Историческая основа создания повести тарас бульба. Историческая основа повести "Тарас Бульба". Реальные исторические события, лежащие в основе повести. Идея написания повести






Повесть рассказывает о борьбе украинского народа за свою независимость. В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков – панов. Они превращали крестьян в крепостных, облагали тяжелыми налогами, подвергали суровым наказаниям и даже казнили.












Н.Гоголь с интересом знакомился с историческими сочинениями, летописями, народными песнями и преданиями, в которых нашли отражение эти события. Перед ним вставала живая, яркая история народа, а воображение рисовало вольные степи, могучие характеры, крепкие натуры.






В основе сюжета картины И.Репина лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд 4 прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы отправили султану ответ. Репин изображает их в тот момент, когда они сочиняют свое знаменитое письмо.


Один за другим отпускают запорожцы острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются над кичливым врагом, над самой мыслью о возможности их порабощения.. Казаки охвачены единым настроением, единым порывом веселья, исполненного несокрушимой веры в свои силы.
16



Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи - «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» - католицизм.

Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) - расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия - захват новых рынков. - (Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. - С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» - «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии - униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.

Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI-XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь - реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками - заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски - засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название - Запорожская Сечь. Запорожцы - название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени - своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень - шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании - раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже - земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.

Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами - родственным русскому народом.

Доклад 7 класс.

Литературный критик А.И. Герцен говорил: «...Рассказы, с которыми впервые выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу Малороссии, - картин, полных веселости, изящест­ва, живости и любви. Повесть «Тарас Бульба» входит в гого­левский сборник под названием «Миргород». «В «Миргороде» он столкнул норму, высокую возможность народного героиз­ма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», - писал литератур­ный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Буль­ба» близок к фольклорному: создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал докумен- тально-исторические материалы (летописи, мемуары, иссле­дования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует все же от­дать фольклорным источникам.

В центре внимания писателя эпоха национально- освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных.

Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Ук­раине. В те далекие времена Украина была захвачена поль­скими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жи­тели Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Тарас Бульба «был соз­дан для бранной тревоги». У него был очень тяжелый харак­тер. Об этом свидетельствовало все: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса было два взрос­лых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», - говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвез Тарас своих сыновей в Сечь.

Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ре­месла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить те­легу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропало, - все это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукра­шивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суро­вости и фубости войны. Историзм мышления Гоголя, сказав­шийся в отмеченном Белинским умении художника сжато, в рамках небольшой по размеру повести выразить содержание целой эпохи, проявляется и в том, что автор «Тараса Бульбы» стремится объяснить все стороны изображаемой им эпохи ею самою, ее особенностями и условиями. Тут сказывается га вы­сокая объективность художника-историка, только при наличии которой он и имеет право на свое, субъективное отношение к людям и событиям излюбленной им эпохи. Гоголь рисует все величие и героику народной освободительной войны и цели­ком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский оха- растеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «ис­черпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный об­раз: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...». Гоголь взял историю украинского на­рода в момент ее высокого подъема, в такую минуту, когда, по­добно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни чело­века, проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.

Повесть проникнута высокой поэзией нерасторжимого братства русского и украинского народов. Сам главный герой представляет собою живое воплощение этого братства. Явля­ясь эпическим образом широкого обобщающего историческо­го значения, Тарас Бульба вбирает в себя многие лучшие чер­ты исторических деятелей национально-освободительных движений разных периодов украинской истории- доблест­ных воинов, умных политиков, страстных патриотов, ведших украинский народ по единственно возможному для него пути спасения своей национальности: по пути неразрывного союза с Россией и русским народом. Только в этом союзе украин­ский народ и мог надеяться на сохранение национальной са­мобытности. Речь Богдана Хмельницкого, обращенная к каза­кам, дала материал Гоголю для речи Тараса Бульбы, которую тот произносит перед боем. Перед Украиной стояла тогда ис­торическая дилемма - либо быть покоренной шляхетской Польшей и султанской Турцией, либо перейти под власть Рос­сии. Польша была в государственном отношении феодально отсталой, королевская власть не смогла преодолеть разброд, преобладали центробежные силы. Польская шляхта являлась жестоким врагом украинского народа. Московское государст­во достигло к тому времени централизации. Исторический пафос «Тараса Бульбы» заключается в утверждении союза Украины с Москвой как единственного пути, возможного для украинского народа. Патриотизм Тараса, любовь его к Украи­не неотделимы от его сознания братства с народом русским, великим заступником украинского народа.

Сам народ Украины, крестьянин, угнетаемый барами, тер­пящий двойной гнет - от польских и «своих» панов, возму­щенный низким предательством верхушки отечественной шляхты, шедшей на «полонизацию», подобострастничавшей перед польскими магнатами в угоду своекорыстным классовым интересам, - сам народ Украины всей душой стремился к сою­зу с русским народом. И Тарас Бульба выражает это народное стремление. Запорожское казачество славно сражалось и за не­зависимость и честь украинского народа, и за целостность и мо­гущество русского государства. Это усиливает мотив братства русского и украинского народов в «Тарасе Бульбе». Характер борющегося народа - главное, что влечет автора. Историче­ское действие, совершаемое народом, основательно, глубоко, и характеры людей, участвующих в этом историческом действии, глубоки и основательны. «...Стой, стой!..» прервал кошевой, дотоле стоявший, углубивши глаза в землю, как и все запорож­цы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли гроз­ную силу негодования............... Тут уже не было волнений легко­мысленного народа: волновались все характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упор­но и долго хранили в себе внутренний жар...».

Вопросы по докладу:

1) Какие исторические события легли в основу повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

2) Являются ли главные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» лицами историческими или это вымышленные персо­нажи? Что важно для писателя?

3) Как в повести «Тарас Бульба» изображен народ?

4) Почему повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» надо счи­тать исторической?

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

"Тарас Бульба". Историческая основа повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. (7 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: продолжение знакомства семиклассников с творчеством Н. В. Гоголя; обучение анализу произведения «вслед за автором»

    Задачи урока:

    Образовательные:

    развить умение формулировать определение понятий; расширение знаний учащихся о творчестве Н.В.Гоголя;

    углубить представление об особенностях жанра повесть ;

    развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать технику чтения .

    Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие критического мышления;

    развитие внимания;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему;

    развитие умения работы в парах.

    Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к литературе;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

    взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Постановка учебной задачи.

    Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

    Физ. минутка.

    Закрепление изученного материала.

    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята. За окном последний день сентября. Совсем скоро задождит, подует холодный осенний ветер. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном дождик, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Вместе с героями переживаете, преодолеваете все препятствия и не замечаете, как идёт время...

Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Проверка Д/З

2. Беседа по вопросам:

1) Какую цель поставил перед собой писатель, решив написать о героическом прошлом страны?

(Н. В. Гоголь, показывая историческое прошлое страны, выводит в качестве главного героя своего произведения человека-патриота.)

2) Как начинается повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (С приезда сыновей Тараса Бульбы из киевской бурсы, где Остап и Андрий учились.)

3) Как Тарас Бульба и его жена встречают своих сыновей? (Тарас Бульба сразу же проверяет силу своих детей; а мать просто рада видеть своих сыновей живыми и здоровыми.)

Что влияет на формирование личности, её мировоззрения?

(Семья, социальная среда, в которой живёт человек)

Что же является важным для Т.Бульбы и его сыновей? (Родная земля, боевые товарищи)

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Правильно, мы должны углубить знания об исторической основе повести Гоголя, узнать, что из себя представляет боевое товарищество Запорожской Сечи.

Работа с учебником:

1) подумайте над тем, ради кого или чего создавал свою историческую повесть Н. В. Гоголь. Подготовьте развернутый ответ с цитатами из статьи учебника.

Сообщение 2. Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» . В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шля€хтичи - «паны» , которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» - католицизм . Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу. Началась «тихая» экспансия чужой территории 1 : все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полониза€ции (Польша на латыни звучит как Поло€ния ) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу. Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» - «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии - униа€тство . Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин. Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI-XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми пана ми», «ля хами» вымышленный герой Тарас Бульба. В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь - реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне запад- ных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хо€ртица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засе€ками - заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски - засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название - Запорожская Сечь.

Запоро€жцы - название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в куре€ни - своего рода отряд, живший в одном шалаше (куре€нь - шалаш), избирала своего куренно€го атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или ко€ши, которые возглавляли кошевы€е атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании - ра€де. Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже - земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были

грабительскими, в духе Средневековья.

Составление сравнительно-сопоставительной таблицы

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1) Внешность, портрет

«...два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».

2) Отношение к учебе

«...в первый год (из киевской бурсы) еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения... Он был более изобретателен, нежели его брат...»

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

3) Характер

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен

с равными... имел доброту... »

«Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.

4) Юноше-

ские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны, кипел жаждою подвига,

но иногда любил помечтать и побродить в

одиночестве по улицам Киева.

5) Поведение во время

боя

«Остапу, казалось, был

на роду написан битвенный путь и трудное

знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вел бой, «мог вымерить всю опас-ность», в нем «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя».

«Андрий весь погрузился в очарователь-

ную музыку пуль и мечей. Он не знал, что

такое значит обдумывать, или рассчиты-вать, или измерять заранее свои и чужие

силы».

6) Отношение к товариществу

До последней минуты

своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев голод, нищету,

страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки.


- Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

Закрепление изученного материала

Беседа по главе I. - Какую картину рисует перед нами Николай Васильевич Гоголь в начале своего повествования? - Как вы думаете, для чего писатель начинает произведение с реплики главного персонажа -Тараса Бульбы? Почему здесь нет привычной для нас экспозиции - рассказа о том, кто такие Тарас Бульба и его сыновья, где жили и чем занимались? - Можно ли сразу определить, в каком веке происходят описываемые события? Как вы думаете, почему? - Какими предстают перед нами с первых строк сыновья Тараса Бульбы? Что вы можете о них рассказать? Опишите сыновей Тараса Бульбы. - Почему в начале первой главы не названы имена сыновей Тараса? О чем это говорит? (Главный в доме и семье - Тарас Бульба; это он оценивает своих сыновей, пытаясь понять, какие они на самом деле. Главный персонаж повести - Тарас Бульба, а сыновья либо являются «продолжением его», дополняя его облик народного героя - Остап, либо противопоставляются ему - Андрий, являя собой тип антигероя .). - Можно ли из данного диалога сделать выводы о характерах старого Тараса и его старшего сына? Какие именно? - Почему Тарас спровоцировал сына на кулачный бой? Для чего это ему было нужно? - Как относится жена Тараса к этому бою? Почему? - - Чей взгляд на необычную встречу вам больше по нраву? Почему? Аргументируйте свой ответ. - Как ведет себя во время встречи младший сын Тараса? Почему Тарас Бульба называет его «мазу нчиком»? - Что вы можете сказать о взглядах на жизнь и мужской тип поведения в обществе главного героя? - Какие человеческие качества особенно ценил Тарас Бульба? (Физическую силу, ловкость, смелость, умение постоять за себя и за общее дело.) - Какое будущее он наметил своим сыновьям? Почему? (Тарас гордится своими сыновьями как будущими славными воинами.) - Для чего старый украинский помещик Тарас Бульба послал своих сыновей на учебу в Киев? Образован ли он сам? Свой ответ подтвердите цитатами из текста. (Среди украинских помещиков стало модным давать детям образование (конечно же, только сыновьям), но патриотично настроенные отцы отправ- ляли своих сыновей не в Европу, а в Киев - столицу Украинского государства и центр Православия.) - Что рассказывает Гоголь о женской доле уже в самом начале своего произведения? - Почему Тарас не считается с чувствами своей жены? (Упрямство мешает ему пожалеть жену и отсрочить отъезд в Сечь.) - Опишите убранство хаты Тараса Бульбы. Чей взгляд на мир отражает это убранство? Чувствуется ли здесь присутствие женщины? Если да, то в чем именно? - Найдите в тексте авторскую характеристику Тараса Бульбы. Выделите цитаты, характеризующие его. (Тарас - «один из коренных полковников», «создан для бранной тревоги...», «не поддавался польскому влиянию», «любил простую жизнь», «считал себя законным защитником народа» и т. д.) - Для чего в главе I дано описание украинской ночи? - Передает ли это описание внутреннее состояние персонажа - матери Остапа и Андрия? Объясните, почему. Обучить характеризовать персонажа можно по плану: Характеристика образа персонажа. Обучить характеризовать персонажа можно по плану: 1) портрет; 2) одежда; 3) поведение; 4) речь; 5) черты характера; 6) отношение автора к персонажу. При этом каждый пункт плана должен быть до- полнен цитатами из текста - сначала главы I, за-

тем всех остальных глав.

Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

Мне было интересно __________

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия — захват новых рынков. — (Новейший
словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.
Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в
XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.
Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были
украинцами — родственным русскому народом.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения