Ника гольц интересные факты. Ника Гольц. «Сейчас есть всё, нет только… предела совершенству! А потом? как рождается иллюстрация

Ника Георгиевна Гольц - российская художница, книжный иллюстратор. Заслуженный художник России.

Родилась в Москве. Отец – известный архитектор, академик.

1939-1942 - училась в Московской средней художественной школе.

В 1943-1950 гг. училась в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова в мастерской Н.М.Чернышова. Заслуженный художник России. С 1953 года работает в книжной и станковой графике в издательствах «Детская литература», «Советский художник», «Советская Россия», «Русская книга», «Правда», «Художественная литература», «ЭКСМО-Пресс» и других.

Свою первую книжку Ника Георгиевна Гольц «нарисовала» около 60 лет назад. Хотя, наверное, самая-самая случилась еще раньше. Она рано начала читать, читала много и с интересом. Именно тогда появилось первое увлечение – издавать собственные книжки. Тетрадные листочки, сложенные в несколько раз, с картинками-рисунками и собственными небольшими текстами.

«Детская книга – очень ответственная вещь. Ее можно делать на высоком уровне, максимально высоком. Я считаю, что дети все понимают. А если и не понимают, то воспринимают – интуитивно, эмоционально. Главное, не навязывать детям мультяшных зайчиков и кошечек. Много раз наблюдала, как дети в наброске очень быстро и точно понимают, какой именно дом или дерево рисуешь. Ребенок в неоконченном рисунке видит больше, чем взрослый. Ему в этом помогает непосредственность, необремененность условностями выражения. У него нет еще привычек, багажа изобразительных образов. Именно поэтому детская иллюстрация несет в себе гораздо больше ответственности. Ты даешь иногда первое зрительное восприятие ребенку, когда ему читают книгу. Если иллюстрация удачна, то впечатление остается на всю жизнь. Оно возбуждает интерес, передает смысл, иногда гораздо лучше и точнее, нежели сам текст. И оно, безусловно, воспитывает вкус.»

Её работы были на разных выставках в разных странах. Приобретены и Третьяковской галереей.

Основные работы: «Сказки» О. Уайльда; «Петербургские повести» Н. Гоголя; «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского; «Тим Таллер, или Проданный смех» Д. Крюс; «Повести и рассказы» В. Одоевского; «Сказки и истории» Гофмана; «Сказки» В. Гауфа; «Немецкая народная поэзия XII–XIX веков»; «Сказки матушки Гусыни» Ш. Перро; «Английские и шотландские народные сказки»; сказки А. Шарова «Волшебники приходят к людям», «Кукушонок, принц с нашего двора», «Мальчик-одуванчик и три ключика», «Человек-горошина и простак»; «Сказки» Г.-Х. Андерсена.

Пример иллюстраций: Владимир Одоевский «Из сказок дедушки Иринея» .

Подготовлено по материалам сети.

Награды и премии:

// Художник-иллюстратор. за иллюстрации к сборнику «Большая книга лучших сказок Г.-Х. Андерсена»

1939-1942 - училась в Московской средней художественной школе.

В 1943-1950 гг. училась в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова в мастерской Н.М.Чернышова.

С 1953 года работает в книжной и станковой графике в издательствах «Детская литература», «Советский художник», «Советская Россия», «Русская книга», «Правда», «Художественная литература», «ЭКСМО-Пресс» и других.

Основные работы:

«Сказки» О.Уайльда, «Петербургские повести» Н.Гоголя, «Чёрная курица, или Подземные жители» А.Погорельского, «Повести и рассказы» В.Одоевского, «Сказки и истории» Э.Т.А.Гофмана, «Сказки» В.Гауфа, «Немецкая народная поэзия XII-XIX веков», «Сказки матушки Гусыни» Ш.Перро, «Английские и шотландские народные сказки», «Волшебники приходят к людям» А.Шарова, «Сказки» Х.К.Андерсена, а также отдельные издания его «Снежной королевы», «Дюймовочки», «Гадкого утёнка».

Серии работ на темы произведений В.Одоевского, Х.К.Андерсена, русских сказок.

Серии пейзажей России, Дании, Шотландии, Египта.

Роспись фойе Музыкального театра для детей им. Н.И.Сац, с включением двух панно по эскизам академика архитектуры Г.П.Гольца, отца художницы.

Многие работы Ники Георгиевны Гольц находятся в музеях России, в том числе в Третьяковской галерее, и частных коллекциях в России и за рубежом - в Дании, Швеции, Германии, Италии, США.

С 1953 года Н.Г.Гольц участвует в московских, российских, всесоюзных и международных выставках.

Выставки: Канада, Индия, Дания (1964); Югославия (1968); Биеннале в Болонье (Италия, 1971); Биеннале в Италии (1973); «Книга-75»; Выставка иллюстраторов произведений братьев Гримм в Берлине (1985); Дания (г. Орхус, 1990; г. Вейле, 1993) совместно с датскими художниками.

Друзья художницы рассказывают, что когда Ника Георгиевна рисует натюрморты - букеты цветов, в цветочках обязательно сидят маленькие человечки: нимфы, эльфы. Причем взрослые не сразу замечают их, а дети смотрят на цветы и, прежде всего, видят этих сказочных человечков.

Когда рассматриваешь работы Ники Гольц, кажется, что мир сказки реален и существует где-то в известном художнице уголке планеты. Возможно, это место - любимая Никой Георгиевной Дания: «Это небольшая страна, но она - колоссальная. Потому что в неё вмещается такое разнообразие разных пейзажей: там и дремучий лес, причём удивительной красоты;
там такие дубы удивительные - они растут немножко иначе, чем наши дубы. Они ветвятся от корня - это знаменитые дубы Умольса. Мне так повезло, что почти 20 лет у меня там есть очень близкие друзья, и мы с ними объездили всю эту удивительную страну. Там я видела церкви XI века с росписями, которые тоже ни на что не похожи. Это уже христианство, но их ещё викинги расписывали. Это что-то такое особенно датское. Дания - это и мой любимый художник Ханасхое, которого я называю иногда «датский Серов». Спасибо Дании. За её красоту, за её доброту, за её удивительное обаяние».

В детстве картинки в книгах воспринимаются как должное, и если писателя мы иногда все-таки запоминали, то художник обычно навсегда оставался безымянным и неславным. И уходят они так же: незаметно, без информационной шумихи. Нет, повзрослев, мы обычно понимаем, что детство сделало нам царский подарок — целое созвездие талантливейших книжных иллюстраторов. Но обычно только любители помнят их пофамильно: Чижиков, Семенов, Диодоров, Мигунов, Трагоуты, Владимирский, Токмаков, Вальк, Калиновский, Иткин, Елисеев, Монин, Скобелев, Алфеевский, Митурич — всех все равно не перечислить.

Ника Георгиевна Гольц была едва ли не единственной дамой, полноправно утвердившей за собой место примы в этом блистательном поколении иллюстраторов. Причем если «мальчики», как она их называла, практически сплошь были «птенцами гнезда Дехтерева»: оканчивали возглавляемое им отделение книжной графики в Суриковском институте, то Гольц оказалась в иллюстрации по большому счету случайно. Начинала она как художник-монументалист и училась на отделении у знаменитого Чернышева. Но расписывать фрески и делать сграффито ей не довелось — единственной монументальной работой Ники Гольц осталась роспись фойе Музыкального театра для детей имени Сац.


Отец художницы академик архитектуры Георгий Гольц погиб в автокатастрофе, когда она училась на третьем курсе. Надо было как-то кормить семью, и Ника Георгиевна стала подрабатывать, рисуя открытки и иллюстрируя сборники в «Детгизе». В 1956 году она делает свою первую книжку — тоненького «Стойкого оловянного солдатика» Андерсена, после чего, как она сама признавалась, поняла наконец, что иллюстрация уже не приработок, а дело всей жизни, которая, на наше счастье, оказалась долгой.

Первая книжка оказалась символичной: Андерсен стал ее главным автором, его книги она рисовала долгие годы, проиллюстрировала все переведенные у нас сказки, и в Дании, где прошло несколько ее выставок, даже создали частный музей Ники Гольц. Именно за Андерсена в 2005 году она получила серебряную медаль Академии художеств, а год спустя за иллюстрации к сборнику «Большая книга лучших сказок Андерсена» была награждена дипломом Г.-Х. Андерсена Международного совета по детской книге.

Впрочем, великим датчанином творчество Ники Гольц отнюдь не исчерпывается. Был Гофман — тоже практически весь. Был Погорельский — переиздание его «Черной курицы», последний раз выходившей едва ли не до революции, именно Гольц в свое время продавила в «Детгизе» и этим «возвращением» всю жизнь гордилась больше, чем званием заслуженного художника России. Были едва ли не все западноевропейские сказочники: от братьев Гримм до Пройслера. Были сказки народов мира: от Мезоамерики до Африки; были многочисленные иллюстрации к советским авторам, работавшим в полузабытом ныне жанре повести-сказки. Были работы в станковой живописи, выставки в Канаде, Индии, Дании, Югославии, Италии и Германии.

Была, наконец, искренняя любовь детей, ни разу не испытавшая охлаждений. На наше счастье, творчество Ники Георгиевны оказалось не только разнообразным, но и очень долгим. Она рисовала всегда, ежедневно и весь световой день — все интервью только в сумерках, чтобы не терять времени. Даже в те пять лет на сломе эпох, когда издательства, шалея от фарта, сбивали книжный голод населения тоннами переводных «Анжелик», «Майков Хаммеров» и «Драконов Перна», а отечественные иллюстраторы оказались никому не нужны, все равно рисовала, ни на йоту не утратив ни техники, ни таланта. И уже через несколько лет после недолгого забвения издательства стояли к ней в очереди, и даже в 86 лет ее время было распланировано на год вперед. А дальше она просто не загадывала.

Ника Георгиевна Гольц (10 марта 1925 - 9 ноября 2012) - советская и российская художница, известная прежде всего как книжный иллюстратор. Заслуженный художник Российской Федерации.

Жизнь и творчество

Отец - Георгий Павлович Гольц, ученик В. А. Фаворского, академик архитектуры, театральный художник и график.

В 1939-1942 годах Ника Георгиевна училась в Московской средней художественной школе, в 1943-1950 гг. - в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова на монументальном отделении в мастерской Н. М. Чернышёва. Первоначально увлекалась фресковой живописью, однако мастерскую Чернышёва закрыли (в 1949 году вместе с рядом других «формалистов» он был уволен из МГХИ), и проявить себя в этом жанре ей удалось лишь однажды и позже: ей принадлежат фрески в здании детского музыкального театра имени Наталии Сац в Москве, в том числе два панно по эскизам её отца Георгия Гольца.

С 1953 года работала в книжной и станковой графике. Книги с иллюстрациями Ники Гольц выходили в издательствах «Детская литература», «Советский художник», «Советская Россия», «Русская книга», «Правда», «Художественная литература», «ЭКСМО-Пресс» и других. Известна иллюстрациями сказок и фантастических произведений (фольклор, Гофман, Гоголь, Перро, Андерсен, Одоевский, Антоний Погорельский и др.)

Выставки

Канада, Индия, Дания (1964); Югославия (1968); Биеннале в Болонье (Италия, 1971); Биеннале в Италии (1973); «Книга-75»; Выставка иллюстраторов произведений братьев Гримм в Берлине (1985); Дания (г. Орхус, 1990; г. Вейле, 1993) совместно с датскими художниками.

Награды

  • Заслуженный художник Российской Федерации (2000) - за заслуги в области искусства

В 2006 году Ника Георгиевна Гольц награждена Дипломом Х.-К. Андерсена Международного Совета по детской книге (IBBY) за иллюстрации к сборнику «Большая книга лучших сказок Андерсена».

"Книга — это театр. Художник-иллюстратор разыгрывает спектакль. Он и автор, и актер, и мастер по свету и цвету, и главное, режиссер всего действа. Должно быть продуманное чередование сцен, должна быть своя кульминация. Меня всегда увлекало это решение книги, как спектакля."

"Ребенок видит больше, чем взрослый. Ему помогает непосредственность, необремененность условностями изображения. Поэтому так важно первое впечатление от книги. Оно остается на всю жизнь. Подчеркивает мысль, воспитывает вкус." Ника Гольц

Заслуженный художник России.

Окончила Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, мастерскую Н.М. Чернышова.
В книжную иллюстрацию пришла в 1955 году.
В 1956 году в издательстве "Детгиз" вышла первая проиллюстрированная ею книга "Стойкий оловянный солдатик" Г.-Х. Андерсена.
Работала в книжной и станковой графике в издательствах "Детская литература", "Советский художник", "Советская Россия", "Русская книга", "Правда", "Художественная литература", "ЭКСМО-Пресс", "Махаон" и др.
В 2006 году награждена Дипломом Х.-К. Андерсена Международного Совета по детской книге (IBBY) за иллюстрации к сборнику "Большая книга лучших сказок Андерсена".

Книги с иллюстрациями художника

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения