Простейший токарный станок по дереву. Как сделать матрешку. Матрешка своими руками из пластилина

Расписанная деревянная кукла, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера – традиционная русская игрушка, интерес к которой за последнее врем возрос. – это бизнес не для всех. Он больше подойдет творческим личностям. Как делают матрёшки и какое оборудование необходимо, вы узнаете в этой статье.

В зависимости от ваших умений, вы можете выбрать одно из нескольких направлений производства, которое подойдет именно вам. Традиционно, матрешка – это набор ярко разрисованных деревянных кукол от 3-х штук. Они состоят из 2-х частей, по форме напоминают яйцо с плоским дном. Рисунок на матрёшке изображает куклу в сарафане и платке.

Современное производство делает сувениры подобного рода более оригинальными, даже индивидуальными. Традиционная роспись матрёшек больше подходит для продаж иностранным туристам. Отечественному покупателю интересней будет уникальное изображение, например, можно рисовать знаменитостей, портреты родных, близких, репродукции известных картин – все это относится к авторскому изготовлению матрёшек.

Основные процессы производства


Матрешек делают только из дерева. В этих целях предпочтение отдается мягким породам. Используют:

  • лиственницу;
  • липу;
  • осину;
  • ольху;
  • березу.

Этапы изготовления:

  1. Подготовка древесины.

Лучше использовать дерево, срубленное в начале весны, во избежание трещин кора снимается не полностью. Затем брёвна складывают штабелями в проветриваемом помещении для просушки. Сушатся брёвна 2-3 года, к началу обработки дерево не должно быть сухим, но и не влажным. Далее происходит обтачивание на станках, а также распиливание на болванки.

  1. Вытачивание наименьшей фигуры.

Материал выбирают без трещин и сучков. Первую фигуру делают неразборной.

  1. Вытачивание всех размеров кукол.

Этап начинается после того, как готова наименьшая фигура. Следующая за ней делается чуть больше, но чтобы в нее вошла предыдущая. Заготовку разрезают на две части: верхнюю и нижнюю. Из них удаляют древесину таким образом, чтобы внутри образовалось место для меньшей куклы. Части плотно прилегают друг к другу. Так делают каждый новый размер матрёшки.

  1. Подготовка к росписи.

Перед началом росписи фигуры прошкуривают, а затем грунтуют картофельным клейстером. После высыхания будущая матрёшка готова к росписи.

Токарно-фрезерное оборудование


Матрешки и токарный станок – вещи неразделимые, особенно если ваша работа – это основа бизнеса. Некоторые мастера предпочитают работать по старинке, но это кропотливая долгая работа. Используется подобное оборудование, как и в других цехах. Мы уже рассматривали, какое оборудование нужно:

Для бизнеса лучше купить станок для матрешек, а именно токарно-фрезерный станок. Специальное оборудование сэкономит время и пригодится вам в ряде других работ с деревом.

Обратите внимание на токарно-фрезерный станок по дереву “Galaxy” (Чехия) – это оборудование, предназначенное для сложных фрезеровальных работ с деревянными заготовками.

Это оборудование подходит для изготовления:

  • ножек столов;
  • балясин;
  • художественных столбов.

Также єксплуатируется для МДФ, пластика и других материалов. Некоторые модели оборудования имеют функцию числового программного управления (ЧПУ). Это дает высокую точность выполнения работ, что улучшает результат при изготовлении сложных объектов. Отлично подходят при серийном производстве.

Станок ТФС-1550 – оборудование для профильной обработки и точения объектов. Сочетает фрезерование ручным фрезером с вращающимся инструментом дискового типа. Используется шаблон, потому с этим оборудованием можно работать без специальной подготовки.

– токарно-фрезерное оборудование по дереву. Предназначение оборудования:

  • продуктивная обработка;
  • высокая производительность;
  • простота программирования;
  • быстрая настройка под разные заготовки;
  • изготовление разнообразных изделий.
Параметры ТФС-1550 SH 1800 CNC-S
Мощность, кВт 3 5.9
Габаритные размеры, мм 2 300 х 950 х 1 350 3 500 х 1 820 х 1 900
L заготовки, мм 100 - 1 550 1 800
D заготовки, мм 20 - 250 540
Частота вращения, об/мин 4 500 - 7 000 до 3 750
Масса, кг 450 1650
Стоимость, руб. 275 000 5 822 000

Видео: как вытачиваются матрешки

Что нужно для росписи?

Перед нанесением рисунка фигуру покрывают лаком и полируют.

Наносить рисунок можно обычными красками. В этом деле не нужно искать что-то строго направленное или дорогостоящее. Достаточно выбрать между следующими видами красок:

  • гуашь (самая любимая краска среди мастеров);
  • темпера;
  • масляные краски;
  • акварель;
  • акрил.


Этапы росписи:

  1. Шлифование заготовки : краску необходимо наносить только на гладкую поверхность;
  2. Нанесение клея – процесс служит основой для будущего нанесения потали (имитация позолоты);
  3. Нанесение потали : этот материал придает изделию золотой блеск; такой процесс придает фигуре неповторимость, изысканность, эффект дороговизны;
  4. Нанесение фона : оформление всегда начинается с фона, этот этап проходит быстро и не требует больших стараний;
  5. Работа над деталями : более мелкие детали являют собой уникальную роспись, индивидуальность каждого сувенира, характер куклы; именно этот этап будет делать ваши изделия узнаваемыми;
  6. Прорисовка обводки : обводятся мелкие детали, чтобы сделать рисунок более ярким;
  7. Лакирование сувенира : последний этап, когда на готовый объект наносится защитный слой лака (от пыли, влаги), благодаря которому изделие приобретает блеск.

Нанесение рисунка – очень тонкое дело, здесь всё зависит от опыта и таланта, но для расписывания матрёшек специальное оборудование не нужно.

За основу можете брать традиционные стили росписи:

  • загорский – живописный стиль, в котором в обилии мелкие детали, позолота, используется не больше 4-х цветов;
  • семеновский – яркий стиль, простой образ;
  • мериновский;
  • полховский – вытянутая форма с четкой проработкой головы;
  • вятский: с инкрустацией соломой;
  • сергиевский – смелое сочетание цветов, обязательно наличие сарафана, передника, шали;
  • крестьянский;
  • боярский.

Роспись матрешки

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским "изобретением", хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать "спасибо"... японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.

Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки . Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи .

Когда я расписывала свою матрешку , я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.


Итак, приступим.

Для росписи матрешки нам потребуются:

  • Деревянная заготовка матрешки (ее можно приобрести в магазинах для рукоделия. В последнее время такого рода магазины стали очень популярны, поэтому, я думаю, что с приобретением заготовки пробелм не возникнет.)
  • Акриловый грунт . Если же грунта у Вас нет, то можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки.
  • Краски для росписи . Я использовала акварельные и акриловые (перламутровые) краски. Скажу сразу: акварелью расписывать матрешку сложно, потому что акварель быстро сохнет, и могут остаться некрасивые разводы. Можно вместо акварели использовать гуашь.
  • Кисти для росписи и для покрытия лаком.
  • Зубочистки . Ими очень удобно рисовать мелкие детали и точки.
  • Лак . Лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (очень блестящий, но долго сохнет). Акриловый лак не используйте ни в коем случае! Во-первых, от него течет краска, весь труд будет насмарку. Во-вторых, он совсем не блестит, поверхность будет матовой.
  • Ластик и карандаш.
  • Тряпочка.

  • Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.


    Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей:) Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.


    Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.


    Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.


    Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).


    Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.


    Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть "Пони", которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.


    Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.


    Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.


    Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.


    Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.


    Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:


    Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.


    Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.


    Приступаем к самому ответственному этапу - росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.


    Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.



    Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.


    В точечной технике оформляем кокошник и серьги.


    Декорируем сарафан:

    Низ также оформляем в точечной технике:


    Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!


    Как всегда, желаю Вам больших-пребольших успехов в творчестве! Jeiana Johanssen

    Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

    В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

    История появления промысла

    (Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки )

    Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

    (Классическая матрёшка )

    Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

    Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

    Элементы промысла

    Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

    (Матрёшечная семья из 8 куколок )

    Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

    Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

    Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

    (Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков )

    В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

    Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

    • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
    • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
    • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
    • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
    • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

    (Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины )

    Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

    Техника выполнения

    Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

    (Изготовление матрёшек )

    Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

    Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

    (Роспись готовой матрёшки )

    Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

    После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

    По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок... Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев- Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это и известные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "брендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль: обязательно шаль, передник и сарафан, при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно- педагогического музея игрушки в Сергиевом- Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

    Технология изготовления матрешки

    Шлифовка заготовки. Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

    Нанесение клея. Клей на матрешке наносится в виде узора.

    В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

    Нанесение потали.

    Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.


    Для того чтобы вылепить матрешку из пластилина, совсем не обязательно покупать специальный скульптурный пластилин. Вы можете взять обычный материал в любом магазине с канцелярскими товарами или школьными принадлежностями.

    Итак, вам понадобятся несколько кусочков пластилина разного цвета, ножик для его разрезания (обычно он продается вместе с пластилином), деревянная или пластиковая поверхность, чайная ложка, спички. Слепите тело матрешки из одного большого куска пластилина.

    Для того чтобы сделать лицо матрешки, используйте обычную чайную ложку, с помощью которой в месте для лица сделайте небольшую овальную вмятину. Скатайте небольшой белый пластилиновый шарик и поместите его в середину полученной вмятины. Затем разровняйте шарик так, чтобы получился ровный белый овал. При этом вы не должны нарушить целостность фигуры вашего сувенира. С проделайте отверстия для глаз матрешки, которыми станут маленькие шарики из черного пластилина.

    Также вы можете расписать матрешку, применив акриловые краски.

    Матрешка своими руками из бумаги

    Папье-маше – один из излюбленных видов поделок среди людей всех возрастов, ведь изделия из него получаются удивительно красивые и даже прочные. В том числе и матрешки.

    Вам понадобится любая мягкая бумага, которую найдете у себя дома. Возможно, у вас завалялись старые газеты или осталась упаковочная бумага после прошедших праздников.

    Подготовьте бумагу к работе, разорвав ее на мелкие кусочки. Не старайтесь сделать их ровными – рвите, как получится. Как только бумага готова, можно приступать к работе. Для формы идеально подойдут солонки, бокалы для пива или кувшины, которые по своей форме похожи на матрешки.

    Налейте в плоскую посуду клей ПВА и, обмакивая в нем кусочки бумаги, обклейте ими ваш кувшин или стакан. Когда вы полностью обклеите заготовку, дайте клею полностью высохнуть, чтобы ваше изделие не развалилось при снятии. Для того чтобы снять изделие с формы, разрежьте его на две части канцелярским ножиком, а потом просто склейте две части в одну.

    Последний этап изготовления матрешки из папье-маше – самый творческий и интересный. Покройте вашу матрешку грунтовкой, разровняйте наждачной бумагой и приступайте к окрашиванию. Краски можно использовать любые, главное, не ограничивать свою фантазию и не переборщить с узорами.

    Матрешка – традиционная русская кукла, которая издавна ассоциируется с русским народным промыслом, и матрешек на любой вкус можно найти сегодня в любом сувенирном магазине. Можно изготовить матрешку собственными руками – такая игрушка станет для вас особенно ценной, и вы сможете сделать необычный и оригинальный подарок друзьям и близким. Изготовить матрешку вручную можно в нескольких техниках.

    Инструкция

    Также матрешку можно изготовить в технике папье-маше. Возьмите мягкую бумагу – газетную или упаковочную, и нарвите ее на мелкие кусочки. Затем возьмите предмет, напоминающий по форме матрешку – вазу или – и начинайте оклеивать форму кусочками бумаги, смазывая их клеем ПВА. Нанесите несколько слоев бумаги, каждый слой промазывая клеем. Дождитесь полного высыхания клея, после чего аккуратно снимите папье-маше с формы. Для упрощения задачи вы можете разрезать заготовку на две части, а затем склеить их. Разровняйте поверхность матрешки шпатлевкой и загрунтуйте ее, а затем отшлифуйте мелкой шкуркой.

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения