Татьяна Егорова: Когда дело касается Андрюши, я беспощадна. Валентина Шарыкина: «Я не могла поверить, что Миронов готов перечеркнуть все ради мимолетной интрижки — Но что-то, тем не менее, было

За Татьяной Васильевой тянется шлейф – «актриса со сложным характером». Она действительно умеет держать удар, и, как признается, нарастила «крепкий панцирь». Ей не страшны ни критика, ни осуждение, потому что она сама себе самый принципиальный критик и судья. В одной из программ о Татьяне Васильевой ее друг и партнер по сцене Валерий Гаркалин сказал: «Она любила всех, с кем жила. Любовью огромной, беззаветной. Не ожидая ответа». Такая любовь оказалась для актрисы не наградой, а испытанием. «Я умею любить, как никто другой. Только это никому не надо. Это такая любовь, которая… пугает мужиков. Я уже так настрадалась, не хочу больше. Это выброшенные на помойку годы», – признавалась Татьяна Васильева в программе Киры Прошутинской «Жена. История любви». Народная артистка России неоднократно говорила, что оба ее мужа были актерами. А это очень плохо быть замужем за мужчинами этой профессии. Потому что специфика такая – им необходимо нравиться. И надо быть готовой к тому, чтобы уступить им свое место, поставить на пьедестал.

Первый акт

Татьяна долго добивалась, чтобы Анатолий Васильев обратил на нее внимание

Своего первого мужа актера Анатолия Васильева Татьяна встретила еще во время учебы в Школе-студии МХАТ. Это была первая ее любовь, и она нахлынула со всей силой. «Я влюбилась без памяти», – говорила потом актриса. А вот сам Васильев, по воспоминаниям Татьяны, долгое время не обращал на нее абсолютно никакого внимания. «Васильев был очень красив и для меня совершенно недоступен, так как я не была столь же красива и понимала свою несостоятельность рядом с ним. Но я очень его желала. А когда я желаю чего-то, то так тому и быть», – рассказывала актриса в программе «Как на духу». Тогда она поставила перед собой цель – влюбить сокурсника в себя. С этого момента Татьяна стала буквально преследовать Васильева везде, где бы он ни появлялся, караулила его даже ночами. Сидела на подоконнике в общежитии и ждала. Ей было неважно, с кем он был, откуда вернулся. Тогда она еще не умела ревновать. Просто без памяти его любила и как только слышала, что он пришел, сразу успокаивалась и ложилась спать. А увлекался Васильев другими студентками, среди которых была и Катя Градова . Татьяна даже выходила из комнаты, когда он был с другой девушкой и просил однокурсницу пойти погулять. «Я все для него делала – только бы ему было хорошо», – вспоминала актриса. Против такого натиска Васильев не смог устоять. Хотя Татьяна Григорьевна рассказывала, что он обратил на нее внимание, как на нечто ни на что непохожее и смешное. А поскольку Анатолий очень любил посмеяться, то это, по мнению его будущей супруги, и стало причиной их романа. Они начали встречаться.

В 1969 году, окончив учебу в Школе-студии МХАТ, они попали в один из самых известных театров Москвы – Театр Сатиры. Пара сыграла свадьбу в 1973 году. В загс сходили не в Москве, а в Брянске, где тогда жили родители жениха. Церемония прошла по-студенчески скромно: без белого платья и шумного застолья. Татьяна была в черном – единственное приличное платье, которое она позаимствовала у подруги. И еще умудрилась опрокинуть праздничный стол со всем содержимым – шампанским и тортом.

Замужество стало для Татьяны еще и решением одной очень неприятной проблемы. В стране в то время усилились антисемитские настроения, и у девушки с фамилией Ицыкович просто не могло быть театрального будущего – ее, молодую, но уже успевшую отличиться актрису, травили в прессе, запрещали давать роли. Руководство театра предлагало ей сменить фамилию. Например, на Базо (сокращение от фамилии матери Базлова ) или Ковач (сокращение от Ицыкович) – их даже ставили в афише. Промучившись так некоторое время, Татьяна поняла, что ей лучше просто выйти замуж, и тогда ее несчастья закончатся.

Осенью 1978 года у Анатолия и Татьяны Васильевых родился сын Филипп . К тому времени актриса, чуть ранее разменявшая третий десяток, уже выросла до примы Театра Сатиры – зритель шел на Васильеву. Валентин Плучек , худрук театра, был так раздосадован, когда она сообщила, что беременна и собирается оставить ребенка, что не разговаривал с ней после этого полгода. Ведь ее положение означало не только то, что Васильева не будет играть несколько месяцев, пока носит малыша, но и потом станет уделять ему больше внимания, чем работе. Хотя Плучек и относился к Тане с симпатией, но он всегда считал, что у актрисы не должно быть детей – только сцена. Васильева же ни разу в жизни не пожалела о своем выборе: она не видела ни одной счастливой актрисы, которая была бы по-настоящему рада, что отказалась от материнства ради своих ролей . Впрочем, была тут и еще одна причина – режиссер не просто симпатизировал актрисе, он ее любил. Говорят, даже у них был роман.


Актриса считает, что первый муж воспринял ее как нечто смешное. А посмеяться он любил. Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»

К счастью, Татьяне Григорьевне хватило сил и на роль матери, и на все остальные . Она вышла на сцену уже через три дня после возвращения из роддома – театр нуждался в ней, а она в театре.

С Анатолием актриса прожила около десяти лет. Все было прекрасно. Они жили на одной волне. Были и любовниками, и друзьями. Просто Татьяне хотелось, чтобы рядом с ней был мужчина, который умеет решать проблемы... А он «долго лежал на диване, и это стало поводом для того, что он должен покинуть этот диван». Татьяна признавалась: «Мы бы так и прожили, наверное, с ним всю жизнь. И я надеюсь, карьера у него сложилась бы лучше, если бы он жил со мной…. Но мне хотелось, чтобы он повесил люстру, которая все время падала, чтобы отдавал деньги, которые он зарабатывал в театре, куда я его пристроила...» Впрочем, сегодня Татьяна признается, что слишком поторопилась уйти от Анатолия.


Татьяна Васильева и Георгий Мартиросян


Второй акт

По иронии судьбы, со втором мужем Татьяну Васильеву тоже свела сцена Театра Сатиры. С актером Георгием Мартиросяном они играли в постановке «Гнездо глухаря» по пьесе Виктора Розова . Премьера спектакля состоялась в 1980 году. Мартиросян и Васильева играли в спектакле мужа и жену. И постепенно отношения на сцене перешли в повседневную жизнь . В итоге между коллегами вспыхнула любовь. То, что произошло между ними, Георгий описывал словами: «У нас появилась какая-то вольтова дуга – прямо искры летели». Он предложил ей расписаться, а она согласилась, несмотря на то что еще была замужем, а Мартиросяна в Ростове ждали жена и маленький сын.

Татьяна до сих пор сама не понимает, что бросило ее тогда в объятия другого мужчины , заставив отказаться от отца своего ребенка, а пятилетнего Филиппа – пережить весь ужас развода родителей. Единственное объяснение, которое она находит – это произошло ради того, чтобы родилась Лиза. Брак с Анатолием продлился десять лет. Васильев до сих пор держит сильную обиду на оставившую его женщину, не желая говорить ни с нею, ни о ней.


Актриса уверена: в жизни каждой женщины встречается страсть, когда чувство застилает все и невозможно ничего поделать. Фото: Аслан Ахмадов

Позже в одном из интервью эту любовь Татьяна назвала «бесовской». Она считает, что в жизни каждой женщины случается подобная страсть, когда чувство застилает все и невозможно с ним справиться. Мартиросян для нее был самым красивым человеком в мире. Актриса вышла за Георгия в 1983 году. Практически одновременно с этим, точнее из-за этого, они оба потеряли работу. Георгий выступал в Театре Сатиры на сдельной основе, получая буквально копейки. Содержание семьи фактически легло на женские плечи , и они еле-еле сводили концы с концами. Татьяна пришла просить у руководства принять ее мужа в труппу, получила отказ, и, решив пригрозить на правах примы своим уходом, неожиданно для себя покинула кабинет с написанным заявлением «по собственному».

По счастливому стечению обстоятельств Васильева с подругой вскоре буквально на улице встретились с режиссером Театра имени Маяковского и, набравшись наглости, в лоб спросили, не нужны ли ему хорошие актрисы? Оказалось, что нужны: в звездной труппе как раз назревали сложности из-за того, что именитые артистки требовали к себе особого отношения. И режиссер Андрей Гончаров решил их усмирить «вливанием в коллектив новой крови». Он принял к себе и Татьяну, и ее мужа, а через некоторое время помог им получить квартиру в Москве. Это было первое полноценное жилье актрисы: все детство она провела в коммуналке, а молодость – в общежитиях, сначала студенческом, потом театральном.

Сложности в отношениях с Георгием начались, когда Татьяна забеременела – муж сомневался, что вообще хочет этого ребенка, во всяком случае – сейчас. Актриса страдала от непонимания с его стороны, а тут еще злые языки принесли слухи об изменах супруга. Васильева была так подавлена, что, глядя вниз из окна, помышляла, не решить ли все свои проблемы одним махом… Она говорит, что всю беременность была одна – они на время расстались с Мартиросяном. Она уже тогда почувствовала себя матерью-одиночкой. Но перед самыми родами он вернулся. Лиза родилась в 1986 году, на 8 лет позже брата, когда Татьяне уже исполнилось 39.


По словам Татьяны, дети выросли и поняли ее. Дети и внуки – именно им она дарит свою самую большую любовь

Несмотря на подорванное доверие, их брак протянул даже чуть дольше первого – 12 лет, на которые пришлись перестройка, годы без работы и перспектив. Семья выживала только благодаря московской квартире – ее сдавали, а сами жили в Переделкино, снимая на всех одну комнату в Доме творчества писателей. И лишь когда ситуация с работой начала хоть как-то выправляться, – Васильева нашла свое место в антрепризе, а Мартиросяну стали давать роли в кино – пара распалась окончательно. Это случилось в 1995 году. Причиной разрыва стали даже не измены Мартиросяна, а то, что он был плохим отчимом. Когда Филипп вырос, они с Георгием как-то сошлись лоб в лоб – едва не дошло до драки. Тогда Татьяна приняла окончательное решение расстаться.


Стас Садальский стал для Васильевой самым настоящим другом. Их связывает сильная платоническая любовь


Моноспектакль

После разрыва с Мартиросяном в жизни актрисы случались романы, но ничего серьезного – по мелочам. Она говорит, что больше не пускает в свою жизнь серьезное чувство. Был проходной, буквально в течение нескольких недель, роман с Никасом Сафроновым . Волну слухов породила картина Сафронова, где актриса изображена обнаженной, хотя Татьяна уверяет, что не позировала ему.

В последние годы близким для нее человеком стал Станислав Садальский , с которым они много играют вместе, общаются вне сцены. Упорно муссировали слухи, что немолодая парочка планирует свадьбу – Садальский, со свойственным ему специфическим юмором, регулярно подкидывает сплетникам и журналистам повод для «сенсационного» материала. Васильева призналась, что действительно неравнодушна к Стасу, что он чуть ли не единственный человек, который видит в ней женщину, а не пожилую актрису с тяжелым характером. Но эти чувства исключительно платонические – впускать его в свой дом и свою постель она не собирается, чтобы не разрушить их дружбу.

Свои непростые отношения с мужьями Васильева объясняет тем, что любила их слишком сильно – сильнее, чем они ее. Тем, что совсем не любила себя. О женщине должны заботиться, бояться ее потерять. В результате она получила мужей-актеров, которые часто опускали руки и лежали на диване в ожидании чуда, в то время как тянула на себе и содержание семьи, и саму любовь. Семью вытянула, любовь нет.

Вину перед мужьями Татьяна не чувствует – только перед детьми за перенесенные ими страдания из-за тяжелых разводов. Но она рассудила, что ребенку лучше вообще жить без отца, чем с отцом, но среди постоянных скандалов и взаимной нелюбви. Чтобы Филипп с Елизаветой поняли это, потребовалось много лет.

Однажды у Васильевой спросили, что бы она вычеркнула из своей жизни, если бы ее можно было начать сначала? Она ответила, что отказалась бы от замужества вообще – жила бы счастливо сама со своими детьми, она для этого стала достаточно сильной. Актриса говорит, что счастье живет в нас самих. Если мы его не ощущаем – это не значит, что его в нас нет.

В минувший четверг в Доме актера собрались представители столичного театрального цеха – Александр Ширвиндт, Марк Захаров, Татьяна Васильева, Владимир Этуш, Вера Васильева, чтобы отметить сто лет со дня рождения режиссера, ученика Мейерхольда, многолетнего руководителя Театра сатиры Валентина Плучека. С годами отношение к этой личности изменилось, и многие выступавшие отмечали, что при жизни Валентин Николаевич оставался недооцененным режиссером.

На вечере вспоминали, как Олег Ефремов впервые пришел в Театр сатиры и, выпив после спектакля на банкете, сказал: «Ребята, кто бы мог подумать, чтобы театр второго эшелона так гулял…» Говорят, что Валентин Николаевич никогда не обижался на такие реплики, но держал свой театр в строгости. Когда артисты стали сниматься в «Кабачке 13 стульев», Плучек решил подкрутить гайки: «Я не допущу на сцене кабачковой игры», – повторял он. И действительно, зрители приходили «на пани Монику» или «пана Зюзю», но понимали, что с ними говорят здесь на ином языке. По мысли Плучека, все, что связано с Театром сатиры, должно быть не просто смешно, а умно.

«Это была абсолютно штучная фигура, – сказал на вечере Александр Ширвиндт, кстати, сменивший Плучека на посту художественного руководителя театра. – Когда он читал стихи, все слушали с открытыми ртами, потому что перепад интеллекта между Плучеком и труппой был страшным». «Я с восхищением наблюдал, как Валентин Николаевич закидывает голову и читает Мандельштама, Багрицкого. – Это реплика уже Марка Захарова. – А я как ни закину голову, у меня только «У Лукоморья дуб зеленый…»

Жизнь часто била Плучека под дых, но юмор в его сатирических спектаклях никогда не опускался ниже подбородка. Впрочем, и в трудные минуты жизни, что бы ни произошло в театре, он, по выражению Ширвиндта, доставал томик Мандельштама и «улетал к себе». Но без поэзии он страшно переживал измены и уходы…

«Заканчивается спектакль, все уходят домой, а я как двоечница должна остаться, чтобы продолжать репетиции в кабинете у Валентина Николаевича, – сказала Татьяна Васильева. – Потом я садилась за стол и под диктовку записывала все, что мне надо прочитать. Плучек был жесток со мной. А я страшно злилась, что трачу время, ведь после спектакля меня ждали молодые люди. Но теперь эти бумаги при переездах я вожу с собой как самое ценное. Если я и стала актрисой, то в первую очередь благодаря Валентину Николаевичу».

У него была сложная судьба. Когда в стране бушевала революция, в сердце еврейского мальчика Вали Плучека тоже бурлили страсти. Он рано потерял отца, а с отчимом так и не нашел общего языка. После очередного скандала ушел из дому, связался с беспризорниками и вскоре оказался в детском доме. Потом была семилетка и поступление во ВХУТЕМАС. Но кроме живописи, у Плучека появилась любовь поважнее: по собственному признанию, он «просто бредил» Маяковским и Мейерхольдом. Посещал диспуты Маяковского, знал наизусть сотни его стихов. И позже эту любовь он продемонстрировал на сцене Театра сатиры, поставив в 1950-е годы сразу три спектакля – «Клоп», «Баня» и «Мистерия-буфф». По словам очевидцев, спектакли были сделаны в лучших традициях мейерхольдовской режиссуры. Кстати, в общей сложности Плучек провел рядом с мастером десять лет жизни. А впервые на сцену вышел в студенческие годы, сыграв эпизодическую роль в пьесе Маяковского «Клоп». В одной из сцен Плучеку нужно было гротескно изобразить танцующую пару – «Двуполое четвероногое». Когда он прошелся в танце, извиваясь и прижимаясь к воображаемой партнерше, первым не сдержался Маяковский: «Валя, после такого танца вы как порядочный человек обязаны на ней жениться», – сказал он во время репетиции. Фраза стала афоризмом.

На вечере в Доме актера вспоминали и о Питере Бруке – великом британском режиссере, который является двоюродным братом Плучека. Легенды о Бруке и Плучеке по сей день ходят в Театре сатиры. Рассказывают, например, как Плучек со своей постановкой «Ревизор» поехал на гастроли в Ленинград, и Питер Брук ее посмотрел. По замыслу режиссера после слов «К нам едет ревизор» декорации с грохотом перекашивались. И в этот ключевой момент спектакля на сцену выскочила испуганная кошка. Питер Брук подскочил в кресле: «Валя, ты гений! Какая дрессура!» Кошка продолжала метаться по сцене, Брук аплодировал. Чтобы не огорчать его, Плучек сказал с достоинством: «Да, это моя задумка, чтобы показать гоголевскую мистику...» Вскоре Брук снова пришел на «Ревизора», но кошка уже не появлялась на сцене. «А где же мистика?» – спросил он у брата. «Сегодня кошка неважно себя чувствует», – ответил Плучек.

Юмор он воспринимал как своеобразный тест на мастерство актера. Считал, что только в здоровом коллективе артисты разыгрывают друг друга на сцене. Поэтому в Театре сатиры розыгрыши были постоянно. Особенно страдал от них Андрей Миронов, который был ужасно смешлив, и потому всякий раз после «почти сорванного» спектакля шел к Плучеку жаловаться на обидчиков. Когда театр гастролировал в Риге с «Вишневым садом», артисты встретили на улице Игоря Квашу, который отдыхал там же. И придумали в порядке розыгрыша нарядить его слугой в массовку, дали в руки канделябр… Когда Миронов увидел на сцене Квашу, не смог удержаться и, давясь от смеха, убежал за кулисы. А Кваша как стоял с канделябром, так и остался стоять.

Валентин Плучек родился 22 августа (4 сентября) 1909 года в Москве, в еврейской семье. Двоюродный брат Валентина Плучека - Питер Брук - родился в Лондоне. Детство Валентина Плучека было трудным и о театре он не мечтал. Он рано потерял отца, а с отчимом, фамилию которого носил, общего языка найти не смог. Он покинул дом, связался с беспризорниками и вскоре оказался в детском доме.

У Валентина Плучека с детства отмечали способности к изобразительному искусству. Окончив школу-семилетку, Валентин поступил во ВХУТЕМАС и уже на 1-м курсе написал картину, попавшую в результате на дипломную годовую выставку изотехникума.

Кумирами Валентина Плучека были Маяковский и Мейерхольд. Вместе с другими студентами ВХУТЕМАСа он посещал диспуты поэта, с упоением читал «Левый марш».

В 1926 году Валентин Плучек поступает на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством В. Э. Мейерхольда. В 1929 году Плучек поступает уже на режиссёрский факультет той же мастерской, параллельно начиная работать как актёр в Театре им. Мейерхольда.

В 1932 году Валентин Плучек организовал ТРАМ электриков.

В 1939 году, после закрытия ТИМа (театр Мейрхольда), перед самой войной, совместно с А. Н. Арбузовым организовал Московскую театральную студию, где среди студийцев были: И. К. Кузнецов, В. Э. Багрицкий, А. А. Галич, Зиновий Гердт, Максим Греков. Студийцы совместно сочинили пьесу, основу которой задал Арбузов, и поставили по ней спектакль – «Город на заре». Премьера состоялась 5 февраля 1941 года. Во время войны часть студии работала в качестве прифронтового театра.

В 1957 году Валентин Плучек стал главным режиссёром МАТС. В этом же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета (в главных ролях Б. М. Тенин и Анатолий Папанов). В том же 1957 году вышел его спектакль «Мистерия-буфф» Маяковского. В 1959 году он ставит «Дамоклов меч» Назыма Хикмета, спектакль становится одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль Плучек выпустит в 1966 - «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского с Анатолием Папановым в главной роли (музыка Р. К. Щедрина). Спектакль имел шумный успех.

В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с А. А. Мироновым в главной роли. Спектакль шёл на постоянных аншлагах до 1987 года, пока был жив исполнитель главной роли. Новое поколение зрителей знает и любит этот спектакль по телеверсии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» .

В 1970 году Плучек выпустил спектакль «У времени в плену» А. П. Штейна с Андреем Мироновым и Т. Г. Васильевой в главных ролях. Впервые на советской сцене герой просил вернуть прошлое. Революционный сюжет спектакля оградил его от нападок партийной цензуры. В 1975 году состоялась премьера одной из самых интересных пьес М. М. Рощина «Ремонт».

В 1980 году театр показал одну из лучших последних пьес В. С. Розова «Гнездо глухаря» с Анатолием Папановым в главной роли.

В 1982 году Плучек ставит «Самоубийцу» Н. Р. Эрдмана. Пьеса, написанная много лет назад, оказалась современной и злободневной, власти быстро удаляют спектакль из репертуара театра.

В 1986 году, с началом Перестройки, режиссёр восстановил «Самоубийцу», но это будет уже другой спектакль. В 1984 году на Малой сцене он выпустил «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, предложив абсолютно новую интерпретацию пьесы. Спектакль переосмыслял прежние постановки и делал главным персонажем пьесы Лопахина (А.Миронов), что соответствовало замыслу самого автора.

Лучшие свои роли сыграли в спектакле актёры театра: Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Михаил Державин, Ольга Аросева.

В 80 лет Плучек поставил «Трибунал» В. Н. Войновича.

В 1991 году выпустил «Идеального мужа» О. Уайльда, в 1992 году - комедию А. Н. Островского «Горячее сердце», в 1994 - «Укрощение строптивой» Шекспира - спектакль, высоко оцененный критикой. В 1996 году состоялась премьера «Трёхгрошовой оперы» Б. Брехта, а в 1998 году - «Ревизора» Н. В. Гоголя - пьесы, с которой началась его жизнь в театре.

В 2002 году Плучек работает над комедией Карло Гольдони «Слуга двух господ».

Награды и звания

  • народный артист СССР (1974)
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) - за постановку спектакля «Пена» С. В. Михалкова
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999)
  • орден Отечественной войны II степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Дружбы Народов
  • медаль «За оборону Советского Заполярья»

Творчество

Режиссёр театра

  • «Город на заре» А. Н. Арбузова
  • «Давным-давно» Г. И. Гладкова
  • «Офицер флота» А. А. Крона
  • «Белые ночи» Ю. П. Германа
  • 1952 - «Пролитая чаша» Ван Ши-фу
  • 1952 - «Потерянное письмо» Й. Л. Караджале
  • 1953 - «Страницы минувшего» (включил в себя «Игроки» Н. В. Гоголя и «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева)
  • 1953 - «Баня» В. В. Маяковского
  • 1955 - «Клоп» В. В. Маяковского
  • 1956 - «Жорж де Валера» Ж.-П. Сартра
  • 1957 - «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского
  • 1959 - «Обнажённая со скрипкой» Кауарда
  • 1959 - «Памятник себе» С. В. Михалкова
  • 1959 - «Дамоклов меч» Назыма Хикмета
  • 1962 - «Дом где разбиваются сердца» Б. Шоу

Режиссёр кино

  • 1959 - Обнажённая со скрипкой
  • 1962 - Яблоко раздора
  • 1974 - Безумный день, или Женитьба Фигаро
  • 1975 - Маленькие комедии большого дома
  • 1982 - Ревизор
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения