Могучая Кучка русских композиторов: Бородин (окончание). Народный музей композитора Бородина А.П

ТВОРЧЕСТВО БОРОДИНА

Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик - ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Успешно выступал он в качестве дирижера и музыкального критика.

Во всем ощущались у него ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни. Его музыкальное творчество. Оно невелико по объему, но включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы.

Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». К этим качествам можно добавить сочный и незлобивый юмор. Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль - о богатырской мощи, скрытой в русском народе. Вновь, в иных исторических условиях, Бородин выразил глинкинскую идею народного патриотизма.

Любимые герои Бородина - защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле, словно вросшие в нее (вспомним картины В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»), В образах Игоря и Ярославны в «Князе Игоре» или былинных богатырей во Второй симфонии Бородина обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков отечественной истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства. Такое же обобщающее значение имеют показанные композитором сцены из народной жизни. У него преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, влиявших на судьбы всей страны.

Вместе с Мусоргским («Борис Годунов», «Хованщина»), Римским-Корсаковым («Псковитянка») он участвовал в художественном исследовании русской истории.

Отражены в музыке Бородина и противоречия жизни, ее трагические стороны. Однако композитор верит в силу света и разума, в их конечную победу. Он всегда сохраняет оптимистический взгляд на мир, спокойное, объективное отношение к действительности. О людских недостатках и пороках он говорит с улыбкой, добродушно высмеивая их.

Показательна и лирика Бородина. Подобно глинкинской, она воплощает, как правило, возвышенные и цельные чувства, отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, а в моменты высокого подъема чувств полна горячей страстности. Как и Глинка, Бородин выражает самые интимные чувства с такой объективностью, что они становятся достоянием самого широкого круга слушателей. При этом даже трагические переживания переданы сдержанно и строго.

Немалое место в творчестве Бородина занимают картины природы. Его музыка часто вызывает ощущение широких, бескрайних степных просторов, на которых есть где развернуться богатырской силе.

Обращение Бородина к патриотической теме, к народно-богатырским образам, выдвижение на первый план положительных героев и возвышенных чувств, объективный характер музыки- все это заставляет вспомнить Глинку.

Вместе с тем в творчестве Бородина встречаются и такие черты, которых не было у автора «Ивана Сусанина» и которые порождены новой эпохой общественной жизни - 60-ми годами. Так, уделяя, подобно Глинке, основное внимание борьбе между народом в целом и его внешними врагами, он в то же время затронул и другие конфликты - внутри общества, между отдельными его группами («Князь Игорь»). Появляются у Бородина и созвучные эпохе 60-х годов образы стихийного народного бунта («Песня темного леса»), близкие таким же образам у Мусоргского. Наконец, некоторые страницы бородинской музыки (романсы «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота») напоминают уже не классически уравновешенное творчество Глинки, а более напряженную, психологически острую лирику Даргомыжского и Шумана.

Эпическому содержанию музыки Бородина соответствует ее драматургия. Как и у Глинки, она основана на принципах, близких народному эпосу. Конфликт противостоящих сил раскрывается главным образом в спокойном, неторопливом чередовании монументальных, законченных, внутренне цельных картин. Характерно для Бородина как для эпического композитора (в отличие от Даргомыжского или Мусоргского) и то, что в его музыке гораздо чаще, чем речитатив, встречаются широкие, плавные и закругленные песенные мелодии.

Своеобразные творческие взгляды Бородина определили и его отношение к русской народной песне. Он относился с особым интересом к песенным жанрам, которые сохранились в народе в продолжение многих веков,- к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням. Обобщая характерные для них признаки ладового строения, мелодии, ритма, фактуры, композитор создавал собственные музыкальные темы, не прибегая к цитированию подлинных народных мелодий.

Мелодический и гармонический язык Бородина отличается исключительной свежестью прежде всего благодаря ладовому своеобразию. В мелодике Бородина широко использованы характерные обороты народно-песенных ладов (дорийского, фригийского, миксолидийского, эолийского). Гармония включает плагальные обороты, соединения побочных ступеней, сочные и терпкие аккорды из кварт и секунд, возникшие на основе кварто-секундовых попевок, характерных для народной песни. Нередки также красочные созвучия, которые образуются в результате наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов.

Как и все кучкисты, Бородин вслед за Глинкой интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. К жизни и культуре восточных народов он относился с большим вниманием и дружелюбием. Дух и характер Востока, колорит его природы, неповторимый аромат его музыки Бородин ощущал и передал необычайно проникновенно и тонко. Он не только любовался восточной народной песней и инструментальной музыкой, но и -пристально, как ученый, изучал ее по записям, по трудам исследователей. Он впервые открыл музыкальные богатства народов Средней Азии (симфоническая картина «В Средней Азии», опера «Князь Игорь»).

Великий русский композитор и ученый-химик А.П. Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенку достались фамилия и отчество одного из крепостных отца, слуги князя - Порфирия Бородина. Мальчик получил домашнее образование, учил языки - немецкий, французский, английский (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать дома уроки игры на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для фортепиано в четыре руки и уже в 14 лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. А в 1849 году в одной из петербургских газет появилась статья, где, в частности, говорилось: "Особенного внимания заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина... Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу". Знал бы автор статьи, чем бредила "поэтическая душа" Саши. Вся комната мальчика была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для химических опытов. Именно химия, а не музыка более всего привлекала Бородина, химия и стала его профессией.

В 1850 году А.П. Бородин поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Учеба шла весьма успешно. Окончив в 1856 году академию, он был оставлен там преподавателем и в 1858 году получил степень доктора медицины. Докторскую диссертацию Бородин написал на тему: "Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях". Затем молодой ученый был направлен в научную командировку в Европу для научного усовершенствования. В те годы Бородин был знаком со многими из тех, кто позднее составил гордость и славу русской науки: Д.Менделеев, А.Бутлеров, И.Сеченов, и другие. В 1859-1862 годах А.П. Бородин побывал в Германии, Франции, Италии. Почти сразу же по приезду в немецкий город Гейдельберг Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В.Савичем, В.Олевинским, Д.Менделеевым. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у кого-либо из друзей и слушали музыку. Нередко всей компанией, несмотря на скромный материальный достаток, ездили в ближайшие города на концерты и оперные спектакли.

К тому времени молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепьянных пьес были даже изданы. В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепьянное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой. Там, в Гейдельберге, Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Прекрасная исполнительница музыки Шопена, Шумана, Листа, она открыла для Бородина еще неведомый ему мир композиторов-романтиков. А потом, когда по состоянию здоровья Екатерине Сергеевне понадобился срочный переезд в Италию, Бородин сопровождал ее на правах жениха. Это был счастливейший год в его жизни: занятия в лаборатории у известного итальянского ученого, частые посещения концертов и оперных спектаклей. И, наконец, большое чувство к талантливой пианистке, которое, по его словам, "служило солнцем, освещавшим и согревавшим весь итальянский пейзаж". В Италии Бородин создает одно из лучших своих камерных сочинений - Фортепьянный квинтет.

Вскоре состоялась их свадьба. Когда молодожены в 1862 году вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт-профессора по кафедре химии в Медико-хирургической академии, а в 1864 году стал ординарным профессором той же кафедры. В 1874 году А.П. Бородин назначен руководителем химической лаборатории, а в 1877 году избран академиком Медико-хирургической академии. Одновременно, с 1863 года Бородин был профессором Лесной академии (кафедра химии), в 1868 году он - один из членов-учредителей Русского Химического общества. Ученик Н.Н. Зинина, Бородин - автор более 40 работ по химии. Он разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862), исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Эта служба требовала от молодого ученого много сил и времени. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862 год. Вскоре по возвращении из-за границы Бородин посетил своего коллегу и друга , в доме которого устраивались субботние вечера, проводимые за дружеской беседой. На одной из таких "суббот" произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, - встреча его с композитором и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или "Могучей кучки"), состоявшим из , Николая Римского-Корсакова и .

Знакомство и общение с руководителем "Могучей кучки" и с членами этого кружка утвердило в молодом ученом более серьезное отношение к своему композиторскому дарованию. После первого же месяца общения с Балакиревым "Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, - вспоминала Протопопова, - вырос на две головы, приобрел то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку". Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему мысль о необходимости создания Первой симфонии. Работа над этой симфонией протекала под непосредственным руководством Балакирева и продолжалась около пяти лет. Конечно же, столь большой срок определялся не медлительностью композитора. Сочинял он довольно быстро, всецело отдаваясь творчеству. Но такие дни, когда имел возможность сочинять, выпадали крайне редко. Музыка не оставляла ученого - она звучала в его душе даже во время лекций. Но бывало и иначе: дома, во время беседы с друзьями-музыкантами, он вдруг вскакивал, бежал в лабораторию. Химия и музыка безраздельно царили в его душе.

Первая симфония создавалась урывками, тем не менее она поражает своей гармоничной цельностью, стройностью. В ней уже определенно проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна контрастными и вместе с тем неуловимо сходными образами то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Окончание Первой симфонии затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью, однако в 1867 году симфония была все-таки закончена, а в 1869 году исполнена под управлением Балакирева.

Историческая ценность Первой симфонии заключена не только в ее художественной зрелости. Появившись одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и , она явилась одной из первых симфоний в русской музыке и положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Прозвучавшая с большим успехом, она оказалась блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Эта победа дала Бородину уверенность в своих творческих силах, теперь он отверг всякие сомнения в своем праве заниматься композицией. Все больше внимания уделяет он музыке, с большим вниманием следит за успехами друзей-музыкантов, его произведения - целиком и в отрывках - исполняются на концертах Бесплатной музыкальной школы, на собраниях "Могучей кучки". Атмосфера, царившая на музыкальных собраниях, высокий, ни с чем не сравнимый энтузиазм не могли оставить равнодушным никого. И Бородина тоже - несмотря на его всегдашнюю занятость научной и общественной деятельностью. Он создает один за другим лучшие свои романсы и песни. Почти половина из них написана на поэтические тексты самого композитора.

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 году возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса "Слово о полку Игореве". Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875 году. Примерно с 1874 года Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами "Князя Игоря". В это время Бородин много времени уделяет научной, преподавательской и общественной деятельности. В 1868 году он публикует музыкально-критические статьи в газете "Санкт-Петербургские ведомости", в 1872 году Бородин - один из организаторов в Петербурге Женских врачебных курсов, где он преподает до 1887 года, а с 1885 года является профессором, редактирует научный журнал "Знание" и т.д.

В конце 1875 года Бородин заканчивает свою Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение совершенное по форме и содержанию. Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее "Славянской героической", критик запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская". Вторая, Богатырская симфония стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики.

Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы "Князь Игорь", начатого еще в конце 1860-х годов. Именно В.В. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета "Слово о полку Игореве". Это увлекало композитора, и вскоре был составлен подробный план будущей оперы. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой "Князь Игорь", которая из-за всегдашней его занятости растянулась на 18 лет - вплоть до самой смерти. Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы "Слова о полку Игореве", и все фундаментальные исследования по истории России. Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены, Екатерины Сергеевны. Она любила своего мужа, ценила его огромное дарование, нo создать eмy уют и покой, окружить заботой не имела возможности, так как большую часть года жила врозь с ним. Из-за астмы она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина.

Отвлекали от основных занятий и материальные проблемы, вынуждавшие его преподавать в Лесной академии и переводить с иностранных языков научную литературу, порой даже малоинтересную. Часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было), на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов и многое другое. И тем не менее Бородин проводил свои исследования, сыгравшие значительную роль в развитии химии. Вклад его в отечественную науку довольно велик, хотя мог быть еще большим, если бы ученый имел необходимые условия.

Огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены и ее частые отъезды, отсутствие режима, - все это вызывало чувство усталости - духовной и физической. Ухудшалось и моральное самочувствие Бородина - приближалась старость, которая грозила не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Тем не менее в конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина "В Средней Азии" (1880), несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Успех вдохновил А.П. Бородина на создание нового квартета - Второго, который в январе 1882 года прозвучал в Москве. И снова успех - еще больший, чем в Петербурге. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром. Музыка Бородина начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Ф.Листа, с которым Бородин с 1877 года поддерживал личное знакомство.

А Бородин уже усиленно работал над новой симфонией - Третьей, которая, по его мнению, должна была стать самым ярким, самым значительным его произведением. Композитор намеревался назвать ее "Русской". Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость и восхищение. Хоть и очень медленно, шла работа над оперой "Князь Игорь". Друзья композитора оказывали ему всяческую поддержку. Н.А. Римский-Корсаков и В.В. Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение. "Скажите же еще ради бога, не продвинулся ли "Князь Игорь". Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы", - взывал к композитору Стасов. Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину: "Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть его чудную оперу".

Бородин записывал музыку на отдельных клочках бумаги, на написание партитуры у него никогда не оставалось времени. Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. В конце концов, Римский-Корсаков приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, химик Бородин покрывает исписанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака. Покрытые лаком листы партитуры затем развешивались для просушки на веревках в кабинете Римского-Корсакова. Но, ни "Князь Игорь", ни Третья симфония так и не были завершены. 15 (27) февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

В тот день Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную русскую рубашку и синие шаровары. B разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь рост. Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Пришедшие врачи и профессора почти час напрягали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогало. Он лежал перед гостями, а они стояли кругом в шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено. Изношенное непосильной нагрузкой трех десятилетий сердце не выдержало.

На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь город до Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом с Мусоргским.

Римский-Корсаков перевез к себе все нотные рукописи Бородина. Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора "Князя Игоря", по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин. Более 20 лет длилась дружба Бородина и Римского-Корсакова, и из них на протяжении восемнадцати, с остановками и перерывами, сочинялся "Князь Игорь". Через несколько дней после похорон в квартире Бородина собрались Римский-Корсаков, Беляев. Было решено, что помогать Н.А. Римскому-Корсакову будет А.К. Глазунов. Ему поручалось по памяти записать увертюру к "Князю Игорю", которую Бородин часто играл в кругу друзей, но которая так и не была им написана. С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: "Работа над оркестровкой "Князя Игоря" шла легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась".

В 1889 году на могиле Бородина установили памятник (ск. И.Я. Гинцбург, арх. И.П. Ропет), созданный на общественные пожертвования. На памятнике была воспроизведена цитата из "Богатырской" симфонии, а на ограде (не сохранившейся) - химические формулы. Вскоре, 23 октября 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы "Князь Игорь". Успех был огромен. Страшно подумать, что русская музыка могла бы остаться без "Князя Игоря", не будь Римского-Корсакова. С бескорыстной преданностью истинного друга и художника-гражданина он героически принял на себя огромный труд. Римский-Корсаков выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив не единой копейки ни от нотоиздательства, ни от театра. Только во имя славы русского искусства он сделал все, чтобы спасти гениальную оперу от забвения, и это нельзя иначе назвать, как великим творческим подвигом.

А.П. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе", - писал В.Стасов.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. П. БОРОДИНА

1833 - 31 октября (12 ноября н. ст.) у Авдотьи Константиновны Антоновой и князя Луки Степановича Гедианова родился сын Александр, который был записан сыном Порфирия Ионовича Бородина, дворового человека князя Гедианова.

1850 - Бородин принят в число вольнослушателей Медико-хирургической академии.

1855 - Бородин получает диплом лекаря - «cum eximia laude» - с отличием.

1856 - Назначение ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя с прикомандированием к кафедре общей терапии, паталогии и химической диагностики.

1856 - Первая встреча с М. П. Мусоргским.

1857 - Поездка на Международный конгресс офтальмологов.

1858 - Защита диссертации («Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях») и получение звания доктора медицины.

1858 - H. Н. Зинин делает на заседании физико-математического отделения Академии наук сообщение о работе Бородина «Исследование химического строения гидробензамида и амарина».

1859 - Бородин ведет практические занятия со студентами Медико-хирургической академии и читает лекции врачам, оставленным при академии для усовершенствования.

1859 - Конференция Медико-хирургической академии посылает Бородина за границу «для усовершенствования в химии».

1860 - Бородин участвует в работах первого Международного съезда химиков в Карлсруэ.

1861 - Знакомство с Екатериной Сергеевной Протопоповой.

1861 - Бородин принимает участие в работах съезда немецких врачей и натуралистов в Шпейере. На этом съезде Бутлеров делает доклад «О химическом строении вещества».

1862 - Впервые в истории химии Бородин получает фтористое органическое соединение - фтористый бензоил.

1862 - Возвращение в Россию и назначение адъюнкт-профессором Медико-хирургической академии.

1862 - Знакомство с М. А. Балакиревым.

1862 - Начало работы над Первой симфонией.

1863 - Женитьба на Е. С. Протопоповой.

1864 - В Бюллетене Академии наук напечатана работа Бородина «О действии натрия на валериановый альдегид».

1866 - Закончена Первая симфония.

1867 - Написан романс «Спящая княжна».

1867 - В конце декабря открылся в Петербурге Первый съезд русских естествоиспытателей, на котором Бородин сделал сообщение о производных валерианового альдегида.

1868 - Написаны романсы «Морская царевна» и «Песня темного леса».

1869 - 4 января в концерте Русского музыкального общества исполнена под управлением М. А. Балакирева Первая симфония Бородина.

1869 - Начата работа над оперой «Князь Игорь» и над Второй симфонией.

1869 - На Втором съезде русских естествоиспытателей в Москве Бородин делает сообщение о полученной им изокаприновой кислоте, ее альдегиде и солях.

1870 - Написан романс «Море».

1870–1871 - Бородин редактирует вместе с профессором Хлебниковым научно-популярный журнал «Знание».

1872 - Написан четвертый акт оперы-балета «Млада».

1872 - На заседании Русского химического общества 4 мая Бородин делает сообщение о продуктах конденсации альдегидов и об открытии альдоля.

1872 - Открыты при Медико-хирургической академии Высшие женские медицинские курсы. Бородин начинает читать на курсах химию.

1873 - Бородин участвует в работах Четвертого съезда русских естествоиспытателей и врачей в Казани.

1874 - Начало работы над Первым квартетом.

1876 - Закончена Вторая симфония.

1877 - Знакомство с венгерским композитором Ф. Листом.

1877 - 26 февраля в концерте Русского музыкального общества под управлением Э. Ф. Направника исполнена Вторая симфония Бородина.

1877 - Избрание Бородина академиком Медико-хирургической академии.

1879 - Закончен Первый квартет.

1880 - Написана музыкальная картина «В Средней Азии».

1880 - Смерть H. Н. Зинина.

1881 - Смерть М. П. Мусоргского. Написан романс «Для берегов отчизны дальней».

1882 - Закончен Второй квартет.

1886 - Начата Третья симфония.

Из книги Пространства, времена, симметрии. Воспоминания и мысли геометра автора Розенфельд Борис Абрамович

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Основные даты жизни и деятельности 1795 г. Родился в Денвере1807 г. Начал работать в магазине брата1812 г. Участвовал в Англо-американской войне1814 г. Переехал в Балтимор1827 г. Впервые посетил Англию для решения торговых вопросов1829 г. Стал главным старшим партнером фирмы Peabody,

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1818 г. Родился в Трире1830 г. Поступил в гимназию1835 г. Поступил в университет1842 г. Начал сотрудничать с «Рейнской газетой»1843 г. Женился на Женни фон Вестфален1844 г. Переехал в Париж, где познакомился с Фридрихом Энгельсом1845 г. Организовал

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1837 г. Родился в Хартфорде1862 г. Учредил в Нью-Йорке банк J. P. Morgan & Cо1869 г. Стал вице-президентом железной дороги Olbany & Sascuehanna1878 г. Банк Джон Моргана финансировал проект Томаса Эдисона1892 г. Основал General Electric1901 г. Приобрел Carnegie Steel у

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1839 г. Родился в городе Ричфорде в США1855 г. Устроился на работу в Hewitt & Tuttle1858 г. Совместно с Морисом Кларком основал компанию Clark & Rockefeller1864 г. Женился на Лоре Спеллман1870 г. Основал компанию Standard Oil1874 г. Родился единственный сын и

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1848 г. Родился в Париже, где его семья жила в эмиграции1858 г. Возвращение с семьей в Италию, в Турин1870 г. Окончил Туринскую инженерно-техническую школу и поступил на работу в железнодорожную компанию во Флоренции1874 г. Перешел в

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1890 г. Родился в городе Логан в США1908 г. Бросил учебу в колледже Бригама Янга1912 г. После смерти отца возглавил семейный бизнес1913 г. Женился на Мэй Янг1916 г. Организовал Eccles Investment Company1933 г. Участвовал в создании чрезвычайного закона о

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1892 г. Родился в костромской деревне1911 г. Поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет1917 г. Стал заместителем министра продовольствия Временного правительства и избран членом Учредительного собрания1920 г. Возглавил

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1915 г. Родился в городе Гэри1935 г. Получил степень бакалавра в Чикагском университете1936 г. Получил степень магистра в Гарвардском университете1938 г. Опубликовал первый научный труд «Замечание о чистой теории поведения

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1926 г. Родился в Нью-Йорке1950 г. Получил степень магистра экономики в Нью-Йоркском университете1954 г. Вместе со специалистом по инвестированию Уильямом Таунсендом основал консалтинговую компанию Townsend-Greenspan & Co1974–1977 г. Председатель

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1930 г. Родился в городе Омаха1943 г. Заплатил свой первый подоходный налог в 35 долларов1957 г. Создал инвестиционное товарищество Buffett Associates1969 г. Приобрел текстильную компанию Berkshire Hathaway2006 г. Объявил о завещании в 37 миллиардов долларов на

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1930 г. Родился в Пенсильвании1957 г. Издал книгу «Экономическая теория дискриминации»1964 г. Выпустил в свет «Человеческий капитал»1967 г. Награжден медалью Джона Кларка1981 г. Издал труд «Трактат о семье»1992 г. Получил Нобелевскую премию

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1941 г. Родился в городе Тимминс1957 г. Поступил в Университет Макмастера в Гамильтоне1962 г. Получил степень бакалавра по экономике1964 г. Получил квалификационную степень магистра бизнес-администрирования (MBA) в Чикагском университете1969 г.

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1942 г. Родился в Бостоне (США) в бедной еврейской семье1964 г. Поступил в Гарвардскую школу бизнеса1966 г. Начал карьеру трейдера в компании Salomon Brothers1981 г. Основал компанию Innovative Market Systems, позже переименованную в Bloomberg LP2001 г. Избран мэром

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1943 г. Родился в г. Гэри в США1960 г. Поступил в Амхерст-колледж1963 г. Учился на экономическом факультете в Массачусетском технологическом институте1979 г. Получил медаль Джона Кларка1993 г. Приглашен в администрацию президента Клинтона в

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1947 г. Родился в городе Энн-Арбор1969 г. Получил степень бакалавра в Принстонском университете1971 г. Получил степень MBA в Гарвардской школе бизнеса1973 г. Получил степень доктора философии в Гарвардском университете, стал профессором

Уникальный человек - Александр Бородин, композитор и ученый в одном лице. Он с равным успехом реализовался в двух противоположных сферах деятельности, что бывает чрезвычайно редко. Жизнь его является примером трудолюбия и страстной любви ко всякому творчеству.

Семья и детство

1833 года в Санкт-Петербурге на свет появился ребенок, он был плодом внебрачной связи князя Луки Степановича Гедианова и простолюдинки Авдотьи Константиновны Антоновой. Отцу на момент рождения сына было 62 года, а матери - 25, пожениться они не могли в силу сословных различий, и признать малыша у князя не было возможности. Поэтому его записали как сына крепостных Гедианова. Так появился будущий композитор Бородин Александр Порфирьевич. До 8 лет он числился как собственность своего отца, но, к счастью, перед смертью он успел дать ему вольную. Также он купил для матери своего сына, выданной замуж за врача Клейнеке, и для ребенка большой каменный дом в 4 этажа и обеспечил их безбедное существование. В 1840 году Гедианова не стало, но это не отразилось на благополучии его сына.

Неясное происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, поэтому он получал домашнее образование. Его мать уделяла этому много внимания, и к нему приходили превосходные учителя, он изучал два иностранных языка и в итоге получил отличное образование, которое позволило ему в 1850 году с успехом сдать экзамены на аттестат зрелости. Однако перед этим его матери и отчиму пришлось «легализовать» ребенка, они обратились к связям Клейнеке и смогли записать мальчика в гильдию купечества, только это позволило Бородину официально окончить гимназию и позже поступить вольнослушателем в Медико-хирургическую академию г. Санкт-Петербурга.

Увлечение музыкой

В 8 лет юный Саша начал проявлять сильный интерес к музыке, он на слух воспроизводил на домашнем пианино произведения, которые слышал возле дома, на военном плацу, где репетировал военный оркестр. Он с большим вниманием присматривался ко всем музыкальным инструментам, расспрашивал людей, играющих на них. Мама обратила на это внимание и хотя сама не имела никаких музыкальных пристрастий и способностей, пригласила к нему музыканта из военного оркестра, и он обучал Сашу игре на флейте.

Позже мальчика обучали игре на фортепьяно, а виолончель он смог освоить самостоятельно. В 9 лет появляются его первые сочинения. Саша Бородин, композитор по своей природе, сочиняет для барышни польку «Элен». Вместе со школьным товарищем он посещает все концерты в Санкт-Петербурге, разучивает произведения классиков, немного сочиняет, например пишет концерт для флейты, скрипки и виолончели по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Юный Александр Бородин - композитор от Бога, однако увлекался не только музыкой. У него было немало интересов, он любил лепить, рисовать, но самой большой его страстью уже с детства была химия.

Тяга к науке

Уже в 12-летнем возрасте будущий композитор Бородин встретился со своим вторым делом жизни - с наукой. Началось все с фейерверков, как и многие дети, Саша восторгался этими вспыхивающими огнями, но ему захотелось сделать их своими руками. Он хотел проникнуть в состав вещей, сам делал краски для рисования, смешивал различные препараты. Дом юного естествоиспытателя был заполонен колбами и ретортами. Мама мальчика переживала за безопасность дома, но не могла запретить ему проводить опыты. Волшебные превращения растворов, яркие химические реакции завораживали Сашу Бородина, и препятствовать его увлечению было невозможно. К окончанию школы страсть к науке перевесила любовь к музыке, и Бородин начал готовиться к поступлению в вуз.

Он с успехом выдержал экзамены, и будущий композитор Бородин стал студентом Медико-хирургической академии, которая стала вторым домом для него. Всю свою последующую жизнь он был так или иначе связан с ней. Встреча с профессором Зининым стала судьбоносной для Александра, в каком-то смысле он нашел в нем отца. Он вдохновил студента на занятия наукой и помог ему постичь все тайны химии. В 1856 году Бородин блестяще окончил академию и был распределен в военно-сухопутный госпиталь. Работая врачом, он пишет диссертацию и в 1858 году получает степень доктора медицины. Но все это время не оставляет занятий химией и музыкой.

Заграничный опыт

В 1859 А. П. Бородин, композитор, врач и ученый, был направлен за границу для повышения квалификации в области химии. Три года Александр Порфирьевич провел в немецком Гейдельберге, в университете которого в это время собрался блестящий русский научный кружок: Менделеев, Юнге, Боткин, Сеченов - весь цвет современного русского естествознания. В этом обществе велись не только бурные научные дискуссии, но и обсуждались проблемы искусства, общества, политики. Результаты исследований в Германии принесли Бородину всемирную славу выдающегося химика. Но за научными опытами он не забывает о музыке, посещает концерты, знакомится с новыми именами - Вебером, Листом, Вагнером, Берлиозом, Мендельсоном, становится страстным поклонником Шумана и Шопена. Также Бородин продолжает писать музыку, из-под его пера выходит целый ряд камерных произведений, в том числе известные соната для виолончели и квинтет для фортепиано. Также Александр Порфирьевич много путешествует по Европе, почти год он проводит в Париже, где постигает тайны химии и погружается в мир современной музыки.

Химия как дело жизни

Вся композитора по призванию, тесно связана с наукой. Вернувшись из-за границы, он успешно сдает отчет о проведенных исследованиях и получает адъюнкт-профессора в своей альма-матер. Материальное положение Бородина было не блестящим, оклад преподавателя едва покрывал его насущные потребности. Он продолжал преподавать в академии до конца жизни, а также подрабатывать переводами. Также он активно занимается научными исследованиями. В 1864 году он получает звание ординарного профессора, через 10 лет становится руководителем научной лаборатории по химии. В 1868 году Бородин вместе со своим учителем Зининым становится учредителем Русского химического общества. В 1877 году он становится академиком родного вуза, в 1883 году его избирают почетным членом Русского общества врачей.

Путь в музыке

Еще в годы студенчества Александр Бородин, русский композитор, создает целый ряд выдающихся произведений, также он музицирует в качестве виолончелиста. Он продолжает заниматься музыкой и во время заграничной стажировки. А вернувшись в Россию, вливается в круг интеллигенции, увлекающейся музыкой. В доме соратника Боткина он знакомится с Балакиревым, который вместе со Стасовым оказал влияние на формирование его эстетического мировоззрения. Он вводит Бородина в группу, возглавляемую Мусоргским, которая с приходом композитора приобрела завершенную форму и позднее стала именоваться «Могучей кучкой». Композитор Бородин стал последовательным продолжателем традиций русской национальной школы, М. Глинки.

Оперное творчество

За свою творческую жизнь, которая всегда шла параллельно другим видам занятий, Александр Порфирьевич написал 4 крупных оперных произведения.

Оперы композитора Бородина - это плод его многолетней работы. «Богатырей» он написал в 1868 году. Позже в коллективном содружестве с другими авторами появляется «Млада». В течение 18 лет он работал над самым грандиозным своим творением - оперой «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве», которую так и не смог завершить, и после его смерти из набросков произведение было собрано его друзьями. Опера «Царская невеста» также не была завершена, и по сути это всего лишь наброски.

Камерная музыка

Музыка композитора Бородина преимущественно представлена камерными произведениями, он пишет сонаты, концерты и квартеты. Он считается наряду с Чайковским основоположником русского квартета. Его музыку отличает сочетание лиричности и эпичности, он тяготеет к размаху, активно использует традиционные мотивы русской музыки, но также тонко вписывается в западноевропейскую музыку, его считают прародителем европейского импрессионизма.

Выдающиеся сочинения

Композитор Бородин знаменит несколькими своими творения. Его Первая симфония Es-dur, написанная в 1866 году потрясла современников своей мощью, оригинальностью и яркостью, она принесла композитору европейскую славу. Все три законченных симфонии Бородина являются жемчужинами русской музыки. Оперы композитора Бородина «Князь Игорь» и «Царская невеста» имеют мировую известность. В них он воплощает все лучшее, что есть в русской песне, создает широкие картины эпичной истории России.

Творчество композитора Бородина немногочисленно, но каждое произведение - настоящий шедевр. Его музыка часто исполняется современными оркестрами. А «Князь Игорь» есть в репертуаре всех российских оперных театров.

Общественная деятельность

Имя композитора Бородина тесно связано с педагогической деятельностью. Студенты очень любили страстно влюбленного в химию профессора. Он всегда был готов оказать помощь неимущим ученикам, отличался доброжелательностью и деликатностью. Он защищает студентов от политических преследований, например оказывает поддержку участникам покушения на императора Александра Второго.

Кроме педагогики Бородин занимается организацией бесплатной музыкальной школы, он помогает молодым талантам найти свой путь в музыке. Немало сил Бородин тратит на обеспечение возможностей для женщин получать высшее образование, организует женские врачебные курсы, на которых преподает бесплатно. Также он успевает руководить студенческим хором, редактирует научно-популярный журнал «Знание».

Частная жизнь

Композитор Бородин, краткая биография которого представлена в статье, прожил чрезвычайно насыщенную научную и творческую жизнь. А в семейной жизни был не до конца счастлив. Со своей женой он познакомился во время заграничной командировки. Они поженились только в 1863 году, жена страдала астмой и плохо переносила климат Санкт-Петербурга, ей часто приходилось уезжать в теплые края, что сильно подрывало семейный бюджет. Детей у пары не было, но они взяли несколько воспитанниц, которых Бородин считал дочерьми.

Трудная и интенсивная жизнь подрывала здоровье Бородина. Он разрывался между творчеством, наукой и службой, и сердце его не выдержало такой нагрузки. 27 февраля 1887 года он скоропостижно скончался. После его ухода друзья во главе с Римским-Корсаковым завершают «Князя Игоря» и тщательно собирают все творческое наследие великого русского композитора.

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772-1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

Заграничная командировка

С 1859 г. Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей - первоначально в Германии (Гейдельбергский университет). В сентябре 1860 г. Бородин наряду с Зининым и Менделеевым (первый был его учителем, второй - другом) участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ. Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомо-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами гениального французского химика Жерара (ум. 1856) и его учеников. Осенью 1860 г. Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных.

Весной 1861 г. Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 г. он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой - молодой незамужней женщиной, страдавшей серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием и приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха. По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана, а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции, который начал было несколько угасать, а Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат - ехать на юг, в Италию, в Пизу. Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

Профессор химии

По возвращении в Россию Бородину пришлось временно расстаться со своей невестой, которая осталась у матери в Москве, сам же он поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии. Новая должность отнюдь не улучшила материальное положение молодого учёного: жалованье составляло только 700 рублей в год, тогда как прежде, числясь ординатором госпиталя, он получал 900 рублей в год. Кроме того, Бородин долго не мог получить обещанную ему казённую квартиру в новом здании Естественноисторического факультета, где далеки были от завершения отделочные работы. Материальная и бытовая неустроенность побудила Бородина отложить свадьбу, которая состоялась только в апреле 1863 года. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать в Лесной академии и заниматься переводами.

С 1864 года Бородин - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей. А. П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых углеводородов действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина - Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение - фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо?льшую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

Семейная жизнь

Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой, плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало её от астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться. Детей в семье не было.

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.

Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина
  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
  • Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот

Основные произведения

Оперы

  • Богатыри (1868)
  • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
  • Князь Игорь (1869-1887)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 Es-dur (1866)
  • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
  • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
  • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
  • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано

  • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
  • Маленькая сюита (1885)
  • Скерцо (As-dur, 1885)
  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина
  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Произведения для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (50-е годы)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
  • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
  • Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне, 1854-55)
  • Спящая княжна (1867)
  • Морская царевна (1868)
  • Песня тёмного леса (1868)
  • Фальшивая нота (1868)
  • Море (1870)
  • Отравой полны мои песни (слова Г. Гейне, 1868)
  • Из слез моих (слова Г. Гейне, 1871)
  • Арабская мелодия (1881)
  • Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881)
  • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881)
  • Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85)
  • Чудный сад (Septain, 1885)
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения