Презентация и конспект внеурочного занятия на тему "День славянской письменности и культуры"(1 класс). Презентация на тему "день славянской письменности и культуры" Библиотечный урок презентация к дню славянской письменности

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

О празднике Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всём мире празднуют День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии.Там совершается праздничное шествие со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года и в нашей стране в этот день проводится праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдаёт дань памяти и благодарности «славянских стран учителям» .

5 слайд

Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита? Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ

6 слайд

Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата - Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их). И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

7 слайд

Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука - “дочка” греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. славянские Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм греческие Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm Эта система из 38 букв, которые должны были отобразить тончайшие нюансы славянских языков, стала называться глаголицей.

8 слайд

В конце IX и начале X веков последователями славянских просветителей был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Буквы новой азбуки требовали меньше усилий при письме, имели более ясные очертания. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название кириллицы в честь Кирилла (Константина) - создателя первой славянской азбуки.

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
дня славянской письменности и культуры
авторы: Большакова Софья, Мишина Марина, ученицы 8 класса Быковской СОШ № 14

Слайд 2

Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. И.Бунин

Слайд 3

«Кириллица» Так вот они – наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно – строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрёл у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твёрдость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И Русь над водой многопенной, Открытая вольным ветрам, «Я есмь!» - заявила Вселенной, «Я есмь!» - заявила векам.

Слайд 4

В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

Слайд 5

НАЧАЛО СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и редко задумываемся о том, когда и как возникла наша письменность. Начало письменности - особая веха в истории каждого народа, в истории его культуры. В глубине тысячелетий и столетий обычно теряются имена создателей письменности того или иного народа или языковой семьи. Но у славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях - святых Кирилле и Мефодии.

Слайд 6

Родиной братьев Константина (так звали святого Кирилла до принятия им монашества) и Мефодия была Македонская область Византии, а именно главный город области - Фессалоники, или по-славянски Солунь. Отец будущих просветителей славянских народов принадлежал к высшему слою византийского общества. Мефодий был старшим, а Константин младшим из семи его сыновей. Год рождения каждого из братьев точно неизвестен. Исследователи относят год рождения Мефодия ко второму десятилетию IX века.

Слайд 7

Константин очень рано научился читать и удивлял всех своей способностью к освоению других языков. Он получил всестороннее образование при императорском дворе в Константинополе под руководством лучших в Византии наставников, среди которых выделялись будущий Константинопольский патриарх Фотий - знаток античной культуры, создатель уникального библиографического свода, известного под названием «Мириобиблион», - и Лев Грамматик - человек, удивлявший соотечественников и иностранцев своей глубокой ученостью, знаток математики, астрономии и механики.

Слайд 8

«Учить без азбуки и без книг - это все равно, что писать беседу на воде», - отвечал Константин Философ византийскому императору Михаилу, когда тот предложил ему отправиться с просветительной миссией к моравским христианам. Константин Философ составил славянам азбуку и вместе с братом перевел первые тексты из Евангелия и Псалтири. Таким образом, 863 год в истории славянской культуры отмечен как год создания славянской азбуки, ознаменовавшей начало славянского просвещения.

Слайд 9

История создания славянской письменности имеет одну весьма интересную загадку. В IX веке у славян появились практически одновременно две системы: одна получила название глаголицы, а другая - кириллицы. Какая из азбук - кириллическая или глаголическая - была изобретена Константином Философом? Многие ученые склонны считать, что первой славянской азбукой была глаголица. Другие считают, что святой Кирилл изобрел кириллицу. Может быть, первоучителями славян были созданы обе эти системы письма, но в дальнейшем наибольшее распространение получила кириллица, которая стала основой современной русской азбуки. Но как бы впоследствии ни разрешились наукой эти вопросы, свидетельство исторических источников о братьях Кирилле и Мефодии, как о создателях славянской письменности и книжной культуры, остается неизменным.

Слайд 10

Слайд 11

Он самый молитвенный в мире, Он волею божьей возник, Язык нашей дивной Псалтири И святоотеческих книг.

Слайд 12

Начиная с 1992 года празднование Дня славянской письменности и культуры в нашей стране приобретает государственный характер. Вот уже более 20-ти лет 24 мая к памятнику святым братьям, что на Славянской площади, направляются крестные ходы из московских храмов, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Слайд 13

КОЛОМНА
ДМИТРОВ
СЕВАСТОПОЛЬ
КИЕВ
СЛОВАКИЯ
МАКЕДОНИЯ
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Слайд 14

День славянской письменности и культуры - это праздник просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов - святых Кирилла и Мефодия.

Слайд 15

Слайд 16

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) 2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863) 3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии) 4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин) 5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий) 6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец) 7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ) 8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев) 9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей) 10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский) 11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.) 12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской» (По Указу Петра Первого) 13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
Викторина

Слайд 17

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы) 15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров) 16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в XVI в.,«Апостол») 17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица) 18.Какие буквы придумали в XVIII веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й) 19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III) 20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов) 21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской) 22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму) 23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские) 24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь) 25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие) 26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В XIII-XVI в.в.)


Дни славянской письменности и культуры Дни славянской письменности и культуры государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью, стали проводить с 1991 года в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Дни Славянской Письменности


У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали. У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.


История ν ρχ ν Λόγος, κα Λόγος ν πρ ς τ ν Θεόν, κα Θε ς ν Λόγος. ν ρχ ν Λόγος, κα Λόγος ν πρ ς τ ν Θεόν, κα Θε ς ν Λόγος. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. И.А. Бунин)


На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдаленную связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные этапы письменности у них. В самом деле: для написания действительной истории необходимо использовать не только исторические хроники, грамоты, различные документы, но и отдельные, даже отрывочные записи на камнях, металлических предметах, глиняных сосудах и т. д. Уже одна находка предмета со славянской надписью часто доказывает, что в месте ее обнаружения жили славяне или, самое, малое, что жители этой местности были в общении со славянами.


Зарождение славянской письменности Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.


Виды письменности Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.


В истории развития славянской письменности мы можем различать три этапа и три разных группы. Эти три группы следующие: 1) руны, или "руница", 2) "глаголица" и 3) "кириллица" и "латинница", основанные на греческом или латинском письме До принятия крещения на Руси использовалась так называемая велесовица, имевшая сто сорок семь букв! Название это дано уже в 20 веке, по имени бога Велеса. Именно этой древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая "Велесова книга". Велесова книга - уникальный памятник древнеславянской письменности IX в. н. э. Была вырезана на деревянных дощечках славянскими волхвами-кудесниками. Охватывает двухтысячелетнюю историю миграций славяно-ариев из Семиречья к Днепру (XI в. до н.э. - IX в. н.э.), отражает их религиозно-философское мировоззрение, а также взаимоотношения со многими другими народами Европы и Азии. Велесова книга впервые переведена на русский язык ритмической прозой - строка в строку с древним текстом, который сопровождается необходимыми пояснениями и комментариями


БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ- письма и документы XI-XV вв. на березовой коре, открытые раскопками древнерусских городов. Первые берестяные грамоты найдены в Новгороде в 1951 году археологической экспедицией под руководством А. В. Арциховского. Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой (также найдены при раскопках) на специально подготовленной березовой коре. Новгородское название берестяной грамоты берёсто. Большинство берестяных грамот частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты, некоторые грамоты шуточного содержания.




Азбука Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по- старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).


Кирилл и Мефодий Славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (около) и его старший брат Мефодий (около) родились в г. Фессалоники в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе. Кирилл хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию.




Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.Перед отъездом в Моравию Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.) В 866 (или 867) Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим. Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии.


Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 866г. С 1991 года в нашей стране 24 мая официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина). Создатели славянской азбуки были канонизированы Православной церковью и почитались на Руси как великие гражданские мужи, запечатленные в памятниках и исторических мемориалах. Возрождение праздника славянской письменности и культуры


Мировые традиции праздника В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры с 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной Церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. В период празднования в Успенском соборе Кремля, во всех храмах России совершается божественная литургия, крестные ходы, в Москве у памятника святым Кириллу и Мефодию - молебен, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки икон, графики.


Слава вам, братья, славян просветители, Церкви славянской святые отцы, Слава вам, правды Христовой учители, Слава вам, грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые Мефодий, Кирилл, Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! Слава вам, братья, славян просветители, Церкви славянской святые отцы, Слава вам, правды Христовой учители, Слава вам, грамоты нашей творцы!


Глаголица Глаголица существовала самое малое за 200 лет до Кирилла. Несомненно одно: глаголица на века древнее кириллицы. Именно поэтому на старинных пергаментах (палимпсестах) всегда кириллица перекрывает глаголицу. Несомненно одно: глаголица на века древнее кириллицы. Именно поэтому на старинных пергаментах (палимпсестах) всегда кириллица перекрывает глаголицу. По мнению подавляющего большинства исследователей, «глаголица» древнее «кириллицы» Зародилась глаголица, по- видимому, на Адриатическом побережье Балканского полуострова, где она в отмирающем виде существует и теперь.


Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом. С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.




Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти! Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное Послание: Я знаю буквы: Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно – Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!


Книги Древней Руси Книги Древней Руси Искусно предки книги украшали Камнями, позолотой и эмалью. И словно драгоценные венцы, Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой. Письма славянского узорчатая вязь Орнаментом цветочным оплелась. А силуэты лесных зверей и птиц Цветами, травами и стеблями вились.


Повесть Временных Лет Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по погодичному принципу, т.е. о событиях, произошедших в течение одного года и начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»). древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Название Повесть временных лет переводится как Повесть минувших лет. Основные события – войны, основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви. Летописец не истолковывает события, не ищет их причины, а просто описывает их.


Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие самая древняя древнерусская рукописная книга. Была переписана по заказу именитого новгородского посадника Остромира и украшена переплетом-окладом с драгоценными камнями. Работа над рукописью была начата 21 октября 1056 года и закончена 12 мая 1057 года. ИЗ ПЕРВОГО ИЗБОРНИКА СВЯТОСЛАВА 1073 г. ИЗ ПЕРВОГО ИЗБОРНИКА СВЯТОСЛАВА 1073 г. Рукопись




Огромный интерес вызывает «Апостол», изданный во Львове в 1574 году типографией Ивана Федорова, с именем которого связано книгопечатание на Украине. Среди научных изданий 16 столетия имел огромное значение «Лексикон словеноросъкий и имен толкование»,созданный знаменитым учеником, поэтом, гравером, типографом Памвою Бернидою. Знаменательным событием в культурной жизни был выход «Синопсиса» Инокентия Гизеля (1674 год)-сборника повестей отечественной истории с древнейших времен до 70 годов 17 столетия. Эта книга переиздавалась более 30 раз и более чем 100 лет была учебным пособием.


В России полный список рукописной (на славянском языке) Библии был собран впервые в 1499 г. новгородским архиепископом Геннадием, но он был почти никому не известен. До этого, то есть с 10 в. до 15 в., были в ходу лишь отдельные книги древнеславянской Библии, переведенной с латинского в 884 г. БИБЛИЯ или СВЯЩЕННЫЯ КНИГИ ВЕТХАГО И НОВАГО ЗАВЕТА русскiй переводъ исполненный СВЯТЕЙШИМЪ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИМЪ СИНОДОМЪ Съ 230 рисунками ГУСТАВА ДОРЕ


Язык и письменность являются едва ли не самыми важными культуро- образующими факторами. Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры. Язык и письменность являются едва ли не самыми важными культуро- образующими факторами. Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры. Язык, великолепный наш язык, Речное ли, степное в нем раздолье, В нем клекоты орла и вечный рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше, Березовая роща. Свет сквозной, Небесный дождь, просыпанный Константин Бальмонт (1925) Константин Бальмонт (1925)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева»

Тимошенко Т.И.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Петухово 2013

Рассмотрено методическим советом

Петуховского техникума МЭСХ

Рецензент: Потапова И.А., руководитель отдела по ВР

Петуховского техникума МЭСХ.

Данная методическая разработка многофункциональна: материал может использоваться как классными руководителями для подготовки и проведения информационного классного часа, так и преподавателями русского языка и литературы для использования на занятиях в учебной группе первого курса среднего специального учебного заведения.

©Т.И.Тимошенко, 2013

Петуховский техникум МЭСХ

Методическое обоснование темы классного часа………………………….....4

План классного часа.……… …………………………………………………... 6

Информационная карта………………………………………………………….7

Дидактический материал к классному часу…………………………………. ..8

Список Web-страниц для обучаемых…………………………………………..24

Список Web-страниц для преподавателя………………………………………24

Приложение …………………………………………………………………….25

Методическое обоснование темы классного часа

Данная методическая разработка классного часа выполнена по теме «24 мая – День славянской письменности и культуры». Тема актуальна для настоящего момента: во время отсутствия национальной идеи очень важен вопрос национального единства граждан нашей страны, а День славянской письменности и культуры - единственный праздник национальной культуры в России. И к тому же сейчас, в период быстрого развития Интернета, ускорения ритма жизни, речевого пространства, снижения объемов чтения, обращение внимания на этот праздник очень важно для того, чтобы мы вспомнили об основах нашей культуры.

Форма проведения классного часа – лекция.

Лекция преподавателя сопровождается презентацией, слайды которой подобраны с учетом возрастных особенностей студентов.

Методическая разработка классного часа многофункциональна: материал может использоваться как классными руководителями для подготовки и проведения информационного классного часа, так и преподавателями русского языка и литературы для использования на занятиях в учебной группе первого курса среднего специального учебного заведения.

Данная разработка может быть использована для проведения внеклассного информационного мероприятия без внесения изменений и поправок, а также возможен выбор другого шедевра древнерусской литературы в зависимости от особенностей конкретной учебной группы (в разработке речь идёт о «Повести о Петре и Февронии Муромских» в связи с недавним введением праздника День семьи, любви и верности).

Информационная работа в учебных группах по древнерусской письменности кажется обучаемым скучной и неинтересной, поэтому каждый информационный блок сопровождается иллюстрацией на слайде презентации, благодаря чему внимание студентов фокусируется на том, о чём ведёт речь преподаватель.

Основные цели классного часа:

  • представить историю русского языка и историю славянской письменности в мультикультурном информационном пространстве современной России, рассмотреть ее как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества;
  • продемонстрировать обучающимся историко-культурную связь народов, населяющих Россию;
  • проследить особенности развития русской письменности;
  • воспитывать у обучающихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.

Данный классный час был поведён у студентов II курса Петуховского техникума МЭСХ 24 мая 2013 года.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Список Web-страниц для обучаемых

Русская православная церковь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Московского Патриарха. – М., 2005. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – М., 1999. Режим доступа: http://www.rsl.ru/ Список Государственная публичная историческая библиотека [Электронный ресурс] / Дирекция ГПИБ России. – М., 2001. Режим доступа:

День славянской письменности и культуры.

Цель:

Раскрыть значение праздника «День славянской письменности и культуры»

Задачи:

1.Прививать детям любовь к родному слову, русскому языку, отечественной истории.

2.Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки.

3.Воспитать уважение к создателям кириллицы, национальной гордости за язык.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ В СКОБКАХ УКАЗАНЫ НОМЕРА СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СЛАЙДОВ ПО ЩЕЛЧКУ.

Материалы к празднику

«День славянской письменности и культуры»(1)

Дети читают стихотворение

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон (2) разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,(3)

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Все народы, что пишут кириллицей,(4)

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

1-й ребенок-чтец

(5) Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите, кто вы?

Все хором

Мы – славяне!

2-й ребенок-чтец

(6) Своею статью все пригожие

Все разные и непохожие

Зовётесь ныне вы россияне;

Издревле, кто вы?

Все хором

Мы – славяне!

3-й ребенок-чтец

(7) Мы любим песни наши вольные,

Цветы, березы белоствольные,

Зовемся Любы, Оли, Ани,

Сережи, Коли.

Все хором

Мы – славяне!

Ведущий ( со свитком в руках ):

(8) Гой вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.

Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки и премудрые строгие батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить; умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

Вот только грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились в славянских странах два просветителя – братья мудрые, Кирилл с Мефодием.(9) И придумали они буквы, а из них составили азбуку.

Дети рассказывают о Кирилле и Мефодии и об истории создания славянской азбуки.

1-й ребенок

В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было.

Младший брат – Кирилл – мечтал: «Когда вырасту, придумаю славянам буквы».

Он был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту.

2-й ребенок

Кирилл, выучил много языков. Дали ему прозвище «Философ».(10) Но от славы и богатства он ушел в монастырь, стал монахом. Там, в тишине, вместе с братом Мефодием они составили азбуку.

1-й и 2-й ребенок вместе

(11) Много потрудились братья для создания славянской азбуки!

1-й ребенок

Братья старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке было не трудно их писать. Этими буквами потом были записаны слова многих мудрых книг. Как создателя славянской письменности святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках.(12)

Ведущий

(13) Посмотрите на свиток с буквами славянской азбуки. Вот какие красивые эти буквы!

Каждая буква в славянской азбуке особенная. Буквы отражают дух народа: мудрость, силу и красоту. Глубокий смысл заложен уже в названии каждой славянской буквы. Сейчас мы это узнаем.

Выходят дети с шапочками-буквицами на голове.

Буква «Аз»

(14) Здравствуйте! Я – буква Аз. Я азбуке начало.

По имени первой буквы азбуки начала грамоты (да и начала любого дела) назывались «азами». В старину говорили «С познания азов начинается мудрость».

Буква «Буки»

(15) А меня зовут – буква Буки. В народе говорят: «Сначала аз да буки, потом и науки».

Буква «Веди»

(16) Моё имя – буква Веди. Я всё знаю, всё ведаю.

Ведущий

А знаешь ли ты, буква Веди, о том, что наша речь похожа на сад? В этом саду растут красивые цветы: это умные, добрые слова? Пусть сейчас наши дети назовут какие-нибудь добрые слова?

Дети (называют добрые слова)

« Мама», «папа», «солнце», «прости», «спасибо», «Родина», «свет», «книга», «радуга»…

Ведущий

Давайте задумаемся о смысле некоторых слов. Например, что означают слова: (17)

«Здравствуйте»?

Пожелание здоровья, здравия.

«Спасибо»?

– «Спаси Бог».

«Благодарю»?

Дарить все блага.

«Милосердие»?

Милое, доброе сердце.

Ведущий

Изменится ли что-то в мире, если люди будут чаще говорить добрые, святые слова?

Дети (дают ответы)

Люди станут больше улыбаться, радоваться.

Мир станет добрее.

Люди станут добрее и чище…

Ведущий

Вы сумели назвать добрые слова и даже объяснить смысл некоторых слов. Как важно, чтобы в нашей жизни мы старались не только говорить, но и выполнять то, к чему призывают нас эти слова – стараться жить просто и с любовью.

А теперь отгадайте загадки.

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.(18)

(Буквы)

Русскую азбуку можно назвать младшей сестрой азбуки славянской.

Не дерево, а листочками,

Не рубашка, а сшита.

(Книга) (19)

1-й Ребенок-рассказчик

(20) Книги пришли на Русь с принятием христианства, в Х веке.

В Киевской Руси сразу же возникли школы, где обучали чтению, письму и «искусству книжному».

2-й ребенок-рассказчик

(21) Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним. Даже пословица сложилась: « Азбуку учат, на всю избу кричат».

3-й ребенок-рассказчик

Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие. О том, что письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка:

«Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело».

4-й ребенок-рассказчик

(22) Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинный».

Очиняли им перо,

Если не было остро.

А сможет ли кто-то сегодня отгадать загадку, которую придумали, в древнерусской школе:

«Пять волов одной сохой пашут»? (23)

Ведущий

Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам.

К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью.

Ребенок-чтец

(25) Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о родине своей.

Ведущий

Хотите послушать, как красиво звучал славянский язык?

Ведущий или кто-то из взрослых читает фрагмент текста на славянском языке.

Ведущий

Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных храмах.

Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!..

Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке.

1-й ребенок-рассказчик

(26) А я слышал, что про книги в старину говорили: «Прочитал от доски до доски» . Как это?

2-й ребенок-рассказчик

Издавна на Руси, чтобы книгу сохранить, обложку для нее делали из досок. Доски обтягивали кожей; закрывая книгу, обложку стягивали металлическими застежками. Такая книга долго могла послужить. А прочитать такую книгу «от доски до доски», значит – прочитать от начала до конца, от первой деревянной створки обложки до второй.

3-й ребенок-рассказчик

(27) В старинной русской школе существовала традиция – когда ученик заканчивал какую-то часть обучения: выучивал буквы, прочитывал свою первую книгу, но приносил учителю в благодарность за науку горшок каши.

После уроков все ученики вместе с учителем ели эту кашу.

1-й ребенок-рассказчик

С тех давних пор «однокашниками» стали называть тех, кто учился вместе, а значит, ел одну кашу по окончании учения.

Дети дарят учителю горшок сваренной родителями каши со словами благодарности за учение.

Ведущий

Смотрите-ка, к нам пришли ещё несколько буквиц славянской азбуки.

Буква «Глаголь»

(28) Здравствуйте! Я буква Глаголь.

Глаголить – значит «говорить», «молвить». Существует поговорка: «Слово молвишь – не воротишь».

Ведущий

Значит, чтобы сказать, надо сначала подумать. Сейчас наши ребята подумают и расскажут нам пословицы о грамоте и учебе.(29)

Дети

Сначала аз да буки, потом и науки.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Азбука – к мудрости ступенька.

Что написано пером, не вырубишь топором.

(30) - Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Красна птица пером, а человек умом.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Век живи – век учись.

Ведущий

Буква «глаголь» учит нас быть мудрыми, владеть своим словом.

Буква «Добро»

(31) Добрый день! Меня зовут – буква Добро. Про добро тоже много пословиц сложил русский народ.

Дети

(32) - Час в добре пробудешь – всё горе забудешь?

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Добро не лихо – ходит в мире тихо.

Ведущий

(33) А вот ещё славянские буквы, у них свои особенные имена: «Есть», «Жизнь», «Земля»…

Если назвать поочередно первые буквицы славянской азбуки получатся слова со смыслом:

Дети

Аз Буквы Ведаю Глагол

Добра Есть Жизнь Земли

Ведущий

(34) А вот ещё буквы: «Люди» и «Рцы».

Буква «Рцы»

Здравствуйте, я Буква «Рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь»

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Дети поют песню о Родине.

Ведущий

Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, красоте и доброте. (35) Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили они нам славянскую азбуку.

В современной русской азбуке – 33 буквы, а со старинного свитка славянской азбуки на нас смотрят 44 буквы-сестрицы.

Ребенок-чтец

(36) Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения