Физическое развитие определение. Физическое развитие. Факторы, влияющие на физическое развитие. Показатели. Методы оценки физического развития

Физическое развитие– это комплекс морфологических и функциональных расстройств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил. При изучении физического развития детей не только исследуются морфологические и функциональные признаки, но и определяется уровень биологического развития организма.

Изучения физического развития включает в себя:

1. Изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени;

2. Динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;

3. Разработку мер региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития детей;

4. Оценку эффективности оздоровительных мероприятий.

Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Физическое развитие является одним из важнейших показателей состояния здоровья и зависит от условий жизни, воспитания подрастающего поколения, служит объективным методом контроля эффективности оздоровительных мероприятий.Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения, однако показатели физического развития не являются обязательными для официального статистического анализа и не отражаются в отчетности, что не позволяет повсеместно и постоянно следить за уровнем и динамикой развития отдельных групп населения.

Основными признаками физического развития являются :

1. Антропометрические, т.е. основанные на изменении размеров тела скелета человека и включающие:

· соматометрические – размеры теле и его частей;

· остеометрические – размеры скелета и его частей;

· краниометрические – размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.

3. Физиометрические признаки, т.е. признаки, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно, они измеряются с помощью специальных приборов. К ним относятся: жизненная емкость легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра и др.

Перечисленные показатели, взятые в отдельности, не могут характеризовать физическое развитие ребенка. Оценка должна проводиться комплексно при одновременном учете всех показателей.

Физическое развитие, отражая процессы роста и формирования организма, находится в непосредственной зависимости от других показателей здоровья. Заболевания, связанные с эндокринными расстройствами, нередко сопровождаются значительным нарушением физического развития (гигантизм, акромегалия, гипофизарный нанизм, инфантилизм и др.). Такие хронические заболевания, как ревматизм, туберкулезная интоксикация, также оказывают влияние на физическое развитие. Доказано, что рахит, хроническая дизентерия у детей в раннем возрасте задерживают физическое развитие. Вместе с тем, течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.

На уровень физического развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Физическое развитие зависит и от социальных условий. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях в образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска неблагополучия семей, требующих мер медико-социального воздействия. Физическое развитие имеет выраженную социальную обусловленность. Уровень социального благополучия отражается на показателях физического развития населения, и в первую очередь детей. В период после революции 1917 года и Гражданской войны показатели физического развития населения улучшались. В годы Великой Отечественной войны наблюдалось снижение уровня физического развития. Особенно значительное отставание наблюдалось у детей в районах временной оккупации. Специальные меры государства по ликвидации санитарных последствий войны году способствовали быстрому восстановлению уровня физического развития. К 1950 году почти по всем возрастным группам было отмечено восстановление показателей довоенного уровня. Многочисленными исследованиями, проведенными в последующие годы, было установлено не только улучшение показателей физического развития детей и подростков, но и ускорение темпов роста и развития, получившее название акселерации. Наблюдается она у детей с раннего детства. Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармонической и дисгармонической акселерацией. При гармонической акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства. При дисгармонической акселерации ускорение созревания может не сопровождаться ускорением роста, полового развития, что создает тенденцию к грацилизации.

Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы причин акселерационных сдвигов .

1. Алиментарная теория: улучшение питания детей (увеличения потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);

2. Радиоволновая гипотеза (влияние электромагнитных полей от радиостанций)

3. Более интенсивная инсоляция (стимулирующее влияние физического воспитания и спорта на рост и развитие молодого поколения);

4. Урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активирует тропные функции);

5. Генетический эффект (постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом, т.е. со свойством гибридов первого поколения превосходить по ряду признаков лучшую из родительских форм.

Однако не вызывает сомнения, что в происхождении акселерации имеет значение суммарное взаимодействие биологических и социальных факторов.

Анализируя антропологические показатели у населения в различные эпохи, ученые отмечают, что периоды увеличения и уменьшения роста и скорости созревания наблюдались, очевидно, и в прежние времена, но интенсивность этих процессов была меньше.

В 80-х годах стали появляться сообщения о стабилизации процесса акселерации. Вначале эту тенденцию отметили ученые Норвегии, Германии, Чехословакии, Италии, Японии, а затем и других экономически развитых стран. Прогнозируя процесс акселерации, можно предложить, что в экономически развитых странах произойдет заметное замедление акселерации (появился даже термин «десельрация» - явление, обратное акселерации). Однако в развивающихся странах ожидается значительное ускорение индивидуального развития детей.

Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем:

Более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности;

Необходимость в установлении новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;

Нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития и созревания, усложнение дифференцировки между нормой и патологией;

Диссоциацией между предельным ростом и ростом поперечников тела создает тенденцию к грацилизации тела и росту числа осложнений в родах.

Оценка физического развития имеет важное значение для многих областей медицины. Клинико-диагностические значения оценки физического развития нашли свое место в «конституциональной» диагностике: для определения конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания. Некоторые показатели физического развития используются для выявления антропометрических признаков риска ряда заболеваний и патологических состояний. Например, в акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов. Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка. В статистике некоторые антропометрические показатели являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность» и др. В гигиене показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.

Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий(поперечного сечения популяции) и индивидуализирующий (продольный) методы наблюдения. Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются, и при обработке получают средние данные физического развития на определенный момент, характеризующие данную группу.

Индивидуализирующий метод представляет собой тип «продольного» длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются возрастными стандартами физического развития соответствующих групп населения.

Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в различных климато-географических зонах. В городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные и региональные стандарты физического развития. Местные должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни. Теоретически доказана возможность выведения так называемых зональных стандартов (включение в одну зону территориально близких, сходных по экономическим и географическим условиям районов страны).

Стандарты физического развития широко используются в практической деятельности медицинских учреждениях, обслуживающих детские и подростковые контингенты. Они необходимы как для оценки физического развития коллективов, так и для индивидуальной оценки.

Оценка физического развития коллектива проводится путем анализа возрастных изменений средних арифметических взвешенных, годичных приростов показателей в различные возрастные периоды. Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива в динамике производится путем вычисления средних арифметических взвешенных основных признаков в однородных возрастно-половых группах и определением достоверности разности средних величин.

Наблюдение за физическим развитием детей начинается с момента рождения и регулярно продолжаются в детских поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки, установленные специальными приказами. Детальная оценка показателей физического развития проводится при углубленных медицинских осмотрах. Обязательному освидетельствованию физического развития подлежат новорожденные, дети первого года жизни (ежемесячно), перед поступлением в школу и школьники «декретированных» классов (3-и,6-е,8-е классы). Для детей до 3-х лет предусмотрена оценка роста, массы тела, окружности груди и головы с учетом возраста и соответствия массы тела росту. У недоношенных детей при этом используются специальные таблицы.

Этапы оценки физического развития детей

Iэтап. Определение возрастной группы ребенка.

IIэтап. Измерение параметров и взвешивание детей по общепринятой методике.

IIIэтап. Оценка конституционных особенностей телосложения и полового развития.

IVэтап. Выбор необходимых оценочных таблиц.

Vэтап. Выявление динамики показателей и фиксация в медицинской карте ребенка.
VIэтап. Оценка физического развития.

Результаты оценки вносятся в первичную медицинскую документацию. Антропометрические данные ребенка необходимо сопоставить со стандартами физического развития, разработанными с использованием различных методов статистического анализа.

Для индивидуальной оценки физического развития детей используются:

· метод индексов;

· метод сигмальных отклонений;

· метод по шкалам регрессии;

· центильный метод.

В настоящее время успешно применяется центильный метод. Преимущество этого метода по сравнению с другими методами состоит в том, что центильные шкалы составлены по 10 признакам, которые позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, выявить детей, склонных к ожирению, оценить функциональное состояние организма, выявить детей с изменением сосудистого тонуса. Поскольку центильные шкалы разработаны для определенных возрастно-половых групп детей, необходимо, прежде всего, установить возраст ребенка с точностью до дней, чтобы отнести его к соответствующей возрастной группе.

У взрослого населения регулярная оценка физического развития не производится .

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Интенсивность изменения его показателей зависит от возраста и тем значительнее, чем моложе ребенок. Отмечается неравномерность развития на протяжении всего периода роста. Выявлены различия в состоянии здоровья детей с разным уровнем физического развития. Гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие свидетельствует о благоприятном течении процессов роста и развития. Отклонение от нормального развития свидетельствует о неблагополучии. У детей, отстающих в физическом развитии от своих сверстников, чаще отмечается дисгармоничность морфологического статуса за счет дефицита массы тела и снижения функциональных показателей, у этой группы детей чаще наблюдаются хронические заболевания сердца, легких, почек. В особом внимании педиатров нуждаются дети с отклонениями в физическом развитии в результате избыточной массы тела. Как отмечалось, данные физического развития необходимо учитывать в первую очередь при обследовании и оценке здоровья детей, но и физическим развитием взрослых не следует пренебрегат

54. Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах.

Комплекс профилактических мер, реализуемый через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой . Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной , групповой и популяционной (массовой). Индивидуальная профилактика – это проведение профилактических мероприятий с отдельными лицами; групповая – с группами лиц со сходными факторами риска; популяционная – охватывает большие группы на- селения (популяцию) или население в целом. Кроме того, различают первичную, вторичную и третичную профилактику, или реабилитацию.

Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Первичная профилактика включает в себя комплекс мер, преду-сматривающих:

Снижение влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни);

Формирование здорового образа жизни; предупреждение профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте;

Проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний, а также предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию. Вторичная профилактика включает в себя:

Целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием (организация школ здоровья для больных, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.);

Проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития;

Проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения.

Третичная профилактика , или реабилитация, – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических, социальных функций организма, качества жизни и трудоспособности больных и инвалидов. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений. Одним из важнейших компонентов первичной профилактики является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уро-вень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни. Важнейшими направлениями формирования ЗОЖ являются:

Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья: личная гигиена, гигиена труда, отдыха, питания, физкультура, гигиена половой жизни, медико-социальная активность, гигиена окружающей среды и др.;

Пропаганда мер по профилактике факторов, пагубно влияющих на здоровье: избыточного потребления пищи при недостаточной физической нагрузке, злоупотребления спиртными напитками, употребления наркотиков, курения табака, соблюдения некоторых этнических обрядов и привычек и т.д. Для пропаганды здорового образа жизни используют различные методы: Вербальные формы пропаганды– лекции, беседы, теле- и радиовыступления; печатные формы – листовка, брошюра,газетные и журнальные публикации и тд; наглядные формы-фотографии, слайды, микро и макропрепараты.

Первичными подразделениями службы формирования здорового образа жизни являются отделения (кабинеты) профилактики.Они организуются в составе территориальных поликлиник, поли- клинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей.Организационно-методическое руководство деятельностью отделений (кабинетов) медицинской профилактики осуществляет региональный Центр медицинской профилактики. Отделение (кабинет) медицинской профилактики возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики. Основными задачами отделения (кабинета) медицинской профилактики являются координация взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с региональным центром медицинской профилактики, организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, про-паганде медицинских и гигиенических знаний, здорового образа жизни.

«Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено решение следующих задач:

Формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового об- раза жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения. Привлечение граждан к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения

Разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

Создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

Обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

Внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями. Таким образом, рационально построенная система профилактики дает высокий социальный и экономический эффект за счет предотвращения преждевременной смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, сокращения расходов на выплату социальных пособий и др.

Цель профилактики, ее задачи, уровни (Государственный, коллективный, семейный, индивидуальный) и виды: социальная, социально-медицинская (медико-социальная), медицинская. Стадии профилактики. Критерии оценки эффективности профилактики.

Профилактика – это комплекс государственных, общественных и медицинских мероприятий направленных на предупреждение развития конкретных заболеваний или патологических состояний. Т. о., профилактика в широком смысле означает мероприятия по создание оптимальных условий, направленных на укрепление здоровья, повышение трудовой активности и долголетия людей, включая условия труда, отдыха, жилищно-бытовые условия, развитие физической культуры и т.п.

Задачи:
1. Укрепление здоровья человека. Улучшение параметров функционирования органов и систем организма в целом
2. Сохранение нормального функционирования органов и систем у лиц с факторами риска
3. Профилактика прогрессирования болезней и их осложнений

Уровни профилактики:

1. Государственный – осуществляется законодательными и исполнительными органами власти. Сюда входит охрана окружающей среды, трудовое законодательство, социальное, пенсионное, мед страхование, законодательство об охране здоровья и здравоохранении.

2Профилактические мероприятия на уровне трудового коллектива предусматривают меры по обеспечению санитарно-гигиенического контроля производственных условий, гигиены жилища, торговли и общественного питания, по созданию рационального режима труда, отдыха, благоприятного психологического климата и взаимоотношений в коллективе, санитарно-гигиеническому воспитанию.

3.Профилактика в семье неразрывно связана с индивидуальной профилактикой и является определяющим условием формирования здорового образа жизни, она призвана обеспечить высокий гигиенический уровень жилья, рациональное питание, полноценный отдых, занятия физической культурой и спортом, создание условий, исключающих появление вредных привычек.

4. Индивидуальный – состоит из здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, соблюдение гигиены и др.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

Виды профилактики:

1) Социальная- это вид социальной работы, направленной на предотвращение сложным жизненным обстоятельствам семей, детей и молодежи, аморальной, противоправной поведении в семьях, среди детей и молодежи, выявление любого негативного влияния на жизнь и здоровье детей и молодежи и предотвращения такого воздействия и распространению социально опасных болезней среди детей и молодежи
2)Социально-медицинская- это пр-ка направленная на охрану здоровья коллектива, общества. Основное в соц- мед пр-ке – устранить причины и условия, вызывающие возникновение заболеваний, на основе комплекса социально-экономических и медицинских мероприятий, осуществляемых государственными, общественными организациями, органами и учреждениями здравоохранения.

3) Медицинская- комплекс профилактических мер, реализуемых через систему здравоохранения. Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной, групповой и популяционной (массовой)

3.1 индивидуальная – профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами. Индивидуальная медицинская профилактика – личная гигиена – научно-практическая медицинская деятельность по изучению,разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям – сознательное активное гигиеническое поведение;

3.2 групповая – профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющими сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);

3.3 популяционная (массовая) – профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

Стадии:

Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Первичная профилактика включает в себя комплекс мер, предусматривающих: снижение влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни); формирование здорового образа жизни; предупреждение профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте; проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний, а так- же предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию. Вторичная профилактика включает в себя: целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным з болеванием (организация школ здоровья для больных, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.); проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития; проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения.

Третичная профилактика , или реабилитация, – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических, социальных функций организма, качества жизни и трудоспособности больных и инвалидов. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений.

Одним из важнейших компонентов первичной профилактики является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни.


Похожая информация.


Закономерности физического развития.

Анатомо-физиологические особенности детей грудного, раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Медико-психологические особенности работы с детьми грудного и раннего возраста

Под физическим развитием (ФР) понимают динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Скорость роста и созревание органов и систем запрограммировано наследственными механизмами.

Закономерности физического развития.

Процессы роста подчиняются определенным законам.

1. Замедление скорости роста с возрастом. Наибольшая скорость в раннем возрасте. Чем старше ребенок, тем интенсивность роста меньше, за исключением пубертатного периода.

2. Неравномерность скорости роста:

Максимально в 1-4 г. масса

Рост ребенка ускоряется ночью и летом. Темпы роста снижаются при избыточном или длительном влиянии неблагоприятных факторов.

3. Непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.

4. Половая специфичность роста. Девочки растут и развиваются быстрее, пубертатный период наступает на 2 года раньше, но мальчики имеют более высокие показатели роста.

Критические периоды. Влияние факторов внешней среды на физическое развитие.

Для роста плода: - здоровье матери, полноценное питание, образ жизни матери, нормальная транспортная функция плаценты.

После рождения ребенка: - рациональное вскармливание, адекватная физическая активность, достаточный сон, эмоциональный комфорт, доброжелательность окружающих, оптимальная информационная нагрузка.

Средние показатели физического развития. Для зрелого доношенного ребенка при рождении характерны:

масса 3300 (девочки)

масса 3500 (мальчики)

50-52 см – рост

34-35 – голова

33-35 – грудь.

Индивидуальные различия могут быть значительными (например вес 2500-4000 и др.).

Динамика показателей расчетным методом. Ориентировочно можно рассчитать основные антропометрические показатели массы m

Масса тела = m 6мес + 400 г. (на каждый след. месяц)

(для детей 1-го года) (8200-8400) - 800 г. (на каждый недостающий)

M тела = m 5лет + 3 кг (на каждый последующий год)

(после года) с 2-11 лет (19 кг) - 2 кг (на каждый последующий год)

m тела = (возраст х 5) – 20 кг

Длина тела

L тела = L 6мес. - 2,5 см (на недостающий месяц)

(до 1 года) (66см) + 1,5 см (на каждый последующий)

L тела = L 4года - 8 см (на недостающий год)

после 1 года (100см) + 7 см (последующий год)

L тела = L 8лет - 7 см (на недостающий)

(после 6 лет) (130см) + 5 см (на последующий)

Окружность груди

О к гр. = О к гр.в 6мес. - 2 см (на недостающий месяц)

(первого года) (45 см) + 0,5 см (на последующий год)

О к гр. = О к гр.10 лет - 1,5 (на недостающий год)

(после 1 года) (63 см) + 3 (на последующий год).

Окружность головы

О к гол. = О к гол.6мес. - 1,5 см (недостающий месяц)

(1 года жизни) (43 см) + 0,5 см (последующий)

О к гол. = О к гол 5лет. - 1 см (на недостающий)

(после года) (50 см) + 0,6 см (на последующий).

Основные показатели ФР можно оценить центильным методом с помощью стандартных таблиц. Они позволяют определить уровень и гармоничность ФР.

В срединной зоне (25-75 цент.) располагаются средние показатели изучаемого признака. В зонах от 10 до 25 и от 75 до 90 – величины, свидетельствующие о ниже среднем или выше среднем ФР, и в зоне от 3 до 10 и от 90-97 – показатели низкого или высокого развития.

Величины < 3 и > 97 центилии - область очень низких и очень высоких показателей.

Для оценки ФР необходимо:

1. Провести антропометрию.

2. Определить и дать оценку признака по его положению в одной из 7 центильных зон (определяют центильный коридор) – 2 наиболее близкие величины.

3. Определить гармоничность по таблице.

4. Сделать запись: дата измерения, возраст ребенка, результат измерения в см и кг, а в скобках (номер центильной зоны), дать заключение о физическом развитии.

Физическое развитие оценивают на основании сопоставлении индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка, с их средними значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональные стандарты) отражающие степень развития детей и подростков, проживающих в аналогичных условиях, получают при массовом исследовании выборочной группы детей (не менее 100-150 чел.) одного возра­ста и пола. Полученные данные обрабатывают с применением разных способов статического анализа (метода сигмальных отклоне­ний, регрессионного или центильного методов). Оценивать инди­видуальные показатели можно лишь после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возрастной группе.

Методы оценки физического развития

Метод сигмальных отклонений (антропометрических стандартов) осно­ван на сравнении показателей физического развития обследуемого со сред­ними показателями соответствующей возрастно-половой группы стандарт­ных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного ре­гиона через каждые 7-10 лет. Полученные данные обрабатываются вариаци­онно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и величину среднего квадратичного отклонения сиг­му - (δ), характеризующую допустимую величину колебаний от средней ве­личины. Результаты антропометрических измерений обследуемого сравни­вают со средней арифметической (М) стандарта, вычисляют разность (со знаком + или -). Найденную разницу делят на величину 5, являющуюся для оценки разницы. По величине сигмальных отклонений можно су­дить о степени физического развития.

Физическое развитие считается средним, если показатели обследуемо­го совпадают с М или отличаются от нее на величину сигма. Таким образом, различают следующие уровни физического развития:

    высокий, превышающий М± 2 δ;

    выше среднего, в пределах от М± 1 δ до М + 2 δ;

    средний, в пределах М± 1 δ;

    ниже среднего, в пределах от М -1 δ до М-2 δ;

    низкий, менее М-2 δ.

Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями фи­зического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и т. д.

Метод оценки с помощью таблиц-шкал регресии.

Таблицы-шкалы регрессии составлены на основании вычисления ко­эффициента корреляции между антропометрическими признаками. Известно, что основные признаки физического развития (длина тела, масса тела, ок­ружность грудной клетки и др.) тесно взаимосвязаны, т.е. с изменением ве­личины одного показателя меняется и другой. Суть оценки физического раз­вития данным методом заключается в том, что оценка производится не толь­ко по величине отдельных показателей, но и с учетом признаков между со­бой. Поэтому данный метод еще называют методом корреляций.

В связи с тем, что показатели роста более стабильны, чем показатели массы и окружности груди, в качестве базового используется длина тела, и по отношению к ней определяются величина и степень соответствия окруж­ности груди и массы тела в пределах данного возраста при измерении роста на 1 см. Эти измерения выражаются в виде коэффициента регрессии (R). На основе стандартов антропометрических показателей и коэффициентов рег­рессии строятся таблицы-шкалы регрессии.

Центильный метод. Сущность центильного метода оценки физического развития детей и подростков заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фикси­рованных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Тре­тий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль - 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центи­лей называют центильной вероятностью и обозначают в процен­тах. Между фиксированными центильными вероятностями обра­зуется восемь промежутков, которые получили названия центильных интервалов:

центальная вероятность, % …………….. 3 10 25 50 75 90 97

центильный интервал ………………… 1 2 3 4 5 6 7 8

Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному центильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:

очень низкая оценка 1

низкая оценка 2

пониженная оценка 3

средняя оценка 4, 5

повышенная оценка 6

высокая оценка 7

очень высокая оценка 8

В центильном методе величину наблюдаемого признака счи­тают средней (типичной), если она находится в пределах 25 - 75-го центилей. Следовательно, за среднее значение признака при­нимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными ин­тервалами. Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6 -8-й интервалы свидетельствуют об уве­личении изучаемого показателя по сравнению с его средним зна­чением.

Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма: длине тела, массе тела, окружности грудной клетки, жировой складке живота, жизненной емкости легких, мышечной силе правой и левой кистей, артериальному давлению, частоте сердечных сокращений.

В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каж­дого из 10 признаков и диапазон колебаний по центильным ин­тервалам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого то­нуса.

Скрининг-тест для оценки физического развития. Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков используют скрининг-тест с центильными номограм­мами, разработанными на основе центильного метода. Скрининг-тест может применяться, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим мор­фологическим показателям: длине и массе тела.

Центильные номограммы представляют собой центильные по­казатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка. Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития - его гармоничность - и выявить детей с отклонениями в физиче­ском развитии за счет избытка или дефицита массы тела.

С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно выделить три группы физического развития детей (рис. 3):

Очень низкая масса тела при любом росте;

Очень высокая масса тела при любом росте;

Очень низкий рост независимо от массы тела;

Очень высокий рост в сочетании с дефицитом или избытком массы тела.

Таблица 1. Комплексная оценка физического развития

Биологиче­ский уровень

Схема

Морфофунк-циональное

состояние

Масса тела

и окружность груди

Функцио­нальный

показатель

Соответствует возрасту

Гармоничное

М ± δ R и более за

счет развития

мускулатуры

Опережает

Дисгармо­ничное

от М-1,1 δ R

до М-2 δ R

от М+1,1 δ R

до М+2 δ R за счет

повышенного

жироотложения

до М-2 δ

от возраста

дисгармонич­ное

От М - 2,1 δ R

от М+2,1 δ R

и выше за счет избыточного жироотложения

от М-2,1 δ и ниже

Комплексная оценка физического развития. В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии. Схема комплексной оценки физического развития представлена в таблице 1. Индекс «R» означает регрессию.

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Остановимся на определении таких понятий, как "физическое развитие", "физическое совершенство", "физическая подготовленность" и определим их взаимосвязь.

Физическое развитие -- динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать большее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость лёгких, мышечная сила кистей рук и др.; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.

  • 1. Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  • 2. Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  • 3. Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  • 4. Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
  • 5. Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счёт эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  • 6. Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  • 7. Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объёма и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
  • 8. Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  • 9. Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  • 10. Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определённых двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определённых спортивных достижений.
  • 11. Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность -- это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью .

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и её цели.

Физическое совершенство -- исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.

физическое воспитание развитие

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения