Краткий анализ рассказа олеся. "Олеся" Куприна: анализ рассказа

Сочинение


«Олеся»

В 1897 году Куприн служил в Ро-венском уезде Волынской губернии управляющим имением. Писателю открылись изумительная природа Полесского края и драматические судьбы его жителей. На основе увиденного он создал цикл «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся» - повесть о природе и любви.

Повесть начинается с описания живописного уголка, где герой пробыл полгода. Он рассказывает о необщительности полесских крестьян, о следах польского владычества, об обычаях и суевериях. В мире, стоящем на пороге XX века с его стремительным развитием естественных наук, техники и социальных преобразований, сохранились традиционные представления о добре и зле, о любви и ненависти, о врагах и друзьях. Порой герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором время остановилось. Здесь люди верят не только в Бога, но и в чертей, леших, водяных. Пространство делится на своё - чистое, христианское - и языческое: в нём обитают злые силы, способные принести горе и болезни. Все эти зарисовки необходимы для того, чтобы ввести читателя в атмосферу полесских мест и объяснить причину негативного отношения крестьян к роману героя с «колдуньей».

Природа с её красотой и очарованием, с её просветляющим воздействием на душу человека определяет весь колорит повести. Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчёркивает отрешённость от мира. Встречи героя с Олесей происходят зимой и весной, когда обновлённая природа, оживший лес пробуждают чувства в душе двух людей. В красоте Олеси, в гордой силе, исходящей от неё, воплощается сила и прелесть окружающего мира. От величия первозданной природы этого края неотделима прекрасная героиня, имя которой словно перекликается со словами «лес» и «Полесье».

Куприн набрасывает портрет, в котором причудливо соединяются земные и возвышенные начала: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом гоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом».

Куприну удалось ярко воплотить идеал естественного человека, свободного, самобытного и цельного, живущего в ладу и гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки», который близок толстовским традициям.

Избранник героини Иван Тимофеевич, по-своему гуманный и добрый, образованный и интеллигентный, наделён «ленивым» сердцем. Гадая своему суженому, Олеся говорит: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

И вот такие разные люди полюбили друг друга: «Взошёл месяц, и его сияние причудливо пёстро и таинственно расцветило лес... И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастием и жутким безмолвием леса». Великолепная природа с её переливом красок вторит героям, будто заворожённая красотой юности. Но лесная сказка завершается трагически. И не только потому, что в светлый мир Олеси врывается жестокость и подлость окружающею мира. Писатель ставит вопрос более масштабно: смогла бы эта девушка, дитя природы, свободная от всех условностей, жить в иной среде? Тема разделённой любви сменяется в повести другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна - темой недостижимого счастья.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся" Сочинение по повести А.И. Куприна "Олеся" Сочинение по повести А. И. Куприна "Олеся" Образ Олеси в одноименной повести Куприна

В произведении используется противопоставление двух миров: цивилизации и природы. Через эту тему и раскрывается тема любви.
Тема повествования заключается в том, что полюбившие друг друга молодые люди не подозревают, что их любовь заранее обречена и в том, что человек должен находиться как можно ближе к природе.
Повесть - воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Интонация любви угадывается в самом начале произведения в шелесте листвы и завывании ветра. Природа здесь не столько служит фоном, сколько живёт своей жизнью и сливается с характером героини.
Главная героиня предстаёт пред нами девушкой весьма импульсивной, весёлой и в тоже время мудрой и до глубины души добрейшей и непредсказуемой. Она не знает ни расчёта, ни хитрости, ей чуждо себялюбие.
« ... Прелесть её лица заключается в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом.»
Сначала Ивана привлекала её красота, весёлость и детская наивность, но далее он замечает следующее:
« ... Не одна красота Олеси меня в ней очаровала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины.»
Главный герой же напротив, полная противоположность Олеси. Но как известно противоположности притягиваются. Так, и в нашем случае, они полюбили друг друга.
Иван Тимофеевич по характеру является человеком добрым, но слабым. Доброта эта не хорошая, не сердечная. Слову своему он не господин. Над людьми любит вверх брать, а сам, хотя и не хочет, но подчиняется им. Любит пить вино. Деньгами не дорожит и копить их не умеет.
Естественно, Иван не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку», где жила Мануйлиха и Олеся, потому как Куприн задумал сделать это именно так и никак иначе. Окружив таинственностью историю о ведьме, он показывает нам что, по мере того, как главные герои узнают друг друга, развиваются их взаимоотношения. И в связи с этим, они не только познают друг друга, но и взаимно изменяются. Меняется их отношение к жизни и меняются их принципы.
Естественная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе всё самое лучшее, светлое, человечное.
Олеся жертвует собой, когда решается пойти в церковь. Естественно, из этого ничего хорошего выйти не могло. Народ узнал в ней ведьму. Окружили её. Хотели её дёгтем вымазать, но она вывернулась и убежала. Олеся хотела этим сделать приятное Ивану, в конце концов, угодить ему, переборов в себе боязнь.
Иван узнаёт от людей, что именно произошло возле церкви и ужасается, услышав это. Ему хочется одновременно наказать бездушных людей и утешить и приголубить бедную, хрупкую Олесю.
Кульминация рассказа приходится на сцену, когда Иван Тимофеевич пришёл к Олесе. В середине разговора с ним, она и говорит, вспоминая:
« - Помнишь, я на тебя карты бросала? Ведь всё так и вышло, как они сказали тогда. Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья... А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы? »
И как он ни уговаривал, что ни делал её не переубедить, на счёт отъезда. Лишь рассказала ему сказочку про зайца и волка, подчёркивая этим, что она не хочет называть день когда уходит из леса со своей бабкой, т. к. не хочет чтобы он терзался расставанием и мучился от безысходности. Но он до конца не понял значения её слов, лишь интуитивно предчувствуя одиночество и миг страдания.
« Полнеба закрыла чёрная туча с резкими курчавыми краями, но солнце ещё светило, склоняясь к западу, и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее. » Этот отрывок точно описывает чувства главного героя, его ощущения в тот момент. В момент их прощания, длинною в целую жизнь и целое столетие. В этот вечер шёл дождь с градом, словно сама природа выказывала Олесе свою печаль и боль.
Ему осталась память о ней - красные бусы.
Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в деревню и куда они навек исчезли. И эту загадочность тайны Куприн специально развил в этом повествовании дабы создать таинственный ореол, граничащий с некоей сказочной атмосферой.

Конечно, мы привыкли, что все истории должны заканчиваться хорошим концом. Но что же мы видим, благодаря Куприну? Пред нами история о двух влюблённых, которые были настолько разными людьми, насколько это вообще возможно. Здесь противопоставляется дикость, единение с природой, нежность, наивность и вместе с тем, глубокая мудрость в лице простой девушки Олеси. И в полном смысле этого слова «городского жителя», Ивана Тимофеевича, который является по характеру не сердечной доброты человеком, т. е. расчётливым и со злым умыслом; слабым и немного транжирой и слова своего сдержать не может. Как и все люди, без исключения он эгоист и в этом скорее всего, нет его вины.
Единственное, что их с Олесей по-настоящему объединяет, это то, что впервые в своей жизни в реальном настоящем времени, они полюбили друг друга.
На меня сильно произвело впечатление хитросплетение сюжета и постановка действия, происходящего на опушке леса. А главное, меня восхитило живое описание природы, которую Куприн наделил своими эмоциями и характером. Его произведение насквозь пропитано некоей лёгкостью и живыми оттенками.

В ранней прозе Куприна особое место занимает рассказ «Олеся», который первые критики назвали «лесной симфонией». Произведение было написано по личным впечатлениям от пребывания писателя в Полесье. За два года до «Олеси» был создан «Молох», и хотя в основу рассказа и повести лег совершенно разнородный материал, они оказались связаны между собой единой творческой задачей — исследованием противоречивого внутреннего состояния современника. Первоначально рассказ задумывался как «рассказ в рассказе»: первая глава представляла собой довольно развернутое вступление, где говорилось, как группа охотников проводит время на охоте, а вечером забавляется всякими охотничьими историями. В один из таких вечеров и была рассказана, точнее прочитана, хозяином дома история об Олесе. В окончательном варианте эта глава практически исчезла. Изменился и облик самого рассказчика: вместо старика повествование было передано начинающему писателю.

«Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры, совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком...» Все это было так привлекательно для начинающего писателя, но оказалось, что в деревне, кроме охоты, заняться просто нечем. Местная «интеллигенция» в лице ксендза, урядника и конторщика ничем не привлекает Ивана Тимофеевича, так зовут главного героя рассказа. Не находит «городской паныч» общего языка и с крестьянами. Скука жизни, беспробудное пьянство и дремучее невежество, царящие вокруг, угнетают молодого человека. Кажется, только он один выгодно отличается от окружающих: добр, сердечен, мягок, отзывчив, искренен. Однако всем этим человеческим качествам предстоит выдержать испытание любовью, любовью к Олесе.

Впервые это имя на страницах рассказа возникает, когда, решив развеять ставшую уже привычной скуку, герой решает посетить дом загадочной Мануйлихи, «настоящей, живой, полесской ведьмы». И на страницах рассказа словно оживает Баба Яга, такая, какой ее рисуют народные сказки. Однако встреча с нечистой силой обернулась знакомством с удивительно красивой девушкой. Олеся привлекла Ивана Тимофеевича не только "оригинальной красотой", но и своим характером, в котором сочетались нежность и властность, детская наивность и вековая мудрость.

Любовь двух молодых людей началась вроде бы совершенно неожиданно и развивалась довольно счастливо. Постепенно перед Иваном Тимофеевичем начинает раскрываться характер его избранницы, он узнает о незаурядных способностях Олеси: девушка могла определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страху, лечить обыкновенной водой болезни, даже свалить человека с ног, только посмотрев на него. Она никогда не пользовалась своим даром во вред людям, как не пользовалась и старая Мануйлиха, ее бабка. Только трагическое стечение обстоятельств заставило этих двух незаурядных женщин, старую и молодую, жить вдали от людей, сторониться их. Но даже здесь нет им покоя: жадного урядника не могут удовлетворить их жалкие дары, и он готов их выселить.

Иван Тимофеевич всячески стремится оградить и предостеречь свою возлюбленную и ее бабку от всевозможных бед. Но однажды он услышит от Олеси: "...Вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная". Действительно, в характере Ивана Тимофеевича отсутствует цельность и глубина чувств, он может причинить боль окружающим. Олеся же оказывается неспособной обидеть никогда и никого: ни зябликов, выпавших из гнезда, ни бабушку своим уходом из дома с любимым, ни Ивана Тимофеевича, когда тот просит ее сходить в церковь. И хотя эта просьба будет сопровождаться «внезапным ужасом предчувствия» и герою захочется бежать за Олесей и «просить, умолять, даже требовать... чтобы она не шла в церковь», он сдержит свой порыв.

Этот эпизод и приоткроет тайну «ленивого» сердца: ведь не родился же герой с этим пороком? Жизнь научила его контролировать душевные порывы, заставила отбросить то, что заложено в человеке природой. По контрасту с героем изображена Олеся, лишь она одна, "сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности" (Л. Смирнова). Так на страницах рассказа создается образ положительного героя Куприна — «естественного человека», чья душа, образ жизни, характер не испорчены цивилизацией. Внутренне гармоничный, такой человек несет гармонию и в окружающий его мир. Именно под воздействием любви Олеси на миг проснулась "усталая" душа героя, однако ненадолго. «Зачем же я не послушался тогда смутного влечения сердца…?» На этот вопрос герой и автор отвечают по-разному. Первый, защищаясь от голоса совести общими рассуждениями о том, что «в каждом русском интеллигенте сидит немножко развивателя», отмахнулся от возникшего призрака вины перед Олесей и ее бабкой, второй — настойчиво донес до читателя свою сокровенную мысль о том, что "человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности" (Л. Смирнова).

Вопросы по повести А.И.Куприна «Олеся»

Есть ли в повести что- то необычное?

Почему?

Чем же, несмотря ни на что, привлёк её внимание Иван Тимофеевич?

?

Ответы.

Можно ли назвать повесть Куприна реалистическим произведением?

В «Олесе» есть все признаки реалистического произведения: правдиво описываются полесские крестьяне, их нравы, быт, даются убедительные портреты полесовщика Ярмолы, урядника Евпсихия Африкановича, старой Мануйлихи, Даже Олеся лишена идеализации и воспринимается как живая, настоящая, не книжная героиня.

И всё же есть ли в повести что- то необычное?

Необычным можно назвать только судьбу Олеси, её вынужденную обособленность от мира людей и историю любви, описанную в повести. Сам герой не раз называет её сказкой -«волшебной», «чарующей», «очаровательной».

Почему?

Едва услышав от Ярмолы о «ведьмаках», Иван Тимофеевич стал ждать чего-то необыкновенного, и ожидания его оказались не напрасными: он встретил удивительную девушку, которая сначала поразила его своеобразием, богатством внутреннего мира, а затем одарила глубоким чувством самоотверженной любви. Именно любовь, неожиданно обретённая героем в глухом полесском лесу, кажется ему «чарующей сказкой».

Итак, в произведении Куприна сталкиваются суровая, порой неприглядная действительность и сказка, рождённая в душах героев, прекрасная сказка любви. Будто две реки текут внутри повести Куприна: то они бегут рядом, то вдруг неожиданно сливаются, превращаясь в одну могучую реку, то вновь расходятся. Одна из них берёт начало в душе человеческой, и сокровенное течение ее открыто не всем; другая имеет своим истоком саму действительность – и вся на виду. На первый взгляд, они независимы, но на самом деле крепко связаны друг с другом.

Найдите описание внешности Олеси. На что обращает автор особое внимание?

«В ней не было ничего похожего на местных “дивчат” … Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый опенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом». Автор подчёркивает оригинальность её красоты, под которой угадывается независимый, сильный и своевольный характер. В чём заключается обаяние Олеси?

Вот пример одной из таких работ: «Задумчивая тёмноволосая девушка стоит на опушке леса, обняв рукой золотистый ствол сосны и прижавшись к нему щекой. Кажется, она что-то шепчет “внимательному” дереву: кому же ещё поведать ей свой секрет, который заставляет пылать щеки) колотиться сердце, будто под сорочкой бьётся пойманная птичка? .. Большие глаза красавицы мечтательно устремлены вдаль, будто она ждет кого-то, всматриваясь в пустынную просёлочную дорогу, по которой ходят деловитые важные грачи. В воздухе разлита необычная тишина, обещающая чудесную сказку. Замерли молодые ёлочки за спиной Олеси, нежно прильнули к её ногам высокие свежие травы, склонили головки тихие полевые цветы. Даже лёгкие розовато-лиловые облака замедлили свой стремительный бег, любуясь с высоты красивой девушкой. Кажется, вся природа замерла вместе с ней в ожидании счастья … »

Чем же, несмотря ни на что, привлёк её внимание этот человек?

Иван Тимофеевич не похож на окружающих: много знает, тонко чувствует красоту природы, деликатен и воспитан, искренен и добр; он проявил настоящий интерес к личности девушки, а не просто к её красоте. Олеся впервые в жизни встречает такого человека. Надо думать, что на неё, выросшую в чаще полесского леса, он должен произвести сильное впечатление и вызвать её живой интерес. И не удивительно, что герой замечает, что всякий раз “она радуется» его приходу и оживляется, ожидая интересного общения.

Что происходит с героиней? Почему изменилось её отношение к Ивану Тимофеевичу ?

Она чувствует в своём сердце рождение любви и боится её, потому что интуиция подсказывает, что любовь эта принесёт ей страдание и боль, что Иван Тимофеевич не способен к большому чувству и поступку. Девушка пытается бороться с собой, отдаляться от возлюбленного, и это рождает в отношениях молодых людей отчуждение. Только неожиданная болезнь героя и долгое его отсутствие заставляют Олесю принять смелое решение.

Почему она, несмотря на предчувствие, не поборола любовь? Как это её характеризует?

Любовь оказалась сильнее страха перед несчастьем, и она победила его.

Почему Олеся отказывается потом от предложения Ивана Тимофеевича? Правильно ли она делает?

Олеся понимает: слишком разные у них жизненные ценности, представление о счастье, не говоря уже о социальных различиях. Она знает, что Иван Тимофеевич “никого … сердцем» не полюбит, а потому чувство его не может быть долговечным, пылкие слова возлюбленного её трогают, но она продолжает “стоять на своем»: “Ты молодой, свободный, – говорит она ему. – Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянёшь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя.

Почему Олеся решила пойти в церковь?

Девушке захотелось сделать для любимого «что-нибудь очень, очень приятное». Ей кажется, что её приход в церковь обрадует его, потому что она ради него наступит на свой страх, отринет проклятие рода и каким-то образом причастится к вере: ведь «Ванечка» убеждает её, что Бог принимает всех, что Он милосерден.

Чем обернулся для Олеси этот приход в церковь и почему?

Перебродские женщины поймали бедную девушку и пытались вымазать её дёгтем, что было «величайшим, несмываемым позором». Олеся для оголтелой толпы была прежде всего ведьмой, от которой можно ждать только беды, и её появление в церкви было расценено как вызов или даже святотатство.

Она – язычница, владеющая секретами природы и поклоняющаяся ей. Она из рода тех самых ведьм, колдуний, русалок, с которыми «сражались» крестьяне в русальную неделю накануне Троицы. Следовательно, по их представлениям, её приход в церковь – преступление.

Заметьте, всё происходит в праздник Святой Троицы – день, когда на апостолов сошёл Святой Дух, который укрепил их в вере и дал им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице. На следующий Духов день праздновали «именины» матушки земли.

Случайно ли кульминация повести приходится на Троицу?

Попытка Олеси приобщиться к вере именно в день сошествия Святого Духа глубоко символична (он должен помочь её обращению к Богу), но делает она это из земных побуждений – из любви к Ивану Тимофеевичу, из желания сделать ему «приятное». И попытка эта обречена. Хотя по христианским представлениям любому грешнику дана возможность раскаяться и оплакать свои грехи. Перебродские же крестьяне, которые считают себя верующими, отказывают Олесе в такой возможности. И не только отказывают, но и наказывают её за попытку приобщиться к вере. Кто же больше язычник – «колдунья» Олеся, которая уезжает из Переброда, чтобы не вводить больше людей в грех, – или крестьяне, готовые растерзать девушку только за то, что она переступила порог церкви, и угрожающие Ивану Тимофеевичу за любовь к «ведьмаке»?”,

Примечательно, что «язычница» Олеся не держит зла на обидчиков, не ропщет на Бога. А крестьяне агрессивны и непримиримы. «Теперь вся громада бунтуется, – рассказывает Ярмола Ивану Тимофеевичу. – С утра опять все перепились и орут … И про вас, панычу, кричат недоброе». И его слова звучат как эхо рассказа Олеси о смерти конокрада Яшки: « … поймали мужики Якова, когда он лошадей хотел свести … Всю ночь его били … Злой у нас здесь народ, безжалостный … »

Кульминация повести не случайно приходится на Троицу: она призвана показать нам неизбежность столкновения Любви и Ненависти, Добра и Зла, Небесного и Земного. Наивную сказку любви, которую с открытым сердцем и чистой душой принесла в храм Олеся, растоптала грубая толпа, не способная постичь заповедей Любви и Прощения. Но Олеся вознаграждена великим даром – умением любить, прощать и отрекаться от своего счастья ради других. Она бросает любимый бор, расстается с Иваном Тимофеевичем, говоря ему: «Об тебе я больше всего думаю, мой родной. < … > Я не за себя, за тебя боюсь, голубчик». Олеся благодарна возлюбленному за счастливые дни, не корит его за беду, случившуюся с ней, – она принимает всё как есть.

Мог ли Иван Тимофеевич предотвратить беду? Почему он этого не сделал?

Это было в его силах. Ведь в вопросе Олеси о церкви нельзя было не почувствовать неотвратимой опасности, тем более Ивану Тимофеевичу уже известно отношение перебродских крестьян к «ведьмакам». Чуткое сердце должно было предугадать беду. Оно будто и почувствовало её: «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать её и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь». Но он «сдержал свой неожиданный порыв», Ему не хватило глубины чувства, чтобы предупредить события. Если бы он это сделал, вероятно, беды бы не случилось.

Как вы думаете, почему не сложилось счастье этих людей?

Сказка живёт в душе Олеси, она и сама часть лесной сказки с её чудесными травами и деревьями, зверюшками и птичками, избушкой на курьих ножках и бабушкой Ягой. Она способна одарить героя волшебным даром – любовью, отдать всю себя без остатка. И её сказка не выдуманная, а настоящая – это сказка-быль.

Иван же Тимофеевич мечтает о поэтических преданиях и творит свою сказку по книжным, искусственным канонам: ищет вокруг необычного, находит во всём отголоски фольклора, литературы, искусства.

Заметьте, Олеся постоянно жертвует собой, своими интересами, убеждениями, рискует жизнью ради любимого. Иван Тимофеевич не жертвует ничем, он лишь принимает жертву. Олеся думает только о возлюбленном, его интересах и счастье – Иван Тимофеевич больше размышляет о себе. Он не умеет до конца отдаться другому человеку и чувству к нему, в нём нет внутренней свободы от предрассудков и обстоятельств. И потому его сказке не суждено стать былью, Ему остаётся только «нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием “кораллов», – единственная вещь», напоминающая «об Олесе и об её нежной, великодушной любви» …

Урок литературы в 11 классе «Актуальны ли проблемы, поднятые А.И.Куприным в повести «Олеся»?

Цели урока:

образовательные:

Обучать умению рассуждать, критически мыслить на заданную тему;

Отрабатывать умение ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения; развивающие:

Развивать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации;

Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;

Систематизировать полученные ранее знания и использование в ходе дискуссии;

воспитательные:

Формировать умение различать добро и зло;

Воспитывать общекультурные нормы (чуткое, уважительное отношение к людям)

Вид занятия: дискуссия.

Тип занятия: получение новых знаний на основе имеющихся.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный.

Оборудование: памятки, оценочные листы экспертов, таблички «спорщиков».

Учащиеся разбиваются на 3 группы: 1) «спорщики» - бизнесмен, психолог, домохозяйка, деловая женщина, пенсионер, ученик 11 класса; 2) эксперты, оценивающие ответы «спорщиков»; 3) зрители.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами заканчиваем изучение произведений Куприна, нам предстоит обсудить вот какой вопрос: актуальны ли проблемы, поднятые в повести «Олеся»? Мы будем учиться дискутировать. А мы умеем, скажете вы. Но подумайте, как проходит любой наш спор на уроке? А вот так, как в стихотворении Пушкина:

Глухой глухого звал к суду судьи глухого.

Глухой кричал: «Моя им сведена корова!».

«Помилуй! – возопил глухой ему в ответ. –

Сей пустошью владел еще покойный дед!»

Судья решил: «Чтоб не было разврата,

Жените молодца – хоть девка виновата!».

И вот когда мы садимся за «круглый стол», получается разговор «глухих», потому что каждый стремится сказать что-то свое, не слушая других. Все кричат – непонятно, то ли друг на друга, то ли по существу вопроса, и, получается, что утверждение «в споре рождается истина» не про нас. Давайте попытаемся сделать это как положено. Для этого познакомимся правилами ведения спора. Читаем памятку.

Памятка «Как вести дискуссию».

1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора.

2. Внимательно выслушивать говорящего.

3. В споре не допускать тона превосходства, уважать мнение товарищей.

3. Грамотно и чётко ставить вопросы.

4. Приводить аргументы.

5. Формулировать не только главные выводы, но и промежуточные.

6. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.

7. Не повторяться!

8. Нельзя критиковать людей – только их мнения и позиции.

9. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

Как вы думаете, для чего люди спорят, дискутируют?

Ученик: Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.

Учитель: Итак, начинаем работу. На прошлом уроке мы проанализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомните, пожалуйста, историю ее создания.

Ученик: Художественным утверждением духовной полноценности и нравственной красоты человека из народа явились произведения, созданные Куприным между 1898 и 1901 годами на материале полесских впечатлений. Весной и летом 1897г. Куприн путешествовал по украинскому Полесью, служил на Волынщине в качестве управляющего небольшим имением, затем был охотником, рыбаком.

Для Куприна эта поездка была своеобразной «творческой командировкой», которая преследовала совершенно очевидную цель – поведать другим об увиденном и пережитом. В полесском цикле имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни капиталистического города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей. Эта тенденция нашла своё отражение и на страницах повести «Олеся» – пожалуй, самого значительного произведения полесского цикла (1898 год).

Учитель: Каков сюжет «Олеси»?

Ученик: Городской интеллигент Иван Тимофеевич, начинающий писатель, приезжает в Полесье и знакомится с девушкой-колдуньей, живущей в лесу со своей бабкой. Олеся и Иван полюбили друг друга, но не могут быть вместе в силу причин: разность положения, воспитания, жизненного опыта, наконец, предсказанного героиней трагического исхода их отношений. Иван Тимофеевич побуждает Олесю пойти в церковь, после чего темные деревенские мужики и бабы, считая ее колдуньей, избивают до полусмерти и вынуждают несчастную покинуть родные места. А «возлюбленный» почти мгновенно смиряется с произошедшим.

Учитель: Раскройте образы обоих героев.

Ученик: Олеся незнакома с жизнью в обществе, с так называемой цивилизацией. Ей дороги свободная воля, естественные порывы, навыки колдовских заговоров, передающихся в их семье от бабушки к матери, от матери к внучке. Героиня красива, сильна, здорова, умна и добра, она исключительная личность. Портрет девушки, данный Куприным, – это выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо, необычно, волнующе.

Ученик: Характеристику Ивана Тимофеевича Куприн дает устами героини повести. Во время гадания Олеся говорит Порошину: “Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь”.

Учитель: Хорошо, давайте обратимся к проблемам повести.

Ученик: Во-первых, это тема любви. Писатель показывает, как в исключительной ситуации раскрывается вечный, общечеловеческий смысл высокого чувства делать человека прекрасным. Куприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Олеся» – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству

Ученик: Во-вторых, в повести Куприн выразил свое убеждение, что только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.

Ученик: Я бы выделил еще одну проблему: драматичная судьба человека, наделенного неординарными способностями, сверхвозможностями. Такой человек может помогать людям, но сам всегда остается одиноким и непонятым обществом. Олеся тому пример.

Учитель: Совершенно верно очертили вы круг проблем. Как вы понимаете значение слова «актуальный»?

Ученик: Важный, существенный для настоящего момента.

Учитель: Являются ли проблемы, поднятые Куприным, актуальными; созвучны ли они современному человеку? Я приглашаю 6-ых желающих участвовать в дискуссии. Займите места, распределите роли, кто от чьего имени будет говорить. Памятки перед вами. Приступите к обдумыванию вопроса. Еще 6-ых назначаю экспертами. Вам необходимо внимательно следить за ходом дискуссии и заносить данные в оценочную таблицу. Задание понятно?

Третья группа – зрители. Итак, актуально ли купринское понимание любви? Приемлемо ли оно для наших современников? По этой проблеме желает высказаться…

Бизнесмен: Ситуация, описанная в повести, вовсе не представляется мне драматичной: никто не умер, герои просто расстались, как это часто бывает в жизни. Оба с самого начала знали, что слишком они разные. На прощание Олеся благодарит Ивана за краткое счастье, а он долгие годы хранит память о ее нежной и великодушной любви. То есть трагедийный аспект, который усматривали читатели, критики, современники Куприна, для меня неприемлем.

Психолог: Кстати, в «Гранатовом браслете» один из героев так и говорит: «Любовь должна быть трагедией… Величайшей тайной в мире». Речь ведь идет о настоящем чувстве – о такой любви, которая способна преобразить несовершенного человека. Олеся возвращает своему избраннику, пусть не надолго, утраченную естественность и остроту переживаний. В этом видел Куприн подлинный смысл любви – духовно преображать человека.

Деловая женщина: Да разве можно переделать слабого человека? Вы же убедились в этом! Я так же, как и коллега (бизнесмен) считаю, что купринское понимание любви сегодня не актуально. Зачем самопожертвование во имя чувства, которое изначально обречено? Я вообще удивлена, что такая умная, решительная, волевая девушка могла полюбить и желать связать свою жизнь с человеком, ставшим бы со временем как камень на шее.

В то же время сам образ Олеси, несмотря на его экзотичность, романтичность, очень современен, особенно такие качества девушки, как самостоятельность, независимость, стремление повышать свой интеллектуальный уровень, чему-то учиться (она же постоянно спрашивает Ивана о каких-то научных вещах), словом, развиваться, самосовершенствоваться, твердый характер – все это очень важно для современной женщины. Олеся четко знает, чего она хочет в жизни, она целеустремленная, она способна добиваться своего.

Домохозяйка: Нет, все-таки знаете, это слишком прагматичная позиция, как бы мы ни раскладывали по полочкам наших избранников, – слабый он или не слабый, сможет обеспечивать семью или нет, - все в душе желают встретить именно такую любовь, в духе Куприна – красивую, всепоглощающую, лишенную сомнений «быть или не быть». Может быть, вслух только об этом не говорят. По-прежнему популярны фильмы о любви, книги о любви, интернетовские сайты просто вопят об этом.

Учитель: Но чаще всего это все подделка, суррогат настоящего чувства.

Домохозяйка: Да, в то-то и дело, что любовь легко находится, нет проблем в знакомствах, но всем хочется особенной любви – настоящей, которую действительно не часто встретишь. Произведение Куприна заставляет нас тосковать об этом.

Ученица 11 класса: Я согласна с вами. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Любовь должна основываться на высоких искренних

чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы. Вы сейчас скажете: это высокие слова, но, как было уже сказано, все мечтают о такой любви. А разве не так?

Деловая женщина : Смысл жизни не сводится только к любви. Есть еще увлекательная, интересная работа, верные друзья, книги, музыка, путешествия по миру, исследования неразгаданного. В современной жизни просто масса возможностей реализовать себя как личность. А герои Куприна зацикливаются на одном: что Олеся, что этот, Желтков из «Гранатового браслета». Он ведь сам говорил, что в жизни его больше ничего не интересует. А если бы еще что-то у него было в жизни, разве бы он закончил так недостойно свой путь?

Пенсионер: Не будем тревожить несчастного ГСЖ. Я все-таки попытаюсь вас переубедить словами известного драматурга 17 века Ж.- Б. Мольера:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил….

Настоящее чувство еще к вам придет, и так же, как Олеся, вы сможете ради вашего избранника пренебречь и принципами, и друзьями, а понадобится, и работой.

Бизнесмен: Все вы по-своему правы. Вот слушаю вас и понимаю, что то, о чем мы говорим, будет актуально всегда и в общем-то, соглашаюсь, что настоящая любовь драматична, она приносит страдания, приходится совершать какие-то усилия души, сердца, жертвовать чем-то. Но все это стоит того, чтобы любимый человек был рядом или же если не получается быть вместе, как героям куприновской повести, то чтобы он был счастлив.

Психолог: Да, удивительно, что после трагической развязки светлая атмосфера «Олеси» не меркнет. Читая произведения писателя, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего сущего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы живем, иногда настолько загрязнен ложью, подлостью и пошлостью, что нам порой необходим заряд положительной энергии, чтобы противостоять засасывающей трясине. Кто же укажет нам источник чистоты? По-моему, Куприн обладает таким талантом. Он как мастер, шлифующий камень, открывает в наших душах богатство, о котором мы сами не догадывались.Таким образом, проблема любви у Куприна по-прежнемуактуальна.

Учитель: Вы это очень хорошо сформулировали: то есть если произведение так сильно воздействует на нас, заставляет нас размышлять, то оно для нас актуально. А современно ли звучание другой проблемы повести – «человек и природа»? Только в единении с природой, живя вдали от цивилизации, человек может стать совершенной личностью; городская жизнь не дает людям счастья.

Пенсионер: С этим я, конечно же, согласен. Большинство горожан стремится за город, покупают и строят дома в деревнях. Почему мы так рвемся на дачу, выехать на природу? Потому что нам там хорошо, душа отдыхает. Одним словом, природа привлекает подавляющее большинство людей. А в свое время мои сверстники наоборот стремились в город, деревни пустели.

Домохозяйка: Ну да,людей привлекает свежий воздух, более- менее чистая экология, а цивилизацию и все удобства городской жизни они тащат с собой. Какой загородный коттедж не оснащен спутниковой антенной, ноутбуком и т.д? О духовном совершенствовании здесь нет речи. Вот у японцев специальные дни для созерцания природы выделены, праздник любования сакурой называется, момент обретения гармонии с собой и природой.

Учитель : Не уклоняйтесь от «Олеси».

Ученик 11 класса : Да, вот Куприн показал в образе Олеси такого естественного человека. Она живет в полном отстранении от людей, но в согласии с обитателями полесских чащоб – птицами, зверями. Все исконные, врожденные, утраченные в социуме возможности развиваются в Олесе свободно, не стесненные цепями условностей, которые накладывает городская жизнь. Героиня искренна в любом побуждении. Но в то же время ее привлекает цивилизация: Олеся расспрашивает Ивана Тимофеевича о Петербурге, интересуется знаниями из разных областей. А полюбив, она и вовсе готова следовать в город за своим возлюбленным. Так что, наверное, Куприн ошибался. Я уверен, что для современного человека важно жить в городе, учиться в высших учебных заведениях, ходить в театры, музеи, ну и много еще всего должно быть, что дается человеку для полноценного развития.

Деловая женщина: Согласна! Я бы тоже не смогла долго жить вдали от города. Я просто этого не могу понять! Что за странное убеждение – только природа может сделать человека прекрасным - и откуда оно взялось? Если уйти всем в лесную глушь, мы наоборот в дикарей превратимся.

Психолог: Вообще, концепция естественного человека не нова. Она появилась еще в 18 веке. Французский писатель, философ Руссо писал об этом. А русской литературе последователями его выступили сентименталисты и Николай Карамзин. Природа в их произведениях играла большую роль. Кстати, вы обратили внимание на пейзажные зарисовки в повести Куприна?

Деловая женщина: Еще бы! Я их пропустила, скука смертная!

Пенсионер: Вот и зря. Не умеете, вы, молодые, самую красоту заметить. Я, когда читал описание весеннего леса, все дачу свою вспоминал, как поеду весной, вдохну свежего, пахнущего холодной лесной прелью воздуха… Все-таки без природы мы никуда. На природе человек действительно лучше становится, спокойнее, добрее, перестает суетиться, задумывается о вечном. Природа душу лечит.

Психолог: Да, действительно, красота природы продолжает нас волновать. Однако руссоистские тенденции, убеждения Куприна все-таки для нас не совсем приемлемы, так как современному человеку трудно совсем оторваться от цивилизации.

Учитель: Интересно, что проблема «человек и природа» - я говорю уже в общем- продолжает оставаться актуальной. Люди ищут равновесия, стремятся к единению с природой и так и не могут его найти?

Психолог: Возможно, потому, что это - идеал, который недостижим, но к нему необходимо стремится..

Учитель: Хорошо, вот мы подошли к обсуждению 3 проблемы.

Домохозяйка: Можно, начну я? Сегодня Олеся нашла бы своему дару достойное применение. Вы только посмотрите, сколько объявлений на столбах и в газетах: предсказываю будущее, сниму порчу, поправлю здоровье, приворожу мужа и т.д.! Как сейчас популярны колдуньи и гадалки! Их не изгоняют, их не боятся – к ним, наоборот, обязательно идут посоветоваться или решать проблему. Ну признайтесь же, каждый, наверное, второй ходил к гадалке.

Бизнесмен: Ну да, было дело. Признаться, я несколько суеверен. Когда я начинал бизнес, мне советовали сходить за финансовым прогнозом моего частного предпринимательства.

Судьба, видимо, благоприятствовала мне, все сложилось. Но я не сказал бы, что гадалка произвела на меня хорошее впечатление – ее больше интересовало, сколько я ей заплачу.

Ученица 11 класса : А вот героиня повести Куприна очень честна и бескорыстна, она готова помогать людям просто так, если бы к ней обращались. Я все же думаю, что ясновидящие, гадалки, обладающие какими-то неординарными способностями, как, например, видеть будущее человека, не должны использовать свой дар в финансовых целях.

Деловая женщина : На что же они тогда существовать будут?

Ученица 11 класса: Я опять сравню с Олесей. Она вовсе не ставила себе цель зарабатывать ясновидением. Она с детства привыкла довольствоваться малым, тем, что было, чего не скажешь о ее скуповатой и жадной до гостинцев бабушки. Эта привычка Олеси – довольствоваться малым, заботиться о материальных ценностях только чтобы поддержать себя- это тоже импонирует автору.

Видимо, люди обращались к Олесе (это было не часто, судя по всему, так как «ведьмаков» боялись), она помогала им. К своей способности видеть будущее, исцелять Олеся относится спокойно. Но иногда кажется, что она будто тяготится своим даром – ей ведь открыты многие истины в поведении, поступках людей и особенно ее возлюбленного. Есть ощущение, что ее это не радует.

Пенсионер: Какие истины? Вы что, всерьез верите, что человек может предсказывать будущее? Даже сам Иван говорит, что Олеся не «заговорила» кровь, а просто прижала искусно вену выше пореза – это может не только медик, но и любой человек, знакомый с оказанием первой помощи. А что касается предсказаний будущего, то я скажу так: несмотря на то, что девушка долгое время жила вдали от людей, она хорошо выучила их натуру – часто лицемерную и малодушную. Ей не составило труда раскусить Ивана Тимофеевича и предвидеть, что ему недостанет сил любить ведьму.

Психолог: В ваших словах, безусловно, есть истина. Современные гадалки и ясновидящие вряд ли поголовно все имеют неординарные сенсорные способности, они просто очень хорошо знают натуру человеческую, знают людей. Они настоящие психологи, и умело используют это в своих целях. Они всегда говорят то, что человек хочет услышать. Вот поэтому-то люди и идут к ним.

Учитель: А как вы думаете, что еще заставляет наших современников обращаться к гадалкам?

Психолог: Наверное, душевная тревога, неумение самостоятельно справиться с проблемой, просто безысходность, потеря надежды на лучшее, отсутствие веры в себя. И вы знаете, это просто болезни нашего времени.

Пенсионер: Да, не могу не согласиться. Но тогда получается, что это людям живется плохо, а гадалкам – хорошо. А мы же размышляем о судьбе человека с неординарными способностями, у которого не складываются взаимоотношения с обществом. Вы думаете, Олесю ненавидят только потому, что она гадалка и якобы связана с дьяволом?

Бизнесмен: Я думаю, что не только из-за этого. Начну вот с чего: кто такие эти деревенские обыватели? Темная, необразованная масса, «первобытные натуры», как Иван говорит, пьяная толпа, следующая только животным инстинктам, люди, привыкшие унижаться пред властями, но в своем кругу деспотичные, грубые, непорядочные. И разве Олеся – искренняя, совестливая, добрая – могла найти с ними общий язык? Вспомните Катерину из драмы Островского «Гроза» - такая же история. Общество отторгает таких людей, которые слишком правильные, что ли. Оно считает их странными, ненормальными.

Домохозяйка: Ну не сравнивайте, пожалуйста, наше современное общество с деревенскими жителями Полесья конца 19 века. И это не общество отторгает таких людей, как Олеся и Катерина, а они – его. Но вообще я тоже заметила, что совестливому, порядочному человеку, правдолюбцу, не привыкшему подстраиваться под всех, живется намного сложнее в этом мире. Он как будто болеет за всех, видит зло вокруг, борется с несправедливостью, но тем самым только вызывает гнев и неприятие, непонимание остальных, чего, мол, вечно суется?

Пенсионер: Это точно! Я однажды в трамвае сделал замечание молодым людям, которые матерились и сам был уже не рад: чуть не вытряхнули из трамвая.

Бизнесмен : А я заступился за девушку, к которой два подонка приставали.

Учитель : Тогда извечный вопрос: что делать? Как быть в этой жизни правдолюбцу, честному, порядочному человеку, «лучу света в темном царстве»?

Ученица: Как что делать? Надо стараться всем быть порядочными.

Домохозяйка: Надо беречь таких людей.

Деловая женщина: В итоге-то к чему мы пришли? Сегодня гадалки, колдуньи, ведуньи и прочие не считаются людьми неординарными, это обычное явление. А вот человек порядочный, нравственный, который не может принять каких-то аморальных законов общества – по-прежнему явление исключительное. И как и 19 веке, так и в 21-ом судьба такого человека складывается порой драматично. Совершать нравственные, благородные поступки иногда нелегко, но обязательно нужно. Иначе общество точно деградирует. А как противостоять негативным его явлениям, этому нас учит русская литература.

Учитель: Давайте на этой оптимистичной ноте закончим и предоставим слово экспертам.

Эксперты высказываются.

Оценочная таблица для экспертов

Участники дискуссии

Говорит четко, полными предлож

Говорит убедительно, аргументированно

Внимательно слушает других

Говорит по теме

Побуждает всех участвовать

Приводит интересные факты

Манера держать себя

Хорошо знает предмет разговора, компетентен

Бизнесмен

Деловая женщина

Пенсионер

Ученик 11 класса

Психолог

Домохозяйка

Учитель: а сейчас я прошу выступить участников дискуссии с тем, что бы они изменили в ходе своей беседы.

Изменилось ли ваше мнение за время дискуссии?

Ученица: Для меня 3 проблема раскрылась глубже, видение ее предстало в ином – истинном свете. Наверное, мы поняли то, что действительно хотел сказать Куприн.

Учитель: Что нового вы узнали, что поняли? Благодаря кому вы это поняли? Что дала вам дискуссия?

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения