Павловск. Павловское кладбище. Зеленова. Кучумов. Павловский дворец перед войной и в годы блокады

Разрушенный Павловский дворец после освобождения. 1944

Анна Ивановна Зеленова (28 февраля (1913-02-28 ) , Санкт-Петербург - 16 января , Павловск) - искусствовед , литературовед , директор Павловского дворца-музея с по 1979 год .

Биография

Родилась в Санкт-Петербурге в семье заводских рабочих. Училась в 41 ФЗД (фабрично-заводский девятилетке; бывшей Петришуле) с по 1930 год . В окончила чертежно-конструкторские курсы, на которых училась с 1929 года , одновременно посещая занятия в школе. В -1933 годы преподавала черчение в Гипроспецмете и заведовала чертежными курсами. В -1934 годах работала библиотекарем в своей родной школе - 41 ФЗД.

Павловский дворец перед войной и в годы блокады

В Павловске была создана настоящая школа отечественной музейной реставрации. В 1957 году были открыты для посетителей первые залы восстановленного Павловского дворца. В 1978 году Павловск стал первым возрождённым из руин дворцово-музейным комплексом пригородов Ленинграда.

В 2005 году А. И. Зеленовой было посмертно присвоено звание Почетного гражданина города Павловска . ..

Произведения

  • «Павловский дворец-музей и парк в г. Слуцке», Л., 1939 (в соавт. с С. В. Трончинским и Ф. Н. Выходцевым);
  • «Павловский парк: Справочник-путеводитель», Л., 1954;
  • «Павловск: Виды парка», М., 1956;
  • «Снаряды рвутся в Павловске: Из восп. // Подвиг века: Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда», Л., 1969;
  • «Дворец в Павловске», Л., 1978 (2 е изд., испр. и доп. 1986);
  • «Павловский дворец. История и судьбы. Статьи. Воспоминания. Письма», Арт-Палас, Санкт-Петербург, 2006.

На Павловском кладбище есть эти две могилы, причем, они находятся друг от друга недалеко, всего в двух шагах. В них похоронены люди, которые для Павловска, для культуры всего мира сделали много - возродили после войны Павловский дворец.

Под колонной, похожей на колонну "Край света", стоящую в Павловском парке, нашла вечный покой неугомонная Анна Ивановна Зеленова (1913-1980) директор Павловского дворца-музея (1941-1979).

Она пришла на работу сюда экскурсоводом совсем юной, и поняла, что нашла свое место. В августе 1941 года была назначена и.о.директора дворцового комплекса, организовала эвакуацию экспонатов в Сибирь, в Исаакиевский собор Ленинграда. Анна вместе с научным сотрудником Вейсом ушла в ночь на 16 сентября пешком в Ленинград тогда, когда один рабочий парка - Романов - приехал на велосипеде предупредить ее, увидев немецких мотоциклистов на подступах парка. Всю блокаду Анна, как и некоторые сотрудники пригородных музеев, провела в подвале Исаакиевского собора, охраняя ценные экспонаты. Они - голодные, обессиленные - выносили на просушку картины, ковры, ворочали огромные, неподъемные ящики. 24 января 1944 Слуцк (Павловск) был освобожден.

Анна в своем кабинете. 1945 год.
1 февраля она уже была там. Масштабы разрушений ее ужаснули, но, придя в себя, отметила, что во многих местах сохранились лепнина, остатки от декоративного убранства. Первоначальная работа - консервация дворца - постепенно перешла в его реставрацию. Первые семь залов дворца были открыты уже в 1956 году.

А под этой плитой покоится Анатолий Михайлович Кучумов (1912-1993). Интересно, что у этого видного музейного деятеля не было специального образования, кроме курсов музейных работников. Но, от природы обладая феноменальной памятью, и, занимаясь любимым делом, он сумел стать непревзойденным знатоком русского жилого интерьера 19 века. Настолько его авторитет был высок в этой области, что к его советам прислушивался директор Эрмитажа Пиотровский. Во всех сложных вопросах слышалось: "Надо спросить у Анатолия Михайловича".

До войны Анатолий Иванович Кучумов был директором Александровского дворца в Пушкине. Во время войны был в эвакуации в Новосибирске, организуя охрану экспонатов из пригородных музеев Ленинграда. После войны он много ездил в поисках похищенных предметов из Ленинградских музеев. Благодаря его кипучей деятельности были найдены и возвращены негативы Павловского и Гатчинского дворца, библиотека Павловского дворца и множество уникальных экспонатов из других пригородных дворцов.

Анна Зеленова и Анатолий Кучумов, работая в одной области, были давними знакомыми. Во время блокады Анна и Анатолий постоянно переписывались, причем, Анна Ивановна, зная, что ей предстоит огромная работа по восстановлению дворца постоянно советовалась с Анатолием Михайловичем. В своих письмах она обращалась к нему: "Дорогой Анатолий Михайлович!", "Толенька! Дорогой и неоцененный мой друг!", "Дорогой мой любимый друг!", "Дорогой мой, бесконечно снисходительный к моим недостаткам и бесконечно требовательный к моим "возможностям" друг!". В свою очередь он взывал к ней: "Дорогая Анна Ивановна!", "Добрый день мой дорогой, хотя и далекий сегодня, но самый близкий друг!", "Милая Анна Ивановна!". Чувствуя свою оторванность от Ленинграда, боясь, что ему не найдется там места, Анатолий Михайлович пишет ей 5 января 1944 года: "Милая, дорогая Анна Ивановна, может быть я и ошибаюсь в этом поспешном заключении, в душе желая чтоб так и было, но нет сил больше оставаться в полном неведении. Это письмо будет последней попыткой. Либо возобновить нашу старую сердечную дружбу либо признать совершившйся факт... Я знаю, во мне очень много отрицательного, но при всем этом я очень дорожу дружбой и никогда ее не нарушу по своей воле. В Вас же я имею чуткого, отзывчивого друга, замечательного товарища, который своим ласковым сердечным словом, советом, пожеланием, помог залечить самые больные сердечные раны после многих пережитых утрат и несчастий. Вот почему я так болезненно реагирую на длительное молчание с Вашей стороны. Вы являлись той нитью, которая связывала меня с замечательным прошлым, утерянным видимо навсегда". Анна Ивановна в письме от 31 января 1944 года пишет: "Да чуть главное не пропустила! Сегодня в Ленсовет направлены списки для утверждения на вызов 5ти человек! Вызываются (по нашему всеобщему настоянию) Мамин, Трончинский,Попова, Чубова и Кучумов. Еще неизвестно последует ли разрешение, но полагаю, что... скоро увидимся."

Анатолий Иванович в Египетском вестибюле.
С 1956 года по 1977 год Анатолий Михайлович работал хранителем Государственного музея-заповедника "Павловск". Совместная деятельность Зеленовой, Кучумова и других сотрудников музея привела к восстановлению дворцового комплекса самым первым из пригородных музеев. Был создан прецедент, который показал, что можно и нужно их восстанавливать. Между тем, в 1946 году на всемирном конгрессе архитекторов в Лондоне было заявлено, что мировая культура с потерей Пушкина и Павловска понесла невосполнимые потери.

Главный хранитель возле экспозиции, посвященной реставрации дворца. 1972г.

Конечно, они оба были сильными одаренными личностями, и ожидать, что между ними не будет каких-либо трений, разногласий по отдельным вопросам - было бы глупо. Они часто спорили, ссорились, отстаивая свои позиции. Но неизменно их объединяло общее любимое дело, что оставалось самым главным и непреходящим. Анна Ивановна скоропостижно умерла, не вынося, что ее отправили на пенсию. Кучумов тяжело заболел в 1977 году, вышел на пенсию. Последние годы его поддерживала работа по написанию книг. Он автор фундаментальных трудов по истории Павловского дворца и парка и убранству русского жилого интерьера 19 века.

Зеленова читает поздравительный адрес в честь 60-летнего юбилея Кучумова. 1972г.
По-разному сложилась их личная жизнь.

Анна не вышла замуж, многие годы с ней была рядом ее мама. Затем Анна Ивановна большое участие принимала в судьбах подчиненных ей людей. Это и была ее личная жизнь. Вместе они устраивали праздники, новогодние елки для детей своих сотрудников. Несмотря на все, она была счастливым человеком. У Анатолия Михайловича была прекрасная жена - Анна Михайловна, которая с ним и похоронена. Вместе они воспитали сына.

В честь Анны Ивановны названа одна из улиц Павловска. При жизни она высказывала желание похоронить ее в парке, но последнее ее пристанище располагается на красивом, романтичном кладбище. Могилы бывших единомышленников, почетных гражданинов г.Павловска находятся рядом. И быть может, они и сейчас спорят, заходя друг к другу в гости.
Фотографии главных героев, выдержки из писем взяты из двух следующих источников:
1. А.М.Кучумов. Статьи, воспоминания, письма. - Спб.:Арт-Палас,2004.
2. А.И.Зеленова.Статьи, воспоминания, письма. - Спб.:Арт-Палас,2006.

Анна Ивановна родилась в Санкт-Петербурге в семье заводских рабочих. Училась в 41 ФЗД (фабрично-заводский девятилетке; бывшей Петришуле) с 1921 по 1930 год. В 1931 окончила чертежно-конструкторские курсы, на которых училась с 1929 года, одновременно посещая занятия в школе. В 1931-1933 годы преподавала черчение в Гипроспецмете и заведовала чертежными курсами. В 1933-1934 годах работала библиотекарем в своей родной школе - 41 ФЗД.

В 1933-1938 годах училась на эскурсионно-переводческом отделении ЛГУ и литературного факультета ЛГПИ, получив специальности искусствоведа и литературоведа. Одновременно продолжала практические занятия историей искусств и музееведением, работая экскурсоводом в Эрмитаже.

В 1934-1936 годах А. Зеленова продолжала работать экскурсоводом в Эрмитаже, Русском музее и в пригородных дворцах-музеях. Особенный интерес вызывал у неё Павловский музейный комплекс с его уникальным парком. В 1936 году А. Зеленова начала постоянно работать в Павловском дворце-музее в качестве научного сотрудника. Через некоторое время она стала заместителем директора музея по научной части, а с 21 августа 1941 года была назначена директором музея и ответственным лицом за эвакуацию музейных экспонатов.

Незамедлительно взявшись за дело, она организовала эвакуацию и тайное захоронение наиболее ценной части музейных фондов. За день до занятия немецкими войсками города Павловска - 17 сентября 1941 года, она, погрузив последнюю машину с музейными экспонатами, ушла пешком в Ленинград.

В блокадном Ленинграде А. Зеленова продолжала работу по сохранению и систематизации музейных ценностей. В феврале 1942 года она приняла должность начальника Музейного отделения Управления дворцов и парков Ленинграда. В этот период она организовывала лекции и выставки для жителей блокадного города и для фронтовиков на переднем крае обороны, в госпиталях и на кораблях Балтийского флота.

С июля 1943 она начала работать в Массовом отделе Публичной библитотеки, одновременно занимаясь организацией выставок на оборонные темы в Доме Всевобуча, в клубе НКВД и в самой РНБ. С 1 июля 1944 года она уволилась из РНБ, чтобы занять прежний пост директора Павловского дворца-музея.

Через неделю после освобождения Павловска от немецких войск, 5 февраля 1944 года А. Зеленова вернулась в Павловский дворец, чтобы начать работы по восстановлению музейного комплекса. К этому моменту музей представлял собой груду обугленных развалин.

За 28 месяцев оккупации и боев было разрушено и разграблено всё, что сотрудники музея не смогли вывезти или спрятать. Немецкие войска разрушили все павильоны, взорвали мосты и вырубили более 70 тысяч деревьев в парке. Отступая, они сожгли дворец и заминировали его руины. Казалось, что восстановить дворец будет невозможно.

Однако, через несколько дней после вступления А. Зеленовой в должность, минеры начали работы по разминированию дворца, а А. Зеленова приступила к составлению методики для его реставрации. Впоследствии этот 3-томный труд был принят за основу при восстановлении всех пригородных дворцов-музеев Ленинграда, пострадавших во время войны.

С весны 1944 года по 1978 год над восстановлением Павловского музейного комплекса работали многочисленные группы реставраторов. Под руководством А. Зеленовой и А. Трескина была проделана гигантская и беспрецедентная работа по восстановлению Павловского дворца и парка. В Павловске была создана настоящая школа отечественной музейной реставрации. В 1957 году были открыты для посетителей первые залы восстановленного Павловского дворца. В 1978 году Павловск стал первым возрождённым из руин дворцово-музейным комплексом пригородов Ленинграда.

Через несколько месяцев, 20 января 1979 года Анна Ивановна Зеленова была вынуждена уволиться c должности директора музея из-за разногласий с «партийной верхушкой» Ленинграда (в частности с Ю. Ф. Соловьевым, первым секретарем Ленинградского горкома КПСС).

Через год, в январе 1980 года она умерла от инфаркта в возрасте 66 лет и была похоронена на Павловском кладбище.

В 2005 году А. И. Зеленовой было посмертно присвоено звание Почетного гражданина города Павловска.

начала свою работу в Павловске в 1932 году: водила экскурсии, делала методические разработки, выставки. В августе 1941 года ее назначили директором музея. В первые же дни Великой Отечественной войны Анна Ивановна включилась в работу по консервации музея, подготовке к эвакуации музейных коллекций. К сожалению, все коллекции эвакуировать не удалось, часть из них была перевезена в Ленинград, в Исаакиевский собор и другие хранилища. В последний ящик, отправленный в тыл, она уложила документацию проведенной по ее заданию в предвоенные годы ландшафтной инвентаризации лучших парковых районов, созданных Гонзаго. В Сарапул и Ленинград отправила те произведения, которые придавали Павловску особое обаяние: изделия из слоновой кости и янтаря; нарядные акварели на стекле молочного цвета, исполненные Марией Федоровной в дар супругу; вышивки; а также семейный архив.

Анна Ивановна Зеленова была в числе сотрудников павловского музея, которые последними, под бомбежками и артобстрелами, буквально за несколько часов перед немецкой оккупацией Павловска покинули его пределы. Уходили пешком, вдоль линии железной дороги, как говорили, пересчитывая и запоминая место расположения буквально каждого дерева. Без этого было бы невозможно восстановление после войны парка, наполовину вырубленного немцами.

После окончания оккупации Анна Ивановна вновь увидела Павловск в феврале 1944 года: сожженный дворец стоял в руинах, великолепный парк был вырублен и изрыт траншеями. Государственная комиссия сделала вывод о невозможности восстановления музея. Зеленова была категорически не согласна с этим и начала работу по консервации сохранившегося декора. Впервые в истории музейного дела она разработала методику реставрации памятников архитектуры.

Анна Ивановна сформировала вокруг себя творческий коллектив музейных сотрудников, проектировщиков, реставраторов различных специальностей. В результате Павловский музей стал первым пригородным дворцом, восстановленным после войны. Первые его залы были открыты для посетителей в 1957 году.

Собрание Русского музея практически не пострадало - не погиб и даже не подвергся порче ни один экспонат. Это стало возможным только благодаря героическому труду музейных сотрудников по спасению, эвакуации и сохранению художественных ценностей. Коллекция музея продолжала пополняться и в годы войны. Принимал Русский музей на хранение и наиболее ценные произведения художников, оставшихся жить и работать в блокадном Ленинграде.

Часть раритетов, не вывезенных в тыл из дворцов-музеев Петродворца, Павловска, Пушкина, Гатчины, были замурованы в дворцовых подвалах или закопаны в парках. Другие музейные редкости вывезли в Ленинград, и они всю блокаду находились в специальных хранилищах, одним из которых стал Исаакиевский собор.

1 июля в Санкт-Петербурге отмечают День реставратора. В нынешнем году этот праздник приобретает особый смысл - он посвящается памяти тех, кто в годы Великой Отечественной войны спасал красоту города и возрождал ее в первые мирные годы.

Вспоминая о ней, все чаще используют эпитет «легендарная». Легендарный директор, легендарная женщина, легендарная личность... И хотя еще здравствуют люди, которые хорошо помнят Анну Ивановну Зеленову, все чаще в рассказах о ней возникают образы прекрасной сказочной героини. Это случается лишь тогда, когда дело, оставленное на земле человеком, приносит истинную радость, истинное душевное отдохновение.

«В уюте Павловска...»

Прекрасный пригород Санкт-Петербурга Павловск назван так в честь Государя Павла Петровича. Однако не сам Государь, а супруга его, Мария Федоровна, в свое время внесла в создание новой царской резиденции столько стараний и творчества, что стал этот маленький город с огромным парком известен на всю Европу.

А спустя полтора столетия, после страшной войны, другая женщина, Анна Зеленова, отдала душу свою и все телесные силы на то, чтобы Павловск возродился к жизни.

В самом деле, у этого городка - женское лицо. Милое, уютное, какое-то домашнее. Но как-то проходила я по Тройной липовой аллее Павловского парка, а в голове вдруг зазвучали строчки: «В уюте Павловска такая скрыта боль...». Так появилось стихотворение, посвященное создателям и хранителям города-музея.

И главной хранительницей, точнее - спасительницей Павловска, в XX веке стала Анна Ивановна Зеленова.

Через какую же боль прошла Анна, чтобы оставить нам прекрасный дворец и прекрасный парк? Как на постоянном преодолении собственных скорбей и скорбей Времени, смогла она, в конце концов, выйти победительницей?

Корнями Анна Ивановна Зеленова - рабоче-крестьянская. Мама, Анна Тимофеевна Платонова, родилась в Гатчине, в семье краснодеревщика; потом, уже живя в Петербурге, обучилась белошвейному делу. Отец, Иван Андреевич Зеленов, - из тверских крестьян деревни Лазарьково Радуховской волости. Служил на флоте, в Кронштадте. Во время увольнительной, в Петербурге, познакомился с белошвейкой Анечкой... Единственный ребенок, дочка, которую тоже назвали Анной, появилась на свет 28 февраля 1913 года. Любовь и трудолюбие царили в этой семье, где заработки были скромны, но постоянны: Иван Андреевич был квалифицированным рабочим, освоившим много специальностей. Трудилась и Анна Тимофеевна: в Экспедиции заготовления государственных бумаг.

А потом революция, голодный Петроград, безработица... Тяжелая болезнь приковала Ивана Андреевича к постели, Анна Тимофеевна стала ухаживать за мужем. Главной кормилицей становится школьница Аня. Она училась тогда в восьмом классе, в знаменитой немецкой школе «Петершуле». Училась с радостью и удовольствием, как все дети, одаренные от природы и согретые родительской любовью. Когда же в семье наступили тяжелые времена, юная Аня, не оставляя школу, стала работать: она была репетитором, трудилась в библиотеке, выполняла чертежи. Когда читаешь воспоминания Анны Ивановны, поражаешься тому, какой внутренний порядок был заложен в характере этой девочки. Аня успевала всюду: библиотеки, детская драматическая школа, режиссерские курсы, изучение немецкого, английского, французского (немецкий она знала лучше других языков, и это пригодилось ей впоследствии). И даже - «попытка курсов кройки и шитья».

Еще учась в средней школе, Анна поступает в Учебно-конструкторский комбинат «Техмасс», проходит практику техника-строителя, потом становится заведующей чертежными курсами. Но... «С 1933 г., - пишет в своей биографии Анна Ивановна, - я решила изменить свою специальность, так как имела постоянную склонность к области так называемых гуманитарных наук. После поступления в Ленинградский Госуниверситет на экскурсионно-переводческое отделение я перешла на педагогическую работу и музейно-экскурсионную работу... Поступив в ОПТЭ (Общество пролетарского туризма и экскурсий), я могла совмещать учебу с работой, являясь экскурсоводом Гос. Эрмитажа, Русского музея и пригородных дворцов-музеев».

Она с каким-то особым восторгом впитывала все, что дает человеку жизнь. Жизнь в городе, который еще совсем недавно был столицей Российской империи, в городе, который задумывался его создателем как образец европейской красоты и гармонии.

Собственно, сам город и стал ее главным воспитателем и учителем. И, спустя несколько лет, в страшные блокадные дни, Анна делала всё, что было в ее человеческих силах, чтобы спасти эту красоту и гармонию. Так она отдавала высокий долг - долг ученика...

В 1936 году Анна Зеленова становится штатным работником Павловского дворца-музея и парка. Занималась, в том числе, инвентаризацией музейных ценностей. Работа кропотливая, трудоемкая, а порой и... скучная. Но ведь без этого трудно себе было представить, чем в действительности владеет музей. Здесь требовались натуры усидчивые, внимательные и честные. Не случайно в июле 1941 года Анну Зеленову (тогда она трудилась в Музее истории Ленинграда) вновь призвали в Павловск - уполномоченным по эвакуации музейных ценностей.

6 июля она приехала в Павловск, а фашисты были уже совсем рядом. Для музейщиков оставались считанные дни - 16 сентября город был оккупирован гитлеровскими войсками.

Сегодня нередко приходится слышать о том, что в той войне было сделано «не так». Но давайте вообразим себе двадцативосьмилетнюю женщину, перед которой поставлена огромная задача. А враг уже подступает, а во дворце уже нет света, и в маленьком городе перебои с едой, и люди кругом охвачены паникой... Какая сила жила в этой хрупкой женщине, у которой к тому же было слабое зрение и больные ноги, - один Господь ведает. Помощники у нее были разные, у иных опускались руки. Но больше было людей смелых и честных. Вот что вспоминал о том времени Николай Викторович Вейс, исполнявший тогда обязанности главного хранителя дворца-музея: «Исправно несли свою вахту назначенные нами дежурные. Иван Романов, дежуря на своем участке, первым увидел фашистских мотоциклистов и примчался на велосипеде нас предупредить. Он выполнил свой долг. А по большому счету он спас и наши жизни, и те художественные сокровища, которые были зарыты, а планы захоронений находились у Анны Ивановны в портфеле. Это был настоящий русский человек. С нами работали настоящие русские люди, которые вели себя очень достойно в тот страшный период».

14 сентября 1941 года Анна Ивановна Зеленова и Николай Викторович Вейс пешком направились в Ленинград. Началась блокада.

Благословенный день

Когда будете в Петербурге, то непременно посетите Исаакиевский собор, но не только прекрасный верхний храм с алтарем и уникальными иконами-картинами. Надо непременно спуститься в подвал собора, где с недавних пор открыта экспозиция, посвященная музейщикам блокадной поры.

Сотрудники музеев находились тогда на казарменном положении и не уходили из собора круглыми сутками: надо было следить за сохранностью уникальных ценных предметов. Ночевали в сыром подвале. На улице - минус сорок. Не все выдерживали эти мучения: из шестидесяти сотрудников в первую блокадную зиму восемнадцать человек умерло...

А весной сорок второго в подвалы собора хлынула вода - из поврежденного водопровода и сквозь пробитую снарядом крышу. И опять нужно напрячь воображение и представить себе, как изможденные, голодные люди черпали ржавыми ведрами воду и выливали ее... прямо на площадь. Дальше не было сил идти... Но жизнь в блокадном городе продолжалась! И музейная жизнь - тоже!

Именно в это время Анну Ивановну Зеленову назначают начальником Музейного отдела Управления дворцами и парками Ленинграда, а затем - Управления по делам искусств. Звучит так обыденно, даже по-канцелярски: «управление», «отдел»... Но это было не сидение в кабинете с ворохом бумаг и приказов. По должности своей Анна Ивановна занималась регулярно обходами города: осмотр, зарисовки, обмеры, фотографирование памятников... И это опять же при постоянных артобстрелах и бомбежках, ведь блокада Ленинграда еще не была снята.

Когда же настал этот благословенный день, 27 января 1944 года, и прозвучали залпы праздничного салюта, и ожил изможденный город, ленинградцы стали считать раны... А раны эти были тяжелейшими. И представить себе, что их можно залечить, даже иным оптимистам было невозможно. И вот в очередной раз я обращаюсь к читателям этих строк: если соберетесь на экскурсию в Павловск, взгляните на фотографии разрушенного и сгоревшего дворца. И вновь представьте себе хрупкую молодую женщину, которая бежит навстречу этой руине. Она еще с трудом представляет себе, как можно из этой руины воссоздать прекрасное здание. Но она уже знает, что будет делать это.

Рядом с Анной Ивановной трудились талантливые специалисты - Федор Федорович Олейник, Наталия Ивановна Громова, Ксения Ивановна Куровская, Софья Васильевна Попова-Гунич... Но пока архитекторы и искусствоведы готовили свои реставрационные планы, нужно было сделать черную и, наверно, самую опасную работу - разбор завалов, разминирование... Анне Ивановне удалось привлечь к этим трудам...Управление аэродромного строительства, которое подчинялось НКВД!

Желание дать прекрасному Павловску новую жизнь было не только у павловчан, на воскресники приезжали жители Ленинграда - и молодые, и постарше. Это были мирные труды, это было счастье созидания. А с каким вдохновением работали на восстановлении дворца мастера-реставраторы! Это Всеволод Владимирович Полякин, Виктор Яковлевич Евсеев, Надежда Ивановна Мальцева, Тамара Петровна Шабалкина, Иван Васильевич Федотов, Михаил Маркович Козлов, Валентин Павлович Куныгин... Можно еще перечислять десятки имен резчиков, скульпторов, лепщиков, живописцев, позолотчиков - тех пионеров послевоенной реставрации, которые - нередко в прямом смысле по крохам! - воссоздавали дворец. И десятилетия не прошло, как первые дворцовые залы увидели посетители. Это ли было не истинное чудо возрождения!

Сама Анна Ивановна покидала дворец лишь тогда, когда ей нужно было ехать к очередному большому начальнику - доказывать, упрашивать, настаивать (она в прямом смысле слова жила во дворце, в маленьком помещении на антресолях - не могла расставаться со своим детищем даже на сутки).

Анна Ивановна Зеленова стала первой среди коллег-музейщиков, кто разработал и реализовал методику реставрации архитектурно-паркового ансамбля. А сколько трудов ей стоило убедить высоких руководителей в том, что во дворце должен быть именно музей, а не дом отдыха или военное учреждение (а ведь такое вполне могло случиться, как в ситуации с Александровским дворцом в Царском Селе, где долгие десятилетия после войны располагалось военно-морское заведение). Сейчас, в XXI веке, об этом тоже многие забыли: дворец - он и есть дворец, разве может быть иначе?..

И земля, и Небо

Все меньше в Павловске людей, которые знали Анну Ивановну Зеленову лично. 5 февраля нынешнего года скончалась Аделаида Сергеевна Ёлкина, ближайший друг и соратник Анны Ивановны. По воспоминаниям Аделаиды Сергеевны (большей частью) и написан этот очерк. Благодаря ее усилиям в петербургской академической Капелле 28 февраля 2013 года состоялось торжественное заседание, посвященное 100-летию Анны Ивановны Зеленовой. Было много теплых слов, музыки... Но самой красивой приметой того вечера стало то, что в зале сидели пожилые люди, лично знавшие Анну Ивановну. Многим было далеко за восемьдесят лет. Добраться из Павловска в Петербург - этим старикам невозможно, здоровье не позволяло. Аделаида Сергеевна из личных скромных средств музейщика (она была тогда старшим научным сотрудником ГМЗ «Павловск») оплатила поездку на автобусе «Икарус» - из Павловска в Петербурга и обратно - в Павловск. Позже она сказала: «Я знаю, что так бы сделала и Анна Ивановна...». Вообще, по рассказам старожилов Павловска (не только музейщиков, но и обычных жителей, ведь директора Зеленову после войны знали почти все павловчане), Анна Ивановна была человеком удивительной щедрости и отзывчивости. Один из ярких примеров тому любила приводить Аделаида Сергеевна, которая в течение какого-то времени жила вместе с Анной Ивановной и ее старенькой мамой. «Как-то поздно в квартиру нам позвонили, я открыла дверь, - рассказывала Аделаида Сергеевна. - На пороге стояла взволнованная женщина и умоляла повидаться с Анной Ивановной. Я попросила ночную гостью прийти завтра, так как Анна Ивановна уже спала. Женщина ушла. Но Анна Ивановна услышала наш разговор и велела мне догнать эту женщину, сказав, что у человека, наверно, беда и мы должны ей помочь... Я бежала по темному Павловску и, к счастью, нашла нашу неожиданную гостью...».

Анна Ивановна не имела своей семьи, детей. Ее семьей был весь коллектив музея, жители Павловска, да и просто люди, которые нуждались в тепле, заботе, внимании. Кого-то она устраивала на работу, кому-то давала приют, кого-то поддерживала добрым словом, душевным разговором...

В 1979 году Анна Ивановна пережила сильнейшую драму. Ее уволили с поста директора музея, формально сославшись на возраст. На самом деле освобождали место нужному чиновнику. К тому моменту трудовой стаж Зеленовой на директорском посту составил... почти сорок лет! Анне Ивановне предложили должность методиста по культмассовой работе. И она не ушла из любимого дворца, работая на этой скромной должности так же творчески, как и раньше. «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца» - думается, что именно так жила Анна Ивановна Зеленова, вынесшая на своих плечах и военные тяготы, и тяготы восстановления одного из самых красивых в Европе дворцово-паркового ансамбля. А вот человеческую подлость перенести было трудно. Анна Ивановна умерла 16 января 1980 года, не дожив чуть более месяца до своего 67-летия...

Юрий Васильевич Алексеев (поэт, сотрудник Павловского дворца, друг Анны Ивановны Зеленовой, к сожалению, тоже недавно ушедший от нас) произнес прекрасные слова, вспоминая похороны Анны Ивановны:

«У нее было удивительно спокойное лицо. Удовлетворенное. Либо тем, что она сделала на этой Земле, либо тем, что она увидела Там».

Постскриптум

Идея установки памятника Анне Ивановне Зеленовой уже много лет живет в Павловске. В 2007 году по инициативе «Общества любителей Павловска» на Садовой улице, рядом с храмом Св. Марии Магдалины и зданием дворцовой оранжереи был установлен закладной камень. Организован конкурс проектов памятника. Однако все эти действия проводились силами общественности... Достаточных средств на изготовление памятника нет.

В начале XX века благодарные потомки установили в Павловском парке памятник императрице Марии Федоровне, хозяйке Павловска, создавшей этот удивительный ансамбль - города, дворца и парка, - говорит Татьяна Николаевна Никитина, коренная павловчанка, создатель документального фильма, посвященного А.И. Зеленовой. - После Великой Отечественной войны под руководством Анны Ивановны Зеленовой Павловский ансамбль был восстановлен. Это принесло не только славу, но и финансовый доход государству... Нигде в мире нет памятника реставраторам, а Павловск был первопроходцем в деле восстановления и стал образцом реставрационного искусства. И мы считаем своим долгом украсить наш город памятником, который будет посвящен послевоенному подвигу павловчан и ленинградцев. Это особенно важно для воспитания молодого поколения...

Как-то на одной из пресс-конференций в Павловском дворце-музее я услышала вопрос молодого журналиста: «А разве в Павловске были фашисты, была война?». Он произнес эти слова не только из-за незнания истории, хотя это непростительно... В самом деле - невозможно вообразить себе разруху в столь дивном месте, дышащем красотой и покоем. И трудно сказать, как бы сложилась судьба этого уютного Павловска, если бы в страшные для города дни там не появилась молодая русская женщина по имени Анна...

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения