Японский Фукурума — прототип русской Матрешки. Русские наперстки Происхождение матрешки на руси

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка. Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка – расписная точеная деревянная кукла, считающаяся чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и “загадочной русской души”. Однако, насколько русской является матрешка?

Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но с остальными подробностями не все четко и ясно.

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется “матрёшка”? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?

Несмотря на довольно юный возраст, происхождение матрешки окутано тайной и окружено легендами. Согласно одной из легенд, прообразом матрешки стала японская кукла Дарума (рис. 1), традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму – божка, приносящего счастье.

Дарума – японский вариант имени Бодхидхарма, так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. “Изобретению” чань-буддизма (или по-японски дзэна) предшествовала длительнейшая медитация. Дарума просидел девять лет, смотря в стену. По легенде из-за долгого сидения у Бодхидхармы отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего дарума изображается безногим. Медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон – так вырос чай. А не по-азиатски круглые глаза без век стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы. По традиции Даруму окрашивают в красный цвет – под одеяния священника, но иногда раскрашивают и в жёлтый или зелёный цвета. Интересной особенностью является то, что у Дарумы нет зрачков, но остальные черты лица сохранены (рис. 2).

В настоящее время Дарума помогает в исполнении желаний – ежегодно сотни и тысячи японцев участвуют в новогоднем ритуале загадывания желаний: для этого Даруме закрашивают один глаз, а на подбородке часто пишется имя владельца. После этого она ставится на видное место в доме, рядом с домашним алтарём. Если к следующему новому году желание сбывается, то Даруме дорисовывают второй глаз. Если же нет, то куклу относят в храм, где сжигают и приобретают новую. Считается, что ками, материализовавшийся в даруме в благодарность за кров на земле постарается исполнить желание своего владельца. Сжигание дарумы в случае неисполнения желания является обрядом очищения, сообщающим богам, что загадавший желание не отказался от своей цели, а пытается её достичь другими путями. Смещённый центр тяжести и невозможность удержать Даруму в склонённом положении указывают на настойчивость загадавшего желание и его решимость дойти до конца во что бы то ни стало.

Согласно второй версии, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой. За основу он взял фигурку одного из семи японских богов – Фукуруму (или Фукурокуджу, или Фукурокудзю – в разной транскрипции) (рис. 3). Фукурокудзю – бог богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия. Чтобы расшифровать имя божества Фукурокудзю следует обратиться к древности. Дело в том что, имя бога составлено с помощью трех иероглифов. Первый из которых – фуку – с китайского переводится как “богатство”, “кладезь”. Второй иероглиф (року) означает “счастье”. Ну и, наконец, последний – дзю символизирует долголетие. Фукурокудзю является настоящим богом, повелителем южной Полярной звезды. Он живет в собственном дворце, окруженном благоухающим садом. В этом саду кроме всего прочего растет и трава бессмертия. Внешний вид Фукурокудзю отличается от обычного отшельника лишь тем, что голова его еще более удлинена. Кроме обычного посоха, иногда Фукурокудзю изображается с веером в руках. При этом подразумевается созвучие слов веер и добро в китайском языке. Данный веер может быть использован богом для изгнания злых сил и для воскрешения мертвых. Фукурокудзю иногда изображается в виде перевертыша – огромной небесной черепахи – символа мудрости и Вселенной. Грушевидная форма фигурки старца действительно напоминает очертаниями форму классической русской матрешки. Фукурокудзю входит в число так называемых “семи богов счастья”, ситифукудзин. Состав ситифукудзин был непостоянным, но общее число и единство персонажей неизменно по крайней мере с XVI в. Семь богов действительно были популярны в Японии, например, в эпоху Токугава существовал обычай обходить храмы, посвященные богам ситифукудзин. Часть приверженцев теории “отцовства” над матрешкой старца Фукурокудзю считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга, по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой (рис. 4).

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. “Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и на ее основе он создал эскиз крестьянской девицы в платочке и с черным петухом подмышкой. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое (рис. 5).

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично. Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет”.

У этой версии есть вариация. Первая матрешка была изготовлена в конце девятнадцатого века художником Малютиным и токарем Звездочкиным в мастерской Анатолия Мамонтова “Детское воспитание”. В автобиографии Звездочкин пишет, что в Сергиевом Посаде он начал работать в 1905 году, а, значит, там матрешка никак не могла родиться. Также Звездочкин пишет, что изобрел матрешку в 1900 году, но, вероятно, это произошло немного раньше – в этом году матрешка была представлена на Всемирной парижской выставке, где Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки. Интересно еще и то, что в воспоминаниях Звездочкина нет упоминания о художнике Малютине, который в то время сотрудничал с Мамонтовым, занимаясь иллюстрацией книг. Возможно, токарь просто запамятовал и выпустил этот факт, все-таки биография была написана через пятьдесят лет после создания матрешки. А может, художник и правда ни при чем – никаких эскизов матрешки в его наследии нет. В вопросе о том, сколько было матрешек в самом первом комплекте, тоже нет единого мнения. Если верить Звездочкину, то сначала он изготовил две матрешки – трех– и шестиместную, но в музее в Сергиевом Посаде храниться восьмиместная кукла, та самая матрешка в переднике и с черным петухом в руке, и именно она считается первой матрешкой.

Четвертая версия – есть в Японии и деревянная расписная кукла-девочка – кокэси(кокейси или кокеши). Традиционная деревянная игрушка, состоящая из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, вытачиваемых на токарном станке (рис.6). Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.

В качестве материала используется древесина различных сортов деревьев – вишни, кизила, клёна или берёзы. В раскраске кокэси преобладают цветочные, растительные и другие традиционные мотивы. Кокэси обычно раскрашивают с использованием красного, чёрного, жёлтого и багряного цветов. Выделяют две основные школы дизайна кокэси – традиционную (“dento”) и авторскую (“shingata”). Форма традиционных кокэси более простая, особенностями являются узкое туловище и круглая головка. У традиционных кокэси выделяют 11 типов форм. У популярной “наруко кокэси” головка может поворачиваться, при этом кукла издаёт звук, напоминающий плач, поэтому такой тип кокэси также называют “плачущей куклой”. Традиционные кокэси всегда изображают только девочек. Каждая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера. Дизайн авторских кокэси более разнообразен, формы, размеры, пропорции и цвета могут быть практически любыми (рис. 7).

Kокэси ведет свое начало с северо-востока Японии, из районов лесов и сельского хозяйства – Тохоку, окраины острова Хонсю. Хотя официальная дата "рождения" куклы – середина периода Эдо (1603–1867), специалисты считают, что кукле уже более тысячи лет. Несмотря на лаконичность, кокэси весьма разнообразны по формам, пропорциям, росписи, и знатоки могут по этим признакам срезу определить, в какой префектуре сделана игрушка. В Японии издавна сложились устойчивые центры народных художественных промыслов такие, как Киото, Нара, Кагосима, которые сохранили традиции и в наше время.

Oднозначного объяснения, каким образом сложился этот тип игрушки, нет. По одной версии, ее прототипом были шаманские фигурки, применявшиеся в обряде вызывания духов – покровителей шелковичного ремесла. По другой – кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. С этим связываются такие факты, как трактовка слова "кокэси" – "вычеркнутое, забытое дитя", и то, что традиционные кокэси всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья.

Более жизнерадостной версией является история о том, что в XVII веке в эти края, славящиеся горячими источниками, приехала супруга сегуна – военного правителя страны, страдавшая бесплодием. Вскоре после этого у нее родилась дочь, что дало повод местным мастерам запечатлеть это событие в кукле.

B сегодняшней Японии популярность кокэси столь велика, что они стали одним из символов жизнестойкости и привлекательности национальной культуры, предметов эстетического созерцания, как культурная ценность далекого прошлого. В наши дни кокэси является популярной сувенирной продукцией.

Еще по одной версии прародительницей матрешки могла стать Тэримен – тканевая скульптура в миниатюре (рис. 8).

– старинное японское рукоделие, зародившееся в эпоху позднего японского феодализма. Суть этого декоративно-прикладного искусства – создание игрушечных фигурок из ткани. Это чисто женский вид рукоделия, японцам мужчинам им заниматься не полагается. В 17 веке одним из направлений “тэримен” стало изготовление небольших декоративных мешочков, в которые вкладывали ароматные вещества, травы, кусочки дерева их носили при себе (как духи) или использовали для ароматизации свежего белья (своего рода Саше). В настоящее время фигурки тэримен используются как декоративные элементы в интерьере дома. Для создания фигурок тэримен не нужна специальная подготовка, достаточно иметь ткань, ножницы и много терпения.

Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем “кощеевой смерти” звучит у Афанасьева: “Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает”.

Сюжет мрачен сам по себе, т.к. связан со смертью. Но здесь речь идёт о символическом значении – где спрятана истина? Дело в том, что этот, практически идентичный мифологический сюжет встречается не только в русских сказках, да ещё в разных вариантах, но и у других народов. “Очевидно, что в этих эпических выражениях таится мифическое предание, отголосок доисторической эпохи; иначе как бы могли возникнуть у разных народов столь тождественные сказания? Кощей (змей, великан, старый чародей), следуя обычному приему народного эпоса, сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её, нужно подставить метафорические выражения общепонятными”. Это наша философская культура. И поэтому высока вероятность того, что мастер, выточивший матрёшку, помнил и хорошо знал русские сказки – на Руси часто проецировался миф на реальную жизнь.

Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все “шапочки-нахлобучки”. Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа? И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: “Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше”. Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни.

Но, как бы то ни было, матрешка быстро завоевала любовь не только у себя на родине, но и в других странах. Доходило даже до того, что за границей матрешку начали подделывать. Учитывая большой спрос на матрешки, предприниматели зарубежных стран начали выпускать также деревянные куклы-игрушки под стиль “рюсс”. В 1890 году российский консул доносил из Германии в Санкт-Петербург, что Нюрнбергская фирма “Альберт Гер” и токарь Иоганн Вильде подделывает русские матрешки. Пробовали выпускать матрешки во Франции и других странах, но эти игрушки не привились там.

В Сергиевом Посаде, где матрешек начали изготовлять после закрытия мастерской “Детское воспитание”, постепенно расширяли ассортимент кукол. Вместе с девушками в сарафанах с цветами, серпами, корзинками и снопами, начали выпускать пастушков, старичков, женихов с невестами, в которых прятались родственники, и многих других. Серии матрешек специально изготавливались к какому-либо памятному событию: к столетию со дня рождения Гоголя выпустили матрешек с персонажами произведений писателя; к столетию Отечественной войны 1812 года выпустили серию матрешек, изображавших Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Любили делать матрешек и на темы сказок: “Конек горбунок”, “Репка”, “Жар-птица” и другие.

Из Сергиева Посада матрешка отправилась в путешествие по России – ее начали изготавливать и в других городах. Были попытки изменить форму куклы, но матрешки в форме конуса или древнерусского шлема не нашли спроса, и их производство прекратили. Но, сохранив свою форму, матрешка постепенно утратила свое истинное содержание – она перестала быть игрушкой. Если матрешками-персонажами сказки “Репка” можно было играть в эту самую репку, то современные матрешки вообще не предназначены для игр – это сувениры.

Современные художники, занимающиеся росписью матрешек, свою фантазию не ограничивают ничем. Кроме традиционных русских красавиц в ярких платках и сарафанах, можно встретить матрешек-политиков, как российских, так и зарубежных. Можно найти матрешку-Шумахера, Дель Пьеро, Зидана, матрешку-Мадонну или Элвиса Пресли, и много кого еще. Кроме реальных лиц, на матрешках иногда появляются персонажи сказок, но сказок современных, “Гарри Поттера” или “Властелина колец”. В некоторых мастерских за определенную плату на матрешке нарисуют вас и членов вашей семьи. А особые ценители куклы могут купить авторскую матрешку или матрешку от Армани или Дольче и Габбана (рис. 9, 10).


Рассказ об истории происхождения матрешки для детей

Детям о деревянной кукле - игрушке

Матрешка, как символ русской культуры

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения русской деревянной куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание.
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.


Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.


В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.



Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.

Внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней - портретная матрёшка.

Версия возникновения

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова . Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы , в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным , была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Музеи матрёшки

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве - в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде , в Нолинске , Калязине , Вознесенском и в Сергиевом Посаде .

Изготовление матрёшек

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу , реже ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.

См. также

Напишите отзыв о статье "Матрёшка"

Примечания

Ссылки

  • , Екатерина Маврикова, Timeout, 1 ноября 2005
  • , Фонд народных художественных промыслов Российской Федерации
  • , Сельская новь № 9, сентябрь 2004 года
  • Лиля Пальвелева. Радио Свобода , 23 марта 2007
  • , РИА «Время Н», 11 июня 2014 года

Отрывок, характеризующий Матрёшка

В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.

Про русскую матрешку написано так много, что можно запутаться во всей информации. Но практически везде упоминается один и тот же рассказ об истории создания русской матрешки. Пишут, что самая первая русская матрешка "родилась" в 1890 году в усадьбе Абрамцево близ Москвы в мастерской прикладного искусства "Детское обозование", это мнение упорно кочует из одной статьи в другую и стало неким мифом. Почему мифом? Да потому, что не все так складно было, как пишут везде.

Одна из первых изданных в России красочно иллюстрированных книг о русской матрешке, ее истории, разных стилях была написана Ларисой Соловьевой. Книга была переведена на другие языки и пользовалась большим спросом в 90-х годах. Но надо признать, что книга была чисто комерческим иллюстрированным альбомом, а не научным исследованием. А для коммерческой идеи важна не только сама голая суть, но и некоторая фабула, история, сказка, легенда, миф.

Это очень большая и в то же время тонкая хитрость торговцев и производителей, как продать нечто, когда это нечто никому уже не нужно, потом, кода спрос насыщен - нужно продавать не сам товар, а некоторую иллюзию, фикцию - людям уже мало обладать просто вещью, имеющей утилитарное или эстетическое назначение, им нужно, чтобы эта вещь служила им признаком их особенности, отличия от других людей. Но оставим эту тему для философов и социологов, не будем лишать их куска хлеба.

Опыт продажи матрешек показывает, что люди намного охотнее покупают не саму матрешку, а рассказ об этой матрешке. В свое время я знал одного человека (не буду называть его имени, он здравствует и поныне и дай Бог ему многих лет жизни), который мастерски рассказывал всякие истории и сказки о всех матрешках, которые он продавал. Люди заслушивались, просили записать или рассказать снова, но он отказывался это делать - он был мастером экспромта, второй раз он уже не мог повторить придуманную им на ходу историю. Он мне сознался, что не помнил этих историй и сказок и забывал тут же, как будто это и не он их сочинил.

Легенда о создании матрешки выглядела красиво, здорово выглядела, но вот когда дотошные исследователи стали "раскапывать" все тонкости, то многое не стыковалось. Не сходилось время, когда первая русская матрешка была выточена и раскрашена, не сходилось авторство самого эскиза, приписываемого Сергею Малютину, не сходилось авторство изобретения самой формы русской матрешки, оно, как известно, приписывается мастеру-игрушечнику Василию Звездочкину. Ну да Бог с ним, с этим авторством, скажем просто - автором матрешки был народ, как авторство множества деревянных игрушек. А то сейчас потомки Звездочкина и Малютина начнут судебный процесс об авторском праве и потребуют свою долю с продажи каждой матрешки, это дело модное и выгодное (конечно выгодное, еще как выгодное, особенно адвокатам).

И так, русская матрешка возникла в России в конце 19 - начале 20 века и получила большую популярность и признание, многие художники и ремесленники стали повторять ее, придумывая, однако, свои собственные рисунки (как бы сейчас сказали - дизайнерские решения). Параллельно мастера по изготовлению деревянных игрушек освоили технологию вытачивания деревянных заготовок матрешек. Впрочем, для них это не было таким сложным и необычным делом, так как подобные многоместные игрушки с разъемом посередине и помещающиеся друг в друга (например, деревянные яйца) и ранее вытачивались умельцами, здесь требовалось только приноровиться к новой форме, а также приспособиться к вытачиванию более тонких стенок игрушек.

Надо сказать, что принцип и технология вытачивания заготовок матрешек остался практически неизменным с тех самых времен, когда стали изготавливаться первые русские матрешки. Главное условие при изготовлении матрешек - использование правильно подготовленной и высушенной древесины. Лучшим материалом для вытачивания матрешек является липа, легкий и податливый материал, но иногда используют ольху и березу, но из этих пород дерева можно изготовить матрешки с небольшим количеством мест в наборе, так как труднее получить тонкую стенку, кроме того матрешки из этих пород получаются тяжелыми.

Деревья для вытачивания матрешек спиливают ранней весной, когда еще не началось сокодвижение. Бревна очищают от коры, оставляя в нескольких местах кольцами для того, чтобы предотвратить растрескивание бревен в процессе сушки. Сушка проводится на открытом воздухе, но под навесом, защищающем бревна от осадков и прямых солнечных лучей. Такие условия обеспечивают постепенное высушивание древесины, которое длится 2 года и более - чем больше диаметр бревен, тем больше времени требуется для его сушки.

Когда бревно высушено, его режут на чурки длиной сантиметров 50. Если требуется выточить матрешку большого диаметра, то используют чурку как есть, а если меньшего, то чурки раскалывают на несколько частей, затем их обтесывают топоров, стараясь придать круглую форму. Затем заготовку закрепляют в токарном станке. Станки самые простые, самодельные. В качестве привода использую электродвигатель и ременную передачу, которая передает вращение так называемому стакану, стальному полому цилиндру, в которые забиваются деревянные заготовки. Основная особенность вытачивания матрешки состоит в том, что деревянная заготовка крепится не в двух точках, как это обычно делается при вытачивании изделий из дерева, а в одной, в том самом стакане.

Ну дальше все просто (правда это "просто" осваивается в течении многих лет, начиная с детского возраста, когда начинают вытачивать относительно простые изделия вроде яиц) - сначала заготовка выравнивается, ей придается строго круглая форма. Затем треугольным резцом вытачивается внешний контур матрешки. Затем специальным круюкообразным резцом ("крючком") выбирается внутренняя часть. Причем сначала вытачивается нижняя часть, а затем верхняя (голова), последовательно, так как обе части должны точно подогнаны друг к другу, чтобы плотно закрывались. Хороший мастер все делает "на глаз", улавливая десятые доли миллиметра, все матрешки получаются ровные, практически одного размера.

Матрешка с фабрики "Вятский сувенир"

В России сформировалось много стилей матрешек, но настоящих, образованных не правительственными постановлениями об открытии в каждой республике СССР фабрик по изготовлению художественных изделий, а естественным образом существует несколько. Это прежде всего Сергиев-Посадская матрешка, Семеновская матрешка , Полхов-Майданская матрешка и Кировская (Вятская) матрешка . Все они возникли в старинных центрах игрушечных промыслов, естественным образом впитав в себя характерный художественный стиль промыслов. Более подробно об этих матрешка и истории матрешечных промыслов можно почитать на соответствующих страницах.

Полхов-майданская матрешка

Вскоре матрешки стали изготавливать ив других центрах деревянных промыслов, прежде всего в Семенове под Нижним Новгородом, а затем и в Полховском Майдане в той же губернии, но на самой ее окраине в 250 километрах от губернского центра. Матрешки в этих регионах расписывались в характерном для них стилях, немного простоватом, если сравнивать со Сергиев-Посадской матрешкой, но ярком и красочном, захватывающем глаз ребенка - ведь это все-таки игрушка!

Семеновские матрешки отличались свей характерной вытянутой формой, именно здесь стали изготавлить многоместые матрешки, состоящие из 10, 12, 15 и более кукол. Интересны семеновские матрешки разнообразием форм, под каждого персонажа вытачивались матрешки особой формы. И в Семенове, и в Полховском Майдане для росписис использовались анилиновые красители, обычно употребляемые для окрашивания тканей. Поэтому эти матрешки быля яркие, цвета насыщенные, преобладали желтые и красные тона.

Традиционный русский сувенир, символ нашей страны матрёшка - совсем молодая игрушка: она появилась лишь немногим более ста лет назад, в 90-х годах XIX века. Однако уже в 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешки получили золотую медаль как образец "национального искусства".

По поводу точного возраста и происхождения матрёшки единого мнения среди исследователей до сих пор нет. Согласно наиболее распространенной версии, первая русская матрёшка появилась на свет в московской мастерской-магазине “Детское воспитание”, принадлежавшей семье издателя и типографа Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. По легенде, жена Анатолия Ивановича привезла из Японии, с острова Хонсю, точеную фигурку японского бога Фукурокодзю. В России она известна под именем Фукурума, но в Японии вообще нет такого слова, и это имя является, скорее всего, результатом того, что кто-то в свое время плохо расслышал или не запомнил диковинное для русского уха имя. Игрушка была с секретом: она разделялась на две части, а внутри нее была такая же фигурка, но поменьше, тоже состоящая из двух половинок... Эта игрушка попала в руки известного художника русского модерна Сергея Малютина и навела его на интересную мысль. Он попросил токаря, потомственного игрушечника, Василия Петровича Звездочкина выточить из дерева форму-болванку, а потом собственноручно расписал ее. Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках. Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все - мал-мала меньше. Последняя, восьмая, изображала запеленатого младенца. Предполагают, что имя матрёшка получила спонтанно - так ее назвал кто-то в мастерской в процессе производства (Имя "Матрёна" - это переиначенное слово "матрона", означающее мать семейства, матушка, почтенная женщина ). Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка. Образ красочной игрушки глубоко символичен: с самого начала она стала воплощением материнства и плодородия.

Впрочем, в этой легенде много белых пятен. Во-первых, в наследии художника Малютина не сохранилось эскиза матрёшки. Нет никаких свидетельств того, что Малютин когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь В. Звездочкин утверждал, что это он придумал новую игрушку, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. По ее образцу он выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась), и отдал болванку расписывать группе художников.

Возможно, мастер за давностью лет мог запамятовать, кто именно расписывал первую матрёшку. Это вполне мог быть С. Малютин - он в то время сотрудничал с издательством А. И. Мамонтова, иллюстрируя детские книги.Кто придумал матрешку");">*


Первые матрёшки
Музей игрушки, Сергиев Посад

Как бы то ни было, несомненно, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века (точно год установить уже вряд ли удастся). В Абрамцеве, в артели Мамонтова, было налажено массовое производство матрёшек. Первая матрёшка - девушка в простонародном платье, расписанная гуашью, выглядит очень скромно. Со временем роспись игрушек усложнилась - появились матрёшки со сложными цветочными орнаментами, живописными сюжетами из сказок и былин. Увеличилось и их количество в комплекте. В начале XX века уже делали 24-местные матрёшки. А в 1913 году токарь Николай Булычёв изощрился создать 48-местную куклу. В 1900-х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрёшек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.

Предполагаемый прообраз матрёшки - фигурка Фукурокудзю изображает одного из семи богов счастья, бога ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме, великодушии и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутый лоб, гротескные черты лица, глубокие поперечные морщины на лбу, в руках он обычно держит посох со свитком.


Древние мудрецы Японии считали, что человек имеет семь тел, каждому из которых покровительствует один бог: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нирванное. Поэтому неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок, символизирующих тела человека, одна в другую, и первый Фукурума и был семиместным, то есть состоял из семи вложенных друг в друга фигурок.

Некоторые исследователи связывают происхождение русской матрёшки с другой куклой, тоже японской - фигуркой святого Дарумы.

В этой игрушке воплощен образ монаха по имени Дарума. Дарума - это японский вариант имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. По японской легенде, Дарума без устали медитировал девять лет, смотря на стену. При этом Дарума постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так вырос настоящий чай. А позже от долгого сидения у Дарумы отнялись руки и ноги.

Вот почему деревянную куклу, изображающую Даруму, изображают безногой и безрукой. У нее большие круглые глаза, но нет зрачков. Это связано с одним интересным ритуалом, существующим по сей день.


Раскрашенную фигурку Дарумы без зрачков покупают в храме и приносят домой. На неё загадывают желание, самостоятельно раскрашивая игрушке один глаз. Эта церемония символична: открывая глаз, человек просит у Дарумы исполнения мечты. Весь год Дарума стоит в доме на самом почётном месте, например, рядом с буддийским алтарем. Если в течение года желание сбывается, то в знак благодарности "открывают", то есть раскрашивают и второй глаз Дарумы. Если же Дарума не сподобился исполнить желание хозяина, то под Новый год куколку приносят обратно в тот храм, где его купили. Возле храмов разводят костры, где сжигают Дарум, не обеспечивших исполнение желания. А вместо Дарум, не сумевших исполнить желания, покупают новых.

Похожее поверье существует и про матрёшек: считается, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее исполнится загаданное желание.

Гипотеза происхождения матрёшки от Дарумы не учитывает тот факт, что эта кукла вовсе не разборная. По сути, игрушка-дарума является... неваляшкой. В основании Дарумы, выполненной из папье-маше, помещается груз, обычно из глины, что не позволяет ей упасть. Есть даже такое стихотворение: "Глянь-ка! Дарума как ванька-встанька! Положишь, а Дарума вскочит, как Ванька, лежать не хочет!" Таким образом, Дарума, скорее всего, не прародитель, а лишь дальний родственник как матрёшки, так и неваляшки.

Между прочим, разъемные фигурки были популярны и до появления матрёшек как в Японии, так и в России. Так, на Руси имели хождение "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми внутри, и в большее вкладывалось меньшее. Эта идея прорабатывается и в фольклоре: помните? - "иголка - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце..."

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения