Педагогическое общение, его функции, стили. Педагогическое общение и его роль в процессе обучения

Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности.

Общение – это процесс установления контактов между людьми и достижения ими взаимопонимания в целях успешного выполнения совместной деятельности.

Главным средством общения является речь. но также используются другие неречевые средства: мимика, жесты.

Стороны общения:

Коммуникативная сторона общения - это передача информации.

В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена.

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее - знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация - процесс общения с помощью языка (человеческую речь). Невербальная коммуникация - это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание; система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, тональность, плач, смех, темп речи.

Интерактивная сторона общения - взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей.

В этом случае возникают разные случаи взаимодействия:

    Первый партнер стремится достичь свою цель, создавая помехи второму партнеру для достижения своей цели – стратегия противодействия.

    Стратегия сотрудничества

    Стратегия уступчивости и др.

Перцептивная сторона общения - речь идет не только о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самопознания. Таким образом, человек осознает себя через другого человека. Анализ осознания себя через другого человека включает две стороны - идентификацию и рефлексию.

Идентификация - это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он сам воспринимается партнером по общению.

Педагогическое общение с одной стороны подчиняется общим психологическим закономерностям, присущим общению, а с другой стороны педагогическое общение имеет свои специфические особенности

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Столяренко Л.Д.)

Профессионально-педагогическое общение есть система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им.

Педагогическое общение подразумевает под собой контакт между учителем и ученическим коллективом. Правильное, помогает педагогу организовать доверительные отношения с учениками, а также управлять процессами коммуникации между детьми.

Стоит сразу отметить, что педагогическое общение представляет собой многоплановый процесс, во время которого устанавливается и постепенно развивается коммуникация, взаимопонимание и взаимодействие между учителем и учениками.

Без такого рода навыков учитель вряд ли может рассчитывать на доверие детского коллектива, а также на понимание и интерес к предмету. Именно поэтому педагогическое общение во все времена считалось одним из самых важных аспектов педагогики. Только таким образом можно достичь взаимодействия и взаимопонимания.

Считается, что только при контакте со взрослыми людьми ребенок может правильно развиваться и усваивать общественный и исторический опыт. А вот ограниченность в общении или его недостаток приводят к замедлению и обеднению развития детей.

Особенности педагогического и условия эффективности

В педагогике принято выделять структуру правильного, полноценного общения. Состоит оно из следующих компонентов:

  • Коммуникативная часть подразумевает полноценный обмен информацией между педагогом и учеником.
  • Интерактивная часть общения — это некая общая стратегия построения взаимодействий, во время которых члены коллектива учатся сотрудничать, кооперировать и соперничать между собой.
  • Перцептивный компонент обозначает процессы изучения, анализа и восприятия других субъектов общения.

А. Бодаев впервые сформулировал условия эффективности педагогического общения. Считается, что коммуникация между учителем и учениками является эффективной в том случае, если она обеспечивает быстрое и полное усвоение необходимых умений, знаний и навыков. Кроме того, в этом процессе ребенок должен научиться оценивать не только себя, но и других людей.

Педагогическое общение должно обязательно сопровождаться правильным воспитанием. С другой стороны, межличностные контакты могут быть максимально эффективными только в том случае, если правильное общение осуществляется во всех сферах жизни ребенка. Это значит, что необходимые контакты должны происходить не только в учебном заведении, но также и между членами семьи.

Требования и технология педагогического общения

Опытный специалист должен создавать необходимую непринужденную обстановку во время занятий. Существует также понятие «педагогическая интуиция». Это качество должен развивать в себе каждый учитель. Ведь оно позволяет чутко воспринимать атмосферу в коллективе, быстро определять изменение настроения учеников, находить правильный подход даже к самым проблемным детям.

Стоит отметить также, что общение не должно быть однонаправленным потоком информации от учителя к коллективу. Педагог должен именно общаться с детьми, внимательно выслушивать их предположения. Ведь именно такая технология дает возможность развить у ребенка способность мыслить самостоятельно, иметь собственное мнение и не бояться отстаивать его.

Учитель должен понимать, что работа с детским коллективом подразумевает и наличие конфликтов. Поэтому педагог должен иметь познания в детской психологии, которые дадут возможность вовремя замечать и правильно решать какие-то недопонимания, устранять враждебность, прививать уважение друг к другу.

В современной педагогике принято выделять два основных стиля коммуникации:

  • Перспективное взаимодействие позволяет учителю общаться с детьми во время совместной работы или творческой деятельности, строить дружеские отношения.
  • Неперспективные формы. Сюда можно отнести так называемое общение-устрашение.

Хотя отношения между педагогом и учеником должны быть дружескими и доверительными, стоит сохранять определенную дистанцию. Учителю следует быть авторитетной личностью для ребенка.

Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников, становясь в деятельности учителя педагогическим общением. Оно осуществляется в профессионально значимых формах взаимодействия с учащимися. Общение воспитателя и школьников обусловлено их социальными ролями: учитель воспитывает, учит, развивает, ученик учится, воспитывается и т.п.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете - рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету.

Общение учителя с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологическогой оптимизации учебно-воспитательного процесса». (А. Леонтьев). А.С. Макаренко пришел к выводу: главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.

Много мудрых советов относительно педагогического общения сказал В.А. Сухомлинский . Он подчеркивал, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной советской школы, Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «каждое слово сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». На каждом уроке очень важно эмоционально передать тему урока. Это позволяет лучше понять и усвоить тему урока. В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания, и предупреждал: «Слово педагога должно прежде всего успокаивать». Сухомлинский видел мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом наставником.

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение. Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.


Образуя социальное поле деятельности личности, общение через роли, выполняемые личностью, программирует у нее тот или иной шаблон социального поведения (учитель и ученик). Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности - «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. Учителя вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательном процессе: подключает учащихся к ведению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.

Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога - способствовать осознанию школьником своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний. Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие, исходя из его представлений.

Знание этих функций поможет молодому учителю организовать общение со школьниками на уроке и вне его, как целостный процесс. Планируя урок, надо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех школьников, которые нуждаются в помощи учителя; надо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого ученика и обеспечить сотрудничество и сотворчество.

Одной из форм взаимодействия является беседа. Она является средством согласования действий, распределения ролей и т.п. Один из ведущих телепередачи «В мире животных» Н.Н. Дроздов рассказал: «Как правило, не животное готовишь к студийной обстановке, а сам общаешься с ним, чтобы оно к тебе привыкло. Гиена, например, которую я показывал зрителям, потребовала двухнедельного «общения». Я каждый день ездил к ней в зоопарк. Сначала стоял около клетки, потом в самой клетке. В первые дни я садился на пол, сидел тихо в углу. Возникло «общение на одном уровне», на одной высоте. Животное постепенно перестало бояться. Подойдет, даст почесать бок, а потом еще и еще раз.

Уже через несколько дней, я, заходя в клетку, выпрямлялся во весь рост, наши отношения уже это позволяли». Пусть не смутит вас этот пример, но в нем заключен тот же механизм, что действует и в общении между воспитателем и школьниками - механизм выравнивания общающихся. Равенство сказывается в том, что партнеры по общению, забыв о своих социальных, возрастных или других положениях, оказываются одинаково заинтересованными в разрешении какого-либо вопроса. Добиваясь равенства в общении, люди должны приспосабливаться друг к другу. Как только появляется то, что может объединить собеседников, общение начинает набирать силу. Отыскивается то, что может их сблизить. И первое, что делают даже незнакомые люди, - устанавливают этот общий интерес.

Учителю следует продумать частоту воздействия на ребенка. Все дело в том, что мозг человека вообще и школьника в частности обладает тремя видами памяти: сверхкратковременной, кратковременной, и долговременной. Чрезмерная частота воздействий может привести к блокировке мозга школьника как партнера по общению. Беседы бывают разными: официальными и неофициальными. В ходе последний обсуждают вопросы личного характера, где оба высказывают свое эмоциональное отношение к тому, о чем говорят, дать или получить совет и т.д.

Официальные (деловые) беседы обычно продумываются и готовятся педагогом заранее: о чем беседовать, какие при этом решать воспитательные задачи. Выбрать стиль общения, найти необходимую тональность, выдержать ее до конца разговора в соответствии с намерением и ситуацией, достичь желаемого эффекта - вот минимум задач, которые решает учитель в ходе беседы. То его умения организовать речевое взаимодействие с учеником во многом зависит результативность его труда. Общение - процесс двусторонний. Понимают и принимают в качестве собеседника лишь того, кто сам умеет слушать и слышать других, ощущать, как воспринимается его речь окружающими, уместны ли его высказывания в данной обстановке, в данной конкретной ситуации.

В общении педагога с воспитанником незримо присутствуют еще образ педагога, каким он себя представляет; образ педагога, каким его представляет воспитанник; образ воспитанника в его собственных глазах; образ воспитанника в глазах педагога.

Современная педагогика считает необходимым для педагога:

  • Актерское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей);
  • Хорошо поставленный голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);
  • Чувство юмора;
  • Умение одеваться (не ярко и богато, а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль).

Наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает:

  1. Способность правильно понимать ребенка, видеть происходящее его глазами.
  2. Способность видеть в нем равноправную личность.
  3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны ребят.
  4. Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить правду.
  5. Умение оказывать влияние на детей
  6. Умение владеть словом.

Педагог - профессионал обязательно должен выбрать свою, так называемую, человеко - роль, чтобы не казаться детям скучным и серым. Одни выбирают роль «энергичного», другие- «хладнокровного», третьи -«волевого», четвертые - «добродушного» и т.д.

Здесь важны два момента:

  1. Нужно выбрать себе роль «к лицу», т.е. такую, которая вам подходит, а не станет «пиджаком с чужого плеча»;
  2. Раз выбрав одну определенную роль, нужно придерживаться ее постоянно.

Не бойтесь, если питомцы придумали вам прозвище - значит, вы им интересны: про «серых» педагогов они вообще никогда не говорят. Не скупитесь на улыбку! Не смущайтесь отрабатывать мимику и жесты перед зеркалом!

В книге казанского психолога И.М. Юсупова «Психология взаимопонимания» приводятся различные модели общения педагога с группой:

  • «Монблан» (педагог «парит» над учащимися, никакого личностного взаимодействия, отсутствие контакта, одна информационность и, как следствие, пассивность ребят);
  • «Китайская стена» (произвольный барьер общения, подчеркивание педагога своего статуса, снисходительность к ребятам);
  • «Тетерев» (педагог «замкнут на себя», не реагирует на ребят, речь монологичная, эмоциональная глухота);
  • «Гамлет» или гиперрефлексивная модель (противоположная предыдущей модели: педагог озабочен только тем, как его воспринимают воспитанники, постоянно сомневается в себе, чрезмерно болезненно реагирует на реплики ребят);
  • «Локатор» или модель дифференцированного внимания (педагог ориентируется лишь на талантливых и лидеров, не сочетает индивидуальный подход с фронтальным);
  • «Робот» или модель негибкого реагирования (взаимоотношения с ребятами строятся по жестокой программе с четкими целями и задачами, но без учета действительности, состава и психического состояния учащихся);
  • «Я - сам» или авторитарная модель (педагог - главное и единственное действующее лицо, воспитанники- только безынициативные исполнители);
  • «Союз» или модель активного взаимодействия (постоянный диалог педагога и воспитанника, поощрение инициативы ребят, гибкая реакция в общении сними, творческое совместное решение проблемы).
  • Там же И.М. Юсупов определяет наиболее распространенные стили общения педагогов с учениками:
  • «Совместное творчество» (общие цели и совместные усилия педагога и ребят);
  • «Дружеское расположение» (открытость, искренний интерес педагоа к детям, уважительное отношение к каждому школьнику);
  • «Заигрывание» (крайняя форма предыдущего стиля, желание завоевать дешевый авторитет у детей, понравиться при отсутствии минимальных достоинств);
  • «Устрашение» (отчуждение, формально - официальные рамки общения, неумение воспитывать на основе совместной продуктивной деятельности, зависимое положение подростка, вызывающее у него ответное негативное отношение к педагогу);
  • «Дистанция» (подчеркивание различий между учителем и ребятами возрастных, социальных и пр. во избежание панибратских отношений, что часто провоцирует авторитарность и приводит к неудачам в педагогическом общении);
  • «Менторский» стиль (разновидность «дистанции», назидательно-покровительственный тон, нотации, полная утрата контактов с учащимися).

Перечисленные варианты не исчерпывают всего разнообразия имеющихся в практике стилей общения. Конечно, искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или «методики», нельзя свести его к какой-то сумме правил. Предпосылка душевного контакта - чуткость и открытость воспитателя.

Не нужно панибратского равенства с учениками! Он должен быть равны со своими воспитанниками только в одном - искренности. Общаясь с ребятами, учитель обогащает свое «Я». Педагог должен помнить: дети ищут в педагоге не сверстника, а старшего друга и наставника. Еще К.Д. Ушинский говорил, что «воспитательная сила изливается только из живого источника личности взрослого». И сила эта должна быть справедливой. Понятно, что педагог не может обойтись без такой составляющей управления, как наказание. Но наказание без твердого фундамента уважения и без дисциплины, основанной на уважении к взрослому, только осложнит взаимоотношения учителя и ученика.

Рассматривая систему взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом: « По отношению к воспитанникам руководящий и педагогический персонал всегда должен быть вежлив, сдержан, за исключением тех случаев, когда требуется либо некоторое повышение тона в связи с новыми требованиями, либо такое же повышение в сторону большей его эмоциональности - во время общих собраний, общих работ, отдельных прорывов в коллективе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Педагогическое общение

План

1. Сущность педагогического общения

2. Функции и средства общения

3. Стили педагогического общения

4. Педагогический такт

1. Сущность педагогического общения

Общение -- основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, руководителя. Урок, занятия где-либо, экзамен, собрание -- это прежде всего общение, общение с учащимися, с коллегами, с родителями.

В центре нашего внимания -- профессиональное общение педагог -- воспитанник.

Готовность к профессионально-педагогическому общению предполагает:

а) знание основ педагогики общения;

б) владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием;

в) сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Педагогическое общение всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение -- процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

Педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения и прежде всего потому, что общение -- важное средство решения учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков. Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

Общение оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, признание его познавательных возможностей, поддержка в самостоятельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес. Общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

По Кан-Калику и Никандрову профессионально-педагогическ ое общение - система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия.

2. Функции и средства общения

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции:

Коммуникативную (обмен информацией),

Перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга),

Интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).

Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.

Педагогическое общение -- это прежде всего коммуникация -- передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно прежде всего обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения. С этой целью на уроках учителя используют занимательные факты, ситуации, отрывки из литературы, исторические справки, фрагменты видеофильмов.

Слово педагога -- это его профессиональное средство.

В зависимости от цели речь может быть:

Развлекательной - главное занимательность, интерес, поддержание внимания;

Информационной -- дает новое представление о предмете;

Воодушевляющей - обращенной к чувствам, эмоциям человека,

Убеждающей -- предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.

В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

Правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

Точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

Ясность, простота, логичность, доступность;

Богатство (разнообразие используемых языковых средств),

Образность, эмоциональность.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и как сказано. Говорить красиво учит особая наука -- риторика. Она не только раскрывает способы красивой передачи информации, в ней четко обозначены правила, превращающие слово в средство влияния на других людей. В речи важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску. Интонацией можно выделить отдельные слова и выражения, подчеркнуть важность задания, выразить отношение к излагаемой информации.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. Для многих учащихся важно, когда на уроке при ответе на вопрос учитель поддерживает их, кивая головой, ставит хорошую отметку улыбаясь. И как не просто отвечать, получать даже хорошую оценку у учителя, лицо, взгляд которого ничего не выражают. Интересный прием невербального воздействия -- «свечение». Говорят "его лицо светилось улыбкой", "весь светится". Учитель должен уметь включать "внутренний свет".

Таким образом, культура общения достигается за счет как речи, так и невербальных средств.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диалогической формах устной речи. Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по проведенным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исторические экскурсы и т. д.). Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения. Диалог -- это не просто вопрос -- ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, предполагает выявление в беседе отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

Чтобы сделать общение диалогическим, педагогу необходимо учитывать эмоциональное состояние воспитанников, свое отношение к ним, опираться на положительное в собеседниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой интерес к обмену информацией. В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы.

Чтобы в вопросной ситуации между педагогом и воспитанником возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выполнять следующие условия: если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него; если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение; если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником; делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все "коммуникативное пространство"; чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику; чаще повторяйте фразы: "Как сам думаешь?", "Мне интересно твое мнение", "Ты не согласен со мной?" и т. д.

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли -- важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона -- умение слушать , оно проявляется «в уважении отвечающего», «в сосредоточенности учителя на сути ответа», «в умении доброжелательно поддержать при ответе», «в заинтересованности тем, о чем говорят», «в умении не перебивать», «быть тактичным» и т. п.

Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна и непроста в реализации.

В педагогической деятельности, в общении важно не только знание воспитанника, но и правильное понимание его. Понять -- это значит проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы его действий, поступков, переживаний

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. «Эмпатия -- постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия». Таким образом, можно сказать, что педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т е. если у него развита рефлексия. Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения, управлять ими.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими словами -- управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на уроке, творческого дела, обеспечивает положительный результат взаимодействия.

Взаимодействие -- это совместные (педагог -- воспитанник) действия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, согласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно если общение сопровождает каждый компонент деятельности.

Не менее значимо общение в организации деятельности. Важно не предлагать учащимся готовые формы и методы работы, а определить их в творческом поиске, общими усилиями педагогов и воспитанников. Общение в сотрудничестве упорядочивает действия педагога и действия учащихся. Оно стимулирует, координирует процесс деятельности, создает эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений. Обязательно общение и при завершении деятельности, при подведении итогов взаимодействия (урока, тренировки).

Взаимодействие требует четкого определения позиции воспитанников и педагогов, учета индивидуальных особенностей общающихся сторон, уровня развития учащихся и меры актуализации личностных потенциалов педагогов.

Сложившиеся отношения -- благополучные или неблагополучные -- сказываются на личностных образованиях воспитанников: их самостоятельности, творческой активности, нравственных ориентациях, эмоциональном восприятии действительности. Совместная деятельность не гарантирует успеха в формировании правильных отношений. В создании положительного фона отношений особо значимо «наличие общих интересов, идей, единства взглядов на цели и задачи совместной деятельности, взаимовлияние, творческое обогащение».

Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции общения в реальной педагогической деятельности взаимосвязаны. Педагог познает воспитанников и при обмене информацией, и в совместных действиях. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.

Следует подчеркнуть, что реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими установками педагога -- такими как гуманизм, оптимистический подход к личности, признание ее самобытности.

3. Стили педагогического общения

Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения.

В. А. Кан-Калик писал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся».

Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.

Рассмотрим типичные стили педагогического общения (характеристика Кан-Калика).

1. О бщение на основе увлеченности совместной деятельностью.

Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля -- единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

2. Общения на основе дружеского расположения.

Проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».

3. Общение - дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.

Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

Отрицательные стили общения ориентированы на субъект-объектные отношения, т. е. в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.

Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства, которые проявляются в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения.

Педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения -- указание, поучение, приказ, инструкцияк. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Этот стиль можно выразить словами «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку.

2. Демократический стиль руководства.

Общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения -- совет, рекомендация, просьба. Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

3. Либеральный стиль руководства.

Отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения -- уговоры. Этот стиль не способствует развитию активности, не побуждает к самостоятельности воспитанников. Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

Нетрудно заметить, что в стиле педагогического руководства проявляются стили педагогического общения. Такие стили общения, как дружеское расположение, совместная творческая деятельность, присущи демократическому стилю руководства. А общение-дистанция, общение-устрашение, общение-превосходство являются выражением авторитарного стиля руководства. педагогический перцептивный либеральный

Каждому педагогу необходимо сформировать свой стиль общения и руководства. Он должен органически вытекать из индивидуальности личности. Его становление предполагает совершенствование свойств и качеств педагога, овладение процессом общения, его технологией.

изучение и анализ своих личностных качеств и особенностей;

установление позитивных и негативных моментов в личностном общении. Работа по преодолению застенчивости, скованности;

овладение элементами педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;

овладение технологией педагогического общения (использовать многообразие приемов, форм взаимодействия, сочетать вербальные и невербальные средства, рефлексировать, эмпатийно воспринимать воспитанника);

закрепление индивидуального стиля общения в реальной педагогической деятельности.

4. Педагогический такт

Эффективность общения учителя с учениками определяется во многом соблюдением педагогического такта.

Такт педагогический -- это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученику.

Итак, специфика педагогического такта заключается в том, что это:

Мера профессионального поведения учителя, мера его действий, поступков;

Важное условие построения правильного общения педагог-воспитанник, педагог-коллектив;

Мера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия.

Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия, в умении организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении держать себя и в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника.

Он проявляется в замечаниях, суждениях, интонации, умении поощрять и наказывать.

Каждое отклонение от меры может выступать как бестактность. Такт необходимо доводить до уровня нравственной привычки, важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эмпатия и симпатия в общении. Психолого-педагогические и этические требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения. Особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций педагогического общения.

    презентация , добавлен 22.08.2015

    Понятия педагогического общения. Стили общения. Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога. Средства развития коммуникативности. Планирование педагогического общения и подготовка к нему. Технология общения.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2008

    Понятие общения в психологической и педагогической теории. Характеристика речевого развития младших школьников и влияние стиля общения учителя на обучение детей коммуникации. Методические рекомендации по формированию коммуникативной культуры учеников.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Определение понятия педагогического общения. Взгляды зарубежных и отечественных психологов на проблему стилей педагогического общения. Значение индивидуального стиля общения как средства повышения коммуникативности педагога. Выбор стиля общения.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2016

    Педагогическое общение как средство, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. Стили педагогического общения, их характеристика. Психическое развитие младшего школьника. Оценка воздействия педагогического общения на учащихся.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2014

    Педагогическое общение: сущность понятия, особенности, основная цель. Контактная, побудительная и амотивная функции общения. Направленность и основные этапы педагогического общения. Авторитарный, демократический, либеральный, манипулятивный стиль общения.

    презентация , добавлен 25.07.2011

    Педагогическое общение в профессиональной школе, его условия. Влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы. Применение моделей и технологий педагогического общения в учебно-воспитательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Педагогическое общение как научно-педагогическая проблема. Влияние особенностей учреждений дополнительного образования детей на характер педагогического общения и его доминирующие стили (на примере Дома детско-юношеского творчества г. Заречный).

    дипломная работа , добавлен 10.03.2014

    Общение как форма взаимодействия, подходы к проблеме общения, контактная, информационная, побудительная, координационная функции. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса, определение педагогического общения.

Педагогическое общение это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности . (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).

Стили педагогического общения и руководства

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.
В педагогической литературе выделяют следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися.
Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.
Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог.
Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.
Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль. Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Стили педагогического руководства:
Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.
Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация.
Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.
В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции.
А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели.
Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга.
В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.

Этапы педагогического общения

1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
2. Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
3. Управление общением. На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему предстоящего общения с учетом необходимых корректив.

Основные принципы общения с ребенком

1. Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать, значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.
2. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.
3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.
4. Предоставление права на свободу выбора.
5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности.
6. Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.
1. Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Основные правила педагогического общения

Проявлять педагогический такт.
Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения