет становиться все более важным для нас, жителей России.

    Аниме как самостоятельное направление в мультипликации возникло в 1950-х годах и было официально признано как искусство в конце XX века. История аниме корнями уходит к началу XX столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к иностранным техникам создания анимационных фильмов.

    Первым полноценным аниме-сериалом стал «Otogi Manga Calendar», созданный в начале 1960-х годов студией «Otogi». Он представлял собой черно-белые мультфильмы на историческую тему. Вскоре начался бум аниме. В течение 1970-1980-х годов аниме активно развивалось и распространялось в Японии, появлялись новые жанры. В 1988 году полнометражный фильм «Akira» установил рекорд бюджета аниме-фильма и создал совершенно новый стиль анимации.

    1990-2000-е годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии. Так, например, по мотивам вышедшего в 1995 году аниме «Ghost in the Shell» в США был создан фильм «Матрица».

    В настоящее время многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжают совершенствоваться технологии создания аниме: студии перешли на компьютерную графику, активно применяя трехмерную анимацию. Так постепенно японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьезные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.
    1.2. Появление аниме в России

    Аниме в России впервые появляется в середине 1980-х годов, когда на волне потепления международных отношений в СССР были привезены несколько классических детских фильмов студии «Toei»: «Летающий корабль-призрак», «Кот в сапогах» и некоторые другие.

    Одним из самых популярных в 90-е годы стал аниме-сериал «Красавица-воин Сейлор Мун» (русское название – «Луна в матроске»), который демонстрировался в переводе с японского. Также аниме можно было найти и на «пиратских» видеокассетах.

    На середину 1990-х годов приходится появление первых статей об аниме в популярных российских молодежных журналах. Поскольку в одиночку собирать журнальные публикации и видеокассеты с аниме было сложно, любители стали объединять свои усилия. Большим подспорьем в этом оказался ставший доступным массовому пользователю Интернет и любительские компьютерные сети, в первую очередь – Фидонет (FidoNet). Первый в России клуб поклонников аниме и манги «R.An.Ma» (Российская ассоциация аниме и манги) был создан в 1996 году в Москве. У клуба почти сразу стали появляться филиалы по всей стране и за ее пределами. Основной практической задачей клуба является возможность обеспечивать общение на равных поклонников аниме всех возрастов и «стажей».

    В наши дни искусство аниме достаточно популярно в России, приобретаются лицензии на перевод и показ аниме. Поклонников аниме становится все больше. Об этом говорит такой факт, как организация аниме-фестивалей в крупных городах нашей страны.
    2. Характеристика аниме как молодежной субкультуры

    О любителях аниме в наши дни часто говорят как об особой молодежной субкультуре. В силу своего возраста молодые люди испытывают потребность к самовыражению, самоутверждению, ищут свою индивидуальность. По мнению И. С. Кона, «юность – период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности»» . Все это осложняется возрастанием числа меняющихся ценностей и целей, предлагаемых государством, школой, семьей, политическими лидерами, средствами массовой информации, различными субкультурами. По той или иной причине человек не может удовлетворить свои потребности традиционным путем, и здесь он выбирает субкультуру, выполняющую функцию культурной самоидентификации.

    Определений субкультуры в науке достаточно много. Если культура слагается «…из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» , то субкультуры (с латинского «sub» – «под» и «cultura» – культура, обработка) будут складываться из предпочтений некоторых представителей общества. Также будем придерживаться определения, данного А. О. Райхштат, согласно которому «субкультура – это сообщество, которое включает в себя: ряд норм поведения, статусную структуру, общность увлечений, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон, фольклор» . Все это определяется возрастными и социокультурными особенностями представителей субкультуры. Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений. Одной из разновидностей субкультур является молодежная субкультура.

    По словам И. С. Кона, «…юношеская субкультура имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство своей групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения…» . Носителями молодежных субкультур являются, в основном, подростки из крупных городов. В провинции так называемые неформалы остаются диковинкой.

    Таким образом, основными причинами возникновения молодежных субкультур в России являются:


    • возрастные особенности молодежи: юношеский возраст отличают черты порывистости, нетерпимости, неустойчивости желаний;

    • переоценка традиционных ценностей, влияние так называемых «западных» ценностей;

    • развитие информационных систем и возможности удовлетворять потребности в общении, досуге и т. п.
    Говоря о субкультуре аниме, можно выделить ее отличительные признаки.

    Во-первых, это особые интересы и ценности. Представители субкультуры интересуются аниме и мангой, изучают историю Японии, коллекционируют фигурки и постеры, рисуют в стиле аниме, сочиняют фанфики 1 . Особо фанатичных последователей аниме называют «отаку» 2 .

    Представители субкультуры аниме выработали свой язык – сленг, использующий в простой речи японские слова. Так, например, часто употребляются слова: «охайо» (приветствие), «сугой» (восхищение), «кавай» (мило), «аригато» (спасибо) и другие. Различные японские слова и выражения используются как в непосредственном общении между представителями субкультуры, так и в общении в сети Интернет.

    Одним из признаков субкультуры аниме является особый стиль одежды и внешний вид. Иногда по самым незначительным деталям (например, брелок на телефоне в виде персонажа аниме или подвеска на цепочке) можно определить поклонника аниме. Более значительные элементы – сумки и футболки с соответствующей символикой. Некоторые представители субкультуры делают себе прически, как у любимых персонажей. Например, после просмотра сериала «Сейлор Мун» многие девочки стали отращивать волосы, а после «Стального алхимика» весьма популярной стала косичка, как у главного героя Эдварда.

    Отличительной особенностью субкультуры является косплей 1 . Чаще всего представителей субкультуры, переодетых в своих любимых героев аниме, можно увидеть на фестивалях, посвященных японской культуре. На таких фестивалях проводят конкурсы на лучший костюм или лучший образ героя (см. Приложения, рисунок 1 ). Анимешники тщательно готовятся к таким конкурсам, шьют костюмы или заказывают их через Интернет.

    Представители субкультуры активно между собой общаются как лично, так и посредством сети Интернет. Так возникают различные клубы и объединения, посвященные аниме. В сети Интернет есть множество сайтов и форумов об аниме, где анимешники могут найти для себя что-то интересное и пообщаться с людьми из других городов и стран (например, всероссийский Аниме-Форум 2 , новосибирский Kabuki-club 3 и другие). Интересуются аниме как девушки, так и юноши.

    Таким образом, у аниме можно выделить основные признаки, характеризующие ее как молодежную субкультуру. Интересно, что сами анимешники высказывают различные мнения по данному вопросу: одни считают, что субкультура есть, другие наоборот отрицают ее, указывая, что есть просто группы увлекающихся людей.

    Было бы более уместным сказать, что субкультура еще не сформировалась окончательно. Самым сложным является определение ценностей данной субкультуры. Именно потому, что она находится в стадии формирования, пока нельзя сказать о четкой и ясно сформулированной системе ценностей. Хотя аниме учит искать и находить свое место в мире, не преобразовывать мир под себя, а найти свое дело, понять смысл этого дела и заниматься им, не отвлекаясь на пороки окружающего мира.

    Если говорить об отношении к субкультуре в обществе, можно заметить, что особого отторжения нет, хотя иногда можно услышать фразы вроде: «Опять ты свои мультики смотришь?». Возможно, срабатывает еще стереотип с советских времен, когда считалось, что мультипликация – это занятие, в основном, для детей.

    У аниме в России есть перспективы, хотя бы теоретические. Дело в том, что психология российского подростка и молодого человека весьма близка к психологии молодых японцев. И те, и другие живут в цивилизации, переходящей к демократическому государству. Отсюда схожее понимание вопросов любви, дружбы, поиска места в жизни, учебы, трудоустройства.


    3. Отношение к субкультуре аниме в молодежной среде

    Для того, чтобы выявить отношение молодежи к субкультуре аниме, проводилось анкетирование на базе средней школы №192 Кировского района города Новосибирска, а также в социальных сетях и на специализированных аниме-сайтах. Ответы на анкету приходили и на электронную почту автора работы.

    В анкетировании приняли участие 140 человек из разных городов России, Украины, Белоруссии (см. Приложения, таблица 1 ). Среди респондентов были молодые люди в возрасте от 14 до 27 лет (см. Приложения, таблица 2 ), в том числе 77 девушек (55%) и 63 юноши (45%).

    Респонденты назвали источники своих знаний о данной субкультуре, среди которых: Интернет (64 человека – 46%), личное общение с любителями аниме (54 человека – 39%), сведения из средств массовой информации (12 человек – 9%). Часть респондентов посещает аниме-фестивали, либо их отслеживает – 17 человек (12%). Можно сделать вывод о том, что источниками знаний о субкультуре аниме являются те, что используются молодежью в повседневной жизни.

    Также респонденты выразили свое отношение к субкультуре аниме. По их мнению, аниме является:


    • способом приятного времяпрепровождения – 64 человека (46%);

    • возможностью познакомиться с японской культурой – 33 человека (24%);

    • попыткой уйти от проблем реального мира – 15 человек (11%).
    Семь человек затруднились с ответом (5%).

    Достаточно большое количество опрошенных, как видно из результатов анкетирования, испытывают интерес к аниме, причем этот интерес среди лиц как женского, так и мужского пола. На вопрос «Смотришь ли ты аниме?» утвердительно ответили 87 человек (62%), в том числе 50 девушек и 37 юношей. Наиболее популярными жанрами стали: романтика (23 человека), комедия (17 человек), мистика (15 человек), меха 1 (12 человек), сёнен 2 (14 человек), сёдзё 3 (12 человек), фантастика (12 человек), драма (10 человек). Эти данные говорят о том, что многообразие жанров аниме позволяет каждому человеку найти что-то свое, в соответствии со своими предпочтениями и интересами.

    Респондентам был задан вопрос о том, как общество относится к представителям субкультуры аниме. По мнению участников анкетирования, люди относятся:


    • отрицательно – 4 человека (3%);

    • нейтрально или положительно – 40 человек (29%);

    • по-разному – 45 человек (32%).
    Эти данные говорят о том, что нет активного отторжения или неприятия обществом субкультуры аниме.

    Мы знаем, что одним из проявлений данной субкультуры является использование ее представителями различных внешних атрибутов (в том числе деталей одежды). Поэтому респондентам задавался вопрос об их отношении к использованию представителями субкультуры деталей внешнего вида. Ответы распределились следующим образом:


    • нейтрально относятся – 78 человек (56%);

    • положительно относятся – 29 человек (21%);

    • отрицательно относятся – 33 человека (23%).
    Можно сделать вывод, что у большей части респондентов (77%) нет особого отторжения или неприязни к использованию «анимешниками» различных деталей одежды (хотя 23% эту неприязнь все же испытывают).

    Еще одним атрибутом субкультуры аниме является особый сленг, используемый в общении. Результаты анкетирования показали, что некоторые слова и выражения попадают в молодежную среду и закрепляются в ней. Из 140 опрошенных так или иначе используют слова из сленга аниме 70 человек (50%). Из них часто и постоянно пользуются в разговоре словами 23 респондента (16%). Наиболее употребительными являются слова: «кавай» – «мило» (22 человека), «ня» – мяуканье (25 человек), «аригато» – «спасибо» (12 человек), «охайо» – приветствие (11 человек), «сугой» – восхищение (11 человек).

    Так как анкетирование проводилось, в том числе, на специализированных аниме-сайтах, достаточно большое количество респондентов (81 человек – 58%) отнесли себя к представителям субкультуры. Они объяснили, почему вступили в данную субкультуру и что их привлекает в аниме:


    • расширение кругозора – 47 человек (58%);

    • возможность приятно провести время – 41 человек (51%);

    • знакомство с новыми людьми – 30 человек (37%);

    • возможность реализовать себя – 27 человек (33%).
    Также респонденты ответили, что кроме просмотра аниме они:

    • читают мангу – 68 человек (84%);

    • слушают японскую музыку – 59 человек (73%);

    • изучают японский язык – 29 человек (36%);

    • читают японскую литературу – 18 человек (22%);

    • увлекаются аниме-играми – 25 человек (31%);

    • интересуются японской историей и традициями – 30 человек (37%).
    Таким образом, представители субкультуры не замыкаются только на просмотре аниме, а интересуются различными аспектами культуры Японии.

    Эти данные не случайны, так как именно в молодом возрасте есть стремление найти себя, желание утвердиться во взрослом мире. Личностное самоопределение происходит через выбор факторов, способствующих формированию чувства уверенности в себе. А это и поиск равных себе по положению, и стремление найти себя через общение с чем-то новым, неизведанным, расширить свой кругозор.

    Одним из проявлений субкультуры аниме является косплей. Респонденты отвечали на вопрос «Является ли косплей частью жизни анимешников?». Большинство представителей субкультуры (53 человека – 65%) считают, что переодевание в героев аниме и вживание в их образы является добровольным делом. А некоторые (13 человек – 16%) думают, что участвовать в косплее необязательно. Эти данные позволяют сделать вывод, что, в отличие от представителей других субкультур (например, готов или эмо), для представителей данной субкультуры детали внешнего вида не являются культом.

    В последнее время в разных городах проходят аниме-фестивали, что говорит о постепенном распространении субкультуры в молодежной среде. Одним из вопросов анкеты был «Следите ли вы за аниме-фестивалями, проходящими в вашем городе?». Получены следующие ответы:


    • да, отслеживаю – 28 человек (20%);

    • нет, за этим не слежу – 90 человек (64%);

    • в моем городе не проводятся аниме-фестивали – 22 человека (16%).
    Данные анкеты показывают, что фестивали проходят, в основном, в крупных городах, где молодежь проявляет интерес к аниме.

    Также респондентам предлагался вопрос о влиянии аниме на мировоззрение человека. Большинство опрошенных (115 человек – 82%) ответили утвердительно. Часть респондентов (20 человек – 14%) решили, что аниме не оказывает никакого влияния на мировоззрение. Отсюда можно сделать вывод о том, что молодые люди задумываются о своем месте в мире, у них формируются жизненные принципы, в том числе под влиянием аниме.

    Таким образом, можно сделать выводы:


    • к субкультуре аниме проявляется интерес в молодежной среде вне зависимости от пола и в достаточно широких возрастных рамках;

    • субкультура распространена больше среди молодежи в крупных городах, где есть возможность приобретать продукцию, так или иначе связанную с аниме;

    • источниками знаний об аниме являются те же, что и по другим молодежным субкультурам;

    • элементы субкультуры проникают и в повседневную жизнь людей, не связанных с аниме (например, сленг, атрибуты одежды);

    • субкультура аниме не вызывает активного неприятия обществом, как некоторые другие субкультуры;

    • аниме оказывает определенное влияние на мировоззрение молодых людей, стремящихся найти свое место в обществе.
    Тревожным моментом становится то, что часть молодежи все больше уходит в нереальный, вымышленный мир. Так, например, несколько представителей субкультуры в анкете написали, что все больше испытывают неприязнь к реальным людям. А настоящие проблемы, вставшие перед молодыми людьми, они решать не могут, либо не хотят.

    От того, чем молодежь живет сегодня, зависит то, каким наше общество будет завтра. Поэтому необходимо более грамотно проводить молодежную политику, понимая, что молодежь – не временное явление в жизни общества, а его завтрашний день. Хорошо бы школам стать центрами по выявлению и развитию творческого потенциала каждого учащегося, чтобы он мог найти себя не только в нереальном мире. Необходимо расширять сеть бесплатных клубов для занятий молодежи в свободное время, продумать программу вовлечения подростков в разные полезные виды деятельности, оказывать своевременную психологическую поддержку, воспитывать толерантное отношение к окружающим.

    Заключение

    В данной работе мы рассмотрели вопросы, связанные с развитием аниме как молодежной субкультуры, исследовали отношение к ней молодежи. Цель и задачи, поставленные в работе, достигнуты.

    Появление субкультуры аниме отражает интересы современной молодежи. В свою очередь, все проблемы, возникающие в молодежной среде, она не решит. Необходима грамотная государственная молодежная политика.

    Аниме – субкультура, которая у нас в стране становится все более известной. Наличие молодых людей, обсуждающих любимых героев аниме-сериалов и использующих в своей речи японские слова, – уже не новость. Анимешники меньше пугают старшее поколение. Они не вскрывают себе вены, как эмо, и не гуляют с мертвецки бледными лицами по кладбищам, как готы.

    У каждого поколения есть право на собственный эстетический опыт. Как говорил Н. П. Акимов, народный артист СССР, «каждое поколение имеет право… шить себе брюки по своему вкусу и сидеть на стульях, которые ему нравятся. И вешать на стены то, что хочется, а не то, что противно» . Субкультура аниме, как и другие молодежные субкультуры, тоже имеет право на существование. Но тревожит то, что часть молодежи уходит в нереальный нарисованный мир, не желая решать реальные проблемы, возникающие вокруг них.
    Библиографический список


    1. Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педологическая академия, 1995.

    2. Иванов Б. Введение в японскую анимацию. М., 2001.

    3. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.

    4. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический Проспект, 2003.

    5. Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

    6. Петровский А. В. Психология: учебник для ВУЗов по педагогической специальности. М.: Академия, 1998.

    7. Райхштат А. О. Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики. Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Казань, 2006.

    8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аниме / Википедия – Аниме.

    9. http://ru.wikipedia.org/wiki/История_аниме / Википедия – История аниме.

    10. http :// www . anime . ru / Аниме и манга в России.

    11. http://www.animeforum.ru / Аниме-Форум.

    Приложения

    Анкета «Отношение к субкультуре аниме в молодежной среде»

    1. Откуда вы: субъект (область, край, ...), страна (если не РФ).

    2. Ваш возраст.

    3. Ваш пол.

    4. Каковы ваши источники знаний о субкультуре?

    а. личное общение;

    б. общение посредством Интернета;

    в. общение в ходе аниме-фестивалей;

    5. Чем, по-вашему, является аниме?

    а. способ приятного времяпрепровождения;

    б. возможность познакомится с уникальной японской культурой;

    в. произведение анимационного искусства, наполненное глубокими философскими идеями;

    г. возможность уйти от проблем реального мира;

    д. наркотик;

    е. другое.

    6. Как часто вы смотрите аниме?

    а. несколько раз в день;

    б. несколько раз в неделю;

    в. несколько раз в месяц;

    г. реже, чем несколько раз в месяц;

    д. не смотрю.

    7. Назовите любимые жанры аниме.

    8. Как относится ваше ближайшее окружение (родственники, друзья) к аниме?

    а. положительно;

    б. нейтрально;

    в. отрицательно;

    г. все по-разному.

    9. Как вы относитесь к использованию анимешниками специфических для данной субкультуры деталей внешнего вида?

    а. положительно – анимешника должно быть видно издалека;

    б. нейтрально;

    в. отрицательно – я считаю лишними любые атрибуты внешнего вида, указывающие на принадлежность человека к субкультуре анимешников.

    10. Как часто вы используете в своей речи слова из сленга анимешников? Для примера укажите несколько слов, которые вы употребляете наиболее часто.

    а. только в случае крайней необходимости;

    б. довольно редко;

    г. практически постоянно.

    11. Что дало вам вступление в субкультуру анимешников?

    а. знакомство с новыми интересными людьми;

    б. возможность приятно провести время;

    в. возможность реализовать себя в сферах деятельности, недоступных людям, незнакомым с аниме;

    г. расширение кругозора;

    д. другое;

    е. не вступал в субкультуру.

    12. Какими еще сторонами японской культуры помимо аниме вы увлекаетесь?

    а. чтением манги;

    б. японской литературой;

    в. японской музыкой;

    г. компьютерными аниме-играми;

    д. изучением японского языка;

    е. изучением японской истории и традиций;

    ж. другое;

    з. не увлекаюсь.

    13. Является ли косплей неотъемлемой частью жизни анимешника?

    а. да – тот, кто не принимает участия в косплеях, анимешником считаться не может;

    б. постоянно участвовать не обязательно, но каждый человек, причисляющий себя к анимешникам, должен хоть раз поучаствовать в косплее;

    в. нет, косплей – дело сугубо добровольное;

    г. нет, косплей – абсолютно ненужное мероприятие;

    д. не знаю, что это такое.

    14. Следите ли вы за аниме-фестивалями, проходящими в вашем городе?

    а. да, отслеживаю;

    б. нет, за этим не слежу;

    в. в моем городе не проводятся аниме-фестивали.

    15. Как вы считаете, оказывает ли просмотр аниме влияние на мировоззрение человека?

    а. несомненно, оказывает;

    б. нет, не оказывает абсолютно никакого влияния.


    Таблица 1. География респондентов

    Таблица 2. Распределение респондентов по возрастам

    Рисунок 1. Третий сибирский фестиваль молодежных субкультур в Новосибирске, площадка косплея

    1 Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 6-7.

    Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педологическая академия, 1995. С. 209.

    Петровский А. В. Психология: учебник для ВУЗов по педагогической специальности. М.: Академия, 1998. С. 501.

    1 Фанфик (сокр. от англ. «fan» – поклонник и «fiction» – художественная литература) – разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении, использующее его идеи сюжета и персонажей.

    "Каждому – свое" Надпись на воротах Бухенвальда Проект выполнила: ученица 8 класса Злыгостева А. Цель: Объяснить суть субкультур. Подробнее изучить субкультуру отаку. Заинтересовать своих сверстников. Задачи: Отобрать и изучить литературу по теме: «Молодежные субкультуры». Изучить интересы и ценности субкультуры; Показать различные виды жанров аниме. Субкультура-это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Классификация субкультур: Виды субкультур Общее описание Подвиды Музыкальные Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки. Альтернативщики Готы Инди Металлисты Панки Растаманы Рокеры Рейверы Хип-хоп (рэперы) Традиционные скинхеды Фолкеры Эмо Риветхеды Джанглисты Имиджевые Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению Кибер-готы Моды Нудисты Стиляги Тедди-бои Милитари Политические и мирровозренческиеПо хоббиПо другим увлечениямХулиган ские Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям Анархо-панкиАнтифаRASHскинхеды(редскины)SHARPскинхедыНС-скинхеды БитникиНеформалыНьюЭйджСтрейт-ЭйджерыХиппиЯппи По хобби Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби Байкеры Райтеры Трейсеры Хакеры По другим увлечениям Субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе. Отаку Падонки Геймеры «Отаку»- это японский термин для обозначения людей, буквально одержимых какими-либо интересами и хобби, в особенности это касается любителей аниме, манги и видеоигр. «Манга» – это комиксы, созданные в Японии. Часто два термина («манга» и «аниме») путают. Здесь сказывается сравнительная новизна слова «аниме», которое закрепилось в японском языке лишь в конце 1970-х как сокращение от английского «анимейшн» (animation). До этого в японском языке использовалось выражение «манга-эйга» («кинокомикс»), которое до сих пор иногда употребляется старшим поколением японцев. «Аниме» – это анимация, созданная в Японии. «Созданная» в данном случае означает не столько «произведенная», сколько «разработанная». Дело в том, что многие современные анимационные фильмы (особенно ТВ сериалы) рисуются в Японии согласно сценариям и дизайнам иностранных (в основном – американских) творческих коллективов. Такая анимация под определение «аниме» не подходит. «Косплей»- является сокращением от англ. «costumed play» - т.е. «костюмированная игра», даже в какой-то мере «карнавал». Отаку устраивают различные фестивали, на которых перевоплощаются в любимых персонажей посредством воссоздания костюмов и атрибутики. Существуют также профессиональные косплейеры, костюмы которых отличаются высоким уровнем соответствия оригиналу, богатством отделки и прочим антуражем. Профессиональный Непрофессиональный Какие бывают жанры аниме? Боевые искусства- жанр аниме и Апокалиптика- жанр, манги, посвящённый одному или повествующий о наступлении более видам боевых искусств и конца света. их изучению. Вампиры- жанр, в котором обязательно наличие вампиров как ключевых фигур повествования. Josei- жанр, основной аудиторией которого являются женщины в возрасте от 18 лет. Драма- жанр, основной темой которого является острый конфликт человека с обществом. Комедия- жанр, характеризующийся юмористическим подходом к повествованию. Киберпанк- жанр научной фантастики, в котором действие разворачивается в недалёком будущем. Основные черты киберпанка: высокое технологическое развитие и волнения в социальных слоях. Maho-shoujo(также «хэнсин» в случае перевоплощений героев)- жанр, повествующий о приключениях девочек волшебниц. Meha- жанр фантастики, названный в честь огромных человекоподобных пилотируемых роботов, которые являются обязательным элементом данного жанра. Парапсихология- жанр, акцентирующий внимание на паранормальных явлениях и способностях. Научная фантастика- жанр, в котором используется техника, не созданная на момент выхода аниме; изложение предположительного будущего человечества. Пародия- жанр, в котором специально используются характерные черты других, обычно широко известных и узнаваемых произведений для создания комического эффекта. Паропанк- жанр научной фантастики, в котором основным достижением мировой технологии является паровой двигатель. Постапокалиптика- жанр научной фантастики, в котором действие происходит после какой-либо глобальной катастрофы. Приключения- жанр, в котором с персонажами на их пути происходит множество сложных ситуаций, удачно преодолеваемых героями благодоря их способностям и сообразительности. Социальный жанр- рассказывает о проблемах общества и политики, коррупции и «грязных» деньгах. Романтика- жанр, описывающий любовь и романтические чувства между героями. Самурайский боевик- жанр, основным действом которого являются бои на самурайских мечах. Otaku- жанр, в котором упоминается деятельность и жизнь отаку. Shoujo- жанр, предназначенный для девочек и девушек возраста от 12 до 16-18 лет, как правило, затрагивающий проблему любовных отношений. Sentai- жанр, повествующий о приключениях небольшой команды. Сказка- фантастическая история, обычно предназначенная для детей; часто носит поучительный характер. Shounen- жанр, основной аудиторией которого являются мальчики и юноши в возрасте 12-18 лет. Seinen- жанр, основной аудиторией которого являются мужчины в возрасте от 18 лет. Трэш(кровь)- жанр с обилием жестоких сцен и крови. Фантастика- жанр, наполнение которого выходит за рамки реальности. Ужасы- жанр, назначение которого – напугать зрителя или читателя, вселить в них чувство страха. Школа- поджанр «повседневности», специализирующийся на школьной жизни. Детектив- жанр, описывающий исследования некого загадочного происшествия, с целью выяснить обстоятельства совершения этого происшествия, а также его виновников. Doubutsu- жанр, повествующий о человекоподобных или «пушистых» существах. К жанру можно отнести произведения, где присутствуют создания, похожие на кошек, лис, собак, кроликов и тд. Идолы- жанр, в сюжетах которого присутствуют звёзды музыкального бизнеса. Kawaii- жанр, в котором упор делается на что-то милое: внешность персонажа и/или его поведение. Повседневность- жанр, основным предметом которого является обыденная жизнь персонажей. Полиция- жанр, повествующий о работе полиции и других правоохранительных органов. Supokon(спорт)- жанр, повествующий о молодых спортсменах, добивающихся победы путём воспитания в себе силы воли и духа. Триллер- жанр, предназначенный для создания напряжения и волнения у зрителя и читателя. Список литературы: Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 564-603 Громов А.В., Кузин О.С. "Неформалы. Кто есть кто?" - М.,1990г. Запесоцкий А.С., Файн А.П. "Это непонятная молодёжь…:проблемы неформальных молодёжных объединений" – М: Профиздат, 1990г. Ольшанский Д.В. "Неформалы: групповой портрет в интерьере"- М: Педагогика, 1990г. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр "Регион". - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 262 с. Источник из интернета:http://www.sub-culture.ru/ Источник из интернета:http://neogot.ru/Istoria_gotiki.html

    Анимешники, как молодежная субкультура

    Особое место в числе разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемые в особом молодежном образе жизни.

    Об анимешниках уже давно говорят как об особой молодежной субкультуре. И действительно, здесь мы видим все отличительные признаки:

    1) Особые интересы и ценности (ну, про интересы можно много не говорить, тут и так понятно - аниме, манга, культура и история Японии. Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков и т.п. Что же касается системы ценностей, здесь уже все зависит от конкретного человека и его воспитания);

    2) Свой язык - сленг (как же без этого, при этом анимешный сленг может стать отдельным объектом исследования. "Аниме", "Манга", "Отаку" и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга. Кроме того, стоит сказать, что многие используют с своем лексиконе и японские слова или фразы. Наиболее распространенные "Здравствуйте", "Извини", "Спасибо". Ну, и просто невозможно не упомянуть великое и ужасное "НЯ!", которое может выражать самые разные эмоции);

    3) Манера поведения. Здесь достаточно сложно определить общую для всех анимешников манеру поведения. Если говорить о возрастных группах, то у подростков - анимешников, а особенно девочек 12-15 лет это выражается более ярко, чем у взрослых анимешников. Это мнение у меня сформировалось на основе личных наблюдений, сделанных на анимках.

    4) Одежда и внешний вид. Иногда по самым незначительным деталям (брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке) можно определить анимешника. Сумки и футболки с соответствующей символикой - это уже более значительные элементы. Не секрет, что многие делают себе прически как у любимого персонажа. Например, после просмотра СМ, многие девочки стали носить оданго, а после FMA косичка как у Эдварда стала весьма популярной. Кроме того, не стоит забывать о таком явлении, как косплей;

    5) Наличие неформальных групп и сообществ. Разумеется, это клубы и другие объединения.

    Анимешная субкультура активно обсуждается на Аниме-форуме, специально для этого была создана тема: Анимешники, как молодежная субкультура

    Интересно, что сами анимешники высказывают различные мнения по данному вопросу, одни считают, что субкультура есть, другие же наоборот, отрицают ее, указывая, что есть просто группы увлекающихся людей.

    Я думаю, правильнее было бы сказать, что субкультура еще не сформировалась окончательно, но и то, что есть уже нельзя считать аморфным образованием. Если обратить внимание на признаки, у нас уже есть нечто - более или менее определенное. Самое сложное заключается в определении ценностей субкультуры. Именно потому, что субкультура находится в стадии формирования, пока нельзя сказать о четкой и ясно сформулированной системе ценностей.

    Говоря о субкультуре в целом, нельзя забывать о тех, кто ее собственно и составляет. Мы называем всех поклонников аниме просто "анимешники". Но анимешник анимешнику рознь. Поэтому я предлагаю небольшую классификацию или выделение условных групп анимешников, в зависимости от степени увлеченности:

    1) Новичок - увлекаться аниме стал недавно, плохо разбирается в терминологии, редко посещает мероприятия, имеет маленькую коллекцию аниме и манги.

    2) Интересующийся - увлекается давно, имеет приличную коллекцию аниме, манги, клипов, посещает аниме - мероприятия, может состоять в клубе, знает несколько японских слов, некоторые факты о Японии (стремиться расширить эти знания),

    "Японист" (особая группа среди интересующихся) - человек может увлекаться аниме, но при это не сходить по нему с ума (как отаку), однако вместе с тем интересоваться историей Японии, языком вплоть до поездок и пр. это уже признаки эрудированности в культуре, а не в аниме.

    3) Отаку. Собственно об отаку хотелось бы рассказать более подробно. Во-первых, в Японии отаку не только фанат или поклонник аниме и манги, но и вообще поклонник чего-либо. У нас же (да и не только у нас во всем остальном мире тоже) этот термин применяется именно в отношении любителей аниме и манги.

    Я думаю, стоит различать понятия "анимешник" и "отаку", как общее и особенное.

    То есть, любой отаку - анимешник, но не всякий анимешник - отаку, так как в моем понимании отаку - это человек очень серьезно увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии (причем все это вместе и сразу).

    На основе моих личных наблюдений и данных, собранных на просторах Интернета я выделю некоторые признаки отаку.

    Итак, настоящий отаку:

      Имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки клипов или игр,

      Следит за выходом новинок и старается приобретать (или скачивать) их как можно быстрее,

      Читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие страницы в интернете,

      Коллекционирует фигурки любимых персонажей,

      Участвует в аниме - фестивалях, косплее и других мероприятиях,

      Занимается каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи, АМВ и.т.п),

      Тратит достаточно много денег на аниме и все что связано с этим увлечением,

      Обладает обширными знаниями в области истории развития аниме, может дать исчерпывающую консультацию новичку по разным вопросам, касающимся аниме и манги,

      Интересуется историей и культурой Японии (здесь я бы хотела немного оговориться, что степень увлечения может быть различной, от простого прочтения статей, увлечения японской кухней ит.п., до серьезного изучения языка и истории страны и поездок туда.

    Это примерный перечень, не значит, что обязательно должны быть все признаки, но наличие большинства из них может говорить о серьезном увлечении аниме.

    Участники делятся своими мнениями по данному вопросу и также выделяют различные признаки поклонников аниме.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы наблюдаем активное формирование очень интересной молодежной субкультуры.

    Возрастные группы анимешников:

    Из-за достаточно большого разнообразия жанров в аниме, анимешники имеются в любой возрастной группе, но можно определить несколько основных жанров аниме и манги по целевой аудитории:

    Кодомо - манга и аниме, предназначенные для детей (до 12 лет). Отличительная особенность этого жанра - в его «детскости», отсутствует (иногда просто сильно упрощено) идейное наполнение.

    Сёнэн - аниме для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет). Основные признаки жанра: быстрое развитие и ярко выраженный динамизм сюжета (особенно в сравнении с сёдзё). Произведения содержат множество юмористических сцен, основываются на темах крепкой мужской дружбы, любого вида соперничества в жизни, спорте или в боевых искусствах. Девушки и женщины в сёнэн аниме часто изображаются преувеличенно красивыми и сексуальными, такое гипертрофирование служит для наилучшего проявления мужественности главных героев.

    Сёдзё - аниме и манга для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет). В сюжете сёдзё аниме, как правило, присутствуют любовные отношения разной степени близости, в зависимости от возраста целевой аудитории, большое внимание уделяется развитию образов персонажей. Как характерные черты можно отметить: преувеличенная условность рисунка (гротеско-юмористическая) или же, наоборот, утончённо-романтическая.

    Сэйнэн - аниме или манга для взрослых мужчин (от 18 до 25-40 лет). Характерными чертами этого жанра являются элементы психологии, сатиры, эротики, больше внимания уделяется развитию персонажей. Сэйнэн иногда путают с сёдзё, однако произведения в этом жанре реалистичнее и мрачнее, а сюжет не завязан на романтической истории, хотя любовная история может присутствовать. В редких случаях аниме или манга в жанре сэйнэн нацелены на бизнесменов в возрасте более 35-40 лет.

    Дзёсэй - аниме или манга для женщин. Сюжет чаще всего описывает повседневную жизнь женщины, живущей в Японии. С самого начала, часть повествования отводится под события из школьной жизни главной героини (именно в это время она знакомится с другими действующими лицами и происходит завязка сюжета). Стиль рисунка используемый в дзёсэе немного более реалистичен чем в сёдзё, однако сохраняет в себе некоторые его характерные особенности. Опять-таки, в отличие от сёдзё, любовные отношения изображены в дзёсэе значительно более проработано.

    Подведём итоги:

    Аниме заполонило весь Российский интернет, залезь на любой форум, блог, даже не по тематике Аниме, везде анимешная «атрибутика», картинки, аватары, подписи, не тут так там, в комментариях встретишь ня, кавай и т.п. На слово аниме в яндексе находит 54 млн. страниц. Вы только вдумайтесь в цифру 54 млн. страниц про аниме на русском языке, это хватит по 1 сайту на каждого пользователя интернета в России. Аниме везде, в любом АВП, или ролике, везде встречается то картинка, то музон из аниме. Анимешники везде, вы только някните на улице, они сбегутся неоткуда, сколько их – множество. Сколько клубов проводят аниме пати, даже кинотеатры снимают для проведения фестивалей, сколько сейчас фанантских магазинов развернулось.

    Российский государственный профессионально-педагогический университет

    «Анимешники,

    как молодежная субкультура»

    Подготовил: Зарипов Максим Юрьевич

  • ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения