Театр где ты принимаешь участие. Спокойно, Маша, я иммерсивный театр! Выбрать себе сказку

В конце ноября-начале декабря в Ельцин Центре прошел фестиваль «Территория», на котором екатеринбуржцы могли познакомиться с новейшими тенденциями в современном театре. В рамках образовательной программы фестиваля театральные критики Роман Должанский и Алексей Киселев рассказали о новых театральных терминах и особое внимание уделили иммерсивному театру. Рассказываем, что они имели в виду.

Как сразу отметил Роман Должанский в своей лекции «Новые театральные термины», иммерсивные спектакли сегодня находятся на пике своей популярности. Именно их ставят на первое место сегодняшние театралы.

«Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель становится частью происходящего. Такой театр еще называют «театром квестом», «театром-променад» или «театром-бродилкой»

Сегодня такой вид действа захватил все театральные сцены, предлагая зрителям покинуть привычные места в зале и отправиться в путешествие по миру книжных героев. «Вы приходите в театр или галерею и становитесь участником этого искусства - вы должны потрогать что-то на экспозиции, чтобы на ней что-то появилось, вы должны куда-то пойти, чтобы часть спектакля началась. Это искусство, которое оперирует и другими органами чувств помимо зрения. Меняется форма, значит меняется и ощущение. Другими словами, без вас это искусство не существует», - говорит Алексей Киселев. Этот жанр театра он соотносит с компьютерными играми, где игроку предоставляется возможность встать на место главного героя.

С английского словосочетание «immersive theatre» переводится, как «театр вовлечения». Это и передает его главную суть - актер в любой момент может вовлечь зрителя в постановку. Поцеловать, дотронуться, вступить с ним в диалог. Первой иммерсивной постановкой считается шоу «Sleep No More» британского коллектива «Punchdrunk», в основе которого лежала линия «Макбета» Шекспира, но помещенная в 30-е годы 20 века. Спектакль проходил на площадке пятиэтажного отеля, где актеры и зрители бегали в белых масках по кабинетам и барам, не разговаривая и не снимая маски. Постановка произвела изрядный фурор в 2000-е, но в России распространения не получила. Только спустя десять лет в Москве был выпущен спектакль «Норманск», в котором зрители ходили по городу, населенному детьми индиго и «мокрецами» (так авторы обозначили «внутренне независимых людей с не зарытым в землю талантом»).

В Екатеринбурге критики не нашли таких «театров-бродилок». «Может быть они и есть, но просто не получили большого распространения. Конечно, у вас есть большое количество квестов, которые многие приравнивают к театру-променаду. Безусловно, они очень яркие, интересные, и зрители там тоже встают на место персонажей и бродят по предоставленной локации. Главное их отличие в том, что в иммерсивном спектакле со зрителем играют профессиональные актеры, задача у которых - не запутать их, не напугать, как в большинстве квестов сегодня, а именно погрузить в необходимый сюжет», - подчеркнул Алексей Киселев.

Среди знаковых для России иммерсивных спекталей Должанский и Кислев выделили спектакль-бродилку «S.T.A.L.K.E.R», поставленный «Гоголь-центром» по одноименной компьютерной игре. А она, в свою очередь, сделана по мотивам книги братьев Стругацких. Зрители надевают наушники, защитный костюм и идут по стопам персонажей игры. Главная задача - «впитать» пластику компьютерного героя.

В «Кристине» Кэти Митчелл режиссер делает второстепенную героиню пьесы «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга главной, что дает эффект неопределенности сюжета. Зритель не может увидеть всей картины, потому что путешествует по миру второстепенного персонажа. За стенками слышны звуки других героев, но это лишь иллюзия. Зритель видит глазами второстепенной героини, а то, что происходит за стенкой является симультанным действием.

«Вернувшиеся» проходят в особняке начала 19 века в центре Москвы. В доме 4 этажа и около 50 комнат, в каждой из которых разыгрывается завораживающее действие. В основе постановки лежит пьеса Генрика Ибсена «Призраки». Долгое время она была запрещена, как в России, так и в Европе, поэтому такой интерес к спектаклю сегодня вполне понятен.

Самой необычной иммерсивной постановкой Алексей Киселев назвал «Майскую ночь» Московского театра кукол. Этот спектакль невозможно увидеть - на глазах зрителей повязка. Постановка познается зрителями через тактильные и вкусовые ощущения, запахи, звуки: актеры воссоздают плеск воды, шум ветра и даже кормят пришедших.

Роман Должанский и Алексей Киселев уверенны, что театр вовлечения сегодня находится на пике своей популярности и на него еще долго будет спрос. Ведь попадая в атмосферу иммерсивного спектакля, зрители ненадолго выпадают из реальной жизни. И пусть они понимают, что это все иллюзия, они хотят возвращаться в новый неизведанный мир снова и снова.

Термин «иммерсивный» произошел от английского слова immersive — «обеспечивающий эффект присутствия». Использовать этот термин пришло в голову сотрудникам британской компании Punchdrunk — в 2011 году они поставили в Нью-Йорке теперь уже знаменитый спектакль Sleep no more . Зрители в масках бродили по «отелю Маккиттрик» (на самом деле — по задекорированному заброшенному складу"), пока на их глазах разворачивалось действие спектакля, отдаленно напоминавшее «Макбет» Шекспира и одновременно фильмы жанра нуар 1930-х годов.

Ощущение «причастности» к действию пришлось по душе как зрителям, так и критикам — поэтому билеты на Sleep no more непросто достать даже сегодня, спустя шесть лет после премьеры. А в Шанхае, например, недавно и вовсе стартовала китайская версия спектакля.

Тем временем, попытки повторить успех Punchdrunk предпринимаются по всему миру. В России к иммерсивным спектаклям поначалу приклеилось прозвище «бродилки», по аналогии с видеоиграми. В 2014 году одной из самых ярких бродилок стал «Норманск» в Центре имени Мейерхольда, поставленный по постапокалиптическому роману Стругацких «Гадкие лебеди». «Норманск» задействовал все семь этажей ЦИМа, и оказался спектаклем настолько же зрелищным, насколько и затратным — а потому был показан всего 13 раз.

НАСТОЯЩЕЕ

В 2015 году москвичам впервые показали «Русские сказки» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре». По сути, это не один, а двенадцать коротких спектаклей, каждый из которых посвящен одной из сказок Александра Афанасьева. Тут и «Колобок», и «Марья Моревна», и «Звери в яме». Сказки показывали одновременно в большом, малом и репетиционных залах, а также в фойе второго этажа. Иммерсивным спектаклем в полном смысле слова «Русские сказки» назвать можно с натяжкой — в силу того, что бродить здесь можно исключительно в составе одной из трех групп. Никакой самостоятельности: у каждой группы — свой маршрут. Соответственно, чтобы посмотреть все 12 мини-спектаклей, прийти нужно три раза.


«Русские сказки»

К появлению «Черного русского» в 2016 году стало ясно, что для иммерсивного театра нужны отдельные здания, в которых ничего, кроме спектакля, происходить не будет. Режиссер Максим Диденко выбрал для своего проекта особняк Спиридонова постройки XIX века. Почти на целый год особняк превратился в «дом Троекурова» из «Дубровского» Александра Пушкина. Впрочем, в «Черном русском» мало что напоминает о хрестоматийном сюжете: здесь полуголые служанки, ожившие мертвецы и черные пельмени, которыми предполагается кормить артистов. Хореографию для проекта ставил Евгений Кулагин, чья самая известная работа«Машина Мюллер» , скандальный «спектакль с голыми» в «Гоголь-центре».


«Черный русский»

Главный недостаток спектакля — тот же, что и у «Русских сказок». Гостям на входе раздавали маски сов, лис или оленей, причисляя их к одной из групп. Отделяться и ходить самостоятельно — запрещено.

Спустя пару месяцев после премьеры «Черного русского» в другом особняке XIX века показали «Вернувшихся» . Спектакль ставила американская компания Journey Lab , наиболее точно следуя примеру Punchdrunk и Sleep no more . Здесь вы можете сколь угодно, и как вам заблагорассудится, слоняться по четырем этажам особняка-спектакля.

«Вернувшиеся» основаны на пьесе «Привидения» норвежского драматурга Генрика Ибсена, исследующей темы морального выбора, инцеста и эвтаназии. Это 240 сцен, которые актеры разыгрывают в 50 комнатах особняка. Некоторые из них копируют интерьер типичного скандинавского дома, в то время как другие напоминают сцены из фильмов ужасов.


«Вернувшиеся»

На «Вернувшихся» каждый зритель видит только фрагменты трагедии и должен самостоятельно восстановить полную картину происходящего. Как оказывается, занятие это довольно утомительное — и потому можно взять перерыв и пропустить стаканчик в баре на первом этаже. А затем вернуться к просмотру — хотя бы из-за отлично поставленной сцены оргии.

БУДУЩЕЕ

На театральном фестивале «Толстой Weekend » в Ясной поляне показали спектакль «Зеленая палочка» театра Gruppo Baston Verde . Сюжет посвящен молодому Льву Николаевичу: в детстве старший бра Николай рассказал ему, что секрет счастья нацарапан на зеленой палочке, которая потерялась где-то на территории поместья. Зрители надевают толстовские рубахи и маски с лицом писателя, а затем отправляются в путешествие по поместью длительностью в полтора часа. Перед ними разворачиваются не то сцены из детства писателя, не то фантазии на тему поисков смысла жизни.

Тут и школа, где вас попросят написать диктант, и обед посреди поля, и дуэль. Спектакль возымел успех — и потому идут переговоры о том, чтобы показывать его в Ясной Поляне на регулярной основе.


«Зеленая палочка»

В Москве, в свою очередь, в июле открывается пространство Experience Space. В особняке на Пушечной улице можно будет увидеть две работы бельгийской компании Ontroerend Goed — прошлогоднюю премьеру «Твоя игра» и новый спектакль Smile Off . Это так называемые «спектакли для одного зрителя». В «Твоей игре» зритель попадает в лабиринт из комнат с зеркалами и видеопроекциями, где через общение с проводниками-актерами открывает свое «настоящее я». В Smile Off все строится на запахах, звуках и прикосновениях, так как зритель на протяжении всего спектакля остается сидящим в кресле с повязкой на глазах и связанными руками.

Сегодня театры и независимые коллективы всё чаще стали предлагать зрителю спектакли вне сцены, вне здания, в некоторых случаях и вовсе без актеров, и зачастую такие, которые невозможно посмотреть целиком. В конце прошлого года Москву буквально захлестнула волна необычных спектаклей -променадов или так называемых “бродилок”. Иммерсивный театр стал самым обсуждаемым явлением в сфере городской культуры, а своими впечатлениями от просмотра активно делились даже те, кто никогда не интересовался театральной жизнью . Интерес к жанру пробудился с новой силой, и на волне тренда иммерсивности многие столичные театры приняли решение расширить свой репертуар, предложив публике актуальные нетрадиционные постановки и новые поведенческие сценарии.

Иммерсивный театр - это, в первую очередь, театр вовлечения (от англ. immersive - создающий эффект присутствия, погружения). Зачастую установка делается на работу с разными органами человеческих чувств - это своего рода мультисенсорный театр , где особое внимание уделяется визуальной составляющей, звукам, запахам. Такая постановка вряд ли будет одинаковой для разных людей - это сугубо индивидуальный экспириенс , который напрямую зависит от конкретного человека. Иммерсивный театр может быть игровым, больше похожим на аттракцион, и неигровым, напоминая своего рода социальный эксперимент.

Более “традиционный” вариант -  игровой иммерсивный театр - предполагает наличие актёров в заданном пространстве, в котором действуют некие правила игры. Есть несколько параллельно развивающихся сюжетных линий -спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику. Как правило, зрители вольны активно исследовать окружающие интерьеры и предметы, могут принимать участие в перформансах с актёрами - при условии, что их пригласят это сделать. К прямому контакту никто не принуждает: всегда можно быть в роли пассивного наблюдателя. Неигровой вариант иммерсивного театра выходит за привычные рамки представления о театре: в таком театре актёров может вообще не быть - могут быть модераторы, гиды, ведущие. Зрители становятся участниками некого перфоманса, где они - главные действующие лица, а их поведение служит основным источником сюжета постановки.

Москва успела увидеть самые разные постановки в жанре иммерсивного театра. Первым спектаклем нового жанра в России принято считать «День Леопольда Блума» в Школе Драматического Искусства - 24-часовой спектакль по «Улиссу» Джеймса Джойса. Особого внимания заслуживает яркий спектакль «Норманск», созданный режиссером Юрием Квятковским в Центре им. Мейерхольда по книге братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Были и постановки, где совсем нет актеров (променад по городу «Remote Moscow» от Федора Елютина и Rimini Protokoll), спектакли-экскурсии («Радио Таганка» режиссера Семена Александровского), постановка для одного зрителя («Твоя игра» от Федора Елютина и бельгийской команды Ontroerend Goed). Запомнился зрителям и спектакль «В гостях. Европа» от Rimini Protokoll, действие которого происходит в квартире, показанный в рамках театрального фестиваля «Территория».

Сегодня в Москве идёт целый ряд иммерсивных постановок на любой вкус. Что смотреть в поисках интересных ощущений?

1.“Вернувшиеся”

В декабре в Москве состоялась мировая премьера мистического шоу «Вернувшиеся» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Привидения». «Вернувшиеся» - результат творческого союза молодых американских режиссёров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и российских продюсеров Вячеслава Дусмухаметова и Мигеля, хореографа и наставника шоу «Танцы» на ТНТ. Это первый полноценный иммерсивный спектакль, поставленный в Москве в традиции театральной группы Punchdrunk, заложившей основы игрового иммерсивного театра. Действие происходит в четырехэтажном особняке в Дашковом переулке, пространство которого талантливые художники и декораторы превратили в абсолютно самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века: разглядывать декорации и бродить по особняку не менее увлекательно, чем следить за ходом постановки.

2. “Черный Русский”

Иммерсивный спектакль по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский» в сентябре прошлого года представили Москве один из главных театральных ньюсмейкеров Максим Диденко и продюсеры Дарья Золотухина и Елена Новикова. Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски сов, оленей и лис. “Черный Русский” - это спектакль запахов и ощущений, потрясающий мультисенсорный опыт. К примеру, зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. Ограбление “Века”и Москва 2048

«Ограбление «Века» - театрализованный квест-перформанс от крупнейшей в мире сети квестов “Клаустрофобия”, в котором игрокам предстоит поучаствовать в ограблении банка с кодовым именем «Века». Участников ждут актёры-соучастники и удивительно правдоподобные декорации, заставляющие почувствовать себя настоящими друзьями Оушена: в перформансе есть всё из классического кино об ограблении. Поражает реалистичность: вам предстоит прыгать с тарзанки в вентиляционной шахте, проползти десятки метров в трубе под землей, подслушивать переговоры охранников, надкусывать провода и отключать сигнализацию.

«МСК 2048» - ещё одна масштабная игра в реальности от «Клаустрофобии» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» также развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, где все игроки - беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Трудно придумать более простой и безопасный способ почувствовать себя героем кинофильма или видеоигры. Игроки обоих квестов становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров иммерсивного театра.

4. Questioning / КТО ТЫ?

Недавно в Москве представили уникальный швейцарский спектакль от компании Magic Garden и режиссера Корин Майер «Questioning / КТО ТЫ?». В программе столичного «Гоголь-центра» постановка возникла по инициативе драматурга Евгения Казачкова и продюсера Ольги Андреевой. «Questioning / КТО ТЫ?» с большой натяжкой можно назвать спектаклем в традиционном смысле слова, это интерактивный перформанс: вы не смотрите его, вы сами в нем участвуете. Ваша задача - сесть напротив незнакомого вам человека и отвечать на вопросы письменной анкеты, придумывая незнакомцу жизнь, увлечения и мечту. Спектакль чем-то похож на театральный опыт для одного зрителя - “Твою игру” Федора Елютина - происходящее чем-то напоминает сеанс психотерапии. Так, делая суждения о других людях, об окружающем мире, человек на самом деле транслирует себя. Это театральный опыт наглядно демонстрирует, как сильно человек связан с обществом и насколько собственное восприятие зависит от отношения окружающих.

5. Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит

На днях в Театре на Таганке обладатель премии “Золотая маска” Алексей Франдетти представил первый в России иммерсивный мюзикл “Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит”. Это первая постановка одного из самых ярких произведений признанного классика современного музыкального театра - Стивена Сондхайма - на российской театральной сцене. Создатели спектакля специально создали масштабную конструкцию, которая превратила традиционный зрительный зал Таганки в уникальное пространство, больше похожее на кабаре. Зрители сидят за столиками вокруг сцены, а действие происходит на большом столе в центре зала, иногда в клетке, подвешенной наверху, а также между рядами. Зрителям отведена роль наблюдателей, а вот артисты мюзикла чувствуют себя свободно и сценой вовсе не ограничены. “Суини Тодд” Франдетти может составить серьёзную конкуренцию бродвейским мюзиклам - пожалуй, это один из самых интересных спектаклей музыкального жанра последнего времени.

Искусство - динамичная «наука », а потому с каждым годом мы всё чаще видим в заголовках афиш новые незнакомые нам слова. Так, слово «перформанс » за последние пару лет прочно въелось в лексикон не только художника, но и «созерцателя ». А авторское кино нередко именуют «артхаусом ».

Однако за появлением новых терминов есть и более глобальные открытия. Наверняка вы слышали высказывание Уильяма Шекспира: «Весь мир - театр, мужчины, женщины - все в нём актёры! » Если воспринять его совсем буквально, то новый, стремительно входящий в «моду» способ проведения досуга - иммерсивный театр - действительно можно описать именно этой цитатой.

Что такое иммерсивный театр?

Новый тип театра, именующийся также «театром-бродилкой », отличается от традиционного полным погружением зрителя в сюжет постановки. То есть любитель театрального искусства, привыкший наблюдать за процессом игры, теперь становится её полноправным участником.

Постановщики, актёры и сами зрители утверждают, что такой метод подачи визуального искусства позволяет наиболее глубоко прочувствовать произведение, испытать новые эмоции и просто погрузиться с головой в виртуальную реальность.

Ещё одна особенность иммерсивного театра заключается в том, что спектакли могут проходить не только на большой сцене, но и в небольших арт-пространствах, на улицах и даже в квартирах. А это значит, что каждый сможет найти постановку, локация и атмосфера которой придётся ему по душе.

И всё-таки наиболее широкое распространение такой вид проведения досуга получил у молодых людей. Они не только посещают абстрактные перформансы, снимая происходящее на камеру смартфона, но, более того, организовывают собственные спектакли. Поэтому, если вы, прогуливаясь по улочкам Арбата, столкнётесь с юными ораторами или попадёте на открытое представление (например, чтение поэзии) в небольшой кофейне или библиотеке, знайте: это проделки «юных гениев ».

Как и где это развивается?


Широкое распространение иммерсивный театр получил, как ни странно, в Китае. Будучи футуристами и генераторами нестандартных идей, китайские архитекторы уделяют большое внимание созданию дизайна интерьера, ведь с его помощью и достигается эффект реалистичности происходящего.

С художественной точки зрения иммерсивный театр активно развивается в Лондоне и Нью-Йорке. Так, первый славится яркой группой Punch Drunk, создавшей и полностью погрузившей зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссёров Стенли Кубрика («2001 год: Космическая одиссея »), Альфреда Хичкока («Психо ») и Дэвида Линча («Твин Пикс »).

А нью-йоркская креативная команда Third Rail Projects прославилась своим нестандартным подходом к выбору локаций представления и любовью соединять танец, звук, живопись и театр в одно целое. К слову, одним из самых громких перформансов группы стал спектакль «Then She Fell » , действие которого происходило в заброшенной психиатрической больнице в городе Бруклине.

А как у нас с этим?


В Москве такое явление, как иммерсивный театр, можно назвать, в первую очередь, «трендом». Стремительно развивая его, российские художники черпают вдохновение из Западной Европы, дополняя их идеи своими абстрактными решениями.

У нас предвестником иммерсивных спектаклей считаются театрализованные квесты вроде «Москвы 2048 » от «Клаустрофобии ». По сути, это 3 в 1: спектакль, кино и компьютерная игра, где участнику предстоит взаимодействовать с актёрами, решать логические задачи и принимать «судьбоносные » решения.

А в 2016 году один из главных театральных ньюсмейкеров, Максим Диденко, совместно с театральной компанией Ecstàtic представили в столице первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский » под названием «Чёрный русский». В его рамках зрителей делили на три группы, каждая из которых имела своего проводника - Дубровский, Троекуров или Маша. Каждый участник получал маску, снимать которую было запрещено до конца «игры ».

«В этом доме запрещено падать в грязь лицом, поэтому каждый гость обязан носить маску ».

Помимо этого, до конца игры каждый участник должен был молчать. Зато можно было прочувствовать свойственные той или иной локации запахи, попробовать блюда - всё давало возможность полноценно погрузиться в мистическую атмосферу произведения Пушкина.

На сегодняшний день в Москве есть несколько абсолютно неклассических «постановок». Например, вы можете стать главным героем «не-шоу » «Совместные переживания » Виктории Приваловой, рассказав о первой любви, или исследовать себя в камерном спектакле-игре швейцарской театральной компании «Magic Garden » «Questioning/КТО ТЫ? ».

Иммерсивный театр - что-то вроде виртуальной реальности. Отказываясь от классического понимания театрального искусства, единства действия и статики, зритель становится для себя главным героем постановки, ощущая полную свободу и неприкрытое любопытство в отношении того, как развернётся его «судьба » в том или ином действии.

Это современное искусство, и оно находит новые способы привлечения аудитории, раскрывает новые грани и отбрасывает все рамки, экспериментируя над новыми «блюдами ». Кто знает, быть может, иммерсивный театр - будущее театрального искусства в целом.

Теперь уже официально: в Москве бум иммерсивного театра. С привычной для всего модного избыточностью в городе появляются места, где можно не только смотреть, но и участвовать в спектаклях, которые теперь проходят на улицах, в квартирах и даже торговых центрах. Объясняем, как и где это делается.

Покататься в кузове грузовика

Главная иммерсивная премьера этого лета. Полсотни человек садятся в грузовик, за рулем - настоящие дальнобойщики, которые 90 минут катают аудиторию по России: от Москвы до самых Петушков Магадана. Авторы проекта - театральные новаторы Rimini Protokoll, которые на этот раз предлагают зрителям ощутить, каково это - все время куда-то ехать, пересекать государственные границы, спать в машине, скучать по домашней еде и выслушивать истории незнакомцев.

Погулять по городу

Уже третье лето по городу бродят группы людей в наушниках, выполняя разные странные задания неизвестного наставника. Нынешний сезон - последняя возможность поучаствовать в московской версии хита все той же немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Это спектакль-променад, который идет в десятках городов по всему миру от Берлина до Тайбэя. Зрители двигаются по заданному маршруту, случайные прохожие выполняют роль актеров, городская среда - декорации.

Поспать

Спектакль-мечта: нужно прийти, надеть пижаму, лечь в кровать и уснуть. Тем, кому уснуть не удастся, проведут мастер-класс по засыпанию. Строго рекомендуется перевозбужденным жителям большого города. На этот раз никакой гигантомании - вас ждет час с академиком зевоты и магистром храпа, после которого останется только поскорее добраться до дома.

Поимпровизировать

«Неявные воздействия» - спектакль-интервенция со сверхзадачей космической важности: родить новую теорию «мировых причинно-следственных связей». Режиссер Всеволод Лисовский исследует эффект бабочки: то, как кто угодно может влиять на кого угодно, находясь при этом где угодно. Это самый панковский и эмоциональный из театральных променадов, доступных в Москве. Заранее неизвестно, в каком порядке, в каких обстоятельствах и какие тексты произнесут актеры, как поведут себя перепуганные прохожие и не закончится ли все в отделении полиции.

Изучить томских пришельцев

«Музей инопланетного вторжения» - это, с одной стороны, инсталляция, имитирующая хранилище экспонатов, с другой - театр взаимных действий. Посетители, ведомые гидами, изучают псевдонаучную историю высадки пришельцев в забытой деревне под Томском и пытаются понять метафору создателей о затерянности человека в российской истории. Мы уже рассказывали о проекте подробно вот .

Пооткровенничать в кругу незнакомых людей

Выбрать себе сказку

Постановка Кирилла Серебренникова иммерсивна в том смысле, что вы не сидите в зале, а передвигаетесь по пространству театра, в котором одновременно играется 12 маленьких спектаклей. Самовольно бродить, правда, не позволяют: зрителей здесь делят на три группы, которые следуют по заданному маршруту от «Колобка» и «Марьи Моревны» к другим сказкам Александра Афанасьева.

Вглядеться в другого

Незамысловатый перформанс швейцарской театральной компании Magic Garden, переведенный на русский язык. Никаких актеров здесь нет, только зрители, которых рассаживают в два ряда напротив друг друга. Цель постановки - присмотреться к незнакомцу и попробовать угадать, чем он живет. А он будет всматриваться и угадывать про вас.

Стать жертвой или свидетелем

«Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит»

Место: Театр на Таганке

Адрес: ул. Земляной Вал, 76/21

Билеты : в новом сезоне

Первый в России иммерсивный музыкальный спектакль по известному сюжету о любви и мести. Вовлечься предстоит в готическую атмосферу старого Лондона, загадочные убийства будут происходить прямо между рядами, а зрители запросто могут оказаться жертвами кровавого маньяка.

Выпить и посмотреть на оргию

Самый близкий к первопроходцам современного иммерсивного театра спектакль. Здесь, как и в Sleep no More, зритель может свободно блуждать по четырем этажам особняка позапрошлого века, нет никаких заданных маршрутов, делений на группы и прочих ограничений. Зато есть бар и уже ставшая известной сцена оргии, которую, как утверждают очевидцы, ну никак нельзя пропустить.

Что-нибудь купить

Спектакль-аукцион Юрия Квятковского, режиссера «Норманска», одного из первых иммерсивных проектов в Москве. Тогда действие объединило пять этажей Центра Мейерхольда, а сейчас - камерное пространство бара и по совместительству антикварного салона. «мыДым» основан на текстах обэриутов: молодым актерам «Мастерской Дмитрия Брусникина» с забеленными лицами подыгрывают старинная мебель и предметы интерьера, которые, как надеются создатели, помнят еще Хармса и Введенского.

Выжить в постапокалиптической Москве

Масштабная и детально проработанная то ли игра, то ли спектакль, придуманные и поставленные учеником Кирилла Серебренникова Александром Созоновым. Заданные обстоятельства - зараженная радиацией постапокалиптическая Москва с мутантами, борьбой за выживание и проверкой на прочность ваших моральных качеств.

Посидеть на званом ужине

Премьера «Вани» состоится 13 сентября, пока про постановку известно мало, кроме того, что она по Чехову. Это первый спектакль проекта «Театр вне театра», который описывает себя как «создателя театральной машины снов, переносящей гостей в самое сердце истории». Уже сейчас это звучит как устаревший маркетинговый ход: теперь мало позволить зрителю просто поприсутствовать на званом ужине в доме Серебрякова.

Сломать голову

Рассказывать что-то об этом спектакле совершенно нельзя, потому что именно на недосказанностях и загадках выстраивается весь иммерсивный каркас. Однако если вас всегда зачаровывали сцены в красной комнате из «Твин Пикса», то это - правильный выбор.

«Твоя_игра»

Место: Experience Space

Адрес: ул. Пушечная, 4, стр. 2

Не двигаться и не видеть

На Smile off вас полностью отключат от внешнего мира и предложат полчаса пожить одними лишь тактильно-аудиальными ощущениями. Речь идет о полной депривации движения и зрения - со связанными руками и повязкой на глазах зрителей прикуют к креслу-каталке. Пытать, по заверениям организаторов, не будут.

Приготовиться к тоталитаризму

Название проекта «Театр живого действия» говорит само за себя: иммерсивные спектакли - их специализация. Новая постановка «1984» - это художественная игра по мотивам романа Оруэлла про феномен власти и тоталитарного насилия. Пусть реальность за окном уже и так напоминает антиутопию, режиссер Анастасия Киреева все равно призывает зрителей 2,5 часа «покорять действительность», на время спектакля став сотрудником специального отдела управления прошлым министерства правды.

«1984»

Место: КЦ «Хитровка»

Адрес: Подколокольный пер., 8, стр. 2

Фотографии: Обложка, 2 – Remote Moscow, 1 – Андрей Стекачёв, 3 – Сергей Петров/Центр драматургии и режиссуры на Беговой, 4 – Театр.doc , 5 – Марина Меркулова, 6 – Центр имени Мейерхольда, 7, 8 – «Гоголь-центр», 9 – Театр на Таганке, 10 – Journey Lab, 11 – «Антикварный Boutique & Bar», 12 – МСК 2048, 13 – «Студия на Поварской»

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения