Репин илья ефимович – галерея произведений (344 изображения). Репин: биография краткая и сжатая. Описание некоторых произведений

5 самых известных картин Ильи Репина

5
самых известных картин Ильи Репина


Илья Репин до сих пор остается одним из самых знаменитых и выдающихся российских художников во всем мире. Он родился5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. С юности увлекся написанием картин, местные художники научили Илью владеть кистью и карандашом. Очень быстро талантливый парень стал самым известным иконописцем в округе, его приглашали работать в различные храмы. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.

Он очень быстро становится знаменитым портретистом, но немалое внимание уделяет и историческим и социальным мотивам в творчестве. Постоянно развиваясь и совершенствуя мастерство, Репин никогда не считал себя великим. Все удачи не делали его зазнавшимся, а неудачи никогда не вселяли отчаяния. Простой человек, с собственным взглядом на жизнь, он просто всегда работал. До самых последних дней не выпускал из рук кисть.

Репин умер в Финляндии, куда переехал после того, как большевики пришли к власти. Хотя он и критиковал политику Николая Второго, коммунисты ему нравились не больше. Тем не менее, на родине его картины знали и любили. Коммунистические лидеры ставили его в одну линию с Толстым, Мусоргским и Римским-Корсаковым. Илья Репин олицетворял собой русскую культуру и искусство. Его не раз звали вернуться на Родину, но он отказывался, утверждая, что пока правят большевики, ему туда дорога закрыта.

За свою долгую жизнь Илья Ефимович написал множество картин, и мы сегодня вспоминаем самые известные из них.



«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - панно размером 2 метра на 3,5, было написано в период с 1880 по 1991 год. В картине Репин оживил историю написания знаменитого письма 1676 года, которое написали запорожские казаки в ответ на ультиматум султана Османской империи. Картина имеет историческое и культурное значение. Раскрыта способность Ильи Ефимовича передавать эмоции и историческую достоверность.




«Иван Грозный и сын его Иван» (Иван Грозный убивает своего сына) – картина была написана в 1883-1885 годах и очень не понравилась Александру III, была запрещена к показу. Лишь спустя три месяца запрет сняли. Тем не менее, картина осталась одной из самых выдающихся в истории искусства XX века.



«Бурлаки на Волге» - картина была написана в марте 1873 года. Над ней Репин работал долгих три года, стараясь максимально предать лица героев. Процессия движется из глубины, и можно увидеть перспективу, но, одновременно выделено каждое лицо, каждая эмоция.



«Крестный ход в Курской губернии» - хотя тема крестного кода является самой популярной в русской живописи, но только Илья Репин умел передавать толпу так явственно. Кажется, будто всех этих людей он и впрямь видел воочию. О каждом что-то знает. В его картине раскрываются характеры, социальные особенности. Толпа кажется единым целым и лишь при ближайшем рассмотрении отмечается индивидуальность каждого.




«Не ждали» - смелое изображение картины на революционную тематику. В ней раскрыто множество аспектов жизни. Революционер, наконец, возвращается в родной дом из ссылки. В нем борются сомнения и чувства, он не знает, как его примут в семье. Да и помнят ли они его? Наибольшее внимание художник уделял главному герою. Несколько раз он переделывал его лицо, пытаясь добавить драматизма. В итоге остановился на смятенном состоянии, в котором человек встречается с родственниками.

  1. Художники
  2. "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…

  3. Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…

  4. Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…

  5. Делакруа так начинает исторический очерк о художнике: "Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству". "Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…

  6. Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: "Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь…

  7. В историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к цвету, создатель редких свето-воздушных эффектов. Знаменитый русский критик В.В. Стасов писал о Тёрнере: "...Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса.…

  8. Блистательному, самобытному художнику XIX - начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…

  9. И.Е. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". "Большой русский художник - и с русской душой", - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: "Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в…

  10. Тинторетто (настоящее имя - Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто - "маленький красильщик". Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих…

  11. Творчество Тьеполо продолжало великие традиции венецианской живописи. Но только в двадцатом столетии он вновь получил то признание, которого заслуживает. Сегодня искусство Тьеполо считается самым значительным явлением в живописи позднего барокко. Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его…

  12. Французский критик Эдмон Абу писал в 1855 году: "Месье Коро - единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем. Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать…

  13. (1401 - ок. 1429) Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс развитию ренессансного искусства. "...Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим…

  14. Маковский - один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени. Владимир Егорович Маковский родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Ивановича…

  15. П. Элюар называл Руссо большим художником, который "заставил жить тучи и листья на деревьях и в то же время умел писать мечту". "К счастью для нас, - добавлял Элюар, - Руссо был убежден, что он должен показывать то, что он видит.…

  16. Известный критик Поль Юссон писал в 1922 году о Модильяни: "После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и обычно лишенным какой-либо исключительности. ...Этот художник носит в себе…

  17. Выдающийся мастер барокко Л. Бернини считал Рафаэля первым среди великих и уподоблял его "большому морю, вбиравшему в себя воду всех рек". "Природа сделала миру этот дар, когда, будучи побеждена искусством Микеланджело Буонарроти, она захотела быть побежденной одновременно искусством и любезностью Рафаэля.…

  18. Джованни Беллини (ок. 1433-1516) - выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения. "В течение пятидесяти лет, - писал Бернсон в 1916 году, - Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе. Он застал ее в тот момент,…

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН


«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях - лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, - лучшие часы моей жизни. И радости, и горести - радости до счастья, горести до смерти - все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни".

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом украинском городе Чугуеве, неподалеку от Харькова. "Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное - ниже поселян считались разве что крепостные", - писал позднее художник. Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Однако мальчику не повезло, потому что отделение было вскоре закрыто. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.

Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов. Но он мечтает о большем. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И.Н. Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.

По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину "Плач Иеремии на развалинах Иерусалима" он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Илья посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо.

В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет "Воскрешение дочери Иаира". Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии.

В 1873 году Репин завершает картину "Бурлаки на Волге". Сюжет ее возник у художника еще в 1868 году, во время воскресной прогулки по Неве.


«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Репина поразил контраст между встретившейся ватагой бурлаков и "чистым ароматным цветником господ". В своих воспоминаниях он пишет, что "своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз".

В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине. "Бурлаки" были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.

В.В. Стасов пишет: "...Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем жива была потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя".

В мае 1873 года Репин уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.

Около трех лет художник провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет: "Учиться нам здесь нечему... у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое". Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, И.С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину "Парижское кафе".

В 1876 году Репин пишет портрет жены, поясной, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус.

В том же году Репин возвращается в Россию. Здесь, уже на русской земле, он пишет замечательную картину "На дерновой скамье", представляющую собой групповой портрет в пейзаже. Художник И.Э. Грабарь так откликнулся на это произведение: "Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда-либо написанным Репиным".

Репин с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд "Мужичок из робких" (1877) и портрет "Протодьякон" (1877).

Композитор М. Мусоргский в письме к Стасову пишет: "...видел "Протодьякона", созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!"

"Мужичок из робких" и "Протодьякон" были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году.

Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых.


«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты.

С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина "Ратник XVII века" (1879), а вскоре и более значительная картина "Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре" (1879).

Учитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Он писал, что образ царевны "соответствует истории". А вот Стасов утверждал, что данная тема "не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности... Он не драматик, он не историк".

Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности.

Также в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему - "Под жандармским конвоем" (1876). Далее художник не раз обращается к образу революционера. В "Аресте пропагандиста" (1880-1889) главный герой - молодой революционер, схваченный полицией. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу.

К этому циклу примыкают картина "Отказ от исповеди", "Сходка", "Не ждали" (1884).

"Вместе с членами семьи все наше внимание обращено на входящего мужчину. Он в стоптанных, много хоженых сапогах, рыжем армяке, выгоревшем на солнце и не раз омытом дождями. Глаза ввалились, смотрят испытующе и выжидательно, губы привычно сжаты, а пальцы, неуклюже высвободившись из-под слишком длинного рукава, робко прижимают к себе жалкую шапчонку. Раз взглянув на него, нельзя забыть этих вопрошающих глаз. Незабываемое лицо!

В лицах и позах родных целая гамма сложнейших чувств, выраженных у каждого из них по-разному - радость, изумление, испуг; даже равнодушие прислуги делает эти переживания еще убедительнее. Все - каждая поза участников сцены, выражение их лиц, жесты подчинено единой цели - подчеркнуть значительность происходящего события - внезапное появление близкого человека после долгой и трагической разлуки.


«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Вместе с тем каждая деталь в картине: скромная обстановка комнаты, портреты Некрасова и Шевченко на стене еще глубже раскрывают основной замысел произведения, выявляют те симпатии и устремления, какими жила передовая интеллигенция того времени", - анализирует картину "Не ждали" Н. Шанина.

В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин "Иван Грозный и сын его Иван". Жена великого химика Менделеева вспоминает: "Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Перед нами было "Убиение Грозным сына". Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали".

Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: "Прежде всего меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!.. Выражено и выпукло выдвинута на первый план - нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени, и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Подробность шекспировского комизма... "Иван Грозный" - явление в русской живописи необычайное".

Консервативная же часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, "оскорбляющая у многих правительственное чувство".

Картину купил П.М. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.

Не менее известно полотно "Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану" (1878-1891). Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер.

Создание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: "Запорожцев" я еще не кончил.


«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Какая трудная вещь - кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии!.. Конца не предвижу: туго идет. Совсем на время картину закрыл".

12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств.

"Запорожцы" впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену - 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III.

Конец восьмидесятых - тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берет мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава.

В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих многих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Н.В. Стасовой: "У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу... Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь умрешь, и все останется недомалеванным".

Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи "Запорожцев" дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Некоторое время Репин увлекается новым своим положением - занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры - "Осенний букет" и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.

Репин вошел в историю как крупнейший художник-портретист. Он создал целую галерею портретов своих современников: М.П. Мусоргского (1881), А.Г. Рубинштейна (1881), В.И. Сурикова (1885), А.И. Дельвига (1882), Д.И. Менделеева (1885), П.М. Третьякова (1883), М.И. Глинки (1887), И.Н. Крамского (1882), Т.Л. Толстого (1893), А.П. Боткиной (1900), В.А. Серова (1901), Л.Н. Андреева (1904), Н.А. Морозова (1910), В.Г. Короленко (1912), В.М. Бехтерева (1913), П.П. Чистякова (1914).

За каждым изображением стоит незаурядная личность. И.Э. Грабарь справедливо замечает, что "такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем".

Он писал портреты быстро, иногда видя свою модель урывками, писал даже по памяти, как, например, Льва Толстого, лежащего под деревом.

Настоящим шедевром является портрет композитора Мусоргского, друга Репина, написанный накануне смерти великого музыканта. Крамской, сам блестящий портретист, увидев портрет Мусоргского, по словам Стасова, "просто ахнул от удивления". Стасов писал Третьякову: "Портрет Мусоргского кисти Репина - одно из величайших созданий всего русского искусства".

Другой шедевр художника - портрет А.Ф. Писемского. Грабарь не скрывает своего восторга: "Здесь не просто рядовой портрет знаменитого писателя... а из ряда вон выходящее художественное произведение. Не надо знать изображенного лично, чтобы не сомневаться в силе и правде этой характеристики".

В 1901 году Илья Ефимович приступает к работе над грандиозным (4,62x8,53 метра) групповым портретом "Торжественное заседание Государственного совета". В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов.

Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет. Замысел картины в процессе работы несколько раз менялся, и традиционный официальный портрет постепенно превратился в глубокое эпическое полотно.

В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман-Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу "Пенаты" в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в "Пенатах". В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф. Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов.

Наталья Борисовна была культурной женщиной, обладавшей властным характером. Она организовала такой порядок жизни, чтобы Репину можно было спокойно работать. Нордман умерла в 1914 году от туберкулеза.

После Октябрьской революции Куоккала оказывается за пределами нового советского государства. Репин так больше и не вернулся в Россию. Он умер в "Пенатах" 29 сентября 1930 года.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Илья Ефимович Репин — русский художник родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве. Начинал в мастерской иконописца Бунакова. Талант Репина проявился довольно рано и вскоре он уже занимался росписью церквей. На полученные деньги от этих работ, он отправился в Санкт-Петербург, что бы заняться обучением живописи профессионально. Здесь он поступает в художественную школу имени Р. К. Жуковского и .

Репин запомнился тамошним учителям своей постоянной самокритикой. Художнику казалось, что у него всё получается плохо и над своими картинами он трудился больше остальных, что приводило к небывалым результатам. Вскоре никто из его соучеников не мог сравниться с ним в искусстве владения кистью.

Илья Репин был очень чувствителен к происходящему в обществе - это часто отражалось в его картинах. Художник общался с молодёжью, которая была настроена крайне демократически и был увлечён идеями Чернышевского. Репин был товарищем ещё одного великого художника Крамского. Вместе они работали и занимались общественной деятельностью. Вместе же они примкнули к передвижным выставкам, когда вышли из Академии Художеств за расхождение во мнениях.

Бурлаки на Волге, Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану, Садко - все эти произведения были написаны великим художником. Его часто упрекали в непостоянстве. Сегодня он пишет картину по библейским сюжетам, завтра какой-нибудь психологический этюд либо портрет. Всё его в творчество непоследовательно, подчиняется только внезапному порыву Ильи Ефимовича. Сам же творец говорил, что он любит разнообразие.

В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В этот период он нарисовал картину “Крестный ход в Курской губернии”, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Одной из самых значительных полотен на эту тему является “Не ждали”. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Каждый персонаж переживает что-то своё. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на “Бурлаках”, а пошёл дальше.

Высочайшего пика в своём творчестве Репин достиг с созданием картины “Иван Грозный и сын его Иван”. На этой картине Царь Иван Грозный, вдруг понимающий, какой ужасный поступок он совершил, убив своего сына. “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” - вовсе не выдуманный сюжет для картины. Эту историю он услышал от украинского историка, который поведал ему о том, как смело и дерзко ответили запорожцы турецкому султану, который потребовал от них покорности.

В 1894 году Илья Репин занимает место профессора в Академии художеств. Настал очень сложный период в его жизни. Перестала действовать правая рука и ему пришлось учиться писать левой. В 1907 году Репин ушёл из Академии и переехал жить на дачу в Пенаты, что в Финляндии к своей жене Наталье Нордман. Умер великий живописец в 1930 году.

Бурлаки, идущие в брод

Бурлаки на Волге

Иван Грозный и его сын Иван

Крестный ход в Курской губернии

Михаил Иванович Глинка

На солнце

Нищая девочка рыбачка

Николай Мирликийский спасает от смертной казни трёх невинно осуждённых

Осенний букет. Портрет Веры Ильиничной Репиной

Отказ от исповеди перед казнью

Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского

Портрет Нади Репиной, дочери художника

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

Илья Ефимович Репин (24 июля(5 августа) 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — величайший русский реалист, создавший эпическое изображение российской действительности во всем ее многообразии. Теории« чистого искусства» в какие-то моменты его занимали, но лучшие работы художника далеки от них, идейная направленность картин в исполнении Ильи Репина была не недостатком, а сильнейшей стороной.

Особенности творчества художника Ильи Репина : тонкий психологизм, актуальность, отображение общественных задач и тревог, включенность в жизнь и чаянья общества, частое обращение к моменту эмоционального пика героев. Основные жанры, в которых работал мастер: портреты, исторические сцены, жанровая живопись.

Известные картины художника Ильи Репина: «Бурлаки на Волге », «Крестный ход в Курской губернии », «Иван Грозный убивает своего сына », «Не ждали », «Запорожцы пишут письмо турецкому султану ».

Это окружающие уже при жизни считали его гением и одним из величайших художников. Сам Репин называл себя« заурядной фигурой» и заявлял, что таланта лишен. Он был мягким и уступчивым человеком и при этом легко приходил в неистовство. Мог проявлять покладистость и непритязательность, когда дело касалось его самого. Но едва решал, что кто-то покушается на живописные принципы, как готов был разорвать в клочья противника.

Пламенная страсть Ильи Репина

Илье Репину было 7 лет, когда в его руки впервые попали краски. Мальчик рисовал, рисовал, раскрашивал и не желал ни на минуту отрываться от этого волшебства. От переутомления у него пошла носом кровь, кровотечение несколько дней не могли остановить. Илья очень ослабел, родные уже готовы были к тому, что он не выживет. Вот такая драматическая инициация приключилась в детстве с тем, когда принято называть« вершиной русского реализма».

Он был чрезмерен в оценках и страстях, слишком яростен в спорах, громко восхищался чужими талантами и был чересчур не уверен в своих. При этом — предельно точен на холсте. Современники отмечали его склонность к драматизации — в пересказе Репина визит молочника становился подобен явлению архангела. А в письмах он злоупотреблял восклицательными знаками — нынче такое их количество считается дурным тоном. У него был мягкий характер, сам он — всегда учтив, иногда даже чрезмерно, пока спор не заходил об искусстве — а вот тогда… На одном из заседаний Академии художеств в «нарвавшегося» Куинджи чуть не полетела чернильница!

Репин родом из Чугуева(Харьковская губерния). Ему с детства нравилось рисовать, лепить. Мальчика отдали в учение к местному иконописцу. В петербургскую Академию он мечтал попасть с того момента, как узнал о ней. А поскольку слава о талантливом юном иконописце распространилась к тому времени по всей Украине, и от заказов отбоя не было, ему удалось собрать деньги на поездку в Петербург. Там Репин поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников(и познакомился с Иваном Крамским , который в будущем станет одним из идеологов передвижничества). В Академии юный Репин получил ощутимый щелчок по самолюбию — рисунки его раскритиковали, его самого отправили восвояси. Но сдаваться так просто он не собирался. Вскоре нашелся покровитель, готовый заплатить за обучение художника в качестве вольнослушателя — оценивший талант Репина член Общества художников Федор Прянишников. Впрочем, в скором времени Илья сдал экзамен и был переведен в действительные ученики.

Учился он жадно, его упорство и талант не оставались незамеченными. Серебряная медаль, малая золотая и большая золотая, дающая право на шестилетнюю стажировку за границей за счет Академии, — вот результаты обучения. Вопреки ожиданиям, он не спешил воспользоваться своей премией, сначала нужно было закончить картину, над которой он работал, и которая сделала его знаменитым. «Бурлаки на Волге » потребовали отложить стажировку — Илья Репин не мог прервать работу над картиной, а писать ее следовало только в России.

Это был первый большой успех, хотя критических отзывов тоже хватало. На стажировку в Европу Репин поехал уже с молодой женой Верочкой Шевцовой. Сведения о европейском его периоде очень разрозненные. Корней Чуковский писал(в советское время, не забываем), что «Рeпин вcюдy нaxoдил бypлaкoв — и в Рoccии, и в Итaлии, и в Aвcтpии» . Однако при этом за границей написаны такие известные картины, как« Садко » и «Негритянка », множество видов кафе и бытовых зарисовок, изображавших отнюдь не тяжкий труд.

«Своим» Репина были не прочь считать и передвижники, и «мирискусники», и академисты. Будучи натурой увлекающейся, он «давал авансы» представителям разных направлений. Ничего лживого в этом не было, Репин — человек искренний, он истово восхищался всем, что в данный момент привлекало его, а в следующее мгновение мог изменить свои взгляды. По этому поводу неоднократно бывал обвинен в нестойкости позиции и даже предательстве.

Историческая живопись, крестьянский быт, ссыльные — эти темы Репина глубоко трогали и, по большому счету, именно они прославили его имя, чему способствовала близость с передвижниками. Также он был великолепным художником-портретистом. Галерея созданных им портретов впечатляет тонким психологизмом и виртуозным мастерством. Чтобы писать человека, ему необходимо было очароваться им, «влюбиться». Впрочем, если речь о женских портретах , то кавычки не всегда уместны, влюблялся Репин легко и горячо.

После Октябрьской революции имение в Куоккале оказалось на территории Финляндии. Тем не менее в СССР Репин опальным не стал, более того, был объявлен классиком, и Сталин даже снарядил делегацию для возвращения художника на родину. Уже пожилой Репин очень тосковал по России, но вернуться не решился. Впрочем, «канонизация» его в советском искусстве была успешно проведена, с одной стороны — это о том, что Репин не забыт, а с другой, для многих его имя стал практически нарицательным. Между тем, это был человек, который страстно любил живопись и женщин, мучительно страдал от неуверенности в собственном даре и готов был вдрызг разругаться с любым, кто посягнет на его идеи.

Личная жизнь Ильи Репина

Еще в бытность студентом Академии Репин зачастил в гости к своему товарищу по рисовальной школе Александру Шевцову . Поговаривали, что он может сделать предложение старшей дочери семейства, своей ровеснице Соне. Однако предложение всё не поступало, да и активность в отношении девушки Илья никак не проявлял, словно чего-то ждал. Он действительно ждал — когда подрастет запавшая ему в душу девятилетняя девочка. Он писал Верочку совсем юную, есть портрет ее шестнадцатилетней . В 1872 году, незадолго до выпуска из Академии, Репин женился на Вере Шевцовой. В браке они прожили 15 лет и родили четверых детей . Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал о низком уровне культуры первой жены Репина как о причине развода. Однако будет справедливо отметить, что немалую роль сыграли и многочисленные увлечения Репина. Темпераментом он обладал страстным, и в отношениях с женщинами это проявлялось в полной мере. А поскольку Репин к тому времени был человек известным, то женщины его не чурались. В свете постоянно судачили о его романах. Вере Репиной хотелось тихого дома, в котором можно закрыться от посторонних и заняться делами семейными. Она была измучена постоянными изменами мужа и рано увяла. Сначала они разъехались, поделив детей, а позже развелись.

Второй его брак тоже не назовешь счастливым. Наталья Нордман-Северова была человеком необычной судьбы. Суфражистка, активная общественница, писательница и ярая вегетарианка, она была уверена, что ей суждены великие дела, успела в поисках своей судьбы побывать в Америке, взглядов придерживалась весьма нестандартных и, по общественным понятиям, была некрасива.

Репин писал княгиню Марию Тенишеву . Он всегда разговаривал со своими моделями, старался их развлечь, иногда приглашал кого-то для поддержания беседы. Ему важно было, чтобы позировавшие ему не скучали, не теряли интереса. Тенишева пришла на сеанс со своей то ли подругой, то ли компаньонкой Натальей Борисовной Нордман. Пока Репин писал, та яростно излагала свои взгляды, обличала мясоедов и читала стихи. Репин настойчиво попросил княгиню, чтобы на следующий сеанс« вот эту» она не приводила. Несколько месяцев спустя Репин и Наталья Нордман снова встретились в Петербурге, и между ними вспыхнула страсть. Окружающие удивлялись. «Ни кожи, ни рожи, а он у нее будто к юбке пришит» , — возмущался друг Репина критик Стасов. Она поехала провожать Репина в его поездку в Палестину, а вернулась, будучи беременна. Новорожденная Наташа прожила всего две недели.

Репин купил на имя Натальи Нордман участок земли на станции Куоккала вблизи Петербурга, где и было построено имение« Пенаты». Наталья его обустроила, воплотив, кажется, большую часть своих прогрессивных идей. Насмешками ее осыпало каждое выходившее в те годы издание, доставалось и Репину. По воспоминаниям современников, она предстает эдакой восторженной и глуповатой пустышкой, которая решила« раскрутить» свое имя за счет известного живописца. Однако в ее письмах перед нами совершенно иной человек. Тонко чувствующий, страдающий и совершенно не ощущающий, что в «Пенатах» хоть что-то принадлежит ей… Заболев, она уехала в Швейцарию, где поступила в больницу для бедных. От любой финансовой помощи Репина или его друзей напрочь отказывалась. В ее завещании« Пенаты» были переписаны на Илью Репина с тем, чтобы после его смерти там организовали музей его картин.

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

У художника Ильи Репина были и другие картины — не из тех, что у всех на слуху. Его не обошли стороной идеи искусства ради искусства, чистого искусства, столь популярные среди его современников. В советской критике этот период если упоминался, то в русле измены взглядам, «сбился с пути» и т. д. С той же горячностью, с которой он твердил, что «…нaшa зaдaчa — coдepжaниe… кpacки y нac — opyдиe, oни дoлжны выpaжaть нaши мыcли» , в 90-е годы Репин заявит: «Да, у нас над всем господствует мораль. Все подчинила себе эта старая добродетельная дева и ничего не признает, кроме благодеяний публицистики» .

Вот ведь незадача — с чистой эстетикой у Репина складывалось не так хорошо, как с «проповедями». У него есть близкие к импрессионистским работы( , , ). Но вершиной творчества Ильи Ефимовича Репина эти картины точно не назовешь. Ни одной созданной в тот период работой он не был удовлетворен, и сам признавал, что форма не должна быть главнее содержания. Довольно быстро он отошел от этого направления. Но вот что удивительно — последняя картина художника Ильи Репина — оставшийся недописанным« Гопак » — очевидно тяготеет к импрессионизму и даже фовизму…

Илья Ефимович Репин (1844-1930) - русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» . Преподаватель, был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался, также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Академия Художеств в Петербурге

«Иов и его друзья» 1869


Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

«Бурлаки на Волге»1873


В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

«Воскрешение дочери Иаира»


С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко»

«Парижское кафе»

Садко - русский былинный герой. сохраняющий мифологические черты. По гипотезе сторонников исторической школы, образ САДКО, восходит к летописному новгородскому купцу Сотко Сытиничу.

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году.

“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”


В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).

«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879)

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)


«Не ждали» (1884)


«Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885)


В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.


“Портрет Льва Толстого”

«Афанасий Фет»

«Портрет Д. И. Менделеева»

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

«Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна»

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек - сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года»

В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.


Политические взгляды

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» - глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения