Сложности аргументации: как научиться подбирать литературные аргументы в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Какие аргументы можно привести из произведения "война и мир"как можно больше Составление собственной «копилки аргументов» ЕГЭ

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите - аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете "выкрутить" в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть "Тихий Дон" и "Войну и мир"), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. "Война и мир" Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы - это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге - в лице Болконских, о ветрености и малодушии - Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти - это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. "Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем - женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, - выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, "человеческой комедии". История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души - Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев - их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы - это история о "маленьких людях", "тварях дрожащих". В романе поднимается также широкий спектр вопросов - двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов - добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев - Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. "Гроза" Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и "Бесприданница") , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой "простоты", ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. "За рубежом" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. "Капитанская дочка" Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа "Война и мир") поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви - капитанской дочки и Гринёва.

8. "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Анисимовича Кронгауза

Как и в случае с "Игрой престолов" (первой частью), необязательно читать - можно посмотреть фильм. "Великого Гэтсби" любят далеко не все - для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были - например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого "сословия", отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, "маленького человека". Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. "На Западном фронте без перемен" Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

Писатели рассуждают о доброте и ее отсутствии очень часто, почти в каждом произведении. Не являются исключениями и тексты, отобранные для ЕГЭ по русскому языку. Поэтому мы отобрали наиболее актуальные проблемы из этой сферы и раскрыли каждую из с помощью аргументов.

  1. Княжна Марья Болконская, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , всегда помогала нищим и больным, воспитывала племянника Николеньку, ухаживала за умирающим отцом, выполняя все его капризы. Девушка готова была положить свою жизнь и забыть о себе ради счастья других. Прекрасная душа Марьи выражается в ее лучистых глазах, которые делают ее красивой. Доброта княжны была вознаграждена: она обрела семейное счастье, муж Николай полюбил в ней добрую душу.
  2. Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса» , рассказал маленькой Ассоль сказку о корабле с алыми парусами, который ее заберет из страшного общества жителей Каперны, постоянно обижающих девочку и ее отца. Эта сказка и доброе отношение Эгля воодушевили Ассоль, и она смогла пережить все жизненные коллизии. Когда героиня выросла, то сказка стала явью, и ее забрал из Каперны капитан Грей, приплыв на корабле из ее грез.

Столкновение добра и зла

  1. В книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита» столкновение добра и зла особенно ярко проявляется в романе Мастера об Иешуа. Он, как абсолютное добро, сталкивается со злом, которое его хочет уничтожить. Однако Иешуа не бунтует, не злится, он смиренно ждет своей участи, веря в доброту людей. Герой уверен: «Злых людей нет, есть только люди несчастливые». Несмотря на то, что Иешуа был казнен, он победил в этой битве. Пилат признал свою ошибку и раскаялся в ней, в его душе добро возобладало над злом. Именно поэтому он был прощен.
  2. Философия добра в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» представлена в образе Платона Каратаева. Этот герой любит весь мир, относится по-доброму к каждому живому существу. Он не знает слова «пацифист», но, по сути, им является. В мировоззрении мужчины отголоски христианских заповедей. Он считает, что надо терпеть все страдания безропотно. Столкнувшись со злом в виде войны и плена, Платон покоряется судьбе и снова терпит, не жалуясь на нее. В столкновении со злом на стороне героя его внутренняя сила, которая помогает не сдаваться и ценить каждое прожитое мгновение.

Необходимость доброты

  1. Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» , жизнь не баловала: война, концлагерь, плен, потеря близких. Соколову незачем было жить, он махнул рукой на себя. Однако мужчине повстречался мальчик-сирота Ванюшка, который потерял родителей. Андрей представился отцом ребенка, усыновил его и дал им обоим шанс на спасение от тоски (а Ванюшке даже и от голодной смерти на улице). Добрый поступок героя помог не только мальчику, но и ему самому, вместе выживать в жестоком и сложном мире гораздо легче.
  2. Доброта Петра Гринева из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» спасла ему жизнь. Отдав полушубок неизвестному бродяге, который помог ему найти дорогу в метель, герой оказал услугу Емельяну Пугачеву, восставшему против власти. Бунтовщик позже наводил страх на крепости и укрепления и казнил всех офицеров в них. Но Пугачев вспомнил доброту Гринева, отпустил его, а позже даже помог выручить любимую женщину.

Проявления истинной доброты

  1. Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , — поистине добрый человек. Ради того, чтоб накормить детей мачехи, она стала продавать свое тело, «пошла по желтому билету». Жена отца толкнула на это поприще Соню, но девушка не затаила обиду, потому что думала о голодных детях. Мармеладова осталась светлым, верующим человеком, несмотря на свои занятия. Когда Соня поехала за Раскольниковым на каторгу, ее за доброту сразу полюбили заключенные. И она своей сердечностью привела главного героя к раскаянию и очищению.
  2. Елена, героиня романа И.С. Тургенева «Накануне» , с детства желала «деятельного добра»: всегда помогала нищим и больным, например, в десять лет преклонялась перед нищей девочкой Катей. Доброта осталась с Еленой на всю жизнь. Ради любимого болгарского революционера Инсарова она оставила все в России и отправилась в Болгарию. Когда ее новоиспеченный муж заболел, она оставалась с ним до самого конца, а после его смерти решила продолжить дело любимого.
  3. Воспитание доброты с детства

    1. Илья Ильич Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова вырос в атмосфере любви и ласки. Его особенно не развивали и не обучали, однако, по мнению современных психологов, дали самое важное – родительскую любовь. Благодаря ей герой видел в Обломовке идеал, а сам он никому не желал зла. Да, Илья Ильич — инертный и безынициативный, но совершенно беззлобный мужчина. К сожалению, без пробивных качеств доброта не особо помогает в жизни, поэтому воспитание должно быть гармоничным.
    2. Катерину, героиню драмы А.Н. Островского «Гроза», рано выдали замуж. И сразу из теплого своего дома она попала в тоталитарную атмосферу дома мужа. Женщине тяжело жить во лжи и лицемерии под началом свекрови Кабанихи, которая давит на всех домочадцев, навязывая им старые порядки. Дома в Катерине не чаяли души, она с родителями гуляла, молилась, занималась творчеством. Но все это было без нажима, не из-под палки, поэтому легко. Героиня выросла доброй, с чувством внутренней свободы. Тем тяжелее ей было в доме свекрови. Зато именно доброта, усвоенная с детства, помогла Катерине не превращать дом в полигон и до последнего относиться к мучительнице с уважением и почтением. Так, она пощадила Варвару и Тихона, которые относились к ней хорошо.

Какие аргументы можно привести из произведения "Война и мир"как можно больше

  1. Проблема вины. Проблема раскаяния
  2. 1.Любовь к Родине-Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о
    любви к родине, они во имя е совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино,
    Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле.
    Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.
    Эпизоды Бородинского сражения, оставление жителями Смоленска, партизанская война
    2.Ответственность человека за жизнь окружающих-Кутузов, стремящийся к сохранению русской армии в войне 1805-1806 гг, совет в Филях. Образы Кутузова, Наполеона, Александра I.
    Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.
    3.Отцы и дети-Взаимоотношения в семье Болконских: дети не всегда понимают отца, но за строгостью скрывается огромная любовь и беспокойство за них.
    Атмосфера семьи Ростовых: открытость, доверительные отношения Наташи с матерью.
    4.Воспитание человека-Воспитание в семье Болконских: гордость, честь, понимание жизни
    Воспитание в семье Ростовых: доброта, искренность, открытость
    Воспитание в семье Курагиных: приспособленчество, стремление к богатству, эгоизм.
    5.Самопожертвование -Отказ Сони от Николая ради благополучия семьи Ростовых, Соня в эпилоге.
    6.Сострадание, чуткость, милосердие-Наташа, ухаживающая за раненым князем Андреем,
    Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь.
    7.Человек и власть-Наполеон: наслаждение, упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Наполеон: наслаждение, упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям
    Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Аустерлиц), неспособность принятия стратегически важных решений.
    8.Воздействие искусства на человека-Пение Наташи, влияние на окружающих (влюбленность Денисова), танец Наташи у дядюшки.
    9.Человек и природа-Небо Аустерлица Старый дуб Лунная ночь в Отрадном Андрей и Пьер на пароме.
    10.Черствое и бездушное отношение к людям-Бездушие офицеров Жеркова, Несвицкого к солдатам, стремление выслужиться.
    11. Русский язык-В высшем обществе предпочтение отдаются французскому языку, коверкание русских слов с французскими.
    12.Преданность животных человеку-Собака Каратаева, следовавшая за ним в плену.
    13.Героизм -Солдаты на Бородинском поле, батарея Тушина, подвиг князя Андрея.
    14.Поиск смысла жизни-Путь Пьера, вступление в тайное общество, честная жизнь князя Андрея, его размышления перед смертью.
    15.Маленький человек-Сконфуженный, униженный Тушин перед начальством боится оправданий, чтобы не подвести вышестоящее начальство.
  3. Гармоничные микросоциальные отношения — гарант стабильности макросоциума:) Концептуально можно разделить понимание: на сферу философии и психологии, если в глобальном понимание, то Мир — это война в стадии ремиссии, а Война -это разрешение конфликта, с целью создания нового мира …Действуют вечные: бело-черные поединки, но вплетаются и серые. Серые все время бегают туда-сюда, а потом, в конце, умирают от безысходности, а белые и черные остаются, чтобы опять воевать и каждый за свой Мир …и так тысячу лет, а может и больше))))))

Аргументация в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

Как правильно приводить аргументы в сочинении-рассуждении на ЕГЭ

Синонимы к термину аргументация : доказательство, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров.

ВАЖНО! Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста - согласны вы или не согласны с мнением автора, а лишь потом аргументировать свою позицию, своё отношение к позиции автора текста.

Вы должны аргументировать не истинность тезиса, а его ценностное значение. Помните, что постулат - это утверждение, принимаемое без доказательств, это аксиома, а они не нуждаются в доказательстве, поэтому не надо доказывать нравственные аксиомы (берегите лес, уважайте старших, любите родину), надо подтвердить актуальность, важность, жизненность нравственных постулатов. Итак, аргумент должен доказывать тезис.

Сколько нужно приводить аргументов?

Вы должны привести не менее двух аргументов. Их может быть и три, но вы должны помнить, что эксперты учитывают и оценивают только первые два аргумента. Оптимальным количеством является два аргумента, из которых

  • один взят из художественной литературы (чаше всего это какой-либо герой произведения, только не перепутайте название и автора произведения), а другой аргумент - из вашего жизненного опыта, знаний; это может быть пример какого-либо фольклорного жанра (пословица или поговорка, народная песня и пр.);
  • два аргумента взяты из художественной литературы;
  • два аргумента могут быть приведены из вашего жизненного опыта (только имейте в виду, что за эти два аргумента вы получите только 2 балла).

Чем достигается убедительность аргументов?

Убедительность аргументов достигается

  • логичностью;
  • эмоциональной оценочностью;
  • образной выразительностью.

Какие типы аргументов существуют?

Основные типы аргументов

Аргументы

рациональные (логические)

иллюстративные

Реальные факты

Статистика

Законы природы

Положения официальных документов

Конкретные примеры из жизни

Если с объемом итогового сочинения все понятно, то аргументация вызывает вопросы. Путаница возникает из-за того, что к сочинению формата ЕГЭ и итоговому сочинению предъявляются разные требования. Мы привыкли, что в сочинении требуется привести два аргумента, один из которых должен быть литературным. В итоговом сочинении дела обстоят иначе.

Количество аргументов в итоговом сочинении

Чтобы получить "зачет", нужно выполнить , который связан с привлечением литературного материала. Ученик, рассуждая по выбранном им теме, должен привести в качестве аргумента не менее одного литературного произведения . Можно брать книги российских и зарубежных авторов.

Таким образом, в итоговом сочинении нужно привести хотя бы один аргумент . Верхней границы не существует: разрешается использовать неограниченное количество произведений.

В качестве литературного материала ученик может использовать:

1. Художественные произведения,

2. Мемуары,

3. Дневники,

4. Публицистику,

5. Произведения, относящиеся к устному народному творчеству.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения